Секта и религия в чем разница
Секта и религия в чем разница
Чем отличается религия от сектантства?
На вопросы читателей газеты отвечает настоятель Никольского храма д. Большие Байдики, клирик Покровского храма г. Ясногорска иерей Михаил Шумаков.
Людям свойственно задумываться о высоком, о вечном, искать истину. Этим пользуются сектанты и заманивают к себе не только взрослых, но, что страшнее, детей. Что же такое традиционная религия, а что такое секта? Как распознать их? Как не попасть в их сети и не стать жертвой сект? Религия включает в себя свод моральных норм и нравственных принципов, обрядов, культовых действий, а также объединяет людей в организации (церковь, религиозную общину). Секта — религиозная группа или община, сформировавшаяся вокруг лидера или лидеров и склонная к отгораживанию от традиционной религии и противопоставлению себя ей. Чем отличается религия от сектантства?
Секты опасны не только для взрослых, но гораздо более негативное воздействие они оказывают на неокрепшие умы молодого поколения, на наших детей. Дорогие родители, чтобы уберечь своих детей от пагубного влияния сект, обратите внимание на круг общения ваших детей, на их интересы, на то, где и с кем они проводят свободное время. Прежде чем отпустить ребенка в какой-либо неизвестный вам новый кружок, секцию или клуб поинтересуйтесь кто организатор, чем они там будут заниматься. Если у вас вызывает сомнение эта организация, обратитесь за разъяснениями к специалистам отдела образования или отдела культуры администрации Ясногорского района. И конечно, вы всегда можете получить совет и духовную помощь, обратившись к священнослужителю любого православного храма.
В поисках истины и смысла жизни обратитесь к многовековому опыту предков, благодаря которым мы живем в великой стране. А чтобы не попасть на удочку сект и уберечь от них наших детей, для распознания этих опасных организаций используйте вышеперечисленные признаки.
Эксперты объяснили, чем отличается секта от традиционной религии
Кроме того, существуют секты, которые удивляют общество своей абсурдностью и даже комичностью. Есть сектантские организации, чья деятельность направлена сугубо на заработок и выманивание денег у доверчивых людей.
Как отличить секту от традиционной религии? Почему люди вступают в секты и отдают им все, отказываясь от нормальной жизни? На эти и многие другие вопросы ответили специалисты — религиоведы, социологи, юристы, экономисты, журналисты, чиновники и политики, принявшие участие в пресс-конференции Медиагруппы «Патриот».
Для тех, кто пропустил прямую трансляцию мероприятия, Федеральное агентство новостей подготовило небольшой обзор.
Традиционное общество
Как отметил член Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Земцов, российское общество является традиционным. Он уверен, что россиянам не нужно «дробить» веру на различные течения, которые в итоге переходят в секты.
«У нас есть четыре традиционных конфессии», — заметил он.
Говоря о «Свидетелях Иеговы», Земцов уверен, что эта организация имеет все признаки секты. Хотя бы потому, что она «приходит к людям проповедовать в семьи».
«Трудно себе представить, чтобы православный священник шел в мусульманские семьи или наоборот. Они ловят людей в тяжелом психологическом состоянии. Они владеют методами нейролингвистического программирования. Это классическая секта — когда начинается все за здравие, а заканчивается все отъемом собственности», — добавил он.
«Ватикан — самая крупная секта»
Член Изборского клуба, директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин считает, что сегодня секты полностью раскрепощены на основании действующего закона.
«Само понятие «свобода совести» позволяет высказывать околорелигиозные суждения — нести все, что угодно. Российский закон от 1997 года признает религиозной любую организацию, которая себя так называет. Запрещают в первую очередь тоталитарные секты: человек, по сути, вырывается из своей прошлой жизни и попадает под полное подчинение», — пояснил Коровин.
Говоря об РПЦ, Коровин назвал большой ошибкой попытку копировать функции государства внутри РПЦ — иерархию, где есть начальник и подчиненные.
«Ватикан в свое время стал сектой и пошел по пути ереси. Он основывал свою непогрешимость на том, что мы избраны уже сейчас. Папа — наместник Бога», — рассказал Коровин.
По его мнению, Ватикан — это самая крупная секта на Земле. РПЦ, глядя на Ватикан, пытается брать какие-то подходы.
«Она идет не по прямому пути. Сам тезис «отделение церкви от государства» несет системную ошибку. Это было сделано довольно давно. И теперь мы пожинаем плоды отделения. Но даже если она отделена, это не тождественно понятию «секулярное государство». По сути, мы сегодня видим действие не светского государства, а секулярного. Наше государство должно определиться в своем отношении к религии», — считает он.
Паразитирование секты
По словам президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александра Дворкина, секта может паразитировать на буддизме, на исламе, на психологии.
Говоря о пастaфарианстве (Церковь Летающего Макаронного Монстра — пародия на религию), Дворкин назвал ошибкой обращать чрезмерное внимание на сторонников этого течения.
«Это приколисты и провокаторы. Их никто не зарегистрирует, как религиозную группу. У нас религиозная группа может уведомить о своем существовании, но это не значит, что они получат регистрацию. Пастaфарианство — это грубый стеб и провокация. Чем больше их игнорировать, чем лучше. Они всячески нарываются на внимание властей», — пояснил он.
В то же время Дворкин обратил внимание, что если кого и запрещать, то это должны быть саентологи.
«Это типичнейшая тоталитарная секта. Тысячи погубленных судеб, разрушенных жизней. Это одна из наиболее влиятельных сект мира. Госдеп лоббирует их интересы во всех странах мира. Во Франции несколько лет назад готовился самый мощный процесс по саентологии. И не закрыли их», — рассказал он.
Он отметил, что сектантов нужно штрафовать на большие суммы.
Theme
воскресенье, 1 июля 2012 г.
Чем секта отличается от религии
Больше всего существует сект, порожденных протестантизмом, который, провозглашая, что все должно быть по Писанию, отверг апостольское понимание христианства, и каждая протестантская группа стала понимать Евангелие как ей удобно. Так появилось женское и гомосексуальное священство, «венчание» однополых браков, отмена церковных таинств и прочее, вплоть до смеха, истеричных телодвижений и катания по полу во время т. н. богослужений. Все это делалось ради пользы, ради улучшения христианства.
Первое тренировочное упражнение, называемое «ТУ 0», требует от студента сидеть на стуле перед партнёром, сначала с закрытыми глазами, а затем с открытыми, и «просто быть там». Это упражнение делается не менее двух часов, часто дольше. Однажды, будучи саентологом, я делала ТУ 0 на протяжении двенадцати часов подряд. Во время ТУ 0 человеку не разрешают двигаться, улыбаться, говорить и вообще иметь любые проявления. Данный процесс крайне гипнотичен, поскольку один из самых легких способов войти в транс – это держать глаза неподвижными.
Далее следует ТУ 0 «Травля быка», где партнер говорит студенту какие-то вещи, заставляющие его реагировать. Это называется «находить кнопки». Когда человек проявляет реакцию, ему говорят «фланк», и объясняют, что он сделал. Затем фраза, которая заставила его реагировать, повторяется до тех пор, пока человек не перестанет выражать в отношении неё каких-либо проявлений. Это очень эффективный метод контроля поведения человека, выключающий его сознание, когда кто-то начинает делать негативные высказывания о саентологии.
Затем идут ТУ 1 и 2, где читаются реплики из «Алисы в стране чудес». Почему именно это произведение? Задумайтесь, какие ассоциации «Алиса в стране чудес» вызывает у Вас? Конечно же, это книга, которую большинство из нас читали в детстве, поэтому возвращением человека в этот возраст создаётся еще одна возможность для легкого манипулирования.
ТУ 3 и 4 учат человека повторять вопрос, до тех пор, пока не получен ответ, таким образом, загоняя его мышление в рамки единственно правильной, ограниченной колеи. Имеются и другие ТУ (иронически названные самим Хаббардом «тренировочными упражнениями высшего уровня внушения»), где пепельнице нужно давать команды «встаньте» и «сядьте на этот стул», но ТУ с 0 по 4 делаются наиболее часто.
ТУ и Объективы – это база, которую должен получить каждый саентолог, поэтому именно они создают благоприятную почву для дальнейшей идеологической обработки.
Более всего запомнилось мне начало занятий. Во-первых, дверь в класс заперли изнутри, и все, кто там был, встали со своих мест, чтобы поприветствовать какого-то молодого человека с бородкой, и наступил момент напряженного внимания, так что стало тихо.
Но супервайзеру такой ответ понравился не вполне. Он крикнул громче:
— Пожмите друг другу руки.
— Пожмите руки сразу трем соседям. Потрогайте сразу четыре предмета на столах. Громко поздоровайтесь друг с другом!»
В том числе к контролю сознания относится сектантский язык: используя их терминологию, человек принимает для себя и те несуществующие предметы, которые она описывает.
Если рассматривать традиционные религии и тоталитарные секты, можно отметить следующее кардинальное отличие. Когда какой-либо безнравственный поступок совершает представитель традиционной религии, это является следствием его несоответствия ее учению. Плохой православный является таким не потому, что так поступать его учит Евангелие, а как раз наоборот: он не придает никакого значения тому, что там написано. И если он раскается и начнет жить согласно своей вере, его жизнь изменится. В сектах же, безнравственные поступки оправдываются учением и в них происходит обратный процесс: то, что человек до секты считал для себя недопустимым, попав в секту может начать считать вполне естественным.
Таким образом, возвращаясь к классическим сектам, можно сказать, что они находятся в компетенции историков и богословов, в то время как тоталитарные секты должны находится в компетенции правоохранительных органов.
«В дополнение к злоупотреблениям и нарушению гражданских прав своих собственных последователей, эта организация на протяжении многих лет, согласно своей доктрине «честной игры», преследует людей не из церкви, которых она воспринимает как врагов. Она отчетливо шизофренична и параноидна, и это странное сочетание, похоже, является отражением ее основателя ЛРХ [Л. Рона Хаббарда]. Свидетельские показания дают нам ясное представление об этом человеке, который был патологическим лгуном в том, что касается его истории, биографии и достижений. Кроме того, документы и прочие письменные свидетельства отражают его эгоизм, жадность, алчность, стремление к власти, мстительность и агрессивность против любого, кого он считает нелояльным или враждебным».
Судья Пол Г. Брекенридж Мл.
Лос-Анджелеский Калифорнийскиий Верховный суд, 1984
Как отличить секту от традиционной религии
В современном сектоведении принято делить секты на тоталитарные и классические
В настоящее время на территории России действуют около 500 различных сект, в том числе и религиозной направленности. В Совете Федерации отмечают, что секты являются опасной средой, которая не подчиняется законам и творит произвол. Такого же мнения придерживаются и представители традиционных конфессий.
Защита от опасностей религиозного плана нередко похожа на защиту от мошенников в финансовой сфере, с той лишь разницей, что во втором случае под угрозой все-таки кошелек, а не душа. Фото: mutually.com.
Кому верить?
Усилению влияния нетрадиционной религиозности способствует факт духовной атрофированности общества. Вовлеченные в секты люди, в особенности молодежь, перестают быть носителями традиционных ценностей. Неокульты изменяют национальное самосознание, мешают их исторической памяти, трансформируют ментальность. Декларируемая их лидерами приверженность неким абстрактным «общечеловеческим» духовным ценностям есть не что иное, как попытка завуалировать с помощью ни к чему не обязывающих призывов свое стремление к религиозно-политическому влиянию.
В современном сектоведении принято делить секты на тоталитарные и классические. Классические или исторические, это те религиозные секты, вероучение которых отличается от традиционных конфессий, но при этом они не несут социальной опасности, не травмируют психику человека.
Традиционные религиозные организации всегда созидательны. И это одно из коренных отличий от секты. Можно долго перечислять, какое цивилизационное влияние оказало христианство на становление культуры и государственности в нашей стране. Мы знаем огромное количество ученых, поэтов, писателей, которые считали себя христианами, и христианство влияло на их творчество и труд.
Например, сложно представить Гоголя или Достоевского без православия, или всемирно известного химика Роберта Бойля без протестантизма. При этом нам совершенно не известен ни один известный ученый физик-иеговист, поэт-сайентолог, архитектор-мунит.
По словам отца Антония, зачастую люди, попадающие в секту, находятся в стрессовой ситуации, тогда человек более доверчив. Это азы психологии, которые хорошо знают все мошенники, начиная от мормонских проповедников и заканчивая телефонными мошенниками из мест лишения свободы.
– На нашей памяти и более страшные случаи, когда последователи шарлатана Григория Грабового «работали» в Северной Осетии во время теракта в Беслане и после него. Они собирали деньги с убитых горем матерей, обещая им воскресить их деток. – напоминает отец Антоний.
Не всегда деструктивное влияние тех или иных культов может проявляться напрямую. Часто секты для того, чтобы скрыть свою религиозную деятельность и уйти от надзора правоохранительных органов, маскируют свою деятельность. Например, регистрируются как спортивные, педагогические, общественные, медицинские и прочие организации, вводя в заблуждение не только государство, но и доверчивых граждан.
Один из таких ярких случаев произошел несколько лет назад в станице Темнолесской Шпаковского района. Там секта «Анастасиевцев» выкупила несколько гектаров земли и зарегистрировались как КФХ «Смородина». В течение долгого времени никто и не подозревал, что вместо крестьян-фермеров там собираются сектанты.
Не зная броду, не суйся в воду
В епархию часто обращаются люди с вопросом: что делать, если близкий человек попал в секту?
– Самое главное – не терять с ним контакт, – советует отец Антоний. – Большинство сект старается разорвать связь новичка с родственниками и друзьями, чтобы иметь большое влияние. Поддерживая отношения с близким, не нужно играть в поддавки и делать вид, что вас всё устраивает. Отказываться от общения нельзя. Когда вы обратитесь к специалистам (священнику, психологу, в полицию), им нужно будет четко понимать, в какую секту попал ваш близкий. Вы можете посмотреть названия и авторов литературы, которую он читает, посмотреть сайты, которые он посещает. И, конечно, не надо отчаиваться. Как показывает опыт и практика, при грамотном подходе, рано или поздно близкий вам человек покинет секту.
Отца Антония дополняет иерей Ставропольской и Невинномысской епархии Евгений Шишкин.
– В силу чрезмерной активности проповедников большинства нетрадиционных религиозных учений, простому человеку не всегда удается избежать общения с ними на богословские темы, – говорит он. – Здесь стоит вспомнить русскую пословицу: «Не зная броду, не суйся в воду». В общении с сектантами нельзя проявлять самонадеянность – не надо оставаться один на один с полученным от них информационным «вбросом», его надо обязательно обсуждать с человеком, более компетентным в религиозных вопросах.
По словам отца Евгения, интернет в данном случае вторичен по сравнению с живым общением, хотя и он может быть важным инструментом поиска информации о «подводных камнях» той или иной секты. Один из ключевых принципов безопасности в любой сфере гласит: «Предупрежден – значит вооружен». Нередко деструктивные культы работают «под прикрытием», имитируя коммерческие, благотворительные, образовательные и прочие организации. Защита от опасностей религиозного плана нередко похожа на защиту от мошенников в финансовой сфере, с той лишь разницей, что во втором случае под угрозой все-таки кошелек, а не душа.
Как же быть, если жертвой опасной секты стал кто-то из близких?
– Если налицо признаки уголовного преступления, конечно, предпринимаются меры по линии правоохранительных органов, – советует отец Евгений. – А если вы только предчувствуете неладное? Неужели ждать, пока случится беда? Помощь близким, попавшим в секту, похожа на помощью человеку, которого засасывает болото. Главная и на первый взгляд неочевидная задача – не попасть туда самому. Нельзя погружаться в сектантскую среду, как нельзя отходить с того места, где под ногами твердая почва. Второе условие – наладить мосты, не подменяя доверительное общение созависимостью. Сохраняя или восстанавливая отношения, нельзя подчинять жизнь семьи новым интересам ближнего, уходить от споров на религиозные темы.
Ислам или не ислам?
Еще большую головную боль доставляют обществу деструктивные исламистские культы, под которыми в современной России обычно понимается ваххабизм. Это определение является скорее политическим, чем богословским, но в данном случае именно политическая сторона дела особенно важна – как с точки зрения мотивации адептов течения, так и с точки зрения опасности, которую оно представляет для государства.
О том, как отличить мусульманских сектантов от адептов традиционного ислама, рассказывает заместитель муфтия Ставропольского края Закир Шарыпов.
– Обычно любой религиозный деструктивный культ имеет индивидуальное отличительное название, которое обосабливает его от обычных верующих мусульман, – поясняет он. – В Коране говорится, что человек, исповедующий ислам, может называться только мусульманином и не должен относить себя к какому-то другому названию, партии, группе.
Адепты культа ничего, кроме специальной литературы, не читают и не признают. Обычно авторами этих книг и брошюрок являются сами отцы основатели культа, либо их верные ученики.
Идеологи и вербовщики деструктивных культов постоянно говорят о том, что вы еще не до конца поняли всю суть и истинность «их работы, их движения». Мусульманам же следует помнить, что ислам прост и понятен.
У каждого деструктивного культа есть своя особая отличительная идея. Именно на ней строится вся работа секты, вокруг этой идеи крутятся все цели, желания и мечты адептов. Именно от воплощения этой идеи, по мнению адептов, в жизнь зависит счастье и успех в этом мире и в будущем, с точки зрения идеологов культа. Провозглашаемая идея обычно бывает глобальной, нереальной и сложно осуществимой.
Адепты деструктивных направлений всегда стремятся к тому, чтобы призывать других, вербовать в свои ряды новых сторонников. А свои собственные семьи часто оставляют без должного внимания.
Любой новый участник деструктивного культа в скором времени сам становится активным миссионером, призывающим, вербовщиком. Его специально побуждают, чтобы он призывал других. Ценность члена секты определяется тем, сколько новичков он привлек в ряды культа. А ислам, прежде всего, призывает сначала заниматься самим собой и уделять внимание себе и своей семье. При этом мусульманин не должен быть равнодушен к судьбам и жизням других людей.
Для борьбы с ваххабизмом предлагаются разные методы. Многие религиозные деятели и специалисты говорят, что эту идеологию можно победить только идеологией, советуют усиливать пропаганду. Но немало и таких, кто считает, что максимально эффективны, в первую очередь, административно-правовые методы. Так думают, например, в Чечне, где ваххабизм запрещен.
Точка зрения властей
– В соответствии с Конституцией Россия – светское государство, – говорит председатель комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Александр Писаренко. – Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Люди имеют право самостоятельно определять свое отношение к религии, могут создавать религиозные объединения, молиться, проводить обряды.
При этом необходимо подчеркнуть, что не все религиозные направления оказывают на личность и общество положительное воздействие. К сожалению, как и в любой человеческой деятельности, в религиозной сфере имеются организации, носящие деструктивный характер. Это касается некоторых нетрадиционных религиозных течений.
К традиционным конфессиям для России относятся: православие, традиционный ислам, буддизм, иудаизм. Это религии с многовековой историей, органично сочетающиеся с культурными традициями народов, населяющих нашу страну.
Духовный поиск человека иногда может выходить за рамки привычных конфессий. И закон этого не запрещает. Но в таком случае человек должен быть полностью уверен, что заинтересовавшее его новое религиозное течение не является деструктивным культом или террористической организаций. В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. К выбору веры, как к выбору врача, следует относиться с большой ответственностью.
И особенно важно чтобы люди избегали любого общения с представителями религиозных организаций, признанных российским судом экстремистскими.
Председатель краевого комитета по делам национальностей и казачества считает, что граждане должны внимательно относится к себе и своим близким, чтобы избежать нежелательного вовлечения в объединения, идеология которых может представлять опасность.
Секта и религия в чем разница
Е́РЕСЬ
Женский род
1. У верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам.
«Впасть в е.»
2. Нечто ложное, вздор, чепуха разг..
Поэтому традиционные, или мировые религии, всегда адекватно отнесутся к конструктивной критике, потому что они сформировались в то, что представляют собой на текущий момент, путём диспутов и споров на наиболее острые темы.
Я никак не могу понять, о каком большинстве вообще идёт речь?
Человек, интересующийся спортом, не обязательно должен быть профессионалом, допустим, в футболе, и досконально знать историю развития и становления футбола.
Ранее церковь была неотделима от государства, да. Но то было раньше. Теперь всё по другому.
Эту тему я открыл специально для того, чтобы наиболее ярые пропагандисты сект не могли называть масловский бред «религией» в полном смысле этого слова; грубо говоря, его учение как раз таки подпадает под понятие ереси, то есть ложного учения или чуши/бреда.
Там истории в разы больше, и показана роль и влияние одного человека, как христианина, на жизнь и будущее нашей страны.