Сатана что это значит про людей

Кто такой сатана и откуда он появился

Сатана – что это означает

Слово «сатана» имеет еврейское происхождение и переводится как «противник». Кто такой сатана и откуда он появился? Так в христианстве именуется глава злых духов, противник Бога и небесных сил, враг всего человеческого рода.

Другие имена сатаны – дьявол, Вельзевул, Люцифер. Последнее означает «несущий свет» или «сын зари». Оно представляет собой латинский перевод еврейского слова «хейлель» («утренняя звезда»). В русской же традиции слово было переведено как Денница. Эти имена отсылают нас к истории появления сатаны.

Кто такой сатана и откуда он появился

Согласно церковному Преданию, ещё до создания материального мира и людей Бог сотворил множество разумных бесплотных духов – ангелов. Их призвание заключалось в служении Всевышнему. Денница (Люцифер) был главным и наиболее приближённым к Богу ангелом. Однако он возгордился и восстал против Творца, желая сравняться с Ним.

Именно через Денницу в мир вошло зло. Оно не существовало изначально. Зло – это не «естественный противовес добра», а осознанное удаление от Бога и Истины. Поэтому зло противоестественно. Вот что об этом говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Зло — не самостоятельная сущность, оно возникает по мере удаления от добра. Падший ангел был первым, кто противопоставил себя Богу и отдалился от Него. Первым, кто стал сатаной — средоточием и абсолютным проявлением зла».

Путём обмана Денница соблазнил на бунт часть ангелов. Он убедил их в том, что они смогут быть равными Богу. Это привело к великому противостоянию между злыми духами и теми, кто остался верен Богу. Добрые ангелы одержали победу и низвергли бунтовщиков с небес. Падшие духи стали бесами (демонами), а их предводитель – сатаной, то есть противником Бога. Вместо свободы в Боге они избрали свободу от Бога. Демоны ненавидят Всевышнего и Его главное творение – человека.

Приведём слова религиозного мыслителя Н.Лосского о том, как появился сатана:

«Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе… Эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога» («Догматическое богословие»).

Сатана в Ветхом Завете

В ветхозаветной Книге Бытие сатана представлен в образе искушающего змея. Он предложил Адаму и Еве ослушаться Бога и вкусить запретный плод с Древа Познания добра и зла. Грехопадением первые люди лишили себя блаженства единения с Творцом. Они стали подвержены скорбям и смерти. Таким образом, первопричиной появления греха и смерти является именно сатана. Однако на первых людях лежит ответственность за нарушение Божественного запрета и подчинение злу.

Также в Книге Бытия присутствует пророчество, которое Бог произносит змею, то есть сатане:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Сатана и Иов

Сатана упоминается в ветхозаветном повествовании о богобоязненном праведнике Иове. Он жил в достатке и благополучии вместе со своим многочисленным дружным семейством. Сатана сказал Богу, что благочестие Иова обусловлено лишь его земным счастьем. Мол, если праведник лишится всего этого, то непременно возненавидит Всевышнего. В ответ Бог позволил дьяволу подвергнуть Иова всем испытаниям земной жизни.

Сатана постепенно лишал Иова всех богатств и детей, а затем наслал на него страшную болезнь (проказу). Страдалец удалился от людей и стал бродягой. Но он всё равно отказывался хулить Бога, говоря:

«Неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10).

Любые скорби в те времена считались справедливой Божьей карой. Жена и друзья Иова думали, что он страдает за некие тайные грехи. Праведник же не понимал причин страшных скорбей. В слезах Иов просил Бога засвидетельствовать перед родными его невиновность. Господь же не только выполнил просьбу, но и положил конец его страданиям.

Бог исцелил и наградил Иова за его долготерпение. У него снова родилось множество детей, а богатство удвоилось по сравнению с прежним. Праведник прожил ещё более ста лет. Своим смирением он посрамил сатану и стал примером для всех нас. Праведный Иов является прообразом Иисуса Христа. Господь пострадал ради нашего спасения, а затем прославился Своим славным Воскресением.

