Секвестр бюджета что это такое простыми словами
Все налоги и сборы образуют бюджет страны. При нормальном перераспределении средств этих денег хватает на различные государственные социальные программы, пополнение запасов, повышение обороноспособности, разработку различных инноваций, управление, осуществление различных экономических преобразований. Но что делать, когда расходы государства превышают поступления в бюджет? Один из самых эффективных механизмов снижения расходной части баланса страны — это секвестирование бюджета.
Определение секвестрования
Секвестирование бюджета – это термин, пришедший к нам из западных учений об экономике. Слово произошло от латинского Sequestrum, что значит «хранение». Слово применяется в банковской, судебной сфере, к примеру, для ареста денег на счетах. Но в последнее время оно чаще всего слышится в контексте государственных экономических программ. И применяется данное понятие в контексте урезания, уменьшения каких-либо финансовых средств.
Почему урезается бюджет
Дефицит бюджетных средств можно покрывать по-разному. Прежде чем пересматривать финансирование текущих проектов, государство изыскивает возможность привлечения сторонних средств. Это могут быть «долгие» государственные займы, которые обеспечиваются имуществом самого государства, привлечение иностранных инвестиций, продажа или долгосрочная аренда государственных предприятий и прочее.
Если доступ к внешним источникам финансирования закрыт, возможен выпуск облигаций внутреннего займа, которые могут купить все желающие. Если привлеченных средств мало, пересматриваются текущие планы и программы, включаются процессы, призванные сбалансировать бюджет. Одним из них и является секвестирование бюджета. Это крайне непопулярная мера урезания расходов, но без нее государство может быть признано банкротом.
Необходимо принимать во внимание, что дефицит бюджета считается вполне допустимым, если статьи расходов превышают доходные на 5-10%. Если этот диапазон лежит в пределах 10-20%, включаются «мягкие» режимы экономии средств. И лишь при дефиците выше 20% меры экономии ужесточаются вплоть до применения непопулярных, но крайне эффективных действий по сокращению расходов.
Как производится секвестирование
Механизм секвестирования вводится в отношении бюджета, если полученных доходов явно недостаточно для реализации первостепенных задач. Профильный комитет в контролирующих органах определяет долю недостачи и на этот процент урезает все текущие программы.
В общем случае механизм секвестирования вводится в отношении нижестоящего бюджета, на который и выделяются средства. Такая линейка позволяет осуществлять администрирование расходов вертикально, сверху вниз. При этом механизм секвестирования в отношении вышестоящего бюджета не применяется. Его итогом должно стать выравнивание статей расходов и доходов для стабилизации макроэкономической ситуации в стране. Сбалансированный бюджет повысит экономическую репутацию государства — а значит, сделает его более привлекательным для возможных инвесторов.
Перечень проектов, финансирование которых урезанию не подлежит, утверждается Минфином страны при согласовании с Кабинетом министров. Это могут быть расходы на оборону или на реализацию программ федерального значения.
Подведение итогов
Как можно понять, секвестрование бюджета – это достаточно эффективный способ урегулирования дефицита. Но, к сожалению, в первую очередь такая мера отражается на рядовых гражданах. Снижаются расходы на медобслуживание и образование, уменьшается количество отремонтированных дорог и возведенных объектов муниципального и государственного значения. Все запланированные программы урезаются на 5-10%, в зависимости от обнаруженного дефицита.
Снижение финансирования проводится одновременно и пропорционально. Вместе с тем, некоторые проекты секвестрованию не подлежат, к примеру, обслуживание внешнего экономического долга государства.
В чем смысл бюджетного маневра Минфина
Из Минфина каждый день приходит информация о новых предложениях держателей бюджета. Как правило, речь идет о сокращениях тех или иных госрасходов. Волны активности Минфина всегда означают борьбу с бюджетным дефицитом, дефицит же в данном случае сопровождает экономический кризис. Дилемма в том, что рост дефицита требует сокращения расходов, а антикризисная поддержка экономики — их увеличения. Как Минфин выходит из положения?
Минфин верен себе. Главное в выдвигаемых ведомством Антона Силуанова предложениях в рамках специально для этого разработанной «методики разделения бюджетных ассигнований» — конечно, борьба с дефицитом бюджета. Но это совсем не секвестр бюджета в классическом виде, когда все расходы сокращаются под одну гребенку. Секвестр — это пожарная мера спасения бюджета, когда все остальные средства исчерпаны. Так далеко дело в России еще не зашло, и Минфин осуществляет маневр бюджетными расходами.
Планы сокращения расходов тем не менее весьма радикальны. Минфин не останавливается перед тем, чтобы замахнуться на почти неприкасаемое. Предлагает сократить расходы на госпрограмму вооружений (ГПВ) на 5%. Любопытно, что речь идет о 2021–2023 годах. Еще одна не менее любопытная черта — после сокращения военного бюджета в 2017–2019 годах армейцы ждали нового цикла роста расходов.
Правда, военные расходы прозрачностью никогда не отличались. Иллюстрация — данные Стокгольмского международного института исследований проблем мира, по которым, несмотря на официальное сокращение военного бюджета, Россия в 2019 году после годичного отсутствия вернулась в первую пятерку стран с наибольшими военными расходами: США, Китай, Индия, РФ и Саудовская Аравия.
Если же вернуться к предложениям Минфина, то реальный размер сокращений госпрограммы вооружений в денежном выражении в министерской методике не указан. Тем не менее, по имеющейся в СМИ информации, суммарное снижение «нерасписанных расходов», куда входит и сокращение ГПВ, составляет 258,2 млрд рублей в 2021 году, 192 млрд рублей — в 2022-м и 198,2 млрд рублей — в 2023-м.
Базовые бюджетные ассигнования на развитие здравоохранения могут быть уменьшены в 2021 году на 65,7 млрд рублей, до 721,9 млрд, в 2022-м — на 71,6 млрд рублей, до 716,5 млрд, в 2023-м — на 115,4 млрд рублей, до 672,7 млрд. Предлагается сократить и финансирование образования. Соответствующие бюджетные ассигнования могут быть уменьшены в 2021 году на 33,3 млрд рублей, до 355,2 млрд, в 2022-м — на 30,7 млрд рублей, до 307,7 млрд.
Здесь тоже есть кое-что любопытное. Во-первых, в процентном отношении расходы на развитие человеческого капитала сокращаются значительнее, чем военные расходы. Во-вторых, в соцблоке прослеживается некий маневр. Идет не только сокращение. Так, расходы на развитие образования в 2023 году предлагается увеличить на 10,5 млрд рублей — до 348,8 млрд. Самое же главное, что в качестве приоритета выделяется программа «Социальная поддержка граждан». Здесь расходы могут увеличиться в 2021 году на 43,7 млрд рублей, до 1,89 трлн, в 2022-м — на 33,9 млрд рублей, до 1,98 трлн, и в 2023-м — на 188 млрд рублей, до 2,1 трлн. Таким образом, главный социальный приоритет назван: борьба с бедностью.
Минфин предлагает сократить поддержку ряда регионов. Не обошлось без, казалось бы, неприкасаемых. Так, Крым и Севастополь в 2021 году могут недосчитаться 8,5 млрд рублей из федерального бюджета, в 2022-м — еще 9,1 млрд. Планируется также сократить финансирование госпрограмм по развитию Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, как и Арктической зоны.
Любопытен маневр расходов на саму власть. Минфин планирует увеличить траты на деятельность президента и его администрации: в 2021 году — на 88,7 млн рублей — до 14,27 млрд. Правительству же, как и законодателям, предлагается экономить. На правительство Минфин хочет выделить на 191,3 млн рублей, а на работу Госдумы и Совета Федерации суммарно — почти на 600 млн меньше.
Пора переходить к выводам. Предложения в целом негативно скажутся на состоянии российской экономики. Потому что главная цель — не дополнительная поддержка экономики, а удержание бюджетного дефицита в определенных рамках. Характерно, что, по имеющемся оценкам, в числе наиболее пострадавших от сокращения расходов — российская промышленность, госпрограмма развития и повышения конкурентоспособности которой потеряет в 2021 году 23%, или 123,3 млрд рублей.
С другой стороны, надо отдать Минфину должное: он расставляет приоритеты.
Если с сокращением расходов на образование и здравоохранение трудно согласиться — есть международные сравнения, которые показывают, что госинвестиции в эту сферу в России в разы ниже, чем в развитых странах, которые, по идее, мы должны догонять, — то выделение в качестве приоритета борьбы с бедностью представляется безальтернативным. Так же — и в случае с промышленностью. Хотя госсредства предложено выделять гораздо скромнее, приоритет все равно есть. На развитие самых наукоемких отраслей — электронной и радиоэлектронной промышленности — госрасходы не сокращаются, а увеличиваются, и как! Рост, по предложениям Минфина в 11,5 раза — с 10,7 до 124 млрд рублей. Речь идет прежде всего о поддержке отечественного производства микроэлектронной базы современных цифровых технологий. Подобный рост обусловлен в первую очередь геополитическими соображениями: уязвимость в этой сфере необходимо преодолевать, в том числе и для развития военного производства. Но это тот случай, когда геополитический интерес совпадает с экономическим.
Минфин свое дело сделал, очередь — за правительством и законодателями.
Забытое слово «секвестр»: на что не хватило денег правительству
Проект закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов вновь заставляет вспомнить некогда популярное слово «секвестр». Само это слово, разумеется, нигде в документах проекта бюджета и официальных комментариях не встречается. Но секвестр, то есть урезание расходов, есть. Как и следовало ожидать, названо это более политкорректно — «оптимизацией». Однако «оптимизация» на языке правительственных финансистов давно означает только одно — урезание расходов. Так что речь идет именно об уменьшении ранее запланированных бюджетных трат.
Почему встал вопрос об уменьшении расходов — очевидно. Денег не хватает. Экономика переживает серьезный кризис. Мировые цены на нефть далеки от уровней, на которых они были в начале года. Понятно, что в обозримой перспективе до прежних уровней они не восстановятся. Мало того, еще и объем сырьевого экспорта в натуральном выражении резко упал. В результате в стоимостном выражении Россия потеряла уже очень много экспортных доходов и будет терять дальше.
Так, в первом полугодии 2020 года экспорт нефти упал на 34,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а экспорт газа и вовсе обвалился на 51,2%. Это колоссальный провал, который еще не закончился, а потому бюджет на 2021 год и последующие годы должен учитывать эту реальность. В результате суммарно бюджетные расходы должны быть сокращены в 2021 году на 927 млрд рублей, в 2022 году на 970 млрд рублей, в 2023 году на 900 млрд рублей. Но бюджет все равно останется дефицитным. Дефицит, конечно, будет не таким, как в 2020 году (ожидается 4,4% от ВВП), но все равно значительный: в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 и в 2023 годах — около 1% ВВП.
Чтобы сбалансировать и без того дефицитный бюджет, правительство предлагает, во-первых, снизить на 10% финансирование так называемых незащищенных статей бюджета и, во-вторых, сократить на 5% финансирование госпрограммы вооружений в 2021-2023 годах. В результате расходы на национальную оборону снизятся до 2,7% ВВП в 2021 году (2020 году они должны составить 2,9% ВВП). Продолжится снижение расходов на оборону и в 2022 году — до 2,6% ВВП, в 2023 году — 2,5% ВВП.
Сокращение оборонных расходов является знаковым в нынешней ситуации. Конечно, будут говорить о том, что программа перевооружения российской армии завершена, а потому все идет по плану. Но я бы сказал по-другому. Планировали, что оборонные расходы должны начать потихоньку снижаться, и понятно почему: они и так много лет устойчиво росли, в какой-то момент должна была случиться коррекция. Но вряд ли предполагалось это снижение ускорять. Так что реальность такова, что объявленного 5%-го сокращения госпрограммы вооружения в 2021-2023 годах все-таки ранее не планировали.
Сокращение оборонных расходов — это всегда болезненно. Страна уже переживала в 90-е годы прошлого века сокращение оборонки. То, что еще недавно казалось незыблемым приоритетом, тоже оказалось подвержено пресловутой оптимизации. И это в условиях, когда геополитическая обстановка ухудшается. Безусловно, пока ситуация в экономике и в государственных финансах намного лучше, чем было почти три десятилетия назад, но все равно это сокращение будет чувствительным: от подобных вещей просто банально отвыкли.
Отвыкли и от 10%-го секвестра по «незащищенным» статьям. Оно означает, что должно быть сокращено все, за исключением так называемых защищенных статей, то есть урезание не коснется судебной системы, дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение публичных нормативных обязательств (пенсии военнослужащим, социальные пособия, стипендии и т. д.), трансфертов внебюджетным фондам (трансферт Пенсионному фонду России, к примеру, должен составить в 2021 году 3,5 трлн рублей), расходов на обслуживание госдолга.
Неприятная новость есть и для госчиновников: в 2021 году индексации их зарплат не предусмотрено. В целом за счет переноса реформы денежного содержания федеральных чиновников хотят сэкономить 118,5 млрд рублей. Неудивительно, что с учетом этого Минфин России предложил и снизить расходы на обеспечение деятельности органов управления внебюджетных фондов.
О чем это говорит? О том, что дела в государственных финансах идут неважно. Успокоимся пока тем, что мы еще только в начале этого ухудшения. Очень может быть, что будет хуже, но потом. Последствия коронавирусного кризиса, падение цен и спроса на углеводороды, рост вероятности новых антироссийских санкций явно недооцениваются. Так что 5-10%-е сокращение — это немного.
Тревожат не эти сокращения, — беспокоит то, что будет дальше, когда уже сокращать станет особо нечего. Примерно такая ситуация и была в России в 90-х годах прошлого века. Сегодня до этого пока далеко, ситуация другая — это очевидно. Но вот поди ж ты, слово «секвестр» вспомнить пришлось.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Секвестр
Секвестром в экономике называют сокращение расходов, обусловленное объективными причинами. Как правило, речь идёт о сокращении бюджетных расходов, то есть, пересмотре бюджета в сторону его сокращения. Говоря доступным языком, процедуру секвестирования можно сравнить с «урезанием» расходной части бюджета. Сокращение расходов в большинстве случаев затрагивает весь госбюджет. В числе причин, которые могут привести к необходимости принимать подобные меры – всевозможные непредвиденные обстоятельства и форс-мажоры, а также ошибки, допущенные при расчёте и составлении бюджетного плана.
Секвестр бюджета – это
сокращение расходной части бюджетного плана. Такая мера является вынужденной и принимается в том случае, если возникшие в государстве непредвиденные финансовые трудности не позволяют следовать уже принятому и утверждённому бюджету. В экономических науках существуют и другие формулировки. Так, можно сказать, что секвестр бюджета – это пропорциональное уменьшение всех расходный статей на определённое значение, применяемое государством для искусственного снижения бюджетодефицита. В свою очередь, дефицит возникает в таких случаях, когда расходная часть превышает доходную.
Секвестр расходов
Как уже было сказано, снижение или секвестр расходов предполагает пропорциональное сокращение расходных статей госбюджета за исключением так называемых защищённых статей, которые, согласно законодательству, не подлежат пересмотру и не могут изменяться в сторону уменьшения. Такая необходимость может быть вызвана экономическим кризисом, недостаточной эффективностью финансовой системы, ростом коррупции в госсекторе или различными чрезвычайными (форс-мажорными) обстоятельствами – стихийными бедствиями, масштабными катастрофами, войнами, политическими кризисами.
Секвестр (хранение)
Термин также имеет другие значения. В юриспруденции секвестром называют добровольную или принудительную передачу имущества доверенному управляющему (хранителю). В свою очередь хранитель сберегает такое имущество до того момента, пока будет разрешён спор о том, кому оно принадлежит. Секвестр (хранение) может быть договорным или судебным (в том случае, если спорное имущество передаётся на сохранение третьему лицу по решению судебных органов, а не по договорённости участников). При этом стороны заключают между собой договор, детально оговаривающий все условия, на которых передаётся на хранение спорная вещь.
Договор секвестра
Договором хранения спорной вещи называют документ, на основании которого две или более сторон передают в распоряжение третьего лица движимое или недвижимое имущество до момента установления законного права на него. Договор секвестра обязывает посредника, принимающего вещь на временное хранение, после разрешения спора возвратить её владельцу – то есть, стороне, которой имущество будет присуждено по решению суда или по соглашению спорящих сторон. Все положения, касающиеся договоров хранения, их участников и имущественных объектов, регулируются 926-й статьёй ГК РФ и ст. 86 федерального закона №229-ФЗ.
секвестр бюджета что это такое простыми словами
Забытое слово «секвестр»: на что не хватило денег правительству
Проект закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов вновь заставляет вспомнить некогда популярное слово «секвестр». Само это слово, разумеется, нигде в документах проекта бюджета и официальных комментариях не встречается. Но секвестр, то есть урезание расходов, есть. Как и следовало ожидать, названо это более политкорректно — «оптимизацией». Однако «оптимизация» на языке правительственных финансистов давно означает только одно — урезание расходов. Так что речь идет именно об уменьшении ранее запланированных бюджетных трат.
Почему встал вопрос об уменьшении расходов — очевидно. Денег не хватает. Экономика переживает серьезный кризис. Мировые цены на нефть далеки от уровней, на которых они были в начале года. Понятно, что в обозримой перспективе до прежних уровней они не восстановятся. Мало того, еще и объем сырьевого экспорта в натуральном выражении резко упал. В результате в стоимостном выражении Россия потеряла уже очень много экспортных доходов и будет терять дальше.
Так, в первом полугодии 2020 года экспорт нефти упал на 34,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а экспорт газа и вовсе обвалился на 51,2%. Это колоссальный провал, который еще не закончился, а потому бюджет на 2021 год и последующие годы должен учитывать эту реальность. В результате суммарно бюджетные расходы должны быть сокращены в 2021 году на 927 млрд рублей, в 2022 году на 970 млрд рублей, в 2023 году на 900 млрд рублей. Но бюджет все равно останется дефицитным. Дефицит, конечно, будет не таким, как в 2020 году (ожидается 4,4% от ВВП), но все равно значительный: в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 и в 2023 годах — около 1% ВВП.
Чтобы сбалансировать и без того дефицитный бюджет, правительство предлагает, во-первых, снизить на 10% финансирование так называемых незащищенных статей бюджета и, во-вторых, сократить на 5% финансирование госпрограммы вооружений в 2021-2023 годах. В результате расходы на национальную оборону снизятся до 2,7% ВВП в 2021 году (2020 году они должны составить 2,9% ВВП). Продолжится снижение расходов на оборону и в 2022 году — до 2,6% ВВП, в 2023 году — 2,5% ВВП.
Сокращение оборонных расходов является знаковым в нынешней ситуации. Конечно, будут говорить о том, что программа перевооружения российской армии завершена, а потому все идет по плану. Но я бы сказал по-другому. Планировали, что оборонные расходы должны начать потихоньку снижаться, и понятно почему: они и так много лет устойчиво росли, в какой-то момент должна была случиться коррекция. Но вряд ли предполагалось это снижение ускорять. Так что реальность такова, что объявленного 5%-го сокращения госпрограммы вооружения в 2021-2023 годах все-таки ранее не планировали.
Сокращение оборонных расходов — это всегда болезненно. Страна уже переживала в 90-е годы прошлого века сокращение оборонки. То, что еще недавно казалось незыблемым приоритетом, тоже оказалось подвержено пресловутой оптимизации. И это в условиях, когда геополитическая обстановка ухудшается. Безусловно, пока ситуация в экономике и в государственных финансах намного лучше, чем было почти три десятилетия назад, но все равно это сокращение будет чувствительным: от подобных вещей просто банально отвыкли.
Отвыкли и от 10%-го секвестра по «незащищенным» статьям. Оно означает, что должно быть сокращено все, за исключением так называемых защищенных статей, то есть урезание не коснется судебной системы, дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение публичных нормативных обязательств (пенсии военнослужащим, социальные пособия, стипендии и т. д.), трансфертов внебюджетным фондам (трансферт Пенсионному фонду России, к примеру, должен составить в 2021 году 3,5 трлн рублей), расходов на обслуживание госдолга.
Неприятная новость есть и для госчиновников: в 2021 году индексации их зарплат не предусмотрено. В целом за счет переноса реформы денежного содержания федеральных чиновников хотят сэкономить 118,5 млрд рублей. Неудивительно, что с учетом этого Минфин России предложил и снизить расходы на обеспечение деятельности органов управления внебюджетных фондов.
О чем это говорит? О том, что дела в государственных финансах идут неважно. Успокоимся пока тем, что мы еще только в начале этого ухудшения. Очень может быть, что будет хуже, но потом. Последствия коронавирусного кризиса, падение цен и спроса на углеводороды, рост вероятности новых антироссийских санкций явно недооцениваются. Так что 5-10%-е сокращение — это немного.
Тревожат не эти сокращения, — беспокоит то, что будет дальше, когда уже сокращать станет особо нечего. Примерно такая ситуация и была в России в 90-х годах прошлого века. Сегодня до этого пока далеко, ситуация другая — это очевидно. Но вот поди ж ты, слово «секвестр» вспомнить пришлось.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Все налоги и сборы образуют бюджет страны. При нормальном перераспределении средств этих денег хватает на различные государственные социальные программы, пополнение запасов, повышение обороноспособности, разработку различных инноваций, управление, осуществление различных экономических преобразований. Но что делать, когда расходы государства превышают поступления в бюджет? Один из самых эффективных механизмов снижения расходной части баланса страны — это секвестирование бюджета.
Определение секвестрования
Секвестирование бюджета – это термин, пришедший к нам из западных учений об экономике. Слово произошло от латинского Sequestrum, что значит «хранение». Слово применяется в банковской, судебной сфере, к примеру, для ареста денег на счетах. Но в последнее время оно чаще всего слышится в контексте государственных экономических программ. И применяется данное понятие в контексте урезания, уменьшения каких-либо финансовых средств.
Почему урезается бюджет
Дефицит бюджетных средств можно покрывать по-разному. Прежде чем пересматривать финансирование текущих проектов, государство изыскивает возможность привлечения сторонних средств. Это могут быть «долгие» государственные займы, которые обеспечиваются имуществом самого государства, привлечение иностранных инвестиций, продажа или долгосрочная аренда государственных предприятий и прочее.
Если доступ к внешним источникам финансирования закрыт, возможен выпуск облигаций внутреннего займа, которые могут купить все желающие. Если привлеченных средств мало, пересматриваются текущие планы и программы, включаются процессы, призванные сбалансировать бюджет. Одним из них и является секвестирование бюджета. Это крайне непопулярная мера урезания расходов, но без нее государство может быть признано банкротом.
Необходимо принимать во внимание, что дефицит бюджета считается вполне допустимым, если статьи расходов превышают доходные на 5-10%. Если этот диапазон лежит в пределах 10-20%, включаются «мягкие» режимы экономии средств. И лишь при дефиците выше 20% меры экономии ужесточаются вплоть до применения непопулярных, но крайне эффективных действий по сокращению расходов.
Как производится секвестирование
Механизм секвестирования вводится в отношении бюджета, если полученных доходов явно недостаточно для реализации первостепенных задач. Профильный комитет в контролирующих органах определяет долю недостачи и на этот процент урезает все текущие программы.
В общем случае механизм секвестирования вводится в отношении нижестоящего бюджета, на который и выделяются средства. Такая линейка позволяет осуществлять администрирование расходов вертикально, сверху вниз. При этом механизм секвестирования в отношении вышестоящего бюджета не применяется. Его итогом должно стать выравнивание статей расходов и доходов для стабилизации макроэкономической ситуации в стране. Сбалансированный бюджет повысит экономическую репутацию государства — а значит, сделает его более привлекательным для возможных инвесторов.
Перечень проектов, финансирование которых урезанию не подлежит, утверждается Минфином страны при согласовании с Кабинетом министров. Это могут быть расходы на оборону или на реализацию программ федерального значения.
Подведение итогов
Как можно понять, секвестрование бюджета – это достаточно эффективный способ урегулирования дефицита. Но, к сожалению, в первую очередь такая мера отражается на рядовых гражданах. Снижаются расходы на медобслуживание и образование, уменьшается количество отремонтированных дорог и возведенных объектов муниципального и государственного значения. Все запланированные программы урезаются на 5-10%, в зависимости от обнаруженного дефицита.
Снижение финансирования проводится одновременно и пропорционально. Вместе с тем, некоторые проекты секвестрованию не подлежат, к примеру, обслуживание внешнего экономического долга государства.
Секвестр
Секвестром в экономике называют сокращение расходов, обусловленное объективными причинами. Как правило, речь идёт о сокращении бюджетных расходов, то есть, пересмотре бюджета в сторону его сокращения. Говоря доступным языком, процедуру секвестирования можно сравнить с «урезанием» расходной части бюджета. Сокращение расходов в большинстве случаев затрагивает весь госбюджет. В числе причин, которые могут привести к необходимости принимать подобные меры – всевозможные непредвиденные обстоятельства и форс-мажоры, а также ошибки, допущенные при расчёте и составлении бюджетного плана.
Секвестр бюджета – это
сокращение расходной части бюджетного плана. Такая мера является вынужденной и принимается в том случае, если возникшие в государстве непредвиденные финансовые трудности не позволяют следовать уже принятому и утверждённому бюджету. В экономических науках существуют и другие формулировки. Так, можно сказать, что секвестр бюджета – это пропорциональное уменьшение всех расходный статей на определённое значение, применяемое государством для искусственного снижения бюджетодефицита. В свою очередь, дефицит возникает в таких случаях, когда расходная часть превышает доходную.
Секвестр расходов
Как уже было сказано, снижение или секвестр расходов предполагает пропорциональное сокращение расходных статей госбюджета за исключением так называемых защищённых статей, которые, согласно законодательству, не подлежат пересмотру и не могут изменяться в сторону уменьшения. Такая необходимость может быть вызвана экономическим кризисом, недостаточной эффективностью финансовой системы, ростом коррупции в госсекторе или различными чрезвычайными (форс-мажорными) обстоятельствами – стихийными бедствиями, масштабными катастрофами, войнами, политическими кризисами.
Секвестр (хранение)
Термин также имеет другие значения. В юриспруденции секвестром называют добровольную или принудительную передачу имущества доверенному управляющему (хранителю). В свою очередь хранитель сберегает такое имущество до того момента, пока будет разрешён спор о том, кому оно принадлежит. Секвестр (хранение) может быть договорным или судебным (в том случае, если спорное имущество передаётся на сохранение третьему лицу по решению судебных органов, а не по договорённости участников). При этом стороны заключают между собой договор, детально оговаривающий все условия, на которых передаётся на хранение спорная вещь.
Договор секвестра
Договором хранения спорной вещи называют документ, на основании которого две или более сторон передают в распоряжение третьего лица движимое или недвижимое имущество до момента установления законного права на него. Договор секвестра обязывает посредника, принимающего вещь на временное хранение, после разрешения спора возвратить её владельцу – то есть, стороне, которой имущество будет присуждено по решению суда или по соглашению спорящих сторон. Все положения, касающиеся договоров хранения, их участников и имущественных объектов, регулируются 926-й статьёй ГК РФ и ст. 86 федерального закона №229-ФЗ.
Значение слова «секвестр»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Запрет или ограничение, устанавливаемые органами государственной власти на использование или распоряжение каким-либо имуществом.
Передача делимого имущества третьему лицу (управляющему или хранителю) в целях последующей передачи выигравшему судебный процесс лицу. Различают добровольный, по волеизъявлению сторон процесса, и принудительный, по решению суда, секвестр.
Секвестр (медицина) — омертвевший участок ткани, отделяющийся от здоровой. Секвестры удаляются самостоятельно, либо извлекаются при оперативном вмешательстве (секвестротомия).
Секвестр (экономика) — сокращение расходов при исполнении отдельных статей или всего государственного бюджета. Обусловливается разными причинами: просчётами при составлении бюджета, возникновением форс-мажорных обстоятельств и др.
СЕКВЕ’СТР, а, м. [латин.sequestrum]. 1. Временная конфискация, ограничение пользования каким-н. имуществом в государственных интересах (право, офиц.). 2. Омертвевший участок какого-н. органа, напр. кости (мед.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
секве́стр
1. экон. запрещение или ограничение на пользование каким-либо имуществом, налагаемое органами государственной власти
2. экон. сокращение государственных расходов
3. мед. участок омертвевшей ткани, отделившейся от здоровой
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова массив (существительное):
Секвестр Минфина: Глупость или вредительство?
Сокращение расходов бюджета в кризис аукнется коллапсом экономики
Минфин предложил сократить на 10% незащищенную часть расходов федерального бюджета в 2021—2023 годах. Причина такого шага — дыра в доходной части, которая образовалась в результате обвала нефтяных цен и карантинных мер из-за эпидемии. Об этом 21 июля сообщило РБК.
План урезания выглядит так.
— отказаться от индексации зарплат чиновников и поощрений регионам за выполнение KPI;
— перенести реформу оплаты труда федеральных госслужащих за пределы 2023-го;
— сократить ассигнования на государственную программу вооружений на 5%.
По расчетам Минфина, суммарное сокращение бюджетных ассигнований в 2021 году составит 1,428 трлн. рублей. В 2022 году оно оценивается в 1,892 трлн., а в 2023-м — в 1,364 трлн. В итоге дефицит бюджета за три года сократится с 5% в 2020 году до 0%.
Если рассмотреть предложенный план более детально, на 10% расходы бюджета намечено снизить более чем по 50 статьям — за исключением дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение публичных нормативных обязательств (социальные пособия, пенсии военнослужащим), содержание судебной системы, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты внебюджетным фондам.
Кроме того, на те же 10% Минфин предлагает «оптимизировать» расходы на «обеспечение деятельности органов управления внебюджетных фондов», то есть административные расходы руководства фондов.
Последний раз подобное сокращение проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть. Но теперь ведомство Антона Силуанова пошло на беспрецедентный шаг — сокращение еще и оборонных расходов.
Денежный объем сокращения госпрограммы вооружений в методике Минфина не указывается. Из документов, отмечают эксперты, можно сделать вывод только о суммарном снижении нерасписанных расходов — к ним относятся и расходы на вооружения. В 2021 году такое снижение составит 258,2 млрд рублей, в 2022-м — 192 млрд, в 2023-м — 198,2 млрд.
Отдельно имеет смысл остановиться на отказе от индексации окладов госслужащих в 2021 году. К такой мере Минфин прибегал и раньше — индексация приостанавливалась во время кризиса 2014−2017 годов. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.
Средняя зарплата госслужащих в федеральных органах власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. рублей (данные за 2019-й Росстат не представил). Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. рублей в 2018-м) и администрации президента (236,7 тыс.).
Минфин не проводит общую оценку экономии бюджетных средств от пропуска индексации зарплат чиновников в 2021 году. Отказ же от повышения зарплат госслужащих, занятых в сфере обеспечения обороноспособности страны, сэкономит госбюджету 15,2 млрд рублей в 2021—2022 годах.
Что стоит за секвестром Минфина, насколько предлагаемые меры адекватны ситуации?
— Дефицит бюджета РФ связан не только с тем, что на мировом рынке упали цены на нефть, но и с сокращением нефтедобычи, — отмечает президент Союза арендаторов и предпринимателей России Андрей Бунич. — Замечу, добыча нефти в мире будет и дальше оставаться ниже привычного уровня — это необходимо, чтобы поддерживать текущие цены на энергоносители. Это значит, складывается ситуация, при которой России будет трудно продавать прежние объемы энергоносителей за рубеж, и по той же цене, что в предыдущие годы.
Надо понимать: превышение предложения нефти и газа над спросом на мировом рынке — уже устойчивый феномен. Возможно, тренд на годы вперед. Поэтому перед российским правительством ребром встает вопрос: как жить в таких условиях?
«СП»: — Минфин предлагает выход из трудного положения?
— Стратегия Минфина, я считаю, никак не отвечает на вопрос: как жить в этом новом мире? Адекватный ответ, по идее, связан со структурной перестройкой российской экономики, активным инвестированием в новые сферы, развитием проектов, загрузкой имеющихся мощностей.
Минфину все это чуждо и непонятно — о перестройке экономики и развитии бизнеса там даже не думают. Финансовое ведомство занимается латанием Тришкина кафтана, причем в самой примитивной форме.
«СП»: — Почему вы так считаете?
— Сокращение расходов в кризисной ситуации — на мой взгляд, полнейшая глупость. Во всем мире расходы в кризис пытаются сохранить, а при возможности еще и наращивают. Это является одной из мер стимулирования экономики — элементом ее возврата на нормальную траекторию развития.
Минфин России, напротив, устраивает секвестр. Мало того, наши финансовые власти искусственно укрепляют рубль, начиная с апреля — с момента, когда ситуация в российской экономике стала ухудшаться.
«СП»: — Чем плох крепкий рубль?
— При нынешнем раскладе это создает дополнительные серьезнейшие проблемы с бюджетом. Рубли при таком подходе вымываются из финансовой системы. В результате, денег в экономике становится меньше, и они идут на спекулятивные операции, а не в проекты развития.
Секвестр в такой обстановке, честно говоря, больше смахивает на вредительство. На мой взгляд, в сложной ситуации финансовые власти демонстрируют неадекватные реакции. Возможно, они просто не хотят предлагать какие-то новые меры, и пытаются поддерживать прежнюю парадигму — вопреки объективным обстоятельствам.
В итоге, повторюсь, рублей в системе становится меньше, а исполнять бюджет становится все труднее. Если бы курс оставался на уровне 80−85 руб./доллар, все проблемы решались бы гораздо проще — не нужно было бы секвестра.
В частности, курс должен обеспечивать сбалансированный бюджет, адекватный уровень инвестиций, рост экономики, а также необходимый уровень конкурентоспособности, снижающий издержки внутри страны. Ничего подобного нынешний курс рубля не обеспечивает.
Мало того, укрепляя национальную валюту, финансовые власти ухудшают ситуацию — ведь другие мировые игроки печатают денег столько, сколько захотят. В результате такого ухудшения, добавлю, снижаются доходы населения России, падает занятость, и драматически падает уровень деловой активности.
Если же, напротив, понизить курс рубля, дыра в бюджете станет меньше, и легче будет делать заимствования. Только матерый спекулянт купит сегодня долговые обязательства РФ — учитывая, что национальная валюта не на равновесном уровне. Спекулянт купит российские бумаги на короткий срок, чтобы сыграть на повышение и сбросить. Сроком на год затовариваться российским долгом никто не будет, понимая, что курс может скакнуть в другую сторону.
«СП»: — Чем в итоге обернется секвестр Минфина?
— Он будет только вгонять экономику России в депрессивное состояние. Эта не просто вредная политика. Она — отражение факта, что экономический блок правительства не в состоянии предложить новую стратегию развития страны, которая сейчас жизненно-необходима. Без такой стратегии России нечего делать в том мире, который сейчас формируется. И чем быстрее понимание этого факта дойдет до высшего руководства страны — тем лучше.