Сбермобайл или тинькофф мобайл что лучше
Тинькофф Мобайл vs «Поговорим» Сбербанка
В конце 2017 года в России появились первые виртуальные операторы связи, или MVNO – mobile virtual network operator. Первопроходцами стали Сбербанк и Тинькофф. Обе компании используют ресурсы Теле2. В чём особенности их предложений и стоит ли менять своего оператора на виртуального, читайте далее.
Условия Тинькофф Мобайл
Тинькофф предлагает один тариф, менять параметры которого можно по своему усмотрению. Пакет действует по всей России за исключением Крыма и Севастополя.
Звонки и смс
Особенность Тинькофф Мобайл – пользователь сам решает, что добавить в свой пакет услуг и в каком количестве. Нюанс в том, что можно выбирать только из предложенных вариантов и увеличивать число минут и гигабайтов лишь на заданную величину.
Минимально можно купить 200 минут. Они стоят 99 руб. 400 минут обойдутся в 159 руб. и так далее с шагом в 200 минут. Безлимитные звонки стоят 999 руб. Отдельно можно подключить безлимитные смс за 49 руб.
Пакеты действуют 30 дней. Минуты расходуются на любые звонки по России. В пакете не учитываются разговоры с пользователями Тинькофф Мобайл, они бесплатны.
Если клиент не хочет подключать пакет услуг, он просто оплачивает вызовы поминутно.
То же самое касается смс. Стоимость 1 минуты разговора по России 2,9 руб., во столько же обойдётся 1 сообщение.
Интернет
Пакеты интернета также действуют 30 дней, минимальный объём – 2 Гб. Последние стоят 99 руб., 4 Гб – 159 руб., и так далее с шагом 2 Гб. Безлимитный интернет обойдётся в 999 руб. Отдельно можно подключить безлимит к мессенджерам и соцсетям, а также к видеохостингам. В пакетах не учитываются любые действия в приложениях группы Тинькофф (Мобайл, Банк, Страхование, Инвестиции и др.). На них гигабайты не расходуются.
Роуминг
Находясь в Европе, пользователь получает 100 Мб интернета на день за 149 руб., звонок в любую точку мира обойдётся в 11,9 руб. за минуту. Другие правила роуминга установлены для Китая, США, Таиланда и ещё более чем 100 стран. Исходящий звонок стоит 19,9 руб. за минуту, а пакет интернета 100 Мб в день – 299 руб. Пользоваться мессенджерами за границей можно без ограничений, заплатив 49 руб.
В Крыму и Севастополе входящие вызовы бесплатны, а минута разговора и 1 смс по России стоят по 2,9 руб.
Плюсы и минусы Тинькофф.Мобайл
Симка Тинькофф подключается к виртуальной карте с бесплатным обслуживанием. На остаток на счёте свыше 1 тыс. руб. даже начисляется 6%. Также пользователям доступны бонусы, как и по другим дебетовым картам банка. Например, кэшбэк за покупки. Процент возврата достигает 30% по акциям партнёров, 1% возвращают со всех трат.
В пакеты минут и смс включены звонки и сообщения в любой регион России. Доплачивать ничего не нужно. Роуминга по стране нет. Звонить и писать из другого региона можно без ограничений. В роуминге автоматически отключаются обновления смартфона, а поддержка банка доступна даже без интернета.
Разрешено выбрать безлимитные приложения, не приобретая пакет гигабайт или минут. Безлимитный интернет действует и в своём регионе, и в поездках по России.
В качестве бонуса Тинькофф удваивает сумму первого пополнения мобильного счёта, но не больше чем на 3 тыс. руб.
Использовать начисленную сумму разрешается на приобретение услуг Тинькофф Мобайл в течение 50 дней.
Среди минусов можно выделить ограничения на скорость интернета, которые оператор может вводить при чрезмерной нагрузке на сеть по своему усмотрению. Если в течение 90 дней абонент не совершает ни одного платного действия, со следующего дня с его счёта начинает списываться по 3 руб. в сутки до момента совершения любой оплачиваемой операции. Если задолженность сохраняется, ещё через 3 месяца договор с абонентом расторгнут.
К недостаткам также отнесём то, что в любом пакете интернета, включая безлимитный за 999 руб. в месяц, нет доступа к файлообменным сетям или peer-to-peer трафику. То есть торренты недоступны.
Условия «Поговорим» от Сбербанка
Все пакеты, как и в предыдущем случае, действуют в поездках по России кроме Севастополя и Крыма.
Сбербанк также предлагает только один тариф. Его можно сконструировать из пакетов минут, смс и гигабайтов. Доступны следующие пакеты минут: 150, 300, 600, 1500. Можно выбрать, сколько гигабайтов вам нужно: 3, 6, 10 или 15. Что касается смс, абоненту предоставляют возможность подключить 3000 смс. К примеру, пакет из 300 мин., 6 Гб и 3000 смс обойдётся в 300 руб. в месяц.
Если добавить опцию «Все номера России», ежемесячная плата вырастет на 50 руб. – до 350 руб.
Далее рассмотрим цены по тарифу «Базовый», которые действуют, пока клиент не активировал пакет, а также когда абонент исчерпал установленные лимиты.
Звонки и смс
В домашнем регионе звонки на телефоны других операторов стоят 1,5 руб. за минуту. По России их стоимость составляет 5 руб. Что примечательно, при звонках за пределы своего региона на номера абонентов «Поговорим» придётся заплатить 1 руб. за каждую минуту.
Смс дома стоит 1 руб., на телефоны других субъектов РФ – 2,5 руб., на номера международных мобильных операторов – 5,5 руб.
Звонки в страны СНГ обойдутся в 30 руб. за минуту, на номера Европы – 49 руб., в остальные страны – 69 руб. 1 смс за границу стоит 5,5 руб.
Интернет
Дополнительный интернет доступен в пакетах. Их два. Оба действуют 30 дней. 1 Гб стоит 99 руб., 3 Гб – 199 руб.
Роуминг
Входящие вызовы в Европе и СНГ стоят 15 руб. за минуту, в остальных странах – 65 руб. Исходящие вызовы в Европе и СНГ в Россию обойдутся в 15 руб., в остальных странах – 65 руб. 1 Мб интернета в Европе и СНГ стоит 25 руб., в других государствах – 50 руб.
В поездках в Республику Крым и Севастополь входящие вызовы платные – 5 руб. за минуту, исходящие в домашний регион и другие субъекты России стоят столько же. Смс на номера России обойдутся в 3,5 руб., 1 Мб – в 5 руб.
Плюсы и минусы «Поговорим»
Абоненты «Поговорим» могут автоматически подключиться к крупнейшей сети городского Wi-Fi от компании АО «ЭР-Телеком Холдинг». Wi-Fi звонки бесплатны.
К сим-карте подключён кэшбэк-сервис. Сбербанк возвращает процент от покупок, сделанных со смартфона или компьютера.
Не важно, каким способом вы оплатили заказ – картой онлайн, наличными или картой курьеру. Если установить автоматический режим кэшбэка, каждый раз при посещении сайта компании-партнёра абонента будут уведомлять о скидках и бонусах.
Деньги зачисляются на лицевой счёт. Тратить их разрешено на услуги связи. Процент возврата зависит от партнёра. Список сотрудничающих со Сбербанком компаний постоянно меняется.
Среди минусов выделим то, что в Москве и Московской области пользоваться связью можно в сетях 3G и 4G, сеть 2G не поддерживается. Как и в Тинькофф Мобайл, если абонент 3 месяца не совершает никаких платных действий, с лицевого счёта начинает списываться абонентская плата в размере 3 руб. до первой операции.
Заключение
Если сравнивать тарификацию вне пакетов услуг, то в Сбербанке минуты и смс выгоднее. Гигабайты в Тинькофф стоят дешевле. Роуминг у этого оператора также более выгодный, нежели у Сбербанка.
С сим-картой Тинькофф можно получать доход на остаток по счёту, чего нет у Сбербанка. Однако у последнего подкупает опция звонков по Wi-Fi.
«СберМобайл» vs Tinkoff Mobile: Стоит ли покупать сим-карты банков Чем отличаются условия у двух новых виртуальных операторов от Сбербанка и банка Тинькофф
Текст: Александра Краснова
На прошлой неделе Сбербанк запустил своего мобильного оператора «СберМобайл». До этого виртуальный оператор появился у Тинькофф-банка. Автор телеграмм-канала Moneyhack Александра Краснова объясняет, зачем банкам нужна собственная связь и когда ей выгодно пользоваться.
Попытки стать оператором
Первый в мире виртуальный мобильный оператор появился в 1999 году. Британская компания Virgin Mobile заключила договор на использование сетей традиционной телекоммуникационной компании T-Mobile и начала работу под собственным брендом. Собственно в этом и заключается бизнес-идея виртуальных операторов. Они базируются на инфраструктуре крупных мобильных компаний, но предлагают клиентам свои тарифы.
В России попытки делать свои операторы предпринимали многие корпорации. Еще в 2007 году «Евросеть» запустила свою собственную связь. Но скромные финансовые результаты и смена собственника привели к тому, что проект не стал развиваться дальше. Годом позже поэкспериментировать со связью решила торговая сеть «Ашан». Вместе с МТС она запустила бренд «А-Мобайл». Сим-карты можно было купить только в гипермаркетах сети. Их главным преимуществом были 15 минут бесплатных разговоров с обладателями такого же тарифного плана. Через некоторое время тариф убрали в архив.
В 2010 году примеру коллег последовала X5 Retail Group (сети магазинов «Перекресток», «Пятерочка» и др). Их оператор «Алле» продержался меньше двух лет. Из последних громких запусков стоит вспомнить VK Mobile — бренд сотовой связи одноименной социальной сети. И он был свернут через несколько месяцев. Главная причина неудач виртуальных операторов состояла в том, что они не могли предоставить более дешевые тарифы, чем компании «большой тройки», а их программы лояльности оказывались неинтересны клиентам.
С прошлого года пробовать свои силы в нише мобильной связи стали банки. В декабре 2017 года на рынок вышел Tinkoff Mobile, а через пару месяцев тестировать собственную связь начал Сбербанк. Зачем банкам нужны свои операторы? «В России становится тенденцией создание бизнес-экосистем — сообществ продуктов и услуг, в которых все взаимосвязано, где знают клиента с разных сторон и могут предложить ему действительно необходимое», — объясняют в пресс-службе Tinkoff Mobile. Мобильный оператор повышает ценность экосистемы для существующих клиентов и является дополнительным каналом привлечения для новых.
Что сейчас предлагают банки
Гибкие тарифы
Оба банка подчеркивают, что одно из главных преимуществ — возможность самостоятельно настроить тарифы: выбрать количество минут, объем трафика и безлимитный доступ к мессенджерам.
Надо заметить, что и «СберМобайл», и Tinkoff Mobile работают на базе Tele2, где уже давно есть возможность настраивать пакет услуг под себя.
У операторов отличается наполнение внутри тарифа, поэтому абсолютно корректно сравнить цены нельзя. Но сопоставимые пакеты стоят почти одинаково. У Tinkoff 400 минут разговоров, 16 Гб интернета и безлимитные мессенджеры и SMS обойдутся в 568 рублей (можно отказаться от SMS и сэкономить 49 рублей). У «СберМобайл» 600 минут, 15 Гб, безлимит на приложения и 50 SMS (от них нельзя отказаться) стоят 570 рублей.
При этом оба оператора заметно дороже Tele2. Там получить 500 минут, 15 Гб с безлимитными соцсетями и мессенджерами и 50 SMS можно всего за 400 рублей.
Дополнительные опции
Учитывая, что цены на связь и интернет сопоставимы с традиционными операторами, именно программы лояльности должны стать главным способом привлечь клиентов. Вот что предлагают банки.
— Кэшбэк с покупок. При оформлении SIM-карты создается счет — по сути это виртуальная карта, ею можно расплачиваться в интернете или с помощью смартфона. От всех этих покупок при подключении опции «автокэшбэк» на счет возвращается часть суммы, и не важно, как их оплатили — картой онлайн, наличными или картой курьеру при доставке заказа. Размер кэшбэка зависит от партнера, у которого купили товар.
— Начисление бонусов «Спасибо» при пополнении счета картой Сбербанка — от 10 до 30 % в зависимости от суммы пополнения.
— Возможность звонить с Wi-Fi при отсутствии сети. Если во время телефонного разговора связь пропала, то звонок автоматически продолжится по Wi-Fi через приложение «СберМобайл».
— Начисление 6 % на остаток по счету (при условии, что вы храните больше тысячи)
— Кэшбэк за покупки 1 % и до 30 % по спецпредложениям (деньги начисляются на виртуальную карту, которая создается для каждого нового пользователя).
— Виртуальный второй номер на сим-карте (удобно использовать, если вы не хотите светить свой основной номер, например, при продаже товаров на интернет-барахолках).
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Все уже привыкли к операторской тройке Мегафон, МТС и Билайн. Потом внезапном ворвался Теле2 и полюбился многим за дешевизну в регионах. И вроде всё устаканилось и перемен нам не ждать. Так как новых игроков не предвидится в связи с последними нововведениями в законах и очень дорогой инфраструктуры. Но вот неожиданность. Появился «СберМобайл» и «Tinkoff Mobile».
Что это, какие то имиджевые проекты или реальные конкуренты, которые разбавят рынок и снизят стоимость услуг связи. Я лет 15 уже сижу на одном операторе, ведь скажем честно, у многих ощущение, что большая тройка «тупо» договорилась и «доит» нас по полной программе так что особо нет разницы к кому идти.
Зачем банкам нужна собственная связь и когда ей выгодно пользоваться?
Сбербанк запустил своего мобильного оператора «СберМобайл». До этого виртуальный оператор появился у Тинькофф-банка. В данный момент услугами «СберМобайл» могут воспользоваться только жители Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, до конца 2018 года в планах добавление еще 13 регионов: Тульская, Тверская, Брянская, Рязанская, Калужская, Смоленская, Костромская, Воронежская, Белгородская, Липецкая, Курская, Тамбовская и Орловская области.
Первый в мире виртуальный мобильный оператор появился в 1999 году. Британская компания Virgin Mobile заключила договор на использование сетей традиционной телекоммуникационной компании T-Mobile и начала работу под собственным брендом. Собственно, в этом и заключается бизнес-идея виртуальных операторов. Они базируются на инфраструктуре крупных мобильных компаний, но предлагают клиентам свои тарифы.
В России попытки делать своих операторов предпринимали многие корпорации. Еще в 2007 году «Евросеть» запустила свою собственную связь. Но скромные финансовые результаты и смена собственника привели к тому, что проект не стал развиваться дальше. Годом позже поэкспериментировать со связью решила торговая сеть «Ашан». Вместе с МТС она запустила бренд «А-Мобайл». Сим-карты можно было купить только в гипермаркетах сети. Их главным преимуществом были 15 минут бесплатных разговоров с обладателями такого же тарифного плана. Через некоторое время тариф убрали в архив.
В 2010 году примеру коллег последовала X5 Retail Group (сети магазинов «Перекресток», «Пятерочка» и др). Их оператор «Алле» продержался меньше двух лет. Из последних громких запусков стоит вспомнить VK Mobile — бренд сотовой связи одноименной социальной сети. И он был свернут через несколько месяцев. Главная причина неудач виртуальных операторов состояла в том, что они не могли предоставить более дешевые тарифы, чем компании «большой тройки»(четвёрки), а их программы лояльности оказывались неинтересны клиентам.
С прошлого года пробовать свои силы в нише мобильной связи стали банки. В декабре 2017 года на рынок вышел Tinkoff Mobile, а через пару месяцев тестировать собственную связь начал Сбербанк. Зачем банкам нужны свои операторы? «В России становится тенденцией создание бизнес-экосистем — сообществ продуктов и услуг, в которых все взаимосвязано, где знают клиента с разных сторон и могут предложить ему действительно необходимое», — объясняют в пресс-службе Tinkoff Mobile. Мобильный оператор повышает ценность экосистемы для существующих клиентов и является дополнительным каналом привлечения для новых.
Оба банка подчеркивают, что одно из главных преимуществ — возможность самостоятельно настроить тарифы: выбрать количество минут, объем трафика и безлимитный доступ к мессенджерам.
Надо заметить, что и «СберМобайл», и Tinkoff Mobile работают на базе Tele2, где уже давно есть возможность настраивать пакет услуг под себя.
У операторов отличается наполнение внутри тарифа, поэтому абсолютно корректно сравнить цены нельзя. Но сопоставимые пакеты стоят почти одинаково. У Tinkoff 400 минут разговоров, 16 Гб интернета и безлимитные мессенджеры и SMS обойдутся в 568 рублей (можно отказаться от SMS и сэкономить 49 рублей). У «СберМобайл» 600 минут, 15 Гб, безлимит на приложения и 50 SMS (от них нельзя отказаться) стоят 570 рублей.
При этом оба оператора заметно дороже Tele2. Там получить 500 минут, 15 Гб с безлимитными соцсетями и мессенджерами и 50 SMS можно всего за 400 рублей.
Дополнительные опции
Учитывая, что цены на связь и интернет сопоставимы с традиционными операторами, именно программы лояльности должны стать главным способом привлечь клиентов. Вот что предлагают банки.
«СБЕРМОБАЙЛ»
— Кэшбэк с покупок. При оформлении SIM-карты создается счет — по сути это виртуальная карта, ею можно расплачиваться в интернете или с помощью смартфона. От всех этих покупок при подключении опции «автокэшбэк» на счет возвращается часть суммы, и не важно, как их оплатили — картой онлайн, наличными или картой курьеру при доставке заказа. Размер кэшбэка зависит от партнера, у которого купили товар.
— Начисление бонусов «Спасибо» при пополнении счета картой Сбербанка — от 10 до 30 % в зависимости от суммы пополнения.
— Возможность звонить с Wi-Fi при отсутствии сети. Если во время телефонного разговора связь пропала, то звонок автоматически продолжится по Wi-Fi через приложение «СберМобайл».
TINKOFF MOBILE
— Начисление 6 % на остаток по счету (при условии, что вы храните больше тысячи)
— Кэшбэк за покупки 1 % и до 30 % по спецпредложениям (деньги начисляются на виртуальную карту, которая создается для каждого нового пользователя).
— Виртуальный второй номер на сим-карте (удобно использовать, если вы не хотите светить свой основной номер, например, при продаже товаров на интернет-барахолках).
Несмотря на интересные дополнительные опции, банковские мобильные операторы наиболее выгодны, если вы уже пользуетесь другими услугами банка или собираетесь стать его клиентом. Тогда будет удобно накапливать и тратить бонусы. Многим уже понятно что не интересно и не зацепило.
Битва операторов: СберМобайл против Тинькофф Мобайл
Банки перестают быть только банками и предлагают клиентам под своим брендом новые виды услуг. Сбербанк и Тинькофф Банк, в частности, начали оказывать услуги связи. Мы решили сравнить их цены.
Оба оператора связи являются «виртуальными». Они не строили тысячи вышек, чтобы передавать сигнал для телефонов, а вместо этого используют инфраструктуру «реального» оператора «Теле2». Тем не менее их тарифы отличаются.
Интернет и звонки
Самый дешёвый пакет услуг — у СберМобайл, он стоит 200 ₽ за 30 дней, в него входят 150 минут звонков, 3 Гб интернета и 50 СМС. У Тинькофф Мобайл можно бесплатно оформить пакет, в который по умолчанию не входят никакие услуги, и оплачивать только фактически использованные. Минимальный пакет из 200 минут и 2 Гб интернета у Тинькофф Мобайл обойдётся абонентам в 298 ₽ (минуты из пакетов не расходуются при звонках на Тинькофф Мобайл). За СМС придётся платить отдельно, либо добавить безлимитные СМС за 49 ₽ в месяц. Если интернета не хватает, то у обоих операторов его можно добавить по цене 99 ₽ за 1 Гб.
Любители безлимитного интернета могут приобрести его в Тинькофф Мобайл за 999 ₽. Оператор Сбербанка предлагает пакет из 30 Гб, 150 минут исходящих звонков и 50 СМС за 600 ₽.
Если закончится пакет, то за исходящие с Тинькофф нужно платить 0 ₽ или 2,9 ₽ за минуту в зависимости от оператора, а со СберМобайл — от 0 до 5 ₽ за минуту в зависимости от региона и оператора.
Если поехать с сим-картой, например, в Турцию (в 2018 это направление называли самым популярным у россиян), то выгоднее пользоваться услугами Тинькофф Мобайл: исходящие в Россию будут стоить 11,9 ₽ за минуту разговора, а 1 Гб интернета — 999 ₽. В СберМобайл за это нужно будет заплатить 25 и 2000 ₽, соответственно (при этом интернет будет рассчитан на 10 дней).
Бонусы и необычные опции
За пополнение счёта Сбербанк начисляет бонусы «Спасибо», которыми потом можно оплатить до 99% последующих услуг связи (размер бонусов зависит от выбранного тарифа). Ещё приложение СберМобайл помогает получать кэшбэк за покупки у партнёров банка: если вы используете приложение, плагин для браузера и переходите на страницы товаров по специальным ссылкам, то вам возвращают на счёт оператора часть потраченной суммы. Если мобильная связь вдруг пропадёт (например, в метро), то звонить можно по Wi-Fi (оплата идёт по обычному тарифу оператора).
При наличии сим-карты Тинькофф Мобайл интернет-банком и мобильным приложением оператора можно пользоваться даже без оплаты интернета в России и за рубежом. В приложении можно выпустить виртуальную карту с процентом на остаток и кэшбэком. Ещё есть необычная опция смены названия сети — туда можно написать своё имя или что-то ещё (не больше 10 символов) за 349 ₽. За два номера на одной сим-карте (виртуальный номер) нужно заплатить 99 ₽ за 30 дней.
Оба оператора позволяют управлять своим тарифом через мобильные приложения для смартфонов. Оценка пользователей у приложения СберМобайл в магазинах Apple и Google сейчас выше, чем у Тинькофф Мобайл.
Доставка карты
Сим-карту оба оператора привозят бесплатно. При желании карту Тинькофф Мобайл можно приобрести в Евросети, Связном или в собственных точках продаж. Карту СберМобайл можно получить в офисах Сбербанка или купить в магазине «Пятёрочка».
При переходе со своим номером у виртуальных операторов есть бонусы, но они предлагаются в рамках акций с ограниченным сроком действия, поэтому мы их не учитываем.
Моя эпопея со «Сбермобайл», или почему не все MVNO одинаково полезны
В 2014 году, когда в России уже в полную силу действовала возможность переноса номера, я в первый раз перевел свой основной номер телефона на другого оператора. Тогда это было связано с плохим качеством связи первого и выгодным предложением у второго. С тех пор я попробовал услуги почти всех основных операторов России и даже нескольких более мелких. Перенос номера удобен в первую очередь тем, что ты не привязываешься к тарифной сетке одного оператора. Если у кого-то появляются более интересные (или выгодные) предложения, ты можешь без особых проблем ими воспользоваться.
Услуга MNP (mobile number portability) развила конкуренцию на рынке и привела к тому, что тарифы крупнейших игроков стали довольно схожими. Многие помнят историю про тарифы с «безлимитным» интернетом, которые то появлялись, то исчезали у всех операторов друг за другом. Конкуренция за пользователя вышла на новый виток. Теперь операторы «большой тройки» стараются привлечь потребителя не только мобильной связью, но и другими услугами: развлекательными платформами, домашними услугами, банковскими сервисами. Клиент подключается к экосистеме, выйти из которой уже сложнее, чем просто перенести номер. Ярким примером такого поведения являются «конвергентные» тарифы, включающие в себя не только сотовую связь, но и «стационарные» услуги: домашний интернет и телефон, кабельное ТВ.
Некоторые из этих «виртуалов» своей стратегией выбрали «мы не возьмем с вас лишней копейки», сконцентрировавшись исключительно на мобильной связи, а не на дополнительных сервисах. Сегодня я расскажу о личном опыте с несколькими из них, а в комментариях предлагаю поделиться своими мыслями.
Danycom
Уже почти два года я с переменным успехом пользуюсь услугами этого оператора, правда, большую часть времени – в качестве «второго» номера. Попытка сделать его основным не удалась. На момент оформления, как и сейчас, оператор не предоставляет услуги в моем регионе (Ростовская область). Следовательно, и перенести свой номер у меня не получится.
Первые полгода оператор обещал бесплатную связь всем «тестировщикам», поэтому еще в конце 2017 я подал заявку на участие в тесте. «На халяву и уксус сладкий», как говорится. Номер был оформлен в Московском регионе, как и у многих других «бета-тестеров» со всей страны.
Результаты моего тестирования были неутешительными. Даже не пользуясь связью постоянно, я часто замечал пропавший сигнал в тех местах, где он стопроцентно должен быть. Причем пропадания были секундными, через мгновение телефон находил сеть. Но если в это время шел разговор, то он прерывался. Сообщения порой не доходили. При том, что смартфон часто ловил сигнал LTE, скорость интернета оставляла желать лучшего. Не сказать, что это все происходило постоянно, но этого было достаточно, чтобы не захотеть делать эту «симку» основной.
Попользовавшись ей еще пару месяцев после тестового периода, я без угрызений совести закинул её в ящик. Не вспоминал о ней до тех пор, пока оператор не объявил о вводе тарифа «Бесплатный». Легким движением пальца в приложении карточка превратилась из бесполезного кусочка пластика в канал связи для домашней GSM-сигнализации. Помимо небольшого объема пакетов, у бесплатного тарифа есть только одно ограничение: обязательная подписка на рекламные SMS от оператора, не более 5 штук в день. Благо, сигнализации безразличны входящие сообщения без управляющих команд, поэтому это даже не виделось ограничением в моем сценарии использования. Поначалу рекламных сообщений было гораздо меньше – максимум одно за два дня. Но в последнее время в сервис пришло много крупных рекламодателей, поэтому от 3 до 5 сообщений приходят каждый день стабильно.
И хоть прежнюю интересную тарифную линейку в компании «заархивировали», оператор продолжает жить и развиваться. Нынешние предложения тоже некоторым покажутся интересными. Специально для этого материала я переставил «симку» в тестовый телефон и попользовался ей пару недель. Качество связи у Danycom подросло – таких серьезных огрехов, как в начале тестирования, мною обнаружено не было. Я дозваниваюсь, до меня дозваниваются, интернет работает стабильно – в общем, связь только радует.
Пара слов о приложении. Вначале оно было ужасным как по дизайну, так и по быстродействию. Оговорюсь, что под дизайном я понимаю не столько эстетическое оформление, сколько удобство использования и интуитивность. Быстродействие и стабильность с тех пор заметно подтянули. Но вот удобство и интуитивность остались примерно на том же уровне. Ко всему можно привыкнуть, но приложение «Мой Danycom» так и напрашивается на обновление. Надеюсь, оно не за горами.
«Тинькофф Мобайл»
Также, как и Danycom, этот оператор долгое время не подключал абонентов в моем городе, из-за чего у меня не получалось попробовать его в качестве основного номера. Теперь этот момент исправлен, и в Ростове-на-Дону тоже можно подключаться к «Тинькофф Мобайл». Но я этого момента не дождался и протестировал связь в другом регионе. Около года назад родителям понадобился интернет в частном доме, и в качестве подопытного был выбран новый на тот момент оператор.
Огромным преимуществом «ТМ» была возможность гибкого выбора содержимого тарифа. Тогда такое было только у «Йоты», но её тарифы и опции были более дорогими. Любознательность снова одержала победу над здравым смыслом. Сим-карта используется практически стационарно (в домашнем планшете), поэтому требования к тарифу были вполне однозначными: звонки и смс не нужны, а трафика хочется побольше. Был настроен тариф с 20 ГБ ежемесячного трафика, к которому можно подключить за символическую сумму в 1 рубль пакеты с безлимитными мессенджерами и соцсетями, а также музыкой и видео. Таким образом, получился адекватный объем трафика и безлимит на все популярные сервисы за 403 рубля в месяц. Сейчас, правда, такой тариф уже не получится выбрать.
И все было бы хорошо, если бы хваленые «безлимиты» действительно такими являлись. Да, когда пакет трафика заканчивается, эти сервисы продолжают работать. Но судя по всему, у них есть какое-то ограничение по объему загруженного трафика, после которого пакеты практически перестают работать. Особенно часто это происходит с Youtube и «Вконтакте», с которых в семье потребляются наибольшие объемы трафика. В конце месяца, обычно дней за 10 до оплаты тарифа, один из них или даже оба превращаются в «тыкву». Видео грузятся очень плохо, Youtube выставляет автоматическое качество 144p (на 2К-экране!), и даже комментарии к видео могут открываться пару минут. Но все снова становится нормальным, стоит только включить VPN и смотреть ролики на том же Youtube, потребляя пакет основного трафика.
Служба поддержки, естественно, про «резку» скорости ничего не знает. Зато быстро отвечает в чате приложения. Несмотря на то, что оно стабильное и удобное, в нем нельзя отслеживать потраченный трафик. Вы только знаете, что он потратился, а когда и куда – непонятно. Было бы удобно выбирать тарифные опции по мере необходимости. Потратил большую часть трафика на соцсети – подключил соответствующую опцию. А если трафика уходит не так уж и много, отключил ее.
«Сбермобайл»
В 2019 году я в очередной раз совершил переход по MNP, и моим основным оператором стал виртуальный «Сбермобайл». Оператор привлек меня недорогими тарифами, в которые по умолчанию уже включены безлимитные мессенджеры. И как всегда, было интересно попробовать что-то новое. Тем более что сеть работает на базе «Теле2», а в моем городе проблем с приемом у этого оператора нет. «Никакого риска», – думалось мне.
Фактическая ситуация оказалась хуже. Редкие и незначительные недочеты по качеству связи были с самого начала, но они не приносили сильного неудобства. Интересное началось через пару месяцев, когда один из тестовых телефонов стал терять сеть в некоторых местах города. В разные периоды времени в одних и тех же локациях связь то была, то нет. Сим-карта «Сбермобайла», вставленная в другое устройство, в этих местах работала. Телефон был не из российской розницы, поэтому меня эта ситуация не сильно удивила. Возможно, это какое-то несовпадение используемых частот и чипсета телефона. Хотя другие операторы на основе «Теле2» (и даже сам Т2) в «проблемном» устройстве вели себя нормально в тех же местах.
Дальше – хуже. Связь стала периодически пропадать на других устройствах, даже «ростестовских». Один раз я остался в чужом городе без интернета и, соответственно, без навигации. Благо, городок был небольшой, поэтому дорогу нашел самостоятельно. Смешнее всего, что на выезде из города «Сбермобайл» заработал. Я не уверен, действительно ли проблема была на стороне «Сбербанка» или штормило инфраструктуру всего «Теле2» в этом городе. Но по сути, я плачу за предоставленную услугу и не обязан быть в курсе технических подробностей.
К тому же изучение этих подробностей в случае со «Сбермобайлом» не помогает. Пару месяцев назад я стал замечать, что приложение WhatsApp перестало по утрам бомбардировать меня уведомлениями. Мессенджер отказывался обновляться и показывать новые сообщения. Происходило это только при использовании мобильных данных. При подключении к Wi-Fi работоспособность магическим образом возвращалась. При перезагрузке телефона или переподключении к сети – тоже.
«Разовые неполадки, всякое бывает», – подумал я. Но через две недели это повторилось, потом опять. И вот уже практически каждый день смартфон утром не обновляет мессенджер. Насколько это меня раздражало, настолько и было любопытно. Опытным путем было выявлено, что «под раздачу» попадает не только WhatsApp, но и Viber, Instagram, Facebook, VK, OK. Забавно, что Telegram чувствует себя отлично. Указанные сервисы не работают ни через официальные приложения, ни через любой браузер. А при раздаче интернета по Wi-Fi те же симптомы наблюдались на подключенных устройствах, то есть проблема стопроцентно не в телефоне.
Логичным шагом в такой ситуации является обращение в службу поддержки оператора, что я и сделал. В первый раз служба поддержки дежурно ответила про то, что надо бы проверить приложение WhatsApp. Само собой, это ни к чему не привело. Я попросил соединить с техническим специалистом, но такой возможности у оператора поддержки не было. Поэтому мы составили заявку на проверку работы сети, результатом которой стала стандартная отписка, мол, «мы не виноваты, у нас все работает».
В следующий раз я подошел к вопросу более глубоко и посмотрел, какие еще сервисы не работают в такие моменты. Чтобы не быть голословным, записал несколько видео с экрана, где наглядно продемонстрировал их недоступность. Причем браузер Chrome отлично открывает любые другие сайты.
Написал в поддержку, что готов предоставить видео, чтобы помочь специалистам разобраться в вопросе. Меня заверили, что они во всем разберутся и свяжутся со мной позже. Никто мне не позвонил (собирался ли?), а через несколько дней пришла очередная смс-отписка. «У нас все хорошо, пишите письма».
Общаться в очередной раз с человеком из службы поддержки я не смог, это слишком мучительно. Понятно, что операторы работают по заготовленным «скриптам» и не обязаны знать технические нюансы сети. Но почему они отказываются подключить к диалогу тех, кто в этом разбирается, мне совершенно непонятно.
Вместо заключения
Подведем итог. Виртуальным операторам в России все-таки пока еще далеко до крупнейших игроков рынка по многим параметрам. Качество связи и качество обслуживания – одни из них. Если мы возьмем яркие мировые примеры MVNO (Virgin Mobile, Boost, Tracfone и др.), то увидим зрелые компании. Они занимают свой относительно немалый сегмент и приносят прибыль, но и существуют гораздо дольше. Вполне возможно, что со временем и российские виртуальные операторы будут показывать коммерческие успехи, тем более что предпосылок для этого много. Но пока что большинство из них являются сырым продуктом для энтузиастов и для тех, кому «лишь бы подешевле».
А что вы думаете по этому поводу? Есть ли будущее у MVNO в России, или «большая четверка» не даст этому явлению разрастись во что-то серьезное? Предлагаю пообщаться об этом в комментариях.