Сенсорная афазия что это такое у взрослого

Афазия, формы и лечение

Формы афазии

В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных могут проявляться в форме афазии тотальной: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться сенсорной или моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

Существует несколько форм афазии, однако можно выделить две основных формы афазии:

Сенсорная афазия

Моторная афазия

Лечение афазии

Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.

Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга.

У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации.

Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Источник

Афазия

Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть картинку Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Картинка про Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

МКБ-10

Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть картинку Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Картинка про Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Фото Сенсорная афазия что это такое у взрослогоСенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть картинку Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Картинка про Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Фото Сенсорная афазия что это такое у взрослогоСенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть картинку Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Картинка про Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого

Общие сведения

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть картинку Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Картинка про Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Классификация

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Симптомы афазии

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть картинку Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Картинка про Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого

Заболевание, при котором у человека наблюдается снижение словесно-логического мышления и проявляются другие расстройства восприятия речи, получило название сенсорная афазия. В отличие от других форм, сенсорная считается легкой, пациент способен воспринимать отдельные слова и короткие фразы на не во всех случаях. Человек с расстройством такого плана слышит, но не так как надо, слова звучат, будто на другом языке. На этом фоне усиливается тревога, не исключена дезориентация в пространстве.

Информация о заболевании

Сенсорная афазия – речевое расстройство, имеющее общие симптомы и схожее течение с алалией. Различие в том, что последняя, проявляется только у детей, а афазию диагностируют у взрослых пациентов, перенесших инсульт и другие поражения головного мозга. При этом расстройстве человек не воспринимает обращенную к нему речь.

Сенсорная афазия проявляется, если у человека происходит поражение головного мозга в области височных долей. При этом само заболевание насчитывает 3 подвида:

Симптомы сенсорной афазии:

Сенсорная афазия возникает при таких заболеваниях, способных ее спровоцировать:

Специфические методы профилактики – отсутствуют. Достаточно периодически посещать врача невролога, чтобы минимизировать риск развития инсульта и суметь предупредить сосудистые изменения головного мозга.

В 60% при инсульте головного мозга состояние пациента можно улучшить. В ряде случаев, при незначительных нарушениях, слаженной работе пациента, его родственников, логопеда и дефектолога, удается добиться полного и устойчивого восстановления.

Общие сведения о лечении

Вылечить рекуррентную сенсорную афазию и восстановить способность человека воспринимать речь других и участвовать в диалоге возможно. Для этого при появлении первых признаков расстройства стоит обратиться к профильным специалистам: неврологу, логопеду, дефектологу. Проблему устраняют консервативно и оперативным способом, в ходе нейрохирургической операции.

Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть картинку Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Картинка про Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Фото Сенсорная афазия что это такое у взрослогоНа начальном этапе диагностики сенсорной афазии, специалисты оценивают тяжесть состояния пациента в ходе беседы, обращают внимание на определенные аспекты:

В качестве основного метода диагностики используется МРТ. Это исследование позволяет четко визуализировать состояние нервных тканей. После первичного обследования проводится визуализация отдельных участков мозга, височных долей. Для оценки кровотока проводят сканирование сосудов шеи и головного мозга, это позволяет оценить тяжесть патологии.

Терапия стационарная. На ранних этапах воздействие заключается в первичной помощи и адаптации, устранение симптомов и борьбу с причиной. После восстановления возможности воспринимать звуки проводятся реабилитационные мероприятия.

Для терапии применяют средства ноотропного действия, антигипоксические препараты. Использования медикаментов достаточно, если случаи незапущенные. При аневризмах и опухолях, восстановить способность воспринимать речь не получится без оперативного вмешательства.

Распространенные вопросы

Какой шанс на полное восстановление функций после инсульта?

Вероятность полного восстановления речи после инсульта присутствует, но точный прогноз можно сделать после осмотра пациента и оценки его состояния. Лучших результатов можно достичь, если пациент молодой. В зрелом и пожилом возрасте. Восстановление проходит сложнее и не всегда дает результаты.

Нужен ли пациенту логопед?

Восстановлением речи у взрослых пациентов занимается логопед, но обращаться к нему можно только после консультации с неврологом. Важно убедиться, что организм способен воспринимать нагрузку и готов к обучению.

Сколько длится лечение?

Установить точные сроки восстановления при нарушениях неврогенного происхождения невозможно. Крайне важно то, насколько быстро организм отреагирует на назначенные медикаменты. Многое зависит от тяжести состояния самого пациента, его возраста и того, сколько времени прошло после травматического воздействия или приступа.

Какие последствия афазии для человека?

