Сатурналии в древнем риме что это такое
Сатурналии
Сатурна́лии (лат. Saturnalia ) — у древних римлян праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лацио связывали введение земледелия и первые успехи культуры.
Содержание
Описание
Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги.
Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia).
Обрядовая сторона празднества имела исконно римский характер, хотя с 217 года были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения. По мнению Марквардта, праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего равенства, был освящен тем же предписанием Сивиллиных книг, что и учреждение лектистерний.
Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в заключительный период Республики — семи). Среди праздничных подарков фигурировали, в числе прочего, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.
Календарная дата и символизм
В Древнем мире, и вплоть до XIX века (а в ряде религиозных стран и поныне), в науке господствовали идеи креационизма; астрономия была частью астрологии и мифологии, требующих справлять праздники в честь богов. Праздник Сатурналия связан с зимним солнцестоянием и началом знака Козерог (управителем которого в астрологии является Сатурн).
С козлом видимо связан и праздник ряженых в сатиров/чертей (что нашло отражение и в поздней мифологии, см.»Ночь перед Рождеством»). С этим праздником связан известный символ Сатурна «смерть с косой» — символ жатвы, хронологии (подведение итогов года и пожеланий на будущее), и зимнего голодного/холодного времени, смертельного в случае дефицита урожая. Однозначных сведений не сохранилось, но можно предположить что обычай рядиться в чертей и мертвецов с косой идёт именно от сатурналий.
В IV веке праздник переродился в известное нам Рождество, соединившись с праздником Sol invicta («Солнца побеждающего») праздновавшегося в те же дни. Роль Сатурна исполняет Дед Мороз (у финнов до сих пор Дед Мороз называется «Йоулупукки», то есть «Козел Йоля-солнцестояния»). В современном детском спектакле «Новогодняя ёлка» сохранилось театральное представление древних времён, свечи, подарки и поздравления. Люди той эпохи были тесно связаны с сельским хозяйством: Иисус родился в яслях, в его Учении люди повсеместно сравниваются со стадом (лат.»паства»), а сам он с агнцем, ряженые в сатиров похожи на зверюшек присутствующих при рождении Иисуса. Звезда ёлки — это Вифлеемская звезда. Волхвы, пришедшие с дарами при рождении Иисуса — одни из праобразов Деда Мороза. Интересно, что святой Николай, прототип Деда Мороза, тоже жил именно в IV веке. Таким образом в Риме синкретизировались все соседствующие национальные мифологии того времени, и впоследствии мифологии всей Европы.
Сатурналии, лучший праздник года: как древние греки и римляне проводили зимние каникулы
В благословенных средиземноморских краях зима бывает очень противная, и древние с удовольствием разнообразили ее праздниками. И греки, и римляне отмечали зимнее солнцестояние, причем первые — сравнительно скромно, а вторые — с большим размахом.
Анакреонт о зимнем месяце посидеоне:
Глянул Посидеон на двор,
В грозных тучах таится дождь,
И гудит зимней бури вой
Тяжко-громным раскатом.
(Пер. Г. Церетели)
Греки берегли силы для четырех разных чествований бога вина Диониса, проходивших между январем и началом апреля. Но на месяц посидеон (декабрь—январь) приходились Алои (Ἁλῶα) — праздник молотьбы, в глубокой древности переехавший с осени на зиму поближе к солнцевороту и соединившийся с торжеством, приуроченным к еще одному важному событию в жизни древнего грека — обрезке виноградной лозы. Во время Алой, посвященных покровительнице земледелия Деметре и Дионису, полагалось есть выпечку и пить вино, избегая красных продуктов: мяса, гранатов, барабульки (у этой рыбки чешуя неподобающего цвета). В застольях принимали участие только женщины, которым разрешалось ни в чем себе не отказывать — ни в выпивке, ни в сквернословии.
Банкетный зал украшали глиняными гениталиями, а на стол подавали хлебы и пироги в виде репродуктивных органов.
На праздник приходили и почтенные домохозяйки, и гетеры, и уличные девицы, которые в обычной жизни практически не встречались друг с другом. И в отличие от серьезных Элевсинских мистерий, важнейшего афинского торжества, тоже связанного с культом Деметры, во время Алой участницы искренне веселились и в кои-то веки наслаждались застольем, а не готовкой.
Надо признать, есть в Алоях что-то от восьмимартовских посиделок в женском коллективе. То ли дело древнеримские сатурналии — «лучший праздник года», по словам поэта Катулла, причем для всех, где и подарки, и обжорство, и пьянство. В строгие времена Республики его отмечали один день, в конце республиканского периода римской истории — два, при императоре Августе — три, при Калигуле — пять, а после дело дошло до семи: с 17 по 23 декабря. На это время закрывались школы и начинали работать специальные рынки с подарками — свечками и глиняными фигурками.
Одна из самых важных примет сатурналий — возможность играть в азартные игры, которые были категорически запрещены в остальное время. Зато в праздничные дни в кости, бабки и т. д. резались все от мала до велика. Детям денег, конечно, не давали, и они играли на орехи. О многих деталях сатурналий мы знаем благодаря поэту Марциалу. В «Эпиграммах» он нарисовал картину праздников:
Что же, однако, Сатурн, мне в дни эти делать хмельные,
В дни, что за небо тебе собственный сын уступил?
Иль мне о Фивах писать, о Трое, о мрачных Микенах?
«Ты на орехи играй», — скажешь. Орехов мне жаль.
(XIV, 1. Пер. Ф.А. Петровского)
Уже мальчик орехи бросил с грустью:
Вновь учиться зовет крикун наставник;
И, в обманные кости проигравшись,
Извлеченный из тайного притона,
Охмелевший игрок эдила* молит.
(V, 84. Пер. Ф.А. Петровского)
* эдилы допускали азартные игры в общественных местах только в праздник Сатурналий.
Удивительно, но еще в XVI веке оксфордским студентам дозволялось играть на деньги только трижды в год: в День Всех Святых, в Рождество (как раз неделя сатурналий) и на Сретение. Почтенная традиция! Впрочем, с 2004 года Рождество в Англии — единственный день, когда букмекеры не принимают ставки.
А что же подарки? Все тот же Марциал в «Эпиграммах» отвел всю четырнадцатую книгу под короткие описания даров, вручаемых на сатурналии. Чего там только нет: книги и погремушки, собаки и сено, зубочистки и шляпы, игральные кости и пеналы, золотые шпильки и кровяная колбаса, фонари и чесалки для спины. Всего Марциал перечисляет 223 предмета, среди которых есть и дорогие, привезенные из самой Индии вещи (элитные подарки), и самые простые, доступные даже рабу.
На сатурналии одаривали только мужчин, а женщин — в дни мартовского фестиваля матроналий. Исследователи Марциала подозревают, что первые четыре книги «Эпиграмм» сами запросто могли служить подарками на сатурналии — их тексты адресованы мужчинам и полны шутками вроде этой:
Невии я написал. Нет ответа. Не даст она, значит.
Но ведь наверно прочла, что я писал. Значит, даст.
(II, 9. Пер. Ф.А. Петровского)
А вот пятая книга предназначена другим читателям, не таким испорченным:
Вам, матронам, и юношам, и девам,
Мы страницы вот эти посвящаем.
Ты же, тянет кого к бесстыдным шуткам
И кому по душе их непристойность,
Ты игривых прочти четыре книжки.
(V, 2. Пер. Ф.А. Петровского)
Один из самых популярных видов сувениров в дни сатурналий назывался sigilla — это были простенькие глиняные фигурки птиц, животных, людей. Из письма философа-стоика Луция Аннея Сенеки мы знаем, что ребенок хозяев мог дарить такие игрушки детям домашних рабов. В этом письме автор иронизирует по поводу собственного возраста и рассказывает следующий эпизод: «Поворачиваюсь к дверям. „А это кто, — спрашиваю, — такой дряхлый? Правильно сделали, что поместили его в сенях: ведь он уже смотрит за двери. Откуда ты его взял? Какая тебе радость выносить чужого мертвеца?“ А тот в ответ: „Ты что, не узнал меня? Ведь я — Фелицион, это мне ты всегда дарил кукол на сатурналии; я сын управляющего Филосита, твой любимец“. — „Ясное дело, — говорю я, — он бредит! Это он-то еще малышом стал моим любимцем? Впрочем, очень может быть: ведь у него как раз выпадают зубы“» («Нравственные письма к Луцилию», XII, 3. Пер. С.А. Ошерова).
Сатурналии были временем обильной еды и не менее обильной выпивки. У Цицерона находим сообщение о том, как Цезарь ужинал во время зимних праздников:
«Он применил рвотное: поэтому он ел и пил безбоязненно и с удовольствием, очень богато и великолепно».
(Att., XIII, 52. Пер. В.О. Горенштейна)
Римляне вообще считали рвоту зимой здоровым и полезным занятием, так что в сатурналии напиваться до полусмерти было, можно сказать, обязательным требованием. Энциклопедист Плиний Старший писал, что в первой половине I века в Риме распространилась мода пить на пустой желудок (Naturalis Historia, XIV, 143–144). По его словам, корни этой традиции следует искать на Востоке — в Парфии. Некоторые современные исследователи считают, что варварский обычай пришелся ко двору как раз в сатурналии, когда дозволялось вести себя диким образом и даже, о ужас, не носить тогу (вместо нее надевали более удобную одежду под названием synthesis).
Кроме азартных игр и безудержного пьянства, у декабрьской недели без правил была еще одна особенность: гуляли в этот период не только господа, но и рабы. Сенека пишет, что в один из дней «хозяева садились за стол с рабами… непременно и еще оказывали им в доме всякие почести, позволяли судить да рядить, объявляя дом маленькой республикой» («Нравственные письма к Луцилию», XLVII, 14. Пер. С.А. Ошерова). И свободные мужчины, и невольники надевали на головы войлочные шапки-пилеумы, которые носили вольноотпущенники: это был еще один важный уравнительный элемент праздника.
В лучшие дни года мир выворачивался наизнанку дважды: рабы и хозяева не только вместе садились за стол — у них появлялся еще и шутовской повелитель — Saturnalicius princeps, предводитель застолья и веселья. Словом, это был настоящий карнавал.
Оказавшиеся на чужбине римляне старались отмечать сатурналии: нам известны как свидетельства аристократов из высококультурных Афин, так и записка раба из дикарской Британии. Вот этот удивительный документ, найденный в пограничной крепости Виндоланда:
Один раб просит другого купить редиски для праздника (этот овощ, помимо того что был сравнительно дешевым и широко доступным, еще и считался неплохим рвотным).
Сенека, человек умеренный, не любил декабрьские излишества:
«Больше стойкости в том, чтобы оставаться трезвым, когда весь народ перепился до рвоты, больше умеренности в том, чтобы, не смешиваясь со всеми, не выделяться и не составлять исключения и делать то же самое, что все, но иначе.
Ведь праздничный день можно провести, и не предаваясь роскоши» («Нравственные письма к Луцилию», XVIII, 4. Пер. С.А. Ошерова). Примерно об этом две тысячи лет спустя и нам в канун Нового года толкуют благонамеренные. Кому-то будет по душе такой совет, а кому-то все равно нужно напиться и выкричаться: “Io Saturnalia!”
Сатурналии.
Культ бога плодородия Сатурна появился в Италии у пеласгов, возводивших ему храмы и алтари ещё до основания Рима. На древней вазе обнаружено имя бога сева и землепашества «Saeturnus» (Са-е-тур-нус – «Сеятель»). Вергилий называет Италию «Сатурновой землёй». Сама Италия именовалась Сатурнией, первоначально Капитолийский холм называли «Mons Saturnius», и на нём находился один храм Сатурна (Saturnia).
В глубокой древности Сатурналии праздновали после завершения сева озимых и других земледельческих работ. Отдавая дань почтения богу сева и землепашества Сатурну, 17 декабря совершались общественные жертвоприношения в храме Сатурна, великолепные празднества продолжались на праздничном обеде. В Санурналии в семьях день начинался с жертвоприношения, закалывали свинью, готовили угощения, пировали, и присоединялись к народным гуляниям. Улицы были запружены весёлыми толпами народа, раздавались восклицания «Io Saturnalia».
