Сертификат отозван что это значит
Инструкция по отзыву сертификата электронной подписи
Как аннулировать электронную подпись:
Чем регулируется отзыв
Для пользователей возможна отмена электронной подписи по внутреннему и внешнему документообороту, закупкам, сдаче отчетности в контролирующие ведомства. Но аннулируется не электронный носитель (ключ ЭЦП), а сертификат. Он является основой верификации, запуска и работы подписи.
Следите за изменениями в закупках с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
Каковы основания для отзыва
Обычно ЭЦП аннулируют пользователи (руководитель или специалист заказчика), но иногда закрытие инициирует и Федеральное казначейство. В приказе №11н указано, по какой причине удостоверяющий центр отзывает сертификат у организации:
А вот в каких случаях инициатива исходит от заказчика:
Неисправную или недействительную ЭП отзывают. Ключ закрывают по заявлению владельца, по требованию ТОФК или по решению суда. Инициатор отправляет заявку о неисправности и несоответствии сведений, а специалист удостоверяющего центра ТОФК отзывает ЭП и вносит информацию в специальный список.
Как отозвать ЭЦП
Пошаговая инструкция, как отозвать сертификат на электронную подпись при увольнении онлайн:
Шаг 2. Находим сервис онлайн-подачи документов для получения ЭП: система автоматически отправит пользователя на Портал заявителя.
Шаг 3. Заходим в раздел «Получение и изменение статуса сертификата».
Шаг 4. Переходим в блок «Изменение статуса сертификата». Заполняем заявку и указываем основание для отзыва.
Шаг 5. Сохраняем, подписываем и отправляем запрос.
Работник удостоверяющего центра проверяет и обрабатывает заявку. Суть проверки — соответствие информации из заявления сведениям из реестра. Если обращение сформировано корректно, принимается положительное решение и отзывается ключ ЭЦП. Заявителю направят уведомление с результатами проверки и решением УЦ.
Как проверить, что подпись отозвана
Все отозванные сертификаты казначейство заносит в специальный список. Перечень аннулированных сертификатов размещен в открытом доступе в интернете.
Инструкция по приостановлению, возобновлению и аннулированию действия сертификата ключа проверки ЭП
Инструкция содержит информацию о том, когда могут понадобиться приостановка, возобновление или аннулирование сертификата ключа проверки электронной подписи (ЭП), а также описан порядок действий для приостановления, возобновления и аннулирования сертификата ключа проверки электронной подписи (ЭП), полученного в Удостоверяющем центре ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР».
Начало работы
Для создания запроса на приостановление, восстановление или аннулирование сертификата зайдите в Личный кабинет на сайте Удостоверяющего центра, для этого:
1. Запустите браузер Internet Explorer (для Windows7/8/8.1/10).
2. Перейдите на главную страницу сайта УЦ по адресу: http://ra.pbprog.ru/UI, после чего пройдите по ссылке «Вход в личный кабинет».
3. В открывшемся окне нажмите «Вход по сертификату»:
В появившемся окне выберите сертификат, выпущенный нашим УЦ, и нажмите «ОК»:
Введите пароль от контейнера закрытого ключа:
Откроется Личный кабинет, где можно выполнить все основные действия с Вашими сертификатами:
Приостановление действия сертификата ключа проверки ЭП
Приостановление сертификата рекомендуется в случае возникновения угрозы компрометации закрытого ключа, возможного длительного неисполнения обязанностей.
Под компрометацией ключа понимается утрата доверия к тому, что используемые ключи шифрования или ЭП обеспечивают безопасность информации, защищаемой с их использованием.
К событиям, связанным с компрометацией, рекомендуется относить следующие события:
потеря ключевых носителей, в том числе с их последующим обнаружением
увольнение по любой причине сотрудников, имеющих доступ к ключевым носителям или к ключевой информации на данных носителях (возможность такого доступа определяется в зависимости от конкретной реализации системы с СКЗИ и от технологии обработки информации данной системой)
возникновение подозрений на утечку информации или на ее искажение в системе
нарушение целостности печати на сейфе с ключевыми носителями или утрата контроля за ключом от такого сейфа
утрата пользователем контроля за ограничением доступа к ключевому носителю в процессе эксплуатации им системы
случаи, когда невозможно достоверно установить, что произошло с ключевым носителем (например, его разрушение и невозможность опровергнуть подозрение на то, что разрушение носителя произошло не в результате попытки доступа к нему злоумышленника)
другие виды разглашения ключевой информации, в результате которых закрытые ключи могут стать доступными несанкционированным лицам и (или) процессам
Установите дату, до которой необходимо приостановить действие сертификата, выберите действие после окончания срока приостановления и нажмите «Приостановить»:
Примечание: если окно «Приостановление действия сертификата» не было закрыто автоматически или страница сайта не была обновлена, скачайте и установите плагин «КриптоПро ЭЦП browser plug-in». Скачать плагин можно с официального сайта или с сайта Программного центра (скачать).
Примечание: если Вы зашли в Личный кабинет на сайте Удостоверяющего центра по сертификату, который приостановили, то, чтобы вновь зайти в Личный кабинет, необходимо воспользоваться временным паролем, который будет направлен на Вашу электронную почту.
Возобновление действия сертификата ключа проверки ЭП
Возобновление сертификата осуществляется в случае устранения угроз компрометации закрытого ключа.
Для возобновления сертификата в левой части окна Личного кабинета нажмите «Сертификаты» → «Приостановленные», найдите необходимый сертификат, выделите его курсором и нажмите на кнопку «Возобновить»:
Созданный запрос на возобновление действия ранее приостановленного сертификата будет автоматически одобрен и Ваш сертификат, соответственно, автоматически будет возобновлен.
Аннулирование действия сертификата ключа проверки ЭП
Аннулирование сертификата рекомендуется при компрометации закрытого ключа.
Укажите причину отзыва сертификата и нажмите «Отозвать»:
Примечание: если окно «Отзыв сертификата» не было закрыто автоматически или страница сайта не была обновлена, скачайте и установите плагин «КриптоПро ЭЦП browser plug-in». Скачать плагин можно с официального сайта или с сайта Программного центра (скачать).
Созданный запрос на аннулирование сертификата будет автоматически одобрен и Ваш сертификат, соответственно, автоматически будет аннулирован.
Важно! При отсутствии возможности авторизоваться по сертификату напишите нам запрос с указанием номера заявления, серийного номера сертификата и причины аннулирования на эл.почту sales@pbprog.ru. Заполните и подпишите полученный бланк заявления электронной подписью и отправьте его нам ответным письмом. Оригинал заявления отправьте Почтой РФ по адресу: 610000, Кировская обл., г.Киров, Главпочтамт, а/я 19.
Итоги вебинара «Формирование технического плана на спорткомплекс»
Как отозвать ЭЦП для госзакупок
Как закрыть электронную подпись:
Основания для прекращения действия сертификата
Регламентируется отмена электронной подписи новым приказом Казначейства России №11н от 16.03.2020. Прекращает действие не сам ключ подписи (электронный носитель), а сертификат, который изначально и запускает действие верифицирующей системы. Инициаторами отзыва выступают не только заказчики и владельцы ЭЦП, но и специалисты Федерального казначейства.
Правила устанавливает Казначейство. Для этого выпускают специальные нормативные акты, в которых закреплены сроки и порядок отзыва ЭП. В регламенте работы с подписью указано, по какой причине удостоверяющий центр отзывает сертификат ЭЦП:
Существует процедура аннулирования ЭП. Аннулируют те ключи, которые не принадлежат владельцу ЭП и которые содержатся в ранее выпущенном сертификате. ЭЦП аннулируют и по решению суда. По регламенту ФК это происходит в течение 12 часов после сообщения заказчика о несоответствии данных, о чем вносится запись в реестр и список аннулированных сертификатов.
Как отозвать свою ЭЦП
Есть два способа, как отключить электронную подпись: лично или электронно.
Если заявка подается специалистом лично в удостоверяющий центр Казначейства, заявителю понадобится:
Так выглядит заявление в удостоверяющий центр:
Как отозвать ЭЦП уволенного сотрудника
Увольнение не имеет ключевого значения: такие действия предпринимают при смене реквизитов работника, при окончании срока действия и при ликвидации заказчика. Рассмотрим пошагово, как отозвать сертификат на электронную подпись при увольнении ответственного сотрудника.
Шаг 1. Заходим на сайт Казначейства. Переходим в сервис подачи документов для получения ЭЦП онлайн — на Портал заявителя.
Шаг 2. Выбираем в меню команду «Получение и изменение статуса сертификата». Переходим в раздел «Изменение статуса».
Шаг 3. Формируем заявление об изменении электронной подписи и заполняем все ячейки. Обязательно укажите формат изменений и основание для таких действий.
Шаг 4. Подписываем обращение и передаем в УЦ на рассмотрение.
Специалисты УЦ проводят проверку содержания обращения на соответствие реестру. Заказчик получит уведомление как о положительном, так и об отрицательном результате проверки. По итогам положительного решения электронную подпись отзовут.
Как проверить отозванную подпись
Закрытые и отозванные сертификаты казначейство отражает в специальном реестре — Списке аннулированных сертификатов. Перечень ведется онлайн и доступен каждому пользователю для проверки статуса его ЭП.
Как отзывается ЭЦП для отчетности
Помимо ключа, подписывающего закупочную документацию, в организациях и у индивидуальных предпринимателей действует ЭЦП для верификации и отправления бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности. Инструкция по отзыву ключа едина для всех пользователей. Все правила изложены в статье 14 63-ФЗ от 06.04.2011 (ч. 6–7, 9 ст. 14) и приказе ФНС №СА-7-6/ [email protected] от 20.08.2015. Вот алгоритм, как аннулировать электронную подпись для налоговой:
Помимо электронной версии, необходимо передать и отсканированный экземпляр, подписанный руководителем, и с печатью учреждения. Сведения об отозванном ключе отразятся в реестре.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Что делать, если украли электронную подпись?
Мы подготовили инструкцию о том, что делать, если вы потеряли электронную подпись или она оказалась в руках посторонних. Узнайте, как обнаружить пропажу и куда обратиться, чтобы остановить злоумышленников.
Потеря или кража электронной подписи (ЭП) — редкая, но неприятная для владельца подписи ситуация. Чтобы минимизировать ущерб, нужно быстро заметить пропажу и отозвать сертификат. Как выявить пропажу, что делать дальше и каких последствий опасаться — рассказываем в статье.
Как понять, что электронная подпись пропала
Потеря и кража ЭП (или ЭЦП) очевидна, если из вашего офиса вынесли сейф, в котором лежал токен с подписью, носитель пропал из ящика тумбочки или вы думаете, что потеряли электронную подпись. Сложнее заметить пропажу подписи, если ее закрытый ключ скопировали с компьютера или подпись тайком оформил тот, кто завладел вашим паспортом.
С 1 июля 2020 года электронная подпись стала еще более недоступным инструментов для мошенничества. Теперь нельзя получить электронную подпись за другого человека — владелец подписи должен лично встретиться с сотрудниками удостоверяющего центра и подтвердить свою личность.
О компрометации или краже электронной подписи можно узнать несколькими способами:
Главное — если подозреваете, что электронная подпись скомпрометирована, электронный ключ утерян или им кто-то завладел без вашего ведома, отзовите сертификат подписи в удостоверяющем центре и примите меры, описанные ниже.
Что делать, если украли электронную подпись: инструкция
Шаг 1. Отзовите сертификат в удостоверяющем центре
Напишите в УЦ заявление на отзыв сертификата ЭП, как только поймете, что ваша подпись попала в руки посторонних. Чем раньше вы аннулируете сертификат, тем меньше незаконных операций от вашего имени они проведут.
Шаг 2. Подайте в налоговую заявление о недостоверности данных
Это шаг для тех, от чьего имени незаконно подали налоговую декларацию, зарегистрировали компанию или совершили другое действие в налоговой.
Если за вас сдали отчетность, как можно скорее посетите ближайшую налоговую инспекцию и подайте заявление в произвольной форме о недостоверности сведений.
Если на вас зарегистрировали компанию, то нужно посетить налоговую инспекцию, в которой на учете стоит фиктивная организация. Узнать, в какую именно, можно в выписке из ЕГРЮЛ. Подайте заявление в произвольной форме о том, что не регистрировали юрлицо. Что нужно указать в заявлении, разъяснила налоговая.
Шаг 3. Подайте заявление в полицию
Если действия посторонних с вашей электронной подписью причинили ущерб, то подайте заявление в полицию по месту своего жительства или по месту нахождения налоговой инспекции, в которой зарегистрировали фиктивное юрлицо. К заявлению приложите копии документов из УЦ. Если в полиции откажутся возбуждать дело, то можно обратиться в прокуратуру и Минкомсвязь.
Возможно от вашего имени успеют провести незаконную сделку или подписать значимые документы. Тогда вы можете обратиться в суд и аннулировать договор или признать документы недействительными. Так, в октябре 2019 года суд признал недействительным договор купли-продажи квартиры, которую мошенники украли у москвича с помощью электронной подписи. Разбирательство заняло около полугода.
Как отозвать электронную подпись
Если вы потеряли ЭЦП или ее у вас украли, как можно скорее отзовите сертификат. Тогда посторонние люди не смогут им воспользоваться. Для этого напишите заявление на отзыв сертификата и передайте его в удостоверяющий центр, выпустивший сертификат.
Бланк для заявления вам выдадут в офисе УЦ, на нем нужно будет поставить свою рукописную подпись и печать компании. Также бланк можно заранее получить по электронной почте. Для этого позвоните в техподдержку УЦ. Еще один способ получить бланк — скачать с сайта УЦ. Для клиентов удостоверяющего центра СКБ Контур форма для заявления опубликована в разделе «Документы».
Сертификат будет отозван в течение 12 часов с момента, как УЦ примет ваше заявление. Проверить это можно на сайте удостоверяющего центра — там будет опубликован список отозванных сертификатов. Списки обновляются каждые 12 часов.
Большинство УЦ без проблем отзывают подпись по заявлению владельца. Но если УЦ откажется прекращать действие сертификата, необходимо обратиться в Минкомсвязь или суд. Когда в суде будет доказано, что законный владелец потерял ключ электронной подписи или просто им не владеет, УЦ будет обязан аннулировать сертификат.
Что будет, если не отозвать электронную подпись
Злоумышленники редко охотятся за электронными подписями физлиц, поскольку риск быть пойманным очень высок, а суммы махинаций сравнительно небольшие. Однако с такой подписью они могут открыть фиктивные фирмы или ИП, оформить кредит и подписать любые документы вместо владельца.
Раньше мошенники также могли украсть квартиру с помощью ЭП, однако теперь это невозможно. С 12 августа 2019 года электронная продажа квартир, которыми владеют физлица, запрещена по умолчанию. Чтобы провести сделку онлайн, собственник должен сначала передать свое согласие в Росреестр — лично или по почте. Нет согласия на электронные сделки — нет возможности украсть недвижимость с помощью подписи.
Для юридических лиц последствия кражи электронной подписи более серьезные. Чаще всего мошенникам интересны ЭП руководителя, бухгалтера или сотрудника с генеральной доверенностью — с ними можно провести махинации на большие суммы:
Чтобы минимизировать эти риски или полностью избежать их, нужно отзывать сертификат ЭП, как только стало известно о краже или утере электронного ключа.
Помните, что действия мошенников с ЭП можно аннулировать. Суды часто встают на сторону потерпевших и признают недействительным договор, подписанный украденной электронной подписью. Также благодаря тому, что мошенник «засветился» в УЦ при получении незаконной ЭП, полиция с высокой вероятностью найдет его и поможет возместить ущерб.
Отзыв сертификатов соответствия: время бить в набат?
Участники внешнеэкономической деятельности бьют тревогу: говорят, что грузы тормозятся на границе из-за жесткой политики, проводимой Росаккредитацией в отношении сертификационных органов и лабораторий. Отзыв аккредитации означает автоматическое перенесение сертификатов и деклараций соответствия «в архив», таким образом, разрешительный документ утрачивает силу. Что делать импортеру, если он привез груз, и уже на российской таможне обнаружилось аннулирование разрешительного документа?
Прежде чем поставлять товар в Россию коммерческими партиями, импортер должен ввезти образцы, задекларировав их должным образом. Образцы отправляются в лабораторию, где проводят испытания, свидетельствующие о безопасности товара и соответствии техрегламентам ЕАЭС. На основании протокола испытаний орган по сертификации выдает разрешительный документ, прилагающийся к каждой последующей ДТ с этим товаром.
И если орган по сертификации лишается аккредитации, то высок риск того, что и разрешительные документы, выданные этим органом, прекращают свое действие. С марта этого года аннулируются все сертификаты соответствия и декларации о соответствии, выданные нарушившими закон органами сертификации за год. Уже перенесено в архив реестра около 4 тыс. сертификатов.
В «Коммерсанте» недавно вышла статья, в которой участники рынка рассказывают, будто бы по истечении 45 дней на таможне товар, помещенный под процедуру условного выпуска, реэкспортируется, если не был предоставлен новый разрешительный документ. Ну или задерживается таможней.
Однако это не совсем так. Если импортер, поместив товар под процедуру условного выпуска, «пошел» за новым разрешительным документом и не успел предоставить его в 45-дневный срок, товар никуда не испаряется, его не забирает таможня и не обращает в собственность государства. Обременение сохраняется. Поэтому вы можете предоставить разрешительный документ по истечении 45 дней, но уже с заведением дела об административном правонарушении и штрафом.
Да, продление условного выпуска в такой ситуации не предусмотрено, однако ничто не мешает импортеру при отказе в выпуске на основании недействительного разрешительного документа поместить товар на склад временного хранения (срок хранения – до 4 месяцев), ввезти за это время образцы, провести новые испытания и предоставить таможне требующийся документ.
Предложенные расклады – не лучшие варианты, поскольку несут за собой серьезные финансовые затраты. Но если в тот первый раз, когда вы завозили образцы, процедура получения разрешительного документа проводилась на совесть, то даже отзыв аккредитации у сертификационного органа вам не страшен.
В рамках дополнительной проверки таможенный орган вправе запросить документы, подтверждающие подлинность сертификата соответствия. Достаточно приложить протокол испытаний и декларацию на ввоз образцов, чтобы продемонстрировать чистоту процесса. Отмечу, что результаты испытаний действительны в течение трех лет. Таким образом, бояться проблем с сертификатами стоит только тем, кто получал их с нарушением процесса, без проведения испытаний и т.п.
Поэтому самый главный совет – проверять поставщиков услуг перед тем, как обращаться к ним. Даже если вы оформляете поставку через таможенного представителя и доверяете ему всю историю с получением разрешительных документов, перестрахуйтесь, поспрашивайте коллег по цеху, почитайте отзывы, форумы. Да, «чистые» документы будут дороже «рисованных». Но менять коней на переправе выйдет куда дороже, чем постелить соломку.
Практика закрытия псевдолабораторий и сомнительных сертификационных органов, безусловно, правильная. Другое дело, что для некоторых товаров сложно найти лабораторию, которая проводит испытания именно с этой продукцией. Даже аккредитованные лаборатории порой не имеют необходимого оборудования. Как раз такие «испытатели» сейчас и попали в осаду со стороны Росаккредитации.