Се что добро или что красно

Песнь Степеней, 132

Это предпоследний из псалмов, носящих название Песнь степеней. По своему содержанию, представляющему выражение горячей любви псалмопевца к священному городу Иерусалиму и к совершающимся в нем всенародным праздничным собраниям, псалом сей очень естественно мог сделаться любимою песнию как возвращавшихся из плена иудеев, так и путешествовавших в Иерусалим в три годовые праздника, почему и был внесен в состав образованного со временем сборника песней, употреблявшихся при таких случаях. Все это может свидетельствовать о том, что псалом сей составлен Давидом, которому он и приписывается в еврейском тексте, составлен в прославление Иерусалима или в похвалу братского согласия народа, выраженного в многочисленном собрании его на Сионе, где Господь благоволил утвердить благословение и жизнь на век

Пс.132:1 Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе.

Давид сделался царем израильского народа не сразу по смерти Саула. Сначала только одно колено Иудино признало его своим царем, над прочими же коленами воцарился больной, слабоумный сын Саула Иевосфей, и так продолжалось около семи лет. Затем, когда все колена Израилевы признали своим царем Давида, и каждое колено желало, чтобы царь среди него имел свое пребывание, тогда Давид избрал такой город, который не принадлежал ни одному колену. Между коленами Иудиным и Вениаминовым жили иевусеи, ханаанское племя, у которых был укрепленный город Иерусалим. Давид взял этот город, укрепил в нем гору Сион, воздвигнул на ней великолепный дворец, устроил богатую скинию и торжественно перенес в нее ковчег Завета (из Кириафаима) и вместе с тем потребовал, чтобы установленный Законом Моисеевым обычай сходиться в три годовые праздника к святилищу Божию ( Исх.23:15–17, 34:23 ; Втор.16:16 ), соблюдался непременно и неизменно. И таким образом Иерусалим, с перенесения ковчега Завета в Сионскую скинию, сделался столицею и политическим центром еврейского царства, в который не раз собирались представители всех колен Израилевых ( 2Цар.6:1,15–19, 12:31 ; 1Пар.23 и др), равно как сходились все, искавшие верховного суда царского, израильтяне ( 2Цар.15:2–6 ; Пс.121:5 ). Одно из таких религиозных собраний народа на Сионе и было поводом к возглашению пророка: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе, – и не только к возглашению, но и к написанию псалма 132, с указанием на важность и высокое достоинство братского сожительства, под которым разумеется не общее только совокупное житие, но главным образом высоконравственная жизнь в любви и согласии. По словам св. Иоанна Златоуста, «пророк говорит не просто о жительстве, и не о пребывании в одном доме, но о жизни вкупе, т.е. с согласием и любовию, ибо отсюда происходит единодушие». Вот видите, или – вот смотрите сами, «как хорошо и как прекрасно жить братиям всем вместе!» (пер. с евр.), т.е. в согласии» «Братиею же, – говорит блж. Феодорит, – называет колена, потому что соименные коленам родоначальники их были дети одного отца» [6, с 633].

Пс.132:2 Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его.

Братскую любовь и единодушное согласие в жизни израильтян пророк объясняет здесь сравнением с миром, которым, по повелению Божию, помазан был первосвященник Аарон, при его посвящении на служение Богу. Он помазан был миром, т.е. благовонным (ароматическим) маслом (unguentum, елей), чрез возлияние его на главу посвящаемого. Так хорошо и так приятно, говорит он, согласное – в мире и братской любви – сожитие братьев, как хорошо и приятно святое и благовонное миро, возливаемое на главу первосвященника или священников, при посвящении их. Это миро, которое возливалось на главу первосвященника, стекало прежде всего на браду его, а с брады – на ометы, то есть на края, или обшивки, одежды его. Отсюда само собою вытекает такое сравнение, что как глава не сообщает мира, как только тем частям, которые ближайшим образом соединяются с нею, как борода, находящаяся на нижней части головы, а также, если бы одежда не соединялась с телом, то не могла бы тоже напояться миром, – так равно и братия, если не будут жить вкупе, т.е. не будут иметь общения и союза взаимной братской любви, то и милость Божия, сходящая свыше, не будет изливаться на них. По словам блж. Феодорита, «этот архиерейский елей (миро) составлялся из различных благовонных веществ, смирны, киннамона (корицы), тростника и играни (благовонного корня), но ни одно из них не дает само по себе такового благоухания, а соединение и смешение всех производит самый благовонный состав. И так прилично ему уподобить братское согласие. Ибо совокупность многих правых действий производит благоухание совершенной добродетели. Так, говорит, хорошо единодушие, как (хорошо) оное подзаконное миро, которым помазывали священников и которое изливалось на главу священника» [7, с. 1050–1051].

Пс.132:3 Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.

И здесь великое значение и пользу братской любви и единомыслия для общежития пророк выясняет другим сравнением. Он сравнивает их с росою, приходящей от гор Аэрмонских и нисходящей на горы Сионския. Под названием гор Аэрмонских, или точнее – Ермонских, известны две местности гор. Во-первых, гора Большой Ермон в Сирии, южный самый высокий отрог антиливанского хребта гор, и, во-вторых, гора Малый Ермон, гораздо южнее Большого Ермона, в Галилейской области иудейской земли, расположенная несколько южнее и почти параллельно с горою Фавор, вместе с которой и упоминается в псалме 88, стихе 13. В зимнее время те и другие горы наполняются большим количеством снега, который, растаивая во время летних жаров, поднимается в виде испарений и ветром относится к той местности, где находится гора Сион, и в виде изобильной росы сходит на эту гору, доставляя ей таким образом изобильное орошение. Значит, роса аэрмонская сходящая на горы Сионския, хороша для последних тем, что полезна и приятна, а потому и необходима для них. Отсюда и выводится сравнительное заключение, что как нет приятнее той росы, которою орошаются две знаменитейшие торы Ермон и Сион, так нет приятнее и вожделеннее братского сочувствия и единодушия: как роса аермонская, сходящая на горы Сионския, делает их плодоносными, так и милость Божия, сходящая на людей, живущих вкупе, т.е. в мире и взаимной любви, соделывает их благополучными. В заключение всего пророк присовокупляет: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. И этими словами дает ясно понять, что главная цель общежития есть почитание Бога, и всякий братский союз имеет начало и благословение от Бога, как и апостол любви говорит: «Пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» ( 1Ин.4:16 ). Господь Бог только там заповедал Свое благословение, т.е. там ниспосылает изобилие всех благ, где хранятся взаимное согласие и мир. Эту же мысль другими словами выражает и апостол Павел, говоря: «Мир имейте, братие, и Бог любве и мира будет с вами» ( 2Кор.13:11 ).

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Псалом 132

Предузнав совершенное восстановление единоплеменников своих Иудеев, что они, по освобождении своем от восстававших на них соседственных народов, имели построить храм и город Иерусалим и жить под управлением одного начальствующего, или вождя Давида, советует им настоящим псалмом не разделяться, как прежде отделились было десять колен и поставили себе особого царя, раба Соломонова, Иеровоама, и переселились из Иерусалима в Самарию; а два колена Иудово и Вениаминово имели особого царя в Иерусалиме, как написано в 12-й гл. 3 Царств, каковое разделение было причиною для Иудеев многих преступлений закона и войн и бедствий, советует, говорю, Давид братьям единоплеменникам своим не разделяться, но всем вместе жить под управлением одного главноначальствующего. Что другое, говорит, столь хорошо и столь радостно, как жить братьям и единоплеменникам совокупно в одном ли и том же месте, или, если и не могут жить совокупно по месту, по крайней мере жить совместно по единомыслии и любви и в единодушии!

(1) Сие совокупное сожительство братьев, говорит, есть вместе дело радостное; так как много вещей хороших, но не все в то же время радостны, и наоборот, есть много вещей приятных, которые не могут быть в то же время названы хорошими, т. е. полезными для души. А сожительство и единомыслие братий есть, но Златоусту, в совокупности хорошо; но и то и другое весьма не легко соединить, и даже трудно; (2) далее он уясняет такое сожительство следующим сравнением:

(1) Слова Феодорита: При царе Ровоаме, сыне Соломоновом, колена разделились, и десять из них следовали Иеровоаму, а два пожелали остаться в царстве Давидовом; а по возвращении из Вавилона, опять совокупились и возлюбив согласие и единоначалие, жили под одним главным вождем и совокупно совершали законное богослужение.

(2) Златословесного: В сожительстве братий две вещи совокупляются и удовольствие и красота. Сим то особенно изобилует любовь: кроме пользы она имеет легкость и приятность, что и здесь похваляет. Ибо не просто упомянул о жительстве и не о единении посредством обитания в одном доме, но о совокупном ( επι το αυτο ) жительстве, т. е. в согласии и любви, ибо это составляет единодушие. Феодорита: Мы самым опытом дознали, что нет ничего приятнее братского согласия. Братьями называет колена; так как соименные им племеноначальники были дети одного отца Иакова. Сим также стихом Давид, по словам Никиты в Своде, предсказал и о общинах, т. е. общежительных монахах, речением: что так хорошо, изобразив испытание в жизни, а что так прекрасно – происходящее из единомыслия и единения веселие. Безыменного: По прямому смыслу, вытекающему из слов, хорошо бывает тогда, когда единоверны; а когда согласны и в делах, то это составляет красоту. А под братиями, живущими совокупно, можешь разуметь три душевные силы (т. е. мысль, слово и дух), или душу и тело. Итак, когда они согласны касательно познания божественных предметов, то это хорошо; а когда согласны и в добрых делах, то это прекрасно.

Столь, говорит, хорошо и столь приятно жить братьям совокупно и иметь между собою согласие, как и приятно законное миро, которым помазывали священников чрез возлияние на главу их. Ибо как миро оное было хорошо, как святое, и приятно, как благовонное: так хорошо и свято и приятно и благовонно сожительство и единомыслие братьев в добром. Оно хорошо потому, что сего требует и природа и закон Божий, а оно же прекрасно, как полезное для жизни и души. поелику же оное миро, которое изливалось на главу священника, скатывалось на браду его, то посему он и говорит здесь: сходящее на браду его; на браду, т. е. браду Аарона; поколику он первый помазан законным помазанием. Или Аароном называет каждого священника, как происходившего от Аарона. А как означенное миро с бороды Аарона спускалось на край одежды, т. е. на край священнической одежды, то посему он говорит: сходящее на ометы одежды его. Другие вместо ометы переводят отверстие одежды, на которое опускалось миро. (1)

(1) Слова Феодорита: Этот архиерейский елей (миро) составлялся из различных благовонных веществ: смирны, киннамона (корицы), тростника и ирани (благовон. корня); но ни одно из них не дает само по себе такового благоухания, а соединение и смешениe всех производит самый благовонный состав. Итак, прилично ему уподобил братское согласие. Ибо совокупность многих правых действий производит благоухание совершенной добродетели. Так, говорит, хорошо единодушие, как (хорошо) оное подзаконное миро, которым помазывали священников и которое изливалось на главу священника. Григория Богослова: Есть у меня и миpo, но такое, которым помазуются только священники и цари, миро многосоставное и многоценное и за нас истощенное. Но оно составлено искусством великого мироварца. О если бы и я сподобился принесть Богу благовоние сего мира! (2е на Юлиана). Другой говорит: Ометом назвал то, что мы называем украшение одежды около шеи, около уст, или быть может бахромы, в конце риз нашиваемые и опушки. Итак, как священное миро, стекавшее с головы чрез бороду на край одежды, исполняло, по словам Феодорита, священника благовонием: так и польза от согласия объемлет всех, простираясь от начальника до подчиненных. Оригена: Дух Святой, о котором написано: Дух Господень на мне; ибо Он помазал Меня, во-первых, исполнял главу всего тела, которая есть Христос; после нее снисходил на лик апостолов, который есть украшение лица Христова, впрочем и на них не остановился; но и одеждам – внешним собраниям, украшающим святое тело, сообщил благовоние; почему и Павел говорит: Христово благоухание мы. От него получается помазание новорожденных для Христа (т. е. крещенных); и о семь также предсказал Исаия: испиют вино, помажутся миром; предай вое сие народам. Ибо это совет на все народы ( Ис. 25:7 ). Божественного Максима: Миро есть Дух Святой; глава – ум, а брада Аарона – слово, убивающее страсти и приносящее Богу священнодействие добродетелей. Далее благодать Духа нисходит на омет одежды, т. е. чрез деятельное любомудрие распространяется и на нравственное. Ибо омет одежды есть конец ее.

Аермон есть гора, близкая к горе Ливанской, по замечанию Дидима. И гора Аермон зимою собирает к себе много снега, который и хранит; а из сего снега, во время летних жаров поднимаются пары, которые, сгущая воздух на Сионе, производят тогда великую росу. Итак, как роса сия хороша, поелику необходима для земли и вместе приятна, поелику тихим схождением своим доставляет, людям приятность, так хорошо и приятно сожительство и единодушие братьев. А как роса сия получает начало и бытие свое от горы Аермона, то посему Давид и назвал ее росою Аермонскою. (1)

(1) Слова Дидима: Так как на Аермоне много собирается снега, который здесь назвал росой; а снег сей, собираясь из многих каплей, в одно плотское тело превращается; то прилично уподобляет сему согласие Церкви. Кирилла: Снисходит на Церковь утучняющая ее небесная роса, разумеется, мысленная, духовная, Феодорита: Столь великая роса бывает от Аермона, что с кирпичных крыш текут капли. А Аермон есть также гора палестинская, принадлежавшая земле Израильской; о чем смотри слова: помяну о тебе от земли Иорданской и Ермонитской ( Псал. 41:7 ); также: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются ( Псал. 88:13 ). Оригена: Горы Сионские суть святые, смотрящие на высоты; и на них то сходить роса. Аермон же значит: отвращение от зверей. Говорят также, что там начало свое получает и Иордан. А это означает благодать святого крещения; так как она всегда сходит на святых и чрез нее производится отвращение от мысленных зверей.

Яко тамо заповеда Господь благословение

Там; где? где, по Златоусту, сожительство братьев, и где единодушие, братолюбие и любовь, которая есть глава добродетелей, там, говорит, Бог послал благословение. А благословение, если оно дается людям от Бога, есть прославление и хвала, если же от людей произносится к людям, есть молитва и прошение к Богу о людях. (1)

(1) Златословесного: Самое единодушие есть благословение, как противное ему есть проклятие. Посему некто, похваляя его, говорит: прекрасно пред Господом и человеками единомыслие братьев и дружество между ближними, когда жена и муж вместе живут ( Сир. 25:2 ). Это загадочно похваляет и другой: когда два спят, то им тепло ( Ек. 4:11 ); потом и силу любви: тройная веревка не скоро разорвется (там же 12); и брат, получающий помощь от брата, как город укрепленный ( Прит. 18:19–20 ); и Христос: где собраны два или три во имя Мое, там и Я посреди их ( Матф. 18:20 ). Ибо где любовь, там великая прочность, великое Божие благоволение; – она мать благ; она корень и источник; она прекращает брани; почему и сказано: жизни до века.

здесь подразумевается общее выражение: так повелел быть, т. е. там в братолюбии и любви Бог повелел быть жизни долголетней до определенного века, или времени, т. е. во все определенное каждому время жизни. Ибо как брань и возмущение бывает причиною смерти; так напротив мир и любовь доставляют людям, по словам Златоуста, жизнь, потому что имеющие между собою мир и любовь, и не убивают друг друга, и от врагов не получают вреда и погибели, как охраняющие друг друга и укрепляющее посредством единодушия, единения и любви.(1)

(1) Феодорита: Там повелел быть благословению, не на Ермоне, говорит, а на Cионе, на котором ниспослана на святых апостолов и животворящая роса всесвятого Духа, чрез которую все верующие приобретают вечное благословение: потому что у них одно сердце и одна душа; а подаваемая Святым Духом благодать есть залог всех благ и жизни вечной.

Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 132:1

Свт. Афанасий Великий

Песнь степеней

Содержание: Четырнадцатая песнь возвещает благо, какое людям даруется Спасителем, по воссиянии Его, и говорит:

Ст. 1-2 Се что добро, или что красно. Яко миро на главе, сходящее на браду. Когда собрана будет Церковь и составить как бы единую некую стройность; тогда, и только тогда, подастся помазание Святого Духа и священство, первоначально на главу Церкви, которая есть Христос, потом же и на браду, которая есть благолепие лица Церкви, то есть, Апостолов; а напоследок снизойдет и на целое тело, т. е. на всех, которые в Церкви облеклись во Христа.

Толкование на Псалмы.

Свт. Василий Великий

Ст. 1-2 Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его

Ибо он радовался об успехах не своих только ближних, но возрадовался и о благоустроенности других. Как и сам же Псалмопевец в другом месте высказывает и заботу о спешащих на богослужение: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стояще бяху ноги нашя во дворех твоих, Иерусалиме (Пс. 121:1-2). Посему видя братское собрание все вместе и наслаждаясь братским расположением, возопил, говоря так: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? Причина, которая по Божией заповеди собирает братьев к согласию и ведет к единству, имеет в себе непреодолимое благо, и от этого блага не сможет отделить ничто другое приятное. Ибо каждый из нас приходящих и вкусивших любви к ближнему приходит в великую сердечную радость. Посему далее он говорит последовательно: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню. Ясно, что души святых передают нам бестелесную и духовную помощь благодати, с небес от Спасителя изливающейся на Церковь.

Беседы на псалмы. Беседа на сто тридцать второй псалом.

Свт. Иоанн Златоуст

Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе

Многие предметы хороши, но не имеют приятности; дру­гие доставляют удовольствие, но не хороши; то и другое соеди­ниться может весьма не легко. Но в том, о чем говорит пророк, соединилось то и другое, и приятность, и доброта. Такова преимущественно – любовь; вместе с пользою она заключает в себе и удобство и приятность. Ее здесь он и прославляет. Он говорит не просто о жительстве и не о пребывании в одном доме, но о жизни «вместе», т.е. с согласием и любовью, – потому что отсюда происходит единодушие. Сказав, что это «что хорошо и что приятно», он потом объясняет свои слова примерами и приводит вещественные сравнения, которые могут представить слушателю предмет в яснейшем виде.

Беседы на псалмы. На псалом 132.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе

Велика добродетель – братолюбие.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

«Песнь степеней». При Ровоаме колена разделились, и десять последовали за Иеровоамом, а два возлюбили Давидово царство. Но, по возвращении из Вавилона, и соединились снова, и возлюбили согласие, и одно имели правление, и общее совершали служение по закону. Сие-то и предвозвещает настоящий псалом.

«Се что добро или чтó красно, но еже жити братии вкупе?» На самом деле дознали мы, говорит Пророк, что всего приятнее братское согласие. «Братиею» же называет колена; потому что соименные коленам родоначальники их были дети одного отца.

Евфимий Зигабен

Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе.

Предузнав совершенное восстановление единоплеменников своих Иудеев, что они, по освобождении своем от восстававших на них соседственных народов, имели построить храм и город Иерусалим и жить под управлением одного начальствующего, или вождя Давида, советует им настоящим псалмом не разделяться, как прежде отделились было десять колен и поставили себе особого царя, раба Соломонова, Иеровоама, и переселились из Иерусалима в Самарию; а два колена Иудово и Вениаминово имели особого царя в Иерусалиме, как написано в 12 гл. 3 Царств, каковое разделение было причиною для Иудеев многих преступлений закона и войн и бедствий, советует, говорю, Давид братьям единоплеменникам своим не разделяться, но всем вместе жить под управлением одного главноначальствующего. Что другое, говорит, столь хорошо и столь радостно, как жить братьям и единоплеменникам совокупно в одном ли и том же месте, или, если и не могут жить совокупно по месту, по крайней мере жить совместно по единомыслии и любви и в единодушии! Сие совокупное сожительство братьев, говорит, есть вместе дело радостное; так как много вещей хороших, но не все в то же время радостны, и наоборот, есть много вещей приятных, которые не могут быть в то же время названы хорошими, т. е. полезными для души. А сожительство и единомыслие братий есть, по Златоусту, в совокупности хорошо; но и то и другое весьма не легко соединить, и даже трудно; далее он уясняет такое сожительство следующим сравнением:

Слова Феодорита: При царе Ровоаме, сыне Соломоновом, колена разделились, и десять из них следовали Иеровоаму, а два пожелали остаться в царстве Давидовом; а по возвращении из Вавилона, опять совокупились и возлюбив согласие и единоначалие, жили под одним главным вождем и совокупно совершали законное богослужение.

Златословесного: В сожительстве братий две вещи совокупляются и удовольствие и красота. Сим то особенно изобилует любовь: кроме пользы она имеет легкость и приятность, что и здесь похваляет. Ибо не просто упомянул о жительстве и не о единении посредством обитания в одном доме, но о совокупном (επι το αυτο) жительстве, т. е. в согласии и любви, ибо это составляет единодушие. Феодорита: Мы самым опытом дознали, что нет ничего приятнее братского согласия. Братьями называет колена; так как соименные им племеноначальники были дети одного отца Иакова. Сим также стихом Давид, по словам Никиты в Своде, предсказал и об общинах, т. е. общежительных монахах, речением: что так хорошо, изобразив испытание в жизни, а что так прекрасно—происходящее из единомыслия и единения веселие. Безыменного: По прямому смыслу, вытекающему из слов, хорошо бывает тогда, когда единоверны; а когда согласны и в делах, то это составляет красоту. А под братиями, живущими совокупно, можешь разуметь три душевные силы (т. е. мысль, слово и дух), или душу и тело. Итак, когда они согласны касательно познания божественных предметов, то это хорошо; а когда согласны и в добрых делах, то это прекрасно.

Прп. Максим Исповедник

Что означают слова: В самом деле, что [иное] хорошо, или что приятно, кроме как братьям жить вместе?

Согласно поверхностному толкованию: если они единоверны — это хорошо, если же они согласны и в делах — это приятно. [С другой же стороны,] разумей, что братья, живущие вместе — это три силы души или душа и тело, когда они согласны в знании о Божественном и в добрых делах. Когда они делают добро — это хорошо, а когда и знание в них согласуется — это приятно.

Вопросы и затруднения.

Еп. Ириней (Орда)

Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе

По надписаниям в текстах – еврейском, халдейском, италийском и Вульгате, псалом этот принадлежит Давиду; он мог быть написан вслед за псалмом 121-м, когда Давид устроил богослужение и при этом, без сомнения, имел в виду показать народу благодетельные и радостные последствия, когда все израильтяне будут сходиться в Иерусалим на три главные праздника. В этом псалме дело идет не о каких-либо житейских сходках, но имеется в виду собрание детей (потому в пс. братья) единого истинного Бога в Его доме для богослужения. Давид хотел воодушевить народ к прилежному посещению скинии и ее празднеств. Нечто доброе, потому что богоугодное и вместе нечто утешительное и отрадное составляют религиозные собрания всего народа; их можно сравнить с обильно вылитым миром на первого первосвященника, т.е. оно содействует полноте божественного благословения. Жити – обитать вместе.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду. Происхождение его можно относить ко времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда последний делался не только административным центром для всего еврейского народа, но и религиозным, долженствовавшим служить связующим звеном для всех колен и тем сплотить весь еврейский народ в сильную и могучую нацию. Такое значение Иерусалима с перенесением в него Кивота Завета Давид хорошо понимал и написанный им псалом был не только выяснением этого значения, но и приглашением всех недовольных перенесением сюда Ковчега (а такие были см.Пс LXVII:16-17 см. объяснение) к братскому единению.

Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе

Жизнь в единении между братьями так же хороша и благодетельна, как елей, вылитый на голову Аарона, или как роса Ермона, оживляющая Сион.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *