Секонд лайф что за игра
Linden Lab, Second Life: Как зарабатывают реальные деньги в виртуальном проекте
В августе мне удалось побывать на экскурсии в ряде калифорнийских компаний вместе с RMA. О внутренней кухне нескольких крупных Интернет-компаний организаторы уже рассказали в своем блоге, и мне также хотелось бы внести свою лепту. На мой взгляд, Second Life – это хороший пример того как «независимые разработчики» могут помочь развитию сервиса, и в то же время сами на этом заработать. Стоит, впрочем, учесть, что я пересказываю версию представителей компании, и реальность может отличаться. Мнения тех, кто лично сталкивался с этой «игрой», буду рада услышать в комментариях.
Итак, Second Life – это не сборище подростков или людей без реальной жизни, ищущих убежища в виртуальной реальности. Основная масса «населения» SL – люди в возрасте от 30 до 40 лет, преимущественно интересующиеся экономической составляющей игры (поскольку игровой составляющей там как таковой нет), и пытающиеся попробовать себя в роли предпринимателей. Количество виртуальных предпринимателей в SL выше, чем в обычной жизни, но процент успешных предприятий примерно тот же, что и в реальности.
Немного цифр:
— Миллион пользователей логинится в систему ежемесячно, всего зарегистрировано 22 миллиона учетных записей
— 40 миллионов часов в месяц пользователи суммарно проводят онлайн
— 50% из них женщины
— 40% пользователей из США, остальные преимущественно из Западной Европы
— 250 000 виртуальных товаров продается ежедневно, это крупнейшая игровая экономика в мире
— оборот игры в 2009 году вырос на 60% и составил 567 миллионов (около 50 миллионов долларов ежемесячно)
— «Взрослая» часть игры была вынесена полтора года назад в отдельный сектор (аналог квартала красных фонарей), и теперь занимает не более 12% общего времяпрепровождения пользователей онлайн
— Наиболее успешный предприниматель в игре – учительница из Германии, которая вовремя занялась скупкой и перепродажей игровой земли, и теперь зарабатывает около миллиона долларов в год. Несколько месяцев назад даже попала, говорят, на обложку Business Week
— Во втором квартале 2010 года оборот составил 156 миллионов долларов, а продажи товаров – на сумму в 29 миллионов долларов; пользователи извлекли из системы 13,8 миллионов долларов – эти деньги были отправлены им на счета за вычетом 3,5% за конвертацию из игровой валюты в реальную
— Средняя цена транзакции – 1 USD; игровая валюта – Linden Dollar
— В игре представлены почти 5 миллиардов виртуальных предметов (товаров), практически все из которых созданы пользователями. Перспективнее всего начинать свой бизнес в SL программисту с навыками в создании анимации.
В основном пользователи тратят деньги на внутренние игры (40%), улучшение внешности (30%), мебель (10%), а также на землю, различные услуги и питомцев (20%). Из игр сейчас наиболее популярны виртуальные питомцы (аналог тамагочи), игра в вампиров «укуси друга» и аналог «однорукого бандита». Азартные игры и банковские услуги в SL запрещены из-за особенностей законодательства США, поэтому разрешаются только те игры, где успех зависит не только от удачи, но и от определенных навыков (skills).
Среди успешных услуг первое место, разумеется, у «эскорт-сервиса» в различных разновидностях.
Изначально экономика игры построена на том, что владельцы игры продают всем желающим землю и некий минимальный набор товаров и услуг. Затем мир наполняют сами пользователи: создают одежду, мебель, здания – и получают от других пользователей за это деньги, а также компании. Эти предприятия конкурируют между собой, проводя различные акции и демпингуя, все как в реальной жизни.
Кроме того, коммерческие компании из «оффлайна» приходят в Second Life, чтобы создать там виртуальные представительства. Формально за это владельцы денег не берут, однако такой компании необходим свой «виртуальный офис», а значит, ей приходится брать в аренду или покупать игровую землю, офис, и на это уходят реальные деньги. Кроме того, эти компании, продвигая свои товары и создавая продукты внутри игры, помогают создателям разнообразить контент. Тут, в свою очередь, опять же есть ниша для независимых разработчиков: их опыт и навыки по созданию и распространению виртуальных продуктов крайне необходим «рекламодателям».
Крупнейший представитель реального бизнеса в SL – IBM. Ему принадлежит несколько местных островов, компания использует виртуальное трехмерное пространство и для виртуальной экскурсии по продуктам и технологиям, и для обучения. А интересный пример рекламной акции был у Evian: компания установила в виртуальном городе свои «автоматы», в которых можно было получить новую, красиво мерцающую кожу (в части улучшения внешности «аватара» в игре особенно ценится именно кожа, цвет лица). Как бы намекая на то, что «если вы будете пить нашу воду в реальной жизни, ваша кожа будет светиться здоровьем».
Кроме крупных коммерческих компаний в SL также представлены и некоммерческие организации, и правительственные. Например, пограничная служба Канады использовала 3D симуляции в SL для тренировки своих сотрудников, чтобы они смогли пройти внутренний тест (и показатели улучшились на 60%), а американские военные смогли улучшить коммуникацию между пятью своими разрозненными подразделениями.
Вот так выглядит работа канадской симуляции:
В целом Linden Lab гордится тем, что SL выступает как очень недорогой способ 3D-моделирования и некоторые компании используют machinema-фильмы в качестве презентаций. Например, нужно проиллюстрировать инвесторам будущий проект, существующий только на бумаге. Можно собрать картинки в ppt-презентацию, а можно быстро и недорого снять 3D-видео – выглядит солиднее (хотя графика, имхо, все еще не ахти).
Пример презентации «Госпиталя будущего» от Palomar West:
Также представители компании любят проводить корпоративные встречи в SL. Виртуальная встреча лучше общения в скайпе, по их мнению, по двум причинам: во-первых, она позволяет объединять большое число участников; во-вторых, эффект присутствия, по их словам, ярче выражен. У Андреа, которая выступала перед нами, в игре есть три разных «аватара». Для встреч она чаще всего выбирает маленького гиппопотама. Говорит, от его лица очень удобно сообщать людям какие-нибудь неприятные известия. На него же просто невозможно обижаться!
Кстати, она также рассказала, что они провели исследование, согласно результатам которого люди, чей аватар в SL был более стройным, нежели они сами в реальной жизни, — со временем начинали худеть. А вот цвет глаз своим аватарам пользователи обычно дают тот же, что у них в реальной жизни. В частности, у маленького гиппопотама карие глаза.
«Китайских фермеров» в игре нет, и инфляции тоже практически нет, поскольку в отличие от большинства других игр – деньги практически невозможно добыть из ниоткуда (кроме, возможно, каких-то стартовых). В SL деньги можно получить, как и карму на Хабре, только если какой-то другой человек захочет вам их дать. За что-то конкретное. Поэтому люди точно так же как и в реальной жизни берут в аренду помещения, открывают магазины, нанимают на работу других людей. Из самой игры можно общаться в Твиттере и на Фейсбуке, поэтому даже в виртуальной реальности ленивый продавец магазина может игнорировать покупателя и трепаться с друзьями.
Изначально создатели игры хотели установить лишь совсем базовые правила, чтобы игру фактически создавали сами участники, и управляла толпа. К сожалению, пользователи не всегда вели себя хорошо по отношению друг к другу («кто бы мог подумать?!»), и создателям пришлось ввести дополнительные правила. Например, детям до 18 лет запрещено играть в SL, для них создана отдельная Teen Second Life. Если администраторы обнаружат, что на «взрослом» эккаунте играет несовершеннолетний – удалят.
Сейчас создатели игры задумали несколько глобальных изменений, в том числе упрощение использования игры, повышение производительности, решение проблем с фаерволлами отдельных групп пользователей. Также ломают голову что делать с тем фактом, что количество покупной земли растет, но плотность населения за ней не успевает (население кучкуется в крупных городах). Сейчас количество виртуальной земли в пересчете на квадратные километры занимает почти что территорию штата Род Айленд, который хоть и самый мелкий штат США, но все же достаточно велик для виртуального мира.
Несмотря на популярность SL в разных странах, локализация считается трудоемкой и дорогой, поэтому в этом создатели игры полагаются на самих пользователей. Благо, энтузиастов хватает. Не так давно, говорят представители компании, пользователи организовали конвенцию, сами все оплатили — участвовало человек 800. Обсуждали перспективы SL, новые идеи, в общем: «если вы играете в SL, вы наверняка какие-то вещи знаете даже лучше, чем мы, разработчики. По крайней мере, так говорят некоторые из наших пользователей: мы, мол, понятия не имеем что делаем». В самой компании работает всего-то 250 человек, из них примерно половина – технические специалисты, из которых две трети разработчики, и еще треть – тестировщики. Офис — классический для IT-компании в Сан-Франциско: огромный open space с колоннами, «кубиками» и трубами под потолком.
Диалог в рамках сессии Q&A:
— Знаете, а нам тут в Yahoo один товарищ сказал, что вы вообще-то умираете как проект.
— Хм, любопытно, что это вам сказали именно в Yahoo. Уж кто бы говорил!
В виртуальном мире с элементами социальной сети более 1 млн активных игроков. Российские пользователи рассказали о внутриигровом рынке и устройстве своего бизнеса.
Second Life — многопользовательская ролевая игра с элементами соцсети. Пользователи могут настраивать внешность аватара, меняя или покупая разные цвета кожи, причёски, одежду и очертания фигуры. Они перемещаются по локациям, общаются с другими пользователями и взаимодействуют с игровыми объектами.
Как и в соцсетях, пользователи могут вступать в группы (обычно посвящённые брендам), делать друг другу подарки, играть в мини-игры. Игроки общаются в чатах, которые особенно оживлены в популярных в игре местах: в магазинах и клубах.
Игра симулирует реальную жизнь: здесь можно обустроить дом, завести питомца, посетить магазины, клубы и развлекательные мероприятия, путешествовать, устроиться на работу и совершать покупки разных масштабов, вплоть до приобретения недвижимости.
Социальное взаимодействие в Second Life максимально приближено к реальному. Игроки дружат, венчаются, женятся, рожают детей и даже крестят их.
Игра напоминает серию The Sims, однако есть и отличия: в Second Life аватар полностью зависит от игрока, у него нет системы настроений и потребностей, которые надо регулярно удовлетворять, ему нельзя выбрать определённый характер и желания.
Кроме того, в Second Life игроки могут сами создавать любые объекты с помощью 3D-моделирования. Здесь нет цензуры — можно делать, говорить и создавать что угодно. Контент, созданный игроками, в Second Life можно продавать и покупать за реальные деньги.
Автор проекта — американская компания Linden Lab. Игра существует с 2003 года и до сих пор популярна: сегодня ежемесячная активная аудитория Second Life достигает 600 тысяч аккаунтов, а официальный сайт игры ежемесячно насчитывает 12 млн посещений.
В Second Life до сих пор проходят ярмарки, свадьбы и шоу. Внутриигровые события, технические обновления и новинки в мире моды и дизайна освещают блогеры с аудиторией от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. У одного из самых популярных блогов о Second Life StrawberrySingh 20 тысяч подписчиков в Facebook и Twitter.
Греф стала риэлтором: девушка покупала в игре пустые земельные участки, создавала на них ландшафт, архитектурные объекты и постройки в определённых стилях, а затем продавала другим игрокам.
Сейчас в Second Life более 2000 локаций, созданных пользователями. Среди них можно найти и средневековый замок с рыцарскими турнирами, и пространство, заполненное огромными котами психоделических расцветок.
Игроки могут приобретать участки на материке или острове. Их выставляют на открытые аукционы сама Linden Lab и пользователи, которые уже владеют землёй. Иногда Linden Lab выставляет на продажу «заброшенные земли» — участки, которые другие пользователи вернули компании.
Цена за квадратный метр земли варьируется от 0,5 до 5 линден-долларов. Самый дорогой участок, проданный на одном из аукционов, в октябре 2019 года стоил 31 тысячу линден-долларов, а один из самых дешёвых — 550 линден-долларов. Цена за квадратный метр у обоих составляла 0,5 линден-доллара, но дешёвый был в 62 раза меньше.
Владельцы земли могут обустроить участки и перепродать их дороже, последовав примеру Айлин Греф, или же получать ежемесячный доход, сдавая их в аренду другим игрокам.
Однако это не единственный способ заработать в игре.
Чтобы получать вознаграждения от других пользователей, можно оказывать им услуги. В игре популярна профессия клубных танцоров и диджеев. Диджеи подключаются к нужному серверу игры и с помощью одного из сервисов вроде ShoutCast проигрывают музыку со своего компьютера.
Найти вакансии можно в специальном разделе на форуме Second Life или просто прийти в понравившийся клуб и попробовать устроиться на месте, поговорив с его владельцем.
Танцорам и диджеям либо платят за час, либо дают возможность оставлять себе все чаевые от посетителей. В час они зарабатывают от одного до десяти линден-долларов ($0,01–0,04). Этих денег хватает на внутриигровые покупки небольшого масштаба.
Игроки могут создать своё агентство по организации мероприятий для других пользователей. Мероприятия бывают разного масштаба — от публичной дискуссии по интересам до показов мод, спортивных состязаний или свадеб.
Задача ивент-менеджера — привлечь гостей, а также скоординировать архитекторов и дизайнеров, которые будут оформлять площадку.
Ещё одна категория специалистов — фотографы и видеографы, которые снимают мероприятия. Вернее — делают скриншоты или записывают экран, а затем обрабатывают файлы в фото- и видеоредакторах.
По словам оператора под ником Desseada, чтобы быть хорошим фотографом или видеографом, нужно иметь мощный компьютер и высокую скорость интернета, чтобы получать качественную картинку и обрабатывать её.
В месяц бывает от одного до шести заказов. Иногда приходится снимать мероприятия клиентов из других стран и вставать в четыре часа утра из-за разницы часовых поясов.
Более высокий доход у пользователей, которые создают игровой контент и продают его в собственных магазинах. Для этого достаточно иметь базовый аккаунт старше пяти дней и указать данные банковской карты или кошелька в платёжной системе.
Все магазины размещаются в маркетплейсе Second Life — универсальном интернет-гипермаркете, который связывает создателей контента. Они продают 3D-модели предметов, одежду и анимацию для персонажей и многое другое.
В начале игры у персонажа нет дома, работы, денег, гардероба и многих других вещей. По мере того как игрок зарабатывает (или покупает за реальные деньги) линден-доллары, он может сделать жизнь своего персонажа более насыщенной.
Аниматор создаёт шаблон движений, который «надевается» на персонажа. Он разрабатывается с помощью внеигровых инструментов Poser и QAnimator. Хорошо проработанные анимации (парный танец или владение японским мечом) могут стоить от 30 тысяч линден-долларов ($90).
То же касается и игровых предметов. Простые формы (или «примы») создаются с помощью встроенного редактора Build. Модели посложнее (их ещё называют «меши») создают в программах по 3D-моделированию — 3D Max, Maya, Blender, Zbrush.
Как пишет его создатель, между слоями виртуального 24-каратного золота лежит «ответ на величайшие загадки Вселенной». Какие именно — он не уточняет.
Также есть отдельная категория авторов — создатели скриптов. Они «оживляют» игровые объекты — с их помощью можно сделать так, чтобы дверь автоматически открывалась, когда к ней кто-то приближается или когда на неё кликнули мышкой.
Для этого используется LSL — внутриигровой язык программирования. Также система предоставляет несколько инструментов, помогающих генерировать, редактировать и тестировать написанные программы. Чтобы разобраться с основами, можно изучить справочник или видеоуроки.
Такая пошлина нужна для того, чтобы ограничить количество объектов, которые загружают пользователи, — иначе система не выдержала бы потока поступающего контента и не смогла бы оперативно его отображать.
Таким образом, чтобы приобрести товар по наиболее выгодной цене, пользователи должны сперва купить игровую валюту на бирже или заработать её в Second Life.
Вне зависимости от того, как заплатил покупатель, продавцу прибыль поступает в линден-долларах. За каждую покупку с владельцев магазинов взимают пятипроцентную комиссию в игровой валюте.
Дизайнеру Михаилу Ожерельеву в Second Life принадлежит собственный бренд и магазин одежды и аксессуаров Parker. Михаил специализируется на мужской обуви, брюках, футболках и кофтах в спортивном стиле. Он рассказал о том, как решил открыть свой магазин.
Михаил много играл в GTA Vice City, скачивал новые модели машин, сделанные игроками, и захотел делать свои. После GTA Михаил начал играть в Second Life, по его словам, там было больше возможностей для творчества. Долгое время магазина не было, и он «писал в стол».
Постепенно другие игроки стали просить у Михаила его модели, и он решил сделать хобби постоянным заработком. Сначала было много было неудачных товаров, так как для успеха в игре мало создать модель, нужно уметь её преподнести, придать товарный вид.
После введения «мешей» Михаил сделал своего первого персонажа. На создание потребовалось много сил, объясняет он, так как информации было мало, приходилось смотреть иностранные журналы по CG.
Первый его персонаж на маркетплейсе стал популярным, потому что ничего подобного не было. Начались продажи, Михаила стали приглашать на игровые ярмарки.
Сейчас он совмещает Second Life с работой геймдизайнером. Он разрабатывает новые модели, на создание одного товара уходит около двух недель. В месяц магазин приносит столько же чистой прибыли, сколько реальный небольшой бутик одежды.
Михаил общается с пользователями и покупателями. Изменения в работе магазина он производит на своё усмотрение, ориентируясь на соотношение оптимизации под игру и качества товаров. На каждое обновление он тратит около двух недель, как и на разработку товаров.
По словам создательницы бренда аватаров и частей тела Genesis Lab Анны Сыченко, управление магазином — полноценная работа вместе с производством. Нужно ежедневно заниматься созданием новых моделей и обновлением старых, исправлять системные ошибки, менять характеристики продуктов вместе с изменениями в игре.
Сыченко развивает свой магазин уже около пяти лет. По её словам, на первых порах продаж было мало — не более одной или двух в месяц, и ей приходилось вкладывать собственные средства в продвижение: несколько тысяч долларов ушло на покупку лицензионного ПО, загрузку текстур и 3D-моделей, оплату скриптов, рекламу.
Сейчас вместе с ней над проектом работают ещё три человека: двое создают 3D-модели, один пишет скрипты, один создаёт анимации. Всего в её магазине продаётся 19 продуктов: различные головы аватаров и цвета кожи. Стоимость одной головы — 2000 линден-долларов.
Сложнее всего было и есть соблюдать самодисциплину. Нам не требуется ходить на работу, поэтому нужно заставлять себя работать в домашней обстановке так, словно ты в офисе.
У нас с коллегами — тайм-менеджмент, есть круглосуточная поддержка пользователей с помощью менеджеров.
Я тоже общаюсь с покупателями, узнаю, что люди хотят изменить или добавить, создаю список обновлений и работаю над ним.
Общее описание игры
Second Life — это многопользовательская онлайн-игра, представляющая собой трехмерный виртуальный мир с миллионами пользователей. Игра была разработана и запущена в 2003 году компанией Linden Lab, расположенной в Сан-Франциско и основанной Филиппом Росдэйл, бывшим CTO RealNetworks.
Описание
Second Life — не столько игра в обычном понимании, сколько виртуальное пространство с определёнными свойствами. Здесь нет необходимости зарабатывать очки, «прокачивать» своего персонажа, нет присущих обычным играм заданных сюжетом заданий. Вместо этого владельцы аккаунтов получают возможность выбрать наиболее приемлемый для них способ виртуального существования — участие в сообществах по интересам, создание виртуальных товаров, строительство, создание виртуальных предметов искусства, общение в чате или голосом, путешествия по многочисленным примечательным местам виртуального мира.
В Second Life существуют созданные резидентами зоны для ролевых игр и виртуальных «боевых действий» — поединков или массовых схваток, как правило выдержанных в определённой концепции (самурайские бои, поединки в стиле американского Дикого Запада, фехтование на античном или средневековом европейском холодном оружии, футуристические боевые системы и так далее). Пользователи могут развлекаться различными сложными и мини-играми, взаимодействовать с окружением и свободно перемещаться по трехмерному миру. Имеются и серьёзные «ролевые миры», требующие большой вовлечённости (например, сегмент Гор).
SL-Концепция в отечественной периодике впервые была обнародована медиа-идеологом М.Леско в журнале «Профиль» :
В Second Life есть возможность слушать музыку и смотреть видео, включая интернет-трансляцию радиостанций, просмотр фильмов и т. п.
В Second Life есть также внутренняя валюта под названием Linden Dollar(L$), которую можно получить, обменяв на настоящие деньги; предусмотрена также обратная конвертация, что создает возможность организации в Second Life вполне реальных бизнес-схем. Ввести деньги в SL можно с помощью кредитной карты, PayPal (WebMoney, Яндекс-Деньги — через частных «меняльщиков»). В среднем курс не изменяется и колеблется от 250L$ до 300L$ за 1 реальный доллар. Деньги нужны для покупки и продажи виртуальных товаров, в том числе виртуальной земли.
«Мир» Second Life расположен на крупном массиве серверов, которые принадлежат и обслуживаются Linden Lab, этот массив серверов известен как «the grid» — «сетка».
Число зарегистрированных аккаунтов по состоянию на октябрь 2008 года достигло 15 миллионов, но примерно 10 % из этих аккаунтов ни разу не входили в игру, а само количество аккаунтов продолжает расти. Ежедневно регистрируются 12-15 тысяч новых аккаунтов. Одновременно в мире Second Life находятся в среднем около 60-80 тысяч резидентов.
Контент
В Second Life сами жители создают окружающий их контент: одежду, дома, автомобили и многое другое. Жители (резиденты) сами выбирают и модифицируют (или покупают готовый у других резидентов) свой внешний вид в Second Life — вид своего аватара. После регистрации аватар пользователя имеет довольно примитивный вид и некрасивую походку. Чтобы полноценно играть, ему требуется приобрести (или сделать самому, что непросто) следующее:
В Second Life имеются тысячи магазинов, где всё это можно приобрести (в том числе и бесплатно). Купить можно и многое другое — например, личный остров и огромный средневековый замок, различные виды мебели, ювелирные украшения, татуировки на тело и т. д.
Образование и корпоративные приложения
Многие университеты и компании используют Second Life для обучения, включая Гарвардский и Оксфордский университеты. В 2007 году Second Life используется как место для обучения иностранным языкам. И преподаватели в Second Life и реальные преподаватели используют виртуальный мир для обучения языкам. Английский (как второй язык) сейчас изучают в нескольких школах, включая Британский Совет, который сфокусировался на интерактивных молодёжных образовательных сетях (Teen Grid). Институт испанского языка и культуры «Instituto Cervantes» имеет свой остров в Second Life. Список образовательных проектов (включающий несколько языковых школ) в Second Life можно найти на сайте SimTeach.
Ряд корпораций открыли свои представительства в Second Life, используя виртуальный мир в рекламных целях, а также для проведения совещаний и взаимодействия сотрудников. Например, IBM выстраивает виртуальное рабочее пространство для работников из удалённых регионов, Sun Microsystems — для сотрудников, работающих вне офиса. Reuters и CNN используют Second Life для распространения и получения информации, а NASA открыло виртуальный исследовательский центр. В Second Life работает информационный центр Армии США.[4]
Играем: Second Life
Они лежали в шезлонге в объятиях друг друга и смотрели на причудливую игру волн. Пляж был практически пуст, если не считать загорающую вдалеке девушку и рыбака, стоящего по колено в воде.
«Как хорошо!» — счастливо вздохнула Мэл, сделав глоток из своего бокала. Дэйв, соглашаясь, кивнул. «Дорогой, а давай купим здесь виллу. Это ведь настоящий райский уголок! Ты только посмотри на этот вид». — «Звучит неплохо, но недостаточно убедительно». — ответил он. Мэл с лукавой улыбкой взглянула на своего мужа и принялась медленно расстегивать пуговицы на его яркой гавайке.
Думаете это эпизод из мыльной оперы? Или кадр из жизни двух голливудских звезд, отдыхающих на Майами? Вовсе нет. Это лишь один из миллиардов моментов, происходящих внутри виртуального мира Second Life. Мира, где в недалеком будущем можем оказаться мы все.
Рождение второй жизни
К созданию Second Life студию Linden Lad подтолкнули две вещи: браузерные VRML-миры, где любил бывать один из сотрудников компании Филипп Роздейл, и книга Snow Crash, в которой описывалась виртуальная вселенная Metaverse. В какой-то момент Филипп понял, что воссоздать в реальности Metaverse — не такая уж фантастика, и приступил к реализации проекта. Основной идеей было дать возможность каждому посетителю творить мир, чтобы он развивался без участия создателей.
В 2003 году впервые стала доступна бета-версия SL (тогда она носила название Linden World), и с этого момента новая вселенная стала непрерывно расширяться. В январе 2006 года, когда о творении Linden Lab заговорили в прессе и по телевидению, количество подписчиков едва доходило до 100 тыс. Летом этот показатель вырос в 4 раза, а к маю 2007-го достиг планки в 6 млн человек и продолжает стремительно расти.
Многие новички ошибаются насчет SL, считая, что это одна из MMORPG, где нужно копить опыт и повышать уровни. Ничего подобного. SL — это своего рода продвинутый трехмерный чат, где собираются люди по интересам и пытаются хорошо провести время. Только, в отличие от IRC, здесь вас представляет не просто ник, а персонаж, которого можно видоизменять по своему усмотрению. А вместо обычных чат-румов — красочные сооружения.
Мир SL состоит из двух больших континентов и сотен островов, их обустройством занимаются местные жители. Каждый может выкупить у разработчиков пустой участок земли и стать его полновластным владельцем. Все, что вы там создадите, будет принадлежать именно вам, а не Linden Lab — это прямо указано в пользовательском соглашении. А поскольку у всех разное представление о «райском уголке», SL состоит из самых невообразимых ландшафтов, строений и мест.
Тут можно встретить парки, бары, ночные клубы, магазины, пляжи, аэропорты, музеи, галереи, кинотеатры, ковбойские ранчо, египетские пирамиды, марсианские кратеры, логова драконов и много других вещей. За блуждания по миру денег не берут, вы сможете свободно посетить все достопримечательности и общаться с другими резидентами.
От прилавка до прилавка
На что тратятся деньги? В первую очередь — на своего аватара. Как и в реальном мире, в SL первое впечатление составляется по внешности. Если вы явитесь на вечеринку в стандартных штанах, которые даются в начале игры, и однотонной футболке, вряд ли на вас обратят внимание. В то время как бравые парни с мускулистой фигурой, в дорогом костюме и сверкающих аксессуарах сразу вызовут одобрение местных шоу-гелз.
Работа девочек по вызову в мире Second Live хорошо оплачивается. Но на создание модельной внешности нужно потратить немало виртуальных (и реальных) денег.
Изменить можно все — цвет кожи, прическу, татуировки, рост, вес, количество ног, прямоту рук, наличие крыльев или хвоста. Поэтому в магазинах SL продают не только одежду, но и кучу других предметов, способных превратить вас во что угодно. Процесс шоппинга происходит просто — подходите к витрине, где развешена куча картин с изображением надетого на чьем-то аватаре товара, клацаете по ней и выбираете Pay. Джинсы, к примеру, стоят 150-250L, модная футболка — сотню, а на выходное платье с блестками и ожерельем может и тысячи не хватить. Раскрученные бренды привлекают толпы посетителей. Некоторые вещи можно раздобыть на халяву: законодатели виртуальной моды в целях рекламы периодически раздают неплохие образцы совершенно бесплатно.
Немало налички уходит на раздачу чаевых танцовщицам, стриптизерам, диджеям, барменам, владельцам классных клубов. Это считается хорошим тоном. У каждого наемного трудяги есть рядом со своим рабочим местом урна чаевых. Нажимаете на нее и платите сколько не жалко. Многие сервисы и развлечения далеко не бесплатны, особенно если они относятся к сексуальной сфере. Но об этом чуть ниже.
Перемещение по миру происходит с помощью системы телепортов. Нужно просто выбрать на глобальной карте любую точку и нажать кнопку Teleport. Ваш аватар тут же перенесется в это место. В пределах зоны можно летать (если это не запрещено владельцами), что намного ускоряет передвижение. Если выключить полет на километровой высоте, персонаж шмякнется о землю и затем поднимется как ни в чем не бывало. В SL очень много мест, парящих где-то в облаках, так что умение летать не роскошь, а средство передвижения.
Несмотря на то что SL сама по себе не является игрой, игр внутри этого мира немало. Существуют теннисные корты, поля для гольфа, трассы для гонок, полигоны для стрельбы, ролевые зоны. Благодаря встроенному языку скриптов, можно сделать эмуляцию любой реальной игры или придумать собственную. Здесь даже проводят турниры типа Уимблдона, где можно выиграть вполне реальные призы.
Конечно, по сравнению с полноценными компьютерными играми они выглядят примитивно. Слишком уж простой движок у SL и слишком уж мала территория островов для создания на них многоуровневого шутера. Зато все инструменты под рукой, и склепать свою мини-версию DOOM за месяц-другой можно. Правда, перед этим вам придется полгода читать доки, чтобы понять, как реализуются различные тонкости и нюансы.
Если вы никогда не видели Дублин или Амстердам, SL дает такую возможность. Жители этих и многих других городов воссоздали точные копии улиц, площадей и главных своих достопримечательностей, чтобы виртуальные туристы смогли прогуляться и оценить красоту. Особенно среди них много копий европейских улочек.
Танцуй, пока молодой
Участие в вечеринках, наверное, самое популярное занятие для всех жителей SL. Ночных клубов, джаз-холлов и других мест для любителей подвигать тазом здесь просто не счесть. Можно попасть, например, на бальный сет и принять участие в соревнованиях по танго, можно очутиться в гостях у готов или панков, отрывающихся под хард-рок, а можно просто неплохо отдохнуть в клубе с живой музыкой.
Показ мод в SL пока не распространен, но это лишь вопрос времени.
Уметь танцевать необязательно, просто кликните на вращающийся шар над танцполом — и ваш аватар начнет дергаться под заготовленные хозяином анимации. Обычно за каждым шаром закреплено несколько танцев, так что можно для каждой звучащей композиции выбирать что-то более-менее подходящее. Поверьте, нет ничего более нелепого, чем девочка в беленьком платьице, наяривающая посреди толпы нижний брейк.
В SL вечеринки происходят в режиме нон-стоп. Кнопка Search внизу интерфейса предоставит информацию по всем мероприятиям, запланированным на данное время. Останется только выбрать подходящий клуб и телепортироваться туда. Или предварительно посмотреть, где он находится и сколько там гостей. Нередко в ночных клубах проходят различные конкурсы: «Самый оригинальный наряд», «Самый активный танцор» или «Лучшая пара». Победителям выдают денежные призы.
Практически все популярные клубы имеют собственных диджеев, у которых можно заказать песню или передать привет «вон той цыпочке в красивом парике». А в заведениях для взрослых работают танцовщицы, стриптизерши и девушки для утех. Кого попало на эту роль не берут, большое значение имеет внешний вид аватарки. Так что, если кто-то собрался подзаработать у шеста, придется потратить немного линденов на привлекательную фигуру, одежду и макияж.
Нередко виртуальное общение заканчивается свадьбой.
Помимо вечеринок, в расписании событий могут встречаться крупные выставки, лекции, открытия только что отстроенных территорий, показы мод, игровые соревнования и т. д. SL дает все условия для творческих людей, чтобы блеснуть талантами. Если вы художник, то можете открыть собственную галерею и продемонстрировать свои картины, если фотограф, можете выставить фотографии. Перенести цифровые изображения внутрь мира не проблема, а павильон можно арендовать уже готовый. Благодаря лекциям в SL заходят даже те люди, которых вообще не интересуют клубы и виртуальные развлечения. Ведь не каждый день услышишь научный доклад сотрудника NASA о возможных скоплениях льда на Марсе или семинар по НЛП от всемирно известного психолога. Ученые умы с удовольствием осваивают трехмерную среду в образовательных целях, так как в SL читать лекции очень удобно, и благодаря интерактивным возможностям, на экране можно одновременно транслировать потоковое видео по теме разговора.
Конечно, далеко не все мероприятия бесплатные и, если вы не владелец премиум-аккаунта, придется на первых порах раздобыть деньжат. Лучшим способом для новичков является профессия сиделки. Так называют персонажей, которые подрабатывают просто сидя на стуле и генерируя трафик в зоне.
Дело в том, что многие резиденты SL выбирают, где потусоваться, глядя на карту. Если в каком-то месте обнаруживается скопление зеленых точек (изображения людей), значит, там происходит что-то интересное. Самые популярные места попадают в хит-парад поисковика, поэтому владельцы многих заведений не прочь заплатить 3L за 10 минут ничегонеделания, при условии, что ничего не делать вы будете у них в гостях. Еще можно попробовать собрать урожай с денежного дерева. Оказывается, есть и такие — правда, только в SL. Подвешивают денежные плоды или хозяева территории, или случайные богатенькие резиденты, помогающие новичкам.
Когда надоест отсиживать зад на табуретках и караулить бумажные бананы, можно подыскать что-то престижнее. Например, наняться профессиональным танцором или вышибалой в ночной клуб. Несмотря на то что виртуальный бизнес не требует большого штата сотрудников, владельцы часто их нанимают. Для солидности.
Реальные деньги виртуального мира
Поскольку в SL можно свободно обменять линдены на реальные деньги, этот мир — настоящий рай для тех, кто хочет открыть свой бизнес, будь то магазин одежды, ночной клуб или казино. Конечно, таких же доходов, как в реальности, ждать не стоит, но и для старта особых капиталов не требуется. Достаточно арендовать часть земли у владельца одного из островов, прочитать статьи по строительству и соорудить что-нибудь оригинальное.
Перепродажа земли сейчас самый прибыльный бизнес в SL. В интернете полно историй о скромной преподавательнице Anshe Chung, которой удалось всего за пару лет с нуля заработать миллион вечнозеленых. Скупала дешевые земли, обустраивала их и затем продавала или сдавала в аренду. Спрос оказался настолько большим, что теперь мисс Chung — владелица реальной дизайн-студии с дюжиной сотрудников — профессионально занимается виртуальной недвижимостью.
Она не единственная, кто оставил старую работу ради SL. Чем популярнее становится этот мир, тем больше появляется фирм и специалистов, предлагающих создать по заказу аватар, построить дом или сделать нужную анимацию. Клиенты найдутся всегда, среди резидентов немало бизнесменов и просто очень обеспеченных людей, желающих хорошо выглядеть не только в реальности.
SL — развлечение не для тех, кто сидит на помегабайтном тарифе или все еще мучается на модеме. Попробовать зайти, конечно, можно, но будьте готовы к получасовым ожиданиям при каждом появлении в новой зоне, пока прогрузятся все окружающие объекты.
Даже при связи в 1 Мбит/с придется смириться с подгрузками. В отличие от MMORPG, в клиенте SL нет базы данных по всем вещам, резиденты ежеминутно расширяют мир и добавляют в него новые предметы. Хорошо еще, что программа кэширует информацию и при повторном заходе в любимое место процесс становится быстрее.
Бизнес — это просто
Многие любят отдыхать на пляже. Только для этого лучше предварительно запастись плавками или купальником.
Еще одним очень выгодным занятием стал игорный бизнес. Владельцы крупнейших казино в SL получают тысячи долларов в месяц чистой прибыли, а ведь на поддержку такого заведения практически ничего не требуется. Ни персонала, ни налогов, ни обслуживания дорогостоящих игровых автоматов. Один раз их установить и потом только заходить раз в неделю, забирать линдены. Правда, американские законы добрались и до SL, Linden Lab даже пришлось убрать рекламу всех казино из центральной поисковой системы. Но это не мешает владельцам завлекать публику другими способами (через интернет).
Разумеется, в таком взрослом мире как SL, не обошлось без «клубнички». Оголенные тела можно встретить на плакатах местных клубов, на нудистских пляжах и в других злачных заведениях. Многие резиденты строят на этом свой бизнес, а чуть ли не половина всех локаций имеет сексуальный подтекст.
Но в последнее время курс развития изменился, виртуальный мир все больше пополняется креативными и серьезными проектами, нежели эротикой. Ведь рядовые пользователи — не единственные, кто пробует себя в SL. Свои представительства здесь открыли многие корпорации и научные организации, включая IBM, Sun, Intel, Adidas, Amazon, NASA, Reuters, Массачусетский технологический институт, Университет Беркли, Гарвардский университет и многие другие. На значительные прибыли от своих островов они пока не рассчитывают, больше ориентируясь на рекламу и проведение лекций.
Даже правительства не оставляют без внимания стремительно растущую популярность SL, и заводят внутри собственные посольства. Пример всем в этом показала Швеция, решившаяся на этот шаг, чтобы виртуальные туристы смогли побольше узнать об их стране и при случае осчастливить ее своим визитом.
Как построить дом?
В какой-то момент, нагулявшись по клубам, вы наверняка захотите оставить след для потомков и создать что-то свое. Какой-нибудь бар «Три поросенка» или просто красивый кирпич. Научиться строить несложно, достаточно потратить несколько минут на изучение встроенного конструктора и поэкспериментировать с примитивами.
Некоторые внутренние игры в SL весьма интересны, хотя, конечно, сделаны они очень условно.
Все объекты в виртуальном мире, от стульев до термоядерных ракетоносителей, состоят из простейших геометрических фигур (prim). Выбираете, к примеру, цилиндр, превращаете его растяжками в брусок, делаете три копии, ставите на них овал — и вот вам табуретка. Останется только нацепить подходящий скин древесного цвета.
Строить можно не везде, а только в специально отведенных для этого местах, которые называют «песочницами». Или на своей территории, если вы счастливый владелец премиума. Пока заниматься этим можно, только находясь в онлайне. Linden Lab обещают скоро выпустить офлайновый клиент, с его помощью можно без сетевого подключения моделировать сложные объекты и потом быстро портировать их в SL. Количество доступных примитивов также увеличится, что упростит работу дизайнерам.
Даже если вы архитектурный гений и сконструируете фотореалистичный реактивный самолет, без скриптов он так и останется неподвижной мебелью. Все, что движется, кружится и сверкает в SL, анимировано посредством LSL — Linden Scripting Language. Это удобный язык программирования, с помощью которого можно прописать любому предмету состояние и поведение. В нашем случае передвижение по воздуху, выпуск огненных столбов из двигателей, звук турбин и так далее. Структура во многом напоминает Java или C, так что для опытного программиста разобраться проблем не составит. А новичкам не помешает почитать обзор LSL по адресу http://wiki.secondlife.com/wiki/LSL_Portal.
Создать в SL свой уголок — это лишь полдела. Если вы не хотите, чтобы единственными вашими гостями стали случайно забредшие человечки, бегающие в поисках выхода, придется позаботиться о пиаре. Проверенным способом привлечь клиентов являются сиделки, о которых уже говорилось выше. Можно еще за небольшую плату разместить на стене часто посещаемого места плакат с изображением своего ресторана. Дотронувшись до него, человек получит приглашение немедленно переместиться к вам в гости.
Только заведение нужно подобрать близкое по духу — реклама салона красоты на дискотеке вампиров ничего, кроме смеха, не вызовет. Многие владельцы виртуальных казино, супермаркетов и ночных клубов завлекают клиентов через блоги и форумы. Но, как показывает практика, лучшей рекламой становится оригинальность и зрелищность вашей постройки. Слухи распространяются по миру быстро: люди любят делиться впечатлениями об интересных местах и, если ваш проект окажется достойным внимания, о нем непременно узнают.
SL по-русски
Окно настройки внешнего вида аватара. Здесь можно даже из самого безнадежного крокодила слепить эталон красоты.
В России SL пока не прижился. Хорошо если пару сотен активных резидентов наберется, в то время как в США, Франции, Германии, Великобритании и Нидерландах этот мир стал любимым хобби сотен тысяч людей. Тех, кто пытается продвигать SL в нашей стране, можно найти на http://world2.ru и http://community.livejournal.com/sl_ru.
VisBoo — официальное представительство World2.ru, где сейчас ведется большая стройка. Владелец этого острова Kosta Cela — один из самых известных и старейших русских резидентов, автор популярного радара людей и предметов (позволяет обнаруживать в SL потерявшиеся вещи). Что именно получится на VisBoo, непонятно — пока можно увидеть лишь длинное шоссе, подъемник, как на лыжных курортах, несколько домиков и березовую рощу.
Построить в SL кубик сможет даже ребенок. А вот что-то посложнее — тут уже нужно постараться.
Островок Russia, судя по всему, заточен под бизнес и будет сдаваться в аренду, так как его большую часть занимают павильоны магазинов. Но развивается он медленно и практически заброшен хозяином. Russian Empire, наоборот, активно растущий проект, направленный на популяризацию SL в России. Уже сейчас там есть кинотеатр, галерея искусств, зал, место для проведения лекций, строится развлекательный комплекс, повсюду встречается родная символика. В общем, дизайнеры всерьез намерены сделать «Империю» центровым местом общения русскоязычных жителей, обучать новичков основам дизайна, создания анимации и другим полезным вещам.
Еще два проекта пока не доступны для свободного посещения, но откроются в ближайшем будущем: «Москва» и «Полигон». Как уже было сказано, в SL есть много копий реально существующих мест — от Амстердама и Токио до французских провинций. Вот только с русскими городами напряженка. Москва станет первой, причем создатели решили не размениваться на окраины, а начать сразу с Красной площади и в перспективе добавить другие столичные достопримечательности. Несмотря на то что проход на остров пока закрыт, красочные купола соборов и знаменитые часы можно увидеть через ограду уже сейчас. Владелец земли Musasi Tanabe, курирующий строительство, называет себя не иначе как «хозяин Москвы».
Есть шпионские вещички, они позволяют скрыть свое местонахождение на карте, запутать после диверсии следы. Конечно, стоят они баснословные деньги и доступны далеко не каждому. А в случае поимки разработчиками SL владельца сразу банят.
Баронесса Anshe Chung |