Сбер что входит в холдинг

К чему приложил руку «Сбер»: Okko, DocDoc, «Ситимобил», «Беру» и ещё больше двух десятков интернет-сервисов Статьи редакции

Коротко о крупных компаниях и сервисах, связанных со «Сбербанком».

В декабре 2018 года зампред правления «Сбербанка» Лев Хасис рассказал, что компания планирует построить экосистему вокруг «Сбербанка», объединяющую банковские услуги и нефинансовые сервисы. Это подтвердил Герман Греф в мае 2019 года при выдвижении на новый срок — по его словам, к 2024 году «Сбербанк» намерен построить рабочую цифровую экосистему.

Для этого банк объединяется с крупными компаниями и покупает более мелкие, создает совместные предприятия и планирует объединить все доступные «Сбербанку» сервисы под общим названием «Сбер». На развитие экосистемы «Сбербанк» уже потратил 60 млрд рублей.

В 2018 году «Яндекс.Маркет» и «Сбербанк» закрыли сделку по совместному предприятию для создания маркетплейса, компании получили равные доли в проекте, по 45%, а ещё 10% отошло менеджменту компании. По словам Германа Грефа, цель партнерства — построить «российский Amazon».

В рамках совместного предприятия были запущены интернет-магазины «Беру» и Bringly и продолжается развитие сервиса поиска товаров и сравнения цен «Яндекс.Маркет».

23 апреля 2019 года «Сбербанк» и Rambler Group объявили о сделке: банк купит 46,5% онлайн-бизнеса холдинга, а digital-продукты и сервисы Rambler будут интегрированы в экосистему банка. В результате сделки «Сбербанк» получит доступ к:

25 июля «Сбербанк» и Mail.ru Group договорились о создании совместного предприятия на базе «Ситимобила» и Delivery Club. Партнеры получат по 50% в СП, они планируют инвестировать деньги и активы на общую сумму до 64 млрд рублей, если за год после сделки компания достигнет нужных показателей.

В новое предприятие войдет 100% Delivery Club, доля Mail.ru Group в «Ситимобиле» (22,69%) и 35%-доля «Сбербанка» в «Фудплексе». До закрытия сделки Mail.ru Group обеспечит консолидацию на СП доли в размере не менее 75% акций «Ситимобил».

Оценка стоимости СП при достижении целевых показателей может превысить 100 млрд рублей.

Цифровая платформа для ресторанов. Учредителями стали «Сбербанк» (35%), «Рамблер» (30%), инвестиционный фонд GHP Group (15%) и основатели компании UCS Григорий Гуревич и Евгений Малахов (по 10%). В проект входят сервис рекомендаций от пользователей «Афиша.Рестораны», с помощью которого с 2015 года можно забронировать столик, программа для управления ресторанами от UCS, 50% которой принадлежит Rambler&Co, а также система для платежей по счёту без официанта и безналичных чаевых Plazius от «Сбербанка».

Российская система распознавания лиц. В 2017 году «Сбербанк» приобрел 25,07% компании, технологии используются для биометрической платформы «Сбербанка» для идентификации клиентов банка.

Источник

Бизнес-экосистема Сбербанка: что надо знать

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Об эксперте: Андрей Ванин, старший вице-президент Сбербанка, руководитель SberX — дирекции по развитию экосистемы

Что такое бизнес-экосистема

Собственные экосистемы создают крупные компании по всему миру, но точного и универсального определения у этого термина до сих пор нет. На мой взгляд, здесь хорошо подходит описание из школьных учебников по биологии. Там говорится, что экосистема — это среда обитания, в которой организмы объединены между собой устойчивой системой связей.

Бизнес-экосистемы — как в b2b, так и в b2c-сегменте — очень хорошо укладываются в это определение.

Например, вертикально-интегрированный холдинг может иметь собственный банк, ретейл-компанию, сотового оператора. Если все эти активы работают по отдельности, под разными брендами, с разными ID и контакт-центрами, то речь идет просто о наборе самостоятельных сервисов и продуктов. Но когда они объединяются под общим брендом, а потребитель может пользоваться всеми сервисами по одному ID и получать поддержку в едином центре, то можно говорить об экосистеме.

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Экосистемы в бизнесе — это вертикали, соединенные в безопасную и бесшовную среду. Внутри нее пользователь путешествует, иногда сам того не замечая. И при использовании любого из предлагаемых сервисов ему гарантировано качество и поддержка материнского бренда.

Какие элементы входят в бизнес-экосистему

Прародителем сегодняшних экосистем можно назвать компанию Apple. Она собрала отдельные устройства и сервисы — карту и навигатор, фотоаппарат, записную книжку, телефон и мессенджер — в одном девайсе и тем самым произвела переворот в головах пользователей. В результате все эти сервисы получили многомиллионную аудиторию.

Но настоящий бум экосистем начался, когда технологические гиганты, включая Apple, Google и Samsung, начали развивать финтех-направление. Это было прямой угрозой традиционному банковскому бизнесу, и, конечно, банки не могли остаться в стороне.

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

К тому моменту, как мы начали создавать собственную экосистему, Сбербанк владел десятками компаний, не имеющих никакого отношения к банкингу. Раньше мы не пытались связывать их между собой. Но когда поняли, что можно объединить их и таким образом сделать опыт клиентов более комфортным, бесшовным и безопасным, то начали активно пробовать.

Сегодня в нашей экосистеме уже более 50 компаний, напрямую не связанных с банковским бизнесом. Большинство из них не куплено, а создано с нуля на основе наших собственных компетенций.

Принимая решение о том, какой продукт или сервис включить в экосистему, мы ориентируемся в первую очередь на частотность потребления. Самые главные человеческие потребности и, соответственно, топовые по частоте использования индустрии, не меняются тысячелетиями. Людям всегда нужны хлеб, зрелища, возможность добраться из точки А в точку Б, купить-продать необходимые товары и услуги.

Кроме того, как публичная компания, которая платит большие налоги и дивиденды, мы учитываем объем доступного рынка и потенциальный доход от того или иного сегмента бизнеса. Поэтому наша экосистема состоит в основном из сервисов, которые потребляются каждый день и имеют большой рыночный потенциал.

Из чего состоит экосистема Сбербанка

Как элементы бизнес-экосистемы Сбербанка связаны между собой

Горизонтальные связи между бизнес-вертикалями в экосистеме обеспечиваются за счет сквозных объединителей — мы их называем энейблерами (от англ. еnabler).

Главный маркетинговый объединитель — это, конечно же, бренд. В нашей экосистеме большая часть компаний уже переименована и работает с приставкой «Сбер».

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Второй важный энейблер — ID пользователя. Например, SberID родился в приложении «Сбербанк Онлайн». А сейчас по нему можно зайти в кинотеатр Оkkо, взять такси или машину в каршеринге, сделать заказ в «Сбермаркете» и воспользоваться другими сервисами.

Причем ID пользователей идут в паре с профайлами. На их основе мы делаем более релевантные предложения нашим клиентам, учитывая их предпочтения и поведение в digital-среде.

Для пользователей экосистемы также важна возможность получить помощь и поддержку по продуктам в одном месте, не разыскивая контакты того или иного сервиса. Поэтому еще одним объединителем становится единый контакт-центр.

Когда мы только приобрели компанию «Инстамарт» и переименовали ее в «Сбермаркет», то пользователи, увидев приставку «Сбер», стали звонить в контакт-центр Сбербанка с вопросами по доставке продуктов. В течение нескольких часов или даже дней наши банковские специалисты растерянно отвечали на такие звонки и не могли дать внятной консультации.

Этот кейс привел нас к тому, что поддержка пользователей тоже должна быть энейблером в нашей экосистеме. Ведь если мы даем продукту или сервису базовое название «Сбер», то, естественно, клиенту удобнее консультироваться и решать все вопросы в одном месте, а не в двадцати. Сегодня, если у вас возникают проблемы с заказом в «Сбермаркете», можно позвонить в тот же контакт-центр, который консультирует клиентов по банковским услугам, и получить всю необходимую информацию и поддержку.

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Поскольку наш основной бизнес — банковский, то для нас важным объединяющим фактором экосистемы является безопасность. Все наши сервисы, не только финансовые, мы обеспечиваем защитой на уровне банкинга и транслируем банковские стандарты безопасности на еду, транспорт, образование, здравоохранение и все остальные бизнес-вертикали.

Что получают бизнес и потребители

Продвигать большое количество сервисов под одним брендом, как правило, намного эффективнее и интереснее, чем работать с разрозненными продуктами.

Очень показательный пример — развитие «Сбермаркета». Всего за 12 месяцев не очень известная компания превратилась в игрока федерального уровня и обогнала «Утконос», который много лет лидировал в продажах продуктов через онлайн-каналы.

Можно ли было получить такой результат, когда компания называлась «Инстамарт» и ею владели частные предприниматели? Конечно, нет. Ребята сделали отличный продукт, но у них не было ни региональной сети для быстрой дистрибуции, ни сильного бренда за спиной. Все это мы им предоставили и буквально за год практически с нуля вырастили нового лидера рынка.

Другой интересный кейс — онлайн-кинотеатр Оkkо. На момент покупки Сбербанком это был довольно устойчивый бренд, поэтому мы не стали переименовывать площадку.

Прошлой осенью, когда мы закрывали сделку, у Оkkо было 600 тыс. платных подписчиков. Этого показателя компания достигла за шесть лет, то есть примерная скорость развития составляла 100 тыс. клиентов в год.

Через четыре месяца после сделки количество платных подписчиков превысило миллион. По сути, скорость наращивания клиентской базы увеличилась примерно в 12 раз — со 100 тыс. в год до 100 тыс. в месяц.

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Такой успех в основном связан с наличием у Сбербанка большой сети. 14 тыс. отделений по всей стране дают нам возможность не только продавать какие-то продукты, но и обучать потребителей по-новому смотреть фильмы, заказывать еду, слушать музыку и находить нужные товары и услуги.

Иногда экосистемы обвиняют в том, что они выжигают поле для конкуренции, скупая все бизнесы подряд. На самом же деле ситуация скорее обратная.

Огромная клиентская база и связи внутри экосистемы делают ее проводником между миллионами потребителей и предпринимателей.

Например, пользователями Сбербанка сегодня является более 90 млн клиентов, это практически все экономически активное население России. Одновременно у нас обслуживается почти 2,5 млн юридических лиц из пяти миллионов, официально зарегистрированных в стране.

Внутри экосистемы можно обеспечить максимально точную стыковку между этими двумя аудиториями, предлагая пользователям те товары и услуги, которые нужным им в данный момент. И такой доступ к потребителям не уничтожает бизнесы, а напротив, позволяет им развиваться.

Что ждет рынок и пользователей

В ближайшие годы экосистемы будут быстро меняться вместе с самой цифровой средой. Причем в России скорость таких изменений даже выше, чем во многих других странах.

Еще десять лет назад Россия считалась аутсайдером мирового банковского сообщества. А сегодня весь мир изучает кейсы Сбербанка, Тинькофф банка и Альфа-банка, потому что уровень цифровизации в стране — один из самых высоких в мире.

По сравнению с глобальным, российский рынок относительно небольшой. Но на нем уже конкурируют как минимум четыре экосистемы. Помимо «Сбера», есть еще Mail.ru Group, «Яндекс», МТС и другие менее крупные игроки.

Потребители и даже инвесторы пока этого не замечают, но экосистемы уже активно конкурируют между собой. Однако если раньше на рынке все решалось путем силы, мягкой или жесткой, то сейчас мы наблюдаем мощное интеллектуальное соревнование между игроками.

Для пользователей тоже многое изменится.

Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными.

Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой.

Источник

Сбер что входит в холдинг

Казахстан

ДБ АО «Сбербанк» — первый зарубежный банк в составе международной Группы Сбербанк

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Беларусь

ОАО «Сбер Банк» — дочерний банк СберБанка в Беларуси

Украина

АО «Сбербанк» — дочерний банк СберБанка в Украине

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Швейцария

Sberbank (Switzerland) AG — дочерний банк СберБанка в составе инвестиционного подразделения СберБанк CIB

СберБанк в Центральной и Восточной Европе

В Вене расположена штаб-квартира Sberbank Europe AG — банковской группы, в состав которой входят дочерние банки СберБанка в Европе. Там же работает австрийское подразделение банка

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

СберБанк в Германии

СберБанк присутствует в Германии под брендом онлайн-банка Sberbank Direct. Также во Франкфурте-на-Майне работает офис представительства СберБанка

Босния и Герцеговина (Sarajevo)

Sberbank BH — дочерний банк СберБанка в Боснии и Герцеговине (Сараево), работает в составе группы Sberbank Europe AG

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Босния и Герцеговина (Banja Luka)

Sberbank a.d. Banja Luka — дочерний банк СберБанка в Боснии и Герцеговине (Республика Сербская, Баня Лука), работает в составе группы Sberbank Europe AG

Венгрия

Sberbank Magyarorszag Zrt. — дочерний банк СберБанка в Венгрии, работает в составе группы Sberbank Europe AG

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Сербия

Sberbank Srbija a.d. — дочерний банк СберБанка в Сербии, работает в составе группы Sberbank Europe AG

Словения

Sberbank banka d.d. — дочерний банк СберБанка в Словении, работает в составе группы Sberbank Europe AG

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Хорватия

Sberbank d.d. — дочерний банк СберБанка в Хорватии. Входит в состав группы Sberbank Europe AG

Чехия

Sberbank CZ — дочерний банк СберБанка в Чехии. Входит в состав группы Sberbank Europe AG

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Китай

Представительство СберБанка в КНР

Индия

Филиал СберБанка в Республике Индия

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Контактная информация

Коммуникации с клиентами

Сбербанк в социальных сетях

Мобильное приложение «Акционер Сбера»

© 1997—2021 ПАО Сбербанк.

ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных —ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Источник

Цифровая экосистема Сбера

Розничные
витрины

Рост ассортимента

Мы связываем бизнесы с розничными маркетплейсами

Прирост аудитории

Мы продвигаем маркетплейсы для клиентов (ФЛ)

Рост конверсии

Мы продвигаем бизнесы (ЮЛ) через наши маркетплейсы

Выручка

Выручка

*выручка нефинансовых сервисов за 9м 2021 г.

ежегодный темп роста (CAGR) выручки нефинансовых сервисов до 2023 года

Электронная коммерция

игрок на рынке электронной коммерции к 2023 году

500 млрд ₽

подписчиков СберПрайм+ к 2023 году

В центре экосистемы — клиент

Электронная коммерция

Включает в себя сервисы электронной коммерции и логистические сервисы.

Фудтех и Мобильность

Объединяет сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг.

Развлечения

Сервисы видео- и аудиостриминга и другие медиасервисы.

Здоровье

Включает цифровые сервисы в здравоохранении, такие как телемедицина, онлайн запись к врачу, вызов врача на дом, дистанционный мониторинг пациентов, электронная медкарта и другие.

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

B2B-сервисы

Нефинансовые сервисы для юридических лиц, которые включают: облачные сервисы, кибербезопасность, прочие сервисы.

Ещё в Экосистеме

Включают в себя ряд непрофильных активов и нераспределенных статей.

ESG проекты компаний Экосистемы

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Кухня на районе

самостоятельно производит и перерабатывает 95% упаковки. Возвращая Кухне контейнеры, вы защищаете окружающую среду от мусора и делаете пожертвование на охрану снежного барса.

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

Delivery Club

выпустил поясные сумки из переработанных курьерских рюкзаков. Ремешки сумок использовались повторно — их изготовили из ремней безопасности, снятых с утилизированных автомобилей.

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

СитиМобил

приглашает на работу глухонемых водителей. При заказе такси вам придёт уведомление о том, что общаться с водителем можно только в чате.

Сбер что входит в холдинг. Смотреть фото Сбер что входит в холдинг. Смотреть картинку Сбер что входит в холдинг. Картинка про Сбер что входит в холдинг. Фото Сбер что входит в холдинг

помогает отслеживать незаконные свалки. Технологии сервиса передают в Росприроднадзор данные о площади свалок, дорогах, идущих к ним, ближайших стройках и производствах.

Источник

Экосистема «Сбера», супераппы «Яндекса», ставка на образование и игры у Mail.ru Group: что делали ИТ-гиганты в 2020 году Статьи редакции

Обзор главных событий.

Банк оказался главным действующим лицом в российском ИТ в 2020 году: поглощения, «разводы», превращение в «Сбер» и амбиции потеснить «Яндекс».

«Сбербанк» строит экосистему с 2017 года через поглощения небанковских компаний и партнерства с крупнейшими ИТ-корпорациями в России.

В сентябре 2020 года «Сбербанк» провёл ребрендинг и официально стал «Сбером». Название и логотип объединят продукты собственной экосистемы, которую составляют десятки сервисов. Среди них как собственные продукты «Сбера», так и те, что входят в совместное предприятие с Mail.ru Group: Delivery Club и «Ситимобил».

Для быстрого расширения «Сбер» весь 2020-й покупал другие компании. Частью экосистемы стали:

В части предыдущих сделок «Сбер» довёл долю до контрольной или выкупил 100%. Теперь банк владеет:

Среди технологических достижений «Сбера» — тестирование беспилотников в Москве через подразделение SberAutoTech и выход на рынок «умных» домов.

Подразделение SberDevices представило виртуальный ассистент «Салют», ТВ-приставку SberBox и «умный» дисплей SberPortal. За их разработку отвечает Константин Круглов, в прошлом ответственный за «умную» колонку «Яндекс.Станция»

Сейчас экосистема компании приносит менее 1% выручки, привёл статистику Герман Греф. «Сбер» рассчитывает увеличить долю небанковских сервисов до 5% к 2023 году, а к 2030-му — до 20–30%.

В 2020 году множество новостей «Сбера» были связаны с электронной коммерцией. У «Сбера» уже были три попытки построить бизнес в электронной коммерции, все они не увенчались успехом, заявил первый зампред банка Лев Хасис.

В декабре «Сбер» нашёл партнера: банк договорился с владельцем «Ситилинка» — одним из крупнейших ИТ-дистрибьюторов Merlion, которому также принадлежат «Позитроника», iRu.

Также «Сбер» выделил электронную торговлю в отдельное направление. Туда уже вошли «СберЛогистика» и «СберМаркет», который банк выкупит у Mail.ru Group.

«Сбер» планирует к 2023 году войти в тройку лидеров на российском ecommerce-рынке — и в 2021 году запустит «суперприложение» и собственный маркетплейс, заметил Лев Хасис в ноябре. По его словам, направление должно стать флагманским бизнесом группы компаний.

В октябре «Сбер» выкупил оставшиеся 45% Rambler Group у Александра Мамута и стал единственным владельцем компании. Также «Сбербанку» достался кинотеатр «Художественный» — он консолидирован на балансе Rambler Group.

Отношения с Rambler банк строил с 2019 года — тогда банк купил 46,5% компании, источники РБК и «Коммерсанта» оценивали сделку в 9–11 млрд рублей. В июле 2020 года «Сбер» увеличил долю до 55% и инвестировал ещё 2 млрд рублей.

В ноябре источники Forbes рассказали, что «Сбер» купил Rambler Group только ради онлайн-кинотеатра Okko. Это единственный сервис в группе, который можно «хорошо монетизировать», но Мамут не хотел продавать его отдельно.

Вместе с Okko «Сбер» получит холдинг Rambler&Co, в которую входят более 30 медиа и сервисов: «Рамблер», «Лента.ру», «Газета.ru», «Чемпионат», LiveJournal, сервис «Рамблер/Касса», поисковик и медиапроект Rambler. Однако другие активы «Сберу» не нужны, заявил Forbes источник близкий к Okko.

Тем не менее стороны не могут закрыть сделку по закону «О СМИ»: иностранцам нельзя владеть более 20% в компаниях-учредителях российских СМИ, тогда как в акционерном капитале «Сбера» 43,5% принадлежит нерезидентам России.

Поэтому «Сбер» попросил администрацию президента оценить возможные модели покупки Rambler Group и принадлежащих ей СМИ, писал РБК.

Среди главных событий ИТ-компании — запуск двух супераппов, «развод» со «Сбером» и возвращение «Маркета», а также интерес к финтеху. Компания лишилась «Яндекс.Денег» и пыталась купить «Тинькофф», а в 2021 году планирует выпустить свои кредитные карты.

В июне «Яндекс» и «Сбербанк» официально разделили совместные активы из-за нарастающей конкуренции между экосистемами компаний. Источники The Bell сообщали о «непорядочном отношении» к партнерству со стороны «Сбера», который начал развивать свою экосистему сервисов вместе с Mail.ru Group, главным конкурентом «Яндекса».

«Яндекс» выкупил 45% долю «Сбербанка» в совместном предприятии «Яндекс.Маркет», вернул себе контроль над сервисом «Яндекс.Маркет» и получил маркетплейс «Беру».

Осенью «Беру» стал частью общего сервиса «Маркета», который постепенно интегрируется в другие сервисы «Яндекса», например «Яндекс.Такси», «Лавку» и «Дзен».

«Сбер» выкупил долю «Яндекса» в сервисе «Яндекс.Деньги» за 2,4 млрд рублей, а затем провёл его ребрендинг на «ЮMoney».

«Яндекс» получил возможность развивать собственные сервисы финансовых услуг — это было запрещено из-за соглашения о неконкуренции, заключенного в 2012 году при сделке со «Сбером».

Но спустя 24 дня стороны объявили о прекращении переговоров: официально «Яндекс» не смог договориться об окончательных условиях покупки, но причины развала сделки стороны публично не раскрывали. Обе компании в письмах сотрудникам объяснили отмену поведением партнёров:

Попытки выйти на финансовый рынок «Яндекс» не оставил: компания определяется со стратегией развития направления, но это «точно будет полноценный онлайн-сервис», отмечал Худавердян в разговоре с РБК.

Первые «условные» кредитные карты компания покажет через год. «Сейчас очевидно, что нам нужна банковская лицензия», — отметил глава «Яндекса».

В декабре источники Reuters рассказали, что Центробанк предлагал «Яндексу» купить «Открытие», но получил отказ. Компания ответила, что не вела переговоров с ЦБ.

В июне 2020 года ФАС отказала «Яндекс.Такси» в покупке одного из крупнейших конкурентов — группы «Везёт», а также сервиса грузоперевозок «Везёт Добро». По оценке антимонопольной службы, совокупная доля «Такси» и «Везёт» составила бы:

Изначально о сделке «Везёт» и «Такси» объявили в июле 2019 года, «Яндекс» несколько раз подавал и отзывал ходатайство в ФАС, последний раз в марте 2020 года. Также «Такси» попросило ФАС изменить методику оценки рынка для сделки с «Везёт»: компания считала, что методика регулятора устарела.

После отказа ФАС гендиректор группы «Везёт» Андрей Лукашевич заявил, что ФАС неверно посчитала долю рынка: 10 независимых исследований показали, что общая доля рынка объединенной компании не превысит 50%.

В августе «Яндекс» запустил «суперприложение» на базе «Такси», добавив в него «Драйв» и расписание автобусов. Оно называется «Яндекс Go» и объединяет «Еду», «Лавку», «Драйв», курьерскую доставку и расписание транспорта.

В декабрьском обновлении «Яндекс» добавил в приложение «Карты» функции полноценного «Навигатора». Так пользователям не придется переключаться между двумя приложениями для построения маршрутов, объясняет руководитель «Яндекс.Карт» Олег Левчук.

Пока «Яндекс» не планирует закрывать отдельное приложение «Навигатор». Сервисом ежемесячно пользуются 27 млн человек, аудитория приложения и веб-версии «Карт» — 50 млн пользователей.

Также в «Карты» добавили «Заправки». В феврале появилось отслеживание общественного транспорта — отдельное приложение «Яндекс.Транспорт» закрылось.

В будущем «Карты» превратятся в полноценное «суперприложение»: появятся «Музыка», «Метро», «Электрички», голосовой помощник «Алиса». Ещё может появиться оплата штрафов и парковок.

За 2020 год «Яндекс» перераспределил несколько подразделений:

Также «Яндекс» отказался от планов на IPO «Такси» и «Маркета» — в первом случае выход на биржу был заморожен в том числе из-за пандемии. Во втором — «Маркет» вернулся под управление «Яндекса» и потребности во внешнем финансировании подразделения нет.

Среди запущенных в 2020 году продуктов «Яндекса»:

Несколько проектов закрылись:

Акцент на образовании, рост игр и развитие супераппа «ВКонтакте».

Из-за пандемии структура выручки интернет-компаний изменилась — если рекламный рынок снижался, то росли другие направления. У Mail.ru Group — образовательные и игровые сервисы.

По итогам года Mail.ru Group планирует получить 5 млрд выручки от онлайн-образования: в третьем квартале совокупная выручка только Skillbox и GeekBrains составила 1,6 млрд рублей. Она выросла на 35% по сравнению со вторым кварталом.

В 2020-м Mail.ru Group активно наращивала инвестиции в образовательные проекты. К концу года у неё есть доли:

В 2021 году компания планирует совместно с «Ростелекомом» запустить видеосервис «Сферум» для обучения и общения школьников. Кроме видеозвонков, на платформе будут чаты, сообществами школ и классов и учебными материалами. Сервис будет доступен интегрирован с платформой «Моя школа» от Минпросвещения, он построен на базе технологий «ВКонтакте».

Второй школьный проект Mail.ru Group, запланированный на 2021 год, — российский аналог TikTok для школьников с образовательным контентом. О разработке сервиса рассказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов.

Второе важное направление Mail.ru Group, которое помогло компенсировать падение выручки рекламного бизнеса, — игры. Игровой бренд My.Games объединяет игровые проекты холдинга: 13 внутренний студий разработки для ПК, консолей и смартфонов. В портфолио более 150 игр. Также компания развивает собственные медиа, игровой магазин, киберспортивные сервисы.

В 2019 году выручка My.Games составила 31,3 млрд рублей, компания стала третьей по доходам разработчиком мобильных игр в Европе в 2019 году.

Во втором квартале 2020 года выручка My.Games выросла в полтора раза и превысила 11 млрд рублей, 75% выручки направления приносят мобильные игры. Около 74% принесли зарубежные рынки, всего в играх зарегистрировано около 700 млн пользователей.

Куратор игрового направления Mail.ru Group Владимир Никольский в разговоре с «Ведомостями» также рассказал, что бизнес My.Games выгоднее развивать за рубежом, так как российский рынок игр составляет 1,5–2% от международного.

В ноябре Mail.ru Group продала картографический сервис Maps.Me за 1,5 млрд рублей — покупателем стала Daegu Limited, которая входит в финтех-стартап Parity.com Group.

Компания объяснила продажу сервиса развитием основных активов, тогда как направление международного туризма — непрофильное, а продукт активно не использовался в экосистеме Mail.ru Group. У совместного предприятия «Сбера» и Mail.ru Group есть доля в «2ГИС», который партнеры планируют использовать в проектах.

В декабре Daegu Limited выпустила первое обновление Maps.me: изменился источник карт, «сломался» поиск, исчез офлайн-доступ и появилась функция кошелька с кэшбеком. Пользователи негативно отреагировали на изменения и начали искать альтернативы.

Развитие «ВКонтакте» — одно из ключевых направлений Mail.ru Group, на базе соцсети холдинг строит полноценную экосистему сервисов. В 2020 году во «ВКонтакте» прошло 220 крупных обновлений, среди которых:

В 2020 году курьеры дважды выступали в защиту своих прав.

В июле у штаб-квартиры Mail.ru Group состоялась забастовка курьеров, которым несколько месяцев не платила компания «Амароли», один из партнёров Delivery Club. Также курьеры обвинили в отсутствии отпусков, штрафах и насильном переводе на самозанятость.

Холдинг обещал погасить долги перед курьерами, разорвать договор с партнёром, подать на него в суд, а также изменить систему контроля подрядчиков. Ещё до начала акции курьеров, большинство доставщиков получили выплаты.

В октябре курьеры снова вышли к офису Mail.ru Group с требованием отменить систему штрафов и заключить постоянные трудовые договоры. По их словам, они получали периодические штрафы, например, если отказывались от заказа не из зоны доставки.

В ответ Delivery Club обещала пересмотреть систему штрафов и ввести ограничение по весу для заказов из магазинов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *