Сенсорный контроль над действием означает что
Сенсорно-интегративная терапия: основные принципы построения коррекционно-развивающей работы, применяемые приемы и методы
Сегодня в большинстве подходов к поведенческим и эмоциональным проблемам детей признается ключевая роль регулирования сенсорной системы на подкорковом уровне в развитии ребенка, а также влияние на обучение ребенка механизмов сенсорной интеграции и вестибулярно-церебеллярных механизмов поддержания позы и равновесия.
Теорию и метод сенсорной интеграции и стимуляции начала разрабатывать в 50-ых годах 20 века врач и трудотерапевт Э. Джин Айрес (США). Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в том, что впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы начинают формироваться до рождения ребенка. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому сенсорно-интегративная терапия направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств.
Сенсорно-интегративная терапия представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.
Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными «каналами» (особенно это касается двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений [1].
Основные принципы терапии [1]:
1. Сенсорные аспекты активности важны для развития и обучения.
2. Чтобы справляться с трудностями и осваивать новые навыки, ребенку нужны хорошая перцепция и интеграция ощущений.
3. Эффективная реакция на трудности и усвоение новых навыков весьма существенны для развития сенсорной интеграции нервной системы.
4. Организация сенсорной перцепции и эффективных ответов, как правило, улучшает не только развитие, но и поведение детей.
5. Освоение сложных навыков и типов поведения зависит от совокупности ответов на более простые задачи.
6. Чем сильнее ребенок мотивирован к какому-либо занятию и чем сильнее в нем заинтересован, тем больше шансов, что он выстоит перед трудностями и в результате будет действовать эффективнее.
7. Важный аспект терапии – следовать за ребенком в его развитии.
8. Терапия основана на игре, причем организация и выбор видов активности обусловлены интересами и предпочтениями ребенка (терапия наиболее эффективна, если ребенок направляет свои действия сам, а терапевт лишь ненавязчиво меняет обстановку).
9. Терапевтические виды активности предполагают, что задачи, поставленные перед ребенком, ему по силам.
10. Эффективность терапии определяется тем, начинает ли ребенок эффективно реагировать на задачи, с которыми он прежде не мог справиться.
11. В терапии необходимо учитывать, что все сенсорные системы взаимосвязаны между собой и особым образом взаимодействуют друг с другом. Например, тесная взаимосвязь существует между тактильной и вестибулярной системами, этим объясняется, почему при сильном стимулировании вестибулярной системы часто наблюдаются кожные реакции. И наоборот, чрезмерная стимуляция тактильной чувствительности (кожи) может вызывать вестибулярные нарушения (тошноту, плохое настроение – вплоть до вспышек гнева и агрессивного поведения). Чаще всего дети с повышенной чувствительностью кожи имеют также и повышенную чувствительность вестибулярной системы, а у детей с пониженной чувствительностью тактильного восприятия, как правило, отмечается и пониженная чувствительность вестибулярной системы.
12. В терапии важно целенаправленно стимулировать отдельные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы.
13. Человек не может упражняться в том, чего не умеет; не работать с теми областями, которые испытывают дефицит, а подводить под них основание, опираясь на «умения» ребенка. Для улучшения конечного результата необходимо работать на стадиях, предшествующих желаемому уровню развития; начинать работу надо не там, где ребенок нуждается в помощи, а там, где он чувствует себя уверенно и уравновешенно (например, не работать с кожей, если нервная система оказывает сопротивление (при десенсибилизации, повышенной чувствительности кожи), следует начинать с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами). Основываясь на том, что ребенок уже умеет делать, мы можем воздействовать на проблемные области, не нанося ущерба его уверенности в себе.
14. В терапии важен тщательный выбор занятий и силы воздействия на ту или иную сенсорную систему ребенка, методы и приемы терапии не должны ни в коем случае наносить вред ребенку. Ответы ребенка на сенсорные импульсы почти всегда служат надежным критерием того, насколько хорошо мозг обрабатывает ощущения. Например:
– вестибулярные импульсы особенно сильно влияют на мозг, причем они могут как организовывать, так и дезорганизовывать работу организма, например, дыхания и сердцебиения; неспособность мозга обрабатывать вестибулярные импульсы может привести к дезорганизации, летаргии и, в крайних случаях, к потере сознания или припадкам (при наличии склонности к ним), поэтому не рекомендуется подвергать ребенка целенаправленным вестибулярным нагрузкам;
– обработка сигналов, поступающих от органов равновесия, осуществляется нервной системой по-разному. Легче всего воспринимаются движения вперед-назад и вверх-вниз. Затем – вправо и влево. Труднее всего осознается вращение вокруг разных осей. При искусственной стимуляции (искусственная стимуляция – это та стимуляция, которую осуществляет терапевт, самостоятельная стимуляция происходит, когда ребенок стимулирует себя сам) важно учитывать эту закономерность (иерархию восприятия стимулов) особенно при работе с младенцами и детьми с тяжелыми нарушениями. Раскачивание на качелях должно происходить в строго определенном направлении в соответствии с иерархией восприятия стимулов и в медленном темпе, чтобы нервная система успевала обрабатывать стимулы, поступающие в мозг ребенка от заданных движений. Качели с переменным, неопределенным направлением движения (например, вперед-назад или вправо-влево) годятся только для детей с пониженной чувствительностью вестибулярной системы. Они сообщают мозгу путаную, «диффузную» информацию. «Диффузное» воздействие не способствует преодолению нарушений, не помогает дифференцировать сенсорные ощущения;
– при тактильной стимуляции очень часто применяется вибрация, но следует иметь в виду, что, как и другие виды сенсорных импульсов, вибрацию следует использовать осторожно, потому что ее влияние очень индивидуально;
– всегда очень осторожно нужно работать с повышенной чувствительностью любой из сенсорных систем; нельзя, например, проводить тактильную стимуляцию при повышенной чувствительности кожи; тактильная стимуляция при повышенной чувствительности кожи может привести к таким болезненным ощущениям, которые могут стать настоящей пыткой для ребенка и его нервной системы.
15. Сенсорная интеграция как вид терапии целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить способствует организации различных мозговых функций.
Для преодоления нарушений сенсорной интеграции используют разные упражнения:
При низкой сенсорной чувствительности (гипофункции)
раскачивания ребенка на качелях, или на коленях взрослого можно проводить с опорой на живот (грудную клетку), так чтобы ноги касались земли;
прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту;
игры с большим мячом (положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой);
можно использовать традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.;
«падение» на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной; когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами;
хождение по скамейке, можно использовать игру «Перейди через пропасть»;
перелезание через стулья (два стула ставятся спинками друг к другу, упражнения хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу);
– поочередные движения правой и левой руки;
– синхронные движения обоих рук;
– учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
– учить детей осуществлять не синхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия
помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;
постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами; приготовьте для этого коробку с различными по фактуре материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.);
учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)
Сенсорно-интегративная терапия рассчитана на продолжительные занятия и обучения периодами. Она воздействует на организацию мозга и не нацелена на достижение кратковременных результатов на поверхностном уровне. Между курсами занятий (периодами обучения) необходимы остановки, паузы, чтобы ребенок, получив порцию обучающего материала, мог воспользоваться паузой для того, чтобы основательно усвоить данный материал. Нельзя упускать из внимания тот немало важный факт, что пауза равнозначна этапу работы со стимуляцией органов чувств. Мозгу нужно время, чтобы обработать воздействие раздражителей [2].
Ни один метод не гарантирует непременного успеха. Все люди разные. Каждый ребенок неповторим и многогранен. Важно следовать за ребенком в его развитии, искать тот метод, который поможет преодолеть проблемы и трудности данного конкретного ребенка, и гибко менять приемы, методы и вид терапии, если они не подходят к конкретному ребенку. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.
Наилучший результат также достигается в комплексном подходе, в сочетании сенсорно-интегративной терапии с другими методами и видами терапий (коррекция речи, физическая терапия (ЛФК), нейропсихологическая коррекция, иппотерапия, кинезиология, когнитивная терапия, игротерапия, сенсорно-интегрирующие виды спорта и т.д.)
Также одним из решающих факторов, помогающих добиться положительных изменений, является активное сотрудничество ближайшего окружения, поэтому очень важна роль родителей в данном виде терапии.
Список использованной литературы
сенсорный контроль
Смотреть что такое «сенсорный контроль» в других словарях:
Тысячелетний сокол — космический корабль в вымышленной вселенной «Звёздных войн» под управлением Хэна Соло и его помощника Чубакки. Фигурирует в 4 м, 5 м и 6 м эпизодах фильма «Звёздные войны» (и эпизодически в 3 м эпизоде), а также во многих комиксах, журналах и… … Википедия
НАУЧЕНИЕ (у животных) — (англ. learning) индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке,… … Большая психологическая энциклопедия
The World Ends with You — Обложка американского издания игры Разработчик Square Enix … Википедия
Геймпад — Игровой пульт (геймпад, джойпад) тип игрового манипулятора. Представляет собой пульт, который удерживается двумя руками и в то же время можно использовать геймпад который в свою очередь используется одной рукой, для контроля его органов… … Википедия
Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация — (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… … Энциклопедия инвестора
Рефлексы (reflexes) — Р. это наименее сложная моторная реакция Ц. н. с. на сенсорный входной сигнал, осуществляемая с минимальной задержкой. Выражение Р. непроизвольный, стереотипный акт, определяемый локусом и характером вызывающего его раздражителя. Тем не менее,… … Психологическая энциклопедия
Игровой пульт — Геймпад, (джойпад, игровой пульт) тип игрового манипулятора. Представляет собой пульт, который удерживается двумя руками, для управления используются большие пальцы рук (в современных геймпадах также часто используются указательный и средний… … Википедия
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots — Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots … Википедия
Инсулиновая помпа — Инсулиновая помпа медицинское устройство для введения инсулина при лечении сахарного диабета, также известном как терапия … Википедия
АНАТОМИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ — называемая также сравнительной морфологией, это изучение закономерностей строения и развития органов путем сопоставления различных видов живых существ. Данные сравнительной анатомии традиционная основа биологической классификации. Под морфологией … Энциклопедия Кольера
Некоторые исследователи (в основном нейробиологи, изучающие движения, такие как Дэниел Вулперт и Рэнди Флэнаган ) утверждают, что именно моторный контроль является причиной, по которой мозг вообще существует.
СОДЕРЖАНИЕ
Нейронный контроль мышц
150 000 мотонейронов контролируют сокращение
600 мускулов. Чтобы производить движения, подмножество 600 мышц должно сокращаться в точном во времени шаблоне, чтобы производить нужную силу в нужное время.
Моторные агрегаты и производство сил
Таким образом, сила, создаваемая данной мышцей, зависит от: 1) количества активных двигательных нейронов и скорости их всплесков; 2) сократительные свойства и количество мышечных волокон, иннервируемых активными нейронами. Чтобы создать больше силы, увеличьте частоту всплесков активных двигательных нейронов и / или задействуйте все более сильные двигательные единицы.
Порядок приема на работу
Для задач, требующих небольших усилий, таких как постоянная корректировка позы, используются двигательные единицы с меньшим количеством мышечных волокон, которые медленно сокращаются, но менее утомляемы. По мере того, как требуется больше силы, задействуются двигательные единицы с быстро сокращающимися, быстро утомляемыми мышечными волокнами.
Вычислительные проблемы управления моторикой
Нервная система производит движение, выбирая, какие мотонейроны активируются и когда. Считается, что открытие того, что в моторном пуле существует порядок набора, отражает упрощение проблемы: если конкретная мышца должна производить определенную силу, затем активируйте моторный пул в соответствии с его иерархией набора, пока эта сила не будет произведена.
Но как тогда выбрать, какую силу создавать в каждой мышце? При решении этой проблемы нервная система сталкивается со следующими проблемами.
Многие текущие исследования посвящены изучению того, как нервная система справляется с этими проблемами, как на поведенческом уровне, так и того, как нейронные цепи в головном и спинном мозге представляют и справляются с этими факторами для создания плавных движений, которые мы наблюдаем у животных.
«Оптимальное управление с обратной связью» является важным теоретическим обоснованием этих вычислительных проблем.
Сенсомоторная обратная связь
Ответ на раздражители
Замкнутый контур управления
Управление разомкнутым контуром
Координация
Рефлексы
Синергия
Совместная вариация также обеспечивает «гибкость и стабильность» двигательным задачам. Возвращаясь к задаче создания силы, если один палец не создавал достаточной силы, ее можно было компенсировать другим. Ожидается, что компоненты моторной синергии изменят свое действие, чтобы компенсировать ошибки и изменчивость в других компонентах, которые могут повлиять на результат моторной задачи. Это обеспечивает гибкость, поскольку позволяет использовать несколько двигателей для решения конкретных задач, а также обеспечивает стабильность двигателя, предотвращая влияние ошибок в отдельных компонентах двигателя на саму задачу.
Синергия имеет фундаментальное значение для управления сложными движениями, например движением руки во время захвата. Их важность была продемонстрирована как для мышечного контроля, так и в кинематической области в нескольких исследованиях, в последнее время в исследованиях с участием больших групп субъектов. Актуальность синергии для ручных захватов также подтверждается исследованиями таксономии ручных захватов, показывающими мышечное и кинематическое сходство между конкретными группами захватов, что приводит к определенным группам движений.
Моторные программы
Доказательства существования моторных программ получены из исследований быстрого выполнения движений и трудностей, связанных с изменением этих движений после того, как они были начаты. Например, людям, которых просят сделать быстрые взмахи руками, чрезвычайно трудно остановить это движение, когда им дают сигнал «СТОП» после того, как движение было начато. Эта сложность разворота сохраняется, даже если сигнал остановки подается после начального сигнала «GO», но до фактического начала движения. Это исследование предполагает, что как только начинается выбор и выполнение двигательной программы, она должна быть завершена, прежде чем можно будет предпринять другое действие. Этот эффект был обнаружен даже тогда, когда движение, которое выполняется определенной моторной программой, вообще предотвращается. Люди, которые пытаются выполнить определенные движения (например, толкание рукой), но по незнанию останавливают действие своего тела до того, как какое-либо движение действительно может произойти, демонстрируют те же паттерны мышечной активации (включая активацию стабилизации и поддержки, которая на самом деле не вызывает движение), когда им позволено завершить намеченное действие.
Резервирование
Важным вопросом согласования двигательной системы является проблема избыточности двигательных степеней свободы. Как подробно описано в разделе « Синергия », многие действия и движения могут быть выполнены разными способами, потому что функциональные синергии, управляющие этими действиями, могут изменяться вместе, не меняя результата действия. Это возможно, потому что в производстве действий задействовано больше моторных компонентов, чем обычно требуется физическими ограничениями на это действие. Например, человеческая рука имеет семь суставов, которые определяют положение руки в мире. Однако необходимы только три пространственных измерения, чтобы указать любое место, в которое может быть помещена рука. Этот избыток кинематических степеней свободы означает, что существует несколько конфигураций руки, которые соответствуют любому конкретному положению руки.
Восприятие в управлении моторикой
Стратегии управления на основе моделей
Вывод и косвенное восприятие
Форвардные модели
Доказательства в пользу передовых моделей получены в исследованиях двигательной адаптации. Когда целенаправленные движения человека нарушаются силовым полем, он постепенно, но неуклонно адаптирует движение руки, чтобы позволить ему снова достичь своей цели. Однако они делают это таким образом, чтобы сохранить некоторые характеристики движения высокого уровня; колоколообразные профили скорости, прямолинейное перемещение руки и плавные непрерывные движения. Эти особенности движения восстанавливаются, несмотря на то, что они требуют совершенно иной динамики руки (то есть крутящего момента и силы). Это восстановление свидетельствует о том, что движением движется конкретный двигательный план, и человек использует прямую модель, чтобы предсказать, как динамика руки изменяет движение руки для достижения определенных характеристик уровня задачи. Различия между ожидаемым движением руки и наблюдаемым движением руки создают сигнал ошибки, который используется в качестве основы для обучения. Дополнительные доказательства в пользу прямых моделей прибывают из экспериментов, которые требуют, чтобы испытуемые определяли местоположение эффектора после невидимого движения.
Обратные модели
Обратные модели предсказывают необходимые движения моторных компонентов для достижения желаемого результата восприятия. Они также могут взять результат движения и попытаться определить последовательность моторных команд, которые привели к этому состоянию. Эти типы моделей особенно полезны для управления разомкнутым контуром и учитывают определенные типы движений, такие как фиксация на неподвижном объекте во время движения головы. В дополнение к прямым моделям, обратные модели пытаются оценить, как достичь определенного результата восприятия, чтобы создать соответствующий двигательный план. Поскольку обратные модели и прямая модель так тесно связаны, исследования внутренних моделей часто используются в качестве доказательства роли обоих типов моделей в действии.
Следовательно, исследования двигательной адаптации также подтверждают обратные модели. Двигательные движения, кажется, следуют заранее определенным «планам», которые сохраняют определенные неизменяемые черты движения. В упомянутой выше достигаемой задаче наличие колоколообразных профилей скорости и гладких прямых траекторий руки свидетельствует о существовании таких планов. Движения, которые позволяют достичь желаемых результатов на уровне задачи, оцениваются с помощью обратной модели. Таким образом, адаптация происходит как процесс оценки необходимых движений с помощью обратной модели, моделирования с помощью прямой модели результатов этих планов движения, наблюдения за разницей между желаемым и фактическим результатом и обновления моделей для будущей попытки.
Информационный контроль
Прямое восприятие
Поведенческая динамика
Смотрите также
использованная литература
36. JA Adams. Теория замкнутого цикла моторного обучения. В: Journal of Motor Behavior 3 (1971) стр. 111-150.
Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация)
Дети очень восприимчивы к внешним факторам. Но не нужно думать, что если ребенок отказывается от “колючего” свитера, вздрагивает от громких звуков и взволнован ярким светом, если его укачивает в транспорте, и он не любит кататься на качелях, часто падает или бьется головой, чтобы привлечь внимание или показать свое недовольство, закрывает уши от громких звуков, отдергивает руку от прикосновений, что это «так и должно быть», и малыш «перерастет». Необходимо срочно обратить внимание на его сенсорное развитие.
Что такое сенсорное развитие и сенсорная интеграция? Это способ сбора информации мозгом об окружающем мире от всех органов чувств.
Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.
Если ребенка раздражает или отвлекает свет и звук, он не может понять того, что он видит или слышит, не может анализировать тактильные и двигательные стимулы, это будет плохо сказываться на его обучении и поведении в дальнейшем. И сейчас эти «странности» являются первым «звоночком», что что-то не так.
На наших занятиях мы уделяем огромное внимание сенсорному развитию детей с самого раннего возраста, так как это является важнейшим и первым шагом для интеллектуального и социального развития ребенка.
В том случае, если:
– ребенок путает право – лево, верх – низ;
– меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
– плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела;
– не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
-поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
– не может удержать взгляд на движущемся предмете;
– постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
– часто падает или неловок в спортивных играх;
– выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;
– закрывает уши от громких звуков;
– отдергивает руку от прикосновений;
– не любит играть с детьми, старается больше быть один;
-нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;
Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.
У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»
Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться, чтобы учиться
Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными.
Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.
Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).
СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;
Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.
Постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.
Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.
Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.
Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)
Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.
Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.
Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.
Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:
Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.
Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.
Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.
Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными. И если Вы заметили у своего ребенка какие-либо из выше перечисленных симптомов, обратитесь к профессионалу, специалисту по сенсорной интеграции, который подтвердит или опровергнет Ваши опасения.
Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.
Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.). И в последствие может привести к серьезным проблемам обучения.
У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.
Наши занятия помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.
Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию особых движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.
Занятия могут проходить в «мокрой» среде, в сенсорной комнате, в Монтессори пространстве, в солевой комнате со множеством стимуляторов, массажным оборудованием, тренажерами, балансировочными и тактильными дорожками, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.
Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания. В программу занятий входят упражнения из нейрокоррекционной программы, эвритмические задания (танец и движения под музыку на заданную тему), упражнения из йоги и нейройоги.
В арсенале специалистов огромное количество соответствующего оборудования — утяжеляющие жилеты, яйца Кислинга, чулок Совы, психологические парашуты, специальные качели и качалки, бочки и скалодромы, тунели и воздушные лестницы, тренажеры, былансировочное, тактильное, координационное оборудование.
Такие занятия очень важны для детей с аутичным спектром, задержками речи и психо-речевого развития для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.
Такие занятия в нашем центре воспринимается не как лечение, а как веселая игра, в процессе которой дети учатся обрабатывать все виды поступающей информации.
Но только после грамотного нейропсихологического обследования ребенку прописывается индивидуальная программа коррекции, исходя из его особенностей, целей и задач на актуальный момент развития.