Сегодняшний день в православии что означает
Церковные праздники сегодня 8 декабря 2021 года, 11 день поста, народные приметы, что можно и нельзя делать в этот день.
8 декабря, отмечается 3 православных церковных праздника.
Примета на 8 декабря: Большие бугры снега, сильный иней и сильно промерзшая земля – урожай будет хороший.
Климентьев день. Священномучеников Климента, папы Римского, и Петра I Александрийского, архиепископа
Климент происходил из знатной и состоятельной семьи. В младенчестве он был разлучен с родными и очень долго верил в то, что они погибли. Получив хорошее образование, уехал странствовать по миру.
В Александрии он познакомился с Варнавой и благодаря его проповедям стал горячим поклонником нового учения. Далее, повстречав апостола Петра, стал его учеником и принял святое крещение. Во время одной из проповедей Климент обрел потерянную семью. После этого и родители, и братья его стали христианами.
Незадолго до своей смерти апостол Петр посвятил его в чин епископа. Так Климент стал четвертым епископом Рима, папой Климентом I. Сила его веры и убеждения были настолько велики, что в скором времени язычники донесли на него императору, и тот сослал Папу в ссылку в Инкерманские каменоломни. Спустя несколько лет правитель приказал придать Климента смерти.
Традиции и обряды на 8 декабря
В народе считается, что любое дело в этот день нужно начинать натощак. Возможно, это пошло от того, что в это время еще продолжалась молотьба зерна, а работать на полный желудок было неудобно, в сон клонило, да и сытый человек становился медлительным и неповоротливым.
Существовало особое поверье, что под домом того, кто родился в Климентьев день, собираются волки. Поэтому именинники старались без особой нужды не покидать жилье, особенно в темное время суток.
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Рождественский пост. 11 день праздника
Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
Народные приметы 8 декабря
Иней на сухой траве – к морозной погоде, без осадков.
Если птицы жмутся к домам – к снегу, играют – к ветру, весело поют – к хорошей погоде, садятся на верхушки деревьев – к потеплению, вечером кормятся дольше обычного – к морозу.
Если полевые мыши на деревню двинулись – ждите холодную зиму.
Дятел в лесу долго стучит по дереву – к ненастной погоде.
Большой иней во всю зиму – тяжелое лето для здоровья.
Если зима гнилая – то ячмень уродится.
Если в мороз на речной лед выступает вода – к сильному потеплению и дождю.
Если снег идет, то лето дождливым будет.
Пепел в курительной трубке идет вверх – к снегу.
Круги вокруг луны увеличиваются – ненастью скоро придет конец.
Небо затянулось серой пеленой, появились обособленные гряды высококучевых облаков, постепенно переходящих в высокослоистые, а потом и слоисто–дождевые облака, – к снегопаду.
Большие бугры снега, сильный иней и сильно промерзшая земля – урожай будет хороший.
Ранние петухи – жди скорого потепления.
Нужно быть веселым и бодрым в этот день – к отменному здоровью.
Считалось, что в этот день любые важные дела следует начинать только натощак.
7 декабря 2021 Праздники по православному календарю. Что можно и нельзя делать в этот день.
7 декабря отмечается 4 православных церковных праздника:
1. Катерина Санница.
2. Великомученика Меркурия.
Приурочен святому Меркурию. Служил в римской армии во времена правления императоров-язычников Декия и Валериана. Был обезглавлен в Кесарии Каппадокийской за веру в Христа.
3. Мученика Меркурия Смоленского.
4. Рождественский пост (10 день праздника).
Главным церковным праздником у православных является День памяти святой Екатерины (Екатерины Александрийской, проживавшей в III веке).
Она занималась изучением древних рукописей, созданных мудрецами, философами и стихотворцами. Ее также запомнили как прекрасного оратора и полиглота. Христианкой Екатерина стала после крещения сирийским монахом. Существует предание, согласно которому в ночь после крещения Екатерине приснился Иисус Христос, подаривший ей кольцо и назвавший ее своей невестой.
Уход из жизни Екатерины был трагическим. Христианка рискнула посетить храм, в котором император Максимин организовывал жертвоприношения языческим богам. Женщина намеревалась убедить его сменить веру, но император в ответ пригласил свою гостью на ужин, во время которого потребовал от нее признания язычества. Екатерина отказалась это делать, после чего Максимин приказал схватить ее, отправить в заточение и подвергнуть пыткам. Даже сидя в темнице, великомученице удалось убедить сменить веру посетивших ее супругу императора и преданного ему военачальника. Узнав об этом, Максимин пришел в ярость, но все же предоставил Екатерине последнюю возможность остаться в живых. Для этого она должна была отказаться от христианства и выйти за императора замуж. Женщина осталась непоколебимой и была обезглавлена. По преданию, после смерти Екатерины из ее раны шла не кровь, а молоко. При этом ее исчезнувшее тело, как считается, забрали ангелы.
Что можно делать православным 7 декабря
• в День святой Екатерины можно гадать, и этим занимались практически все — и девушки, и юноши.
• Самым распространенным способом было: вырвать вишневую ветвь и поставить ее в вазу до Рождества. Если она распускалась — это значило, что брак будет очень удачным и счастливым.
• Стол можно накрывать только из разрешенных блюд, а это были каши и борщ.
Что нельзя делать православным 7 декабря
• Исключались любые работы на земле, физический труд.
• Нельзя было ничего строить, ремонтировать и шить.
• Танцевать в День святой Екатерины запрещено постом.
• Ни в коем случае нельзя было ругаться с окружающими. Общение с любым человеком в этот день должно было быть дружелюбным и спокойным.
• Любой другой способ передвижения по улице, кроме саней, был под запретом.
Именины 7 декабря
Именины в этот день отмечают мужчины, названные при рождении Корнилием, Митрофаном, Порфирием, Александром, Алексеем, Григорием, Евгением, Иваном, Марком, Михаилом, Симоном или Яном.
Среди женщин 7 декабря именины отмечают только Августины, Екатерины и Катарины.
Рожденные 7 декабря, как считалось, с детства наделяются умением радоваться жизни и дружелюбием. При жизни они находят позитив даже в бедах и неудачах.
День Екатерины 2021: традиции, молитва и строгие запреты праздника
День святой Екатерины ежегодно отмечается 7 декабря (в 2021 году – вторник). В эту дату православные чтят память великомученицы Екатерины Александрийской, которая пострадала за веру во Христа в начале четвертого века.
Святая Екатерина считается покровительницей материнства и семейного счастья, а день ее памяти является главным днем именин для женщин с таким именем. OBOZREVATEL рассказывает о главных традициях и запретах праздника, а также публикует молитву святой Екатерине.
Великомученица Екатерина родилась в 287 году в Александрии в Египте; ее отец был правителем города. Мать девушки, тайная христианка, воспитала дочь в своей вере. Екатерина получила прекрасное образование, была знакома с трудами древних мудрецов и знала несколько языков.
По преданию, после крещения святой явилась Божья Матерь с Младенцем: Иисус Христос протянул ей перстень в знак духовных помолвок.
Однажды во время языческого праздника Екатерина пришла в храм, где совершалось принесение жертв с участием императора Максимина Дазы, и призвала его оставить языческих идолов и принять христианство.
Что нужно сделать в День Екатерины
7 декабря православные храмы совершают праздничное богослужение в память о великомученице Екатерине. Верующие читают молитвы святой: Екатерина считается покровительницей беременности, родов, материнства, семьи и брака.
В былые времена девушки на Екатерину собирались компанией и, несмотря на запрет церкви, гадали. К столу сегодня подают лишь постные блюда, поскольку праздник приходится на Рождественский пост.
На Екатерину девушки срывали по вишневой ветке и ставили в воду. Если она расцветала к Меланье (13 января), это сулило счастливый брак.
Чтобы увидеть во сне суженого, в ночь на Екатерину брали корочку хлеба с ужина и клали под подушку со словами: «Суженый мой ряженый, приходи скорей, накормлю тебя».
Также гадали на крупе, перемешав ее с предметами из золота, серебра и железа. Какой первым вытащит девушка, такого достатка будет ее жених.
Примечательно, что любые гадания у христиан считаются большим грехом, поэтому церковь призывает отказаться от попыток заглянуть в будущее.
Поскольку продолжается Рождественский пост, 7 декабря под запретом блюда из мяса, рыбы, яиц и молока. В праздник также нельзя заниматься физическим трудом, уборкой, рукоделием.
Согласно народным поверьям, на Екатерину запрещено топить печь и жечь костер – чтобы «жизнь не задымилась». На посиделках не танцевали и не засиживались допоздна, поскольку шел пост – девушки боялись «прогневить судьбу».
Молитва святой Екатерине
Ранее OBOZREVATEL публиковал календарь православных и католических праздников на декабрь 2021 года. На этот период выпадает ряд важных церковных торжеств.
В канонических Евангелиях упоминаний о событии, которое считается одним из главных в истории христианства, нет. О нем известно из Священного Предания и сложившейся к Х веку латинской версии детства Девы Марии и Иисуса — «Евангелия Псевдо-Матфея». Введение во храм Пресвятой Богородицы считается третьим великим праздником церковного года — он следует за Рождеством Пресвятой Богородицы и Воздвижением Креста Господня и отмечается всегда 4 декабря, в Рождественский пост.
Рассказываем о его значении и традициях.
Сегодня, 4 декабря, отмечается 2 православных церковных праздника.
Наиболее поздний двунадесятый непереходящий праздник. Посвящен введению Марии родителями в Иерусалимский храм в возрасте 3-х лет с целью посвящению Богу.
По преданию, маленькая Богородица легко взошла по высоким ступеням Иерусалимского храма. Там ее встречал святой Захария, отец Иоанна Предтечи. С тех пор Богородица служила Богу. Она все время была при храме, молилась и читала Писание.
В этот день принято посещать храмы, где проходят праздничные службы. Люди обращаются к Пресвятой Богородице с молитвами и просьбами о благополучии и избавлении от недугов.
Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы?
4 декабря по новому стилю праздник Введения отмечается практически повсеместно.
Согласно Священному Преданию, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский.
Однако, судя по месяцесловам, первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности.
В число двунадесятых праздников, которые отмечаются с особой торжественностью, Введение вошло только после XIV века.
Редкие факты о празднике
Упоминания о событиях Введения не содержится в Евангелиях. Их можно найти только в некоторых месяцесловах.
Это самый поздний двунадесятый праздник, который начали отмечать христиане. Он появился только в 8-9 веке.
Народные традиции и приметы в этот день?
В народе праздник называли Введение, Ворота зимы, Праздник молодой семьи или Ввезение. Народные поговорки связывают Введение с началом зимы: «Введенье пришло — зиму привело», «На Введенье — толстое ледененье».
Приметы на 4 декабря:
В этот день проводили веселые и многолюдные ярмарки, катались на санях с горок и на тройках лошадей. После праздничного богослужения в храмах крестные родители угощали крестников сладостями, дарили подарки, санки-салазки. В день Введения крестьяне переходили с телег на сани и совершали пробный выезд. Сыгравшие накануне свадьбу молодые семьи наряжали сани и выезжали на люди.
Что можно делать 4 декабря 2021 года
В этот православный праздник верующие начинали готовиться к Рождественским службам. В этот праздник принято впервые исповедовать детей. Обычно это делают после наступления семи лет.
Крестные матери и отцы всегда должны делать в этот православный праздник подарки своим крестникам. Также они могут угостить их чем-нибудь вкусным.
Вечером семьи приглашали а стол соседей или родных и потчевали их угощениями. Стоит помнить, что в этот период продолжается Филиппов пост, поэтому можно есть рыбные блюда.
Что нельзя делать 4 декабря 2021 года
В этот церковный праздник строго запрещается делать какую-либо работу. Запрещается тяжелый умственный и физический труд. Лучше в этот день сходить в церковь на службу.
Нельзя стирать, убираться дома, гладить белье и делать всякую домашнюю, особенно грязную работу.
В этот церковный праздник нельзя давать деньги в долг. В таком случае вы рискуете остаться без средств и рискуете лишиться стабильности на ближайшее время.
Нельзя суетиться и делать дела в спешке. Иначе вы не будете ничего успевать на протяжении всего следующего года.
9 декабря
Чтения Священного Писания
Богослужения
Каноны
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В четверг, св. апостолам
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостолы святые, молите Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.
В четверг, святителю Николаю
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.
В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
Перевод: В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.
Преподобному Алипию Столпнику
Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ Ио́ву во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниях,/ и Безпло́тных жи́тельству сый в телеси́,/ Али́пие о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Стра́шен и непристу́пен показа́лся еси́ бесо́м вои́стину,/ уязвля́я сих ра́ною свяще́нных твои́х моли́тв/ и дале́че отгоня́я ополче́ния страстна́я посто́м/ и колеба́ющимся был еси́, всеблаже́нне, непрекло́нное утвержде́ние,/ Али́пие преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Ты поистине был страшен и неприступен для бесов, нанося им раны священными твоими молитвами и далеко отгоняя ополчения страстей постом, для колеблющихся ты был, всеблаженный, непоколебимым укреплением, Алипий преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Я́ко доброде́телей вину́ и по́стников удобре́ние,/ Це́рковь сла́вит тя днесь и воспева́ет, Али́пие:/ моли́твами твои́ми пода́ждь/ чту́щим любо́вию до́блести твоя́ и боре́ния/ лю́тых прегреше́ний избавле́ние,// я́ко тезоимени́тый.
Великомученику Георгию, ради освящения храма его
Днесь блажа́т тя ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́/ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й твой храм/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Сегодня прославляют тебя все концы света, наполнившиеся Божественных чудес, и земля радуется, напитанная кровью твоей. Христиане же города Киева, радуются торжеству освящения Божественного храма твоего, страстотерпец Георгий, сосуд избранный Святого Духа, угодник Христов. Его же моли приходящим с верой и мольбой в святой твой храм дать очищение от грехов, умиротворить мир и спасти души наши.
Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.
Перевод: Священного и венценосного великомученика Христова Георгия, захватившего трофей победы над врагом, прославим, собравшись с верой в память освящения храма, который благоволил создать во имя его Бог, Единственный во святых почивающий.
Великомученику Георгию Победоносцу
Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вpач,/ правосла́вных побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́pгие,// моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Пленников освободитель и нищих покровитель, немощных врач, христиан заступник, великомученик победоносец Георгий, моли Христа Бога о спасении душ наших.
По́двигом до́брым подвиза́лся еси́, страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою, и мучи́телей обличи́л еси́ нече́стие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́,/ те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды,// и моли́твами, свя́те, твои́ми все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.
Перевод: Подвигом прекрасным подвизался ты, страстотерпец Христов, верой ты обличил беззаконие мучителей, принеся себя как жертву угодную Богу (Рим.12:1), потому и получил венец победы, и молитвами твоими, святой, всем подаешь прегрешений прощение.
Возде́лан от Бо́га показа́лся еси́ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́,/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́,// и моли́твами, свя́те, твои́ми все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.
Перевод: Возделанный Богом, ты явился земледельцем благочестия достойнейшим, добродетелей снопы собрав себе; ибо посеяв со слезами, пожинаешь с радостью, сражавшись же до крови – Христа приобрел; и ходатайствами твоими, святой, всем подаешь согрешений прощение.
К возбра́нному и ско́рому заступле́нию твоему́ прибе́гше ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в, от собла́зн вра́жиих,/ воспева́ющим тя, и вся́ких бед и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.
Перевод: К быстрой военной обороне твоей прибегнув, верующие, молим избавиться, мученик Христов, от козней вражеских всем, воспевающим тебя, и от всяких бед и несчастий, да взываем: «Радуйся, мученик Георгий».
Молитва первая великомученику Георгию Победоносцу
Святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Гео́ргие! Со́браннии в хра́ме твое́м и пред ико́ною твое́ю свято́ю поклоня́ющиися лю́дие, мо́лим тя, изве́стный жела́ния на́шего хода́таю, моли́ с на́ми и о нас умоля́емаго от своего́ благоутро́бия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не оста́вит вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́ждная проше́ния, и да́рует стране́ на́шей побе́ду на сопроти́вныя; и па́ки, припа́дающе, мо́лим тя, святы́й победоно́сче: укрепи́ да́нною тебе́ благода́тию во бра́нех правосла́вное во́инство, разруши́ си́лы востаю́щих враго́в, да постыдя́тся и посра́мятся, и де́рзость их да сокруши́тся, и да уве́дят, я́ко мы име́ем Боже́ственную по́мощь, и всем, в ско́рби и обстоя́нии су́щим, многомо́щное яви́ свое́ заступле́ние. Умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да прославля́ем Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая великомученику Георгию Победоносцу
О, всехва́льный, святы́й великому́чениче и чудотво́рче Гео́ргие! При́зри на ны ско́рою твое́ю по́мощию, и умоли́ Человеколю́бца Бо́га, да не осу́дит нас, гре́шных, по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по вели́цей Свое́й ми́лости. Не пре́зри моле́ния на́шего, но испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ти́хое и богоуго́дное житие́, здра́вие же душе́вное и теле́сное, земли́ плодоро́дие, и во всем изоби́лие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам тобо́ю от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мени Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния, да пода́ст Он стране́ на́шей и всему боголюби́вому во́инству на супоста́ты одоле́ние и да укрепи́т непременя́емым ми́ром и благослове́нием. Изря́днее же да огради́т нас святы́х А́нгел Свои́х ополче́нием, во е́же изба́витися нам, по исхо́де на́шем из жития́ сего́, от ко́зней лука́ваго и тя́жких возду́шных мыта́рств его́, и неосужде́нным предста́ти Престо́лу Го́спода сла́вы. Услы́ши ны, страстоте́рпче Христо́в Гео́ргие, и моли́ за ны непреста́нно Триипоста́снаго Влады́ку всех Бо́га, да благода́тию Его́ и человеколю́бием, твое́ю же по́мощию и заступле́нием обря́щем ми́лость, со А́нгелы и Арха́нгелы и все́ми святы́ми одесну́ю Правосу́дного Судии́ ста́ти, и Того́ вы́ну сла́вити со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святителю Иннокентию, епископу Иркутскому
Свети́льниче Це́ркве пресве́тлый,/ озари́вый луча́ми добро́т твои́х страну́ сию́,/ и исцеле́ньми мно́гими притека́ющих к тебе́ с ве́рою/ Бо́га просла́вивый,/ мо́лим тя, святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ огражда́й моли́твами твои́ми град сей// от всех бед и печа́ли.
Перевод: Светильник Церкви преяркий, озаривший лучами добродетелей своих страну эту, и многими исцелениями приходящих к тебе с верой Бога прославивший, молим тебя, святитель отче Иннокентий, охраняй молитвами твоими город этот от всех бед и скорбей.
Непоро́чности соиме́ннаго па́стыря,/ пропове́дника ве́ры в язы́цех Монго́льских,/ сла́ву и украше́ние Ирку́тския па́ствы,/ любо́вию восхва́лим вси́ ве́рнии:/ той бо есть храни́тель страны́ Сиби́рския// и моли́твенник о душа́х на́ших.
Перевод: Непорочности одноименного пастыря (Иннокентий от лат. Innocentius — «невинный»), проповедника веры среди народов Монголии, славу и украшение иркутской паствы, с любовью прославим все верующие, ибо он хранитель земли Сибирской и молитвенник о душах наших.
Молитва святителю Иннокентию, епископу Иркутскому
К тебе́, свя́тче Бо́жий, я́ко к ско́рому помо́щнику и моли́твеннику о спасе́нии мое́м, аз недосто́йный и гре́шный припа́дая молю́ся: не пре́зри мене́ уны́лаго, не́мощнаго, во мно́гая беззако́ния впа́дшаго, и по вся дни и часы́ согреша́ющаго, но вонми́ души́ мое́й, я́ко скорблю́, и умоли́ Го́спода Бо́га всея́ тва́ри Соде́теля, Ему́же ны́не предстои́ши в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгелов, поми́ловати мя и извести́ из темни́цы грехо́вныя ду́шу мою́, пре́жде да́же не отъиду́ отсю́ду и ктому́ не угото́в явлю́ся на суд Его́. Ей, о́тче! не посрами́ мене́, к тебе́ с ве́рою притека́ющаго, а́ще бо и недосто́ин есмь твоего́ хода́тайства и заступле́ния, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ мя досто́йна чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́, да та́ко душе́ю и те́лом здрав быв, сла́влю и пою́ ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га на́шего и твое́ те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая святителю Иннокентию, епископу Иркутскому
Святи́телю, о́тче Инноке́нтие! При́зри на нас, раб Бо́жиих (имена), и на прихо́д (дом) сей; моли́ Христа́ Бо́га, да низпосле́т нам Ду́ха Своего́ Свята́го дар, во е́же умудри́ти нас ходи́ти пред Ним во вся́ком благоче́стии и чистоте́. Мы при́сно заблужда́ем от пути́ спасе́ния: руководи́ нас, ми́лостивый наш наста́вниче. Мы не́мощни есмы́ в ве́ре: утверди́ нас, правове́рия учи́телю. Мы зело́ убо́зи сотвори́хомся до́брых дел: обогати́ нас, благосе́рдия сокро́вище. Мы при́сно наве́туеми есмы́ от враг, ви́димых и неви́димых, и озлобля́еми: помози́ нам, безпо́мощных засту́пниче; да славосло́вяще и́мя Бо́жие во дни и в нощи́, сподо́бимся бы́ти насле́дницы и жи́зни ве́чныя, и просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья святителю Иннокентию, епископу Иркутскому
Свя́тче Бо́жий, па́стырю до́брый, де́лателю ве́рный виногра́да Христо́ва, святи́телю о́тче Инноке́нтие! При́зри на град сей и на лю́ди сия́! Моли́ Христа́ Бо́га, да сохрани́т па́ству твою́ от волко́в, гу́бящих ю́; да ниспо́слет Ду́ха Своего́ Свята́го во е́же умудри́ти нас ходи́ти пред Ним во вся́ком благоче́стии и чистоте́ во вся дни живота́ на́шего, да славосло́вяще и́мя Его́ всесвято́е во дни и в нощи́, сподо́бимся бы́ти насле́дницы жи́зни ве́чныя, и просла́вим Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобному Стилиану Пафлагонскому
Сто́лп воодушевленный воздержа́ния, сто́лп неколеби́мый Це́ркве, Стилиа́не, соде́лался еси́, блаже́нне. Го́споду от ю́ности вве́рился еси́, обита́лище Ду́ха яви́лся еси́, о́тче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Перевод: Столпом одушевленным воздержания, столпом непоколебимым Церкви, Стилиан, ты стал, блаженный. Господу с юности вверив себя, стал обителью Духа, отче преподобный, Христа Бога моли даровать нам великую милость.
От утро́бы ма́терния освяти́выйся, я́ко Боже́ственный Самуи́л, богоно́сне, подви́жнически Христа́ Бо́га просла́вил еси́. Те́мже исцеле́ний показа́лся еси́ кла́дязь и предста́тель боже́ственный отроко́в и младе́нцев, Христо́с бо тя́ све́тло сла́вит, Его́же измла́да, Стилиа́не, просла́вил еси́.
Перевод: От утробы материнской ты освятился, как Божественный Самуил, Богоносный, подвижнически Христа Бога прославил ты. Потому стал кладезем исцелений и святым защитником отроков и младенцев, ибо тебя светло прославил Христос, Которого ты с младых лет, Стилиан, прославлял.
Молитва преподобному Стилиану Пафлагонскому
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче Стилиа́не! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, на небесе́х восприя́л еси́ вене́ц пра́вды от Христа́ Бо́га на́шего. Те́мже на тво́й святы́й о́браз взира́юще, о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ ра́дуемся и чти́м святу́ю па́мять твою́. Почита́юще же твое́ ве́лие дерзнове́ние пред Го́сподем, со смире́нием мо́лим тя́, преподо́бне о́тче: воззри́ у́бо благосе́рдым о́ком любве́ твоея́ на на́с, недосто́йных рабо́в твои́х, и потщи́ся богоприя́тным твои́м хода́тайством испроси́ти у Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих, да проба́вит вели́кия и бога́тыя ми́лости Своя́ на на́с, гре́шных, да пода́ст на́м ду́х пра́выя ве́ры, ду́х любве́, ми́ра и ра́дости о Ду́се Свя́те, да изба́вит ны́ от вся́ких бе́д и напа́стей, да ниспо́слет вся́ поле́зная ко спасе́нию ду́ш на́ших. Е́й, свя́тче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя́ по Бо́зе и Богоро́дице возлага́ем, но бу́ди на́м помо́щник и покрови́тель во спасе́ние, да сподо́бимся сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и восприи́мем ве́чная блага́я во Ца́рствии Христа́ Бо́га на́шего, и просла́вим человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Мысли свт. Феофана Затворника
Кто же это разъясняет? Сам Господь, благодать Духа, живущая в верующих, ангел-хранитель, – только уж никак не сам человек. Он тут приемник, а не производитель. При всем том, иное остается непонятным на целую жизнь, и не для частных только лиц, но и для всего человечества. Человек окружен непонятностями: иные разъясняются ему в течение жизни, а иные оставляются до другой жизни: там узрится. И это даже для богопросвещенных умов. Отчего же не открывается теперь? Оттого, что иное невместимо, стало быть, нечего и говорить о нем; иное не сказывается по врачебным целям, т. е. было бы вредно знать преждевременно. В другой жизни многое разъяснится, но откроются другие предметы и другие тайны. Сотворенному уму никогда не избыть тайн непостижимых. Ум бунтует против этих уз: но бунтуй – не бунтуй, а уз таинственности не разорвешь. Смирись же, гордый ум, «под крепкую руку Божию» ( 1Пет.5:6 ) и веруй!
Притча дня
В Париже жил один богатый купец и хороший человек, по прозванию Джианнотто ди Чивиньи, ведший обширную торговлю сукнами. Он был в большой дружбе с одним очень богатым евреем, по имени Авраам, также купцом и очень честным и прямым человеком. Джианнотто, зная его честность и прямоту, сильно сокрушался о том, что душа этого достойного, мудрого и хорошего человека, по недостатку веры, будет осуждена. Поэтому он принялся дружески просить его оставить заблуждения иудейской веры и обратиться к истинной христианской.
Как он упорствовал, так и Джианнотто не переставал убеждать его, пока, наконец, еврей, побежденный этой настойчивостью, сказал: «Хорошо, Джианнотто, ты хочешь, чтобы я сделался христианином, и я готов на это, но с тем, что сперва отправлюсь в Рим, дабы там увидать того, кого ты называешь наместником Бога на земле, увидать его нравы и образ жизни, а также его братьев кардиналов; если они представятся мне таковыми, что по ним и из твоих слов я буду убежден в преимуществе твоей веры над моею, как это ты старался мне доказать, то я поступлю, как тебе сказал; коли нет, я как был, так и останусь евреем».
Выслушав это, Джианнотто был крайне опечален, говоря про себя: «Пропали мои труды даром, а между тем я думал употребить их с пользой, воображая, что уже обратил его. И в самом деле, если он отправится к римскому двору и насмотрится на порочную и нечестивую жизнь духовенства, то не только не сделается из еврея христианином, но если бы и стал христианином, наверно перешел бы снова в иудейство». Еврей сел на коня и поспешно отправился ко двору в Рим. Прибыв туда, он был с почетом принят своими единоверцами евреями и жил там, не говоря никому о цели своего путешествия, осмотрительно наблюдая образ жизни папы, кардиналов и других прелатов и всех придворных. Полагая, что он достаточно насмотрелся, он решил возвратиться в Париж, что и сделал.
Едва Джианнотто узнал, что он приехал, он пошел к нему, ни на что столь мало не рассчитывая, как на то, чтоб он стал христианином. Они радостно приветствовали друг друга, а когда еврей отдохнул несколько дней. Джианнотто спросил его, какого он мнения о святом отце, кардиналах и других придворных. На это еврей тотчас же ответил: «Худого я мнения, пошли им Бог всякого худа! Говорю тебе так потому, что, если мои наблюдения верны, я не видел там ни в одном клирике ни святости, ни благочестия, ни добрых дел, ни образца для жизни или чего другого, а любострастие, обжорство, любостяжание, обман, зависть, гордыня и тому подобные и худшие пороки (если может быть что-либо хуже этого) показались мне в такой чести у всех, что Рим представился мне местом скорее дьявольских, чем Божьих начинаний. Насколько я понимаю, ваш пастырь, а следовательно, и все остальные со всяким тщанием, измышлением и ухищрением стараются обратить в ничто и изгнать из мира христианскую религию, тогда как они должны были бы быть ее основой и опорой. И так как я вижу, что выходит не то, к чему они стремятся, а что ваша религия непрестанно ширится, являясь все в большем блеске и славе, то мне становится ясно, что Дух Святой составляет ее основу и опору, как религии более истинной и святой, чем всякая другая. А потому я, твердо упорствовавший твоим увещаниям и не желавший сделаться христианином, теперь говорю откровенно, что ничто не остановит меня от принятия христианства. Итак, идем в церковь и там, следуя обрядам вашей святой веры, окрести меня».
Боккаччо, Декамерон, Новелла 2 (1352–1354 гг.)