Семикаракорская керамика что это такое
Консультация для родителей «Семикаракорский фаянс — народный промысел Дона»
Елена Нестеренко
Консультация для родителей «Семикаракорский фаянс — народный промысел Дона»
Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто – то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай? И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне.
Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски нашего прекрасного и могучего края, местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества.
История семикаракорского промысла относительно молода. Он берёт своё начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской.
В 1972 году в Семикаракорске на месте бывшей гончарной мастерской был создан цех художественной керамики, где было решено изготавливать белые фаянсовые изделия с росписью. Из небольшой артели выросло предприятие, продукцию которого отличает неповторимый стиль, столь же узнаваемый, как гжель или хохлома.
Художникам и мастерам удалось создать оригинальное художественно-стилевое направление – Семикаракорское письмо с использованием в росписи букетно-растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке. Отличительной особенностью донского фаянса являются спокойные, нежные, теплые природные тона в желтовато-розовой и голубовато-зеленоватой гамме.
В орнамент могут включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжеты и композиции, идущие из казачьего фольклора, современные мотивы.
Фаянсовая продукция промысла эстетична и одновременно функциональна, находит широкое применение в быту, представлена большим ассортиментом, учитывающим все современные тенденции дизайна. Оригинальные вазы, светильники, предметы интерьера и сувениры, чайные, десертные, столовые наборы и прочие посудные группы на любой изысканный вкус.Инновационное направление в создании изделий представлено в совмещении различных материалов: фаянса, металла, теснения на коже, а также разработка нового цветового решения.
Используются все приёмы декорирования фаянса: ангобная, солевая, подглазурная роспись в сочетании с лепными скульптурками на формах. Изделия не утрачивают со временем своей красоты и ценности. Ассортимент продукции постоянно расширяется и обновляется. Коллектив предприятия работает над задачей найти ту грань, которая позволит создавать современные изделия, не отступая от традиций.
Завод в Семикаракорске является единственным предприятием в России, где производят ажурный резной фаянс. Изготавливается он вручную. Процесс достаточно трудоемкий и медленный — на одно изделие уходит до полутора месяца.
Высокое качество продукции, функциональность, ручная роспись, выполненная с высоким художественным мастерством, создали неповторимый образ изделий. Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами стал произведением прикладного искусства.
На данный момент Семикаракорский фаянс развивается как самостоятельное направление донской культуры и является наивысшим достижением декоративно – прикладного искусства в керамике донского региона.
Сегодня работы семикаракорских мастеров фаянса имеют статус произведений народного художественного промысла и получили признание не только на пространстве бывшего СССР, но и во всём мире.
Семикаракорская керамика, сделанная на радость, с любовью и фантазией, представляет собой неотъемлемую часть культурного наследия казачьего края.
А у вас есть частица донского края – семикаракорский фаянс?
Дидактическое пособие — лэпбук «Народный быт» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию свой лэпбук «Народный быт», в котором в доступной и интересной для детей форме, представлена.
Фотоотчет детского фольклорного музыкально-театрализованного праздника «Картины былого Тихого Дона» Составила: Музыкальный руководитель МБДОУ дс№27 Галактионова Е. В, Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви.
Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по сказкам Тихого Дона» Программное содержание. Цель: Создание условий для приобщения детей к казачьему фольклору и казачьей сказке как составляющей части культурного.
Консультация для родителей: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (консультация для родителей) Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут.
Консультация для родителей «Промыслы Дона» Мы, зимовниковцы, живем в краю донском, в центре обширных сальских степей. Древняя, древняя, степная земля! Рельеф наших мест особо не затейлив,.
Народный танец (осетинский). Видеоотчет Народная хореография осетин имеет очень глубокие корни. Танцы и игры занимали важное и самое место в традиционном быту, что нашло свое отражение.
Сценарий школьного праздника «Юная казачка Дона» Подготовил: Корниенко Алла Николаевна Учитель русского языка и литературы МБОУ Чапаевская СОШ Сценарий школьного праздника. Конкурс «ЮНАЯ.
Сценарий районного фестиваля «Казачок Дона-2019» для учащихся начальной школы Сценарий районного фестиваля «Казачок Дона – 2019» для учащихся начальной школы Цель: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего.
Конспект занятия «Храмы Тихого Дона» Цель : познакомить детей с культурой их города,показать и рассказать о храмах. Задачи: рассказать о храмах Донского.
Самобытность и разнообразие семикаракорской керамики
Этим летом, гуляя по Ростову, я заглянула в магазин с семикаракорской керамикой. Мне любезно разрешили пофотографировать там, и теперь у меня есть возможность поделится с вами той красотой, которую я там увидела, а заодно и рассказать немного о семикаракорской керамике.
Своё название она получила по месту происхождения городу Семикаракорску. Семикаракорск — город на Дону, который был основан на месте казачьей станицы Семикаракорской. По одной из версий город был назван в честь семи братьев-староверов Каракорских, бежавших на Дон и основавших поселение. По другой — название происходит от имени казачьего атамана Семена Каракоры.
История семикаракорского промысла относительно молода. Она берёт своё начало в 1972 году, когда на Семикаракорском райпромкомбинате было решено изготавливать белые фаянсовые изделия с росписью. Достаточно быстро, всего спустя два года, семикаракорский фаянс был признан имеющим художественную ценность и отнесен к категории изделий народных художественных промыслов.
Художники предприятия стремились найти стиль, который бы отличал их продукцию от изделий остальных производителей фаянса. И они нашли таковой. Они стали расписывать керамику ангобами – жидкими цветными глинами. Считается, что семикаракорское предприятие было первым, кто применил подобный метод росписи. Позже изделия стали расписывать и солями. Отличительной чертой ангобной росписи были яркие цвета, но без акварельности, а солевой не доставало выразительности, она была недостаточно насыщенной. Поэтому поиски оптимальной методики росписи продолжались и в 1983 году было решено оформлять продукцию подглазурными красками, придерживаться розовато-охристых и зеленых оттенков и украшать изделия букетно-растительным орнаментом, в основе которого — мелкие цветки и всевозможные пестрения.
Именно такая керамика мне и была знакома до момента посещения магазина в Ростове.
Я часто покупала на подарки в Германию фигурки казачек и казаков в традиционных одеждах, кружки которые были декорированы фигурками различных животных, птиц и другие изделия относящиеся к скульптурной керамике.
А вот приобрести что-то для себя лично у меня как-то не возникало желание, пока я не увидела вот эти сервизы.
В настоящее время производитель семикаракорской керамики ЗАО «Аксинья» разнообразило свой ассортимент и стало выпускать сервизы, вазы, салатницы, настенные тарелки и столовые наборы.
Говорят, что сервиз «Раки» выпускают под спецзаказ губернатора Ростовской области, который дарит такие наборы особым гостям.
Блюдо и кружка не из этого сервиза, но они тоже с раками. Куда ж без раков на Дону.
Сюжеты керамики — это разнообразные цветочные орнаменты с акцентом на крупном цветке, это и изображения растений донской степи, и различные бытовые сюжеты из казачьего фольклора, в стиле русских лубочных картинок.
Завод в Семикаракорске является единственным предприятием в России, где производят ажурный резной фаянс. Изготавливается он вручную. В течение 5 дней изделия высыхают, пока не станут белыми. Затем посредством замывки убираются неровности, швы, натеки. После замывки гладкий сырец смазывают керосином. Это позволяет обнаружить трещины, которые не видны невооруженным глазом. Затем изделия обжигаются в газовой печи вагонного типа при 1250 °С в течение 8 часов. После обжига столько же времени керамика остывает, после очередного контроля отправляется на ручную роспись и затем еще раз обжигается.
Процесс изготовления семикаракорского фаянса достаточно трудоемкий и медленный — на изготовления одного изделия уходит до полутора месяца. Этим и объясняется достаточно высокая цена семикаракорской керамики.
В свой следующий отпуск обязательно посещу этот магазин вновь и приобрету что-то из изделий с зимними мотивами.
А у вас есть что-то из семикаракорской керамики?
Особенности изготовления посуды из семикаракорской керамики
Семикаракорская керамика — относительно новый вид искусства, который появился только в 1972 году. До этого времени завод в городе Семикаракорск выпускал кирпич и черепицу. Но новый директор Арабский решили разнообразить деятельность предприятия и ввел выпуск керамических изделий. На сегодняшний день семикаракорской керамикой увлекаются сотни коллекционеров, и такая популярность говорит о красоте и качественном изготовлении продукции.
Особенности семикаракорской керамики
К тому же спрос на керамические изделия не угасает со временем, а все из-за таких свойств материала:
Если к вышеназванным характеристикам можно добавить уникальный дизайн, изделие никогда не потеряет своей актуальности. К тому же семикаракорская керамика современна, ее используют даже в СВЧ-печках.
Суть производства семикаракорской керамики заключается в технологии нанесения узора и его виде. В первую очередь — это пейзажная роспись букетно-растительного узора на белом фоне, за счет контраста она выглядит выразительно. Утонченные элементы смотрятся не только гармонично, но и несут в себе исторический посыл, поскольку связаны с культурой и природой устья реки Дон. Роспись отчасти схожа с Гжельской, поскольку иногда делается акцент на крупных цветках. Но в данном случае подключается еще флора и фауна Дона с казачьими мотивами.
Это неудивительно, поскольку город Семикаракорск лежит не только на реке Дон, но еще и расположен на месте бывшей казачьей станицы. Гончарное казацкое дело было известно с 1845 года. Такую посуду считают вполне традиционной и практичной в использовании. Все рисунки выполнены вручную, они являются уникальными, композиция в целом выглядит очень нежно. Со временем сформировалась определенная техника мастерства, она называется «полихромная мазковая подглазурная роспись». Кроме того, в ней применяются эффекты металлизирования, а также позолоты.
Изготовление посуды
Поскольку весь процесс происходит вручную, он делится на несколько этапов. Каждое изделие производится из экологически чистых материалов, в состав входит:
Яркие краски донского края
Само изделие изготавливается в течение нескольких недель или месяцев в зависимости от его объема и сложности узора. Поскольку технология включает ручную работу, то сначала мастера придумывают форму и образ продукции. Для этого необходимо нарисовать несколько эскизов, которые являются точной копией будущей посудины. Узор наносится сначала на плоский эскиз, а уже потом его переносят на изделие.
Если разбирать процесс поэтапно, можно выделить такие пункты, как:
После того как изделие принимает окончательный вид, ЗАО «Аксинья» проводит тщательный контроль каждой посудины. Для этого на предприятии был создан отдел независимых экспертов, которые проверяют свойства изделий и их пригодность к эксплуатации. Некоторым не нравится яркость и новодел семикаркаронской посуды, но с ее качеством и функциональностью трудно поспорить.
Работа на предприятии
Сегодня предприятие продолжает развиваться. Оно охотно принимают индивидуальные заказы, в которых можно проявить собственную фантазию и точно подобрать изделие для своего интерьера. А еще фабрика развивает традиции Ростовского края. Они с удовольствием приглашают детей на кружки лепки и в класс декоративно-прикладного искусства. Любому желающему можно попасть на мастер-классы, которые проводит фабрика, а также посетить курень казаков, который одновременно является и музеем.
В последнее время ЗАО «Аксинья» стала заниматься куклами и куклами-грелками, которые выполняются из фаянса и ткани. Наряды кукол отличаются индивидуальностью, их также относят к семикаракорскому промыслу.
Приобретение семикаракорской посуды — это не только следование модным новинкам, но еще и дань истории и традициям. Кроме моральной стороны и красоты сервизов, практичность изделий и их функциональность пригодятся в хозяйстве.
Семикаракорская керамика — многоцветье донского казачества
Обычно мы пишем о керамических промыслах «с историей», имеющих народные корни и следующих многовековым традициям. О семикаракорской художественной керамике мы решили написать, потому что история этого художественного промысла достаточно уникальна своим свежим происхождением и довольно интересными результатами, когда за художественными керамическими работами, в сути, нового предприятия гоняются коллекционеры, что свидетельствует об их высоких художественных свойствах.
Но все-таки промысел имеет живописные традиции, нисходящие в историю, пропитанные символизмом донского казачества — духом свободы, веселья, звонкости жизни и героике защитников русских границ.. Все это прослеживается в живописи мастеров промысла. Яркие цветочные орнаменты, буйство красок, иногда избыточная мощность цвета, напоминающая о казачьем темпераменте и бескомпромиссности казачей натуры.
Семикаракорск — город на Дону, основанный на месте казачьей станицы Семикаракорская. Название происходит от имени казачьего атамана Семена Каракоры. Поселение известно с 8 века, как крупный промысел промышленной керамики. Станица с современным названием известна с 1672 года, а с 1845 года — уже как гончарный казацкий промысел.
С 1972 года поселение имеет статус города и народного прымысла традиционного бытования.
Только в 1972 году директор предприятия H. С. Арабский решил попробовать выпускать на производстве белые фаянсовые изделия с росписью. А уже в 1974 году, то есть, всего два года спустя, семикаракорский фаянс был признан имеющим художественную ценность и отнесен к категории изделий народных художественных промыслов.
История предприятия наглядно демонстрирует роль личности в общественно значимых событиях, когда происходит движение от обыденности к творчеству, вносящее вклад в общемировую историю культуры и искусства.
Художественный стиль Семикаракорского промысла был сформирован при участии искусствоведов МНИИ художественной промышленности. Над разработкой орнаментов и композиций работали многие известные советские художники.
Сюжеты семикаракорской керамики схожи с Гжельскими — это разнообразные цветочные орнаменты с акцентом на крупном цветке, но и не только. Здесь и изображения растений донской степи, и различные бытовые сюжеты из казачьего фольклора, в стиле русских лубочных картинок.
Теперь уже можно с уверенностью сказать, что сформировано отдельное стилевое живописное направление — семикаракорская живописная техника — полихромная мазковая подглазурная роспись с использованием позолоты и металлизирования.
Основная часть керамики промысла — это фаянсовая посуда с ручной подглазурной росписью и позолотой. Отдельным видом идет скульптурная керамика — фигурки казачек в традиционных костюмах, предметы различных форм: сахарницы-домики, сувенирные машинки, чайники-храмы и т. д.
Не меньший интерес представляет собой скульптурное декорирование утилитарных предметов антропоморфными и зооморфными фигурками и последующая их роспись.
Так появляются пивные кружки с раками, колокольчики в виде бырынь, шкатулки-зайчики и чайники-рыбаки.
Некоторые считают семикаракорскую керамику новоделом и безвкусным кичем, но мы не согласимся с этим. Семикаракорский промысел, как всякий творческий живой организм, развивается и совершенствуется. Здесь появляются новые приемы и сюжеты. И сейчас уже можно сказать, что керамика промысла имеет свое лицо и собственный стиль, восходящий к вековым традициям вольного донского казачества.
Купить в Москве Семикаракорскую керамику можно в интернет-магазине ЗАО «Аксинья».
Семикаракорская керамика что это такое
346780 Ростовская область
г. Азов, Петровский б-р 20
тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
РУССКАЯ МАЙОЛИКА – СЕМИКАРАКОРСКАЯ КЕРАМИКА
Семикаракорск — город на Дону, основанный на месте казачьей станицы Семикаракорская. Название происходит от имени казачьего атамана Семена КАРАКОРЫ. Поселение известно с VIII века как крупный промысел промышленной керамики. Станица с современным названием известна с 1672 года, а с 1845 года — уже как гончарный казацкий промысел.
С 1972 года поселение имеет статус города и народного промысла традиционного бытования.
Семикаракорский фаянсовый завод считается «жемчужиной Дона», ведь это единственное предприятие, которое выпускает в данном регионе подобную продукцию. Изготовление фаянсовой посуды здесь является продолжением многовековых традиций, которые зародились в городе еще во времена процветания гончарного ремесла в казачьей станице Семикаракорской. Научные исследования местности показали, что в данном регионе гончарное искусство зарождалось практически в каждой станице и городке, где были залежи глины.
Прежде на Дону фаянсовых производств не было, но были разные глины, как цветные, так и белые, были и «горшечные заводы», так назывались гончарные мастерские. Так, к концу XIX века в Области Войска Донского насчитывалось более ста мастерских гончаров. Был «горшечный завод» и в станице Семикаракорской у крестьянина Якова ЧЕРНЯЕВА.
В отличие от других многочисленных мастерских «горшечников», прекративших свое существование на рубеже XIX-XX вв., мастерская в Семикаракорах просуществовала до 1970-х годов. В эти годы на четырнадцатом переулке еще существовал гончарный участок: единственный гончар на все Семикаракоры Илларион РЫЛЬЩИКОВ тянул на гончарном кругу большие горшки для солений емкостью по пятнадцать-двадцать литров, и приобретение его горшков было большой радостью и событием для хозяек.
Цех, где сегодня выпускают семикаракорский фаянс, был построен в 1972 году. За этот сравнительно небольшой период времени семикаракорцам удалось создать свое, ярко выраженное художественно-стилевое направление, разработать свою технологию и обширный ассортимент изделий. В процессе непрерывного творческого поиска найдено неповторимое семикаракорское письмо: яркое, нарядное, в гармонии красочного многоцветья которого выражена полнота жизненного мироощущения и оптимистическое праздничное настроение, идущее от русского народного искусства. А начинал все Н.С. АРАБСКИЙ, геолог по образованию, эрудированный человек — первый директор. По его инициативе решено было гончарную мастерскую расширить. Таким образом, из небольшого гончарного участка появился керамический цех. Сначала выпускали тарелки с примитивной деколью и золотой отводкой.
Поиск начали с более простой технологии — с майолики. Все изделия сплошь покрывались плотными глазурями: зелеными, желтыми, оранжевыми. Часто майоликовые изделия украшались рельефами различной сюжетной тематики. Первыми художниками, пришедшими на завод, были Людмила АЛДОШИНА, выпускница Миргородского керамического техникума, и Александр КАЗАНКОВ, окончивший Абрамцевское художественно-промышленное училище. Художники упорно искали мотив росписи, манеру исполнения, собирали материал по народному искусству Ростовской области. Вместе с сотрудниками донских музеев участвовали в экспедициях: изучали местный фольклор, народное искусство края.
Поиски стиля, который бы отличил изделия цеха от продукции других фаянсовых производств, навели художников на мысль расписывать изделия ангобами, то есть цветными жидкими глинами. На комбинате был организован участок ангобной росписи. Ангобная роспись на фаянсе была новым методом, ранее не применявшимся ни на одном фаянсовом заводе России. Затем начали расписывать солями. Если ангобная роспись давала яркие цвета, но не было в ней акварельности, то солевая роспись была недостаточно яркой, мало выразительной. Еще десять-пятнадцать лет назад одновременно выпускались майолика и фаянс с различными приемами декорировки, господствовало разностилье форм, приемов росписи и красок.
В то время художникам активно помогал Научно-исследовательский институт художественной промышленности министерства местной промышленности РСФСР. Так, в июне 1983 года на комбинате был проведен творческий семинар, посвященный улучшению художественно-стилевой направленности продукции. Решено было перейти на подглазурные краски, за основу принять букетно-растительный орнамент с мелким цветком и со всевозможными пестрениями, в красочной гамме придерживаться топов: зеленоватых и розовато-охристых.
Пленерные зарисовки трав и цветов донских степей дали художникам благодатный материал для творческих поисков и находок. Зарисовки, как правило, проходили летом. А степь с выжженной солнцем травой, летом дает приглушенный колорит зеленовато-коричневой охристой гаммы. От летних зарисовок появился первоначальный вариант семикаракорского письма — «знойное лето». Некоторое время ряд изделий выходил с подобным колористическим решением.
Но недолго работали художники в данном направлении. Со временем за основу колористического решения было определено все цветовое богатство донского букета. На изделиях стал постепенно утверждаться точный, живой и легкий теневой мазок. Таким образом, сформировалась полихромия семикаракорского букета, сформировалась и его манера росписи.
Напряженный многолетний творческий поиск коллектива художников-единомышленников предшествовал появлению своего письма, в основе которого букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке (цветок фантазийный часто пополняется сеткой, арабеской) с другими декоративными элементами. В орнамент стали включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора, современные мотивы. Разнообразные краски южной природы нашли отражение в красочном многоцветье письма, в основе его пинковые, золотисто-охристые, зеленовато-изумрудные м коричневые цвета. Обязательны вкрапления бирюзы.
Округлые устойчивые формы семикаракорского фаянса тяготеют к традиционной посуде донского края. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки чайники, салатницы.
На предприятии работает 29 человек, из них 80 «живописцев» так называют художниц живописного участка, на котором расписываются изделия. В 1991 год цех художественного фаянса вошел в Ассоциацию народных промыслов России и стал именоваться промыслом.
Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках ярмарках в нашей стране и за рубежом — во Франции, в Японии, Англии, Германии, Югославии, Болгарии, Польше.
Промысел отмечен многими наградами и достижениями международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.
Русская майолика – Семикаракорская керамика // Читай-Теленеделя, 2017, № 31.- С.68.
С ЛЮБОВЬЮ К ЛАЗОРЕВОЙ СТЕПИ
Известный теоретик народного искусства М.А. Некрасова отмечает следующие черты народного промысла:
— это очаг традиционной культуры с характерным для него принципом совместного творчества (взаимодействием индивидуального и коллективного начал);
— его особенности генетически восходят к обычаям того или иного региона, неразрывно связаны с духовностью их носителей;
— для многих людей (мастеров) он является источником средств к существованию.
Галина ЛЕЗИНА, ст. научный сотрудник Волгодонского художественного музея, Ростовская область
Лезина, Г. С любовью к лазоревой степи /Г. Лезина // Народное творчество, 2012.- № 2. – С.59-61.