Секторальные санкции что это значит
Практические аспекты взаимодействия с попавшими под санкции лицами
Практический опыт показывает, что санкции – это подвижная категория. Они меняются с течением времени, появляются новые разъяснения и судебная практика. Несмотря на то что ограничения действуют не первый год, вопросы клиентов относительно них почти не меняются. Самыми популярными остаются вопросы о возможностях работы с санкционными компаниями, их «дочками», западными банками, а также о смене юрисдикции с целью ухода от санкций.
Последствия работы с санкционными компаниями
Формально санкции обязательны для соблюдения в первую очередь европейскими и американскими компаниями, а также гражданами ЕС и США. Законы Евросоюза не предусматривают конкретных юридических оснований для введения санкций в отношении нерезидентов ЕС, которые их не соблюдают. Куда больше бизнес беспокоят так называемые вторичные санкции США: в блокировочный список (в США его фигуранты – это specially designated nationals and blocked persons, SDN) может быть включена любая иностранная компания, которая пытается обойти ограничения или способствует заключению значимой сделки в интересах санкционных лиц.
Не все санкции запрещают ведение любой коммерческой деятельности с такими компаниями – это касается только блокировочных санкций. К секторальным ограничениям применимо другое правило: если они не связаны с предметом сделки, то работать с санкционной компанией можно. Важно учитывать вид ограничений и то, какие товары и услуги вы продаете или оказываете.
В качестве примера можно привести попавшие под секторальные санкции банки: выкупать их бонды нельзя (за редким исключением), а поставлять новые банкоматы можно. Но иногда работу с санкционной компанией приостанавливают не из-за ограничений как таковых, а из-за опасения их введения в будущем: из-за угрозы вторичных санкций США швейцарский подрядчик «Газпрома» остановил прокладку труб для «Северного потока – 2».
Важно помнить о контроле
Ограничения распространяются не только на фигурантов санкционных списков, но и на аффилированные с ними компании. Однако и с ними зачастую можно вести бизнес. Для этого необходимо главным образом уточнить долю санкционного лица в компании (прямую или косвенную).
Здесь подходы США и Евросоюза к санкциям отличаются, но ключевым фактором является размер участия санкционного лица в другой компании. Ограничения США действуют в отношении аффилированных компаний участников списков SDN или SSI (секторального), только если они владеют компанией на 50% и более. Сам по себе факт контроля (т. е. если санкционное лицо в реальности контролирует деятельность компании, но владеет менее 50%) не является основанием для применения санкций к такой компании, а владение 50% минус 1 акция не нарушает ограничений. В свое время ВТБ сократил свою долю в «Почта банке» до 49,99%, чтобы, по всей видимости, исключить распространение на него санкций.
Секторальные санкции ЕС применяются к аффилированным компаниям, если они принадлежат санкционным лицам более чем на 50%, контролируются ими (т. е. действуют от их имени или по их указанию) или другими компаниями, принадлежащими им более чем на 50%. В случае с блокировочными санкциями контроль трактуется более широко. Например, если одна компания в силу договора может оказывать на другую доминирующее влияние, это будет оценено как контроль.
О банках
Есть свои тонкости и во взаимодействии с банками. Например, обслуживание компании в санкционных банках может затруднить расчеты с зарубежными партнерами. Иностранные банки негативно относятся к любому взаимодействию с банками под санкциями – доходит даже до приостановки операций по перечислению средств на счета компании, открытые в санкционном банке. Они также могут отказать лицу под санкциями в обслуживании. Например, Борис Ротенберг (под санкциями США) проиграл суд ряду европейских банков и не смог доказать, что отказ в обслуживании по причине санкций США является дискриминацией.
Кроме того, если компания заключит кредитный договор с санкционным банком, предоставив в залог (в качестве обеспечения) более 50% своего уставного капитала, то потенциально это может расцениваться как переход под контроль санкционного банка. В этом случае уже сама компания-заемщик будет считаться санкционным лицом со всеми вытекающими ограничениями.
Российские офшоры вряд ли помогут
В августе 2018 г. вступил в силу закон «О международных компаниях и международных фондах», дающий иностранным компаниям возможность смены юрисдикции на российскую (редомициляция). Ключевое требование – исключение такой компании из иностранного реестра юрлиц. Может даже сложиться впечатление, что зарубежные компании, попавшие под санкции, могут уйти от них, став «российскими».
Однако такая смена юрисдикции с высокой долей вероятности будет расценена как попытка обойти санкции, а иностранные компетентные органы откажут в исключении компании из реестра юрлиц. Поэтому закон о международных компаниях и фондах не является эффективным механизмом для вывода иностранных санкционных компаний из-под ограничений.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
«Санкционный комплаенс для российского бизнеса: все аспекты вопроса». Интервью Евгения Карноухова и Рода Туваева
Е.К: – Санкции, эмбарго, тарифные войны между странами, – всё это влияет на бизнес, ведущий экспортную торговлю или импортирующий зарубежные комплектующие, на финансовые институты, для которых увеличиваются риски по транзакциям. Это – новая реальность, с которой мы должны научиться работать.
Есть примеры, когда тот или иной закон, регулирующий очередные санкционные нововведения, критически влияет на бизнес, разрушая устоявшиеся каналы продаж или снабженческую цепочку.
Санкционный комплаенс служит предотвращению этих рисков. Его ценность очевидна, особенно в целях защиты акционерами, владельцами бизнесов стоимости своих активов, проверки соблюдения всех международных требований.
Именно по этой причине сегодня стали востребованы услуги профессиональных экспертов и консультантов в области санкционного аудита и комплаенса. Одним из таких профессионалов как раз и является руководитель санкционной практики Alliance Legal Consulting Group Род Туваев.
– Род, возможно ли вообще развитие отечественного бизнеса, каким-то образом связанного со странами Европы и США, в условиях санкционного режима? И в чём конкретно состоит задача санкционных менеджеров?
Р.Т: – Правоприменительная практика OFAC показывает, что сегодня, если вы экспортируете в США или ЕС, получаете комплектующие из Штатов или Западной Европы или просто участвуете в международных проектах, необходимо: регулярно открывать 26 санкционных списков США, иметь консультанта, специализирующегося на санкциях, проводить санкционный аудит коммерческой деятельности вашей компании, или санкционный дью-ди́лидженс проекта перед тем, как инвестировать или участвовать в нем, оценивать риски его нереализации из-за неисполнения по причине санкций контактных обязательств вашей компании, подрядчиков, поставщиков, зарубежных контрагентов ваших поставщиков.
Нужно изучать рамках процедуры проверки контрагента (know your client) его санкционный бэкграунд или взаимоотношения с попавшими под ограничения лицами.
– Какие виды санкций, касающихся отечественного бизнеса, сегодня существуют?
P.Т: – Применительно к России блокирующие санкции введены по программе «Украина» и направлены, в основном, против предприятий оборонно-промышленного комплекса и их руководства, а также ряда российских политиков и иных физических лиц.
Так называемое «Правило 50%» гласит, что любое лицо, прямо или косвенно владеющее долей более 50% уставного капитала организации, попавшей под блокирующие или секторальные санкции, тоже считается субъектом этих санкций.
Секторальные санкции SSI (Sectoral Sanctions Identifications) – это меры, ограничивающие совершение ряда сделок и операций в отношении компаний из определенных секторов экономики. Имущество и имущественные права участников списка SSI не считаются заблокированными.
– Где и как можно получать из первоисточника актуальные данные по последним санкционным требованиям?
Р.Т: – Таким первоисточником является сайт Минфина США.
Необходимо мониторить все виды новых актов, а также рекомендуемые комплаенс-программы… Но все это малоэффективно без их понимания, умения интерпретировать, и без внедрения сотрудникам четких инструкций по соблюдению санкционного риск-менеджмента.
–Почему российские компании и их руководство зачастую недооценивают роль санкционного комплаенса?
РТ: – Коммерческие департаменты, отделы продаж, экспортные сотрудники замотивированы на финансовый результат и, как правило, не уделяют должного внимания санкционному риск-менеджменту, воспринимая его как мешающую развитию и росту процедуру. Сотрудники, отвечающие за бизнес-девелопмент, часто искажают информацию и осознано не уделяют должного внимания регуляторным требованиям – с целью добиться хороших показателей продаж.
К тому же в России сегодня крайне мало санкционных специалистов, тогда как в Европе и США санкционные комплаенс-менеджеры играют важную роль при принятии стратегических решений.
В нашей практике есть примеры, когда топ-менеджеры, (т.н. «дисижнмейкеры»), совершали ошибки при заключении сделок, осознано или нет подводя свое предприятие под санкционные риски или увеличивая их.
– Но, казалось бы, почему отечественный предприниматель, работающий в российском правовом поле, должен соблюдать санкции США?
Р.Т:– Чтобы избежать риска применения штрафных мер в отношении участника или группы участников сделок, связанного с нарушением требований регулирующих органов (в данном случае – США ).
Он возникает для компаний, ведущих международную деятельность, особенно с западными рынками, ведь взаиморасчеты в долларах США априори предполагают возникновение так называемого «санкционного комплаенс-риска». Самый очевидный и распространенный из них – риск заморозки транзакции в банке-корреспонденте.
Интервью с Евгением Карноуховым, Управляющий партнер. Руководитель практики разрешения споров, и Родом Туваевым, Руководителем практики санкционного права Alliance Legal CG, Специальным советником по экспортному контролю, санкциям и правилам международной торговли.
Читать интервью в Russian Business Guide
Номер журнала
Подробный гид по санкциям
Нет единого списка компаний, которые находятся под санкциями: регулятор каждой страны составляет свой перечень. В этой подборке мы собрали самые часто задаваемые вопросы о санкциях и постарались ответить на них максимально подробно и понятно.
Кому важно знать о компаниях, которые состоят в санкционных списках?
Санкции накладывают ограничения по ведению внешнеэкономической деятельности на юридических и физических лиц.
Проверять своих контрагентов по санкционным спискам в первую очередь должны:
Например, головная компания зарегистрирована на территории страны, которая поддерживает санкции. В таком случае ее филиалам и представительствам тоже требуется соблюдать ограничительные правила.
Если вы ведете бизнес внутри одной страны и не сотрудничаете с зарубежными партнерами, то проблема санкций вряд ли коснется вашей компании.
В каких случаях российские компании могут нарушить санкционные требования?
Наибольший риск возникает:
Какие риски несет сотрудничество с физическим или юридическим лицами, которые попали под санкции?
Риски зависят от профиля организации и аспектов сотрудничества. Если банк допустил, что его клиент проводит операции с контрагентом из санкционного списка, то финансовую организацию могут:
Правильно трактовать санкционные ограничения — задача комплаенс-специалистов.
Какие виды санкций выделяют?
Выделяют два вида санкций.
Блокирующие санкции
Запрещают любые операции с физическими или юридическими лицами из санкционного списка.
Если лица состоят в санкционном списке Европейского союза, то ЕС запрещает другим организациям:
Если лица состоят в списке OFAC, США запрещает другим компаниям:
Секторальные санкции
Связаны с ограничением финансирования и распространяются на банки, предприятия нефтяной и оборонной промышленности.
Как выяснить, что компания находится под санкциями?
Чтобы проверить, находится ли ваш контрагент под санкциями, нужно зайти на официальный сайт регулятора интересующей страны и изучить его сведения.
Важно учитывать, что каждый контролирующий орган составляет свой перечень, и единой, мировой базы данных по санкциям нет.
Санкционные списки ведут более 20 стран и организаций. Среди них США (OFAC SDN, NON SDN), Великобритания (HM Treasury), Швейцария (SECO), Евросоюз (ЕС), ООН (UN) и другие.
Что такое «Правило 50»?
Согласно правилу, любая организация, которая на 50 % и больше принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Сложность в том, что этих организаций нет в санкционных списках. Даже проверка по санкционным спискам не дает уверенности, что физическое или юридическое лицо не находится под санкциями.
Поэтому важно изучать и структуру компании-контрагента, чтобы выявлять ее реальные связи.
Основные изменения санкционных требований в отношении России за 2020 год
Пополнились санкции OFAC США
29 января 2020 пополнен список санкций в отношении физических лиц России/Украины.
15 июля 2020 в список вошли 3 физических и 5 юридических лиц.
23 сентября 2020 пополнен список санкций.
23 октября 2020 пополнен список программы CAATSA — Россия.
Приняты новые санкции Бюро промышленности и безопасности США
В августе 2020 Бюро промышленности и безопасности министерства торговли США опубликовало новый санкционный список. В список попали 5 организаций из России.
Пополнились санкции Государственного департамента
В феврале 2020 США ввели санкции против 3 российских предприятий.
В ноябре 2020 под американские санкции попали 3 организации.
Расширились санкции ЕС
29 июня 2020 Совет ЕС объявил о продлении до 31 января 2021 года секторальных экономических санкций против России.
Введены новые санкции Великобритании
В июле 2020 Великобритания ввела санкции против 25 россиян. Ограничительные меры будут действовать до 31 декабря 2020 года.
Расширены санкции Украины
В санкционные списки Украины против России включены 377 физических и 235 юридических лиц.
Проверка каждого контрагента в санкционных списках — серьезная нагрузка на бизнес. Компания, сотрудничающая с клиентом из санкционного списка, рискует получить крупный штраф или лишиться лицензии.
Сервис Контур.Призма объединил 85 % данных о глобальных санкциях. Загружено почти 10 000 профилей физический и юридических лиц.
Оцените возможности Призмы и проверьте контрагентов по санкционным спискам
С помощью Призмы вы за минуту можете проверить клиентов по спискам США, Великобритании, EC, UN, SECO и другим. Для этого в интерфейсе Призмы введите ФИО или наименование компании, нажмите кнопку «Проверить» и увидите список с совпадениями. С помощью API можете выгрузить всю базу санкций в формате.xml.
Юлия Елисеева, руководитель ООО «Комплаенс Рус
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России
Что представляют собой санкции США?
Санкции США являются важным инструментом внешней политики США. Несмотря на высказывающиеся сомнения по поводу эффективности и объективности санкций США, они активно используются ещё с начала XIX века. Декларируемая цель санкций является двоякой и заключается в (i) изменении политического поведения страны-объекта санкций и (ii) увеличении расходов, которые придется понести стране-объекту санкций в случае, если она продолжит «плохо себя вести».
Первый пакет санкций в отношении России был введен в 2014 году. Официальным поводом для введения санкций стали заявленная «аннексия» Крыма и дестабилизация ситуации на Украине. Одновременно с Соединенными Штатами аналогичный ряд санкционных запретов ввели Европейский союз, Канада, Австралия, Швейцария, Норвегия и некоторые другие страны. В Соединенных Штатах есть несколько правительственных учреждений, отвечающих за администрирование санкций. На практике за санкции в отношении России отвечает Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), хотя юрисдикцией по некоторым делам, особенно когда речь идет о продукции военного и двойного назначения, может обладать другое ведомство – Бюро промышленности и безопасности (BIS).
Виды санкций против России
Существует несколько санкционных программ в отношении России.
Во-первых, это так называемый SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC.
Во-вторых, это SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Природа SSI сложна. Коротко говоря, санкции SSI направлены только на отдельные отрасли. Санкции SSI направлены на энергетический сектор России в трех подкатегориях: добыча залежей углеводородов в субарктике, добыча залежей глубоководных углеводородов и залежей сланцевых углеводородов, а также связанные с этой деятельностью услуги и поддержка. Санкции SSI также применяются к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами, ограничивая некоторым российским финансовым учреждениям возможность брать кредиты на западных рынках.
В-третьих, это санкции, связанные с Крымом. По общему правилу, любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC.
В-четвертых, это санкции, предусмотренные Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA), который, в частности, направлен на близких к Кремлю олигархов, на оборонный и разведывательный секторы, кибербезопасность, а также на третьих лиц (нерезидентов США), заключающих «существенные» сделки с российскими лицами под санкциями.
Существует широкий спектр санкций, администрируемых BIS, Государственным департаментом и другими государственными органами США, но для целей настоящего обзора они имеют меньшее значение. Эти санкции применяются в конкретных случаях и могут быть рассмотрены отдельно, если это необходимо.
Кого могут затронуть санкции США?
Проще назвать, кого не затрагивают санкции США. К ним относятся: (i) российские физические лица или российские компании, которые осуществляют операции только в российских рублях, не заключают сделок и не имеют связей с нероссийскими сторонами, не выезжают за границу, не имеют иностранных руководителей, сотрудников или бенефициаров, или (ii) иностранные (нероссийские) компании и физические лица, не имеющие никаких связей с Россией, прямых или косвенных.
Те, кто не подпадает под одну из двух указанных выше категорий, могут быть затронуты санкциями США. Это может произойти не только из-за прямого нарушения санкционного режима, но также из-за косвенного нарушения санкций по неосторожности или в результате попытки обойти санкции.
Косвенное нарушение санкций может иметь место из-за так называемого экстерриториального применения санкций США. Это означает, что американское лицо (физическое или юридическое) должно соблюдать санкции США независимо от его/ее местонахождения. В некоторых случаях это может вызвать прямой конфликт интересов. Наглядным примером является ситуация, когда сотрудник из США работает на российскую компанию (или ее дочернюю компанию), на которую OFAC налагает санкции. С одной стороны, этот человек обязан хорошо выполнять свою работу. С другой стороны, будучи гражданином США, ему/ей необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить блокировку/заморозку всех активов и собственности своего работодателя.
Другим примером экстерриториального применения санкций США являются так называемые вторичные санкции. Согласно CAATSA, к иностранному лицу могут быть применены санкции, если он/она содействует значительной сделке с лицом, на которое наложены санкции США, введенные в отношении России, или с его ребенком, супругом, родителем, родными братом или сестрой этого лица. Внеся в список SDN Китайский Департамент разработки оборудования и его директора Ли Шанфу на основании правила вторичных санкций CAATSA, OFAC создал первый тревожный прецедент экстерриториального применения американских нормативных правил к лицам из третьих стран. Это является основным фактором риска при ведении бизнеса с Россией, особенно для европейских и азиатских партнеров.
Существует еще одно обстоятельство, усложняющее ситуацию. Как следует из определенной судебной практики, существует риск того, что попытка применить санкции США в России может повлечь за собой ответственность для сторон, так как санкции Запада понимаются как противоречащие основам публичного порядка в России, а, следовательно, незаконны ab initio. Будучи вынужденным применить санкции США с одной стороны, и не применять их с другой, бизнес может оказаться между молотом и наковальней.
Кроме того, санкции США применяются не только к тем, кто непосредственно включен в списки SDN/SSI, но и к тем компаниям, в которых прямо или косвенно участвуют лица из этих списков на 50 или более процентов (так называемое Правило 50%). В некоторых случаях, для того чтобы выяснить, находится ли какая-либо конкретная компания под санкциями, может потребоваться значительное время, поскольку косвенный контроль может быть не столь очевидным.
Что делать?
Во-первых, не паниковать. Режим санкций США в отношении России не является всеобъемлющим и ориентирован только на отдельные отрасли. Существуют «комплексные» санкционные режимы для других стран, таких как Иран, Судан, Сирия и т. д. Основной принцип этих санкционных режимов заключается в том, что запрещено все, что прямо не разрешено. Хотя санкции США и других стран остаются на сегодня фактором риска, их не следует воспринимать как полный запрет на ведение бизнеса в России.
Во-вторых, мы рекомендуем правильно оценить связанные с санкциями риски. Оценка риска может включать перекрестную проверку сторон в отношении санкций (особенно с учетом Правила 50%), анализ соответствующих договоренностей с точки зрения потенциального воздействия на них санкционных запретов, анализ санкционных оговорок в контрактах и другие юридические действия, способные выявить и оценить санкционные риски. Кроме того, на сегодняшний день в крупных компаниях принято разрабатывать внутренние правила и политики по санкционному комплаенсу.
Мы надеемся, что эта статья окажется полезной, хотя она и описывает достаточно базовые положения санкционной темы. Главное – понимать, что, несмотря на давление санкций США, иностранные и отечественные компании все же могут успешно работать в России. При этом ключевая необходимость для бизнеса заключается в том, чтобы знать, какие санкционные положения применимы в конкретных случаях.
Что такое санкции простыми словами
Нарушение законодательных или общепринятых норм влечет для субъекта применение наказания. Меры воздействия на нарушителя принято называть санкциями. Они могут применяться и как показательные мероприятия, направленные на пресечение нарушений со стороны остальных субъектов правоотношений. Толкование термина «санкции» простыми словами — только на сервисе Brobank.ru.
Что означает термин «санкции»
Дословный перевод с латинского звучит как строжайшее постановление (sanctio). Санкция — это составная часть правовой нормы, применяемая к лицу, нарушившего установленное данной нормой правило. Юридическая природа санкций заключается в их карательном характере. Их вполне можно рассматривать как наказание определенного рода, которое применяется в отношении нарушителя.
При этом наказание должно иметь юридически обоснованный механизм. О виде санкций, степени их строгости и особенностях применения, в правовом или ином акте должна указываться полная информация. Если подобной информации нет, то применение санкций рассматривается как отдельное правонарушение.
Незнание нарушителя о возможности применения санкций, не освобождает его от ответственности. Санкции должны иметь законный характер, с применением только в соразмерном допущенному правонарушению виде.
Каких видов бывают санкции
Учитывая, что санкции обязательно должны иметь только законный характер, целесообразно называть их юридическим инструментом. В мировой практике санкции по праву считаются наиболее эффективным средством по пресечению правонарушений. Ничто так не останавливает потенциального нарушителя, как неотвратимость возможного наказания. Виды санкций:
Еще один смысл понятия «санкция» заключается в предоставлении прав на проведение определенных мероприятий. К примеру, в уголовном процессе распространен термин «судебная санкция», дающий следователю право на применение в отношении подозреваемого мер уголовного преследования. Но в законодательных актах применяется словосочетание «постановление о разрешении» на проведение тех или иных мероприятий.
Уголовно-правовые санкции
В уголовном процессе санкции применяются а виде синонима термина «наказание». В большей степени они носят карательный характер. После доказанного факта совершения преступления, к обвиняемому применяются санкции — приговор суда, определяющий применение к обвиняемому наказания, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ.
Лишение свободы — пример наиболее суровой санкции по действующему законодательству РФ. С точки зрения теории уголовного права, норма права имеет следующую структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Их значения:
Для примера можно взять одну из самых «распространенных» статей Уголовного Кодекса РФ — кража (ст. 158 УК РФ). Гипотезой в данном случае является условие, в соответствии с которым ответственность за кражу наступает с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). Диспозиция — вменяемым лицам, достигшим 14-летнего возраста, запрещено совершать кражу. Санкция — наказание в виде 2 лет лишения свободы.
В отличие от некоторых других отраслей, в уголовном праве гипотеза, диспозиция и санкция идут отдельно друг от друга. Гипотеза с диспозицией прописываются в общей части УК РФ, санкция — в особенной части.
Административно-правовые санкции
Наряду с уголовным правом, в РФ действует еще одна правовая отрасль — административное право, которое предусматривает систему санкций за допущенное субъектом правонарушение. В отличие от уголовного права, в административном праве не используется термин «преступление». Здесь его принято заменять на понятие «правонарушение».
Наиболее распространенным видом санкций в административном праве является штраф — денежная выплата, поступающая в бюджет Российской Федерации. Исчерпывающий перечень санкций указан в ст. 3.2 КоАП РФ. В их числе:
В большей степени перечисленные виды наказаний распространяются на физических лиц. Также в статье указаны санкции, применяемые в отношении и юридических лиц. Пункты 3-11 указанной статьи предусматриваются только КоАП РФ.
Дисциплинарно-правовые санкции
Система наказаний предусматривается в корпоративной практике. В трудовом праве нарушение дисциплины принято называть проступком. Под данный термин подпадают нарушения как норм трудового кодекса, так и условий трудового договора между работником и работодателем. Санкции, применяемые в отношении нарушителя называются дисциплинарными взысканиями. Они бывают следующих видов:
Как и в остальных отраслях права, в трудовом законодательстве обязательным условием применения дисциплинарного взыскания является его соразмерность с допущенным проступком. Если закон указывает на замечание или выговор по определенным основаниям, то более суровая санкция в виде увольнения применяться не должна. В противном случае работодатель может быть подвергнут административному наказанию.
Имущественно-правовые санкции
Данный вид санкций применяется в договорных отношениях. Если одна сторона соглашения не выполняет или нарушает указанные в нем условия, то вторая сторона получает правовые основания на применение в отношении контрагента санкций. Классическим примером применения санкций по договору является несоблюдение заемщиком условий кредитного договора. Как правило, наблюдается следующая схема:
В данном случае санкцией признается начисление штрафных процентов. Тем самым, банк наказывает заемщика за неисполнение условий кредитного договора. Все остальные меры, такие как пеня, привлечение третьих лиц (коллекторских агентств), взыскание долга через суд, подпадают под систему санкций в отношении заемщика. Соответственно, и здесь термин предполагает для субъекта наступление негативных последствий.
Международно-правовые санкции
Термин приобрел большую «популярность» благодаря тому, что в марте 2014 года Российская Федерация, вразрез с международными нормами, присоединила к своей территории бОльшую часть Крымского полуострова.
Действия РФ на территории суверенной Украины были признаны мировым сообществом аннексией — военным (насильственным) присоединением одним государством части другого независимого государства. По этой причине в отношении России был применен ряд экономических санкций.
В международном праве под экономическими санкциями понимается система мер запретительного характера, блокирующих выход государства на определенные части мирового рынка. В другой интерпретации данные меры можно называть разновидностью экономической блокады со стороны группы государств, ведущих активную внешнюю политику.
Применяться они могут как к одной стране, так и сразу к нескольким. При этом, санкциям подвергается не только страна-нарушитель, но и государства, признающие ее действия законными и не противоречащими нормам международного права. По этой причине действия РФ не поддерживаются ни одним развитым государством.
Источники информации: