Сделали некачественный ремонт в квартире что делать
Как вернуть деньги за некачественный ремонт квартиры
Для проведения подобных работ, в целях, как нам кажется, экономии зачастую нанимаются нелегальные рабочие и тут остается только надеяться на удачу. Вернуть деньги, за ненадлежащее выполненные работы (оказанные услуги) в данном случае практически невозможно, как и исправления недостатков.
Для проведения сложных ремонтных работ лучше заключить договор со строительной организацией, т.к. в этом случае будет к кому предъявлять претензии.
При заключении такого договора необходимо прописать:
— сроки проведения работ,
-полный список проводимых работ с учетом даже незначительных мелочей (к примеру: вынос строительного мусора или укрытие мебели защитной пленкой).
Так же желательно указать в договоре:
— Цену выполняемых работ;
— Требования к качеству выполняемых работ и используемых материалов
— перечень используемых материалов, их количество.
— правила приемки выполненных работ.
— нарушения срока выполнения работ;
— нарушения срока устранения недостатков;
— обнаружения существенных недостатков выполненных работ;
— обнаружения существенных отступлений от условий договора.
При отказе от исполнения договора о выполнении работ исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работ, а так же платы за выполненную работу, за исключением случаев, если потребитель принял эту работу (если проведение работ проходит поэтапно).
В случае нарушения срока выполнения работ или устранения недостатков исполнитель обязан, в случае предъявления требования, выплатить неустойку в размере 3% от стоимости работ (а если стоимость работ не выделена из стоимости заказа – от всей цены заказа).
Требования, связанные с недостатками выполненной работы, могут быть предъявлены при принятии выполненной работы или в ходе выполнения работы либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы в течении гарантийного срока, если такой установлен.
Если гарантийный срок менее двух лет или он вообще не установлен – в течение двух лет.
В течение гарантийного срока причины выявленных недостатков должен определять исполнитель своими силами и за свой счет, по его истечении – заказчик.
Для того, что бы возместить все полагающиеся средства заказчику необходимо составить письменную претензию в двух экземплярах с приложением корпий договора, платежных документов и всех имеющихся документов, подтверждающих проведение работ, а в случае проведения независимой экспертизы – копии отчета экспертов.
Один экземпляр претензии необходимо передать исполнителю под роспись, либо направить почтой заказным письмом с уведомлением.
В случае отсутствия ответа от исполнителя в течение 10 календарных дней, либо отказа от удовлетворения предъявленного требования Вы можете обратиться в территориальное управление Роспотребнадзора за защитой своих прав и в суд.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Как защититься от некачественно проведенного ремонта квартиры?
Как защититься от некачественно проведенного ремонта квартиры?
Залогом успеха для доказательства плохого ремонта квартиры и признания его как «некачественный ремонт» является правильное оформление договора. В нем обязательно должны указываться сроки проведения работ от начальной даты до конечной, реквизиты фирмы, полный список работ (даже самые мелкие нюансы), перечень материалов, которые предоставляет ремонтник, а также оговариваться ответственность в случае нарушения любых обязательств, закрепленных данным договором. При наличии правильно оформленного договора решить спор о некачественном ремонте будет гораздо проще.
По окончании работ заказчику необходимо принять выполненную работу по договору и произвести за нее окончательные расчеты, а также получить от исполнителя гарантию на работы. Рекомендуем потребителю, заказчику либо представителю заинтересованного лица присутствовать при выполнении работ, контролируя качество их выполнения.
Если вдруг на каком-то этапе качество работ потребителя не удовлетворяет, необходимо об этом заявить ответственному лицу исполнителя либо приостановить работы. В разумные сроки (т.е. в срок, в течение которого эту работу можно срочно переделать) недостатки в работе должны быть устранены (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»), при этом вновь установленные сроки должны быть назначены потребителем и записаны в договор. Если же допущены существенные недостатки в работе, то закон предусматривает удовлетворение требований в течение 20 дней.
В случае, если недостатки в работе имеются, но исполнитель не хочет по каким-либо причинам их устранять, у потребителя есть право требовать у исполнителя уменьшения стоимости работы.
