Семь что стало с дэвидом
История создания психологического триллера «Семь» (35 фото + видео)
В этом году исполнилось 20 лет с момента выхода культового триллера «Семь» Дэвида Финчера. Кинолента собрала немало престижных наград, пользовалась успехом среди зрителей и критиков, а ее кассовые сборы в 10 раз превысили бюджет. Об истории появления этого фильма вам расскажет данный пост.
Неприятный город Кевина Эндрю Уокера
А началось все в конце 1980-х, когда Кевин Эндрю Уокер переехал в Нью-Йорк. Уокер получил кинематографическое образование, но как часто это бывает не смог найти ему применения и в итоге устроился продавцом в музыкальный магазин. Нью-Йорк никогда не нравился Уокеру – этот город производил на него весьма гнетущее впечатление. Но с другой стороны, именно эта неприязнь, депрессия, ощущение городского упадка, а также тот факт, что Уокер не мог себя реализовать в какой-то момент и дали начало идее сценария триллера под названием «Семь», действие которого происходило в неназываемом мегаполисе, в котором легко угадывался Нью-Йорк.
К 1991 году Уокер завершил первую версию сценария «Семи». Но сам по себе готовый скрипт это еще не успех – успех, это продать его. Этап поиска покупателей стал самым сложным для Уокера, у которого не было никаких связей в Голливуде. Он безрезультатно обивал пороги студий, а затем начал обзванивать агентов, представляющих профессиональных сценаристов, работающих в жанре триллера. Наконец ему повезло пообщаться с Дэвидом Кеппом, который согласился прочитать его сценарий.
Отличия начального сценария от фильма
Во многих элементах начальный сценарий «Семи» был схож с конечным фильмом, но в то же время между ними имелся и ряд существенных отличий. Скрипт начинался со сцены, где собирающийся в отставку детектив Сомерсет осматривал находящийся в сельской местности дом, который он собирался купить, после чего возвращался в город на поезде. Именно в этой сцене должны были показываться титры фильма. Также нам отдельно представляли детектива Миллса в сцене, где он избивал парочку автоугонщиков.
Общая последовательность первых пяти жертв их и способов убийств в сценарии примерно соответствовала фильму, однако опять же имелся ряд отличий. Например, каждый грех ассоциировался с определенным цветом и символом, которые Джон Доу оставлял на месте преступления. В ходе своего расследования Сомерсет находил небольшую заброшенную церковь, стены которой были украшены витражами с изображениями семи смертных грехов – в сценах убийств маньяк воссоздавал именно эти картины. Также выяснялось, что при этой церкви существовал приют для сирот и содержавший его священник издевался над детьми. Как не сложно догадаться, Джон Доу (в начальном сценарии это было его настоящим именем) был одним из воспитанников этого приюта.
Что касается самого Доу, то в начальной версии сценарии по ходу действия с ним было несколько сцен. Нам показывали как он осматривает места своих будущих действий, а также следит за детективами. В одном эпизоде он даже проникал в квартиру Миллса, после чего он со своей женой Трейси переезжали в безопасный дом.
В сцене, где Миллс и Сомерсет находили жилище Доу (кстати, в этой версии идея использовать библиотечный поиск принадлежала Миллсу) никакой погони не было – маньяк выпускал в их сторону рожок из Узи, после чего детективы благоразумно решали остаться на месте и не преследовать его.
Съемочные раскадровки этого эпизода
Еще одна важная разница между сценарием и фильмом заключалась в отношениях Трейси и Сомерсета, которые в в какой-то момент начинали выходить за грань платонических.
Но самое большое отличие начиналось в третьем акте. После того, как Доу сдавался полиции, он заявлял, что покажет место захоронения двух последних жертв лишь Миллсу и никому другому. В итоге, детектив соглашался и отправлялся с Доу за город. Там Доу заводил в его в заброшенный склад, где он заранее подготовил себе путь для побега. Доу удавалось сбежать. Миллс пускался в погоню за ним и попадал к маньяку в заложники.
Подбор съемочной группы
Когда Уокер писал свой сценарий, то видел в роли детектива Сомерсета Уильяма Херта. Я не знаю, получил ли он предложение сыграть эту роль или нет, но знаю точно, что его получил Аль Пачино, который в итоге отказался от предложения. Это опять же роднит «Семь» с «Обычными подозреваемыми», где Пачино также предлагали роль полицейского. Партия Миллса предлагали Дензелу Вашингтону и, как ни странно, Сильвестру Сталлоне, но оба к сожалению или к счастью прошли мимо. В итоге ее получил Брэд Питт, который также уговорил свою тогдашнюю подругу Гвинет Пэлтроу сняться в роли Трейси.
Правда, вскоре выяснилось, что по ошибке ему прислали версию сценария с «головой в коробке», которая на тот момент считалась отвергнутой. Финчер не горел желанием снимать фильм с концовкой в церкви, также он наотрез отказался от предложенного продюсером Арнольдом Копельсоном варианта, где Доу похищал Трейси и герои должны были найти ее и спасти. Так что в какой-то момент все это начало опасно напоминать «Чужого 3». Но к счастью, на сторону режиссера встал Брэд Питт, который пригрозил отказаться от роли, если в фильме будет другая концовка.
Последним важным приобретением проекта стал Кевин Спейси, который получил роль Джона Доу всего за два дня до начала съемок. Изначально, на эту роль претендовал Р. Ли Эрми, но в итоге ему доверили партию босса главных героев. Также сыграть Доу предлагали Вэлу Килмеру, но он отказался. Спейси предложил продюсерам не упоминать его имя в начальных титрах, чтобы то, кто играет убийцу, оставалась для зрителей загадкой. Также таким хитрым способом он избавил себя от необходимости участвовать в промо компании фильма.
Другие концовки «Семи»
Но куда более известный вариант присутствовал в съемочном сценарии, датированным ноябрем 1994 года. В нем, Сомерсет, чтобы дать напарнику шанс на дальнейшую жизнь и не позволить Доу победить, в последний момент убивал маньяка, после чего говорил потрясенному Миллсу, что уходит в отставку. Моргану Фриману эта версия нравилась, но Финчер и Питт настаивали на оригинальном варианте, который был снят первым и утвержден после тест-просмотров. Финал с Сомерсетом убивающим Доу остался лишь в форме раскадровок.
В итоге единственным изменением, которое было внесено в финал по настоянию студии, стала добавленная сцена, где Миллса увозят на полицейской машине сопровождаемая закадровым голосом Сомерсета: «Эрнест Хэмингуэй как-то написал: “Мир это прекрасное место, и за него стоит бороться”. Со второй частью я согласен».
Изначально, титры фильма должны были проигрываться в сцене когда Сомерсет ехал на поезде в город. Однако затем от этого эпизода отказались и им пришлось искать другое место. Дизайнер Кайл Купер, посмотревший черновую версию фильма, решил что титры следует использовать чтобы как-то представить зрителям злодея. Кроме того, съемочная группа потратила массу времени, чтобы создать реквизит для квартиры Джона Доу (включая шесть его дневников) – и он хотел, чтобы все это тоже было представлено в титрах.
Получив одобрение идеи от Финчера (он кстати изначально хотел, чтобы титрами занимался другой дизайнер) Купер приступил к работе. Художник Уэйн Коу по его поручению создал вот эти раскадровки для титров.
Сами надписи для титров было решено делать вручную, чтобы они воспринимались так, словно они пропущенны через разум убийцы – как будто Джон Доу сам делал их. К тому моменту цифровая обработка уже обрела широкое применение в Голливуде, однако Купер решил снимать и монтировать все традиционными способами, без какого-либо использования компьютеров. В итоге у него получились титры, которые считаются одними из лучших в истории кино.
Выход фильма и его наследие
«Семь» вышел в прокат 22 сентября 1995 года. Фильм оправдал все возложенные на него ожидания студии, став большим хитом. Картина собрала 327 миллионов долларов и заняла седьмое место в списке самых кассовых лент 1995 года. Каждый в итоге получил от «Семи» то что хотел. Студия подтвердила серьезность своих намерений по переходу высшую лигу. Брэд Питт заработал 7 миллионов долларов и укрепил свой статус молодой звезды. Дэвид Финчер смог реализовать себя и получил вдохновения для продолжения карьеры. Кевин Спейси в один год сыграл двух злодеев, считающихся ныне классическими. Интересный факт: в момент премьеры «Семи» «Обычные подозреваемые» tще шли в прокате – так что зрители имели уникальную возможность впервые посмотреть оба этих триллера в один день.
В любом случае, абсурдность этой идеи похожа была чрезмерна даже для Голливуда, ибо от нее вскоре отказались. Что касается Финчера, то он с присущим ему жизнелюбием прокомментировал эти планы, сказав что: «Эта идея вызывает у меня меньший интерес, чем идея затушить сигареты о свои глаза».
Фильм Solace кстати вроде как выходит в этом году, главную роль в нем сыграл Энтони Хопкинс. Надеюсь на выходе не окажется, что его переделали в сиквел «Ганнибала»
С идиотским сиквелом или без него, но «Семь» продолжает оставаться одним из самых знаковых фильмов своего времени. Мрачная, гнетущая история, без каких-либо намеков на счастливый исход просто поразительно диссонирует с абсолютным большинством мэйнстримных фильмов нашего времени. Так что как это не банально, но чем больше времени проходит с момента выпуска картины, тем больше я ценю ее.
Предтеча «Настоящего детектива»: 7 причин пересмотреть «Семь» Финчера
22 сентября 1995 года в широкий прокат вышел фильм «Семь» — второй и возможно, самый прославленный фильм Дэвида Финчера. «Отвратительные мужики» рассказывают об этом мрачном шедевре, влияние которого на мировую культуру сложно переоценить даже спустя четверть века.
«Семь» — это особенное вступление
Если вы помните, фильм начинается с пары бытовых сцен с участием героев, и только спустя несколько минут следует интро, серьезно выбивающееся из общего стиля, с отдельным саундтреком и графикой. В наше время такие заставки — обычное дело для любого сериала (о сходствах фильма с одним сериалом мы еще поговорим); Финчер же решил сделать такую для своего фильма. Для этого он обратился к художнику по титрам Кайлу Куперу. Интро, по сути, перкликается с первыми кадрами, где показывают героев: теперь мы наблюдаем за повседневными делами убийцы, которого будут искать герои — то есть, тоже видим какие-то бытовые сцены, но изображенные более пафосно. И все это под музыку Nine Inch Nails — точнее, ремикса Coil на их трек Closer.
Титры для «Семи» были не первой работой Купера в кино, но первой, которую отметили критики, и о которой писали спустя годы. Впоследствии именно он придумает знаменитую заставку со станицами комиксов, которую мы видим перед всеми экранизациями Marvel. А еще Купер плотно работает с Кодзимой — он автор вступительных роликов MGS 2-5 и Death Strading!
«Семь» – это «Настоящий Детектив», только в кино
Внимательный взгляд легко разглядит очень важные параллели между фильмом Финчера и сериалом Пиццолато, в особенности – первым его сезоном. В первую очередь это относится к психологическим типажам и динамике отношений. Как и в «Настоящем Детективе», распределение характеров в паре «Коул-Харт» идентично паре «Сомерсет-Миллз»: пессимистический интеллектуал-одиночка противостоит семейному человеку, «крепкому хозяйственнику».
Их противопоставление проходит через весь сюжет, и позиции детективов, что характерно, никогда не сближаются — несмотря на то, что их дружба выдерживает испытание временем и очень серьезные ссоры. То же сохранение различий видно в фильме «Семь»: например, во время диалога в баре, когда Миллз и Сомерсет спорят о том, имеет ли жизнь смысл. Но лучше всего она видна в заключительных сценах, где Миллз и Сомерсет расспрашивают маньяка о причинах его поступков – для первого Джон Доу — просто очередной безумец, в то время как второй видит в действиях маньяка мрачную, но четкую логику. Есть и более заметная параллель — она заслуживает отдельного места в списке.
Финал фильма мог быть иным
Именно финал «Семи» — еще одна отчетливая сюжетная параллель между работами Пиццолато и Финчера. Вспомните кульминационную сцену пятого эпизода, когда Харт, поддавшись буре эмоций, убивает подозреваемого, тем самым осложняя раскрытие дальнейших преступлений для полицейских.
В «Семи» в очень похожей ситуации эмоционально несдержанный детектив Миллз убивает закованного в наручники Джона Доу, лишая полицию возможности осудить его по всем правилам закона. В обеих случаях этот поступок совершают схожие типажи героев – семейные, «нормальные люди», неспособные контролировать свой гнев.
«Семь» — это «Пила»
В момент выхода на экраны «Семь» не только собрал внушительную кассу и лестные отзывы критиков, но и – что очевидно лишь сейчас – на годы опередил свое время, задав стандарт, на который впоследствии ориентировались многие кинематографисты, работающие в хорроре и триллерах. По влиянию на эти жанры «Семь» можно сравнить разве что с «Молчанием ягнят», хотя у фильма Джонатана Демме была литературная основа, а работа Финчера все же базировалась на оригинальном сценарии. Пожалуй, один из самых заметных примеров того, как «Семь» повлиял на облик хорроров, можно найти в истории франшизы «Пила», начатой режиссером Джеймсом Ваном и сценаристом Ли Уоннеллом.
Известно, что Ван при создании фильма вдохновлялся знаменитой финальной сценой из первого «Безумного Макса». Уоннелл, в свою очередь, разрабатывая персонажа Джона Крамера, во многом отталкивался от образа Джона Доу. Оба маньяка, как мы знаем, склонны видеть в себе представителей Бога, и карать грешников особо изощренными способами. И здесь обратите внимание на очередную параллель: когда детективы прибывают на место смерти жертвы, олицетворяющей Гордыню, они видят, что она оказалась единственной, кому маньяк предоставил выбор: позвонить в полицию и выжить (до конца дней оставшись обезображенной) или умереть, приняв таблетки (но сохраниться в памяти общества красивой). Будь в нашем мире shared universe для киноманьяков, Пила вполне мог бы оказаться самым талантливым учеником Джона Доу.
«Семь» и средневековая теология
Под оболочкой детективного триллера в «Семь» лежит еще один, более глубокий слой восприятия, связанный с темами греховности, искупления и порочности человеческой природы. Религиозный подтекст в фильме становился предметом для научных публикаций в специальных журналах. Дэвид Финчер однажды заметил, что его фильм – «медитация на тему Зла, о том, как оно проникает в тебя, и как от него нельзя потом избавиться». Чтобы в полной мере понять логику происходящих событий (и особенно логику Джона Доу) важно понять, что «Семь» — не просто пессимистический поток сознания, а обращение к средневековой католической теологии, которая предполагает врожденную греховность человека, и этим разительно отличается от современной фиксации на «осознанности» или «принятии себя». Именно это выделяет фильм на фоне остальных современных триллеров: в нем практически нет психологии в привычном нам виде, равно как и предыстории для серийного убийцы – Финчер хочет сказать, что для понимания Джона Доу Фома Аквинский и «Сумма теологии» может оказаться важнее Фрейда с каким-нибудь «Толкованием сновидений».
«Семь» и визуальный стиль
Для своего второго фильма Финчер тщательно проработал визуальную составляющую – и в ретроспективе особенно хорошо видно, насколько влиятельной она оказалась. После выхода «Семь» кинотеатры накрыло девятым валом фильмов схожей тематики и разной степени талантливости. Но даже лучшие из них – вроде «Имитатора» с Сигурни Уивер или «Воскрешения» с Кристофером Ламбертом – навсегда остались в тени финчеровской работы. Именно в «Семь» Финчер утвердил тот стиль, который позднее доведет до совершенства в «Бойцовском Клубе»: безликие урбанистические декорации и приглушенные цвета, отдающие металлическим блеском.
«Семь» — лишь первый эксперимент Финчера с историями про маньяков
«Семь» стал для Финчера прорывным фильмом – после прохладно принятого критиками и зрителями триквела «Чужого» режиссер не очень хотел возвращаться в кинематограф, но в итоге, как мы знаем, именно история про двух детективов сделала его одним из знаковых авторов 1990-х и 2000-х – впереди были «Бойцовский Клуб» и «Зодиак», еще одна история о серийном убийце. Ближе всего к «Семи» из последующих работ Финчера оказался не кинофильм, а телесериал, причем снятый по книге – «Охотник за разумом», недавний хит от Netflix. В определенном смысле, Финчер здесь возвращается к темам, когда-то затронутым в истории про Джона Доу, только в ином формате и с большим вниманием к процедурной части сюжета.
Почему маньяки оправдываются Библией? Фильм «Семь»
Образы безжалостных убийц – частые гости кинематографа. В галерее подобных персонажей выделяется маньяк из фильма «Семь» (1995) Дэвида Финчера. Именно этот фильм показал Финчера как талантливого и амбициозного режиссера и стал первой успешной картиной в череде его шедевров («Игра», «Бойцовский клуб»).
Несмотря на наличие двух центральных персонажей – детективов Майлза и Сомерсета, – главным героем всей истории оказывается Джон Доу, маньяк с продуманным мировоззрением, основанным на Священном Писании.
Давайте разберем смысл фильма «Семь» и выясним, почему религиозный символизм в кино так часто становится прикрытием для зверских убийств.
Фильм
«Семь» рассказывает историю двух детективов: молодого и амбициозного Майлза (Брэд Питт) и пожилого Сомерсета (Морган Фриман), которому перед уходом на пенсию осталось отработать семь дней. В понедельник они находят тело, рядом с которым они видят слово «Чревоугодие». Сомерсет сразу понимает, что это лишь первое из серии убийств. Начинается расследование, в ходе которого обнаруживаются все новые тела, и каждое связано с одним из семи смертных грехов в христианстве.
Главное действующее лицо фильма – маньяк Джон Доу (Кевин Спейси). Имя символично: так обычно обозначают человека, о котором совершенно ничего не известно (что-то вроде Ивана Иванова в русском языке). Первую половину фильма нам ни разу его не показывают, а когда убийца все-таки появляется на экране, его личность так и остается неизвестной: ни имени, ни прошлого, ни банковских счетов. Он даже избавился от кожи на подушечках пальцев, чтобы не иметь отпечатков. По словам Джона Доу, он лишь инструмент. Но чей? Господа Бога. И все его действия подчинены миссии нести Божью кару.
План Доу
Сюжет фильма – это постепенное исполнение плана Доу, основанного на библейской идее о семи смертных грехах. В христианской традиции окончательно закрепил список из семи смертных грехов папа Григорий I Великий. Это гордыня, зависть, гнев, праздность, алчность, чревоугодие и блуд.
Каждая «кара» Джона Доу тщательно спланирована, а каждая жертва, по его мнению, — эталон того греха, за который следует наказание. Обжору он убивает за чревоугодие, актрису – за гордыню, наркомана – за праздность, продажного адвоката – за алчность.
Джон Доу считает себя орудием в руках Бога, поэтому его убийства – это священное жертвоприношение человеческого рода за его грехи. Но почему именно библейский текст становится оправданием для совершения чудовищных преступлений?
Священное Писание
Для начала нужно вспомнить особенность Библии. Первое, что выделяет ее среди многих других книг – это запутанный язык притчи. Библейский текст можно понимать множеством способов, что постоянно ставило в тупик богословов и теологов.
Вся история христианства – это история споров вокруг священного текста, начиная с ключевых догматов (Троица, непорочное зачатие, понятие благодати) и заканчивая мельчайшими подробностями (сколько ангелов может уместиться на кончике иглы?). Споры насчет тех или иных догм церкви не утихают до сих пор.
Такая запутанность ставит в сложное положение всех последователей этой религии. Из Библии можно вычитать прямо противоположные идеи и доказать такие теории, которые никак не могут быть написаны в христианском тексте. Например, оправдание убийства, как делает это Джон Доу.
Вторая особенность христианства – его постоянное ожидание апокалипсиса, то есть конца времен и воцарения Царства Божьего на Земле. Вся жизнь отдельного христианина подчинена идее его посмертного существования, а человечество, в свою очередь, ожидает Страшного суда, перед которым, согласно тексту Иоанна Богослова, будет время карающего очищения от грехов.
Провозглашение себя орудием апокалипсиса – удобное оправдание для жажды насилия. Так маньяк переносит ответственность с себя на Господа, который якобы карает человеческий род его руками.
Заметьте, именно поэтому у Джона Доу нет личности. Он принципиально ее уничтожил, ведь он лишь инструмент. Но такая трактовка Библии не имеет ничего общего с истинным смыслом священного текста.
Настоящий смысл Библии
Ухватившись за идею грехов и кары за них, Джон Доу пропустил главную суть христианства – любовь, которая оценивается как абсолютная истина. Христианская любовь – эмоциональная связь между Богом и человеком, бесконечная и беспредельная. Любовь понимается как священный дар, это единственно возможный способ отношения верующего к другим людям. Вспомните слова: «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Видим ли мы любовь у Джона Доу? Нет. Здесь кроется та самая причина, почему маньяки так часто используют библейский смысл для оправдания собственных зверств: в Библии можно легко вычитать отдельные темы, расшифровать символы в угоду своим желаниям, но пропустить самое главное.
Второй момент, который не понимает Джон Доу – это отсутствие у него власти вершить судьбы других людей. В христианстве часто возникает вопрос: может ли грешник судить другого грешника? Как мы помним, все мы грешные души, которые пришли в этот мир уже с печатью первородного греха, и наша задача – жить максимально праведной жизнью, чтобы на Судном дне попасть в царство вечной благодати. Для этого нужно любить, очищать свою душу от злых умыслов и следовать библейскому завету «не судите, да не судимы будете».
Джон Доу же вознамерился стать рукой Господа, что, разумеется, ни в каком виде не предполагается библейским текстом. Сам для себя он выбирает грех зависти, но не гордыня ли по-настоящему овладела им? А также гнев, алчность и др. Вознамерившись судить других людей за их грехи, Джон Доу упустил то, что он сам объединяет в себе их все.
Вывод
Продуманный и мастерски исполненный план Джона Доу – суть фильма «Семь». Это воплощение мировоззрения маньяка, построенного на толковании христианства, которое не имеет ничего общего с сутью этой религии.
Что заповеди Моисея, что заветы Христа абсолютно точно запрещают сознательное и целенаправленное лишение человека жизни. Поэтому любая попытка оправдать убийства Священным Писанием в корне неверна.
А какие впечатление у вас от фильма «Семь»? Как думаете, почему маньяки в фильмах и сериалах так любят оправдываться Библией?
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!