Сатана кто это такой и что он делает
Кто такой дьявол, откуда он взялся и заставляет ли людей грешить?
Кто такой дьявол (сатана) и откуда он взялся? Что говорит Библия про дьявола? Когда кто-то из людей решает совершить грех — украсть, например, это дьявол провоцирует его сделать это?
Правда ли, что еврейское слово, которое используется в Библии для слова «сатана», отличается от слова, которое используется для слова «дьявол» в Новом Завете? Некоторые полагают, что дьявол и сатана — это два разных существа. К сожалению, Библия дает очень мало информации о сатане.
Кто такой дьявол и откуда на самом деле он взялся?
Возможно вы удивитесь, но Библия не говорит нам о том, откуда взялся дьявол. Несмотря на это, исследуя разные отрывки из Библии, мы можем сами придти к заключению о том, кто такой дьявол и откуда он возник.
Все, что создал Бог, было хорошо (Бытие 1:31). Существует лишь одна причина, из-за которой дьявол находится в этом мире — наличие у людей свободы воли, которую люди использовали для того, чтобы восстать против своего Создателя. Люди использовали свою свободу для греха, что в итоге позволило злу войти в этот мир.
Я верю (и множество консервативных ученых согласны со мной), что сатана является падшим ангелом. Он, подобно людям, имел свободу воли и использовал свой дар, чтобы восстать против Бога. Возможно, что он — это архангел, который восстал против Бога. В Библии мы можем найти различные отрывки, которые поддерживают эту идею (Откровения 12 глава, Иов 1 глава и т. д.). Оговорюсь, что у меня нет однозначных доказательств этому, но это наиболее разумный вывод.
Бог является Творцом всего. Бог создал меня и вас. Бог святой, справедливый, любящий, всемогущий и всезнающий. Его самая главная черта — это любовь. Бог хотел любить нас, и хотел, чтобы мы любили друг друга. Именно по этой причине мы существуем в этом мире. Бог есть любовь, но Бог также и справедливый. Бог ненавидит грех.
Нет, дьявол не имеет власти заставлять нас грешить. У нас есть свобода воли и выбора. Ни Бог, ни сатана не заставляют нас делать что-то. У Бога есть такая власть, но Он решил не делать этого. Но у сатана даже нет такой власти. Нет ни одного доказательства в Библии, что сатана может контролировать людей, которые не давали ему такого согласия. Есть много доказательств этой идеи в Библии, но позвольте мне поделиться лишь одним местом из послания Иакова:
Может ли сатана искушать нас? Да. Может ли сатана, или дьявол заставить нас делать что-то? Нет.
Дьявол и сатана — это одна и та же личность или это разные существа?
Как я уже сказал, очень сложно сформулировать точную доктрину о сатане. Но есть несколько вещей, в которых мы можем быть уверены. Для начала скажу, что нет никаких двух разных имен для сатаны. Разница в словах, о которой вы говорите, объясняется различием самих языков в Ветхом и Новом Заветах. Тем не менее эти слова почти идентичны.
Слово, которое используется в книге Иов 1:6, Захария 3:1 и т. д., звучит как «сатана», что означает «противник», или «обвинитель». В Новом Завете это слово можно найти во многих местах — Матфея 4:10, Марка 3:23, Деяния 5:3 и т. д. В этом случае греческое слово «сатанас», что означает «враждебный противник». Очевидно, что эти два слова имеют одно и то же значение.
В Новом Завете для обозначения сатаны используется еще одно слово, которого нет в Ветхом Завете — дьявол. Его можно найти в Матфея 4:1, Луки 8:12, Деянии 10:38 и т. д. Здесь используется греческое слово «диаболос», что значит «злой клеветник». Лично мне кажется, что значения для сатаны и дьявола практически идентичные. Возможно, мы можем использовать слово «сатана» для имени, а слово «дьявол» для передачи сути того, кем является сатана. Доказательства того, что оба этих имени ссылаются на одну и ту же личность, мы можем найти в Матфея 4:1-11. Нет никаких сомнений, что здесь речь идет об одном и том же искусителе — дьяволе, или сатане.
Кем же является сатана, или дьявол? Сатана является мошенником (Бытие 3 глава). Сатана является обвинителем (Откровение 12:10). Сатана маскируется под ангела света (2 Коринфянам 11:14). Он бродит по земле, ища души, которые он мог бы отправить в ад (1 Петра 5:8). Если честно, то вы могли бы и сами провести подобное исследование в Библии, просто введя слова «дьявол» и «сатана» в поиск.
Читайте другие статьи о дьяволе на этом сайте.
Кто такой сатана и откуда он появился
Сатана – что это означает
Слово «сатана» имеет еврейское происхождение и переводится как «противник». Кто такой сатана и откуда он появился? Так в христианстве именуется глава злых духов, противник Бога и небесных сил, враг всего человеческого рода.
Другие имена сатаны – дьявол, Вельзевул, Люцифер. Последнее означает «несущий свет» или «сын зари». Оно представляет собой латинский перевод еврейского слова «хейлель» («утренняя звезда»). В русской же традиции слово было переведено как Денница. Эти имена отсылают нас к истории появления сатаны.
Кто такой сатана и откуда он появился
Согласно церковному Преданию, ещё до создания материального мира и людей Бог сотворил множество разумных бесплотных духов – ангелов. Их призвание заключалось в служении Всевышнему. Денница (Люцифер) был главным и наиболее приближённым к Богу ангелом. Однако он возгордился и восстал против Творца, желая сравняться с Ним.
Именно через Денницу в мир вошло зло. Оно не существовало изначально. Зло – это не «естественный противовес добра», а осознанное удаление от Бога и Истины. Поэтому зло противоестественно. Вот что об этом говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Зло — не самостоятельная сущность, оно возникает по мере удаления от добра. Падший ангел был первым, кто противопоставил себя Богу и отдалился от Него. Первым, кто стал сатаной — средоточием и абсолютным проявлением зла».
Путём обмана Денница соблазнил на бунт часть ангелов. Он убедил их в том, что они смогут быть равными Богу. Это привело к великому противостоянию между злыми духами и теми, кто остался верен Богу. Добрые ангелы одержали победу и низвергли бунтовщиков с небес. Падшие духи стали бесами (демонами), а их предводитель – сатаной, то есть противником Бога. Вместо свободы в Боге они избрали свободу от Бога. Демоны ненавидят Всевышнего и Его главное творение – человека.
Приведём слова религиозного мыслителя Н.Лосского о том, как появился сатана:
«Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе… Эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога» («Догматическое богословие»).
Сатана в Ветхом Завете
В ветхозаветной Книге Бытие сатана представлен в образе искушающего змея. Он предложил Адаму и Еве ослушаться Бога и вкусить запретный плод с Древа Познания добра и зла. Грехопадением первые люди лишили себя блаженства единения с Творцом. Они стали подвержены скорбям и смерти. Таким образом, первопричиной появления греха и смерти является именно сатана. Однако на первых людях лежит ответственность за нарушение Божественного запрета и подчинение злу.
Также в Книге Бытия присутствует пророчество, которое Бог произносит змею, то есть сатане:
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).
Сатана и Иов
Сатана упоминается в ветхозаветном повествовании о богобоязненном праведнике Иове. Он жил в достатке и благополучии вместе со своим многочисленным дружным семейством. Сатана сказал Богу, что благочестие Иова обусловлено лишь его земным счастьем. Мол, если праведник лишится всего этого, то непременно возненавидит Всевышнего. В ответ Бог позволил дьяволу подвергнуть Иова всем испытаниям земной жизни.
Сатана постепенно лишал Иова всех богатств и детей, а затем наслал на него страшную болезнь (проказу). Страдалец удалился от людей и стал бродягой. Но он всё равно отказывался хулить Бога, говоря:
«Неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10).
Любые скорби в те времена считались справедливой Божьей карой. Жена и друзья Иова думали, что он страдает за некие тайные грехи. Праведник же не понимал причин страшных скорбей. В слезах Иов просил Бога засвидетельствовать перед родными его невиновность. Господь же не только выполнил просьбу, но и положил конец его страданиям.
Бог исцелил и наградил Иова за его долготерпение. У него снова родилось множество детей, а богатство удвоилось по сравнению с прежним. Праведник прожил ещё более ста лет. Своим смирением он посрамил сатану и стал примером для всех нас. Праведный Иов является прообразом Иисуса Христа. Господь пострадал ради нашего спасения, а затем прославился Своим славным Воскресением.
Сатана в Новом Завете
Противостояние с дьяволом и победа Иисуса Христа отражены в Новом Завете. Указано, что Спаситель пришёл, «чтобы разрушить дела дьявола» (1.Ин. 3:8) и Своей смертью лишить его власти (Евр. 2:14). Лукавый безуспешно пытался искушениями воздействовать на человеческую природу Христа, когда Он постился в пустыне после Крещения (Матф. 4:1-11). Сатане недоступна тайна Боговоплощения. Поначалу он не мог знать наверняка, действительно ли Иисус является долгожданным Мессией. С помощью искушений дьявол намеревался сбить Христа с уготованного пути.
Первым было искушение хлебом. Сатана предложил истощённому Христу превратить камни в хлеба и с их помощью утолить голод. Господь же ответил словами из Второзакония:
«Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).
Христос отмечает, что высшее благо в жизни человека имеет духовную природу, а не материальную.
Второе искушение связывают с грехом гордыни. Оно заключалось в предложении дьявола сброситься с вершины Иерусалимского храма. Лукавый указал на то, что Бог пошлёт ангелов, которые подхватят Христа и не дадут Ему погибнуть. Такое очевидное чудо поразило бы людей, и они немедленно признали бы Его Сыном Божьим. Господь же напомнил о недопустимости потребительского отношения к Богу:
«Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).
Христос отказался порабощать волю людей силой чуда. Ведь подлинное спасение заключается в искренней вере, покаянии и добродетелях. Спаситель проповедовал, прежде всего, словом Истины, обращаясь к сердцам людей.
Третьим было искушение властью. Сатана предложил Христу поклониться ему и пообещал за это власть над всем миром. Господь же отказался предавать Бога-Отца и признавать власть дьявола:
«Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8).
Спаситель остался верен воле Отца. Христос стал истинным Царём, но пострадав на кресте, а не принимая власть из рук врага. После третьего искушения дьявол оставил Спасителя и к Нему приступили служить ангелы (Мф.4:11).
Как победить сатану
Перечисленные искушения являются главными для человека. Отвергши их, Господь показал нам пример должной борьбы и победы над силами зла. Апостол Павел учит о Христе:
«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь (Евр. 2:18).
Дьявол в Новом Завете именуется «лжецом», «отцом лжи», «человекоубийцей от начала» (Иоан. 8:44), «князем мира сего» (Иоан. 14:30), «искусителем» (Мф. 4:3), «драконом» (Откр. 20:2). Отмечается, что сатана вошёл в Иуду перед его предательством Спасителя (Лк. 22:3). Господь упоминает, что видел падение сатаны с неба (Лк. 10:18). Подробный же рассказ о том, как появился дьявол, содержится в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 12:7-9).
Священное Писание называет победителями над сатаной всех последователей Христа:
«Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник… Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Откр. 12:10-11).
Также в Откровении указано, что во время Второго Пришествия Христа сатана будет окончательно побеждён и наказан заключением в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7-10).
Влияние сатаны на людей
Сатана ненавидит Творца и человека. Творца – за то, что Он стоит выше. Человека – за то, что он создан по образу и подобию Бога и получил от Него дары, которые выше даже ангельского призвания.
«Человека, стоявшего так низко… [Христос] посадил на небесах, на троне. Того, который был ниже камней, поставил выше ангелов, архангелов, престолов, господств» (Святитель Иоанн Златоуст, «Толкование на послание к Колоссянам»).
Протоиерей Иоанн Кудрявцев объясняет:
«Господь принял человеческое естество для того, чтобы спасти не ангелов, а спасти людей. И тем самым поставил человека гораздо выше ангелов. И мы должны помнить о своем высоком достоинстве и призвании. Господь призывает нас к тому, чтобы мы тоже предстали у Престола Божия. Чтобы мы оказались в Царствии Небесном. И в этом ангелы только служители, только помощники».
Злые духи отказались от своего благородного призвания, а к самостоятельному творчеству они не способны. Поэтому их бытие направлено на разрушение Божьего творения. Сатана и его помощники стремятся отвести людей от Господа и таким образом погубить их души. Также демоны могут мучить человека болезнями и прочими скорбями (Лк. 13:16).
О ненависти сатаны к людям красноречиво говорят строки Священного Писания:
«Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5:8).
Он воздействует на людей с помощью лжи и коварства. Апостол Павел учил, что лукавый даже может принимать ангельский облик (2Кор. 11:14). Приведём слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина):
«Главной задачей дьявола на все времена была, есть и будет борьба против Бога за души людей, где место битвы – сердца человеческие. Всё то малое зло, которое успеваем натворить мы, грешные люди, приводит в совокупность главный дирижёр – сатана. Мы в своём обольщении забываем Бога, забываем небо, забываем вечность» («Ангел молитвы»).
Любая связь с сатаной ведёт к гибели души
Интересующимся, кто такой дьявол и откуда он взялся, следует знать, что христианство строго осуждает любое взаимодействие с сатаной. Например, колдовство, магию, гадание. И в Православии, и в католицизме христианин должен отречься от сатаны во время Крещения. Это Таинство освобождает человека от бремени первородного греха. Даваемая при Крещении Божественная благодать помогает христианину защититься от влияния дьявола.
Отдельно стоит сказать об опасности любых попыток заигрывания с сатаной. Романтические представления о нём как о «свободолюбивом и мятежном духе» являются наивными и духовно пагубными. Использование дьявольской силы для «благих целей» неизбежно приведёт к итоговой гибели человеческой души. Поэтому любые попытки заключить с сатаной «взаимовыгодный контракт» – это духовное самоубийство.
Действие сатаны на человека иногда допускается Богом для того, чтобы мы учились духовной борьбе и закаляли в ней свои души. Преподобный Максим Исповедник говорит, что попускаемые искушения помогают нам осознать опасность и мерзость греха, а также нашу собственную духовную немощь. Святой отмечает, что искушения учат нас ценить добро и видеть в Боге единственный источник спасения («Главы о любви»).
Сатана
Cатана́ (от ассир. ܣܵܛܵܢܵܐ, Sátāna ивр. שָׂטָן śāṭān, др.-греч. σατανα satana, арам. סטנא sóṭono, геэз śayṭān – «сатан(а)» – «противник», «клеветник») – падший дух, одно из наименований дьявола.
Как еще называется сатана в Священном Писании?
В Священном Писании встречаются и другие наименования сатаны: он также называется драконом ( Откр.20:2 ), большим красным драконом ( Откр.12:3 ), великим драконом и древним змием ( Откр.12:9 ), жестоким ангелом ( Притч.17:11 ), злым ангелом ( Пс.77:49 ), злым духом от Бога ( 1Цар. 16:14 и др.), искусителем ( Мф.4:3 и др.), князем бесовским ( Мф.12:24 ), князем мира сего ( Ин.12:31 и др.), лживым духом ( 3Цар.22:22 ), лукавым ( Мф.13:19 ), отцом лжи ( Ин.8:44 ), человекоубийцей от начала ( Ин.8:44 ), веельзевулом ( Мф.12:24 ), денницей ( Ис.14:12 ).
Кто создал сатану?
В начале времен Бог сотворил огромное количество Ангелов, и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим. Одним из высших Ангелов был Денница – сильный, умный, красивый и приближенный к Богу Ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божии повеления и всех остальных Ангелов, подчиненных ему, стал подстрекать к бунту против Бога. И тогда Архангел Михаил, во главе сохранившего верность Богу большинства Ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божией, низверг с Неба Денницу (который стал называться дьяволом, сатаной, сатанаилом) с другими падшими ангелами (бесами, демонами).
Будет ли антихрист воплощением сатаны?
Порой можно встретиться с утверждением, что подобно тому, как Господь воплотился от Девы, так и сатана в последние времена тоже воплотится в человека. Такое мнение является ложным и Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем». Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Священного Писания об антихристе: «Которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес.2:9 ). При этом сатана даст антихристу «…силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр.13:2 ). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: «…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» ( Лк.4:6 ). Согласно Писанию, антихрист будет обладать как религиозной, так и политической властью.
Каким оружием Архистратиг Михаил победил сатану?
Возможно ли спасение сатаны?
Спасение без покаяния невозможно, но сатана – падший ангел – бестелесен, поэтому, как пишет св. прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры», как и всякий ангел вследствие своей бестелесности не способен к покаянию, человек же получил покаяние ради немощи тела.
Почему Бог не уничтожит сатану?
Св. свт. Иоанн Златоуст на вопрос, почему Бог не уничтожит сатану, говорит в своем труде «К Стагирию подвижнику»: «…Он поступил так, заботясь о нас… Если бы лукавый овладевал нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то зачем устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов. Бог для того оставил диавола, чтобы те, которые были им уже побеждены, низложили его самого».
Упоминается ли сатана в Ветхом Завете?
Древнееврейское слово שָׂטָן (сатан) в Ветхом Завете, конечно же, есть. Чаще всего мы находим его в книге Иова, например: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» ( Иов.1:6 ). Именно сатана и подстрекает Бога обрушить на Иова несчастья, чтобы его испытать.
Есть и несколько других мест, где слово «сатана» употребряется в схожем с книгой Иова значении, причем Синодальный перевод в одном месте даже переводит его словом диавол, по греческой традиции (διάβολος): «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах.3:1 ), «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его» ( Пс.108:6 ).
В Ветхом Завете содержится немало мест, где слово שָׂטָן (сатан) означает военного противника или просто противника: на греческий оно обычно в таких случаях переводится другим словом ἐπίβουλος, т. е. «злоумышленник». Например: «Ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника, и нет более препон» ( 3Цар.5:4 ).
Порой же, наоборот, речь идет о сатане, но называется он в Ветхом Завете другим словом, как в третьей главе книги Бытия змей (по-еврейски נָחָשׁ, нахаш), соблазнивший Еву и через нее Адама, нигде не назван словом שָׂטָן (сатан), но подразумевается там именно сатана. При этом некоторые святые отцы (например, свт. Иоанн Златоуст) считали, нет однозначных оснований утверждать, что змей, искусивший Еву, был действительно змеем (в этом случае подразумевается, сатана действовал через змея).
В каких случаях читается молитва отречения от сатаны?
Отречение от сатаны входит в последование чина оглашения – части богослужения Таинства Крещения. После молитв запрещения злых духов священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отречься от сатаны – отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и греховного самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). Крещаемый должен стоять с поднятыми вверх руками, символизирующими его подчинение Христу. Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех а́ггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Оглашенный или его восприемник (крестный) отвечает: «Отрицаюся». Вопросы и ответы на них повторяются трижды. И далее священник спрашивает: «Отреклся ли еси сатаны?» Оглашенный или восприемник (крестный) отвечает: «Отреко́хся». Священник говорит: «И дуни, и плюни на него». После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры… чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Еф.6:16 ).
Почему мы пишем «сатана» с маленькой, строчной буквы?
Мы пишем слово «сатана» с маленькой буквы, руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с Небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название». Что касается наименования «Денница», то его мы можем писать как с заглавной, так и со строчной буквы: в первом случае, если говорим о нем до того, как он возгордился; во втором – если говорим о нем с того момента, как он решил, что он равен Богу.
Дьявол, демоны
Кто такой дьявол
Диавол — существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово «Эосфорос» и латинское «Люцифер» означают «светоносец»). В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей диавола и демонов.
На заре существования тварного бытия, еще до создания Богом видимого мира, однако уже после сотворения ангелов в духовном мире произошла грандиозная катастрофа, о которой мы знаем только по ее последствиям. Часть ангелов, воспротивившись Богу, отпала от Него и сделалась враждебной всему доброму и святому. Во главе этого отпавшего воинства стоял Эосфор, или Люцифер, само имя которого (букв. «светоносный») показывает, что первоначально он был добрым, но затем по своей собственной воле «и по самовластному произволению изменился из естественного в противоестественное, возгордился против сотворившего его Бога, захотел воспротивиться Ему, и первый, отпав от блага, очутился во зле» (Иоанн Дамаскин). Люцифер, которого также называют диаволом и сатаной, принадлежал к одному из высших чинов ангельской иерархии. Вместе с ним отпали и другие ангелы, о чем иносказательно повествуется в Апокалипсисе: «…И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику… и поражена была… третья часть звезд, так что затмилась третья часть их» (Апок. 8:10, 12).
Диавол и демоны оказались во тьме по собственной свободной воле. Каждое разумное живое существо, будь то ангел или человек, наделено от Бога свободной волей, то есть правом выбора между добром и злом. Свобода воли дана живому существу для того, чтобы оно, упражняясь в добре, могло онтологически приобщаться к этому добру, то есть чтобы добро не оставалось только чем-то, данным извне, но становилось его собственным достоянием. Если бы благо было навязано Богом как необходимость и неизбежность, ни одно живое существо не могло бы стать полноценной свободной личностью. «Никто никогда не стал добрым по принуждению», — говорят Святые Отцы. Через непрестанное возрастание в добре ангелы должны были восходить к полноте совершенства вплоть до всецелого уподобления сверхблагому Богу. Часть из них, однако, сделала выбор не в пользу Бога, тем самым предопределив и свою судьбу, и судьбу Вселенной, которая с этого момента превратилась в арену противоборства двух полярных (хотя и неравных между собой) начал: доброго, Божественного и злого, демонического.
В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход — дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.
Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям. Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.
Внутрь человеческой души бес (или демон) войти не может, туда может проникнуть только Господь сверхъестественным Божественным действием. Бес может жить лишь в теле человека, овладевая до той или иной степени его душевными или телесными проявлениями, т.е. либо бесноватый человек изредка подвергается припадкам, либо полностью теряет контроль над собой.
Бес может войти в тело человека под действием колдовства — если, конечно, человек не прибегает к помощи Божией, не исповедуется, не причащается, не молится. А может быть и какое-то попущение Божие, для вразумления.
Единственное, на что диавол способен, — это подбросить человеку какой-либо греховный помысел, например, мысль о самоубийстве. И делает он это не потому, что ему открыт внутренний мир человека, его сердце, но лишь ориентируясь на внешние признаки. Внушив человеку какие-то помыслы, диавол не способен проконтролировать, что произойдет с ними дальше. И если человек умеет различать, какая мысль пришла от Бога, какая от его собственного человеческого естества, а какая от диавола, и отвергать греховные мысли при самом их появлении, диавол ничего сделать не сможет. Диавол становится сильнее по мере того, как греховный или страстный помысел проникает в человеческий ум.
Как действует дьявол
Бесы, демоны
Бес — перевод греческого слова демон, которое у Гомера, Гезиода и др. означает нечто среднее между богами и людьми, а у Платона и души умерших добрых людей. По верованию древних, такие души делались покровительственными гениями, которые оказывали влияние на личное благосостояние. Сократ часто говорит о своем «демоне». У Семидесяти слово это употребляется для воспроизведения еврейских слов «боги» (Пс. 94, 3), «диаволы» — шедим (Втор. 32, 17), «зараза» (Пс. 90, 6 — «бес полуденный», — «зараза, опустошающая в полдень») и проч. У Иосифа Флавия оно всегда употребляется о злых духах. Бесы, по его определению, суть души нечестивых людей («Иуд. Война», VII, 6, 3). В Новом Завете этот термин употребляется несколько раз вообще в смысле языческих богов или идолов (Деян. 17, 18; 1 Кор. 10, 20), но обычно — о злых духах или диаволах, которые хотя веруют и трепещут (Иак. 2, 19), признают Ииcyca Сыном Божиим (Матф. 8, 29), но суть слуги своего князя — Вельзевула — сатаны (Матф. 12, 24). См. под сл. Вельзевул, Диавол, Сатана.
Источник: Православная богословская энциклопедия
Злые силы в Ветхом Завете
В ВЗ имеет место не только добровольное подчинение и служение демонским силам. Последние могли сами нападать на человека и даже вселяться в него, о чем свидетельствует воздействие злого духа на царя Саула, от к-рого «отступил Дух Господень» (1 Цар 16. 14; 18. 10). О мучениях, претерпеваемых людьми от злых сил, упоминает Книга Товита (6. 8), называющая одного из демонов персид. именем Асмодей (3. 8).
Демонология в Новом Завете
Раскрывается через призму борьбы и победы Иисуса Христа, а затем и христиан над диаволом. Сын Божий для того и воплотился, «чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин 3. 8) и «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр 2. 14). Борьба Христа с князем тьмы начинается с искушения в пустыне, хотя и напоминающего собой искушение первых людей, однако несравненно более сильного.
Искушение Христа в пустыне
Являясь духами, темные силы не ограничены пространством, однако предпочитают находиться в полюбившихся им местах. Если ветхозаветные тексты называют такими местами преимущественно языческие капища, то в НЗ неоднократно говорится о вселении бесов в людей. При этом духи тьмы самих бесоодержимых иногда насильно загоняли в безжизненные и мрачные места, в пустыни и гробницы (Лк 8. 29; Мф 8. 28). Просьба послать их в стадо свиней, с к-рой они обратились к Иисусу Христу (Мф 8. 31; Лк 8. 32), может объясняться тем, что свиньи, согласно ветхозаветному закону, относились к животным нечистым. В Откровении Иоанна Богослова сообщается, что Вавилон за свое распутство «сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу» (18. 2), а Пергам, в к-ром процветало язычество и велась жестокая борьба с христианством, стал городом, «где живет сатана», устроивший в нем свой «престол» (2. 13).
Активность, с какой сатана действует в различные исторические периоды, зависит от того, насколько Бог попускает ему проявлять свою злую волю. Одержав победу над Адамом и Евой в начале истории (Быт 3. 1-7), враг человеческого рода превратился в «князя», по воле к-рого (Еф 2. 2) мн. люди жили в течение всего ветхозаветного периода (Евр 2. 15). Они ходили «во тьме» и жили «в стране тени смертной» (Ис 9. 2). Будучи рабами диавола, они стали «мертвыми» из-за собственных грехов и преступлений (Еф 2. 1-2). И лишь с Боговоплощением появилась надежда на то, что «князь мира изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Своими страданиями, смертью и воскресением Иисус Христос действительно побеждает диавола и приобретает полную власть «на небе и на земле» (Мф 28. 18), и благодаря этой победе «князь мира сего осужден» (Ин 16. 11) и связан в своих действиях (Откр 20. 1-3). Тысячелетний срок, на к-рый «змий древний» был «скован» (Откр 20. 2), толкователи определяют как период от Боговоплощения до Второго пришествия Христова (Aug. De civ. Dei. XX 8), когда свою злокозненность диавол уже не может проявлять в полной мере. По истечении этого периода он будет освобожден «на малое время» (Откр 20. 3) и выступит не только как искуситель отдельных людей, но и как обольститель всего мира. Тогда он явится как «ангел бездны» (Откр 9. 11), как «зверь, выходящий из бездны» (Откр 11. 7), и в лице антихриста, в к-рого вселится, проявит свою губительную энергию в высшей степени. Однако торжествовать он будет недолго; вместе с антихристом он будет брошен «в озеро огненное» (Откр 19. 20). Его богоборчество окажется настолько очевидным, что исключит всякую необходимость присутствия на Страшном Суде для определения его дальнейшей участи. Диавол и соблазненные им ангелы, отвергнув Бога, тем самым отвергли вечную жизнь, заменив ее существованием в смерти, к-рое есть не что иное, как вечные мучения (см. статьи Ад, Апокатастасис).
Демонская природа и иерархия
Отрицательная энергия темных сил не меняет онтологического статуса их природы, поскольку зло как небытие не способно ни создать новой сущности, ни преобразовать бытие как благо в бытие как зло. Эта энергия лишь паразитирует на ангельской природе, поражая ее болезнью греха. Сама же природа падших ангелов, как созданная Богом, остается доброй. То, что существует, замечает по этому поводу автор «Ареопагитик», «существует лишь благодаря Добру» (т. е. Богу.- М. И.), поэтому «по природе своей не злы и демоны». В противном случае, продолжает он, они были бы «вечно злы» (Areop. DN. 4. 23-24), т. е. противостояли бы Богу «на равных основаниях», «как божество или антибожество зла» (Аверинцев. С. 412), что находит отражение в дуалистических представлениях о добре и зле. Дары ангельские не изменились и в демонах, однако с момента их падения превратились, по выражению прот. С. Булгакова, в дары «с минусом» (Булгаков. С. 170). Прп. Серафим Саровский по этому поводу говорил: «Они (т. е. демоны.- М. И.) гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бессильной их ненависть против Божия творения» (цит. по: Лосский В. Догматическое богословие. С. 99).
Грех люцифера повредил только его природу. По своим последствиям он не был подобен греху первородному, совершенному Адамом и Евой и наложившему отпечаток на весь человеческий род. Остальные ангелы, согрешившие после люцифера, пали «через пример, через влияние, которое одна личность может оказывать на другие личности… Люцифер увлек за собой других ангелов, но пали не все…» (Там же. С. 252). Природа ангелов, устоявших в добре, никаких изменений из-за падения демонских сил не претерпела.
Обладая духовной природой, темные силы, как и ангелы, оставшиеся верными Богу, по-видимому, имеют и нек-рую телесность (см. ст. Ангелология), однако они не подчинены законам физиологии. Представления о том, что ангелы могут вступать в половые сношения с людьми, навеянные ошибочным объяснением текста Быт 6. 1-4, Церковью не признаны. В их пользу ничего не говорит и Тов 6. 15, где демон предстает любящим невесту Товии, ибо демонская любовь всегда выступает «со знаком минус». Случай с невестой Товии нашел объяснение в христ. аскетической лит-ре, где подробно описывается плотская брань подвижника с бесами блуда.
Темные силы представляют собой царство зла, к-рое возглавляет сам диавол (ср.: Лк 11. 18), увлекший за собой в своем падении, по выражению прп. Иоанна Дамаскина, «бесконечное множество находившихся под его властью ангелов» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 4). Нек-рые толкователи, рассматривая Откр 12. 3-4, 7-9, где говорится о том, что «большой красный дракон», «великий дракон… называемый диаволом и сатаною», «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю», полагают, что звезды символизируют здесь ангелов, отпадших от Бога вместе с диаволом (Лопухин. Толковая Библия. Т. 8. С. 562-564). Несмотря на то что падение ангелов привнесло в тварный мир дисгармонию и беспорядок, само царство зла представляет собой определенную структуру, в основе которой лежит иерархический принцип. Об этом свидетельствует ап. Павел, называвший определенные чины диавольской иерархии «начальствами», «властями», «мироправителями тьмы века сего» (Еф 6. 12; Кол 2. 15). Поскольку нек-рые из этих названий используются апостолом и применительно к добрым ангелам (Еф 1. 21; Кол 1. 16), до конца неясно, как структурирована иерархия падшего ангельского мира. Существует 2 предположения, согласно к-рым входящие в нее ангелы или остались в том же чине, в каком они находились до падения, или же их чин определяется интенсивностью их злодеяний (Ioan. Cassian. Collat. VIII 8).
Источник: Православная энциклопедия
Дьявол и происхождение греха
Как злое существо, старающееся вредить человеку и ввести его в грех, сатана ясно выступает в книге Бытия, в которой повествуется, как он, войдя в змия, искушал наших прародителей и в конце концов склонил их нарушить заповедь Божию — вкусить плодов от запрещенного дерева (Быт.3); далее таким же злым существом является дьявол и в книге Иова (Иов.1:6-12, 2:1-7). В книге Паралипоменон говорится, что «восстал сатана на Израиля и возбудил Давида сделать счисление израильтян» (1Пар.21:1). Здесь сатана представляется возбудившим Давида к счислению израильтян и таким образом вовлекшим его в грех, который сам Давид исповедал перед Богом (1Пар.21:8) и за который Господь наказал израильский народ моровой язвой (1Пар.21:14).
Точно так же и в Новом Завете находятся ясные указания на то, что дьявол вводит человека в грех. Прежде всего само название его «искусителем» (Мф.4:3; 1Фес.3:5), т. е. соблазняющим человека ко греху. Искусителем сатана является даже по отношению к Иисусу Христу (Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13). В пустыне, куда удалился Иисус Христос после крещения, явился Ему сатана и стал прельщать Его всеми своими искусительными средствами, как-то: «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской» (1Ин.2:16). Но Иисус Христос оказал решительное противодействие всем искушениям сатаны, так что последний должен был удалиться от Него и сознать свое бессилие ввести Сына Божия в грех.
Влияние дьявола на происхождение греха в человеческом роде Спаситель ясно признает в Своей притче о семени и плевелах (Мф.13:24-30, 36-43). «Царство небесное, — говорит он, — подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг, и посеял между пшеницею плевелы, и ушел» (Мф.13:24-25). «Поле, — по объяснению Спасителя, — есть мир, доброе семя — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть дьявол» (Мф.13:38-39). Таким образом, зло в мире представляется, по словах Спасителя, посеянным или происшедшим от дьявола. По свидетельству Евангелия, сатана внушил Иуде предать Иисуса первосвященникам и книжникам (Лк.22:3; Ин.13:2, 27). Апостол Иоанн также ясно признает дьявола виновником происхождения греха, когда говорит: «кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1Ин.3:8). Здесь греховные действия человека прямо называются делами дьявола. Значит, на происхождение их оказывает влияние дьявол; поэтому они и называются его делами. В словах апостола Петра, в которых он предостерегает христиан от козней дьявола, мы также находим указание на участие дьявола в происхождении греха. «Трезвитесь, бодрствуйте, — говорит апостол, — потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). Здесь дьявол представляется противником человека, старающимся погубить его; и он губит человека тогда, когда вводит его в грех.
Из представленных мест Ветхого и Нового Завета ясно видно, что дьявол оказывает влияние на происхождение греха в человеке.
Каким должно быть отношение христианина к диаволу?
Сегодня мы наблюдаем две крайности. С одной стороны, среди современных христиан немало тех, кто вообще не верит в реальность диавола, не верит в его способность влиять на их жизнь. Некоторые думают, что диавол — это мифическое существо, в котором персонифицировано мировое зло. С другой стороны, есть немало людей, которые придают диаволу преувеличенное значение, которые убеждены, что диавол влияет на все стороны жизни человека, и всюду видят его присутствие. Такие верующие постоянно боятся, что диавольские силы так или иначе на них подействуют.
На этой почве существует множество суеверий, от которых не свободны и люди церковные. Придумано множество «народных средств», которые препятствовали бы сатане проникнуть в человека. Например, некоторые люди, зевая, крестят рот, чтобы через него не вошел диавол. Иные успевают за один зевок перекрестить рот трижды. Мне приходилось слышать разговоры о том, что на правом плече у нас сидит ангел, а на левом — бес: осеняя себя крестным знамением, мы крестимся справа налево, перебрасывая ангела с правого плеча на левое, дабы он вступил в борьбу с бесом и победил его (соответственно, католики, которые крестятся слева направо, перекидывают беса на ангела). Кому-то это может показаться смешным и нелепым, но ведь есть люди, которые в это верят. И, к сожалению, это не анекдоты, а реальные разговоры, которые можно слышать в некоторых монастырях, духовных семинариях, приходах. Люди, которые так мыслят, живут в уверенности, что вся жизнь пронизана диавольским присутствием. Я слышал однажды, как иеромонах, выпускник духовной академии, учил верующих: когда вы встаете утром, то, прежде чем засунуть ноги в тапочки, перекрестите тапочки, потому что в каждом из них сидит бес. При таком отношении, вся жизнь превращается в пытку, потому что вся она пронизана страхом, постоянным опасением, что человека «испортят», сглазят, что на него наведут нечистую силу и т. д. С христианским отношением к диаволу все это ничего общего не имеет.
Чтобы понять, каким должно быть истинно христианское отношение к диаволу, мы должны обратиться, во-первых, к нашему богослужению, к таинствам, и, во-вторых — к учению Святых Отцов. Таинство Крещения начинается с заклинаний, обращенных к диаволу: смысл этих заклинаний — в том, чтобы изгнать диавола, гнездящегося в сердце человека. Затем новокрещаемый вместе со священником и восприемниками обращается к западу. Священник спрашивает: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всего воинства его, и всей гордыни его?», Тот отвечает трижды: «Отрекаюсь». Священник говорит: «Дунь и плюнь на него». Это символ, в котором содержится очень глубокий смысл. «Дунь и плюнь на него» значит «относись к диаволу с презрением, не обращай на него внимания, он не заслуживает ничего большего».
В святоотеческой, в частности, монашеской, литературе отношение к диаволу и демонам характеризуется спокойным бесстрашием — иногда даже с оттенком юмора. Можно вспомнить историю о святом Иоанне Новгородском, который оседлал беса и заставил его свозить его в Иерусалим. Вспоминается и история из жизни Антония Великого. К нему пришли путники, которые долго шли через пустыню, и по дороге от жажды у них умер осел. Они приходят к Антонию, а он им говорит: «Что ж вы осла-то не уберегли?» Они с удивлением спрашивают: «Авва, откуда ты знаешь?», — на что тот спокойно отвечает: «Мне бесы рассказали». Во всех этих историях отражено подлинно христианское отношение к диаволу: с одной стороны, мы признаем, что диавол — это реальное существо, носитель зла, но, с другой, мы понимаем, что диавол действует лишь в рамках, установленных Богом, и никогда не сможет эти рамки преступить; более того, человек может взять диавола под контроль и управлять им.
В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход — дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.
Диавол прекрасно сознает свою немощь и бессилие. Он понимает, что реальной власти воздействовать на людей у него нет. Именно поэтому он старается склонить их к сотрудничеству, к содействию. Найдя в человеке слабое место, он пытается тем или иным способом на него воздействовать, и нередко ему это удается. Прежде всего диавол хочет, чтобы мы боялись его, думая, что он обладает реальной властью. И если человек попадается на эту удочку, он становится уязвимым и подверженным «демонским стреляниям», то есть тем стрелам, которые диавол и демоны пускают в душу человека.
Как бороться с дьяволом
У Святых Отцов есть учение о постепенном и поэтапном проникновении греховного помысла в душу человека. С этим учением вы можете познакомиться, прочитав «Добротолюбие» или «Лествицу» святого Иоанна Синайского. Суть этого учения в том, что греховный или страстный помысел поначалу появляется лишь где-то на горизонте человеческого ума. И если человек, как говорят Отцы Церкви, «стоит на страже своего ума», он может отвергнуть этот помысел, «дунуть и плюнуть» на него, и он исчезнет. Если же человек заинтересуется помыслом, начнет рассматривать его, беседовать с ним, он завоевывает в уме человека все новые и новые территории — до тех пор, пока не охватит все его естество, — душу, сердце, тело, — и не подвигнет на совершение греха.
Путь диаволу и демонам к душе и сердцу человека открывают различного рода суеверия. Хотел бы подчеркнуть: вера прямо противоположна суеверию. С суевериями Церковь всегда вела жесткую борьбу — именно потому, что суеверие — суррогат, подмена истинной веры. Истинно верующий человек сознает, что есть Бог, но есть и темные силы; он разумно и сознательно строит свою жизнь, ничего не боится, возлагая всю надежду на Бога. Суеверный человек — по слабости, или по глупости, или под влиянием каких-либо людей или обстоятельств — подменяет веру набором верований, примет, страхов, из которых складывается какая-то мозаика, которую он и принимает за религиозную веру. Нам, христианам, надлежит всячески гнушаться суевериями. Нужно относиться ко всякому суеверию с тем презрением, с каким мы относимся к диаволу: «Дуни и плюни на него».
Вход диаволу в душу человека открывается и через грехи. Конечно, мы все грешим. Но грех греху рознь. Есть человеческие слабости, с которыми мы боремся, — то, что мы называем мелкими грехами и пытаемся преодолеть. Но есть грехи, которые, даже совершенные один раз, открывают ту дверь, через которую диавол проникает в ум человека. К этому может привести любое сознательное нарушение нравственных норм христианства. Если человек систематически нарушает, например, нормы супружеской жизни, он теряет духовную бдительность, теряет трезвение, целомудрие, то есть целостную мудрость, которая защищает его от нападений диавола.
Опасна, кроме того, всякая раздвоенность. Когда человек, подобно Иуде, начинает, помимо основной ценности, составляющей религиозную сердцевину жизни, прилепляться к другим ценностям, и его совесть, его ум и сердце раздваиваются, человек становится весьма уязвимым для действия диавола.
Я уже упомянул о так называемом «отчитывании». Хотел бы остановиться несколько подробнее на этом явлении, имеющем глубокие исторические корни. В Древней Церкви, как известно, существовали экзорцисты — люди, которым Церковь поручала изгонять бесов из одержимых. Церковь никогда не воспринимала беснование как психическую болезнь. Мы знаем из Евангелия немало случаев, когда в человеке поселялся бес, несколько бесов, или даже целый легион, и Господь Своею силою их изгонял. Затем дело изгнания бесов продолжили апостолы, а позже — те самые экзорцисты, которым Церковь поручала эту миссию. В последующие столетия служение экзорцистов как особое служение внутри Церкви практически исчезло, но все-таки сохранялись (и до сих пор сохраняются) люди, которые занимаются изгнанием бесов из одержимых либо по поручению Церкви, либо по собственной инициативе.
Нужно знать, что, с одной стороны, бесноватые — это реальность, с которой Церковь сталкивается в повседневной жизни. Действительно, есть люди, в которых живет бес, проникший в них, как правило, по их вине — потому что они тем или иным способом открыли для него доступ внутрь себя. И есть люди, которые молитвой и специальными заклинаниями, подобными тем, что священник читает перед совершением таинства Крещения, изгоняют бесов. Но на почве «отчитывания» существует множество злоупотреблений. Я, например, видел двух молодых иеромонахов, которые по собственному почину занимались изгнанием бесов из одержимых. Иногда они оказывали эту услугу друг другу — один отчитывал другого в течение двух часов. Никакой видимой пользы от этого не было.
Известны случаи, когда священники самовольно берут на себя роль экзорцистов, начинают привлекать бесноватых и создают вокруг себя целые общины. Не сомневаюсь в том, что есть священнослужители, владеющие божественной исцеляющей силой и действительно способные изгонять из людей бесов. Но у таких священнослужителей должна быть на это официальная санкция Церкви. Если человек возлагает на себя такую миссию по собственной инициативе, это чревато большими опасностями.
Однажды в частной беседе один достаточно известный экзорцист, православный священнослужитель, вокруг которого собираются толпы людей, признался: «Я не знаю, как это происходит». Кому-то из посетителей говорил: «Если у тебя нет уверенности в том, что ты действительно бесноватый, лучше туда не приходи, а то бес может выйти из другого человека и войти в тебя». Как видим, даже этот известный и уважаемый экзорцист не владел в полной мере теми процессами, которые происходят на почве «отчитывания», и не вполне понимал «механику» изгнания бесов из одного человека и вхождения их в другого.
Нередко люди с теми или иными проблемами — психическими или просто жизненными — приходят к священнику и спрашивают, могут ли они поехать к такому-то старцу на отчитку. Ко мне однажды обратилась женщина: «Мой пятнадцатилетний сын меня не слушается, я хочу его повезти на отчитку». То, что ваш сын непослушный — ответил я, — еще не означает, что в нем бес. Непослушание в какой-то степени даже естественно для подростков — через это они взрослеют, самоутверждаются. Отчитка — не панацея от жизненных трудностей.
Бывает также, что у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов. Конечно, психически больной человек более уязвим для действия бесов, чем человек духовно и умственно здоровый, но это еще не значит, что он нуждается в отчитке. Для лечения психически больных необходим психиатр, а не священник. Но очень важно, чтобы священник умел различать явления духовного и психического порядка, чтобы не принимал психическую болезнь за беснование. Если он пытается исцелять дефекты психики путем отчитывания, результат может быть обратный, прямо противоположный ожидаемому. Человек с неуравновешенной психикой, попадая в ситуацию, где люди кричат, визжат и т. п., может нанести непоправимый вред своему духовному, душевному и психическому здоровью.
«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Это означает, что человечество не всегда будет находиться в том положении, в котором находится сейчас. И даже тот, кто оказался в царстве диавола, в аду, не лишается любви Божией, потому что и в аду присутствует Бог. Преподобный Исаак Сирин называл богохульным мнение о том, что грешники в аду лишены любви Божией. Любовь Божия присутствует всюду, но она действует двояко: на тех, кто находится в Царстве Небесном, она действует как источник блаженства, радости, вдохновения, для тех же, кто находится в царстве сатаны, это бич, источник мучений.
Значит, мы перед диаволом не беззащитны. Наоборот, Бог делает все, чтобы максимально оградить нас от влияния сатаны, Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Евангелие, христианское нравственное учение, возможность постоянного духовного совершенствования. Он дает нам такие периоды, как Великий пост, когда мы можем особое внимание уделять духовной жизни. И в этой нашей духовной борьбе, в борьбе за самих себя, за наше духовное выживание, Бог Сам находится рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скончания века.