По мнению психиатров, таким людям очень тяжело находиться в обществе. Из-за подобного непонимания сильно страдает нервная система, потому главная задача медиков – ликвидировать проблему и вернуть пациента к нормальной жизни. Если восстановление невозможно, показана консультация психиатра для коррекции агрессии и других расстройств.

Что должны делать родственники?

Логопедические занятия помогают восстановить речь, но лучших результатов можно добиться, если заниматься с человеком ежедневно, проходя несколько уроков. Делать это может сам пациент (при легком поражении), в тяжелых случаях занятия должны контролировать родственники.

Источник

Сенсорная афазия что это такое у взрослого

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Смотреть картинку Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Картинка про Сенсорная афазия что это такое у взрослого. Фото Сенсорная афазия что это такое у взрослого

Аннотация: Понятие «афазия» — это нарушение сформированной речи у взрослых и детей старше трех лет.

Статья:

Понятие «афазия» — это нарушение сформированной речи у взрослых и детей старше трех лет. Она может выражаться в частичной или полной утрате речевых навыков. Возникает подобное явление из-за поражения отделов мозга, отвечающих за артикуляцию, слух, речевой аппарат в целом. Особенности течения и характер афазии определяется степенью поражения и локализацией.

Речевой аппарат – это сложный механизм, состоящий из нескольких конструкций – афферентных и эфферентных. Первые состоят из рецепторов нервных центров, вторые – связь нервных центров с органами. Понимание речи протекает как анализ и синтез звуков, воспринимая информацию зрительной, на слух. Произношение представляет собой систему определенных артикуляционных движений, в механизме которых происходит сбои по причине афазии.

Что такое афазия

Это речевое нарушение характеризующиеся проблемами с пониманием речи и ее произношением. Происходит она вследствие поражений корковых отделов речи, базальных ядер. Данный диагноз устанавливается опираясь на определенные симптомы, исследования МРТ, КТ.

У правшей и примерно 70% левшей, речевые отделы располагаются в левом полушарии. У трети левшей – в правом. В корковые речевые отделы включают в себя:

Эти отделы коры мозга объединяют в так называемый функциональный треугольник. Каждый из них может получить какие-либо повреждения в результате ряда причин:

Это приводит к речевым нарушениям. Афазия отличается от речевых нарушений, моторной дисфункции артикуляционных мышц, как например в случае дизартрии. Афазией занимаются специалисты в области нейролингвистики. Также подключаются нейропсихологи, радиологи и другие медицинские специалисты.

Механизм развития моторной афазии

В мозге есть два основных отдела, которые несут речевые функции. Название этих центров названы в честь своих открывателей. Отдел, отвечающий за синтез речи назвать в честь Брока. Область мозга, которая выполняет понимание речи – центр Вернике.

Эфферентная афазия обусловлена локализацией очага поражения в зоне Брока. Находится она в заднем отделе лобной доли. Она граничит с отделом контролирующий мимику лица. В некоторых случаях, в зависимости от обширности поражения могут страдать соседние отделы.

Основное отличие афазии у детей и взрослых, в том, что у ребенка быстрее проходит обратное развитие. Если улучшение картины не происходит в первые 2-3 недели, прогноз на положительный исход существенно снижается.

Именно поэтому коррекция напрямую зависит от возраста пациента. Методы, которые используются логопедами серьезно отличаются у детей и взрослых. Причинами афазии являются те же причины, свойственные для алалии, но проявляются они на более поздних сроках жизни. Есть несколько типов афазии, для каждого из них характерны свои особенности и причины появления:

Афазия Вернике

Пациенты с поражением этой части имеют ряд особенностей:

Может также наблюдаться потеря правого поля зрения, так как рядом с этим центром находится зрительный отдел.

Афазия Брока

Больной с моторной афазией понимает и осмысливает услышанное хорошо, но страдает его произношение. Заболевание затрагивает речеобразование и способность писать. Это осложняет общение с окружающими. Может одновременно наблюдаться неспособность правильно называть предметы. Также может быть нарушено письмо.

Сопутствующие симптомы

Невролог должен определить вид расстройства, которые есть у пациента. Дисфазия Брока или моторная сопровождается:

Для нарушений в центре Вернике характерны следующие черты:

Если установлен тип нарушения, необходимо обратить внимание на параллельные симптомы. В случае инсультов, эфферентная афазия возникает редко. Могут быть нарушена двигательная функция – парезы, или обездвиженность конечностей – плегия.

Факторы-провокаторы нарушения

Сенсорный тип афазии может появиться по ряду причин. У взрослых к этому могут привести болезни связанные с сердечно-сосудистой системой. Как правило это инсульты. Это речевое нарушение – следствие органического поражения речевых отделов.

Эти повреждения происходят после периода формирования артикуляции. Распространенной причиной являются травмы головы – ЧМТ, воспаления в мозгу, произошедшие после энцефалита, лейкоэнцефалит, опухоли, ряд заболеваний центрально-нервной системы, перенесенные операции на головном мозге. Для детей главной причиной являются травмы, инфекции, воспаления, сосудистые заболевания. Афазия имеет три типа этиологии:

Сосудистые поражения имеют различную природу происхождения. Это могут быть инсульт, инфаркт, проблемы с кровоснабжением головного мозга. В свою очередь они также подразделяются на более узкие медицинские причины. Травмирование может быть открытым и закрытым. Они оба могут привести к повреждения речевых центров. Для данного типа характерно обширное область поражения – контузия. В данном случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие, в зависимости от силы удара и места, куда он был нанесен.

Классификация и виды (таблица)

Афферентная моторная афазияПовреждения в нижнем отделе центральной зоны ГМНеспособность совершать некоторые движения языком, губами, артикуляционными мышцами, но есть возможность делать их непроизвольно. Проявляется данный тип в:
• сложности с артикулированной речью;
• неправильная артикуляция;
• поисках артикуляции.
Эфферентная моторная афазияПоражения в премоторной зонеВ норме должна обеспечиваться смена артикуляции.
При очаговости появляется патологии в артикуляторных актах. Появляются персеверации, затрудняющие смену артикуляционных поз. Речь рванная, прерывающаяся на фрагментах и высказываниях. Проявляются системные нарушения — проблемы с чтением, письмом, пониманием речи окружающих.
Динамическая афазияПоражения локализуются в лобном отделе левого полушария.Проявляется речевой аспонтанностью и инактивностьюи. Есть два типа:
Проявляется нарушениями в речевом программировании. Пациенты используют речевые штампы, которые не требуют деятельности так называемого речевого программирования. Такая речь бедна, простой структурой.Наблюдаются нарушения в грамматической структуре. Для этого типа свойственен аграмматизм, проявляющийся ошибками в согласованности. Речь простая и односложная. Трудности в произношении незначительны.
Сенсорная (акустико-гностическая) афазияПоражения зоны ВерникеПервичным дефектом является слуховая агнозия, которая является основой фонетического слуха. Такие пациенты не могут диффиринцировать фонемы, выделять звуки из речи. Такие нарушения обусловливают грубые нарушения речи— понимания.
Акустико-мнестическая афазияСредние и задние отделы височной областиДефект проявляется в сфере слуховой деятельности. Больной не может держать в памяти услышанное. Сокращается объем общего запоминания. Вследствие чего возникают трудности с пониманием больших текстов, статей. В своей речи сокращается словарный запас.
Семантическая афазияПоражения теменно-затылочных областейХарактерен импрессивный аграмматизм — непонимание сложной речевых оборотов.

Ранняя детская афазия

У детей афазия случается реже чем у взрослых, и она сильно отличается по своему течению, коррекции, проявлениям. Чем меньше ребенок возрастом, тем больше она схожа с алалией. Другими словами, она по своим симптомам является не нарушением, а недоразвитостью речевого аппарата. В старшем возрасте афазия более склонна к взрослой.

У детей она проявляется с меньшей стойкостью, диффузно. Мозг ребенка еще развивается, формируются его отделы, образуются интенсивно нейронные связи, следовательно, повреждение не проявляется в полной картине. Функцию пострадавших клеток берут на себя соседние участки.

Прогноз для детей более благоприятен, чем для взрослых. У детей нет богатого речевого опыта, которые есть у взрослого. Навыки еще не развиты и не сформированы. Особенно это касается письма и чтения, если говорить о маленьких детях. Логопедическая коррекция не может опираться на них. Как правило у детей с афазией чаще случается аграмматизм.

Афазии у детей относятся к группе полиэтилогических нарушений ЦНС. Они отличаются полной или частичной потерей речи. В области педиатрии такие случаи встречаются не часто. В общей статистике страдающих афазией, на детей приходится лишь 1%.

Причины афазии у детей и взрослых одинаковая. У детей больше преобладает травмирование мозга. Сходство заключается в том, что для обоих характерно повреждение уже сформированного речевого аппарата. В этом заключается схожесть симптомов – нейродинамичиские нарушения, сопутствующие синдромы.

Для детей свойственен нестойкий характер заболевания, быстрое восстановление речевых навыков. Однако данная проблема с детьми является изученной еще недостаточно. Это касается и коррекционно-восстановительный процесс.

Диагностика речевого расстройства

Самой распространенной классификацией детской афазии является разделение, разработанное А.Р. Лурии. В нее входят:

Самой редкой формой для детей является семантическая афазия, по причине недостаточной сформированностью участков коры головного мозга. До 12-13 лет такой диагноз не может быть поставлен. В острый период нельзя провести полное логопедическое обследование ребенка. Особенности острого периода выражаются и недостаточным психологическим развитием.

Для детей дошкольников подбираются особые диагностические методы, схожие с детьми, страдающими ОНР. Используется наблюдение за ребенком. Диагностика проводится сбором информацией о физическом, речевом, психическом развитии. Особое внимание уделяется на то, насколько была развита речь ребенка до момента возникновения афазии. На процесс диагностики может уйти до 40 минут. Исходя из этого, логопед устанавливает речевое расстройство, степень их тяжести, процессы нейродинамики:

Лабораторные анализы не дают должного эффекта. Они могут указать на причину появления нарушения. В качестве инструментальной диагностики ребенку проводится:

ЭЭГ нужно для определения активности участков коры, наличия эпилептиформных припадков.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

Лечение у детей предполагает использование специальных программ, проводящийся логопедом. Лечение направлено на компенсацию речевых механизмов, прямым и непрямым методами. Прямые способы проводятся на ранних сроках и включают в себя активирование резервных способностей клеток головного мозга.

Непрямые способы должны компенсировать утерянные функции посредством функциональной перестройки отделов головного мозга. В качестве материалов используются карточки, картинки, специальное компьютерные программы, логопедические упражнения. Эффективность обучения зависит от ряда факторов:

Мозг ребенка пластичнее, чем у взрослого. Восстановление при лёгких поражениях проходят быстрее. При структурной афазией в легкой степени, речевые способности восстанавливаются в течение 3-5 недель, при средней степени тяжести на это может потребоваться 1-6 месяцев. При наличии синдрома Ландау-Клеффнера кроме обучения потребуется медикаментозное лечение.

Формы сенсорной афазии

Сенсорная афазия – расстройство речевого аппарата, спровоцированное поражениями височных долей мозга ребенка. У взрослых причиной является инсульт. При данном типе, пациент отчетливо слышит речь, но не может понять ее смысла, могут быть нарушены вербальные навыки коммуникации. Другое название сенсорного типа – афазия Вернике. У детей она возникает вследствие инфекционных заболеваний ЦНС, травм, осложнения после гриппа. Существует четыре типа, которые встречаются у детей и взрослых.

Акустико-гностическая сенсорная афазия

Ребенок с таким диагнозом не понимает обращенную к нему речь. Пациент теряет взаимосвязь между объектом и его названием. Ребенок лишается доступа у участкам мозга, которые ответственны за определение предметов. Он знает назначение какого-либо предмета, но не может назвать его. Может наблюдаться нарушение понимания лишь некоторых слов. При тяжелых поражениях количество таких слов многочисленно. В самых тяжелых случаях ребенок не понимает речь совсем. Пациент с такой формой афазии в тяжелой стадии воспринимает речь окружающих как иностранный язык.

В раннем возрасте шансы на компенсацию высоки. Соседние участки мозга возьмут на себя утраченный функционал, но для этого потребуется соответствующая коррекция и время. Кроме сенсорного центра, в голове есть моторный речевой центр, отвечающий за собственную речь. Они связаны между собой. Таким образом нарушения в одном центре затрагивают состояния другого. При сенсорной афазии нарушается речь ребенка:

Ребенок может говорить слишком много, но эта речь не несет смысловой нагрузки. Такое явление называется логореей. На один вопрос пациент может отвечать по-разному. Также может нарушаться письменная способность – алексия. Могут наблюдаться пропуски слов, звуков, замена слогов, но при этом нет понимания этих ошибок. Ребенок считает, что он пишет и использует правильное слова и не совершает никаких ошибок.

Субкортикальная

Происходит такой тип сенсорной афазии при нарушениях ассоциативных связей сенсорного центра речи, но слух полностью сохранен. Другими словами, наблюдается словесная глухота, при которой ребенок не слышит речь, но читает хорошо. В другом типе, больной повторяет услышанные слова, но не понимает значения этих слов.

Акустико-мнестическая

Происходит поражение коры головного мозга левого височного отдела. Страдает в первую очередь память ребенка, нарушения ассоциативных связей между сенсорным и моторным речевыми отделами. Этот диагноз не позволяет ребенку назвать предметы, но есть понимание речи окружающих, умеет писать. Основной трудностью является сложности в подборе правильного слова, ему сложно выстроить правильную фразу.

Семантическая сенсорная афазия

Поражения локализуются в затылочно-височной части, при котором регистрируется нарушения с восприятием пространственных понятий. Ребенку сложно подобрать предлоги, например, правильно употреблять в своей речи «в», «на» и другие. Есть сложно в определении физических размеров окружающих предметов. Ребенок забывает некоторые слова, но с подсказкой взрослого быстро их вспоминает.

Тотальная афазия

Эта речевая патология, при которой пациент лишается понимания речи окружающих, не может выражаться. Утрата речи происходит при обширных инсультах, тяжелых травм мозга. Тяжесть напрямую зависит от степени поражения и локализации очага.

Акалькулия афазия

Слово происходит от греческого А – частица отрицания и. Calculatio – счет, то есть нарушения способности считать и проводить вычислительные операции, даже самые простые. Характеризуется акалькулия поражениями коры головного мозга. Есть несколько видов нарушения. Первичная акалькулия является патологией в понимании чисел, разрядов, проблемами со счетом, непонимание знаков арифметики. Вторичная – часть нейропсихологического синдрома.

Такой тип развивается параллельно с другими нарушениями, такими как афазия, агнозия и другие. Если поражения находятся в височной части, могут наблюдаться проблемы с устным счетом. При поражениях в затылочной части, могут не распознаваться написанные цифры. Выделяются четыре типа акалькулии:

Обычно акалькулия встречается отдельно от других нарушений редко, а происходит параллельно с иными речевыми и нейропсихологическими нарушениями.

Сенсорно моторная афазия

Непонимание речи связано с поражениями в слуховом аппарате и дисфункцией артикуляции. Больной не может оценить правильность произношения слов другими людьми и у самого себя, при этом происходит раздражение от того что нет правильной коммуникации. Клиническая картина сенсомоторной афазии имеет специфические признаки, облегчающие диагностирование. Такими признаками являются:

У детей и взрослых сенсомоторный тип схож по своим проявлением, симптоматике, этиологии. У детей афазия происходит из-за травм мозга.

Формы и признаки моторной афазии

Разработана классификация, разделяющая моторный тип заболевания на различные формы. Больной с таким нарушением имеет нечленораздельную речь, вследствие повреждений речевых отделов мозга. Формами моторной афазии являются:

В практике встречаются смешанные афазии. На развитие, характер, протекание влияют ряд факторов:

В зависимости от этих факторов может возникать грубая, частичная моторные афазии.

Моторная дисфазия и степени тяжести

Есть четыре типа тяжести афазии:

Коррекция напрямую зависит от степени тяжести афазии и для коррекционной работы требуется разное время, упражнения, программы.

Афферентная моторная афазия артикулярная

Этот термин ввел в оборот А.Р Лурия в 1969 году. Это одно из самых тяжелых речевых нарушений, часто протекающая параллельно с эфферентной формой. Она характеризуется развитием грубой моторной афазией, преодоление которые занимает много времени и усилий. Происходит такая форма при поражениях постцентральных отделов головного мозга, вторичных зон речи, расположенных в корковом отделе.

Грубая форма афазии затрагивает оральный и артикуляционные механизмы. Такие пациенты могут осуществлять только имитацию оральных поз, устная речь для них недоступна. Экспрессивная речь образуется сочетанием работы всего артикуляционного аппарата – губы, язык, гортань, мускулы лица. Регуляция осуществляется непрерывной афферентацией – определение состояния речевых органов корой мозга. При таком поражении этот механизм повреждается либо полностью прекращает свое функционирование.

Эфферентная моторная афазия Брока

Нарушение происходит в двигательном звене речевого аппарата вследствие поражений премоторной зоны. Наблюдается сложности при смене артикуляционных поз, заторможенность речевого процесса, диспросодия, персеверации, расстройства письменности. Диагностируется эфферентная моторная афазия невролого-логопедическим обследованием, МРТ коры головного мозга. При необходимости назначается люмбальная пункция.

Процесс коррекции проводится логопедами, неврологами. В зависимости от тяжести, назначается медикаментозное лечение. В 1861 французский хирург Поль Брок впервые определил отдел мозга, находящийся в нижней извилине лобной части левого полушария, были установлены его функции. В дальнейшем этот отдел получил название в честь своего первооткрывателя. Данный центр несет на себе моторное речевое значение. При его поражениях появляется моторная разновидность.

Причины появления эфферентной моторной афазии

Основными причинами являются:

Патогенез

Центр Брока выполняет главную роль артикуляционной мышечной активности, необходимая для скоординированной работы всех речедвигательных органов. Поражение в нем проявляются сбоем в эфферентной импульсации, которая ответственна за речевой акты и их сменяемость. Следствием этого является повторение слов, перестановки слов во фразе, персеверации, инертность речи.

Классификация

Симптомы различаются от степени тяжести заболевания. Исходя их этого различаются подходы коррекции. Классифицируется эфферентная афазия на три степени:

В лёгкой степени данный тип не вызывает ограничения способности строить коммуникацию с другими людьми.

Динамическая моторная афазия

Динамическая моторная афазия – отсутствие или нарушения в сложившейся речи. В связи с чем происходит невозможность высказываться. Возникает подобное вследствие поражений в префронтальной зоне левого полушария. Впервые данный синдром был открыт в 1934 году Карлом Клейстом. Он предложил, что при таком поражении происходит нарушения в спонтанной речи.

Динамической афазии также характерны проблемы с устной и письменной речью, сложности в некоторых мыслительных процессах. Такие пациенты испытывают трудность с построением предложения, совершают грамматические и синтаксические ошибки, они плохо воспринимают глаголы. Причинами динамической афазии служат патологические изменения в работе корковых структур головного мозга. Они находятся в задне-лобном отделе мозга спровоцированные инфекциями, травмами, нарушенными кровообращением.

Лечение моторной афазии: общие принципы

На лечении и коррекции афазии специализируется логопед-афазист. Часть терапии осуществляется родными пациента. Это процесс длительный, предполагающий растормаживание речи и создания у больного психологического настроя на процесс терапии. Одним из эффективных методов лечение является прослушивание и напевание известных песен (по возможности). Так человек должным образом настроиться на правильный ход, приподнять у него настроение, самоуверенность. Постепенно пациент начнет стараться сам подпевать или стараться это сделать.

Лечение афферентного типа

Главной целью терапии является восстановление произношения. Для этой задачи используются:

В последнем пункте вначале проводится счет до десяти, затем можно перейти к проговариванию дней недели. На начальных этапах терапии чтение и письмо не используются. На поздних этапах, логопед подключает работу со звуками и буквами.

Лечение динамической моторной афазии

В данном случае необходимо проводить коррекцию нарушений внутренний речи пациента, восстановление возможности артикуляции. Для этого есть упражнения:

Логопедами часто используется еще составление предложений или фраз. Они должны быть не длинными и не иметь в составе сложных слов.

Помощь при сенсомоторной типе

Терапия направлена на восстановление понимания речи окружающих. Для этого применяются:

Пациент должен читать текста, написанные разными шрифтами под контролем логопеда. Выздоровлением считают увеличение лексикона и переход к более выполнению более сложных заданий.

Особенности протекания сенсомоторной афазии у детей

Сенсомоторную афазию у детей часто путают у детей с алалией. Основным отличием является регрессированная развитая речь у ребенка. Проявляется такая форма афазии в следующем:

Характерной чертой сенсомоторной афазии – аналогичные симптомы у детей и взрослых. У обоих пропадает сформированные речевые функции. Для нее характерны неврологические синдромы, снижающие речевой синдром.

Диагностика занимает у логопеда 10-60 минут. Специалист ставит диагноз, степень тяжести, выраженность, особенности протекания заболевания. Во время острого периода обследование ребенка затруднительно либо вовсе невозможно. Это продиктовано причинами плохим общем самочувствием ребенка, высокой утомляемостью. Диагноз, поставленный в данный момент может не соответствовать действительному, и через некоторое время его придется корректировать. Должны быть оценены:

Для детей свойственно яркое проявление острой фазы чем у взрослых так как их психологические функции и эмоционально-волевое состояние сформированы не полностью. Специфика установления точного диагноза зависит от возраста ребенка и степень сформированности речевого аппарата у него. Для дошкольников разработана упрощенная схема диагностирования, которая напоминает выявление общего недоразвития речи (ОНР). Логопед собирает полный анамнез пациента и устанавливает психическое и речевое развитие ребенка.

Также отличается коррекционная работа для детей и взрослых, имеющие одинаковый диагноз – сенсомоторная афазия, даже если они имеют одинаковую степень тяжести. Лечение проводится по двум направлениям:

Дополнительно могут быть показаны физиопроцедуры, лечебная профилактика, массаж и другие. Занятия с логопедом проводят до трех лет и зависят от вида сенсомоторной афазии и ее тяжести. Если работа проходит с подростком, используются методы для взрослых, если с ребенком – занятия имеют игровую форму.

Другие формы афазии

Существует много форм афазий, классификация которых проводится по ее особенностям течения, причин появления, методов терапии.

Афферентная афазия

Причиной являются повреждения премоторных участков коры мозга. Проявляется она в многократном повторении определенного звука, так как пациент не может изменить артикуляционную позу. Речь прерывистая, наличие готовых речевых штампов. В большинстве случае, у пациентов встречается смешанный тип – афферентный и эфферентный. Это проявляется комплексными симптомами обеих типов афазии и носит название сенсомоторная афазия.

Нельзя считать афазию психическим заболеванием, психика пациента и уровень интеллекта не страдает. К больному нужно относится с пониманием, нельзя повышать на него голос, кричать, выражать недовольство им. Такие действия приведут к ухудшению психологического состояния пациента. Нужно говорить медленно, без использования длинных сложных предложений, свести к минимуму жестикуляцию. Можно задавать вопросы, предполагающие ответ да или нет. Нельзя ограничивать круг общения, задавать вопросы. Афферентная афазия может сопровождаться осложнениями в виде плохой социализацией и инвалидизацией.

Эфферентная

Чаще осложнения такой афазии случается у детей, что связано с особенностями работы нервной системы у детей. Ее признаками являются:

Для точного диагностирования требуется анализ детской речи, его слуха и памяти, интеллекта. Одной из самых точных методик является тесты на память цепочек слов. В ряде случаев назначается МРТ мозга, биопсия, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга.

Акустико гностическая сенсорная

Возникает у людей со сформированной речью и навыками. Представляет собой агнозию речи – нарушения в способности понимать и анализировать обращенную к нему речь. Выявил и впервые описал ее психоневролог Карл Вернике. В его честь и называется данный тип афазии. Наблюдается она как следствие ишемических инсультов, последствия травм головы. Наблюдается чаще у людей старше 50 лет.

Акустико мнестическая

Наличие негрубых нарушений в понимании речи, смысла слов. Заметны незначительные нарушения в своей устной речи. Для данного типа характерны нарушения повторения слов. Такие пациенты повторяют первое слово и последнее, в результате чего окружающие не понимают из сказанного никакого смысла.

Семантическая

Возникает семантическая афазия при поражениях в височно-теменно- затылочной части левого полушария. Характеризуется нарушенным понимание семантики речи, сложных предложений, акалькулией, зрительно-пространственным гнозисом. Диагностика строится на основе логопедического, неврологического обследования. Работа логопеда проводится поэтапно, с параллельной этиопатогенетической терапией и восстановительным лечением.

Динамическая

В тяжелых формах динамическая афазия характеризуется отсутствием в речи ребенка вопросов, просьб, аутичное поведение, замыкание в себе. Ребенок перестает интересоваться окружающим миром. Пациент откликается на речь, обращенную к нему, но не станет инициировать общение самостоятельно. Ребенок повторяет слова взрослого, иногда даже движения. При тяжелых формах заболевания ребенок не понимает сложную речь. Происходит фиксация на отдельных словах речи, остальная часть не воспринимается, полного понимания нет. В легкой форме ребенок повторяет услышанные им фразы от взрослых, но в редактированном виде.

Амнестико-семантическая афазия

При таком типе афазии не страдает синтагматическая организация речи, слух остается в норме. Наблюдаются при поиске нужного для данного контекста слова. Слова во фразе могут заменяться, изменяя смысл сказанного вплоть до противоположного.

Методы диагностики афазии

Диагностика афазии у детей строится на сборе анамнестической информации, осмотре, общении с ребенком и его родителем. Родитель указывает на причину появления расстройства речи, динамику протекания и развития болезни. При осмотре обращается внимание на имеющиеся неврологические проблемы, которые могут влиять на течение и коррекцию афазии.

Психиатр или педиатр должны оценить устную речь пациента, его способность писать, читать, считать. Все это определяет форму и степень тяжести заболевания. Проведение лабораторных анализов не имеют эффективности, они могут указать на этиологию, но не всех случаях. Педиатр может дать направление на проведение исследований головного мозга:

ЭЭГ показывает активность участков коры головного мозга. КТ черепа назначается если причиной афазии является травма головы.

Компьютерный скрининг-тест

Развитие компьютерных технологий и сферы IT, дали возможность получить новые данные о состоянии и изменении коры головного мозга, определить степень его поражений, актуальное состояния участков мозга, ответственных за речевую деятельность. Таким способом является скрининг-тест. Проводит эту процедуру невролог или логопед. Само обследование состоит из нескольких этапов:

Специалист получает общий результат, выраженный в логопедическом диагнозе. Исследование может проводиться на любом из этапов и занимает времени 5-25 минут.

Коррекция афазии

Коррекция и лечение афазии у детей подразумевает использование восстановительного обучения, которое проводится под контролем логопеда. Суть этого метода – активирование компенсации мозга прямым и непрямым способами. Прямые методы используются на раннем сроке, в его основе лежит использование резервов клеток коры головного мозга. Непрямые методы – это компенсация утраченных функций за счет проведения перестройки структуры мозга.

Эффективность зависит от:

В случае структурных афазий в легкой тяжести, способность общения возвращается через 3-5 недель после начала коррекционной работы. При средней требуется 1-6 месяцев, при тяжелой более шести месяцев.

Логопедическая коррекция

Для устранения всех проявлений афазии в подростковом возрасте может потребоваться до 5 лет. Из-за возраста, дети не всегда могут понимать всю серьезность речевого нарушения, у них может быть надежда на то, что проблема пройдет сама собой. Специалист, проводящий коррекцию должен создать у своего пациента мотивацию на прохождение лечения.

Сама коррекция зависит от возраста ребенка. Для дошкольников или детей начальных классов используются игровые формы развития и восстановления речи:

У детей школьного возраста наблюдаются проблемы с пространственно-временным ориентированием. Для устранения этих явлений используются математические и логические задачи, изучение иностранного языка.

Поэтапная реабилитация

Восстановление речевых функций происходит постепенно. Лечение афазии имеет не только логопедическую помощь, массаж и специальные лекарственные препарата, но и комплексную длительную реабилитацию, срок проведения которой напрямую зависит от тяжести и формы афазии.

Главными задачами реабилитации речевого аппарата являются восстановление речи и социальная реабилитация пациента с целью его полной интеграции в общество. Ранее начала способствует полному восстановлению речевых навыков и установлению ее естественного темпа.

Максимальная эффективность реабилитации в первые три месяца. Длительность должна составлять не менее трех часов в день на протяжении минимум пяти месяцев. В тяжелых степенях может потребоваться от шести месяцев до двух лет. Выбор вида реабилитации, ее длительность, используемые упражнения определяются по индивидуальному плану специалистами по речевому развитию.

При остром и раннем периоде реабилитация должна проводиться в пассивном режиме. Но на поздних этапах пациент должен принимать в ней активное участие. Реабилитация в острой фазе заключается в:

В данный период занятия носят психотерапевтический характер. Занятия проводятся вполголоса или даже шепотом. На третьей недели у логопеда появляется полный образ речевых нарушений. Здесь определяется порядок логопедической реабилитации. На ранних стадиях реабилитации используются:

На поздних фазах логопедической терапии применяется речевая компенсация. Речь не должна восстановиться в своем прежнем виде, а в измененном. Одна форма афазии у разных пациентов может проявляться различным способом и иметь отличия в своей симптоматике.

Упражнения и задания для позднего периода реабилитации речи устанавливаются по индивидуальному признаку.

Для всех этапов имеет важное значение эмоции больного. Они остро нуждаются в беседах со своими родными, близкими, друзьями. Восстановление проходит быстрее если пациент настроен психологически и уверен в получении положительного результата.

Первые два года после перенесенного инсульта или травмы пациент должен наблюдаться у своего лечащего врача. Занятия с логопедом проводятся около двух-трех лет.

Транскраниальная магнитная стимуляция

Транскраниальная магнитная стимуляция или сокращенно ТКМС – процедура безболезненная и не инвазивная. Главным ее преимуществом является точность воздействия на определенные отделы головного мозга, ответственные за речь и ее понимание.

Магнитное поле, которое образуется током, стимулирует электрические импульсы в мозгу пациента. Такое влияние может быть стимулирующим и тормозящим мозговую речевую деятельность, в зависимости от потребности реабилитации. Преимуществами ТКМС являются:

Данная процедура проводится при аутизме, ЗПР, алалии, афазии и других нарушениях.

Рекомендации родственникам

Существуют общие рекомендации для больных афазий, которые исполнимы вне зависимости от возраста пациента:

Главное, пациент не должен терять дух при реабилитации и опускать руки.

Прогноз для детей с афазией

В большинстве случаев сохраняется положительный прогноз. На это влияет ранняя диагностика, время начала коррекции. В течении первых недель коррекции начнут появляться первые изменения, через несколько месяцев можно получить регресс патологии вплоть до полного восстановления всех речевых нарушений, полученных при афазии.

Если отсутствуют признаки улучшения ситуации на первых этапах коррекции, прогноз на восстановление становится негативным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *