Семья как дерево чем она больше
Проект «Дерево держится корнями, а человек семьей»
элла тупикина
Проект «Дерево держится корнями, а человек семьей»
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребёнка, его социально-нравственная культура, нормы поведения в обществе. Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере родных и близких.
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его
предки, где его настоящая «малая Родина».
Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной.
Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» настоящего патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине и преданность своему Отечеству. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.
Для ребёнка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни дошкольника. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо». Знать своё генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Оно являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своём роде, о тех, от кого мы произошли.
Проблема: знают ли дети о своих прародителях? Имеют ли представление об истории своего рода и о своей родословной?
Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях, и возможно, об исторически важных фактах своего рода.
Цель: расширить представления детей об истории семьи, родословной, семейных традициях и установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка.
— сформировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии;
— формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;
— расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
— учить детей составлять рассказ о своей семье;
— развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности;
— воспитывать любовь к своей семье – как ячейке общества, приобщать воспитанников к истокам семейной культуры.
— укреплять чувство уважения к другим народам и их традициям.
Вид проекта: групповой, информационно – исследовательский, творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Продукт проекта: альбом «Генеалогическое древо»
Методы проекта:
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5.Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
6. Проведение праздника.
7. Работа с родителями.
Оборудование: картинки и изображения по теме, клубочек, дидактические игры по теме, атрибуты к подвижным и сюжетно – ролевым играм, ноутбук, альбомные листы, карандаши простые и цветные, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин.
Ожидаемый результат: у детей сформируется представление о семье, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга, о нравственном отношении к семейным традициям. Познакомятся с такими понятиями как род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Способствует развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, гордости за свою семью и повышает интерес к истории происхождения своей семьи.
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1985.
4. Косарева В. Н.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. –Волгоград: Учитель, 2013.
Первый этап- подготовительный
1. Изучение методической литературы
2. Организация предметно-развивающей среды
3. Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентации, интернет-ресурсов по теме проекта.
Третий этап – заключительный 10.03.2020 – 16.03.2020
Оформление выставки детских работ.
Оформление альбома детско – родительских работ.
Создание коллажа из семейных фотографий.
Содержание деятельности.
Область Дата Наименование деятельности
Социально – коммуникативное развитие. В течение всего проекта
Дидактические игры: «Заботимся о родителях», «Клубочек добрых слов», «Скажи наоборот», «Отгадай кто это», «Чья? Чей? Чьё?», «Кто кем приходится?», «Договори предложение», «Оцени поступок», «Составь портрет». Приложение 2
• «Посидим в тишине» Е. Благинина,
• «Сказка об умном мышонке» С. Маршак,
• «Косточка» К. Ушинский,
• «Старый дед и внучек» Л. Толстой,
• «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто,
• «Вот моя деревня» И. Суриков,
• Заучивание пословиц и поговорок о семье;
Беседы: «Коли семья вместе, так и душа на месте», «Как я провел выходной», «Семьи большие и маленькие», «Самая хорошая», «Моя семья», «Мое имя», «Праздник в моей семье», «Каникулы с моей семьей», «Мы идем в гости», «Разговор с младшим», «Я помощник», «Наши мамы» Приложение 1
НОД «Составление рассказа из опыта «Семья»;
НОД «Составление рассказа «Много у бабушки с нами забот»
Познавательно – исследовательская деятельность. В течение всего проекта
НОД «Моя семья»
НОД «Моя родословная»
НОД «Семейные традиции»
Художественно – эстетическое развитие. В течение всего проекта
ИЗО «Мамочка моя любимая»;
ИЗО «Здравствуй это я!» Приложение 3
Физическое развитие. В течение всего проекта Подвижные игры «Найди свой домик», «Напеки блины для бабушки», «Это Я, это Я, это вся моя семья!», «Найди свою половинку», «Смотай клубок и обними бабушку», «Перенеси мамины покупки», «Репка», «Накроем стол к обеду».
Физминутки: «Семья», «Семейная зарядка», «Дом».
Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Мой дом», «Пальцы – дружная семья». Приложение 4
Работа с родителями. В течение всего проекта
Консультации «Семейное древо»,
Индивидуальные беседы с родителями
Оформление родительского уголка и выставки детско – родительских работ.
Консультация «Семейные традиции».
Буклет «Моя семья» Приложение 5
Фотоотчет о выставке «Семья крепка корнями» Каждый человек должен знать свою историю, свои корни. А сильные корни дают сильное молодое поколение. К знаменательной дате празднования.
Игра-моделирование «Человек и дерево» Игру изготовить очень просто нужно картинки с изображением человека, и дерева, картинку с деревом предварительно разрезать на части; Корни,.
Мастер-класс: портрет мамы «Мамочки как пуговицы: на них все держится!» Рада снова приветствовать вас на страничках моего блога! А повод для приветствия очень важный, завтра один из трогательных праздников.
Написание сочинения по прологу «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале» в 8 классе Конспект урока по литратуре. Написание сочинения по прологу. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале» Цель: Осуществлять поиск необходимой.
Учимся составлять родословную и рисовать генеалогическое древо
Память рода – это не только фотографии, так можно сказать про любую бережно хранимую фамильную вещицу. Старинный угольный самовар на современном столе смотрится… приятно. Но совсем другое дело, если за историей самовара стоят живые истории предков! Поэтому есть смысл завести привычку: записывать рассказы бабушек и дедушек, мам и пап, прабабушек и прадедушек, дядюшек и тетушек. Правнуки могут и не успеть лично познакомиться с прадедами. Но молодое поколение всё равно сможет узнать их, если сохранились аудио или видеозаписи, на которых родственники остаются живыми и здоровыми, рассказывающими о своей жизни.
Создаём основу родословной
Именно так, в живом общении, записывают информацию профессиональные этнографы. А как создать ту самую основу, на которую можно надеть одежды устных рассказов, семейных преданий? Где взять информацию, узнать точные даты, имена и должности? Ответ прост – в архивах, а помощь можно найти в социальных сетях, где активно работает множество групп любителей генеалогии.
Как нарисовать генеалогическое древо
У начинающих исследователей возможны трудности, связанные с графически правильным оформлением информации. Поэтому сегодня коснёмся именно этой темы.
Прежде всего, определитесь, кто будет «конечным потребителем» информации. С психологической точки зрения, важно начинать знакомить ребенка с вопросами его родословной с самого раннего детства, детсадовского и даже ясельного возраста, постепенно меняя форму подачи информации.
” Но вот тут возникает проблема – большинство схем генеалогических дерев не верны!
Например, посмотрите вот на такую схему, которую мы нашли в Интернете
Внешне она выглядит понятной для ребенка, но даже малыш может задать логичный вопрос: «Почему я – корень, а из меня растут ветви «мама» и «папа»? Ведь на самом деле все наоборот!»
” Действительно, наоборот! Общая закономерность построения родословных дерев состоит в том, что в корнях изображают первых из известных нам предков, самых далеких по времени от нас.
Генеалогическое древо английской королевы Виктории
К примеру, дети женщин, вышедших замуж, изображаются на дереве их отца, то есть мужа этой женщины, на родословном древе родительской семьи этой женщины они не отмечаются.
Важно: именно по мужской линии в нашей традиции строятся все виды фиксации родословия: и родословные схемы, и поколенные росписи, и уже описанные родословные деревья. Остальное в оформлении родословного древа – дело творчества.
” На родословном древе про каждого человека следует написать фамилию, имя, отчество, дату рождения и смерти, если человека уже нет в живых.
Как построить родословную схему
” А вот с точки зрения пространственной организации информации есть важные отличия: родословное древо строится обязательно снизу вверх, а схема может быть восходящей (снизу вверх), нисходящей (сверху вниз) и даже боковой (слева направо).
Поколенная роспись
Итак, поколенная роспись привлекательна именно тем, что позволяет совершенно безболезненно вносить дополнения про любого человека, не нарушая структуры и оформления. Другое её преимущество в том, что именно поколенная роспись позволяет записывать абсолютно любую имеющуюся информацию о человеке. Стандартизация в ней касается лишь структуры расположения родственников.
Поясню это на примере – фрагменте поколенной росписи Захаровых.
Аппетит приходит во время еды. Вполне возможно, занявшись этим летом вместе с ребёнком составлением генеалогического дерева или поколенной росписи, вы захотите задать свои вопросы. В Новосибирске с 1994 года существует общественная организация – Новосибирское историко-родословное общество, объединяющее единомышленников и оказывающее методическую помощь при составлении родословной. Общество представлено группой в социальной сети ВКонтакте >>>>
Интересно? Оставьте ссылку на эту статью в социальных сетях!
Дерево держится корнями, а человек семьей
Есть такая пословица: «дерево держится корнями, а человек семьей». И ведь верно – наши семьи, их история, традиции, жизненный опыт – все это наши корни, которыми мы цепляемся за жизнь, и которые не дают нам быть сметенными и унесенными в небытие жестокими бурями проблем и невзгод. Как дерево получает полезные соки из земли через свои корни, так и мы получаем неоценимый опыт через историю жизни наших предков, которые, прожив жизнь, впитали из нее ту мудрость, которая теперь питает нас, их потомков. Что станет даже с самым мощным и могучим деревом, если оно лишится своих корней? Оно быстро высохнет, зачахнет, если раньше его не свалит какой-нибудь даже самый жалкий ветерок. То же самое случиться и с человеком, если он вдруг забудет о своей семье, о своих предках и об их жизни.
Я всегда помню о своих корнях, о своих дедушке и бабушке, и очень сожалею, что они покинули нас очень рано, и я, будучи в сознательном возрасте, мало о чем успел с ними поговорить и больше узнать об их жизни.
Мой дед – Зотов Николай Федорович с детства мечтал стать учителем математики, в его время это была почетная и уважаемая профессия. Но война помешала осуществиться его мечте. Дед был призван в армию в 1943 году; когда он принимал военную присягу, ему еще не исполнилось восемнадцати лет. Он служил в 861 зенитно-артиллерийском полку, который защищал подступы к Минску. Закончил войну в звании ефрейтора – командиром радио-технического отделения зенитной установки. На фронте дед был дважды ранен осколками – в голову, руку, плечо и ногу.
В послевоенное время дед также честно и самоотверженно трудился. Чтобы помочь семье – устроился на Горьковский автомобильный завод – распредмастером. Одновременно с работой ему приходилось учиться в Горьковском политехническом институте им. Жданова на технолога машиностроения. Ему приходилось очень тяжело – болела раненная голова, но он успешно учился и работал, и успевал еще ходить в кино и читать художественную литературу. Однажды он показал мне внушительный список прочитанных им книг, просмотренных фильмов и сборник выписанных из любимых произведений цитат. Все это мы бережно храним в семейном архиве.
Для меня дед был самым главным учителем в жизни. С самого раннего детства я старался подражать ему во всем – рано вставать, делать зарядку, когда он что-то писал, я садился рядом, брал листочек бумаги и начинал выводить на нем непонятные каракули. Позже я научился от деда добросовестно выполнять свои обязанности, не обманывать, делать все в срок, всегда выполнять свои обещания и не бросать слов на ветер. Дедушка умел делать буквально все – будучи уже в преклонном возрасте он, чтобы помочь семье, ходил за покупками, носил тяжелые сумки, мыл и подметал полы, стирал белье, готовил, чинил все сломанные вещи. Перед самой его смертью мы вместе с ним (мне было тогда 10 лет) починили кастрюлю, у которой отломилось ручка. Конечно же, это была не самая важная вещь, и ее можно было просто выбросить, но дедушка старался до самого конца быть полезным нам, своей семье, помочь хоть этим. И это было очень важно для меня, я понял, что настоящий мужчина должен уметь делать все сам, и теперь, как и дед в свое время, стараюсь выполнять всю мужскую работу по дому, не прибегая к помощи мастеров.
История жизни моей бабушки – Лидии Дмитриевны Зотовой (в девичестве Хиженковой) не менее интересна. Она росла в многодетной семье – у нее было пятеро братьев и одна сестра. Их семья была очень дружной, старшие дети помогали младшим в учебе, а родителям – по хозяйству. Кроме того, старшие братья с четырнадцати лет работали вместе с отцом на заводе. По воспоминаниям бабушки, все пятеро братьев были мастерами на все руки – в свободное время они выпиливали сестрам игрушечную мебель для кукол, причем некоторые вещи были точными миниатюрными копиями настоящих. Об их семье даже писали в газете, (о том, что ее мать признали матерью-героиней) но, к сожалению, время не пощадило тонкий газетный лист, который она бережно хранила до самой смерти.
Четверо сыновей были на фронте, дочери работали далеко от дома в тылу, муж погиб – и бабушкина мать Прасковья Васильевна Хиженкова осталась в Горьком с младшим сыном Вячеславом, который, чтоб поддержать мать и прокормится, в 15 лет устроился работать на хлебозавод.
Победу бабушка встретила на Дальнем Востоке в звании лейтенанта запаса медицинской службы. В Горький она вернулась только в 1949 году, и всю свою жизнь работала в аптеке.
Конечно же, все эти сведения очень разрозненные и неполные – бабушка, как и дед, почти никогда не рассказывала нам о войне. Видимо, они оба не хотели пугать нас всеми теми ужасами, которые пережили. Несмотря на это, мы стараемся как можно больше узнать об их жизни, бережно храним фотографии, документы и письма с фронта. До самой смерти бабушка с дедушкой были нашими советчиками и помощниками, нашей поддержкой и опорой, сейчас их нет с нами, но мы помним о них, об их мужестве, честности и стойкости. В трудную минуту я всегда вспоминаю деда и бабушку, и думаю, что мои проблемы не идут ни в какое сравнение с теми, что пришлось пережить им – ему на фронте, а ей в тылу. В будущем я собираюсь систематизировать все документы, и написать историю нашей семьи, для того, чтобы передать ее своим детям, чтобы и они не забывали о своих корнях.
Семейное древо «Моя семья»
Людмила Ивановна Берестова
Семейное древо «Моя семья»
Что это такое?
Семейное дерево (или древо, генеалогическое дерево, родословное дерево, фамильное древо – всё это название одного и того же: рисунка (или схемы, на котором изображены ветки дерева с фамилиями и именами предков и родственников определённого человека. То есть, это дерево, которое показывает родственников, начиная с давних времён.
Раньше каждый человек отлично знал историю своего рода, составление генеалогического древа было ценной семейной традицией. Семейное древо повышало авторитет семьи, формировало патриотическое чувство рода. Ещё с давних времён знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось.
К сожалению, сейчас всё изменилось. Люди стали как будто оторваны от прошлого. Они начали больше обращать внимание на мелочи жизни, чем на действительно важные вещи. Посидеть за компьютером, посмотреть телевизор, поесть различные вкусности. Разве за такими делами можно вспомнить об истории своей семьи? А ведь традиции нужно чтить и уважать.
Значение составления семейного дерева в воспитании детей
На самом деле составление семейного дерева очень важно, и не только для того, чтобы разнообразить жизнь и удовлетворить свой интерес или интерес ребёнка, но для того, чтоб укрепить семейные связи, помочь ребёнку осмыслить ценность семьи, почтить и сохранить память о своих предках.
Также, зная историю своих предков, ребёнку будет гораздо легче изучать историю своей страны.
Можно с уверенностью сказать, что в нас заложены гены прошлых поколений. Поэтому, зная как можно больше о своих предках, об их характере, занятиях и талантах, будет легче определить и таланты ребёнка, его положительные и отрицательные черты характера, его сильные и слабые стороны, будет легче помочь ему в будущем с выбором профессии.
Создать простое семейное дерево своими руками при небольшой помощи взрослых сможет даже ребенок дошкольного возраста.
Наши дети вместе со своими родителями подошли к этому делу очень ответственно и творчески.
Ребята с удовольствием рассказывали о своей семье, о процессе изготовления данного дерева. Вот что получилось!
Древо жизни и семейный герб Древо жизни и семейный герб Подгорбунских Доброе время суток, уважаемые коллеги, родители и гости моего блога! Сегодня хочу представить.
Фотоотчёт «Древо нашей группы» Хочется рассказать вам о нашей поделки из солёного теста. Как мы пришли к тому, чтобы изготовить поделку, очень просто. Вечером в группе.
Конспект досуга с родителями «Мое генеалогическое древо» Конспект досуга с родителями и детьми в старшей группе. Тема: «Мое генеалогическое древо». Цель: • Закрепить представление детей о семье.
Кукла «Роща, или Мировое Древо» своими руками Кукла Роща— символ и оберег семьи, где корни — это предки, а ветви — новая семья и её потомки. Мировое Древопоказывает единство двух родов.
Проект «Генеалогическое древо семьи» Воспитателm: Бажина Елена Викторовна– группа №4 «Улыбка» Название проекта «Моя семья» Тема проекта Генеалогическое древо семьи Проблемное.
Беседа с детьми на тему: «Семья. Генеалогическое древо»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 78 «ТЕРЕМОК»
Беседа с детьми на тему:
«Семья. Генеалогическое древо».
Штурмак Анастасии Владимировны
Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.
Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.
Словарь: генеалогическое древо, родословная.
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?»
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Плюс папа, мама, ребенок.
Сложили? Получается семь человек,
Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Но семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и ребенок и т. д.
Дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Глазки-вишни, как у мамы,
Улыбка солнечная –папы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?
Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.
Дидактическая игра «Родственники».
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Воспитатель. В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.
Воспитатель: Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.
Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. И давайте вспомним ваших родных.