Сатира собачье сердце в чем
Сатира Булгакова в повести «Собачье сердце»
Собачье сердце Булгакова — это социально-философская сатира, в которой автор стремился показать вторжение человека в мир природы, предостерегая о последствиях. Писатель хотел воссоздать актуальную для его поколения действительность, реальность двадцатых годов, когда жизнь начала протекать по новым законам установленной властью Советов. Булгаков хотел не только показать жизнь, но и свое отношение к окружающей действительности. Чтобы наилучшим образом донести до читателя проблему, и представить режим большевиков, писатель использует такое художественное средство, как сатира в повести Собачье сердце. Мы же в сочинении попытаемся разобраться, против чего направлена сатира Булгакова и в чем она заключается.
Сатира в Собачьем сердце
В целом, сатирические произведения, которые высмеивали недостатки общества, были не в новинку. В двадцатом веке это был распространенный жанр. Его удачно использовал и Булгаков, представив современное ему общество в повести Собачье сердце. Правда, ее запретили к издательству, и лишь после смерти писателя читатель смог познакомиться с работой, увидев в произведении человека, рожденного революцией. Какой он?
В основе произведения лежит трансформация, которая стала возможна благодаря эксперименту профессора Преображенского. С помощью операции, ему удается пересадить гипофиз человека в собаку, и добросердечный пес превратился в жестокого хама. Под влиянием пролетария Швондера Шариков наглел все больше, и стал заведующим подотдела по очистке города от бездомных животных. Используя в Собачьем сердце средства гротеска, Булгаков обличает бездуховность новых людей, их невоспитанность и рвение к власти. Их цель не заработать, а разделить заработанное другими. Никто из них не стремится заниматься полезным для общества делом, и отсюда разруха. Прежде всего, эта разруха в головах людей, которые всегда были никчемными и незначительными. Получив власть, они портили жизнь окружающим, а между тем, каждый из людей должен заниматься своим делом, и только тогда разрухи можно избежать. Профессор понял свою ошибку, вернув все на круги своя. А Булгаков подарил читателю прекрасную работу — язвительную сатиру на современное общество, где каждая кухарка могла управлять государством.
Против чего была направлена сатира? Конечно же против новой власти и ограниченности ее представителей, которые вообразили себя всемогущими. Булгаков высмеял их, дав возможность посмеяться и читателю. Вот только смех получился сквозь слезы, ведь спустя столько лет произведение не теряет своей актуальности. Сколько таких Швондеров и Шариковых находится среди нас…
Роль сатиры в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
…вам нужно молчать и
слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь
приемлемым членом …общества.
М. Булгаков. Собачье сердце.
В повести М. Булгакова «Собачье сердце», написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность – советская реальность1920-ых годов. К этому времени в России окончательно установилась власть Советов и потекла жизнь по новым законам. Свое отношение к этой жизни и людям, ее устанавливающим, пытались выразить многие русские писатели. Не стал исключением и М. Булгаков. В «Собачьем сердце» он показал свой взгляд на окружающую его действительность, выразил свое отношение ко всему происходящему.
Основным художественным средством в повести является сатира. Писатель выбирает для нее три объекта. Во-первых, Булгаков иронизирует и критикует советскую власть. В произведении она представлена главным образом в лице председателя домкома Швондера, а также его подопечных.
Мы помним, что домком был возмущен тем фактом, что в распоряжении одного профессора Преображенского находится семь комнат. И доводы профессора о том, что он не может жить там, где и работать, а работать там, где и отдыхать, никого не волнуют. Домкомовцы просто не понимают их – слишком велика разница в воспитании и культурном уровне подопечных Швондера и Преображенского.
Члены домкома рисуются Булгаковым сатирически. Швондера он описывает как человека, у которого «на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос». Кроме того, в состав этой делегации входит «персиковый юноша», оказавшейся женщиной – заведующей культотделом дома товарищем Вяземской.
Булгаков иронизирует над тем, что у новой власти нет разделение на мужчин и женщин, а есть лишь «товарищи», борющиеся за построение коммунизма. Эти люди не понимают и не воспринимают элементарных правил этикета простых знаков внимания к женщинам и так далее.
Булгаков описывает беседу профессора с домкомовцами. Мы чувствуем превосходство Преображенского над этими людьми, которых реплики профессора ставят в тупик. Но они справляются со своим смущением, стараются держаться так, как и подобает новым «хозяевам жизни». Особенно старается Швондер, которого очень трудно смутить. Он настаивает на том, что профессора обязательно надо «уплотнить». И только телефонный разговор с «высоким лицом» временно усмирил человека с «густейшей копной» на голове: «Четверо молча вышли из кабинета, молча прошли приемную, переднюю и слышно было, как за ними закрылась тяжело и звучно парадная дверь».
Вторым объектом сатиры в повести становится, несомненно, Шариков – продукт эксперимента Преображенского и воспитания Швондера. Это славный пес, превратившийся в страшное человеческое существо, олицетворяет пролетариат – тот «материал», над которым производят опыты и которым манипулируют швондеры и ему подобные.
Даже в описании внешности героя, в выборе художественных средств проявляется ирония автора: «…человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка».
Оксюморон «малая вышина»; сравнения «как бы кустами на выкорчеванном поле», «черными кисточками»; эпитеты «небритый пух», «густая головная щетка», метафоры «головная щетка» передают негативное отношение Булгакова к своему герою.
Этот субъект со временем, под воздействием Швондера, превращается в страшное существо, несущее опасность не только для профессора и его домочадцев, но и для всех, кто с ним сталкивается. Вспомним хотя бы машинистку Васнецову, которую Полиграф Полиграфович (в имени обозначена претензия героя на «красивость» и важность, на социальный статус) соблазнял, придумывая себе героическую биографию. А когда его ложь раскрылась, Шариков пытался шантажировать бедную девушку, запугивая ее тем, что он начальник и может уволить Васнецову с работы.
Так герой ведет себя с теми, кто слабее. С теми же, кто сильнее его, Шариков меняет «политику»: он лебезит, подстраивается, старается угодить или приспособиться. Так до некоторых пор герой вел себя в Филлипом Филлиповичем, но влияние Швондера тлетворно подействовало на этого «истинного представителя» пролетариата. Он становился все наглее, в Шарикове росло «классовое возмущение», и в итоге он даже предпринял попытку выселить профессора из его квартиры.
Тогда-то Преображенский и понял, что его творение выходит из-под его контроля: еще немного и Шарикова будет не остановить. Профессор решается на «обратную» операцию, которая, к счастью, прошла успешно: отвратительный Шариков вновь превращается в милого и лукавого пса Шарика.
Но объектом сатиры в «Собачьем сердце» являются не только представители советской власти и пролетариата. Булгаков горько иронизирует и над интеллигентом Преображенским, возомнившим себя Богом, творцом, который решил изменить законы природы и создать новое существо.
Булгаков иронично называет своего героя «жрец», «божество». Он пишет о том, что Шарик воспринимает Филлипа Филлиповича именно так: «Пес встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз».
Но обратим внимание, как ведет себя профессор во время операции и подготовки к ней: «загремело из операционной», «Филипп Филиппович, опершись ладонями на край стола, блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой и говорил взволнованно». Что это? Просто азарт влюбленного в свое дело человека? Но вот Булгаков продолжает: «Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький, колючий блеск и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану». Здесь профессор уподобляется какому-то садисту, варвару и даже хищнику: «Филипп Филиппович залез в глубину и в несколько поворотов вырвал из тела Шарика его семенные железы с какими-то обрывками». И вот еще: «Жрец отвалился от раны, ткнул в нее комком марли и скомандовал…»
Нельзя брать на себя слишком много, роль Бога не может выполнять человек, каким бы гениальным он не был, утверждает Булгаков. В обратном случае человечество ждет наказание, и сам творец будет наказан в первую очередь. Так произошло и в финале повести Булгакова.
Но если в произведении профессор смог исправить свою ошибку, то в жизни этого не получилось и не могло получиться. То, что задумывали и осуществляли дворяне-интеллигенты как освободительную революцию, попав в руки пролетариата, приобрело совершенно чудовищные и варварские черты.
В своей повести Булгаков сатирически изображает это, надеясь на улучшение, прозрение, изменение. Но его произведение актуально до сих пор. Разве мало сегодня сильных мира сего, мнящих себя богами, имеющими право распоряжаться жизнями миллионов людей? Разве мало сейчас необразованности, невоспитанности, бескультурья, нагло лезущей во власть? Люди не учатся на ошибках своих предков, не хотят делать выводов из уроков истории. Это печально и страшно. И именно поэтому, я думаю, повесть Булгакова «Собачье сердце» будет актуальна всегда.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Михаил Булгаков. Афоризмы и цитаты произведений Лучшие афоризмы, цитаты, крылатые фразы и выраж.
—Метки
—Рубрики
—Ссылки
—Фотоальбом
—Интересы
—Статистика
Сатира в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Сатирическая повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. Она объединяет в себе три жанрово-художественные формы:
Эксперимент Преображенского = социальный эксперимент
В основе сюжета повести рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты — это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный.
Пролетарии vs. Интеллигенция
Ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции в обществе, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят люди неординарные, яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека Булгаков относился крайне скептично. Последствия такого вмешательства в естественный ход вещей могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает Булгаков в своей повести.
В процессе воспитания Шарикова возникает конфликт высокообразованного интеллигента профессора Преображенского с представителем новой жизни Швондером. Абсурдность убогих понятий представителей новой власти особенно ярко сформулирована в монологе Преображенского, который подытоживает основные принципы социалистического образа жизни:
«В спальне принимать пищу. в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. » Швондер норовит немедленно превратить Шарикова с его еще собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Лозунгами его напичкивает. Энгельса дает почитать.И это все вчерашнему Шарику-то. И воспитание Швондера оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище.
По совету Швондера Шариков выбирает себе имя Полиграф Полиграфович. Этого имени он не только не стыдится, но даже гордится своим «удачным» выбором. Детали его костюма бросаются в глаза, раздражая зрение всякого нормального человека: «Пиджак порван под левой мышкой, усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее. был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок, что время от времени, закрывая утомленные глаза, Филипп Филиппович в полной тьме то на потолке, то на стене видел пылающий факел с голубым венцом. Открывая их, слеп вновь, так как с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами».
Профессор Преображенский — ученый с мировым именем, у Швондера — таинственный человек. Швондер — заносчивый председатель домоуправления, крайне самоуверенный. Швондеров, больших и маленьких, автор повести безжалостно высек сатирическими розгами. Задатки бездомного, вечно голодного и унижаемого пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков — существо, по природе своей агрессивно наглое и жестокое. Только одного ему и недоставало: известного революционного лозунга — «кто был ничем, тот станет всем». Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской системе.
Швондер, узнав о таинственном исчезновении Шарикова, является домой к Преображенскому, но совсем не затем, чтобы узнать что-нибудь о судьбе Шарикова, а чтобы предъявить обвинение в убийстве Преображенскому и Борменталю. Более того, ему выгодно, чтобы в квартире профессора обнаружили труп Шарикова. Такая логика просто ненормальна. По глубокому убеждению профессора, именно такая логика свойственна умственно недоразвитым людям, которые и стали источником разрухи, царящей вокруг.
«Шариковщина»
Профессор Преображенский в ходе своих научных опытов получил из собаки человека, пытается воспитывать это существо, и у него есть основания рассчитывать на успех. Но «очеловеченный» бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, фактически стал воплощением того человека, мозг которого послужил донорским материалом при операции. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими социальными правами. С этим событием жизнь в доме профессора Преображенского и в городе становится с ног на голову. По Москве ходят самые нелепые слухи о марсианах, якобы приземлившихся в Обуховском переулке, недалеко от дома профессора, о новорожденном ребенке, играющем на скрипке. Шариков непомерно глуп, амбициозен, труслив, мстителен, корыстен, не имеет понятия о нравственности, крайне жесток, бесчестен.
Поведение и логика примитивных, задавленных советской системой шариковых убоги. Настоящие, реальные, большие чувства в их жизни подменены жалкими и уродливыми. Герои Булгакова потрясают не только своей тупостью, серостью, бездуховностью. Люди ограниченные очень часто имеют необоснованные амбиции. Это люди с большой претензией, и масштаб их амбиций огромен. Шариков настоятельно требует для себя документов, жилой площади. Он позволяет себе самые наглые выходки и при этом не испытывает стыда. Он делает заявления в отношении переписки Энгельса с Каутским, не поняв сути дела. Его наставник Швондер считает себя полноправным представителем революционных масс, вершителем справедливости. Из мерзкого чувства зависти он пишет донос на Преображенского, называя таких, как он, «псевдоученой буржуазией».
Прием гротеска
«Новый» социально-бытовой миропорядок изображается автором в стиле сатирического памфлета. Используя прием гротеска, Булгаков показывает примитивность и тупость серого общества, противопоставляя ему духовно богатых и ярких личностей. При всей фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием, что говорит о величии и неповторимости мастерства Булгакова.
1. Каково происхождение имени Шарикова?
2. Какая книга стала для Шарикова учебником жизни? Чему он сам мог бы научить ее авторов?
3. Как бы вы поступили на месте Преображенского?
Сатира Булгакова в произведении “Собачье сердце”
Сатира Булгакова в произведении “Собачье сердце”.
Если сатирическое творчество Маяковского – это высмеивание врагов победившей революции, то в это же самое время стали создаваться и сатирические произведения, имевшие иную политическую направленность. В них сатирически изображалась сама революция, большевики, советский строй. Такая литература, естественно, могла появляться лишь в среде эмиграции (Л. Аверченко, Е. Замятин и др.) или же писалась, что называется “в стол”.
Из произведений этого последнего ряда наиболее
В этом – одна из особенностей
Это и животная, инстинктивная ненависть Швондера к профессору Преображенскому, и женщина, “переодетая мужчиной”, и журналы в пользу германского пролетариата по полтиннику штука, и многое другое, кончая совершенно невообразимым именем Полиграф, которое принимает Шариков.
Читатель смотрит на действительность глазами профессора Преображенского, отчего эта действительность приобретает черты какого-то зловещего фарса. Советская действительность для Булгакова – своего рода “торжествующая свинья”, и на месте в ней себя чувствуют не нормальные люди, а опьяневшие от власти пошляки и недоумки без всяких нравственных принципов. Для усиления комического эффекта Булгаков пользуется приемом противопоставления: на фоне нормы, которую олицетворяют профессор Преображенский и доктор Борменталь, еще более нелепыми, уродливыми выглядят Шариков, Швондер и другие представители пролетариата в булгаковском понимании.
Поэтому и нельзя без злорадного смеха читать о визите делегации домкома к профессору или о фокусах пьяного Шарикова: за безграничными претензиями этих людей и их безусловной уверенностью в собственном превосходстве стоит лишь пустота, мелочность и бескультурье. Той же цели- усилить комический эффект – служит и введение в произведение фантастического сюжета, который лишь ярче проявляет сущность режима и подчеркивает нелепость ситуаций, порядков в стране.
Надо заметить, что вообще-то Булгаков был довольно далеким от политики человеком, но советская действительность постепенно убедила его в том, что, разрушив старые ценности – культуру и цивилизацию прежде всего, – революция не дала ничего взамен, кроме наглого торжества пошляков и хамов. Защититься от этой действительности саркастическим смехом – одна из важнейших функций булгаковской сатиры.
Related posts:
Сочинение на тему: Сатира в повести М. Булгакова “Собачье сердце”
Сатира в повести М. Булгакова “Собачье сердце”
Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” является ярчайшим примером отечественной сатирической прозы. Если вдуматься серьезно в ее содержание, то можно заметить, что это глубоко философское произведение. Однако “Собачье сердце” отличалось от своих сатирических современников.
Тогда как многие творения той эпохи критиковали только то, что было угодно власти, эта повесть была многослойной, то есть каждый мог ее понимать по-своему. Для одних это всего лишь юмористическое отражение
Основу сюжета составляет ироническая трансформация, сродни библейской, которая становится историей о необычайном научном эксперименте. Профессор Преображенский вместе со своим ассистентом Борменталем проводят эксперимент над бездомным псом Шариком по пересадке ему человеческих органов. В надежде, что эта операция откроет секрет долголетия, они вживляют собаке гипофиз бывшего уголовника Клима Чугункина. Результат оказался неожиданным.
Шарик постепенно очеловечился, стал
Ведущим приемом создания сатирического изображения становится гротеск. В образе Шарикова все указывает на сатирическое обличение бездуховного мира “нового” члена общества. Будучи невоспитанным и необразованным, он рвется к власти и старается навредить интеллигенции. Со временем Шариков устроился на работу и не кем-нибудь, а заведующим подотделом отчистки Москвы от бродячих животных.
Этот цинизм ситуации вынуждает профессора задуматься о последствиях своего эксперимента. Последней каплей становится появление людей в милицейской форме с доносом от Швондера и Шарикова. Профессору повезло, что делу не дали ход, но нужно было действовать.
Так из объекта сатиры Преображенский становится обличителем окружающего хаоса. Он уверен, что главная разруха в голове “новых” людей и их беспросветной лени. Если бы они занимались общественно полезным делом, то и разрухи бы не было.
Своеобразно завершается конфликт между действующими лицами. С помощью Борменталя профессор возвращает Шарикову его первоначальный вид и все становится на свои места. Ведь, как известно, “наука еще не знает способа обращать зверей в людей”.