Сатана в Новом Завете

Противостояние с дьяволом и победа Иисуса Христа отражены в Новом Завете. Указано, что Спаситель пришёл, «чтобы разрушить дела дьявола» (1.Ин. 3:8) и Своей смертью лишить его власти (Евр. 2:14). Лукавый безуспешно пытался искушениями воздействовать на человеческую природу Христа, когда Он постился в пустыне после Крещения (Матф. 4:1-11). Сатане недоступна тайна Боговоплощения. Поначалу он не мог знать наверняка, действительно ли Иисус является долгожданным Мессией. С помощью искушений дьявол намеревался сбить Христа с уготованного пути.

Первым было искушение хлебом. Сатана предложил истощённому Христу превратить камни в хлеба и с их помощью утолить голод. Господь же ответил словами из Второзакония:

«Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Христос отмечает, что высшее благо в жизни человека имеет духовную природу, а не материальную.

Второе искушение связывают с грехом гордыни. Оно заключалось в предложении дьявола сброситься с вершины Иерусалимского храма. Лукавый указал на то, что Бог пошлёт ангелов, которые подхватят Христа и не дадут Ему погибнуть. Такое очевидное чудо поразило бы людей, и они немедленно признали бы Его Сыном Божьим. Господь же напомнил о недопустимости потребительского отношения к Богу:

«Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Христос отказался порабощать волю людей силой чуда. Ведь подлинное спасение заключается в искренней вере, покаянии и добродетелях. Спаситель проповедовал, прежде всего, словом Истины, обращаясь к сердцам людей.

Третьим было искушение властью. Сатана предложил Христу поклониться ему и пообещал за это власть над всем миром. Господь же отказался предавать Бога-Отца и признавать власть дьявола:

«Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8).

Спаситель остался верен воле Отца. Христос стал истинным Царём, но пострадав на кресте, а не принимая власть из рук врага. После третьего искушения дьявол оставил Спасителя и к Нему приступили служить ангелы (Мф.4:11).

Как победить сатану

Перечисленные искушения являются главными для человека. Отвергши их, Господь показал нам пример должной борьбы и победы над силами зла. Апостол Павел учит о Христе:

«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь (Евр. 2:18).

Дьявол в Новом Завете именуется «лжецом», «отцом лжи», «человекоубийцей от начала» (Иоан. 8:44), «князем мира сего» (Иоан. 14:30), «искусителем» (Мф. 4:3), «драконом» (Откр. 20:2). Отмечается, что сатана вошёл в Иуду перед его предательством Спасителя (Лк. 22:3). Господь упоминает, что видел падение сатаны с неба (Лк. 10:18). Подробный же рассказ о том, как появился дьявол, содержится в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 12:7-9).

Священное Писание называет победителями над сатаной всех последователей Христа:

«Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник… Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Откр. 12:10-11).

Также в Откровении указано, что во время Второго Пришествия Христа сатана будет окончательно побеждён и наказан заключением в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7-10).

Влияние сатаны на людей

Сатана ненавидит Творца и человека. Творца – за то, что Он стоит выше. Человека – за то, что он создан по образу и подобию Бога и получил от Него дары, которые выше даже ангельского призвания.

«Человека, стоявшего так низко… [Христос] посадил на небесах, на троне. Того, который был ниже камней, поставил выше ангелов, архангелов, престолов, господств» (Святитель Иоанн Златоуст, «Толкование на послание к Колоссянам»).

Протоиерей Иоанн Кудрявцев объясняет:

«Господь принял человеческое естество для того, чтобы спасти не ангелов, а спасти людей. И тем самым поставил человека гораздо выше ангелов. И мы должны помнить о своем высоком достоинстве и призвании. Господь призывает нас к тому, чтобы мы тоже предстали у Престола Божия. Чтобы мы оказались в Царствии Небесном. И в этом ангелы только служители, только помощники».

Злые духи отказались от своего благородного призвания, а к самостоятельному творчеству они не способны. Поэтому их бытие направлено на разрушение Божьего творения. Сатана и его помощники стремятся отвести людей от Господа и таким образом погубить их души. Также демоны могут мучить человека болезнями и прочими скорбями (Лк. 13:16).

О ненависти сатаны к людям красноречиво говорят строки Священного Писания:

«Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5:8).

Он воздействует на людей с помощью лжи и коварства. Апостол Павел учил, что лукавый даже может принимать ангельский облик (2Кор. 11:14). Приведём слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

«Главной задачей дьявола на все времена была, есть и будет борьба против Бога за души людей, где место битвы – сердца человеческие. Всё то малое зло, которое успеваем натворить мы, грешные люди, приводит в совокупность главный дирижёр – сатана. Мы в своём обольщении забываем Бога, забываем небо, забываем вечность» («Ангел молитвы»).

Любая связь с сатаной ведёт к гибели души

Интересующимся, кто такой дьявол и откуда он взялся, следует знать, что христианство строго осуждает любое взаимодействие с сатаной. Например, колдовство, магию, гадание. И в Православии, и в католицизме христианин должен отречься от сатаны во время Крещения. Это Таинство освобождает человека от бремени первородного греха. Даваемая при Крещении Божественная благодать помогает христианину защититься от влияния дьявола.

Отдельно стоит сказать об опасности любых попыток заигрывания с сатаной. Романтические представления о нём как о «свободолюбивом и мятежном духе» являются наивными и духовно пагубными. Использование дьявольской силы для «благих целей» неизбежно приведёт к итоговой гибели человеческой души. Поэтому любые попытки заключить с сатаной «взаимовыгодный контракт» – это духовное самоубийство.

Действие сатаны на человека иногда допускается Богом для того, чтобы мы учились духовной борьбе и закаляли в ней свои души. Преподобный Максим Исповедник говорит, что попускаемые искушения помогают нам осознать опасность и мерзость греха, а также нашу собственную духовную немощь. Святой отмечает, что искушения учат нас ценить добро и видеть в Боге единственный источник спасения («Главы о любви»).

Источник

Кто такой в реальности сатана или тот же дьявол? Кто такие демоны, что выдумка, а что правда

Сатана что это значит про людей. Смотреть фото Сатана что это значит про людей. Смотреть картинку Сатана что это значит про людей. Картинка про Сатана что это значит про людей. Фото Сатана что это значит про людей

Сатана, это миф или реальность? Сатана: кто это на самом деле?

У нас есть абстрактное понимание кто такой или что такое сатана. Сегодня мы проясним этот вопрос. Также не сможем обойти тему, кто такие демоны, люцифер. В действительности куда все интересней, и в тоже время — проще. Главное — избавимся от догм.

Сначала мы коснемся тонкого мира и сущностей этого мира. Когда разберем этот вопрос, нам будет легче понять главный вопрос темы. Это важно.

Кто такие демоны

Итак, мы живем в трехмерном измерении. Эта реальность действительна лишь для нас. Мир куда сложнее и разнообразней, чем мы себе можем представить. Мы вообще мало что себе можем представить за рамками трех измерений, ограниченными высотой, шириной и длиной.

Плюс к этому — время, которое течет на нашей планете именно так и не иначе, и только в нашем восприятии.

В других измерениях также есть живые существа.

Если мы ограничены пятью грубыми материальными элементами, как: земля, огонь, воздух, вода и эфир, то в тонких измерениях нет этих грубых элементов, а значит и нет тел, которые состоят их этих элементов.

Как говорит наука, наше тело на 80% состоит из жидкости, то есть — воды.

Но дух, как антиматериальная энергия, никак не связана с материей.

Поэтому, жизнь может быть в разных формах, в том числе в телах не видимым нашему глазу и неподвластно материальным инструментам.

Все о дьяволе (люцифере) или кто живет в ином мире

Итак, в невидимом мире, а также в недосягаемом для нас мире, есть разные виды живых существ, которые для нас могут быть в демоническом или дьявольском образе. Это живые существа, которые не привычны нашему восприятию.

Но это вовсе не значит, что они демоны.

Есть живые существа, которые враждебны к нам. И даже не из-за того, что мы не так что-то делаем, а просто потому, что они питаются энергией живых существ. Как лев. Он не враг и не друг нам. Но если он голоден, лев может нас съесть.

Если в грубом мире мы питаемся грубой пищей, то в тонком мире питаются за счет энергии других. В данном случае демоны — пожиратели чужой энергии.

Не говоря уже о Христианских взглядах, в нашем восприятии, для нас это демоны. Повторюсь. То, что не привычно для нас, вовсе не значит, что это неестественно для всего мироздания. Мы думаем, что это демоничные существа, поскольку живем в другом «поле» и в другом сознании.

Но есть и другой подвид живых существ, который чуть ближе к нам, как в нашем привычном сознании, так и в досягаемости.

Сатана что это значит про людей. Смотреть фото Сатана что это значит про людей. Смотреть картинку Сатана что это значит про людей. Картинка про Сатана что это значит про людей. Фото Сатана что это значит про людейДопиться до чертиков

Например, в нашем понимании, черти, или нечто подобное, действительно существуют. Когда кто-то, в своей жизни допивается до чертиков, то он спускается на тот уровень сознания, где действительно видит этих чертей. У меня были знакомые, которые признавались мне, что видели их.

Это сущности исполняют роль экспедиторов наших душ в места, где душе ведущей неблагочестивый образ жизни, придется страдать за свою прошлую жизнь.

Они ждут не всех.

Грубо говоря — только самых отъявленных пьяниц и негодяев.

В ад? Все также проще и сложнее одновременно. Здесь не буду тратить ваше время. У меня есть отдельная статья, — рай и ад, мифы и реальность. К справедливости сказать, тонкий мир наполнен и другими, более дружелюбными живыми существами. В статье по вышепреведенной ссылке, мы также разобрали этот вопрос.

Итак, демоны это не обязательно те, кто пытается мешать нам спать или заниматься духовной практикой.

Кто такой сатана или люцифер?

Итак, сатана: кто это или что это? Сразу для вас есть хорошая новость!

Сатаны не существует. Сатаны, как личности нет.

Какой же это Бог, если он воюет с темной силой и никак не может ее победить? Тогда это не Бог. Бог вообще и не воевал с ним никогда.

По определению Бог ни с кем не враждует.

Другой вопрос, что есть энергия этого материального мира, которая недружелюбна к нам или тянет нас вниз.

Первое, — мы уже упомянули это выше. Так называемые, условно демонические живые существа.

Второе — это наша с вами падкость на материальные «прелести» этого мира. Вот именно это является источником иллюзии, что за счет материальных благ мы будем счастливы. Материальное благосостояние может помочь почувствовать себя счастливым, но сделать счастливым — невозможно, потому, что мы имеем иную природу.

Духовную природу. Мы душа. Вечная душа.

Мы сами для себя дьявол и сатана. В нас есть и ведут борьбу две части. Одна духовная, вторая материальная.

Условно, люцифер или сатана, это материальная энергия, которой, в том или ином виде, как красота, богатство, статус и так далее, мы прельщаемся и забываем о своем настоящем я.

Сатана что это значит про людей. Смотреть фото Сатана что это значит про людей. Смотреть картинку Сатана что это значит про людей. Картинка про Сатана что это значит про людей. Фото Сатана что это значит про людейДве стороны нашего я

Еще точнее, весь материальный мир, это незначительная часть всего мироздания Бога, только для тех душ, которые захотели забыть Бога и быть сами по себе.

И суть материальной энергии сделать так, что бы мы не могли о Нем вспомнить ровно столько, сколько сами захотим.

Мы желали сами стать словно Бог? Пожалуйста! Все «прелести» для этого есть. Это и есть сатана нашей души, нашего заблуждения и забвения. Заблуждения, что мы все можем контролировать сами. При том, точно не знаем, что с нами будет завтра.

Кстати, с древнеславянского, прелесть, это коварство, обман.

По сути, материальная энергия играет роль слуги Бога в его общем плане и мироздании. Сатана в безличной форме материальной энергии, выполняет предназначенную ему роль.

Сатана: кто это или что это? Дополнение

По своему неведению называем не понятную нам материю дьяволом или сатаной. А точнее, до нас это так донесли из поколения в поколение. В то время обычные люди могли понять только так. Джордано Бруно сожгли, что говорить о более высоких знаниях? Сейчас за это никого не сжигают, но догмы остались прежними! С точки зрения высших энергий и знаний, мы все еще находимся на примитивном уровне сознания. Например, убиваем себе подобных.

Вот и все. Ничего более.

И нет никакой вечной войны и борьбы добра и зла.

Каждый идет своей дорогой, согласно своим желаниям. По своей карме получает то, что заслужил. В этом мире реализует свои материальные желания.

С вашего позволения, еще раз. Материальная энергия, это также энергия Бога, поскольку Он создатель всего. Его духовная энергия служит для чистых душ в их желании быть рядом с Богом. Материальная энергия служит для реализации наших личных материальных желаний, кто хочет пробовать себя вне Бога.

У материальной энергии есть две основные задачи:

Первая — помочь забыть о своем я и о Боге, чтобы ничего не мешало погрузиться во все «радости» материального мира.

Вторая — из жизни в жизнь, переселяясь из тело в тело, спотыкаясь и поднимаясь, душа начинает понимать, что искала свое счастье не там. Материальный мир самая подходящая для этого площадка. Здесь сами набиваем свои шишки, поскольку чужой опыт — не опыт.

Сатана: кто это на самом деле в современном мире. Заключение.

Мир меняется. Наше сознание расширяется, мы становимся более гибкими. Наши дети, уже более свободны, чем мы. Они приходят сюда уже более раскрепощенными в своем мироощущении и взглядах. Их дети будут также мыслить иными категориями. Так и должно быть. Из поколения в поколение с более чистым и свободным сознанием.

От времен сожженого Бруно до свободных и широких взгядов.

Богу незачем держать нас в страхе. Страх сковывает и ограничивает. И наоборот. Чем свободней наше сознание, тем глубже мы сможем понять духовные истины, самого себя. Личность с большой буквы, не может быть с подавленной свободой.

Страх идет от невежества. Это и есть наш внутренний люцифер.

От многих догм и предрассудков пора избавляться. Многих давно не устраивает, как до нас доносят духовные знания. Отчасти, поэтому мы и не торопимся принимать духовную составляющую в нашу жизнь, ведь многое из услышанного нас смущает. Что-то никак не вяжется между собой, а что-то не логично.

Сатана — миф, как живая личность. И сатана, это реальность, как наше второе я в наших, материальных желаниях.

Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала Вашему чтению.

Источник

Сатана

Cатана́ (от ассир. ܣܵܛܵܢܵܐ, Sátāna ивр. ‏שָׂטָן‏‎ śāṭān, др.-греч. σατανα satana, арам. סטנא sóṭono, геэз śayṭān – «сатан(а)» – «про­тив­ник», «кле­вет­ник») – падший дух, одно из наиме­но­ва­ний дья­вола.

Как еще назы­ва­ется сатана в Свя­щен­ном Писа­нии?

В Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ются и другие наиме­но­ва­ния сатаны: он также назы­ва­ется дра­ко­ном ( Откр.20:2 ), боль­шим крас­ным дра­ко­ном ( Откр.12:3 ), вели­ким дра­ко­ном и древним змием ( Откр.12:9 ), жесто­ким анге­лом ( Притч.17:11 ), злым анге­лом ( Пс.77:49 ), злым духом от Бога ( 1Цар. 16:14 и др.), иску­си­те­лем ( Мф.4:3 и др.), князем бесов­ским ( Мф.12:24 ), князем мира сего ( Ин.12:31 и др.), лживым духом ( 3Цар.22:22 ), лука­вым ( Мф.13:19 ), отцом лжи ( Ин.8:44 ), чело­ве­ко­убий­цей от начала ( Ин.8:44 ), веель­зе­ву­лом ( Мф.12:24 ), ден­ни­цей ( Ис.14:12 ).

Кто создал сатану?

В начале времен Бог сотво­рил огром­ное коли­че­ство Анге­лов, и уста­но­вил между ними иерар­хию, при кото­рой нижние чины под­чи­ня­ются высшим. Одним из высших Анге­лов был Ден­ница – силь­ный, умный, кра­си­вый и при­бли­жен­ный к Богу Ангел. Но Ден­ница воз­гор­дился своим высо­ким поло­же­нием, пере­стал выпол­нять Божии пове­ле­ния и всех осталь­ных Анге­лов, под­чи­нен­ных ему, стал под­стре­кать к бунту против Бога. И тогда Архан­гел Михаил, во главе сохра­нив­шего вер­ность Богу боль­шин­ства Анге­лов, всту­пил в сра­же­ние и, с помо­щью Божией, низ­верг с Неба Ден­ницу (кото­рый стал назы­ваться дья­во­лом, сата­ной, сата­наи­лом) с дру­гими пад­шими анге­лами (бесами, демо­нами).

Будет ли анти­христ вопло­ще­нием сатаны?

Порой можно встре­титься с утвер­жде­нием, что подобно тому, как Гос­подь вопло­тился от Девы, так и сатана в послед­ние вре­мена тоже вопло­тится в чело­века. Такое мнение явля­ется ложным и Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью не раз­де­ля­ется. Св. Иоанн Дамас­кин (Точное изло­же­ние, кн. 4, гл. 26) пишет: «Не сам диавол сде­ла­ется чело­ве­ком, подобно тому, как воче­ло­ве­чился Гос­подь, да не будет! Но родится чело­век от блу­до­де­я­ния и примет на себя все дей­ство­ва­ния сатаны, ибо Бог, пред­видя буду­щее раз­вра­ще­ние его воли, попу­стит диа­волу посе­литься в нем». Слова св. Иоанна Дамас­кина согласны с уче­нием Свя­щен­ного Писа­ния об анти­хри­сте: «Кото­рого при­ше­ствие, по дей­ствию сатаны, будет со всякою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными» ( 2Фес.2:9 ). При этом сатана даст анти­хри­сту «…силу свою и пре­стол свой и вели­кую власть» ( Откр.13:2 ). Какая власть и сила име­ются в виду? Сам сатана так гово­рит о своей власти: «…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими цар­ствами и славу их, ибо она пре­дана мне, и я, кому хочу, даю ее» ( Лк.4:6 ). Согласно Писа­нию, анти­христ будет обла­дать как рели­ги­оз­ной, так и поли­ти­че­ской вла­стью.

Каким ору­жием Архи­стра­тиг Михаил побе­дил сатану?

Воз­можно ли спа­се­ние сатаны?

Спа­се­ние без пока­я­ния невоз­можно, но сатана – падший ангел – бес­те­ле­сен, поэтому, как пишет св. прп. Иоанн Дамас­кин в «Точном изло­же­нии пра­во­слав­ной веры», как и всякий ангел вслед­ствие своей бес­те­лес­но­сти не спо­со­бен к пока­я­нию, чело­век же полу­чил пока­я­ние ради немощи тела.

Почему Бог не уни­что­жит сатану?

Св. свт. Иоанн Зла­то­уст на вопрос, почему Бог не уни­что­жит сатану, гово­рит в своем труде «К Ста­ги­рию подвиж­нику»: «…Он посту­пил так, забо­тясь о нас… Если бы лука­вый овла­де­вал нами насильно, то этот вопрос имел бы неко­то­рую осно­ва­тель­ность. Но так как он не имеет такой силы, а только ста­ра­ется скло­нить нас (между тем как мы можем и не скло­няться), то зачем устра­нять повод к заслу­гам и отвер­гать сред­ство к дости­же­нию венцов. Бог для того оста­вил диа­вола, чтобы те, кото­рые были им уже побеж­дены, низ­ло­жили его самого».

Упо­ми­на­ется ли сатана в Ветхом Завете?

Древ­не­ев­рей­ское слово ‏שָׂטָן‏‎ (сатан) в Ветхом Завете, конечно же, есть. Чаще всего мы нахо­дим его в книге Иова, напри­мер: «И был день, когда пришли сыны Божии пред­стать пред Гос­пода; между ними пришел и сатана» ( Иов.1:6 ). Именно сатана и под­стре­кает Бога обру­шить на Иова несча­стья, чтобы его испы­тать.

Есть и несколько других мест, где слово «сатана» упо­треб­ря­ется в схожем с книгой Иова зна­че­нии, причем Сино­даль­ный пере­вод в одном месте даже пере­во­дит его словом диавол, по гре­че­ской тра­ди­ции (διάβολος): «И пока­зал он мне Иисуса, вели­кого иерея, сто­я­щего перед Анге­лом Гос­под­ним, и сатану, сто­я­щего по правую руку его, чтобы про­ти­во­дей­ство­вать ему» ( Зах.3:1 ), «Поставь над ним нече­сти­вого, и диавол да станет одес­ную его» ( Пс.108:6 ).

В Ветхом Завете содер­жится немало мест, где слово שָׂטָן‏‎ (сатан) озна­чает воен­ного про­тив­ника или просто про­тив­ника: на гре­че­ский оно обычно в таких слу­чаях пере­во­дится другим словом ἐπίβουλος, т. е. «зло­умыш­лен­ник». Напри­мер: «Ныне же Гос­подь Бог мой даро­вал мне покой ото­всюду: нет про­тив­ника, и нет более препон» ( 3Цар.5:4 ).

Порой же, наобо­рот, речь идет о сатане, но назы­ва­ется он в Ветхом Завете другим словом, как в тре­тьей главе книги Бытия змей (по-еврей­ски נָחָשׁ, нахаш), соблаз­нив­ший Еву и через нее Адама, нигде не назван словом שָׂטָן‏‎ (сатан), но под­ра­зу­ме­ва­ется там именно сатана. При этом неко­то­рые святые отцы (напри­мер, свт. Иоанн Зла­то­уст) счи­тали, нет одно­знач­ных осно­ва­ний утвер­ждать, что змей, иску­сив­ший Еву, был дей­стви­тельно змеем (в этом случае под­ра­зу­ме­ва­ется, сатана дей­ство­вал через змея).

В каких слу­чаях чита­ется молитва отре­че­ния от сатаны?

Отре­че­ние от сатаны входит в после­до­ва­ние чина огла­ше­ния – части бого­слу­же­ния Таин­ства Кре­ще­ния. После молитв запре­ще­ния злых духов свя­щен­ник обра­щает кре­ща­е­мого к западу – сим­волу тьмы и темных сил. В сле­ду­ю­щем за этим обряде кре­ща­е­мый должен отречься от сатаны – отверг­нуться от преж­них гре­хов­ных при­вы­чек, отка­заться от гор­дыни и гре­хов­ного само­утвер­жде­ния, и, как гово­рит апо­стол Павел, отло­жить преж­ний образ жизни вет­хого чело­века, истле­ва­ю­щего в обо­льсти­тель­ных похо­тях ( Еф.4:22 ). Кре­ща­е­мый должен стоять с под­ня­тыми вверх руками, сим­во­ли­зи­ру­ю­щими его под­чи­не­ние Христу. Свя­щен­ник будет зада­вать ему вопросы, а он должен будет созна­тельно на них отве­чать. Свя­щен­ник спра­ши­вает: «Отри­ца­еши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех а́ггел (демо­нов) его, и всего слу­же­ния его, и всея гор­дыни его?» Огла­шен­ный или его вос­при­ем­ник (крест­ный) отве­чает: «Отри­ца­юся». Вопросы и ответы на них повто­ря­ются трижды. И далее свя­щен­ник спра­ши­вает: «Отре­клся ли еси сатаны?» Огла­шен­ный или вос­при­ем­ник (крест­ный) отве­чает: «Отреко́хся». Свя­щен­ник гово­рит: «И дуни, и плюни на него». После этого кре­ща­е­мый встает под защиту Христа, взяв, по слову апо­стола Павла, щит веры… чтобы воз­мочь уга­сить все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого ( Еф.6:16 ).

Почему мы пишем «сатана» с малень­кой, строч­ной буквы?

Мы пишем слово «сатана» с малень­кой буквы, руко­вод­ству­ясь глу­бин­ным смыс­лом собы­тий биб­лей­ской исто­рии, согласно кото­рой он был низ­вер­жен с Небес и лишился своих ангель­ских свойств, утра­тив данное Твор­цом имя, вместо кото­рого, говоря проще, оста­лось «одно назва­ние». Что каса­ется наиме­но­ва­ния «Ден­ница», то его мы можем писать как с заглав­ной, так и со строч­ной буквы: в первом случае, если гово­рим о нем до того, как он воз­гор­дился; во втором – если гово­рим о нем с того момента, как он решил, что он равен Богу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *