Сенсорно моторная коррекция что это

Сенсомоторная коррекция в практике логопеда

Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть фото Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть картинку Сенсорно моторная коррекция что это. Картинка про Сенсорно моторная коррекция что это. Фото Сенсорно моторная коррекция что это Софья Сокольникова
Сенсомоторная коррекция в практике логопеда

Головной мозг –совершенный биологический компьютер. Однако и в его работе бывают «поломки» и ошибки, с которыми, конечно,можно успешно жить: учиться, работать, строить отношения.

Многое было бы иначе, если бы в детстве мы могли как-то компенсировать эти особенности. Кому-то стало бы гораздо легче учиться в школе и в институте. Кому-то было бы достаточно получаса на прочтение самой трудной научной статьи. Кто-то стал бы гораздо лучше ориентироваться на местности. А кто-то без проблем ориентировался бы в социальной жизни, не страдая от хронической усталости и головной боли после дня, проведённого на работе с большим количеством людей.

Если мы возьмём строение коры головного мозга, то сенсорная и моторная зона находятся рядом. Моторная зона расположена перед центральной бороздой. Она контролирует произвольные движения тела. В теменной зоне, отделенной от моторной зоны центральной бороздой, находится участок, отвечающий за прием сигналов от рецепторов поверхности кожи тела человекаи ощущения движений тела.

Если рассматривать три блока мозга по А. Р. Лурия, воздействие происходит на уровне 1и 2 блока (торможение, возбуждение, приём, хранение и переработка сенсорной информации).

По Н. А.Бернштейну мы работаем на уровне подкорки: уровни А, В и С.

Сенсомоторная коррекцияпоказана при таких видах нарушений: расстройства аутистического спектра, нарушение сенсорной интеграции (восприятия, задержка психического развития, задержка речевого развития, алалия, дизартрия, синдром дефицита внимания и гиперактивность, нарушения эмоционально-волевой сферы, дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения, детский центральный паралич, органические расстройства. Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера.

Нарушения вестибулярной и проприоцептивной системы на слайдах презентации.

Коррекция вестибулярных ощущений – проработка глубокой чувствительности, регуляция хаотичных движений. Коррекция проприоцептивных, кинестетических ощущений – проработка движений и позы. Можно использовать одни и те же упражнения, но при повышенной чувствительности – темп ниже, давление меньше.

При проведении игр следует соблюдать осторожность при длительности упражнений. Уважать реакцию и страхи ребёнка. Не перевозбуждать. Заниматься следует регулярно, но не обязательно в полном объёме, включать в свободные игры. Важно учитывать мотивацию ребёнка.

Источник

Сенсорно моторная коррекция что это

Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?»
Отвечаем и подробно рассказываем.

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».

Кто проводит такие занятия?

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит

Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

Что включает в себя «сенсорная комната»?

— Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
— Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

— «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.

— Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

— Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

— Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

— Утяжеленные одеяла и подушки.

— Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

— Развивающие коврики и столы.

— Световое и звуковое оборудование и т.п.

Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.

Источник

Сенсомоторная коррекция и развитие речи у детей с речевой патологией

Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть фото Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть картинку Сенсорно моторная коррекция что это. Картинка про Сенсорно моторная коррекция что это. Фото Сенсорно моторная коррекция что это Иванова Галина
Сенсомоторная коррекция и развитие речи у детей с речевой патологией

В наши дни у детей все чаще встречаются задержка или различные нарушения речевого развития. Ребенок 3 лет, который молчит, или ребенок 4 лет, у которого «каша во рту». Сейчас этим никого не удивишь. Логопеды и дефектологи, которые проводят занятия по развитию речи у таких детей, основное внимание уделяют артикуляционной и пальчиковой гимнастике, развитию фонематического слуха. Авторы книги Педагогика, изменяющая мозг. О. И. Ефимов (невролог) и В. Л. Ефимова (логопед) пишут о том, что

такой подход к проблеме развития речи у детей является поверхностным. Авторы упоминают о том, что не смотря на то, что появившийся на свет

ребенок имеет мозг, у которого есть все структуры, что и взрослого человека,

многие из этих структур еще неактивны. Мозг ребенка окончательно

дозревает и становится взрослым только к 18-20 годам, у некоторых даже

У маленького ребенка ведущую роль играет не кора головного мозга, а

подкорковые структуры. В своем развитии каждый ребенок должен пройти

определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы

эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе

сенсомоторной интеграции могут приводить к проблемам в будущем, т. к

сенсомоторная интеграция является основой для любого обучения. Авторы

книги пишут о том, что упражнения и игры, направленные на развитие

вестибулярного аппарата, общей моторики и восприятия эффективны при

работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.

Ниже мы приводим список этих, на первый взгляд, несерьезных игр, которые

могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка.

Игры на развитие общей моторики,чувства ритма и чувства равновесия:

мяч рукой или ногой.

2. Переворачивать ребенка вверх тормашками и держать за ноги, размахивая

3. Крутить ребенка, держа его за руки.

не прозвучит команда «замри». После этого замереть и не двигаться до

6. Любые варианты игр, где есть команды «старт» и «стоп». Например, бежать

7. Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности.

8. Хлопать ладонями мыльные пузыри.

9. Прыгать через скакалку.

10. Строить «шалаши» из стульев, одеял, подушек и т. д. и сидеть в них.

11. Проползать через тоннель, сделанный из стульев.

12. Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет.

13. Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до

того, как он отдернет руку.

14. «Камень, ножницы, бумага».

15. Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит).

16. Играть с воздушными шарами (подбрасывать, ловить, перебрасывать

17. Качаться на качелях (гамак тоже подойдет, каруселях, прыгать на батуте

18. Лепить снеговиков, играть в снежки, валяться в снегу.

19.Тренировать основные локомоторные навыки: ходьбу, бег, прыжки,

перепрыгивание, боковые приставные шаги.

20. Крутить ребенка в офисном кресле.

21. Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности

типа гимнастической скамейки или бревна. Можно сделать дома на полу

дорожку из скотча и ходить по ней, как по узкому мостику над пропасть.

22. Кататься на велосипеде.Велосипед может быть любой: здесь важно,

чтобы были педали, на которые нужно нажимать ногами по очереди. Важно,

что ноги при этом отрываются от земли. Поэтому детский автомобиль на

аккумуляторных батарейках, который приводится в движение пультом или

кнопкой, не может заменить самый обычный велосипед.

24. Стихи с движениями

25. Хлопать в ладоши в ритм музыки.

26. Ритмично танцевать под музыку, петь.

Игры на развитие восприятия

лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т. д.

2. Различать ощущения от прикосновения к коже разных щеток.

3. Игры на различение запахов с закрытыми глазами.

4.Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу,

5. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько

мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их.

6. Рисовать пальчиковыми красками.

7.Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные

8. Обычный массаж, особенно полезен массаж воротничковой зоны.

9. «Рисовать» у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить

угадывать их, потом поменяться ролями.

10. Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта

или овоща и угадать, что это было.

11. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными

типами крышек и замков.

Использование мимио-технологии в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией Использование ИКТ (мимио-технологии) в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией За последние годы произошло.

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития Дудина Т. Д. Учитель-дефектолог ГБДОУ Д/С компенсирующего вида № 24 Калининского района г. Санкт-Петербурга Особенности нарушения речи у.

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Азинский детский сад» Автор: Глухова Алёна Рашидовна, учитель-логопед.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные оттенки эмоциональных.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук как средство развития речи детей с речевой патологией В данной статье рассмотрена специфика дидактических игр и их роль в развитии познавательных процессов детей всех возрастов. Изучены особенности.

Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование Требования ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы определяют, что содержание социально-коммуникативного развития в раннем.

Развитие творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческой деятельности личности, одним из средств.

Развитие эмоциональной сферы в речевой области самых маленьких детей В начале Ноября в нашей группе проводилось родительское собрание по теме: » Эмоциональное развитие в речевой области». и эта тема оказала.

Самообразование «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Источник

Сенсорно моторная коррекция что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть фото Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть картинку Сенсорно моторная коррекция что это. Картинка про Сенсорно моторная коррекция что это. Фото Сенсорно моторная коррекция что это

Аннотация: Развитие речи. Задержка речевого развития. Нарушение речевого развития. Игры для развития речи у детей.

Статья:

В наши дни у детей все чаще встречаются задержка или различные нарушения речевого развития. Ребенок 3 лет, который молчит, или ребенок 4 лет, у которого «каша во рту». Сейчас этим никого не удивишь. Логопеды и дефектологи, которые проводят занятия по развитию речи у таких детей, основное внимание уделяют артикуляционной и пальчиковой гимнастике, развитию фонематического слуха. Авторы книги «Педагогика, изменяющая мозг» О.И. Ефимов (невролог) и В.Л. Ефимова (логопед) пишут о том, что такой подход к проблеме развития речи у детей является поверхностным. Авторы упоминают о том, что не смотря на то, что появившийся на свет ребенок имеет мозг, у которого есть все структуры, что и взрослого человека, многие из этих структур еще неактивны. Мозг ребенка окончательно дозревает и становится взрослым только к 18-20 годам, у некоторых даже ближе к 30.

У маленького ребенка ведущую роль играет не кора головного мозга, а подкорковые структуры. В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной интеграции могут приводить к проблемам в будущем, т.к сенсомоторная интеграция является основой для любого обучения. Авторы книги пишут о том, что упраженения и игры, направленные на развитие вестибулярного аппарата, общей моторики и восприятия эффективны при работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.

Ниже мы приводим список этих, на первый взгляд, несерьезных игр, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка.

Игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия

Игры на развитие восприятия

Тем, кто интересуется вопросами сенсомоторной коррекции, мы может рекомендовать для прочтения также следующие книги:

— Энн Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития»
— Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие»

Источник

Сенсорно моторная коррекция что это

Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть фото Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть картинку Сенсорно моторная коррекция что это. Картинка про Сенсорно моторная коррекция что это. Фото Сенсорно моторная коррекция что это

К 4 годам у детей почти полностью развиты области, отвечающие за общую моторику и основные чувства. Ребенок может ходить, держать карандаш и самостоятельно есть. Полностью развиты области, отвечающие за тактильные ощущения. Созрела часть мозга, управляющая зрением.

В 6 лет продолжается активное развитие речи: несмотря на то, что на схеме область речевого развития оранжевая, то есть незрелая, процесс идет довольно интенсивно. Именно этим можно объяснить, почему маленькие дети так легко учат иностранные языки. Части мозга, ответственные за абстрактное мышление, эмоциональную зрелость и умение мыслить рационально, еще не развились. Это причина эмоциональных перегрузок и истерик.

В 9 лет ребенок осваивает мелкую моторику: школьникам становится легче писать, поделки получаются более аккуратными. Большими шагами идет освоения математических наук: геометрии и математики.

К 13 годам лимбическая система уже позволяет испытывать сильные эмоции, но область мозга, отвечающая за их сдерживание, еще не развита, отсюда проблемы подростковой эмоциональности. Интеллект, аналитические способности и логика развиваются.

15 лет — возраст, когда эффективность работы мозга повышается. Отмирают ненужные нервные соединения, зато усиливаются более активные связи: мозг становится более «специализированным». В это время дети могут выбрать какую-то одну область знаний, которая им наиболее интересна, и углубиться в ее изучение.

В 17 лет развитие областей префронтальной коры головного мозга ведет к всплеску социальной активности, появляется абстрактное мышление, оценка рисков и самоконтроль.

21 год — возраст эмоциональной зрелости. Но области зеленого свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу все еще есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.
Читайте также:
Созревание мозга

Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Не смотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть фото Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть картинку Сенсорно моторная коррекция что это. Картинка про Сенсорно моторная коррекция что это. Фото Сенсорно моторная коррекция что это

Наверняка вы обратили внимание, что у каждого из взрослых людей есть свои особенности.

Кто-то постоянно путает лево и право, кому-то трудно запоминать информацию на слух, для кого-то тяжело читать большие объёмы текста и структурировать информацию.

Бывает и так, что на свои когнитивные функции (память, внимание, мышление, речь и другие) грех жаловаться, но почему-то трудно приспособиться к вредному начальнику на работе, есть проблемы в личной жизни или в семье.

И причина таких трудностей – далеко не лень или нежелание как-то совершенствоваться по жизни, а особенности работы нашего мозга.

Головной мозг – это чудо, совершеннейший биологический компьютер, равного которому пока не существует в мире придуманной человеком техники. Однако и в его работе бывают «поломки» и ошибки, с которыми, конечно, можно успешно жить: учиться, работать, строить отношения.

Многое было бы иначе, если бы в детстве мы могли как-то компенсировать эти особенности. Кому-то стало бы гораздо легче учиться в школе и в институте. Кому-то было бы достаточно получаса на прочтение самой трудной научной статьи. Кто-то стал бы гораздо лучше ориентироваться на местности. А кто-то без проблем ориентировался бы в социальной жизни, не страдая от хронической усталости и головной боли после дня, проведённого на работе с большим количеством людей.

Причины как «мелких», так и крупных сбоев в работе головного мозга – это повреждения головного мозга.
Они могут быть совсем незначительными и не мешать нормальной жизни (не слишком хорошая память, к примеру, или неспособность делать «сто дел» одновременно).

Если ресурсов организма на момент повреждения достаточно, то компенсация происходит естественным образом. И остаются только мелкие последствия в виде невнимательности, небольших трудностей запоминания и т.д.
А те дети, чьих ресурсов оказалось недостаточно, сегодня остро нуждаются в специализированной помощи.

Детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психического и/или речевого развития (ЗПР или ЗПРР), ранний детский аутизм(РДА), проблемы с речью (отсутствие речи вследствие алалии, дизартрии; заикание, логоневрозы и др.), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также многочисленные проблемы с поведением в семье и в детских садах, с эмоциями, с восприятием других людей и пониманием их мыслей и чувств обусловлены именно тем, что когда-то организм не справился с травмой.

Такие нарушения развития в детском возрасте не проходят сами по себе, и дети нуждаются в специализированной помощи.

К счастью, коррекционно-развивающая работа с детьми сейчас обладает сильной научной базой для того, чтобы заново создать ресурсы и нормализовать работу головного мозга.

Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть фото Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть картинку Сенсорно моторная коррекция что это. Картинка про Сенсорно моторная коррекция что это. Фото Сенсорно моторная коррекция что это

Сенсомоторная коррекция. Утренний комплекс упражнений
Данный комплекс упражнений можно делать с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста. Он занимает немного времени, позволяет проснуться, ощутить бодрость и прилив сил и просто доставляет удовольствие. Обычно он дается в качестве одного из домашних заданий в курсе занятий по психомоторной коррекции.

«Мытье головы» – кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей к шее.

«Паучки» – пальцы плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

«Обезьяна расчесывается» – правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно; затем левая рука – от правого виска к левой части затылка.

«Ушки» – уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются 3 раза сверху вниз и 3 раза оттягиваются в стороны.

«Глазки отдыхают» – закрыть глаза, межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

«Веселые носики» – потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.

«Рыбки» – рот немного приоткрыт, взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю; выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево.

«Расслабленное лицо» – руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

«Гибкая шея» – массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

«Теплые ручки» – растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Имитация « силового мытья», растирания и пожатия рук.

«Домик» – сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

«Потягивания» – потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку». Осуществлять потягивания поочередно каждой рукой вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад.

«Тянемся к солнышку» – стать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. На вдохе поднять руки вверх, задержать дыхание и потянуться еще выше « к солнышку», не отрывая пяток от пола.

«Шаги» – шагать в медленном темпе попеременно, касаясь то правой, то левой рукой противоположенного колена (12 раз), затем продолжить упражнение, касаясь одноименного колена (12 раз), далее сзади дотронуться правой рукой до правой пятки, аналогично с левой рукой (по 12 раз), завершить касанием сзади каждой рукой противоположенной пятки (12 раз).

«Буратино» – одновременно поднимать одноименную руку и ногу, сгибая их в локтевом или коленном суставе ( походка Буратино), то же упражнение выполняется, сгибая правую руку и левую ногу и наоборот.

По материалам книги А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002 г.

Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть фото Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть картинку Сенсорно моторная коррекция что это. Картинка про Сенсорно моторная коррекция что это. Фото Сенсорно моторная коррекция что это

Описание коррекционно-развивающей программы, которая работает в Центре Развития и Коррекции Речи в Балашихе:

«Методика замещающего онтогенеза» или Сенсомоторная Коррекция.

В каждом возрасте программа развития мозга и его психических функций может быть реализована только при выполнении определенных условий:

— Предшествующие этапы развития должны быть пройдены полноценно, последовательно и своевременно.

— Для ребенка должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития. В семье следует разработать систему воспитания с едиными требованиями от всех членов семьи, это будет способствовать психическому развитию ребенка, а не тормозить его. Еще один важный момент – это психическое развитие ребенка, формирования навыков опрятности и самообслуживания (навыки посещения туалета, одевания, приема пищи и т.д.)

Помните: воспитание и развитие это процесс круглосуточный. Воспитательные мероприятия на занятиях не предусмотрены.

— Должны быть максимально убраны последствия пренатальных (внутриутробных), натальных (во время родов) и постнатальных (первые месяцы и годы жизни) повреждающих факторов, препятствующих или тормозящих психическое развитие ребенка. В связи с этим перед началом коррекционно-развивающих занятий ребенка обязательно нужно обследовать у детского невролога и мануального терапевта (допплерография, рентген шейных отделов спинного мозга, электроэнцефалограмма и т.д.), при необходимости провести лечение.

Помните: причиной многих отклонений в психическом и речевом развитии, поведении и обучении ребенка являются неврологические проблемы. Сначала с ребенком должны работать врачи, а потом психологи, логопеды и дефектологи.

Коррекционно-развивающий процесс предполагает возвращение назад по онтогенезу (принцип «замещающего онтогенеза» Семенович А.В. и Архипова Б.А.) и новое выстраивание программы психического развития.

В ходе занятий стимулируется биологически правильный двигательный стереотип ребенка, активизируется психомоторная программа развития с учетом её этапности по методу В. Войта (стабилизация равновесия, перевороты, ползание с постепенной вертикализацией).

Методика замещающего онтогенеза направлена на коррекцию причин отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией.

Весь процесс построен так, что на первых занятиях происходит намеренное «уменьшение возраста» ребенка через упражнения «Яйцо» и «Тоннель», «возврат ребенка назад» по этапам развития новое выстраивание программы психического развития.

Помните: не рекомендуется выводить ребенка из программы в середине занятий. Старайтесь не пропускать занятия, особенно без уважительной причины. О необходимости длительных пропусков занятий (более 2-х) по уважительной причине предупреждайте заранее психолога-инструктора.

Занятия по Методике предполагают гармоничное развитие всех высших психических функций головного мозга (память, внимание, мышление, восприятие, самоконтроль и т.д.).

К основным коррекционно-развивающим направлениям программы можно отнести:
— развитие стволовых структур и вестибулярно-моторных координаций (основа работоспособности, телесного здоровья и иммунитета);
— развитие крупной и мелкой моторики;
— развитие соматогнозиса (восприятие тела);
— развитие сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);
— развитие когнитивной сферы (память, внимание, мышление, восприятие, самоконтроль и саморегуляция, и т.д.);
— развитие коммуникативной сферы (общение).

Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть фото Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть картинку Сенсорно моторная коррекция что это. Картинка про Сенсорно моторная коррекция что это. Фото Сенсорно моторная коррекция что это

ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ.

Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для нее избирают большую, просторную комнату или чистый двор.

Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п. По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разные стороны, а мальчик с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из бегущих.

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он, в свою очередь, старается также поймать кого-нибудь из товарищей.

Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: «огонь!»

Игра «Вышибалы»- ЭТО СЕНСОМОТОРНАЯ ИГРА.

Для игры в вышибалу понадобится мяч среднего размера, достаточно просторная площадка и компания от 3-х человек.

Сначала по считалке выбирают двоих «вышибал», которые встают по противоположные стороны площадки. Остальные игроки становятся в центре. Вышибалы, бросая мяч, должны пытаться попасть им в игроков, а те, в свою очередь, будут стараться увернуться. Игрок, в которого попали мячом, выбывает из игры.

Помимо обычного кидания мяча, существует также несколько усложненных вариаций, например:

1. «Бомба».
С криком «Бомба!» вышибала бросает мяч высоко вверх. В это мгновение все игроки на площадке должны присесть на корточки. При падении мяча можно передвигаться, но не поднимаясь с корточек. Если мяч упадет на какого-либо игрока, тот выбывает из игры.

2. «Свечка».
С криком «Свечка!» вышибала бросает мяч высоко вверх. Если какой-нибудь игрок сумеет поймать мяч, то он получает дополнительную «жизнь», которой может поделиться с кем-нибудь из выбывших игроков.

Когда в игре остается только один вышибаемый, то в него предписывается бросать мяч столько раз, сколько ему исполнилось лет. Если игроку при этом удается увернуться от мяча, то он становится победителем.

Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть фото Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть картинку Сенсорно моторная коррекция что это. Картинка про Сенсорно моторная коррекция что это. Фото Сенсорно моторная коррекция что это

Сенсомоторная коррекционно-развивающая работа

Наша помощь детям основывается на разработанном Горячевой Т.Г, Султановой А.С. комплексе сенсомоторной коррекции. Сенсомоторная коррекция проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
— На первом этапе работа направлена на улучшение мозгового кровообращения, снятие тонических нарушений (гипертонус, гипотонус), повышение работоспособности.

— Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, развитие мелкой моторики, становление адекватной схемы тела и образа физического Я.

— Завершающий этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля.
Порядок выполнения ребенком упражнений соответствует направлению онтогенетического развития (начиная с положения лежа, затем сидя, на четвереньках, стоя).
Сенсомоторная коррекция осуществляет воздействие на психику ребенка в целом. В результате коррекционных занятий отмечается стойкое улучшение состояния детей, повышение работоспособности, обучаемости и социального статуса.
Благодаря данному комплексу происходит улучшение памяти, внимания, в том числе устойчивости и концентрации; развитие творческих способностей; улучшение качества освоения учебного материала; приобретение необходимых в детском коллективе и дома социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.
Продолжительность занятия составляет 45 минут. Занятия включает в себя:

Разминка и комплекс самомассажа
Дыхательные упражнения
Пальчиковая гимнастика, суставная гиманстика
Растяжки
Глазодвигательные упражнения
Ползание
Разнонаправленные движения
Релаксация
С помощью специальных упражнений (двигательных, дыхательных, глазодвигательных и др.) достигается оптимизация активации нервной системы, улучшение функционального статуса подкорково-стволовых структур, коры мозга, межструктурных мозговых связей.
Помимо этого на каждом этапе работы родителям даются рекомендации, которые позволяют организовать с ребенком адекватную работу в домашних условиях. Форма, в которой проходит занятие, и конкретные задачи зависят от состояния ребенка и уровня его развития.
Занятия рекомендованы детям, как в виде общеукрепляющего комплекса, так и с самыми различными формами нарушения развития. Методика, как показывает практика, является важным звеном при организации полноценной коррекционной работы с ребенком.

На данный момент нейропсихологическая коррекция единственное эффективное направление в области коррекции поведения и учебной успеваемости у детей дошкольного и младшего школьного возраста с признаками незрелости определенных мозговых структур.

Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть фото Сенсорно моторная коррекция что это. Смотреть картинку Сенсорно моторная коррекция что это. Картинка про Сенсорно моторная коррекция что это. Фото Сенсорно моторная коррекция что это

Скорость обработки означает скорость, при которой информация передается через мозг. Она включает в себя функции автоматической обработки информации, быстро и бессознательно.
Оно обозначает возможность выполнения простых, повторяющихся когнитивных задач быстро и автоматически. Такие задачи могут включать в себя тесты, которые требуют легкого и быстрого решения, т. е. скорость и точность обработки данных.
Информации, скорость обработки данных проблем становятся очевидными во время выполнения задания, а не во время начального этапа обучения. Это потому, что медленная скорость обработки связана с пониженной способностью автоматически выполнять поручение.
Скорость обработки влияет на внимание, исполнительные функции, память, успеваемость, поведение и социальные навыки.
Когнитивная скорость обработки увеличивается постепенно на протяжении детства и отрочества.
Исследователи пока не определили, какие аспекты нейрофизиологии связаны с обработкой информации. Однако, скорость обработки может быть под влиянием темпа, в котором информация поступает через нервные цепи.
Для эффективной коррекционной работы, необходимо выявить причину низкой скорости обработки поступающей информации:
o Недостаточность моторики (зрительно-моторная координация)
o Зрительные расстройства
o Недостаточный сон
o Плохое питание или специальные проблемы, включая дефицит железа
o Стресс, вызванный неуверенностью в себе или завышенной самооценкой
o Внешние отвлекающие факторы, включая шум и свет
o Постоянная невнимательность
o Трудности с активацией, возможность начала выполнения задания
o Мотивация и настойчивость в выполнении задач
o Ошибки в понимании поставленной задачи
o Недостаточная рабочая память
o Трудности в обучении (две трети детей с трудностями в обучении имеют более медленную скорость обработки)
o Соматическое состояние, заболевания (щитовидной железы низкий уровни)
o Применение некоторых лекарств
o Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
o Расстройства аутистического спектра (ASD)
Понимание факторов, замедляющих скорость обработки необходимы для создания индивидуальной программы реабилитации, комплекса мероприятий, направленных на преодоление проблем в выполнении заданий.

Дефициты обработки информации могут также маскировать способности одаренных детей и влиять на развитие социальных отношений (дружеских связей).
Учителя могут существенно помочь этим детям путем уменьшения объема работы. Было бы правильно создать особенные условия, при которых работы таких детей оценивались бы иначе. Если данной категории школьников не создавать благоприятные условия, не поддерживать в школе и дома, это может повлиять на всю их жизнь.
Характеристика детей с недостаточной скорость обработки поступающей информации:
Навыки обработки имеют решающее значение практически во всех учебных действиях, особенно тех, которые связаны с чтением, письмом, математикой. Дети с плохой(медленной) скоростью обработки информации значительно медленнее, чем их сверстники выполняют следующие задания:

o сравнение или сканирование визуальной информации, такой как буквы, слова, цифры, символы, узоры или рисунки, найти черты сходства или различия;
o выполнение основных арифметических действий;
o чтение и понимание слов и текстов;
o написание слов, диктантов;
o переписывание с доски или из текста;
o выполнение действий в правильном порядке;
o одновременное начало и окончание работы в классе;
o трудности с пони

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *