Сел в тени овина что это

Значение слова овин

Словарь Ушакова

ов и н, овина, муж. (с.-х.). Строение, приспособленное для огневой сушки хлебов в снопах перед молотьбой.

Архитектурный словарь

Сооружение для просушки снопов зернового хлеба, льна или конопли теплым воздухом от печи или костра.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Топонимический словарь Амурской области

1) большая укладка снопов (25-60 и более);

2) мера скошенного хлеба.

Этнографический Словарь

помещение для сушки хлеба перед молотьбой у народов Восточной Европы: снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь. см. также рига.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Строение для сушки снопов перед молотьбой.

* Орел немного посидел и тут же на другой овин перелетел. // Крылов. Басни //; На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты. // Пушкин. Стихотворения //; Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой ночуя в степи. // Некрасов. Размышления // *

Энциклопедический словарь

помещение для сушки снопов перед молотьбой; снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь.

Словарь Ожегова

ОВИН, а, м. Строение для сушки снопов перед молотьбой.

| прил. овинный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Строение для огневой сушки хлебов в снопах перед молотьбой.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— сельскохозяйственная единица. В 1555 году было «десять О. жита, а умолоту по пяти четвертей с О. двадцать О. пшеницы, а умолоту по три четверти с О.». В 1667 году «ужато ржи 120 сотниц, а молочено тое ржи 40 О., садили на О. по 3 сотницы, а с О. молотили по 3 осмины»; иногда же «на О. садили по полчетверты сотницы, а молотили с О. по четыре четверти с осминою». Впрочем, при одинаковой садке умолот был различный; так с трех сотниц умолочено 2 чети и 3 полуосмицы, а с двух сотниц 2 четверти, и даже, когда в одно и то же время садили на О. по три сотницы, умолот был неодинаков: «с 16 О. молочено по 2 четверти, а с 24 О. по три осмины». Тут либо сотницы были неравны, а потому неравны и О., либо разница была в доброте хлеба.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Овин костр. праздник свозки хлеба, день Феклы заревницы, 24 сентябр.

Местами овин служит хлебною мерой, ниж. 500-600 снопов, 2 1\2 до 3 1\2 четвер.; в др. местах 200 снопов или 20 суслонов. Занял два овина хлеба.

Овин, кур. дук, дучка, котловинка или большая лунка, в которую, играя, вгоняют шар, касло. Овинныйхлеб, противопол. сыромолотный, высушенный в снопах в овине. Овинник м. лужок позади двора или конопляника, между им и овином.

Серо-бурая пташка Emberiza miliaria, водится в овинах.

Большая Советская Энциклопедия

(устаревшее), срубная постройка, в которой в единоличных крестьянских хозяйствах просушивали перед молотьбой снопы хлеба (ржи, пшеницы, овса, ячменя), а также льна и конопли. Сушка производилась тёплым воздухом от печи или костра, расположенных в углублённой в землю части О. («ямнике»). В верхней части («садило») устанавливали снопы на горизонтально уложенных жердях («колосниках»). В дореволюционной России в связи с примитивными способами молотьбы О. были широко распространены (в северной и средней полосе). В колхозах и совхозах в связи с уборкой хлебов зерноуборочными комбайнами необходимость в постройках для сушки скошенной массы отпадает.

Источник

Сел в тени овина что это

овин м. Строение для огневой сушки хлебов в снопах перед молотьбой.

овин
м. с.-х.
barn (for drying crops before threshing)

ОВИН (устар.), срубная постройка, в к-рой в единоличных крестьянских х-вах просушивали перед молотьбой снопы хлеба (ржи, пшеницы, овса, ячменя), а также льна и конопли. Сушка производилась тёплым воздухом от печи или костра, расположенных в углублённой в землю части О. («ямнике»). В верхней части («садило») устанавливали снопы на горизонтально уложенных жердях («колосниках»), В дореволюц. России в связи с примитивными способами молотьбы О. были широко распространены (в сев. и средней полосе). В колхозах и совхозах в связи с уборкой хлебов зерноуборочными комбайнами необходимость в постройках для сушки скошенной массы отпадает.

Овин — сельскохозяйственная единица. В 1555 году было «десять О. жита, а умолоту по пяти четвертей с О. двадцать О. пшеницы, а умолоту по три четверти с О.». В 1667 году «ужато ржи 120 сотниц, а молочено тое ржи 40 О., садили на О. по 3 сотницы, а с О. молотили по 3 осмины»; иногда же «на О. садили по полчетверты сотницы, а молотили с О. по четыре четверти с осминою». Впрочем, при одинаковой садке умолот был различный; так с трех сотниц умолочено 2 чети и 3 полуосмицы, а с двух сотниц 2 четверти, и даже, когда в одно и то же время садили на О. по три сотницы, умолот был неодинаков: «с 16 О. молочено по 2 четверти, а с 24 О. по три осмины». Тут либо сотницы были неравны, а потому неравны и О., либо разница была в доброте хлеба.

овин
ови́н
род. п. ови́на «сушилка для зерна, рига, копна ржи в 300 снопов», с.-в.-р. (Филин 113 и сл.), укр. о́вин, блр. ёвна, др.-русск. овинъ (XIII в., Слово Христолюбца; согласно Соболевскому («Slavia», 5, 450)).
Родственно лит. jáujа «амбар, льносушильня», лтш. jaũja «рига», авест. yǝvīn- «злачное поле», производные от лит. javaĩ мн. «хлеба», др.-инд. уávаs м. «зерно, просо, ячмень», авест. уаvа- «хлеб, зерно», греч. ζειαί «полба» (из *ζειαί; см. В. Шульце, Qu. ер. 289), φυσίζοος «производящий зерно, злаки»; см. Бернекер 1, 455; Траутман, ВSW 107; М.–Э. 2, 97; Фортунатов, AfslPh 12, 103; Уленбек, Aind. Wb. 236. Неубедительно против этого Брюкнер (KZ 45, 307), Ильинский («Slavia», 2, 262 и сл.). Следует отвергнуть объяснение из голл. оvеn, нем. Оfеn «печь», вопреки Маценауэру (LF 12, 179), Потебне; см. Преобр. I, 635. Не выдерживают критики соображения Ильинского (РФВ 74, 135 и сл.). Нет оснований говорить о тюрк. происхождении, а тат. аvуn заимств. из русск., вопреки Миклошичу (Мi. ТЕl., Доп. 1, 7).

Источник

Сел в тени овина что это

Сел в тени овина что это. Смотреть фото Сел в тени овина что это. Смотреть картинку Сел в тени овина что это. Картинка про Сел в тени овина что это. Фото Сел в тени овина что это

Сел в тени овина что это. Смотреть фото Сел в тени овина что это. Смотреть картинку Сел в тени овина что это. Картинка про Сел в тени овина что это. Фото Сел в тени овина что это

Овин (ср. норв. Ovn — печь) — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Согласно народным поверьям, в овине обитает овинник.

Содержание

Описание

Главные части овина:

Фразеологизмы

Загадки

Примечания

Ссылки

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Овин» в других словарях:

ОВИН — муж. встарь евин и евья зап. от литовск. евой, немолоченый хлеб? строенье, для сушки хлеба в снопах топкою: рига, ригача олон. клуня южн. пуня смол. Стодола, осеть зап. В риге обычно идет и молотьба. Крестьян, овины, на 300 1000 снопов, бывают… … Толковый словарь Даля

Овин — ОВИНОВ В Ономастиконе Веселовского. Овин, Овиновьг Иван Овин, боярин, XIV в., Новгород; от него Ч Овиповы (позже писались Авиновыми); Иван Захарьевич Овинов, писец, 1511 г., умер в 1517 г., Балахна. Овин строение для сушки хлеба, рига.(Даль) Но… … Русские фамилии

овин — См … Словарь синонимов

ОВИН — общая вариабельная иммунная недостаточность мед. Источник: http://www.raaci.ru/clinics.htm ОВИН Общество возрождения исламского наследия организация Источник: http://usinfo.state.gov/russki/topics/terror/0111t acc.htm … Словарь сокращений и аббревиатур

ОВИН — помещение для сушки снопов перед молотьбой; снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь … Большой Энциклопедический словарь

ОВИН — ОВИН, овина, муж. (с. х.). Строение, приспособленное для огневой сушки хлебов в снопах перед молотьбой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

-овин-(а) — I суффикс; = евин (а) Словообразовательная единица, образующая имена существительные женского рода, которые обозначают предметы по их местонахождению или являются названиями предметов, подобных тем, что названы словами, от которых соответствующие … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ОВИН — ОВИН, а, муж. Строение для сушки снопов перед молотьбой. | прил. овинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОВИН — помещение для сушки хлеба перед молотьбой у народов Восточной Европы: снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь. см. также РИГА … Этнографический словарь

овин — овин, помещение для сушки хлеба перед молотьбой у народов Восточной Европы: снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь. Смотри также Рига … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Источник

ОВИ́Н

Том 23. Москва, 2013, стр. 629

Скопировать библиографическую ссылку:

Сел в тени овина что это. Смотреть фото Сел в тени овина что это. Смотреть картинку Сел в тени овина что это. Картинка про Сел в тени овина что это. Фото Сел в тени овина что это

ОВИ́Н (ус­тар. евин, евья; укр. осить, суш­ня; бе­ло­рус. ёв­на, асець), по­ме­ще­ние для ог­не­вой суш­ки сно­пов. Ха­рак­те­рен для тра­диц. зем­ле­де­лия се­ве­ра и за­па­да Вост. Ев­ро­пы и Си­би­ри. Су­ши­ли сно­пы пе­ред мо­лоть­бой в ок­тяб­ре – но­яб­ре. Про­стей­ший тип О. (шиш) – ко­нич. кладь из жер­дей, на ко­то­рую кла­дут­ся сно­пы, по­став­лен­ная над ямой с ко­ст­ром (Мо­с­ков­ская губ., Ср. По­вол­жье, бас­сейн р. Вят­ка, ниж­ней Ка­мы, Ср. При­ура­лье). Соб­ст­вен­но О. – сруб­ная (на юге ино­гда из плет­ня, об­ма­зан­но­го гли­ной) по­строй­ка с ниж­ним (по­до­вин) и верх­ним (са­ди­ло) по­ме­ще­ния­ми, раз­де­лён­ны­ми бре­вен­ча­тым на­сти­лом со сло­ем зем­ли или гли­ны (под). Из­вест­ны ям­ные (с по­до­ви­ном, уг­луб­лён­ным в зем­лю; в осн. в юж. и вост. об­лас­тях Вост. Ев­ро­пы) и двух­этаж­ные вер­хо­вые (сев. и зап. об­лас­ти) О. В под­ови­не ям­но­го О. раз­во­дил­ся огонь, вер­хо­во­го – ста­ви­лась печь-ка­мен­ка, те­п­ло че­рез от­вер­стие в по­де по­ды­ма­лось в са­ди­ло, где на жер­дях-ко­лос­ни­ках рас­кла­ды­ва­лись сно­пы. На се­ве­ро-за­па­де и за­па­де бы­ли рас­про­стра­не­ны од­но­этаж­ные сно­по­су­шиль­ни (ри­га), в ко­то­рых печь и ко­лос­ни­ки для сно­пов на­хо­ди­лись в од­ном по­ме­ще­нии; в Эс­то­нии ри­га слу­жи­ла так­же жи­ли­щем (ре­хе­ту­ба, букв. – ри­га-из­ба). К кон. 19 в. суш­ка сно­пов в ри­гах рас­про­стра­ни­лась на вос­ток до Вол­ги, Вет­лу­ги и Сев. Дви­ны. Из со­об­ра­же­ний про­ти­во­по­жар­ной безо­пас­но­сти О. все­гда ста­ви­ли по­одаль от жи­ли­ща.

Источник

Овинник :: Общие сведения

Сел в тени овина что это. Смотреть фото Сел в тени овина что это. Смотреть картинку Сел в тени овина что это. Картинка про Сел в тени овина что это. Фото Сел в тени овина что этоОвинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, овинный дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) – домашний дух, живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти, часто даёт хороший примолот. Олицетворение овинного огня и овина в целом.

Согласно народным поверьям, овинник обычно имеет вид сердитого, угрюмого и молчаливого старика; человекоподобного существа, с ног до головы облепленного мякиной и паутиной; похожего на кота или на медведя лохматого тёмного (чёрного) существа с горящими разноцветными глазами, измазанного сажей, и т.п. Кроме того, он может принимать облик громадного (размером с дворовую собаку) чёрного кота с горящими глазами, а также медведя, барана или собаки. Иногда считалось, что овинник может показаться покойником. По некоторым поверьям, овинник нередко принимает и человеческий облик (чаще всего – облик кого-либо из домочадцев, членов семьи); в этом случае он иногда бывает очень высокого или, наоборот, очень низкого для человека роста и имеет всклокоченные, «дымные» волосы и зычный, «толстый» голос. Кроме того, по народному убеждению, «овинник умеет лаять по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего».

Живёт овинник, по народному убеждению, в овинной сушилке, где разводят теплины, в самом дальнем углу подлаза, «в нижней части строений, где разводят теплины и днём пекут деревенские ребята картошку». Во многих местах верили, что овинник, подобно другим домашним духам, живёт не один, а вместе со своей супругой или подругой – овинницей; обращаясь к ним, их обычно уважительно величали «подовинникбатюшка и подовинница-матушка».

Согласно народным поверьям, овинник – полновластный хозяин овина – всегда «следит за работой» и нередко сам трудится в овине, обычно при этом принимая облик крестьянина (например, хозяина дома). Считалось, что он оберегает овин и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти; часто даёт хороший примолот; подметает гумно, обмолачивает снопы, веет зерно; обеспечивает необходимый для просушки зерна сквозняк и т.п.

Однако, по мнению крестьян, если овинник бывает сердит на хозяев, то всячески вредит им. Так, по поверью, овинник может сжечь овин, закинув между колосниками уголь, если рассердится на хозяев за то, что они сушили снопы во время сильных ветров. Может он сжечь овин и в том случае, если хозяева мешали ему или не выказывали должного уважения, нарушали особые запреты, связанные с овином, или даже пытались выжить его, овинника, с его любимого места у огня. Считалось также, что овинник очень не любит, когда его стараются увидеть или упоминают попусту: в этом случае он может раскидать все снопы, грабли, молотила по всему овину и вообще устроить страшный беспорядок.

О злых проказах овинника в самых разных местах ходили разные рассказы. Так, в Брянских лесах (в Орловской губернии) рассказывали такой случай с бабой, в Чистый понедельник зашедшей в овин трепать лён для пряжи: только она успела войти, как кто-то «затопал, что лошадь, и захохотал так, что волосы на голове встали дыбом»; однако смелая баба осталась и продолжала трепать лён столь долго, что родные хватились её и стали искать, однако не нашли. Как настала пора мять пеньку, вся семья пошла в овин и увидела на гребне висящую кожу той бабы, и при этом вся кожа была цела, «и можно было различить на ней и лицо, и волосы, и следы пальцев на руках и ногах». На Смоленщине рассказывали про мужика, который вздумал сушить овин на Михайлов день: овинник, рассердившись на него за это, вынес его из подлаза и на его глазах подложил под каждый угол овина головешки с огнём, при этом столь застращав виновного, что он за один год поседел, как лунь.

Согласно народным поверьям, овинник ревностно следит за тем, чтобы овин не топили в неустановленные, праздничные дни, и особенно в те дни, когда овин именовался «именинником». Такими праздниками считались в народе дни Фёклы Заревницы (7.Х), Воздвиженья (27.IX) и Покрова (14.Х); нередко к ним причислялся и день Кузьмы и Демьяна (14.XI). В эти дни овин «отдыхал», а молотильщиков, «овинного хозяина» и даже сам овин угощали, чаще всего кашей и пирогами; при этом пироги и кашу для овинника оставляли в подлазе. В дар овиннику приносили и петуха, которому отрубали голову у входа в овин и кровью его кропили по всем углам. Тех же, кто в эти праздники нарушает запрет на работу и топит овин, овинник, по народному убеждению, жестоко накажет: спалит овин и погубит находящихся в нем людей, «согнёт в дугу» работающего в овине хозяина и т.д.

«Овинным праздником» считались и дни начала и окончания работ в овине. Так, например, при первом просушивании овина хозяева обращались к овиннику с просьбой охранять овин от напастей; при этом первый привезённый с поля сноп бросали в огонь как дар «хозяину» овина. Начиная топить овин, во многих местах прежде просили у «хозяина» позволения. В день окончания работ в овине овиннику приносили угощения; в некоторых местах при этом низко кланялись и говорили: «Спасибо, батюшко-овинник, послужил ты нынче верой и правдой!» или «Спасибо, хозяинушко батюшко, что подсобил обмолотиться!» В Сибири после завершения работ в овине оставляли не только гостинцы, но и необмолоченный сноп в дар «суседку-овинному ».

В некоторых местах люди, опасаясь овинника, старались не топить овин поодиночке; ночевать же в овине часто опасались даже хозяева. Чужие же люди и вовсе не должны были заходить в овин ночью и тем более ночевать в нём. Согласно поверьям, овинник вообще очень не любит, когда в овин приходят посторонние, и пугает их: лает по-собачьи, хлопает в ладоши, хохочет и т.д. может уморить угаром. Но ещё больше он не любит ночлежников, особенно тех, кто у него «не попросился», и может даже задавить человека, если тот один ночует в овине.

Однако в некоторых местах верили, что если попроситься у овинника, то в овине можно ночевать совершенно свободно: овинник не тронет и даже защитит человека от нечистой силы. Так, про овинника говорили, что «он, батюшка, чужому не выдаст, только помолиться ему: «Овинный батюшко, побереги, постереги от всякого зла, от всякого супостата раба Божия»»; иногда считали, что он «такой же, как домовой». Известно несколько быличек, в которых овинник спасает хозяина от преследующего его покойника-еретика: он прячет попросившего его о помощи хозяина и до утра дерется с покойником, не подпуская его к человеку. Вообще овинника, по народному убеждению, «часто бороться охотка берёт». Так, считалось, что он очень не любит банника и часто дерётся с ним; нередко дерётся с враждебной человеку нечистой силой (например, с упырем), не впуская её в овин. В некоторых местах рассказывали, как овинник, желая побороться, «из пазухи овина покойником кажется» и зовёт: «Давай и обратаемся!»

Согласно народным поверьям, овинник «ведает будущее» и может предсказывать девушкам судьбу, если они ночью в какой-нибудь праздник (обычно на святки, чаще же всего – на Васильев вечер) гадают в овине или у овина. Одно из таких гаданий совершалось следующим образом: девушка (обычно ночью, в полночь, между вторыми и третьими петухами) подходила к овину, задирала юбку, становилась задом к окну, в которое делалась насадка хлеба, и говорила: «Овинник-родимчик, суждено ли мне в нынешнем году замуж идти?»; считалось, что если овинник прикоснется к обнажённому девичьему заду мохнатой рукой, девушка в этот же год выйдет замуж за богатого, если голой рукой – выйдет за бедного, а если нс прикоснется вовсе – останется «в девках». При гадании иногда также клали руку в окно овина или заходили в овин, задавая тот же вопрос и ожидая прикосновения овинника.

Деревенские овины – это строения, сгорающие едва ли не каждую осень, так как без огня овин не высушишь, а сухие снопы горят легко; но при этом овинников, которых хозяева овина нередко винили в пожаре, огонь, по народному убеждению, не трогает. Так, повсеместно считалось, что обычного пожара овинник не боится: он поселяется на печь или на обгорелое бревно и ждёт, когда хозяева построят новый овин, в который он может вселиться. Однако при этом считалось, что овинник может погибнуть в огне, если овин загорелся от молнии, и другой овинник на таком месте уже никогда не поселится.

Излюбленным временем у овинников считалась полночь, время между вторыми и третьими петухами; в это время, по поверьям, его можно увидеть ненароком или даже специально. Вообще считалось, что увидеть овинника (как и домового, и вообще нечистую силу) можно на Пасху, обычно через хомут, хомут и борону, три бороны и т.д. Однако одним из самых надёжных способов увидеть овинника, как и другого домашнего духа, считался такой: спустившись на третью ступень внутренней лестницы, ведущей в хлев, нагнуться и посмотреть промеж ног. При этом, однако, видеть его считали нежелательным, полагая, что овинник может рассердиться на подглядывающих за ним хозяев и сжечь овин или по-другому навредить домочадцам.

Овинник в славянской и русской мифологии

Кто такой овинник, где он живёт и как выглядит в реальной жизни? Фото овинника.

Чего бояться, если увидишь овинника? Как наказывает живущий в овине дух овинник?

Как вызвать и задобрить овинника? Как с ним общаться?

Как рисовать карандашом овинника (пошагово)?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *