Секта новое поколение что это такое
Харизматическая секта «Новое поколение»
Часть 1. Ложное понимание благодати и чудес
Со времени основания Церкви на земле Христом Спасителем, Который Сам есть Основание, появлялись прежде и возникают в наши дни множество различных ересей, противящихся истине Божией, а значит, и Самому Христу.
Отцы Церкви, опровергая то или иное заблуждение, брали за основы письма, трактаты, документы еретиков и в своих сочинениях показывали, в чем заключается их заблуждение и как тот или иной вероучительный вопрос понимает Церковь. Последуем и мы в данной работе методологии отцов и учителей Церкви.
Рассмотрим документы внутреннего пользования харизматической секты «Новое поколение». Документы именно внутреннего пользования харизматической секты взяты для аналитического исследования неслучайно, так как именно они служат методическим пособием подготовки лидеров секты и на их основании строятся все еретические заблуждения, передаваемые впоследствии рядовым членам «Нового поколения». Именно из этих документов-пособий впоследствии формируется религиозно-идеологическая система всего движения, которое они называют «церковью».
Исследование документов внутреннего пользования секты «Новое поколение» дает возможность увидеть всю несостоятельность ее учения, лжедогматические его аспекты, что и является целью нашей работы.
Нами будут рассмотрены ложное учение о Церкви, духовных дарах, Предании и даны опровержение и указание на заблуждения, памятуя слова апостола Иакова: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 19-20). Аналитическое исследование построено следующим образом: рассматривается тот или иной текст пособия, на него дается всесторонний ответ, при этом не просто указывается на заблуждение, но и анализируется, в чем оно заключается. Это поможет разобраться в лжеучении секты «Новое поколение» преподавателям сектоведения, миссионерам, катехизаторам, а также человеку, попавшему в секту и желающему присоединиться к Русской Православной Церкви. В этом усматривается практическая значимость данного исследования.
История возникновения секты «Новое поколение»
Чарльз Пархэм
Его учение близко к учению «Движение веры», так как в первые годы на него имел большое влияние пастор Ульф Экман (Упсала, Швеция) и основанная последним церковная община «Слово жизни». Постепенно «Новое поколение» дистанцировалось от других харизматических движений и провозгласило индивидуальность богословия, после чего РОСХВЕ официально объявил о разрыве связей и отношений с этим проповедником и основанным им церквями.
Ложное понятие о благодати
Церковь уже создана Господом и, по слову Его, неодолима. Так зачем же теперь еще раз создавать ее?
В этой иерархии «мудрости» политика и деньги стоят на первом месте. Есть о чем задуматься
Созерцание «лицом к лицу» (1 Кор. 12: 13) в этой жизни недоступно в той полноте, в какой оно откроется верующим в эсхатологической перспективе.
Это психология наемника. А наемник всегда возвышается над Господом с претензией: «Бог мне должен!»
А о стимуле трудиться за дары, за награду можно сказать, что такое состояние в Евангелии называется «наемничеством», и быть наемником хуже, чем быть рабом и другом. У наемника Бог всегда ходит в должниках; человек с такой психологией возвышается над Богом с претензией: «Ведь Он мне должен». Забыты слова Евангелия, где сказано, что «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).
Все попытки создать какую-то другую церковь есть не что иное, как утопическая идея, противоречащая словам Боговдохновенного Писания: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3: 11).
Нельзя сказать однозначно, что всё в пособии плохо. Есть и правильные советы, и точные библейские цитаты, но, когда отрываются от Церкви, понимание Священного Писания и, соответственно, его толкование становятся произвольными, что и приводит к заблуждениям.
Заблуждения в вопросе исцеления и чудес
Отсюда очевидно следующее: если нет чуда, утратится вера. Человек, строящий свою веру на желании видеть и ощущать чудеса и знамения, потерпит разочарование, если не получит очередного чуда, ведь затем последует уныние и «кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1: 19).
Люди во времена земной жизни Христа часто требовали от Него знамений и чудес. Спаситель сетовал: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4: 48). Настолько сознание людей было приучено к исканию чудес и рассудок помутился до такой степени, что им лишь бы только насладиться восторгом очередного чуда. Висевшему на Кресте Спасителю говорили: «Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк. 15: 32).
[1] Ефимов Игорь, священник. Современное харизматическое движение сектантства. М., 1995. С. 23.
[2] Москаленко А.Т. Пятидесятники. М., 1966. С. 30.
[3] Ефимов Игорь, священник. Современное харизматическое движение сектантства. С 23.
[4] Серафим (Роуз), иеромонах. Православие и религия будущего. Алма-Ата, 1991. С. 110.
[7] Ефимов Игорь, священник. Современное харизматическое движение сектантства. С. 24.
[9] Библейская школа церкви «Новое поколение». Дары и служение Духа Святого. Рига, 2001. С. 4.
Харизматическая секта «Новое поколение»
Часть 2. О даре говорения «иными языками», апостольстве и ученичестве
Дар языков в Апостольской Церкви и у «новопоколенцев»
Рассмотрим, что говорится в пособии для внутреннего пользования библейской школы церкви «Новое поколение» о даре разных языков и даре истолкования языков.
В Деяниях апостолов читаем: «и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 4). Большинство экзегетов убеждены: это было говорение на иностранных языках – «как Дух давал… провещевать».
Дар языков – глоссолалия – представляет собой исключительное явление в Церкви в жизни верующих первых двух веков от Рождества Христова. Спаситель перед Своим вознесением обещал в Евангелии от Марка, что этот дар, наряду с другими, будет сопровождать верующих в него. Так и написано: «будут говорить новыми языками» (Мк. 16: 17).
Очень часто представители харизматических направлений, в том числе и секта «Новое поколение», делают упор в своем учении на эти слова и говорят: вот как раз наша тарабарщина и есть новые языки.
Так какими же языками заговорили апостолы? Каковы были цель этого дара Божия и предназначение? За ответами обратимся к тексту Священного Писания, в частности к Евангелию от Марка (16: 14–20) и исследуем его в свете слов Спасителя, при этом проведя и экзегетический анализ.
«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк. 16: 14–20).
С самого начала этого повествования очевидно, что Христос явился апостолам до дня Пятидесятницы, до сошествия Святого Духа и получения дара языков. Здесь очень важно проследить временную последовательность. Действительно, то, о чем говорил Христос, сбылось в день Пятидесятницы. И здесь евангелист Марк говорит кратко об этом: «А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк. 16: 20).
Подробно это событие излагается в книге Деяний апостолов, тексты которой рассмотрим ниже. Сейчас только заметим следующее: действительно, апостолы, а потом и их ученики, не все, но некоторые, заговорили новыми языками. Уже из Мк. 16: 15 видно, какова была цель дара языков: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Что же апостолы? «А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». Господь им содействовал в проповеди Духом Святым, знамения (чудеса), которые «не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14: 22), сопровождали их: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками» (Мк. 16: 17). Для этого сопровождения нужно было условие – вера. Назначение дара языков – проповедь Евангелия.
Назначение дара языков – проповедь Евангелия. А как проповедовать на тарабарщине?
Итак, первое и главное – проповедь Евангелия. Второе, как условие, – вера. Третье – сопровождение знамениями. Заметим: знамения – это сопровождение, а не сама цель. Языки сопровождали главное – проповедь Евангелия.
Теперь обратимся к греческому тексту Евангелия. Это необходимо, так как представители практически всех харизматических направлений, в том числе и «Новое поколение», обвиняют нас в неточном переводе Библии. Хотя уже из изложенного выше ясно, что речь идет об иностранных языках, но будем последовательны до конца в нашем исследовании. «Γλώσσαις λαλήσονσιν καιναἷς» – дословно: «на языках произнесут новых» (Мк. 16: 17). Другими словами, ту Благую весть, которую апостолы получили от Спасителя, они, будучи наставлены Духом, снисшедшим на них, должны были произнести и пронести на языках всех народов до края земли, уча соблюдать всё, что Христос заповедал им, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Греческое слово λαλήσονσιν встречается в Писании как Ветхого, так и Нового Завета и везде означает «говорить на понятном языке, произносить, провозглашать». Так, в книге Второзаконие в Септуагинте встречаем: «пусть объявят» (Втор. 20: 5). Объявят, произнесут повеление – λαλήσονσιν. А как можно что-то объявлять, если это людям не понятно? Да и зачем? У пророка Софонии слово λαλήσονσιν стоит с отрицательной частицей, но придает в этом отрицании смысл сказанному: «не станут говорить лжи» (Соф. 3: 13) – καἳ ον̓ λαλήσονσιν μάταια – дословно: не произнесут легкомысленно.
И в словах апостолов и их учеников не было ничего легкомысленного, тем более непонятного, а было благовестие.
Эти языки были новыми для апостолов и других учеников, не знавших прежде языков других народов. Для людей же, которые их слышали, они были совершенно понятны, потому что каждый слышал свой язык (как и сказано: «каждый слышал их говорящих его наречием». – Деян. 2: 6), которым заговорили апостолы, возвещая о великих делах Божиих. Поэтому неверующие и увидели в этом чудо и удивлялись: «Как же мы… слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2: 11).
В Деяниях апостолов так и описываются эти события:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2: 1–11).
Дар языков в понимании отцов Церкви
В церковно-богословской среде существует несколько трактовок того, что такое дар языков.
Святитель Иоанн Златоуст: «[Хотите] знамений? Но они упразднились Ты имеешь веру, надежду, любовь; их ищи; они больше знамений»
Искание восторга и экстаза на молитве есть признак страстного и горделивого душевного направления
Православный христианин должен всячески сторониться подобных извращений религиозного чувства. Он имеет доступ к подлинным благодатным сокровищам в Таинствах Церкви, в ее богослужениях и в своей частной искренней молитве. В общении с Богом надо искать не восторга и острых переживаний, а обновления своей грешной души. Обновление же приходит через смирение, покаяние и исправление себя. По мере же обновления своей души христианин будет получать и подлинную благодать Божию, которая ему даст небесный мир и чистую радость, в сравнении с коими земной восторг является дешевым и жалким.
Армия «пророков» «Нового поколения»
Опасность состоит в том, что люди, эмоционально настроенные, а правильней сказать – расстроенные, собираются устраивать новый мировой порядок. Как у них получится с устройством – вопрос открытый, но факт расстройства уже налицо: политические нестроения на Украине, где организация «Новое поколение» и другие харизматические движения принимали и принимают активное участие в политической жизни страны. Как бы с таким настроем не получить новые горячие точки, уже в Европе, ведь претензия – новый мировой порядок. Напомним, что, к примеру, главная идея ваххабизма – любыми способами халифат – всемирное исламское государство.
Подобные идеи постмилленаризма (построения Царства Божия на земле) в истории неоднократно имели место, последствия были всегда трагическими. Как, например, в период Реформации на Западе, лидеры которой, объявив себя пророками, «очищали» землю от грешников, несогласных с их позицией.
Интересно, что в недавнем прошлом неохаризматики на доктринальном уровне придерживались мнения никого не называть отцами, «ибо один… Отец, Который на небесах» (Мф. 23: 9). Ранее в их изданиях можно было встретить обвинение Православной Церкви в претензии на отцовство. В ответ на их недоуменные вопросы и реплики православное богословие давало ответ, обращаясь к Священному Писанию: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4: 15). Этими словами апостол говорит о своем законном преемстве и отцовстве. Читая в пособии «Нового поколения» строки об отцовстве, невольно задумываешься: кого «родят» их лидеры, сами претендующие на роль «отцов»? и будет ли их общество церковью хотя бы смысле церковь-мать? Скорее эти недобрые отчимы родят недобрых последователей, и в такой церкви будет царить дух злой мачехи.
Есть возражение, что якобы Христос говорит здесь: все люди должны прощать друг другу грехи. Да, это так, но Спаситель тут говорит эти слова не всем, а именно апостолам. Посылает апостолов проповедовать Евангелие, учить и крестить людей: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19–20). Что же повелел им Христос? Рукополагать учеников и передавать им дар и благодать священства. «Напоминаю тебе, – пишет апостол Павел в Послании к своему ученику и последователю, – возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1: 6). Итак, как Господа и Спасителя Иисуса Христа послал на землю Бог Отец, «нас ради человек и нашего ради спасения», так и Христос, избрав апостолов, посылает их благовествовать в мир, наделяя их всеми дарами, в том числе и благодатью священства, которая передавалась через возложение рук: в апостольское время – апостолами, а впоследствии – епископами. Русская Православная Церковь может проследить свою преемственность от апостола Андрея до Святейшего Патриарха Кирилла.
«Апостол – значит “посланный”…» – утверждает автор пособия. Но кто избрал и послал организацию «Новое поколение»? Где апостольское преемство? Ответа не будет – по причине неимения законного преемства, а значит, нет у них благодати Божией и все дары – апостольство, пасторство, учительство – являются безблагодатными, самочинными и принесут плоды, не от Христовой Лозы собранные.
Истинное и ложное учительство
Обратимся теперь к следующему пособию, изданному библейской школой церкви «Новое поколение», под названием «Ученичество». Оно так же, как и разобранное выше, изобилует агрессией духа, противоречивостью, неким беспорядком мыслей. Автор пособия то ли умышленно, то ли от недостатка знания Священного Писания, а скорее всего по причине выпадения из Церкви и самочинного толкования Библии совершенно не видит следующее: Духу Святому не присуща агрессия, наоборот, как сказано: Дух Утешитель наставит на всякую истину (см.: Ин. 14: 26; 15: 26). О Боге же в Писании говорится, что Он «не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14: 33).
Снова и снова надо напомнить: Церковь – Тело Христово, а Христос – Ее Глава
Такой путь лидерства не что иное, как пропаганда «теологии процветания».
Так что представлять Христа многоликим по крайней мере невежественно, если, конечно, новопоколенцев в их энтузиазме не «захристосит» – в том смысле, что лидеры объявят себя «христами», как, к примеру, Виссарион из Минусинска. Но это уже будет не «Христос в ипостасях», а хлыстовство с лжехристами.
Далее автор пособия задает сам себе вопрос и пытается разобраться: «Кто я? Праведник или грешник?» Затем делается вывод за всё христианство, что на этот вопрос нет ответа. Но Православие давно определилось и дает на этот вопрос аргументированный ответ, утверждая его на Священном Писании и Священном Предании. Если православных не считают за христиан, это другой вопрос, а скорее всего такое недоумение результат того, что не читают Библию в свете отцов Церкви, а если и делаются такие попытки, то вне Церкви и без духа покаяния. Отсюда вся путаница, несварение в мышлении и, естественно, – отторжение.
Мы приводили уже слова В.Н. Лосского о том, что можно что-нибудь понять в христианстве и Христа принять лишь в свете Священного Предания, которое есть жизнь Духа Святого в Церкви. Потому как Предание – это не то, что мы придумали, а то, что мы приняли и сохранили: Христос – от Бога Отца, апостолы – от Христа, Церковь – от апостолов. И на этот вопрос – праведник ли я или грешник? – ответ есть. Каждый нормальный православный – именно нормальный – считает себя грешником. И совершенно ненормально – и такое состояние называется прелестью, это есть лесть самому себе, – считать себя праведником. И эта ненормальность произошла в результате выпадения из церковного общения.
Сказано в Библии: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Итак, на каком основании православный считает себя грешником? Чтобы получить ответ, обратимся к Божественному Откровению и зададим себе вопрос: как Иисус Христос относился к грешникам и к людям, которые считали себя праведниками?
В Евангелии есть история, которую рассказывает Спаситель народу, – о том, как два человека вошли в храм помолиться. Один был мытарь, другой – фарисей. Фарисей молился так: «“Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…” Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18: 11, 13–14). Перед нами два человека. Один – фарисей с сознанием праведника, а другой – мытарь с сознанием грешника. Мытарь, считающий себя грешником, уходит, по словам Христа, оправданным, покаявшимся, в какой-то степени праведником. Другими словами, оправдан тот, кто считает себя грешником, кается в этом и носит в себе это покаянное состояние и сознание.
В «Новом поколении» убеждены: «Говорить: “Я праведник” – это глубокое смирение перед Богом». Всё перевернуто с ног на голову!
Вспомним евангельское повествование о слуге и сотнике:
«У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе» (Лк. 7: 2–7).
Мы рассмотрели несколько пособий, изданных «Новым поколением», и везде – путаница в вопросах богословских, экклезиологических, касающихся Небесного и земного Иерусалима, путаница в понимании событий эсхатологического характера, событий до Второго Пришествия и после. И это, как уже и было замечено, приводит к заблуждениям в головах, повреждению в психике и опасным действиям впоследствии.
В заключительной беседе мы рассмотрим заблуждение харизматов в учении о спасении и дадим по этому вопросу православный ответ.
Харизматическая секта «Новое поколение»
Часть 3. Где – спасение, а где – погибель?
О спасении
Господь учит молиться словами «Отче наш», а не «Отче мой»: спасение личности не мыслится вне соборности Церкви
В Православной Церкви спасение понимается совершенно иначе, нежели в католической или протестантской церквях и у неопротестантов. В отличие от протестантов и неопротестантов, у нас нет учения о «личном» спасении – в их понимании этого вопроса. Да, в Писании говорится о личной ответственности человека перед Богом: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26); и Откровение Иоанна Богослова, представляя картину Суда Божия, гласит: «и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20: 13). Но протестанты учат, что человек для спасения не нуждается ни в Церкви, ни в ее иерархии – ни в чем и ни в ком. Согласно же православному учению, человек спасается в Церкви – и только в ней; в Православии спасение личности не мыслится вне Церкви, вне ее соборности.
Вообще идея соборности пронизывает собой в Православии всё. Посмотрите, например, что сказано апостолом о семейной – частной, казалось бы, – жизни человека: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Получается, то, что мы могли бы назвать своим «личным спасением», зависит и от наших взаимоотношений с ближними, от наших взаимоотношений в семье. Впрочем, все заповеди Божии регулируют взаимоотношения между человеком и человеком или между человеком и Богом. Ведь Господь учит нас молиться словами «Отче наш», а не «Отче мой» – здесь соборное единство возносится над диавольским эгоизмом отдельной личности, замкнутой на себе самой.
С другой стороны, и католическое учение об особой роли иерархии в деле спасения неприемлемо для православных. Клирики не спасают Церковь: они сами спасаются в ней вместе с остальной частью народа Божия. А единственный Спаситель всех – Господь Иисус Христос.
В православном понимании спасение человека состоит как бы из трех ступеней. Это искупление, освящение, обожение. Этим этапам духовного роста соответствуют три различных добродетели: вера, надежда, любовь. А также три различных состояния человека по отношению к Богу: раб, наемник, сын.
Рассмотрим эти три ступени подробно.
«Первая ступень – искупление. Искупление осуществляется Кровью Агнца Божия, Кровью Господа Иисуса Христа. В Библии говорится, что после грехопадения наших прародителей Господь сделал им кожаные одежды (см.: Быт. 3: 21). По толкованию святых отцов, это означает, что тогда была принесена первая кровная жертва, пролита первая жертвенная кровь, которая прообразовывала собой грядущее искупление человечества Кровью Сына Божия. И люди оделись в кожаные шкуры принесенных в жертву животных в знак постоянного напоминания прежде всего о грядущей жертве. Этапу искупления соответствует библейская добродетель – вера. “А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть” (Евр. 11: 6). Так сказано в Писании. И этой ступени соответствует, в свою очередь, “социальное” положение, описанное в Библии, – раб. Раб не надеется на награду. Приходящий к Богу грешник надеется только на милость. Можно сказать, что весь протестантский мир в своих умствованиях остановился только на этом уровне, хотя по-настоящему протестанты даже и на эту ступень не поднялись, а только еще более удалились от тайны Искупления. Для них искупление через веру и есть самое главное в спасении. “Только верой спасается человек”, – учил ересиарх Мартин Лютер. (Кстати, если следовать этой порочной логике, то должны спастись и бесы. Ведь сказано же в Писании: “и бесы веруют, и трепещут” (Иак. 2: 19). Впрочем, это тема для другого разговора.)
Вторая ступень – освящение. В Библии говорится: “Ибо воля Божия есть освящение ваше” (1 Фес. 4: 3). Этой ступени соответствует другая библейская добродетель – надежда. Человек не просто верит, он надеется, он опирается на плоды своей веры, той веры, которая “есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11: 1). Это, прежде всего, труд, это – образ жизни. Человек здесь – наемный работник. Достигая в своей деятельной вере некоего совершенства, он уже может опираться на то, чего достиг своими молитвами, постом и добрыми делами. На этой ступени остановился католический мир – и то лишь в своих рассуждениях. Реально же католики не поднялись ни на первую, ни на вторую ступень.
Третья ступень в деле спасения – обожение, понятие, известное только православному восточному христианскому богословию. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5: 48). Мы можем рассуждать с вами, в чем заключается, например, совершенство Моисея: он не воровал, не прелюбодействовал, был праведен, благочестив… Но когда нас призывают к совершенству Бога?! В чем оно заключается? Мы не знаем, что и сказать в ответ, а Господь призывает нас быть такими!
Итак, спасение – это восхождение в благодати по ступеням: раб, наемник, сын – через добродетели веры, надежды, любви. Ни один православный человек не может сказать о себе: «Я спасен». Спасение – это дело всей его жизни. «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2: 12).
Хотелось бы посоветовать руководителям и лидерам «Нового поколения» и их последователям более внимательно и вдумчиво исследовать Священное Писание, так как, по слову Христа, от этого зависит Жизнь вечная. И хоть иногда остановиться и без эмоций и энтузиазма задуматься: а на правильном ли я пути, и почему столько серьезных ошибок, касающихся дела моего спасения, в методических пособиях, которые по сути должны помогать мне в правильном понимании Библии? У пророка Иеремии есть хороший совет: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6: 16).
Теперь обратимся к рассмотрению следующего пособия библейской школы «Новое поколение», озаглавленного «Церковь». Выше, разбирая пособие «Дары Святого Духа», мы уже касались вопроса о Церкви и говорили, что Церковь одна, создана Христом здесь, на земле и, по определению Спасителя, – неодолима.
В V веке в истории Церкви были спорные вопросы, касающиеся дела спасения человека. Ересиарх Пелагий говорил, что человек, прилагая усилие своей воли, может спастись, и дошел до того, что благодать и помощь Христа ему уже стали не нужны. В полемике с ним блаженный Августин впал в другую крайность и утверждал, что в деле спасения сам человек не может ничего, а все совершает благодать и Христос.
Преподобный Иоанн Кассиан: в спасении нашем «участвуют и благодать Божия (Христос), и свободное произволение наше»
Снова и снова повторю: надо обратиться в решении вопросов вероучительных к Церкви. Зачем же дважды на одни и те же грабли наступать? Глобальные планы не реализуются, и, подобно язычникам, начинается упрашивание богов, чтобы они повиновались человеческой воле, а если не получится – поможем: «Люди помогают Иисусу Христу строить Церковь, не Иисус строит Церковь». Поэтому при всяческом недоумении они и стараются «помочь» Ему.
О богохульной «божественной иерархии», или Заблуждения о Христе и Духе Святом
Мы рассмотрели уже не одно богословское заблуждение церкви «Новое поколение». Новое – значит, молодое, и, конечно, есть сложности в понимании и исповедании тринитарного вопроса. И вновь и вновь мы видим попытки вывести – без Святого Предания, без Церкви и ее историко-богословского опыта – понимание Троицы только на основании Писания. Пытаясь разобраться только умом в тех тайнах, что постигаются верой через изменение ума (покаянием), приходят к богохульным заблуждениям.
Попытки разобраться только умом в тайнах, постигаемых верой через изменение ума (покаянием), приводят к богохульным заблуждениям
Рассмотрим, какой метод исследования применяется к вышеизложенному тексту. А затем постараемся решить два вопроса:
Итак, цитата из пособия: «Кто скажет хулу на Иисуса, тому простится, а кто скажет хулу на Духа Святого – не простится». Хотя приводимые слова и стоят в кавычках, но ссылка отсутствует, тут перед нами неточный евангельский текст. И это совсем не случайно.
В Евангелии говорится: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12: 31–32).
А произнесенное на Сына Человеческого слово может быть прощено: в глазах фарисеев Сын Человеческий не был Богом, Сыном Божиим. «Иисусу не все открыто», – утверждает пособие «Нового поколения» – и значит, Он для новопоколенцев, так же как для фарисеев, не Бог и не Божий Сын. Вспомним неточность приведенной цитаты: «кто скажет хулу на Иисуса, тому простится». В Евангелии же сказано: «если кто скажет слово на Сына Человеческого» (Мф. 12: 32). На Сына Человеческого, а не на Иисуса! Из сказанного выше очевидно, что такая поправка имеет смысловое значение и дает иное понимание рассматриваемого текста. Фарисеи видели во Христе только человека, и Господь, зная их сердца и неверие в то, что Он Сын Божий, говорит: «на Сына Человеческого, простится ему» – то есть как бы кто оскорбил просто человека.
Господь наш Иисус Христос Сам говорил о Своем Сыновстве и власти, равной власти Бога Отца, и указывал на Свое соучастие в промыслительном действии Отца. Когда фарисеи обвиняют Его в нарушении субботы, Христос отвечает: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5: 17). Фарисеи, услышав это высказывание Спасителя, вознегодовали на Него. Причина гнева была в том, что Он Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. При этом Господь не только не поправляет фарисеев, а наоборот, подтверждает, что они правильно Его поняли: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю… Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5: 17, 19).
Для новопоколенцев Христос тоже не имеет Божественной сущности, потому что «Ему не все открыто». Может ли быть «не все открыто» Богу? «Дух Святой стоит выше, чем Иисус Христос»… Возвышающий себя над Богом дух известен Церкви Божией с древнейших времен. Это тот самый дух, который «говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов… буду подобен Всевышнему”» (Ис. 14: 13–14).
Теперь обратимся к стихам Евангелия, в которых Богочеловек и Сын Божий Иисус Христос говорит о Духе Святом:
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14: 16);
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14: 26).
Обратим внимание: Христос, пришедший крестить Духом Святым (см.: Лк. 3: 16), обещает ученикам послать Духа (см.: Ин. 15, 26). Как видим, Дух Святой поставляется в таком же точно отношении к Иисусу Христу – в деле нашего искупления, – как и Бог Отец. При этом Дух Святой посылается в мир от Отца Сыном, чтобы быть Утешителем и Наставником людям и Свидетелем искупительного подвига воплощенного Сына Божия перед ними.
Как видим, одни лозунги вместо стройного богословия. А если и появляется в пособии «Нового поколения» что-то более-менее похожее на богословскую концепцию, то удерживается эта концепция недолго. Само изложение – хаотично-скачкообразное. Действительно, прав автор: кто на каком основании строит, тот такое строение или расстройство получает. В пособии немало такого, что очень, мягко говоря, не похоже на благоговейное славословие и являет собой расстройство в полном смысле этого слова.
Понятие о Духе Святом и Церкви в православном вероучении
Рассмотрим, что такое Церковь в ее православном понимании, действие и проявление Духа Святого в ней, а также в жизни каждого человека.
Святой Дух, пребывая в Церкви, хранит ее и направляет в соответствии с Божественным замыслом: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12: 8–10); раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, «как Ему угодно» (1 Кор. 12: 11). Содействием Духа Церковь осуществляет проповедь Евангелия и умножается: «наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» (1 Фес. 1: 5). Он учит Церковь: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14: 26). Охраняет Церковь, однажды и единожды созданную Христом, апостольским преемством; преемники – епископы – есть живые носители Духа: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1: 14). В совершенстве Дух пребывает от дней Апостольской Церкви через рукоположение, и духовенство сегодня – это наследие Христа, рожденное в Духе: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1: 6). Дух Святой действует в Таинствах Церкви: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3: 5).
В пневматологии святителя Иринея большое значение имеет мысль о Духе как о Том, Кто делает человека причастным духовной, Божественной жизни. В этом он видит смысл и конечную цель всего домостроительства Святого Духа – в соединении через Себя человека с Богом и обожение человека. И в свете этой основной идеи святитель осмысливает и действия Духа до Пришествия Христа, и Его участие в новозаветных событиях, и современное Его присутствие в Церкви. Кстати, заметим, что в пособии новопоколенцев ничего не говорится о Втором Пришествии Христа. Они собрались всё взять в свои руки, и Его Пришествие для них, наверно, будет так же неуместно, как это описано в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Там изложены события как бы Пришествия Христа на землю, и антихрист в виде папы Римского спрашивает Его: «Зачем Ты пришел? Нам и без Тебя хорошо – всё устроено. И люди нам поклоняются, они хотят власти, жесткой власти, им не нужны какие-то там обеты свободы и любви».
Заблуждение в вопросе Крещения
«140 кассет К. Коупленда; шведы из “Слова жизни”…» – вот и преемственность обнаружилась!
В Церкви же преемственность, подчеркнем еще раз, от апостолов, а апостолы приняли от Христа, а Христос – «все, что слышал от Отца» (Ин. 15: 15), и показал нам Отца. Дух исходит от Отца, пребывает в Церкви со Христом в Таинствах – во все дни до скончания века.
Далее говорится о крещении не только в облако, но еще и в море. «Море», по словам автора пособия, – это народ. И делается следующий вывод: народ должен креститься в пастора, пастор – в народ. Примерно то же, что и с крещением в облако. Только там человек должен стать ксерокопией пастора, каждый лично, а то уродцем будет. Прямо как в сказке про Аленушку и братца Иванушку, но там предупреждение было: не пей из копытца, козленочком станешь. А здесь – всё в массы, всё в народ.
Все, что было в Ветхозаветной Церкви, воплотилось и преобразовалось в Новозаветной. И Таинство Крещения, и Миропомазание, и Святое Причастие («одна пища и одно питие» – мечта Ледяева), и даже то, что Бог являлся образно, в облаке, в огненном столпе, – у нас есть образы. С греческого так и будет: «образ» – икона. Всё, чем грезит церковь «Новое поколение», есть в Церкви Нового Завета. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое… мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5: 17, 20). Примирение случается через покаяние.
Святое Крещение, Миропомазание, Евхаристия как начало совершения пути спасения
В Таинстве Миропомазания, после водного Крещения, каждый получает печать дара Духа Святого, Который возрождает крестившегося к этой жизни и запечатлевает (хранит) для Вечности. Искать на стороне крестившемуся в Православии еще какого-либо духа или крещения – это или невежество, или же апостасия.
Дух Святой ведет Церковь ко встрече Спасителя во время Его Второго Пришествия: «И Дух и невеста говорят: прииди!» (Откр. 22: 17). Именно сегодня Духом Святым подается предвкушение будущих благ Царства Божия. Само обитание Духа Божия в человеке, преподаваемое ему через благодатные Таинства в Церкви, является залогом его воскресения: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8: 11).
Духовная прелесть – доминирующий фактор в психологических причинах неохаризматизма
Гордость как стремление человека стать выше какого бы то ни было стеснения и ограничения и быть абсолютно свободным деятелем в мире приводит в результате к теоретическому устранению Бога и постановке на Его место человека, то есть самообожению. Гордый самообольщенный человек считает излишним в деле спасения какое бы то ни было посредничество, так как у него есть свои «средства спасения». Отсюда, восходя от «совершенства к совершенству», достигает сам собой «безгрешности» и «святости». Церковь, – считает такой человек, – налагает на свободную волю оковы, томит дух, порабощает дерзновение, поэтому она ему не нужна, ибо Дух Святой и так с ним. По его мнению, иерархия, Таинства, посты и уставы, кресты и иконы – всё заблуждение; если же и нет, то всё это никак не относится к совершению дела спасения.
В Притчах сказано: «Погибели предшествует гордость» (Притч. 16: 18), и у пророка Авдия читаем: «Гордость сердца твоего обольстила тебя» (Авд. 1: 3) А зная и то, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6), становится ясно, что духовная прелесть есть доминирующий фактор в психологических причинах неохаризматизма. В Церкви это называется просто – прелестью.
Заблуждения «новопоколенцев» очевидны. Если бы вопрос был второстепенным, можно было бы не обращать внимания на их учение, но дело касается самого главного – спасения души человека. Вся пагубность сектантского учения в том, что похищаются души у Бога из Царствия Божия. Потому исследовательско-полемический подход к учениям сектантов более положительный, нежели выискивание недостатков человеческих и сбор компромата на ту или иную секту.
Приведенный разбор учения секты «Новое поколение» поможет попавшим в сети харизматического сектантства разобраться в заблуждениях, при этом дается и ответ, показывающий путь, ведущий в Царствие Божие, на основании Библии и отцов и учителей Церкви. Также наш материал может служить и пособием православным миссионерам для ведения диспута с харизматиками.
Библиография
[1] Библейская школа церкви «Новое поколение». Ученичество. Рига, 2001. С. 18.
[6] Стеняев Олег, протоиерей. Школа выживания. М., 2007. С. 29–31.
[8] Библейская школа церкви «Новое поколение». Ученичество. С. 36.
[11] Библейская школа церкви «Новое поколение». Церковь. Рига, 2001. С. 12.
[12] Цит. по: Толковая Библия / Под ред. А.П. Лопухина. Т. 3. Стокгольм, 1987. С. 130.
[13] Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Обозрение духовной брани // Добротолюбие. Кн. 2. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. С. 127.
[14] Феофилакт, блаженный. Святое Евангелие с толкованием текста. М., 2002. С. 564.
[15] Библейская школа церкви «Новое поколение». Церковь. C. 5.
[16] Толковая Библия / Под ред. А.П. Лопухина. Т. 9. С. 237.
[17] Библейский комментарий отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Т. 1-а. Тверь, 2007. С. 312–313.
[18] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. М., 2005. С. 134.
[20] Библейская школа церкви «Новое поколение». Церковь. С. 11.
[32] Флоровский Георгий, протоиерей. Богословские отрывки // Путь. Париж, 1931. С. 5.
[33] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 119.
[34] Афанасий Великий, святитель. Против хулителей, утверждающих, что Дух Святый есть тварь // Афанасий Великий, святитель. Творения: В 4-х т. М., 1994. Т. 3. С. 36.
[35] Ириней Лионский, святитель. Творения. СПб., 1900. С. 249.
[42] Библейская школа церкви «Новое поколение». Церковь. С. 27.
[50] Библейский комментарий отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Т. 7. Первое и второе послания апостола Павла к Коринфянам. Тверь, 2007. С. 128–129.
[51] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 125.
[52] Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М., 2005. С. 43.
[53] Цит. по: Макарий, митрополит. Православно-догматическое богословие. Киев, 2006. С. 393.