Если в процессе работы материал, необходимый для работы был утрачен (например, разбита облицовочная плитка или испорчен ламинат и т.д.) Закон о Защите прав потребителей обязывает исполнителя с момента заявления потребителя в 3-хдневный срок заменить его новым аналогичным материалом, либо, при его отсутствии, возместить потребителю его стоимость, а также расходы, понесенные потребителем.
В случае, если исполнитель затягивает работы и становится очевидным, что в срок, указанный в договоре они выполнены не будут, потребитель имеет право:
— назначить исполнителю новый срок исполнения работ и записать его в договоре;
— потребовать уменьшения цены выполненной работы;
— выполнить своими силами либо поручить выполнение ее другому исполнителю или потребовать возмещения расходов от исполнителя;
— отказаться от выполнения работы.
Если вновь назначенные сроки о выполнении работ будут нарушены, то на основании ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право требовать от исполнителя выплаты неустойки в размере 3% от стоимости работы за каждый день просрочки, но не более всей стоимости работы.
Требования, связанные с недостатками выполненной работы, можно предъявить при принятии работы или в ходе ее выполнения, а если невозможно было обнаружить недостатки при принятии работы, то в течение гарантийного срока. Кстати, если исполнитель не установил гарантийный срок или он менее двух лет, потребитель вправе предъявлять ему претензии в течение двух лет со дня принятия работы. Для этого необходимо обратиться с письменной претензией к исполнителю, в которой изложить суть проблемы и заявить одно из выбранных требований, установив срок его удовлетворения. Все общение должно вестись не по телефону, а письменно, а у потребителя должны оставаться копии обращений с отметкой о принятии.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», ремонтная фирма обязана осуществить работы за определенный срок в том размере, который указан в договоре. Если подрядчик не желает выполнять свои обязательства и предоставляет некачественный ремонт, в таких случаях ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность потребителю обратиться за защитой своих прав в суд.
Если у потребителя возникает необходимость по какой-либо непредвиденной причине прекратить работы и приостановить действие договора, то ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет такое право. На момент расторжения договора в такой ситуации потребитель должен оплатить исполнителю все его расходы, связанные с договорными обязательствами по выполнению ремонта.
Некачественный ремонт квартиры 2021
Ремонт квартиры – процесс сложный, требующий немалых вложений, времени и нервов. Конечно, большинство людей предпочитают доверить это дело специалистам в области строительных и ремонтных работ, знающим все необходимые технологические нормы и имеющим соответствующий практический опыт. Каждый хочет, чтобы его ремонтом занимались профессионалы, способные качественно и в оговоренные сроки выполнить все необходимые работы. И это не только разумно, но и вполне оправдано, разумеется, при надлежащем оформлении взаимоотношений с подрядчиком.
Обязательно ли заключать договор о выполнении ремонтных работ
Затевая ремонт квартиры с привлечением специалистов, необходимо действовать грамотно с самого начала, это позволит избежать ряда проблем в будущем. Речь идет о письменном оформлении взаимоотношений путем заключения договора подряда на проведение ремонтных работ.
Ни в коем случае нельзя полагаться на устные договоренности. Заключение письменного договора о выполнении работ – обязательно, независимо от того, доверяете вы ли эти работы подрядной организации, найденной в интернете, или же нашли хорошего специалиста через знакомых, и даже если ремонтом вашей квартиры будет заниматься знакомый вам человек. И не забудьте получить документ, подтверждающий оплату услуг – квитанцию, чек или расписку, если работы выполняет физическое лицо.
Запомните, вы платите деньги – значит вправе обезопасить себя.
В договоре вы сможете прописать весь перечень работ, которые запланированы (подкрепив это отдельной сметой), сроки их выполнения, порядок оплаты, а также иные условия, которые сочтете необходимым отразить (порядок закупки материалов, промежуточные сроки сдачи работ, и т.п.). На данном этапе следует четко оговорить все детали сотрудничества, а если в процессе выполнения работ потребуются дополнительные работы, всегда можно заключить дополнительное соглашение к основному договору.
Если сделали некачественный ремонт квартиры
Взаимоотношения любого гражданина с подрядчиком, независимо от организационно-правовой формы подрядчика (ООО, ИП, физическое лицо), если услуги предоставляются в связи с личными потребностями заказчика, регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и гражданским кодексом РФ. Иными словами, если ремонт заказан в связи с ведением бизнеса, осуществлением предпринимательской деятельности, и этот факт будет доказан подрядчиком в суде, то к вашему спору не будут применены нормы закона о защите прав потребителя, дело будет разрешено на основе гражданского законодательства РФ.
Дефекты и недоделки в ремонте можно увидеть при первом же визуальном осмотре.
Это могут быть отваливающиеся обои, неровные полы, неправильная установка окон, радиаторов, дефекты полов, стен и многое другое.
Следует заметить, что в момент принятия работ не всегда удается выявить все недостатки, ведь некоторые дефекты могут проявиться лишь спустя какое-то время, а какие-то недостатки простой обыватель, не будучи специалистом, просто не силах выявить.
Ответственность за некачественно выполненный ремонт квартиры
Закон о защите прав потребителей позволяет потребителю выбрать меру ответственности, к которой следует привлечь нерадивого подрядчика.
Руководствоваться следует статьей 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой, при обнаружении недостатков в ремонте квартиры вы вправе потребовать:
Срок для устранения недостатков за счет подрядчика устанавливается потребителем, но этот срок должен быть разумным. Другие требования заказчика должны быть удовлетворены подрядчиком в 10-дневный срок.
Как вернуть деньги за некачественный ремонт квартиры
Статья 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» также позволяет отказаться от договора и вернуть деньги за ремонт, но при определенных условиях:
Как видим, вернуть деньги за некачественный ремонт вполне реально. В большинстве случаев так и бывает, поскольку люди обращаются к нам за помощью и подают в суд на подрядчика лишь в самых запущенных случаях, когда ремонт крайне некачественный, при выявлении именно существенных недостатков. Когда речь идет о незначительных дефектах, обычно достаточно заявить об их исправлении, и подрядчики, как правило, решают вопрос миром.
Что можно дополнительно взыскать с подрядчика
Если подрядчик не выполнил ваше досудебное требование и вынудил обратиться в суд, то потребительский закон позволит применить к нему дополнительные санкции. Более того, потребитель может даже рассчитывать на возмещение причинённого морального вреда, который взыскивается по факту установления нарушения прав потребителя.
Если ремонтные работы в квартире выполнялись без договора
Как же быть, если все взаимоотношения с подрядчиком основывались лишь на устных договоренностях, но спустя какое-то время после окончания ремонта вы обнаружили явные дефекты и недоработки, либо сроки окончания ремонтных работ сорваны.
Конечно, без подписанного обеими сторонами письменного договора, где прописаны все условия предоставления услуг, сложно будет доказать, что подрядчик нарушил договор.
Если ремонт произведен некачественно – в первую очередь в суде необходимо будет доказать тот факт, что конкретный подрядчик выполнял строительные или ремонтные работы в вашем доме, то есть оказывал вам услуги, ведь только при таком условии можно требовать с подрядчика возмещения убытков и возврата денежных средств.
Для того, чтобы доказать в суде наличие устного договора потребуются любые допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие наличие взаимоотношений. Это могут быть свидетельские показания, видео и аудио-материалы, а также любые иные письменные источники.
Ситуация, когда возникают проблемы с ремонтом на фоне отсутствия письменного договора подряда, безусловно сложная, но не безнадежная. Но разрешение подобного спора будет разумным доверить хорошему практикующему юристу.
Юристы по защите прав потребителей нашего Центра даже в самых плачевных ситуациях добиваются возврата денег за некачественный ремонт, а также применения к недобросовестному подрядчику всех, предусмотренных законом санкций – штрафов и неустоек.
Помните, что потребитель освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд (при цене иска до 1 миллиона рублей).
Потребитель вправе выбрать суд – по своему месту жительства или пребывания, по месту нахождения ответчика, или по месту исполнения договора.
Если вы желаете, чтобы вашим делом заняться опытный юрист по защите прав потребителей, имеющий большой практический опыт в таких делах, обращайтесь в Юридический центр «ПетроЮрист».
Предварительная запись производится по указанному на сайте номеру в любой день.
Рабочие в ходе капитального ремонта дома испортили мне кухню
В рамках капитального ремонта подрядная организация меняла газовые трубы в нашем доме. В результате в моей кухне повредили столешницу, испачкали краской фартук на стене, ободрали стену.
Я заказчиком не являюсь, никакие договоры со мной тоже никто не подписывал. Заказчик — фонд капремонта.
Кто должен компенсировать мне ущерб в этой ситуации? В каком порядке? Как доказать, что повреждения причинены именно в этот период? К кому именно предъявлять исковые требования? Как провести экспертизу? Какие документы понадобятся?
Марина, ответственность за ущерб от действий подрядной организации несет фонд капитального ремонта. Я советую направить претензию в фонд и надеяться, что он сразу выплатит компенсацию. Если претензия не поможет, придется обращаться в суд.
Ниже — инструкция, как действовать сразу после нанесения ущерба, потому что это более эффективный путь.
Составьте акт осмотра
Самостоятельно фиксировать повреждения бесполезно: ни фонд, ни суд не поверят на слово, что они сфотографированы именно в вашей квартире и как-то связаны с заменой газовых труб.
Акт осмотра необходимо составить как можно скорее. Желательно сразу после того, как вы заметили повреждения на кухне. Для этого нужно вызвать представителей организаций, причастных к капитальному ремонту, — тех, с кого вы будете требовать компенсации ущерба. Еще можно обратиться в управляющую компанию, но это более длинный путь, ведь УК — всего лишь посредник.
Поэтому я предлагаю сразу обращаться в подрядную организацию, виновную в повреждениях, и фонд капитального ремонта, ответственный за возмещение убытков по закону. У представителей подрядчика и фонда должно быть право подписи документов от лица организаций. Такое право есть у руководителей, а у технических исполнителей должна быть доверенность.
Чтобы найти организации, которые занимаются ремонтом вашего дома, можно воспользоваться сайтом «Реформа ЖКХ». Сведения о ходе капремонта открытые. Видно, кто заказал работу и кто ее выполняет. Дальше нужно найти сайты заказчика и исполнителя и попытаться по телефону вызвать их представителей, чтобы составить акт осмотра.
Неважно, приедут представители фонда и подрядчика одновременно или в разные дни. Они могут составить общий акт осмотра или отдельные акты с похожей информацией.
В акте осмотра должны быть указаны дата и время его проведения, ваш адрес, ФИО, а также ФИО представителей организаций и их должности. Из акта должно быть понятно, что именно повреждено, насколько сильно и почему, а также как можно исправить повреждения. Поэтому проконтролируйте его содержание. Например, может быть написано так:
«Три глубокие царапины на столешнице длиной 8, 11 и 15 см, шириной и глубиной около 2—4 мм появились в результате воздействия металлорежущих инструментов при замене газовых труб в ходе капитального ремонта 20.12.2019. Устранению царапины не подлежат. Площадь столешницы под замену — 60 × 120 см, материал — дерево, цвет — беленый дуб».
Один экземпляр акта осмотра от каждой организации остается у вас, второй заберет представитель фонда капитального ремонта.
Проведите оценку ущерба
Если фонд капремонта не идет на контакт и не предлагает нормальную компенсацию, нужно оценить ущерб. Оценку может проводить только специалист с соответствующим дипломом. Его можно найти в интернете.
Назначьте дату и время осмотра кухни, письменно известите об этом заказчика и исполнителя капремонта. Дату лучше выбрать такую, чтобы организации успели получить уведомление об осмотре.
Уведомление может выглядеть так:
«01.12.2019 в ходе капитального ремонта в доме № 18 по ул. Синичкиных проводились работы по замене газовых труб, в том числе в моей квартире № 46. Рабочие повредили столешницу, ободрали обои и испачкали краской кафельный фартук на стене. 25.12.2019 в 10:00 оценщик Степанов А. Н. будет составлять акт осмотра указанных повреждений. Предлагаю принять участие в фиксации степени ущерба».
Приглашения можно отдать в организации лично под подпись или отправить заказным письмом. Главное, чтобы потом вы могли подтвердить в суде, что звали ответчиков на осмотр. Важно, чтобы оценщик указал в акте осмотра именно те дату и время, на которые вы приглашали представителей организаций.
Направьте претензию или обращайтесь в суд
Напишите претензию в фонд капитального ремонта: всегда есть надежда, что он решит не доводить дело до суда.
В претензии подробно опишите повреждения на кухне и укажите, что они появились из-за ремонтных работ в доме. Сошлитесь на акт осмотра и отчет об оценке, где указана стоимость работ по исправлению повреждений. Требуйте выплатить компенсацию, а также возместить затраты на отчет об оценке. В претензии укажите свои реквизиты и срок для исполнения требований. Напишите, что если компенсацию не выплатят, то вы обратитесь в суд.
К претензии приложите копии акта осмотра и отчета об оценке и направьте документы в фонд заказным письмом или вручите под подпись.
Я предполагаю, что фонд капремонта предложит устранить ущерб силами подрядчика. Выбирайте сами, что вам нужнее — ремонт или деньги. Если полный ремонт невозможен, просите денег, чтобы второй раз не обращаться к оценщику в случае некачественно выполненных работ.
Возможно, фонд капитального ремонта промолчит или откажет в компенсации. В этом случае обращайтесь в суд. Мы уже написали много подробных статей про суды — они вам пригодятся:
За основу иска возьмите текст претензии. Напишите, что обращались к ответчику с требованием о выплате компенсации, но не получили ответа, и укажите, чего вы хотите. Это может быть компенсация материального ущерба и морального вреда, возмещение расходов на оценку, юриста и госпошлину, а также неустойка.
Возможные сложности
Если ремонт делали давно, подумайте о целесообразности обращения в суд. Плохо, что вы сразу не потребовали зафиксировать повреждения и составить акт об ущербе. Нужно было позвонить подрядчику и в фонд и вызвать их представителей. Чем больше времени прошло после ремонта, тем сложнее подтвердить, что это не вы сами повредили кухню.
Для обращения в суд необходим отчет об оценке стоимости ущерба. Компенсировать расходы на оценщика вы сможете только в случае победы в судебном процессе.
Но может случиться так, что вы взыщете меньше, чем потратите на защиту своих интересов.
Хорошо, что повреждения на вашей кухне незначительные. Одной женщине из Рязани повезло меньше: во время капитального ремонта кровли начались дожди и квартиру затопило. Суды двух инстанций по-разному трактовали ограничение о возмещении убытков в размере взносов за капитальный ремонт. Но Верховный суд РФ установил, что ограничение по сумме — это не взносы на капремонт, сделанные самим пострадавшим, а все взносы в фонд капремонта в целом. Убытки от дождей возместили полностью.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как взыскать деньги за некачественный ремонт квартиры
Если вы наняли бригаду для ремонта, и он сделан некачественно, можно потребовать, чтобы все недостатки устранили, или вернули деньги. То же самое касается случаев некачественной отделки при покупке недвижимости в новостройке.
Я юрист по защите прав потребителей. В этой статье я расскажу, на что вы имеете право; можно ли взыскать деньги, если нет договора, и как это сделать.
В статье расскажем:
На что имеет право заказчик
Согласно ст. 721 ГК РФ, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям, указанным в договоре, а при его отсутствии – к законодательным требованиям, предъявляемым к соответствующим видам работ.
Иными словами, когда вы заключаете договор о выполнении ремонта, в нем должно быть указано, какие именно работы подрядчик должен выполнить. К нему прилагается и смета. Например, если вы договорились о поклейке обоев, в итоге работа должна быть сделана качественно: без пузырьков, слишком заметных швов и повреждений.
А еще вы можете в любое время отказаться от исполнения договора, возместив подрядчику фактически понесенные им расходы. Это уместно, если он не брал предоплату за работу и потратил часть своих денег на покупку материалов (ст. 32).
Но такое встречается крайне редко: обычно наоборот люди отдают сотни тысяч за ремонт, а потом все приходится взыскивать через суд.
Разбор разных ситуаций
Порядок действий зависит от конкретной ситуации. Однозначно вам придется сначала делать экспертизу, чтобы было чем апеллировать, а потом уже обращаться с претензией к подрядчику.
Кроме того, в разных случаях действуют разные законы – это тоже нужно учитывать.
Ремонт от застройщика
Если вы купили квартиру в новостройке с ремонтом от застройщика, он тоже должен быть выполнен качественно. Вне зависимости от стоимости. Как правило, такая недвижимость продается с самой простенькой отделкой, но все зависит от класса жилья.
Нельзя, чтобы где-то были криво установлены розетки, оборваны обои, неровно выложен ламинат, висели провода, покосились двери или окна. Об этом говорится и в ч.1 ст. 7 ФЗ от 30.12.2004 №2013-ФЗ «Об участии в долевом строительстве…»:
«Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект, качество которого соответствует условиям договора».
Если в договоре сказано, что напольное покрытие должно быть из ламината, застройщик не может сэкономить и постелить туда линолеум. Или сдать квартиру с неровным полом или дырками в нем – бывает и такое.
Если компания выполнила ремонт некачественно, вы вправе потребовать, чтобы все переделали, или уменьшили стоимость договора. Также можно самостоятельно устранить недостатки, а потом потребовать возместить расходы на это.
Лучше самим ничего не делать. Если придется обращаться в суд, застройщик может подать ходатайство о назначении повторной экспертизы, и доказать, что недочеты действительно были, будет сложнее. Лучше до решения проблемы оставить все, как есть.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
И еще. При передаче квартиры вам предложат подписать передаточный акт. Отказываться от подписания смысла нет – по истечении двух месяцев недвижимость все равно будет считаться принятой. А вот указать в нем все недочеты нужно, причем во всех экземплярах: в дальнейшем это обязательно вам понадобится.
Ремонт делала бригада
Если вы заключали договор с индивидуальным предпринимателем (ИП), положения Закона №2300-1 тоже применяются. Попробуйте сначала договориться об исправлении всех недочетов. Если вам откажут или не выполнят работы вовремя – отправьте претензию, а при отсутствии реакции обратитесь в суд.
Ремонт выполнялся без договора
Если работы выполнялись без договора, ситуация сложнее. Ст. 159 ГК РФ позволяет заключать такие сделки устно, но взыскать потом деньги тяжело:
Идеально, если вы договаривались о ремонте в соцсетях или мессенджере. Сделайте копии переписки и заверьте у нотариуса, чтобы подтвердить в суде, что договоренность действительно была. Так шансы на успех будут выше.
Ответственность подрядчика
Если подрядчик согласился переделывать работу, это не освобождает его от ответственности за нарушение сроков, в которые он наверняка не уложится. Согласно п.5 ст. 28 Закона №2300-1, вы можете потребовать неустойку в размере 3% цены работ. Она начинает начисляться со дня, следующего за днем, когда работы должны были быть сданы, а перестает со дня фактической сдачи.
Если материалы предоставлял подрядчик, за их качество отвечает тоже он (ст. 723 ГК РФ). Если же деньги заплачены, но работы так и не выполнены, суд и вовсе может признать это неосновательным обогащением и обязать вернуть все до копейки, а также взыскать с ответчика проценты за пользование чужими (вашими) средствами (ст. 1102 ГК РФ).
А еще в ст. 723 ГК РФ сказано, что, если в договоре указано, что подрядчик освобождается от ответственности за определенные недостатки, но удалось установить, что в них виновен именно он, отвечать ему за них все же придется.
Если дело дошло до суда, ответчика могут обязать выплатить штраф в размере 50% суммы удовлетворенных требований за отказ от добровольного урегулирования вопроса (п.6 ст. 13 Закона №2300-1). Также вы можете взыскать компенсацию морального вреда, сумму вы определяете самостоятельно.
С квартирами по ДДУ все иначе
Согласно ч.3 ст. 7 ФЗ №214-ФЗ, если недостатки существенные или не устранены подрядчиком в оговоренные сроки, вы можете потребовать расторжение договора с уплатой процентов – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на день исполнения обязательства.
Также можно взыскать убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств или нарушением сроков, в том числе и расходы на аренду жилья. Понадобится договор найма и чеки об оплате. Если деньги передавались наймодателю наличными – расписка от него.
Пример. Женщина живет в Санкт-Петербурге, но купила квартиру по ДДУ в Москве. Согласно условиям договора, жилье должно быть сдано до конца 2020 года. Рассчитывая на это, в декабре она переехала в столицу, сняла жилье. Застройщик передал ключи вовремя, однако качество отделки оставляло желать лучшего:
Заказчице пришлось снимать жилье еще несколько месяцев, пока она пыталась договориться со строительной компанией. В итоге иск в суд она подала только в июне, потребовав среди прочего и возмещение расходов на оплату жилья – всего 180 000 руб. с января по дату фактического исполнения требований.
О похожем деле, которое рассматривал Верховный суд, писала еще Российская Газета в 2018 году. С тех пор в законах мало что поменялось.
Как быть заказчику
Сначала лучше попробовать договориться с подрядчиком об устранении недочетов – иногда проблемы решаются еще на этом этапе. Подайте ему заявление и укажите, что конкретно нужно исправить. Сроки определяются по договоренности.
Если вы хотите, чтобы подрядчик компенсировал стоимость исправления дефектов или вернул деньги, обращение должно быть рассмотрено им в течение 10 дней.
Если и это не помогло, нужно:
Обратиться за возмещением в суд вы можете в течение всего гарантийного срока, если он давался. Если нет – в течение двух лет.
Рассмотрим каждый шаг подробно.
Шаг 1: подготовьте доказательства
Соберите и положите в отдельную папку следующие документы:
До обращения в суд или подачи претензии желательно сделать экспертизу
Экспертное заключение нужно, чтобы доказать, что ремонт действительно сделан некачественно. Экспертизу сделает организация, имеющий допуск СРО. В ходе исследования обычно используется дальномер, рулетка. Обязательно делаются фотографии.
В заключении эксперт указывает, какими нормативными актами он руководствовался, а также сведения о заказчике, самой квартире. Описываются и недочеты. К заключению прилагаются фотографии.
Если дело дойдет до суда, ответчик может подать ходатайство о назначении судебной экспертизы. Так обычно и происходит. Но вам все равно есть смысл сделать свою экспертизу, чтобы хотя бы знать стоимость устранения недостатков.
Шаг 2: составьте претензию
Когда заключение эксперта будет на руках, составьте досудебную претензию.
Что в ней указывается:
Претензию лучше отправлять ценным письмом с описью вложения. Уведомление о вручении вам понадобится потом для суда. Отслеживать доставку можно по трек-номеру на сайте Почты России.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Шаг 3: дождитесь ответа
Компания должна вам ответить в течение 30 дней с момента получения претензии. лучше добавьте еще 5-10 дней на доставку письма, особенно если вы в разных городах. Иначе может получиться так, что ответ вам отправят и согласятся урегулировать вопрос мирно, а вы уже подадите иск в суд.
Шаг 4: обратитесь в суд
Если же ответа на претензию не последовало или подрядчик отказался признавать свою вину, обращайтесь в суд. Исковое заявление при сумме до 100 000 руб. подается в мировой суд и рассматривается за один месяц, свыше 100 000 руб. – в районный и рассматривается до двух месяцев.
Заявление можно подать лично, через представителя по доверенности, или отправить почтой. Если не хочется тратить время, можно отправить его онлайн через ГАС «Правосудие». Потом через эту систему удобно отслеживать и ход дела.
Содержание и образец искового заявления
Иск составляется по правилам ст. 131 ГПК РФ.
Что в нем указывается:
Госпошлина и иные расходы
Согласно пп. 4 п.2 ст. 333.36 НК РФ истцы по делам о защите прав потребителей освобождаются от уплаты госпошлины. Вам предстоят другие расходы:
Все расходы можно взыскать с ответчика. Они распределяются пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований.
Документы
С оригиналов в суде снимут копии и отдадут все вам. Если вы подаете иск онлайн, все документы нужно отсканировать и загрузить в систему.
Шаг 5: участвуйте в разбирательствах
Сначала суд назначит предварительное заседание, на котором могут запросить дополнительные документы, уточнить исковые требования и возможность примирения. Если на этом этапе вы и ответчик найдете компромисс, заключается мировое соглашение. Дальнейший ход делу не дается.
Если же компромисса нет, после предзаседания дело назначается к судебному разбирательству. Там уже детально будут изучаться представленные доказательства.
Если у вас с подрядчиком не было письменного договора, по возможности привлеките свидетелей, которые смогут подтвердить, что он выполнял у вас работы.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Шаг 6: получите решение
По результатам разбирательств судья единолично выносит решение. Ваши требования могут удовлетворить полностью или частично, либо указать в удовлетворении. Если итог разбирательств вас не устроит, вы вправе подать апелляционную жалобу в течение месяца после принятия решения в окончательной форме. Через месяц оно вступит в силу, и что-то изменить уже не получится.
Когда решение вступит в силу, в суде вам должны выдать исполнительный лист. Если взысканы деньги и подрядчик отказывается выплачивать их добровольно, вы можете направить лист приставам – тогда всеми вопросами будут заниматься там.
Ждать и выяснять, будет ли подрядчик сам выплачивать деньги по решению суда, необязательно. Вы можете получить исполнительный лист и сразу передать его приставам, или попросить суд направить его в ФССП.
Судебная практика
Рассмотрим несколько примеров дел из судебной практики по взысканию денег при некачественном ремонте квартиры:
№1. Мужчина заключил с организацией договор подряда, согласно которому она должна была сделать ремонт в его квартире. Материалы предоставлял заказчик. Подрядчик нарушил срок выполнения работ. Кроме того, отделка выполнена с недостатками, это заказчик указал в ведомости.
Общая сумма иска составила около 600 000 руб. Истец требовал взыскать с ответчика убытки, неустойку, штраф, возмещение морального вреда.
В ходе разбирательств ответчик подал встречный иск о взыскании задолженности по договору на сумму 70 000 руб., а также на расходы по оплате госпошлины – 2 000 руб.
В итоге суд встречный иск удовлетворил полностью, а вот требования заказчика – частично. Ответчика обязали только компенсировать стоимость устранения недостатков (около 40 000 руб.), штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований, и несколько других расходов (Решение № 2-125/2020 2-125/2020(2-3765/2019;)
№2. Женщина купила квартиру по договору уступки права требования, когда дом еще был на этапе строительства. Во время приемки она заметила недостатки отделочных работ, все указала в акте. Потом она привлекла эксперта, который подтвердил, что качество строительно-монтажных работ не соответствует нормативам.
Согласно заключению, стоимость исправления недостатков превышает 3 600 000 руб. В суде истица хотела взыскать эту сумму, а также расходы на оценку – 15 550 руб., оплату услуг представителя – 80 000 руб., убытки – свыше 135 000 руб., почтовые расходы – около 1 200 руб., штраф и компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
М-8809/2019 2-8409/2019 М-8809/2019 от 26 мая 2020 г. по делу № 2-458/2020 иск удовлетворен частично. Суммы по сравнению с заявленными в иске суд занизил. На устранение недостатков взыскано около 1 400 000 руб., моральный вред – 10 000 руб., расходы на представителя – 20 000 руб., на экспертизу – 15 550 руб.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам! Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно!
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)