Серый кардинал что это означает в психологии
Плюсы и минусы серых кардиналов
Автор: Александр Савкин | Источник: Top-Manager
Серыми кардиналами можно назвать людей, которые, не обладая реальной властью, зачастую не имея необходимых полномочий, тем не менее способны эффективно влиять на принятие решений, на атмосферу в компании, на действия отдельных лиц и организации в целом. В том или ином виде они присутствуют во многих компаниях. Несмотря на «серый цвет», кардиналы могут играть как положительную, так и отрицательную роль для компании.
Примеры положительного влияния
1. Классический пример для российского бизнеса, когда у руководителя по ряду причин нет навыков, знаний, образования и прочего для грамотного выстраивания своего бизнеса. Но он обладает очень важными качествами: харизмой и энергией. Действия и приказы такого руководителя часто вызывают состояние близкое к шоку, но если в компании есть человек, способный умно управлять этой «ядерной» энергией, то наблюдаются рост и развитие компании, вопреки, как может показаться со стороны, здравому смыслу.
3. В компании, где личностный рост и развитие человека ни во что не ставятся, находится человек, руководитель отдела, для которого это очень важно. В своем отделе он создает определенный микроклимат и тем самым управляет климатом внутри компании в целом, постепенно меняя мировоззренческую позицию первых лиц. Но, к сожалению, часто деятельность серых кардиналов отражается на бизнесе негативно.
2. В другом случае рядовой сотрудник, прекрасно знающий своего президента, умел мельком, при «случайной» встрече найти нужные слова, которые можно сравнить с выстрелом в горах. Практически всегда за этими словами следовал сход лавины. Президент принимал нужные для серого кардинала решения. Или начинал сильно сомневаться в своем первоначальном решении и в результате корректировал их.
3. Яркий случай, когда серым кардиналом выступил «хороший знакомый», приглашенный владельцем на руководящую должность. Знакомый пользовался аномально высоким доверием руководства. В компании формировался совет директоров на конкурсной основе. Шел жесткий отбор, но президент в обход конкурса ввел этого человека со стороны, сославшись на то, что хорошо его знает. Во время испытательного срока тот никогда не отчитывался, в отличие от остальных набранных сотрудников, о проделанной работе, вносил изменения в действия компании исходя из собственного видения и собственных интересов. В результате через месяц компания получила миллионные убытки. Этого сотрудника уволили, и в течение нескольких месяцев еще несколько миллионов долларов потерялись.
Каков прогноз по поводу будущего серых кардиналов? Практика показывает, что по мере перехода бизнеса на цивилизованные рельсы, когда менеджмент из стихийного превращается в регулярный, поведение серых кардиналов меняется. Исчезают грубые техники воздействия. Например, неприкрытая манипуляция, шантаж, угроза. Приятно видеть, что по мере роста сознательности сотрудников, прозрачности отношений, четкости распределения функций и обязанностей, ясности целей, создания и поддержания корпоративного духа количество отрицательных серых кардиналов и их «ядовитость» резко сокращается, стремясь к нулю.
Правая рука собственника
Юрий Гребцов, финансовый директор холдинга «Адамант»
Однако чем более открытым, прозрачным становится российский бизнес, тем меньше потребность в серых кардиналах. Функции серых кардиналов постепенно отмирают.
Рожденные властью
Дмитрий Кунис, генеральный директор Генподрядной компании СТЭП
Лоббирование распространено в тех сферах экономики, где рынки не развиты и где ситуация близка к монополии. Там, где нет монополии, роль государства существенно меньше. Практика лоббирования своих интересов российскими компаниями связана преимущественно со взятками. Что касается иностранных компаний, работающих в России, они для этих целей нанимают российских посредников, которые далее действуют чисто российскими методами. Хотя серьезных прецедентов лоббирования со стороны иностранных компаний я не знаю.
Великое противостояние
Андрей Дорожкин, тренер-консультант
Отчего может возникнуть ситуация противостояния? От недостатка «свободных» отношений в команде. Стоит задаться вопросом, достаточно ли свободно люди могут общаться друг с другом? Есть ли у них доступ друг к другу? Могут ли они свободно выражать свое мнение по поводу того, что происходит и чего не происходит? Слышат ли этих людей? Делается ли что-то по поводу того, что говорится? Ответив на эти вопросы, можно убрать многие «шероховатости».
Еще несколько замечаний о теневых лидерах. Противостояние с ними становится возможным, когда в помещении появляются темные углы, где можно прятаться. Нужно избавиться от всех тех, кто стоит, ничего не делает и только отбрасывает тень. Это не значит, что именно такие люди «ткут паутину». Дело в другом. Самим фактом своего существования в коллективе они создают возможность противостояния.
Несколько советов, как концентрироваться на главном в любой ситуации. Следует принять тот факт, что нельзя выигрывать каждую битву. Нужно быть кристально честным с собой и со своей командой. Спрашивать то, что не принято спрашивать, и говорить то, что не принято говорить. Не нужно бояться заявлять «громкие вещи» и, повторюсь, следует постоянно взаимодействовать, создавать среду, в которой признают и награждают героев, особенно тех, кто бросает вызов.
А если серый кардинал в коллективе все-таки появился, это сигнал для лидера. Это признак того, что в контексте что-то не так, и этим контекстом необходимо срочно заняться.
Автор: Александр Савкин, директор института коучинга
«Серый Кардинал или Кто всеми нами управляет»
Если мы говорим о лидерстве и умении управлять, то в первую очередь, конечно, наше внимание привлекут Красные люди, которые просто природой предназначены для этой роли. Не забудем мы и Коричневых — идеальных заместителей или руководителей подразделений. Также важны в этом деле Оранжевые (о них в следующей статье), которые при временном отсутствии «красного вождя» готовы взять на себя некоторые управленческие функции.
Но если вы посмотрите на верхушку управления в любой крупной компании, то обнаружите там человека, не принадлежащего ни к одному из этих трех векторов. Человека, который по своему внешнему виду (одежде, голосу, харизме и т.п.) абсолютно не подходит на роль лидера. Человека, которого даже мысленно нельзя представить во главе фирмы, но который всегда находится вблизи руководства. Знакомьтесь, это — Фиолетовый — персонаж, который никогда не бывает у власти, но всегда находится рядом с ней.
Что же дает ему такое интересное положение? Обладая великолепной интуицией, Фиолетовый понимает все ограничения, которые испытывает Красный лидер, наделенный явной властью. Поэтому к первым постам в организации он никогда не стремится. Его роль должна была бы называться «тайный советник», если бы такое допускало штатное расписание. Ведь именно он, прекрасно разбирающийся во всех тонкостях человеческих душ, может подкинуть руководителю в нужный момент нужную мысль, совершенно не претендуя на ее авторство.
Помните, я писал, что Красный человек не терпит ничьих советов. Так вот, именно Фиолетовые умеют так подсунуть идею своему шефу, что тот с самого начала и до конца будет уверен в том, что именно он ее и придумал. По умению влиять на людей Фиолетовый вектор не имеет себе равных, причем это влияние, в отличие от «красных» способов управления, чаще всего не замечается людьми. Опытный «тайный советник» невзначай бросает пару нужных слов в середине беседы, и ситуация выглядит уже чуть по-другому. После этого никто никогда уже и не вспомнит, «откуда ноги растут». Гениальная способность, между прочим (при умелом использовании).
Но все же главное достоинство фиолетового вектора — его умение видеть ситуацию стратегически. Возможно, именно с этим связана любовь таких людей к игре в шахматы, да и у известных шахматистов данный вектор развит очень хорошо. Если Красный, постоянно думающий о будущем, строит грандиозные планы и верит в успех, то Фиолетовый относится к завтрашнему дню совсем иначе. Для него наиболее важным становится предчувствие опасностей или просто непредвиденных, внезапных изменений ситуации.
Из-за интуитивного способа мышления Фиолетового с ним обычно очень тяжело общаться людям логического склада — в первую очередь Оранжевым, а заодно и Коричневым. Они готовы постоянно донимать его: «Ну скажи, почему ты так считаешь? Докажи! В чем здесь логика? Как ты пришел к такому выводу?». А он им может ответить только одно: «Просто я так чувствую, мне так кажется…». В серьезном бизнесе такие утверждения редко становятся весомым аргументом, и мнением Фиолетового иногда пренебрегают. В результате в некоторых случаях вся «оранжевая» логика, «коричневый» анализ и «красная» сообразительность оказываются бессильны, и ситуация развивается именно так, как предсказал Фиолетовый.