В праздник Сатурналии с 17 до 19 декабря, в честь бога Сатурна, в Риме отменялись казни преступников и наказания рабов. Рабы и хозяева на время Сатурналий менялись на время ролями, избирался «карнавальный» король, которому оказывали «карнавальные» почести и осыпали его розовыми лепестками, в наши дни эту роль выполняют конфетти. Народ сидел за столами, все пили и ели, могли позволить себе говорить свободно, что хотят. Древние римляне устраивали красочные шествия, облачившись в карнавальные костюмы и маски.
В период Сатурналий все слои римского общества радовались, пировали и обменивались подарками — восковыми свечами (cerei) и терракотовыми фигурками или фигурками из теста (sigillaria).
Восковые свечи служили символом праздника сатурналий, проходящего во время зимнего солнцестояния. (лат. Bruma — зимний). Терракотовые фигурки были пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.
Во время сатурналий приостанавливались все общественные дела, школьники освобождались от занятий, преступников запрещалось казнить, а рабы, составляющие 40% древнеримского населения, освобождались в эти дни от обычного труда, имели право сидеть за общим столом в одежде господина и носить «pilleus» — шляпу, какие носили все простолюдины этрусков, умбров и римлян. Отпущенные на свободу рабы и пленники имели право носить шляпу. Римская тога, шляпа (лат. pilleus) считались символами гражданской свободы в Древнем Риме.
Символ Сатурна — Змея кусающая себя за хвост — замкнутый цикл жизни, круг Времени.
Д. Фрэзер отмечает: «На время Сатурналии различие между господами и рабами как бы упразднялось – раб получал возможность поносить своего господина, напиваться, подобно свободным, сидеть с ними за одним столом. Причем его нельзя было даже словесно упрекнуть за проступки, за которые он в любое другое время был бы наказан побоями, тюрьмой или казнен. Более того, господа менялись местами со своими рабами и прислуживали им за столом; с хозяйского стола убирали не раньше, чем окончил свою трапезу раб. Эта инверсия ролей заходила так далеко, что каждый дом на время превращался во что-то вроде микрогосударства, в котором все высшие государственные посты занимали рабы – они отдавали приказания, устанавливали законы, как если бы были консулами, преторами или судьями. Бледным отражением власти, которой на время Сатурналий наделялись рабы, было избрание при помощи жребия лжецаря, в котором принимали участие свободные граждане. Человек, на которого выпадал счастливый жребий, получало царский титул, и отдавал своим подданным шутливые и нелепые приказания» (Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1986. С. 547).
Античный карнавал кипел на улицах Древнего Рима с 17 по 23 декабря, и был отмечен пышными пирами, весёлыми кутежами и погоней за всевозможными чувственными удовольствиями. Возможно, Сатурналии были желанием вернуться в Золотой век, который был во времена Сатурна.
Вольности, которые получали рабы на время праздника, были подражанием свободному общественному устройству века Сатурна, а сами Сатурналии почитались временным возрождением или реставрацией эпохи правления этого доброго Золотого Царствования.
Сатурналии – праздник рабов и земледельцев в Древнем Риме
Во времена расцвета Римской империи в обществе существовала строгая иерархия. Низшую ступень занимали рабы, которые в большинстве своём являлись бесправными слугами. Однако в году был день, когда знатные господа и их рабы менялись местами. Это праздник Сатурналии.
Как несложно догадаться, торжество посвящалось Сатурну, богу земледелия, покровителю простолюдинов. С Сатурналиями было связано немало интересных обычаев и, что примечательно, некоторые традиции живы по сей день, однако название праздника и его суть изменились. Что же особенного было в Сатурналиях?
Появление праздника
История рабства в Древнем Риме насчитывает много столетий, однако каждый год 17 декабря привычный уклад жизни рабов резко менялся. Неслучайно бога Сатурна называли покровителем рабов и нищих.
В день праздника, в честь него названного Сатурналиями, можно было увидеть необыкновенные картины. В богатых домах знатные люди прислуживали своим рабам и слугам, которые пировали, прославляя имя Сатурна.
Историю Сатурналий можно узнать из записей древнеримского историка Тита Ливиуса. Он отмечает, что первые празднования Сатурналий начали проводиться около V века до нашей эры. Они были посвящены силам плодородия и покровителю сельского хозяйства Сатурну. Особенно распространено торжество было в деревенской местности, ведь для крестьян Сатурн являлся главным защитником и помощником.
Популярность Сатурналий постепенно росла. Со временем из однодневного праздника это торжество превратилось в настоящий фестиваль, что продолжался несколько суток.
Праздник Сатурналии в Древнем Риме отмечался в конце года.
Картина художника Антуан-Франсуа Калле.
Традиции Сатурналий
Сатурналии включали череду ритуалов, которые жрецы должны были соблюдать точно и в соответствии со строгой очередностью. Первым этапом становилось разрезание пут на статуе Сатурна и поднесение ему даров. В качестве жертвы римляне использовали мясо, вино, мёд.
На Сатурналии нередко забивали козла, священное животное Сатурна. Позднее этот ритуал породил изречение “козёл отпущения”, что изначально использовалось как именование жертвенного животного, а позднее стало использоваться в переносном смысле.
Когда путы со статуи бога падали на землю, жрецы восклицали: «Ио, Сатурналии!». Это восклицание призывало народ к веселью и празднованию. Удивительным образом привычная жизнь менялась во время Сатурналий. На этот период приостанавливались военные действия и казни преступников, не разрешалось выносить смертные приговоры, поощрялись азартные игры (даже на государственном уровне).
В древнеримских преданиях Сатурн является воплощением свободы и независимости, и именно поэтому особые привилегии в Сатурналии получали рабы. Они могли почувствовать себя совершенно свободным, наслаждаясь пиршеством и повелевая своими хозяевами.
Лоуренс Альма-Тадема
«Слава Цезарю! Ура Сатурналии!»
Сатурналии в Риме – праздник рабов
Во время Сатурналий у невольников начиналась прекрасная жизнь, та, о которой они мечтали. Им позволялось надевать шапки, что в Древнем Риме было разрешено лишь свободным гражданам или освобождённым рабам. Они с удовольствием проводили время в игорных домах, могли забыть о будничных хлопотах и погрузиться в атмосферу веселья. Чтобы угодить Сатурну, знать переодевалась в одежду своих рабов, отдавая тем свои дорогие наряды.
Бог поощрял тех, кто не стыдился прислуживать своим невольникам во время его празднеств. Римляне верили, что после Сатурналий Сатурн щедро вознаградит их за проведенные обряды и некоторые неудобства, что довелось испытать.
Мне показались очень интересными заметки о Сатурналиях, написанные исследователем Джеймсом Джорджем Фрэзером. Он указывает, что во время древнеримского праздника роли и перевоплощения значили так много, что каждый дом напоминал миниатюрное государство. В нём “правители” менялись с “подданными” местами, создавая необыкновенные отношения.
Рабы могли примерить на себя образ императора, судьи или консула, отдавая приказы, повелевая и принимая решения. Пусть даже один день в году, но Сатурналии, как мне кажется, помогали лучше понять друг друга разным слоям древнеримского общества. Не исключено, что, познав тяжкий труд своих невольников, в дальнейшем хозяева лояльнее относились к ним.
Женщина и две её рабыни на Римской мозаике
Отголоски Сатурналий в наше время
С приходом христианства значение Сатурналий начало ослабевать, стали появляться иные ценности и святые покровители.
В 312 году император Константин, принявший новую веру, запретил празднование языческого торжества. Несмотря на это, Сатурналии заложили основу двух самых важных праздников, известных в наше время – Рождества и Нового года.
В Древнем Риме к периоду расцвету культа Сатурна праздник в честь него длился двенадцать дней, каждый из которых соответствовал определённому месяцу года. Считалось, что дни Сатурналий являются началом нового годового цикла.
Никола Пуссен
«Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя Временами года»
Римляне верили, что в это время на землю возвращаются души умерших предков, которых необходимо задобрить. Символами Сатурналий являлись восковые свечи, которые зажигали по вечерам и фигурки из теста. Праздник этот являлся периодом обновления и возрождения, временем, когда нужно было строить новые планы и загадывать желания, что непременно должны были исполниться.
Праздник Сатурналий был одним из самых колоритных в Древнем Риме. Я думаю, многие любители истории древнего мира хотели бы отправиться в путешествие во времени и побывать на Сатурналиях. Господа, прислуживающие рабам, и слуги, отдающие приказы своим хозяевам… Возможно, именно это необычное перевоплощение сделало празднество в честь бога Сатурна таким интересным и популярным.