Село и деревня в чем разница церковь
В чем разница между деревней и селом, между селом и поселком
В деревнях церквей не было, а в селе церковь была обязательно.
Село Парское, Ивановская область
Само слово «деревня» произошло от слова «двор», а значит для образования новой деревни достаточно одного дома. Основным занятием деревенских жителей всегда было сельское хозяйство.
Деревня Нильмогуба, Карелия
Село – это большое крестьянское селение, хозяйственный и административный центр для близлежащих деревень (в дореволюционной России обязательной принадлежностью такого селения была также церковь).
Малый академический словарь русского языка
Село Дунилово, Ивановская область
Несмотря на то, что сельское хозяйство и на селе было основным занятием жителей, но помимо этого там уже было и другое производство, например лесопилки, мельницы, в селе Парское делали гребни для волос
Сейчас разница между селом и деревней почти не видна. Миграция сельских жителей в города опустошила многие села, а деревни, расположенные в «удачных» местах наоборот, разрослись за счет дачников.
С отличием деревни от села разобрались. А чем же отличается село от поселка?
Честно говоря, для меня это всегда было загадкой. Как оказалось, разница между селом и поселком в первую очередь состоит в инфраструктуре. Поселение не может быть названо поселком, если в нем нет своей больницы, школы, парикмахерской, магазинов и прочих объектов соцкультбыта. При этом село считается административным центром, а поселок нет.
Чаще всего поселки городского типа расположены вблизи городов или каких-либо предприятий. Жители таких поселков гораздо меньше, чем жители деревень, заняты сельским хозяйством, в основном они работают на близлежащих предприятиях или ездят на работу в город.
Сейчас словом «поселок» принято называть так же дачные и коттеджные застройки.
Чем село отличается от деревни. Наличие Церкви – главный признак наличия села
Популярные материалы
Today’s:
Чем село отличается от деревни. Наличие Церкви – главный признак наличия села
Главным отличием села от деревни является наличие Церкви. Посёлок или деревня признавалась селом только, тогда, когда там строили Церковь. Это железное правило соблюдалось до прихода к власти большевиков. Те уничтожили многие Церкви. Сейчас об этом снова вспомнили, и это правило стало действовать. Однако реставрировали не все разрушенные храмы. Многие сёла опустили настолько, что делать это некому. Однако именно наличие Церкви до сих пор считается главным атрибутом отличия села от деревни.
Деревня это любая территория, на которой постоянно проживают люди. Если на небольшой территории есть поселения размером в одну или две семьи это деревня. На селе проживают десятки семей, а в крупных сёлах, даже сотни. В некоторых сёл есть несколько улиц. Самые крупные деревни не имеют больше двух-трёх улиц, а чаще она всего одна.
Термин «деревня» произошёл от слова двор, что лингвистически доказывает, что чтобы назваться деревней, достаточно построить один дом. Село это поселение, где помимо дворов существуют мануфактурные предприятия. Это может быть лесопилка. На селе всегда есть земля, на которой работают жители. Это могут быть угодья жителей, а могут быть и перерабатывающие предприятия.
Помимо Церкви в сёлах существуют другие общественные места, такие как школы, поликлиники, ночные клубы, стадионы и т.д. Всё это уступает по своему размаху городу, но это места, где жители могут проводить свой досуг. В деревнях этого нет. Деревенским школьникам приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы учиться в сельской школе. Эта проблема существовала всегда. В наши годы она стоит ещё острее, чем раньше.
Чем отличается село от хутора. Размытые границы
На данный момент на грандиозных просторах, занятых Российской Федерацией, существует около 150 тысяч сельских поселений. В наше время уже не уловить разницы, чем село отличается от деревни, эти различия сейчас практически упразднены. Принимая во внимание бесчисленное количество факторов, объединяющих социально-культурные и экономические связи, основанные на традициях и обычаях, очень сложно ограничить принадлежность поселения к определенному виду. Множество споров о том, чем отличается село от деревни, не дают точных ответов. Развитие сельского хозяйства и более совершенная механизированная обработка угодий, общность территории и географических условий дает возможность слияния форм сельских поселений в единую систему с более удобной инфраструктурой.
Люди, как правило, не живут изолированно. Они концентрируются в поселениях, где на ограниченной территории компактно размещены дома, места работы, учебы, магазины, банки и т. п. Человеческие поселения занимают очень маленькую долю от площади Земли (около 1%), но оказывают огромное влияние на экономику и культуру, являясь центрами инноваций.
Что такое город: проблемы определения
Преимущества городских населенных пунктов по сравнению с сельскими
Город и село отличаются друг от друга большим количеством факторов. Это и площадь, и количество населения, а также его плотность. Городское население проживает в основном в многоквартирных домах, а в селах люди живут в частных усадьбах, домах.
Также в городах есть больницы, школы, различные предприятия и тд. Тогда как в большинстве сел наличие медпункта, школы и магазина говорит о «продвинутости» данного населенного пункта.
В селах в основном занимаются сельским хозяйством, тогда как в городе спектр разнообразных вакансий работы очень большой.
Кроме этого в городах более развита культурная жизнь. Есть много музеев, выставок, театров, ночных заведений, кафе, ресторанов. Село и в этом плане к сожалению до сих пор остается ограниченным по сравнению с городом.
Изначально, сообщества жили в сельских условиях и занимались возделыванием полей, выращиванием домашней скотины. С развитием цивилизации, появились города. В них жили ремесленники, правители. В городах располагались рынки и общественные здания – суды, тюрьмы, учебные заведения.
Село и деревня: в чём разница
Для современного городского жителя России слова «деревня» и «село» однозначно являются синонимами. Более того, первое из этих слов иногда носит несколько пренебрежительный оттенок, — так опять те же горожане (не все, конечно) называют людей малообразованных, малокультурных, а иногда и слишком просто одетых. Не будем обсуждать моральную сторону этого вопроса (корни у подавляющего большинства российских провинциальных городов как раз деревенские), но, в принципе, значение этих слов всё-таки отличается.
Без церкви села нет
В дореволюционной России своеобразным административным центром крестьянских поселений была церковь. Здесь крестили и записывали родившихся детей, здесь отпевали умерших. Как правило, церковь строилась в относительно богатых и больших населённых пунктах, где прихожане часто содержали приход, да и в самом строительстве принимали финансовое участие.
Именно поселения, в которых находилась церковь, и называлось селом. А деревней именовали места проживания людей, в которых божьего храма не было. И совсем не обязательно село должно было быть густонаселённым, — были, скажем, деревни, в которых число местных жителей превышало тысячу человек, а в некоторых сёлах их едва набиралось несколько сотен. Но церковь стояла, — значит, это село.
Смешение понятий
Большевики административное значение церквей свели на нет, а многие церкви и вовсе пожгли и разрушили. Означало ли это, что село без храма административно превращалось в село? Вовсе нет. Более того, во многих деревнях образовывались сельсоветы – новые органы власти.
Постепенно в эпоху советской власти разница между деревней и селом нивелировалась. Хотя некоторое разделение оставалось, — поселения побольше называли селом, а те, в которых насчитывалась неполная сотня дворов, так и оставались деревнями.
Сказались и чисто языковые особенности. Например, поселение Островное как бы автоматически считалось селом, поскольку было среднего рода, а какая-нибудь Островянка на село и претендовать не могла, живи там хоть тысяча человек.
Появились и посёлки городского типа. Они располагались либо рядом с городами, либо у какого-нибудь месторождения, воинской части или, чего уж теперь таить, — около исправительно-трудового учреждения. Население таких посёлков, по большей части, занималось не сельским хозяйством, а промышленным производством или обслуживанием режимных учреждений.
Как это выглядит сейчас
Сейчас каждое село или деревня – это поселения, которые входят в состав муниципального образования. А как их именовать изначально, решают сами жители. Обычно, как исторически поселение считалось селом или деревней, так оно именуется и теперь.
Люди какие-то стали непонятные. Изображающие себя, но вроде, как бестолковые. Причём на всех уровнях, начиная от ассенизатора и водовоза до доцента (тупого). Придумали моду, село называть деревней, «деревенькой» (моей). И везде, в текстах, песнях, разговорах, с лёгкой руки неизвестного, литератора или артиста появились в современной России сплошные деревни. Имеющие в цивилизованных городах иногда и отрицательную, негативную сторону в репликах: «Ну ты, деревня!»
Приехавшего в город из сельской местности молодого человека, при какой-нибудь оплошности, ухмыляясь, сразу же упрекают: «Ты, что из деревни приехал?»
На моей памяти, при советской власти деревень не было. Были только сёла и посёлки. Возле нашего села был посёлок Марьевка. Было в этом посёлке домов примерно двадцать пять-тридцать. Никому не приходило на ум называть Марьевку деревней. Вероятно, это было бы пошло, вульгарно и обидно. Во всяком случае, жители не поняли бы такого юмора.
Моя жена родилась и выросла в населённом пункте, состоящем из десяти домов. Этот жилой пункт назывался «посёлок Архангельский»
Правда, когда я совершал обмен квартиры, с двумя бабками сёстрами, решившими жить вместе, то у одной бабки в свидетельстве о рождении было указано место рождения: деревня Тараканово. Свидетельство было обветшалое, без печати, в бюро обмена попросили её, чтоб выписала новое, но той деревни уже не было в помине, как и церкви, где её крестили и выдавали свидетельство. Процесс обещал быть долгим, а мне надо было поспешать. Но всё обошлось… (благодаря моей сообразительности и находчивости). А то бы не известно, как вся жизнь пошла бы без обмена.
Есть посёлки городского типа, наподобие районных сёл.
Мой дед был неграмотен, отец окончил ликбез. Я, будучи в дошкольном возрасте, спросил у них: «Чем отличается деревня от села?» Мне объяснили, что деревня маленькая, а село большое. Для меня было достаточно этих сведений на всю жизнь. Хоть там ещё присутствовали церковь, школа, волостное правление, медпункт и прочие атрибуты.
А пожилая, городская знакомая женщина, образованная, когда коснулись этой темы, удивилась: «Я думала, что деревня большая-большая! А село, так себе, малюсенькое».
Многие «знахари» даже запальчиво спорят, утверждая, что село, значит районное. А все остальные, не районные – деревни. Чему их в школе учат? И чему они научат?
Так что мой дед, не владевший грамотой, кроме счёта, у меня в большем почёте, чем тот доцент (тупой – по Карцеву).
Огни зелёные мелькают возле красных,
А между ними жёлтые горят.
На перекрёстках наших беспристрастных
Они удобно на столбах сидят.
Любимый город всем на удивленье,
Промышленность он держит на плечах.
Кругом многоэтажные строенья.
Здесь варят сталь в мартеновских печах.
Дома теплом снабжаются по трубам.
На кухнях газ и есть водопровод.
В квартире туалет стоит сугубо.
Вакансий полон здесь любой завод.
И сколько видел в жизни городов я,
Любой российский город величав.
Люблю степное русское раздолье,
На нём всегда прекрасная бахча.
Там дыни, тыквы, зреют и арбузы,
А на плантациях мильоны помидор.
И фрукты, ягоды есть на любые вкусы.
Поля с хлебами не охватит взор!
Воронежский исторический форум
История, Архитектура, Краеведение
Отличия в сельских населенных пунктах
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:31
Деревня, село, сельское поселение, поселок, поселок городского типа, хутор, станица, кишлак, аул
1. ДЕРЕВНЯ
Дере́вня — населённый пункт с несколькими десятками или сотнями домов индивидуальной застройки, преобладающее занятие жителей (обычно это крестьяне) — сельское хозяйство, промыслы. Большими обычно считаются деревни с 30-ю и более дворами.Основным отличием деревни от села в канонической топонимике является отсутствие церкви в деревнях, однако это не является правилом. Например, деревня Логдуз в Вологодской области имеет деревянную церковь.
2. СЕЛО
Село́ — один из видов сельских населённых пунктов в России и Казахстане, к которым также относятся деревни, посёлки, станицы, хутора, аулы, кордоны, железнодорожные станции, полустанки, разъезды и другие. В среднем село вмещает в себя около 1000—2000 жителей.
Как и деревня, располагается такой населённый пункт, как правило, довольно далеко от города. Село до революции 1917 четко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь — село таким образом являлось центром сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Оно часто было аналогом центральной усадьбы в советских колхозах. Именно в селе чаще всего размещались предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы и пр. Сельские жители часто заводили заимки, где трудились бо́льшую часть лета на удалённых от основного поселения пашнях и покосах.
В советский период и в настоящее время официальных отличий села от деревни не существует. В БСЭ указано, что село является центром сельского совета, но это далеко не всегда так.
В современный период не существует статистического учета числа сел в России. Учитываются все сельские населенные пункты, которых по последней переписи населения 2002 г. насчитывается 152290.
Орджоникидзевская (Ингушетия) — самый крупный сельский населённый пункт России и один из крупнейших в мире. Население станицы составляет 65,1 тыс. человек (2002), что соответствует городу средних размеров.
3. СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Се́льское поселе́ние — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
Сельское поселение — один из типов муниципальных образований в России, предусмотренных муниципальной реформой.
В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).
Сельское поселение имеет административный центр — населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган данного сельского поселения.
Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Исключение составляют территории с низкой плотностью населения, а также отдалённые и труднодоступные местности.
Численность сельских поселений может варьировать от нескольких десятков человек до 15—20 тысяч жителей. Пример: Большеколпанское сельское поселение в Гатчинском муниципальном районе Ленинградской области.
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:32
4. ПОСЕЛОК
Посёлок — один из видов населённых пунктов. В отличие от других населённых пунктов, посёлок может быть сельского или городского типа. Соответственно, в статистических подсчётах население посёлков сельского типа включается в сельское население, а посёлков городского типа в городское население.
5. ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА
По численности населения занимает промежуточное положение между городом и сельскими населёнными пунктами. До административно-территориальной реформы 1923—1929 годов такие населённые пункты назывались посадами.
6. ХУТОР
Ху́тор — населённый пункт крайне маленького размера; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.
Включает в себя обычно не больше десятка строений. Часто бывает семейным (например хутор Тарусин, Анапский район, Краснодарский край). Иногда хутором называют отдельно стоящую группу жилых строений, административно относящихся к более крупному населенному пункту.
По мере расширения превращается в деревню, село и т.д, но в названии населённого пункта может оставаться слово «хутор».
В Эстонии хутора назывались мы́зами (от эст.mõis); известен этот термин и в юго-западной части Ленинградской области (бывшая территория Ингерманландии). Правда, в последнем случае мызами в XVII-XVIII вв. назывались не хутора, а обособленные помещичьи усадьбы с принадлежавшими им сельскохозяйственными постройками (швед.håff), служившие основой административно-территориального деления Ингерманландии. Наиболее известные мызы: Саарская мыза (позже Царская мыза, а ныне город Пушкин), Гатчинская мыза, мыза Стрелина, мыза Пелла (ныне город Отрадное), мыза Сиворицы (ныне посёлок Никольское).
В Польше и ряде стран центральной и восточной Европы использовался термин фольварк.
У донских и кубанских казаков в Российской империи хутор — поселение на территории юрта (земельной территории) станицы, не имеющее отдельного административного управления. У некоторых станиц (например ст-ца Елизаветинская) хутора по населению были больше исторически возникшего первым центрального поселения. Разросшиеся хутора нередко выделялись в отдельные станицы, то есть имели отдельный общинный юрт и приписанное казачье население. В восточных казачьих войсках аналогом хутору был станичный посёлок.
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:33
7. СТАНИЦА
Стани́ца — административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки).
Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт, лица войскового сословия, живущие в юрте, станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков.
По численности населения станицы часто превышают небольшие города. Например, в станице Орджоникидзевская (Ингушетия) проживает 65,1 тыс. человек (2002), а в станице Каневской (Краснодарский край) — 44,8 тысячи (2005). Эти станицы являются крупнейшими сельскими поселениями России.
Станицы, как населённые пунккты, в настоящее время находятся в следующих субъектах России: Адыгея,
Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Чечня, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Ростовская область.
8. КИШЛАК
Кишла́к (первоначально: зимовка от тур.Kış — зима) — название поселка в Средней Азии и Афганистане. Первоначально обозначал зимовку кочевников. Кишлаки окружались глухими глинобитными стенами (дувал, девал). В каждом окруженном каменным забором доме находился подземный колодец (кяриз), поэтому люди с водой достаточно редкое явление в кишлаке. Канализация в кишлаках отсутствовала. Глиняные печи (аналог тандури) топились кизяком. Кривые улочки были грязны, по ним ходили облаченные в чадру женщины, мужчины в чалмах и халатах, навьюченные ишаки. Образ кишлака дополняет дерево чинар. Помимо жилых домов важными элементами кишлака являлся базар, мечеть и кладбище. Основным населением кишлаков были дехкане (крестьяне).
9. АУЛ
Ау́л (авул, авыл, айыл, агыл, аил, аал, йал, ял) (башк. ауыл, каз. ауыл, монг. айл, тат. авыл, тюрк. авул, тув. аал, чуваш. ял) — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа.
Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников.
Аул мог состоять из любого количества юрт. В каждой юрте проживала одна семья (отец+мать+дети). Маленькие аулы состояли из 2 — 3 юрт самых близких родственников, богатые аулы могли состоять из сотен юрт.
Аулы кочевников не являлись постоянной единицей, постоянно меняя своё положение, количество и состав. Они были настолько же подвижны и изменчивы, насколько и сам кочевой образ жизни. Количество юрт в ауле диктовалось внешними условиями. Оно зависело от политической обстановки, экономического состояния, ландшафта, урожая трав для скота, климата, времени года, наличия воды и пр. факторов.
Начиная со времён Великого переселения народов, неоднократно происходило смешение народностей. Происходила, с одной стороны, «кочевнизация» и «тюркизация» народов Кавказа и Восточной Европы, с другой стороны сами кочевники быстро поглощались оседлой культурой и смешивались с местным населением.
В результате этого процесса слово аул распространилось на постоянные поселения Кавказа, где влияние тюрков было особенно сильным.
В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения. Дома, как правило, одно-двухэтажные, расположены уступами, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Обычно дома обращены фасадом на юг, чтобы в зимнее время извлекать пользу от солнечного света и иметь защиту от холодных северных ветров. Аулы находились в большей мере около пастбищ и источников воды, но иногда бывало и обратное. В XIX веке, когда Россия вела войны на Кавказе, аулы были весьма труднопреодолимыми оборонительными пунктами и могли быть захвачены, в большинстве случаев, лишь с помощью штурма.
На Северном Кавказе славянское население традиционно называет аулами все населённые пункты сельского типа с нехристианским населением. При этом по ОКАТО аулами числятся сельские населённые пункты с адыгским (черкесским), абазинским и ногайским населением в Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии. В других республиках региона, а также Ставропольском крае (ногайские, туркменские) такие населённые пункты официально числятся сёлами, но в быту и публикациях зовутся аулами, что не верно.
У народов Казахстана и Средней Азии, а также Башкирии первоначально этот термин означал подвижное поселение, которое циклично перемещается с мест зимнего выпаса скота (кышлау) на летнюю кочевку (жайляу). Становление аула, как постоянного поселения связано с переходом народов (казахов, киргизов, башкир, туркменов) к оседлому образу жизни в XIX веке и начале XX века. Аул у этих народов представляет собой деревню или село с квартальной или хаотической застройкой домами из сырцового или обожжённого кирпича (реже из дерева), с загонами для скота, хлевами, амбарами, колодцами, иногда с огородами и садами. Чаще всего аулы располагаются вблизи рек или озёр, родников, либо в местах с высоким уровнем залегания грунтовых вод. Фактически аул среднеазиатского типа имеет большое сходство с деревней (или селом) славянских и финно-угорских народов. Ряд населённых пунктов с казахским населением в Омской области России (Нововаршавский район, Русско-Полянский район) числятся многочисленными аулами.