Не слишком продвинутый руководитель говорит: «Это случайность», и продолжает действовать в том же духе. Но, наступив на те же грабли несколько раз, он понимает, что есть в жизни вещи, не поддающиеся анализу, логическому объяснению и т.п. И тогда наступает «эра Фиолетовых».
Именно поэтому такой человек находит себя еще и в аналитическом отделе или службе безопасности. Разумеется, он не стоит на охране особо важных объектов или людей, а сидит в уютном офисе, перерабатывая огромное количество информации. Причем не столько мозгом (интеллектом), сколько своим внутренним «чутьем» и интуицией. В определенный момент он встает, идет к руководителю и выдает ему кусочек информации, например: «Мне кажется, что сегодня стоит продать эти акции, а купить вон те» или «У меня есть ощущение, что завтра лучше все доллары поменять на евро». Грамотный шеф не станет задавать глупый вопрос: «Почему?». Он понимает, что вразумительного ответа от Фиолетового все равно не добьется. Он может ему поверить или не поверить, и все…
Может быть, у вас есть знакомые предприниматели или целые фирмы, которые как-то очень удачно проходят через большинство финансовых и прочих кризисов? Посмотрите, как у них дела с фиолетовым вектором, — обнаружите очень интересные факты.
Теперь уже становится понятно, что такой персонаж просто необходим в прогрессивной динамично развивающейся компании. Но ведь эта его особенность может повернуться совсем другим боком.
Представьте себе, что такой человек не питает добрых чувств ни к руководству, ни к другим сотрудникам фирмы. (Почему такое часто случается именно с Фиолетовыми, мы разберем чуть позже.) Так как информацию, принесенную Фиолетовым советником, проверить невозможно, пока событие не произошло, то все упирается в доверие к нему высшего руководства. Кстати, иногда эту информацию нельзя проверить вообще.
Например, приходит «серый кардинал» к директору и мягко говорит: «Кажется мне, что Иван Петрович по вечерам рассказывает о наших проблемах фирме-конкуренту. Доказательств пока нет, но они, наверное, обязательно появятся. Только вот, стоит ли ждать, пока появятся.… Ну, вы, конечно, сами решайте. Может быть, все и не совсем так…». Можете представить себе состояние директора в этот момент? А если данный период действительно является непростым в конкурентной борьбе? Ведь он уже пару раз напоролся, когда по совету Оранжевых и Коричневых не стал прислушиваться к «тайному советнику», и больше таких ошибок повторять не хочет: «А вдруг и вправду наши текущие проблемы из-за Ивана Петровича. Уберу-ка я его, пока совсем до беды не дошло». Конечно, если Фиолетовый был прав, и попросту выполнил свои обязанности, то все здорово. А если он с первой встречи возненавидел несчастного Петровича ни за что, ни про что?
А вот в этом случае как раз и получается, что управляет фирмой не Красный директор, а Фиолетовый помощник руководителя. В зависимости от занимаемой должности, его советы могут касаться персонала, финансов, безопасности, работы с партнерами, конкурентами и т.д.
Конечно, если ваш сотрудник — «серый кардинал» — потихоньку сливает информацию конкурентам, то вам страшно не повезло; однако эта ситуация все-таки эксклюзив (пока). Но если вы вдруг взяли себе на работу Фиолетового бухгалтера, то на вашем пути тоже могут оказаться неприятные неожиданности. Хорошо, что эти люди не очень стремятся заниматься бухгалтерией. Им гораздо интереснее работать менеджером по персоналу или секретарем-референтом. А вот сейчас пример из жизни.
Пять лет назад я приглашал на свой тренинг директора одного петербургского концерна. Он, как человек предельно деловой, курсом заинтересовался, но времени не нашел. Вместо него на курс пришла его секретарь-референт, с которой они вместе работали несколько лет. Пришла, чтобы послушать, поучаствовать и доложить руководителю. Когда она вошла в дверь, все стало понятно (описание Фиолетовой внешности чуть ниже). Девушка прошла курс на 110%: появлялась раньше всех и уходила позже всех, во время перерыва задавала массу дельных вопросов, короче говоря, — мечта любого преподавателя. После курса ее искренним благодарностям не было конца, да и все участники группы понимали, что она взяла от курса максимум. Более того, девушка обещала как следует отрекламировать курс у себя в организации, и уж, конечно, в первую очередь самому директору, который сделал ей такой подарок. Через неделю у нас с ее шефом состоялся разговор, примерный текст которого можно было написать еще при первом появлении на курсе этой его протеже: «Да, девушка сходила… Она сказала, что нашей фирме это не нужно. Мы не будем заказывать ваш курс».
Все понятно?
Было бы странно ожидать, что человек, обладающий сильнейшим фиолетовым вектором, получивший на курсе массу знаний и опыта по управлению разными людьми, захочет делиться этим с сослуживцами, а особенно с непосредственным начальником. Он гляди и поймет смысл поведения своего секретаря. Как вы думаете, кто с тех пор рулит процессом в этой организации? И как вы думаете, какое место сейчас занимает наша способная ученица в своей фирме?
Также бывает опасно брать HR-менеджера с сильным фиолетовым вектором. Особенно, если это психолог, ведь среди людей нашей профессии Фиолетовых достаточно много. С одной стороны, такой менеджер сможет прекрасно справляться со своими обязанностями, интуитивно подбирая совместимых людей для работы в команде и отсеивая тех, кто может нести неприятности. Но, с другой стороны, именно на этой должности у Фиолетового человека в руках оказываются неограниченные возможности, что может не входить в планы руководства фирмы.
Резюмируя все это, можно сказать, что Фиолетовый человек готов прекрасно выполнять разные и очень важные функции в современном бизнесе, но оставлять его без контроля недопустимо. Более того, фиолетовый вектор нуждается в этом контроле сильнее, чем все остальные 7 векторов. Только если очень четко понимать, какие проблемы способен принести фирме такой человек, можно использовать его уникальные способности и возможности во благо общему делу.
При этом важно осознавать, что именно он обладает максимальным скрытым потенциалом по разрушению любой команды. Никакие меры (орг-консультирование, командные тренинги и т.п.) не способны сохранить целостность компании, если в ней продолжает оставаться Фиолетовый сотрудник, втайне решивший ее разрушить.
Как вы думаете, что представляет собой руководитель, владеющий яркими красным и фиолетовым векторами? Да, такой человек обладает редкой способностью управлять людьми, используя как явные, так и скрытые рычаги. Он не нуждается в «тайном советнике», так как, помимо «красной» воли к власти и «красной» же сообразительности, обладает интуицией, чутьем, предвидением — называйте как хотите. Но здесь есть и один минус: излишне осторожный фиолетовый вектор просто не даст широко развернуться Красному предпринимателю, так как будет постоянно «хватать его за руку», ведь Фиолетовые — самые большие на свете перестраховщики.
Кстати, про чутье. Если вы заметили, что из организации вдруг стали увольняться Фиолетовые, то не стоит задерживаться здесь и вам. А если вы и есть руководитель этой фирмы, то пора готовить запасной аэродром. Из всех опасных ситуаций в жизни Фиолетовый всегда убегает первым.
Теперь о внешности. Чтобы быть «тайным советником» нужно оставаться незамеченным. Неброская одежда (сине-серые тона и т.п.), минимум косметики и макияжа. Некоторые «серые кардиналы» интуитивно чувствуют, что фиолетовый цвет в одежде может их выдать, поэтому не ищите в их облике что-нибудь обязательно фиолетовое (хотя, всякое бывает). Лучше обратите внимание на выражение лица и нос, это надежнее. Ощущение собственного превосходства иногда заметно по лицу Фиолетового человека: нечто среднее между высокомерием, пренебрежением и лукавой усмешкой. И, конечно же, нос, который не обязательно должен быть большим, но все же по каким-то параметрам обращает на себя особое внимание (приметный, выделяющийся из толпы). Если заметили такое — держите ухо востро.
Мыть или не мыть?
Одной из важных особенностей фиолетового вектора является сильно развитое обоняние. Конечно, из этого правила возможны исключения, но именно Фиолетовые при общении с людьми очень чутко реагируют на запах собеседника (осознанно или неосознанно). И если этот запах по какой-либо причине не пришелся по душе, то Фиолетовый просто устраняется от такого общения.
Это относится не только к естественным запахам тела (имеется в виду чистое тело), но и к всевозможной парфюмерии. Угадать индивидуальные пристрастия Фиолетового человека невозможно, поэтому, планируя общение с ним, постарайтесь снизить до минимума все запахи, исходящие от вас, независимо от их природы. В этом случае вы будете в некоторой степени застрахованы от первичной негативной реакции на собственную персону.
Тем не менее, длительное стояние под душем с целью понравиться Фиолетовому может иметь обратный эффект: если вы совсем ничем не пахнете, то рискуете вызвать у Фиолетового собеседника подсознательное чувство страха. От наших далеких предков (если верить Дарвину) мы унаследовали большинство эмоций: страха, радости, агрессии и многие другие. В животном мире каждая эмоция имеет свой собственный запах, поэтому звери хорошо чувствуют эмоциональное состояние друг друга. У человека это свойство осталось лишь рудиментарно, но многие представители фиолетового вектора от природы наделены почти животным чутьем. Для них запах окружающих людей несет определенную информацию, которая, чаще оставаясь неосознанной, сильно влияет на восприятие этих людей. Образно говоря, ваш естественный запах — это информация для Фиолетового о вашем душевном состоянии, намерениях, честности и т.д. Если вы за полчаса до встречи с ним тщательно смыли все запахи вашего тела, то попросту лишили его всякой информации о себе. А этого Фиолетовые очень не любят.
Если же вы используете парфюмерию, то, как думают некоторые Фиолетовые, стремитесь спрятать правдивую информацию о себе, что также не говорит о вашей искренности. Кстати, к косметике на лице собеседницы Фиолетовые люди тоже относятся иногда неодобрительно. Любую неестественность, любое сознательное изменение внешности, пусть даже в лучшую сторону, — они часто воспринимают как сигнал о том, что вы хотите от них что-то скрыть. Поэтому, готовясь к важной встрече с Фиолетовым, старайтесь использовать минимум парфюмерии и косметики, а также сохранить минимальный набор естественных запахов вашего тела.
Все это можно было бы считать интересной сказкой, не имеющей большого отношения к реальной действительности, если бы не трагические примеры из бизнеса наших клиентов. Так что, если вы продаете в розницу кирпичи, то вряд ли имеет смысл уделять этому серьезное внимание. Но если у вас впереди контракт не на один миллион, а у контрагента довольно приметный нос, не стоит упускать шанс произвести хорошее впечатление.
Никаких конфликтов — только месть
Еще одна интересная особенность фиолетового вектора — это его низкая конфликтность. Такой человек предпочитает ни с кем не спорить, ничего не доказывать, да и вообще устраняться из конфликтной ситуации (еще до ее возникновения). Если он присутствует при каком-нибудь споре, то ведет себя максимально корректно, не переходя открыто на чью-либо сторону. Он может как бы случайно вставить пару «незначимых» слов, которые незаметно для спорщиков повернут ситуацию совсем в другую сторону. Если его кто-то обидит, то Фиолетовый не станет отвечать тем же, он просто молча уйдет, не показав своих чувств, а иногда даже мило улыбаясь. Разумеется, он не станет «бить морду» обидчику, кричать или хоть как-то проявлять свои истинные намерения.
Но не думайте, что с его уходом ваши проблемы закончились. На самом деле, они только начинаются. И если завтра или через год (а то и через десять лет) у него появится возможность вам отомстить, будьте уверены, вы очень пожалеете о том, что когда-то сделали ему или сказали. Нанесенной обиды Фиолетовые люди не забывают никогда. При всем своем благородстве, Граф Монте-Кристо потратил целую жизнь на месть обидчикам, хотя обладал не только фиолетовым вектором.
Не стоит забывать, что врать Фиолетовому чаще всего бесполезно. Чувствуя ложь тоньше, чем любой другой вектор, он никогда не покажет, что догадывается о вашей неискренности. Наоборот, он постарается сделать все, чтобы развеять ваши сомнения на эту тему. В итоге у вас может остаться ощущение, что вы вполне удачно «запудрили» ему мозги.
Кто не спрятался
Стремление остаться незамеченным проявляется в самых разных сферах жизни Фиолетового человека. Он избегает ставить свою подпись под любыми документами, может их внимательно изучать со всех сторон, подсознательно отыскивая подвох. Яркие представители этого вектора не любят фотографироваться, сниматься на видео, давать автографы, и готовы любыми доступными средствами уменьшать количество оставляемых следов. Почерк Фиолетовых обычно ужасно неразборчив, что позволяет им впоследствии неоднозначно толковать написанное собственной рукой.
Эти качества помогают Фиолетовым людям быть максимально эффективными в ситуациях, где необходимо скрывать собственное мнение или просто с честными глазами говорить неправду. Как бы это ни прозвучало, но умение красиво обманывать — очень важная черта данного вектора, которая часто находит применение в различных сферах бизнеса. Они — великолепные переговорщики, «дипломаты», которые умеют «сказать все, не сказав ничего». А главное — ни к чему ведь не придерешься.
Как это выглядит
Чтобы ярко представить себе классического представителя этого вектора, можно вспомнить героя Юозаса Будрайтиса из фильма «Опасный возраст» — «нюхача» по профессии (то есть парфюмера), а также кардинала Ришелье из фильма «Три мушкетера». Оба персонажа демонстрируют почти стопроцентный фиолетовый вектор. Порой создается впечатление, что других векторов у них просто нет, хотя это конечно не так.
Также всплывает в памяти Доктор Лектор из «Молчания ягнят», который виртуозно отличал запах «вчерашних» духов от «сегодняшних», великолепно разбирался в людях и умел читать некоторые мысли по запаху. (Помимо фиолетового, Доктор, конечно, был представителем черного и желтого векторов, причем обоих под 100%, а это уже «очень серьезно»).
Кого называют «серыми кардиналами»
Содержание статьи
Как распознать «серого кардинала»
Такие люди не особо выделяются в толпе. Они предпочитают неброскую одежду и весьма сдержанный парфюм. Вместе с этим на их лице часто можно заметить лукавую усмешку, создающее ощущение их превосходства над другими (и превосходство действительно наблюдается). Именно «серый кардинал» управляет компанией, несмотря на кажущееся отсутствие лидерских качеств.
Эти люди обладают сильной интуицией, которая помогает им решать сложные задачи и обходить препятствия очень легко. Они не могут объяснить своего решения, но оно почти всегда оказывается правильным. Поэтому некоторые предприниматели или компании практически никогда не сталкиваются с кризисными ситуациями. «Серый кардинал» помогает руководителю вовремя обойти их.
«Серый кардинал» от природы наделен почти животным обаянием. Он способен замечать любые запахи. Людей он оценивает интуитивно, редко обращая внимание на внешность. Если вы работаете в крупной компании, вам нужно быть в хороших отношениях с таким человеком, иначе вы рискуете быть уволенным в ближайшее время.
Причины появления «серого кардинала»
Такое положение вещей не может не устраивать начальство, ведь дела компании под теневым руководством его протеже идут в гору. Он же просто получает свое жалованье и присутствует на всех необходимых совещаниях. Не жизнь, а сказка. Но тут есть обратная сторона. Постепенно все сотрудники компании перестают воспринимать формального босса и переходить на сторону «серого кардинала». Последний при этом может занять место босса. Если начальник достаточно умен, он найдет способ, как использовать все возможности своего протеже на благо компании, при этом не потеряв своего кресла.
Очень часто Альтер-эго босса становится его жена. Существует множество начальников, которые не проводят важных совещаний, не посоветовавшись с супругой. Именно она регулирует работу компании в нужном направлении. Босс это понимает и всячески старается скрыть от подчиненных то, что его решения принадлежат жене. Иначе он может запросто потерять авторитет среди сотрудников, а затем и кресло.