Сестринский пост в поликлинике что это
«Сестринский подиум», или Новое место работы поликлинической медсестры
Организация амбулаторного приема требует перемен
В одном из своих выступлений министр здравоохранения Вероника Скворцова сказала, что медсестра должна не сидеть на амбулаторном приеме, а работать там, где нужна ее специализированная помощь. Глава министерства отметила, что «медучреждениям придется пересмотреть штатное расписание», чтобы устранить неэффективное использование кадров среднего звена. Министр уточнила, что врача лишат помощи медсестры на амбулаторном приеме только после того, как будет «полностью завершена информатизация здравоохранения и нажатием пальца врач сможет распечатать любое направление и лекарственный рецепт». Таким образом, амбулаторный прием больных ждут организационные перемены. И надо сказать, что некоторые ЛПО уже сделали на этом пути серьезные шаги.
Наиболее массовой и общедоступной формой первичной медико-санитарной помощи в системе отечественного здравоохранения, является амбулаторно-поликлиническая помощь населению (от лат. ambulatorius —подвижной). Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.
В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных поликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и т. д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 % всех больных и лишь 20 % больных подлежат госпитализации.
Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению.
Поликлиника (от греч. polis — город и klinike — врачевание) — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости — для обследования и лечения больных в домашних условиях.
В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги и т. д.), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и др.).
Принцип работы амбулатории также территориально-участковый, но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями специализированной медицинской помощи. В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Работа медицинской сестры в амбулатории напоминает работу участковой медицинской сестры поликлиники, но только медсестра амбулатории более самостоятельна.
В последние годы большинство ЛПО испытывают серьезный дефицит сестринского персонала. Это сказывается на врачебном приеме, появились очереди, пациенты выражают недовольство, учащаются конфликтные ситуации. Решением проблемы стала организация «сестринских подиумов»
Что такое «сестринский подиум»?
На постах есть все, что необходимо для работы: бланки, статистические талоны, журналы. Когда медсестре необходимо покинуть пост, хорошо, что рядом работают два-три человека, все взаимозаменяемые. Работа динамична, требует большого умения в работе с несколькими пациентами сразу. Медсестра должны придерживаться определенных правил поведения. Быть так, сказать лицом учреждения.
Учитывая повсеместную потребность в сестринских кадрах в медицинских организациях различных форм собственности, внедрение постов позволит более рационально использовать потенциал сестринских кадров. В итоге повышается престиж профессии. Она соответствует современным требованиям. Также нововведения ведет к экономии средств фонда заработной платы. Решает кадровую проблему и положительно сказывается на имидже всего учреждения.
О сестринских постах и их устройстве
Сестринские посты стационаров отличаются от поликлинических ЛПО. Сестринский пост это территория, которая служит административным центром сестринской работы для находящихся здесь пациентов. Качество оказываемых медсестрой услуг и удовлетворенность своей работой зависит от качества рабочего пространства, его продуманности и современности.
Планирование рабочего пространства должно быть индивидуальным для каждого конкретного места. Оно должно соответствовать требованиям конкретного коллектива. При планировании поста медицинской сестры нужно исходить из следующих принципов:
Необходимо с самого начала, как можно более подробно продумать обустройство поста, что обязательно отразится на качестве работы медицинской сестры. Чрезмерное пространство так же негативно скажется на работе, как и его недостаточность. Длина поста зависит от количества компьютеров и постовых медсестер. Область вокруг поста является самой посещаемой и оживленной на этаже. Лучше расположить его в холле, если позволяет архитектурная планировка.
При планировании поста необходимо четко представлять все рабочие процессы, которые будет выполнять медсестра. Обычно выделяют несколько функциональных зон.
Первая, «секретарская» зона занимает центральное место. Здесь обычно находятся телефон, телефонная книга, формы для заполнения документации, журналы регистрации, ручки, степлеры, и др.
Вторая зона – «пациентская». Здесь медсестра управляет пациентским потоком. В этой зоне должно быть удобно, сидя и стоя, общаться с пациентами, медицинские карты, списки учета пациентов, бланки направлений к специалистам.
Третью зону можно назвать «технической». Здесь стоит факс, принтер, ксерокс.
С поста должен быть хорошо виден холл и коридор, в котором находятся пациенты, ожидающие приема. Информация же, хранящаяся на посту не должна быть видна пациенту.
Очень важно обеспечить конфиденциальность пациентов, никто не должен слышать разговора, который медсестра ведет с пациентами. Поэтому при обустройстве поста следует использовать шумопоглащающие материалы. Хорошо отсекают звук стеклянные перегородки, медицинская зона, где медсестра непосредственно общается с пациентом, может быть отгорожена небольшим стеклянным барьером.
Современный сестринский пост должен выглядеть эстетично. И медсестре работать за таким постом спокойнее. И пациент не боится подойти к нему.
Таким образом, хорошо продуманный сестринский пост –
Использованная литература:
Сестринский пост в поликлинике что это
В ГБУЗ МО «Краснознаменская городская поликлиника» функционируют сестринские посты. Они организованы для регулирования потока посетителей и выполнения функций, не требующих врачебной компетенции.
В функции сестринского поста входит:
— направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме;
— проведение антропометрии, измерение артериального давления, температуры тела и др.;
— запись на консультацию к врачам-специалистам по направлению врачей-терапевтов участковых;
— выписка рецептов на лекарственные препараты по назначению врача (в том числе льготным категориям граждан).
Пациент может направляться на сестринский пост из регистратуры, от врача-терапевта участкового, от врача неотложной помощи, от узкого специалиста.
ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ОКАЗАНИЕ МЕДицинской ПОМОЩИ
Порядок
реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Приложение 8
к Территориальной программе
Как отменить прием врача, совершенного
в системе ЕМИАС в режиме самостоятельной записи
Просим Вас переносить или отменять прием к врачу, если ваши планы изменились.
Это позволит другим пациентам воспользоваться освободившимся талоном на прием, а
врачам – более эффективно распланировать свой рабочий день.
Инфоматы, навигация и сестринские посты. Как изменилось медобслуживание в Воронеже за 2 года
Инфоматы, навигация и сестринские посты. Как изменилось медобслуживание в Воронеже за 2 года
Региональный проект «Моя поликлиника» реализуется в Воронеже с июня 2016 года. Он направлен на повышение качества услуг за счет модернизации медучреждений. Сейчас в проекте участвуют четыре поликлиники: № 1, 3, 4 и 7. На них остановили выбор из-за большого количества прикрепленного населения и достаточного кадрового ресурса. Что изменилось и каков эффект – в материале РИА «Воронеж».
Как шла подготовка к проекту
Региональный департамент здравоохранения выступил с предложением модернизировать работу поликлиник в конце 2015 года. Тогда собрали рабочую группу, в состав которой вошли главврачи медучреждений. С мая по июль 2016 года проводился опрос жителей. Создали специальный сайт, где пациенты оставляли свои предложения. Большинство опрошенных жаловались на медленную работу регистратур и длинные очереди у кабинетов.
– При помощи краудсорсинга мы в течение двух месяцев собирали предложения пациентов. Их поступило более 2 тыс. Мы поняли, с какими основными трудностями сталкивают люди, посещая поликлиники, – рассказала главврач областного диагностического центра, куратор проекта «Воронеж. Моя поликлиника» Елена Образцова.
В план модернизации вошли несколько направлений: оптимизация работы регистратуры и участковой службы, организация Единого окна справок, информатизация.
Все нововведения принимались без увеличения кадровых ресурсов. В основном они были организационные – работу поликлиник сделали эффективнее информатизация и перераспределение функций.
Что нового внедрили в поликлиниках
Оптимизация работы регистратур
В пилотных поликлиниках переформатировали регистратуры. Их разделили на ресепшн и картохранилище. Отдельно выделили колл-центры, которые принимают звонки пациентов.
– Теперь пациент не получает амбулаторную карту на руки – она попадает к врачу еще перед приемом. Это увеличило сохранность меддокументации, а также сократило время пребывания пациента в поликлинике – отпала необходимость обращаться в регистратуру, – пояснил главный врач Воронежской городской клинической поликлиники №7 Алексей Разворотнев.
В холлах установили инфоматы, с помощью которых можно забронировать время посещения врача. Внедрена и электронная очередь в регистратуру. К примеру, в поликлинике №3 установлены специальные автоматы. Пациенты в списке медуслуг выбирают нужную и получают талон с номером. Когда номер появится на информационном табло, пациент может подойти к окну регистратуры. Подобная система работает в банках и в отделениях Почты России.
Кроме того, пациенты могут задать все интересующие их вопросы дежурному сотруднику регистратуры.
Информационные стенды
В поликлиниках разместили информационные стенды по навигации в зависимости от цели визита. Так, в поликлинике №3 есть подробная инструкция куда, с какой проблемой, в какой последовательности обращаться.
Также там установлены стенды с номерами кабинетов врачей по этажам.
В поликлинике №7 работают электронные табло – пациенты видят, какие врачи принимают сейчас.
– В этом году уже в рамках второго этапа проекта (региональный проект «Моя поликлиника» перетек в федеральный «Бережливая поликлиника») изменилась система навигации – за каждым отделением закрепили определенный цвет. У медперсонала цветные бейджи, соответствующие отделению, – рассказала главврач Воронежской городской поликлиники №3 Юлия Попова.
Оптимизация работы участковых
Проект «Моя поликлиника» позволил частично освободить врачей от заполнения бумаг. Так время, которое специалист может уделить непосредственно осмотру пациентов, увеличилось в среднем на 53 минуты в смену.
Добиться этого удалось благодаря организации сестринских постов, кабинетов доврачебной помощи, где пациенту могут измерить давление, температуру, рост и вес.
– Работу участкового врача построили таким образом, чтобы он больше занимался плановыми пациентами, меньше тратил время на бумажные и второстепенные вопросы, которые может решить сестринский персонал или вспомогательные службы. Тем самым увеличилась пропускная способность на участках. Люди, которые в осмотре не нуждаются (например, им надо взять справку об эпидокружении), обращаются к медсестрам, – пояснила Елена Образцова.
Главврач поликлиники №7 Алексей Разворотнев рассказал, что во всех 10 подразделениях медучреждения работают сестринские посты – три в первом корпусе и по одному в остальных. Медсестры могут записать пациента на прием к врачу, на анализы, сделать межучрежденческую запись, например, в областную больницу или диагностический центр.
В поликлинике №4 пошли дальше – сестринские посты установили и в отделениях.
– В наших специализированных отделениях медсестры могут продлевать пациенту рецепт, к примеру, на инсулин, если речь идет о неврологии. До введения постов пациентам приходилось каждый месяц записываться на прием к врачу, чтобы получить препарат. Теперь посещение специалиста необходимо все раз в три месяца, чтобы отследить ход лечения. В хирургии сестринские посты проводят перевязки пациентов, которые не нуждаются в ежедневном осмотре, тогда как врач принимает «острых» пациентов, – рассказал главврач Воронежской городской клинической поликлиники №4 Сергей Бредихин.
– Если необходимо получить справку, оформить направление на санаторно-курортное лечение, то запись к врачу уже не требуется. Все эти услуги можно получить на сестринском посту, – добавила главврач Воронежской городской поликлиники №1 Елена Белозерова.
Мобильные бригады
В поликлиниках появились бригады неотложной помощи, патронажной службы, подразделений паллиативной помощи. Внедрено программное обеспечение, которое позволят построить оптимальный маршрут посещения пациентов.
– Если раньше участковый врач должен был провести половину рабочего времени в своем кабинете, а затем всего два часа ходил по участку, то теперь все вызовы на дом обслуживает мобильная бригада, – пояснила куратор проекта Елена Образцова. – Пока один из участковых врачей весь день работает в составе мобильной бригады, его коллеги обслуживают пациентов в поликлинике. Работа ведется по графику. Пациентов со срочными проблемами, чей участковый врач в конкретный день работает в мобильной бригаде, примет дежурный терапевт. Пациенты, которые записываются на плановый прием, могут выбрать для посещения день, когда их врач будет принимать в поликлинике. Таким образом увеличилось время, в течение которого врачи работают амбулаторно, а вызовы на дом обслуживаются быстрее. К примеру, в поликлинике №3 удалось увеличить прием до шести часов.
– В подразделениях нашей поликлиники работают 10 мобильных бригад. У них четко разработан маршрут. По системе навигации составляется оптимальный график посещения пациентов. В итоге пациентам не приходится ждать врача по пять часов, как это было раньше. Для организации работы мобильных бригад было закуплено восемь автомобилей, – рассказал Сергей Бредихин.
– У нас работают мобильные бригады для обслуживания пациентов старше 75 лет. Помимо врача в бригаду также входит медсестра. Вызовы обслуживаются в течение двух часов, а раньше время ожидания занимало около пяти и больше. Амбулаторный прием за счет мобильных бригад удалось увеличить с четырех до пяти часов, – уточнил Сергей Разворотнев.
– Неотложные мобильные бригады позволили обеспечить своевременность посещения всех участков. Дело в том, что изначально наша поликлиника была рассчитана на пять участков. Однако сейчас их у нас десять. Особенно тяжело было обслуживать удаленный микрорайон на улице Шишкова. Мобильные бригады позволили решить эти проблемы, – рассказала главврач поликлиники №1. – Кроме того, мы создали мобильные патронажные бригады для увеличения охвата посещения недоношенных детей и детей первого месяца жизни, которые имеют разнообразные риски.
Информатизация
Мероприятия в рамках информатизации подразумевают введение электронных медкарт, электронной записи на прием. Рабочие места медиков оборудуют компьютерами, внедряются программы, которые позволяют создавать единую информационную базу учреждения. К примеру, терапевт может записать пациента на повторный прием, к узконаправленному специалисту или на лабораторные исследования со своего рабочего места. Это также позволяет разгрузить регистратуру и сократить время пребывания пациентов в поликлинике.
В поликлинике №4 создано программное обеспечение межструктурного взаимодействия – между кабинетами по забору крови, лабораториями и врачами. Врач в специальной программе обозначает необходимые пациенту анализы, эту информацию сразу получают процедурные кабинеты и лаборатории. В итоге у пациента на процедуру уходит не 40 минут, как раньше, а около девяти.
Финансирование
Все мероприятия по модернизации четырех воронежских поликлиник в 2016 году провели в основном за счет средств спонсоров. Доля средств ОМС и денег, полученных от оказания платных услуг, была минимальной. В 2017 году проект получил поддержку губернатора – выделили дополнительные 33 млн рублей из областного бюджета.
Результаты
По данным опросов, удовлетворенность жителей качеством медуслуг выросла с 66% до 80%. Опыт пилотных поликлиник признали успешным. Сейчас его внедряют в других медучреждениях.
– Уже в этом году нововведения вводят в поликлиниках районных больниц и других поликлиниках Воронежа. Правда, пока только частично. К концу года мы уже подведем итоги, – отметила куратор проекта Елена Образцова. – Что касается пилотных поликлиник, то они уже сейчас решают более узкие проблемы. Например, оптимизируют работу процедурных кабинетов, диагностических служб, узких специалистов.
– На этом работа не останавливается, – подтвердила главврач поликлиники №3 Юлия Попова. –Мы должны постоянно совершенствоваться, чтобы поликлиника стала удобнее для пациентов, а время пребывания в медучреждении сокращалось. Уже сейчас пациенты очень довольны изменениями. Раньше приходилось подолгу стоять в очереди в регистратуре, получать талон и только потом идти на прием к врачу. Сейчас записаться можно, сидя дома, через интернет. Пациент сразу после гардероба идет к врачу, у которого уже лежит медкарта. В итоге время сократилось в среднем на 15-20 минут.
Врио губернатора Александр Гусев отметил, что проект «Моя поликлиника» является одним из лучших примеров продуктивной коммуникации с гражданами. Это доказательство того, что здравоохранение хочет и может меняться к лучшему. Такой опыт необходимо развивать и поддерживать, подчеркнул глава региона.
Пресс-центр
Сестринский пост – в помощь пациентам детской поликлиники
С 1 февраля 2016 года в детской поликлинике работает кабинет доврачебного приема – сестринский пост. Кабинет организован для регулирования потока посетителей и выполнения функций, не требующих врачебной компетенции. В кабинете работают высококвалифицированные медицинские сестры, имеющие большой опыт работы.
В функции сестринского поста входит:
— направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме;
— проведение антропометрии, измерение артериального давления, температуры тела и др.;
— запись на консультацию к врачам-специалистам по направлению участковых педиатров.
— участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров.
Пациент может направляться в кабинет доврачебного приема из регистратуры, от участкового врача педиатра, от дежурного врача или врача неотложной помощи, от узкого специалиста.
1. Непосредственно из регистратуры, минуя прием врача, пациент направляется в следующих случаях:
— оформление направлений на лабораторные и инструментальные обследования, необходимые для получения врачебного заключения (бассейн, кружки, секции);
— оформление документов и справок, необходимых гражданам для предоставления в органы социальной защиты (справки на грудное вскармливание)
— оформление паспортной части формы 088/у (в электронном и на бумажном носителе);
— оформление формы 086/у по результатам медицинского заключения врача
2. От участкового врача пациент направляется в следующих случаях:
— оформление направлений на лабораторные и инструментальные обследования для плановой госпитализации;
— оформления льготного рецептурного бланка (в электронной форме и на бумажном носителе) на основании назначения врача;
— оформление справок, разрешающих посещение организованного детского коллектива по результатам врачебного осмотра;
3. От дежурного врача или врача неотложной помощи пациент направляется в следующих случаях:
— оформления льготного рецептурного бланка (в электронной форме и на бумажном носителе) на основании назначения врача;
4. От узкого специалиста пациент направляется в следующих случаях:
— при осуществлении врачом узким специалистом приема пациентов без медицинской сестры для оформления направлений на лабораторные и инструментальные обследования для плановой госпитализации или льготного рецептурного бланка (в электронной форме и на бумажном носителе) на основании назначения врача.
Сестринский пост расположен в каб. № 9 детской поликлиники. Работает ежедневно с 7.30 до 16.00 (кроме субботы и воскресенья).
«У нас же главное — «доступность»
Второй год столичные поликлиники работают по принятому в городе «московскому стандарту». Основные пункты программы: ликвидация регистратуры, сестринские посты для решения оперативных вопросов, обслуживающие вызовы на дом мобильные бригады. Как заверяют в мэрии, внедрение «стандарта» повысило доступность и качество амбулаторной медпомощи, правда, сами горожане этого пока не замечают. О том, как видится ситуация изнутри, МедНовостям рассказала участковая терапевт диагностического центра №5 Анна Землянухина.
Участковая терапевт диагностического центра №5 Анна Землянухина. Фото: из личного архива
Всегда считалось, что поликлиника начинается с регистратуры. Как без нее обходятся?
Сегодня пациент не контактирует с местом, где находятся амбулаторные карты. И это, в принципе, неплохо. Карты перенесены в специальное картохранилище, и его работа нормально налажена. Для пациентов, которые приходят к врачу по предварительной записи, карты подбирают заранее. Если человек записался непосредственно перед приемом, доктор звонит в хранилище, и оттуда сразу приносят карту. А на месте регистратуры на первом этаже сейчас сделали зону комфортного пребывания: там стоят диванчики, аппарат с напитками — это еще одно такое нововведение московского стандарта. Хотя, как мне кажется, это не главная зона в медучреждении, пациенты сидят, в основном, около кабинетов, а не на первом этаже.
И много людей сидит около кабинетов? В городском департаменте здравоохранения говорят о повышении доступности амбулаторной медпомощи.
— Реальная доступность для пациентов, если говорить об исследованиях или консультациях врачей-специалистов, и та картинка, которая отражается в аналитическом центре департамента по системе ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) — это абсолютно разные вещи. В отчетах у нас все очень красиво, а фактически пациенты заносятся в журналы и ждут очереди по месяцу, а то и по полтора.
Например, наши врачи теперь не имеют право сами никуда записывать пациентов, кроме как на анализ крови, рентген и ЭКГ. И то нас постоянно ругают за то, что мы назначаем много анализов крови. А вот для того, чтобы направить пациента на УЗИ, гастроскопию, суточное мониторирование сердца, исследование функции внешнего дыхания — то есть, на обследования, которые являются стандартными при многих заболеваниях и входят в медико-экономические стандарты, терапевт должен в карточке написать обоснование, подчеркнуть его маркером и отдать заведующей на подпись. Заведующие разбираются в горах карт от всех врачей и вписывают их назначения в журналы, по которым пациенты реально ожидают очереди. Но зато в ЕМИАС отражается запись только на пять дней, а на шестой уже горят свободные места. Такая вот доступность.
То же самое с консультациями специалистов. В городских поликлиниках сегодня увеличился поток пациентов (прошла «оптимизация» стационаров, с переходом на подушевое финансирование закрылись ведомственные клиники). Но амбулаторное звено при этом не усилили вообще никаким образом, более того, у нас тоже прошли сокращения. В итоге, у наших пациентов большая проблема с тем, чтобы попасть, например, к эндокринологу.
Фото: Ольга Никонова
Вот я сейчас перечитала порядки оказания медицинской помощи по профилям, откуда следует, что на прикрепленное к нашему филиалу население должно быть пять эндокринологов, а у нас их два. Начальство ругает нашу заведующую за низкую «доступность» — 300 человек в очереди к эндокринологу (конечно, не в коридоре сидит, а записано в журнал ожидания), и распоряжается распределять пациентов по другим филиалам. Но люди не хотят ехать в другие филиалы, а хотят постоянно наблюдаться у одного врача. А те, кто едут, жалуются потом на то, что они никому там не нужны — своих пациентов хватает.
Когда запускался «московский стандарт», обсуждался и вопрос прикрепления к врачам-специалистам людей с хроническими заболеваниями», то, что раньше называлось «диспансерным учетом».
— В одних случаях это был диспансерный учет, в других просто наблюдение — когда диагноз был не совсем ясен, иногда и такое бывает. Но сейчас руководство всячески это ограничивает: пытаясь искусственным путем повысить «доступность», всех, кто был прикреплен к специалистам, открепили. И теперь, если пациенту требуется повторная консультация, он все равно пойдет сначала к терапевту. Первым шагом к этому было введение трехуровневой системы, при которой пациенты могут самостоятельно записаться в терминале только к врачам первого уровня. Это терапевт, окулист, ЛОР-врач, уролог и хирург. За направлением ко всем остальным специалистами пациенты идут к терапевту.
С одной стороны, логика в этом есть, и руководство постоянно упирает именно на то, что пациенты не знают, что им нужно. Например, человек кашляет и думает, что ему нужен пульмонолог, а на самом деле у него проблема с желудком, откуда идет заброс содержимого в пищевод и возникает рефлекторный кашель. Поэтому ему нужен терапевт, который разберется в причине кашля и будет ее лечить, а если не справится — направит к специалисту.
Но с другой стороны, есть много пациентов, которые должны наблюдаться у специалиста по определенному заболеванию и, допустим, раз в полгода его посещать. Раньше врачи могли прикреплять пациента к своей специальности. Даже когда появилась электронная запись, врач ставил в компьютере соответствующую «галочку», и у пациента открывалась в терминале возможность самому записаться к этому специалисту. Сейчас этого нет.
Еще одно новшество — «сестринский пост», на котором медсестры выполняют процедуры, не требующие участия врача, и где пациенты могут получить рецепты на льготные лекарства, различные справки и результаты анализов.
— На «посту» в коридоре медсестры выполняют справочные функции, выписывают анализы. Если пациенту назначено какое-то стандартное обследование, допустим, для операции, то они тоже без врача занимаются этим — подбирают карточку, вклеивают в нее назначения. Могут сделать обследование для санатория. Так что смысл в таких постах, конечно, есть. Но эти посты действительно помогали бы в том случае, если бы существовали, как дополнение к нашей работе. То есть, врачи с медсестрами вели прием, а на посту работали две-три отдельные медсестры в смену. Но на деле часть приема медсестры сидят с нами, а другую часть работают на сестринском посту. Или стоят внизу у терминала, которым не все могут пользоваться, помогают дежурному администратору, распределяют пациентов у входа.
А ведь еще есть процедуры на дому — анализы или инъекции, на которые медсестры ходят либо в свое свободное время, либо во время приема, если их врач отпустит (они же также по восемь часов в поликлинике работают, как и врачи). Мы у себя в поликлинике периодически бунтуем, и начальство как-то старается сделать «и вашим, и нашим». Но в некоторых поликлиниках медсестер совсем сняли с приема, в результате половина врачей там просто уволилась.
А вот с выпиской лекарств льготникам процесс налаживается хорошо. Только этим занимается не сестринский пост, а кабинет паллиативной помощи. Если пациент стабилен, и ему не нужна консультация врача, а нужен только рецепт на бесплатное лекарство, которое он получает, допустим, по инвалидности, диабету или астме, то он может просто оставить заявку в этом кабинете. И люди говорят, что им это удобно — заявку можно подать заранее и вовремя все получить. Многие пациенты пока все равно ходят к врачам выписывать рецепты, как привыкли. Но бывает и так, что человек приходит ко мне на прием, а на вопрос о выписке рецепта отвечает: «Нет, не тратьте время, я к вам только проконсультироваться».
Увеличив время приема участковых терапевтов, их освободили от ежедневных вызовов на дом, которые обслуживает теперь отдельная выездная служба. Насколько эффективны такие мобильные бригады?
— Бригада — это врач и водитель, который его везет. Причем разговоры о том, что у него есть оборудование для экспресс-диагностики (например, электрокардиограф и глюкометр) — это все сказки. В большинстве поликлиник ничего этого нет. Как были врачи участковые с фонендоскопом, тонометром, фонариком и со своими руками, там они, по большому счету, и остались. Преимущество такой «бригады» перед участковым терапевтом заключается в графике работы: с 9 часов утра до 8 вечера. И если пациент — это молодой здоровый человек, который подхватил простуду, то ему не нужен конкретный участковый терапевт. Выездной врач так же осмотрит его, назначит стандартное лечение и выпишет больничный, который он придет продлевать в поликлинику. Поэтому молодые пациенты обычно не жалуются, их все устраивает.
Проблема возникают с более возрастными пациентами, у которых есть сопутствующие заболевания. И на которые обязательно надо обращать внимание при назначении лечения, даже если они заболевают все той же простудой. Участковый врач, который давно работает на участке и хорошо знает своего пациента, скорее разберется, что же делать в такой ситуации. Ему не надо расспрашивать человека: «чем Вы болеете, есть ли у Вас сахарный диабет, повышается ли давление». А у врача мобильной бригады, у которого по 30 вызовов в день, просто нет возможности расспрашивать обо всем этом пациента. Отсюда ошибки в диагностике и в лечении, назначение препарата, который больному противопоказан, осложнения.
Очень часто «чужие» врачи пропускают какую-то патологию, из-за того, что не знают пациента. Каждый участковый может привести примеры из своей практики, когда пациент жалуется, что ему плохо, а все физические показатели при этом (температура, давление) в порядке. Но если это знакомый больной, ты поймешь, что с ним что-то не так, он как-то изменился. В такие моменты срабатывает врачебная интуиция, и ты по его жалобам понимаешь, что это может быть инфаркт, разрыв аневризмы аорты или что-то еще, требующее срочной помощи, хотя внешне пока еще никаких проявлений нет. Врач «Скорой помощи» или мобильной бригады, который не знает пациента, в такой ситуации может махнуть рукой: «Вы придумываете», и уехать.
К сожалению, так было с одной моей пациенткой (когда мы еще ходили по домам). Она трижды вызывала «Скорую» с жалобами на очень сильную одышку, из-за которой практически не могла ходить. Но на кардиограмме, которую они все снимали, не отражалось никаких изменений. Третья «Скорая» все-таки передала в поликлинику «актив». Я пришла к пациентке, и сразу поняла, что это инфаркт — потому, что видела ее буквально за две недели до этого и могла оценить динамику состояния. Я ее госпитализировала (причем, со скандалом — «Скорая» не хотела ее забирать), в больнице подтвердился инфаркт, но в итоге она скончалась. Если бы первая «Скорая» отвезла эту женщину в больницу, то вполне вероятно, она осталась бы жива.
По московскому «стандарту» маломобильных граждан курируют на дому специально созданные патронажные отделения. А также к ним должен приходить в плановом порядке в свою рабочую субботу и участковый врач.
— Всех маломобильных больных передали тем же выездным бригадам. К тому же, многие хроники выходят из дома, совсем уж не ходячих не так много. Изначально, когда это все начиналось, нам выделялось какое-то время на посещение этой небольшой группы маломобильных пациентов. И в такой ситуации тоже можно было упустить время. Был случай, когда мобильная бригада передала мне: гипертоническая болезнь, коррекция терапии. «Коррекция терапии» — это не острое состояние, и посетить больного полагается планово в течение недели-десяти дней. Но я тогда пошла сразу, и слава богу, потому, что пациентка резко слегла. У нее оказалась застойная двухсторонняя пневмония, и неизвестно, что бы с ней произошло, если бы я ее тогда не прослушала.
Но в последние несколько месяцев нам вообще не выделяют времени на посещение маломобильных пациентов. Сначала у нас на это был один день в неделю, потом один раз в месяц в свое дежурство, а потом это прекратилось вообще. Потому что у нас же главное — «доступность», и начальство следит, чтобы терапевты больше принимали людей за день. А для этого нужно больше времени проводить в поликлинике на приеме, какие уж тут посещения лежачих.
Поэтому сейчас мы все надежды возлагаем на паллиативную помощь, которая только-только начинает развиваться. Она затронет тяжелых хронических пациентов, с онкологией, с хроническими суставными заболеваниями, с болевыми синдромами, а также другие группы маломобильных людей, которые по каким-то причинам не выходят из дома. У нас в паллиативном отделении есть несколько медсестер и фельдшеров, и один врач. Но пока они не в состоянии охватить всех нуждающихся и ходят только в ближайшие дома.