Сеть спд ржд что это такое
Сеть передачи данных оперативно-технологического назначения
Дата добавления: 2014-11-27 ; просмотров: 7111 ; Нарушение авторских прав
Специализированные дорожные сети передачи данных оперативно-технологического назначения (СПД-ОТН), обеспечивают функционирование информационных и информационно-управляющих систем оперативно-технологического назначения (ИУС-ОТН) нижнего уровня АСУЖТ (рис. 18).
СПД ОТН – нижний уровень инфраструктуры информатизации железнодорожного транспорта. Эти сети предназначены для автоматизации централизованного сбора, обработки, передачи и предоставления потребителям в реальном масштабе времени первичной оперативной информации о функциональном и техническом состояниях технологических объектов, технических средств и систем автоматики, связи, энергетики, средств идентификации и контроля технического состояния подвижного состава, необходимой для эффективного функционирования автоматизированных систем верхнего уровня управления технологическими процессами работы транспорта.
Сети СПД-ОТН имеют следующую структуру:
· на всех станциях и перегонах железной дороги организуются местные сети сбора данных (МССД) и доступа оконечного оборудования данных (ООД) объектов контроля и управления (ОКУ) и объектов технической эксплуатации (ОТЭ) в сеть СПД;
· МССД объединяются в участковые сети сбора данных и передачи сигналов (УСД-ОТН);
· количество МССД, объединяемых в УСД-ОТН, определяется допустимым временем доставки информации высшей категории (о техническом и функциональном состоянии устройств СЦБ и состоянии подвижного состава);
· на уровне Управления дороги организуется центр сбора, накопления, обработки и хранения первичной информации (ЦСПИ). ЦСПИ должен быть рассчитан на объединение УСД-ОТН с общей эксплуатационной длиной каналов до 6000 км, общим числом МССД – с обеспечением их доступа в сеть СПД-ОТН – до 500, с суммарным числом ОКУ и ОТЭ до 3000;
Сеть передачи данных оперативно-технологического назначения
· в ЦСПИ организуется сервер сигналов СПД-ОТН, с которого через ЛВС ЕДЦУ необходимая информация выводится на АРМ диспетчеров и других руководителей.
Для передачи данных в СПД-ОТН должны использоваться только некоммутируемые (выделенные) каналы:
· прямые межстанционные каналы типа «точка-точка» – на базе как цифровых каналов связи цифровой телекоммуникационной сети МПС, так и каналов связи телефонного типа действующих линий связи и аналоговых систем передачи;
· многоточечные каналы на базе групповых каналов транспортных систем передачи типа К-24Т, К-3Т и др.
Каналы доступа оконечного оборудования данных ИУС-ОТН в сеть СПД-ОТН организуются на базе:
· физических цепей местных кабельных линий связи;
· цифровых каналов, организованных с использованием аппаратуры xDSL или цифровых модемов;
Скорость передачи данных по аналоговым каналам– 1200, 2400, 4800, 9600 бит/с; по цифровым каналам – до 2048 кбит/с ( 19,2; 48; 56; 64; 2048Кбит/с).
Для передачи данных диспетчерской централизации используется первичная сеть, организованная с помощью каналов ОЦК (64 кбит/с) и потоков ПЦК (2,048 Мбит/с) сети технологической связи (рис. 19, 20).
Передача данных систем ТУ-ТС энергообеспечения, контроля расхода электроэнергии и других контрольных систем оперативно-технологического назначения осуществляется также на базе первичной сети технологической связи с интерфейсами ОЦК и ПЦК (рис. 21).
Структура сети СПД-ДЦ
Структурная схема организации первичной цифровой сети для систем ДЦ с использованием каналов ОЦК 64 кбит/с
СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ НА БАЗЕ КОНЦЕНТРАТОРОВ ИНФОРМАЦИИ КИ-6М «СПД ЛП»
2 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ
2.1 Состав и структура технических средств
2.1.1 В состав технических средств СПД входят:
1) концентраторы информации КИ-6М (ТУ 4035 004 45602127 2000);
2) сервер СПД (45602127.49931.001-01).
2.1.2 Концентраторы информации, соединенные между собой выделенными каналами или линиями связи, предназначены для передачи и маршрутизации по СПД пакетов данных, формируемых и передаваемых оконечным оборудованием данных (ООД) прикладных систем. В качестве ООД могут применяться как специализированные программно-аппаратные комплексы (периферийные контроллеры), так и персональные ЭВМ класса IBM РС, содержащие специализированные программные средства для обеспечения информационного взаимодействия с другими ООД через СПД.
2.1.3 Концентратор информации КИ-6М может обслуживать до 6 каналов информационной связи. Два канала, как правило, используются для подключения концентратора в систему передачи данных, остальные 4 канала могут использоваться для подключения ООД.
2.1.4 Сервер СПД предназначен для централизованного контроля работы средств СПД и каналов связи, управления потоками данных в СПД, а также для маршрутизации данных между СПД и локальной вычислительной сетью (ЛВС) центра диспетчерского контроля и управления.
2.1.5 В качестве сервера СПД применяется персональная или в промышленном исполнении IBM-совместимая ЭВМ, функционирующая под управлением программного средства «Сервер СПД», поставляемого в составе системы. Требования к составу и техническим характеристикам сервера СПД приведены в «Сервер СПД. Руководство системного программиста. 45602127.49931.001-01 32 01».
2.2 Виды топологий СПД
2.2.1 Технические и программные средства СПД поддерживают следующие виды структуры:
1) структура с т.н. «ячеистой» топологией, в которой узлы СПД (концентраторы информации КИ 6М) соединяются выделенными каналами или линиями связи по принципу «точка-точка»;
2) структура с т.н. топологией «шина», в которой узлы СПД соединяются с сервером СПД многоточечным (групповым) каналом связи.
В решении проблем информатизации железнодорожного транспорта России одной из важнейших является задача автоматизации сбора (съема) первичной оперативной информации в местах ее зарождения, обеспечения при этом максимальной достоверности информации и минимального времени доставки ее потребителям в соответствии с установленными нормативами.
Актом приемочной комиссии, назначенной Указанием МПС РФ № С 1092у от 10.12.1996 г., система и аппаратно-программный комплекс СПД-ЛП приняты и рекомендованы для тиражирования и применения на сети железных дорог России в качестве базовой системы автоматического сбора, обработки и передачи информации, получаемой от прикладных систем:
— контроля технического состояния подвижного состава (ПОНАБ, ДИСК, РИСК);
— контроля функционального и технического состояния устройств СЦБ на станциях и перегонах;
— автоматической идентификации подвижных объектов железнодорожного транспорта;
— контроля функционального и технического состояния средств связи, энергетического хозяйства, охранной и пожарной сигнализации и при необходимости других объектов железнодорожного транспорта.
Система передачи данных организуется с использованием имеющихся каналов тональной частоты и включает в себя: головную ПЭВМ (сервер сигналов), концентраторы (КИ) и контроллеры (К).
В качестве сервера сигналов используется включенная в локальную вычислительную сеть ПЭВМ, имеющая последовательные порты СОМ 1 и COM2.
Сеть передачи данных предусматривается для диспетчерских кругов с использованием существующих каналов связи. Общее число участковых сетей сбора данных определяется из условий обеспечения гарантированного минимального времени доставки информации. Для контроля и оперативного руководства предусматриваются автоматизированные рабочие места — ДНЦ, ВЧД, ДГП НОД, ШД, ШЧД.
В состав устройств системы передачи данных СПД-ЛП входят:
— контроллеры СЦБ (К), осуществляющие сбор информации путем подключения к лампам табло ЭЦ и передачу ее в сеть СПД-ЛП непосредственно или через концентратор информации;
— котроллеры ДИСК (Д) и ПОНАБ (П), осуществляющие сбор информации со станционных стоек и передачу ее в сеть СПД-ЛП;
— концентраторы информации (КИ), обеспечивающие увязку с контроллерами СЦБ, ДИСК, ПОНАБ.
Концентраторы информации КИ представляют собой микропроцессорные устройства с блоком питания и набором отдельных модулей, к которым относятся: центральный процессор (МЦП-2); устройство преобразования сигналов токовое (УПСТ);
дискретный ввод (МДВ-3, МДВ-4) и модемы. Позиции модемов или модулей УПСТ (RS-232) условно нумеруются от «О» до «5». Позиция «О» (крайняя левая в корпусе концентратора) и соответственно канал, подключаемый к разъему КО, предназначены для передачи информации «вышестоящему» устройству в СПД, а позиции «1. 5» (так называемые низовые каналы, подключаемые к разъемам К1. К5) — для сбора информации от «нижестоящих» устройств.
Концентраторы устанавливаются на станциях в ЛАЗах, комнатах связи или в других помещениях, где имеется питание 220 В или 24 В, подведены четырехпроводные окончания подключаемых каналов и имеется возможность их обслуживания.
Контроллеры также представляют собой микропроцессорные устройства и предназначены для съема информации с низовых устройств, ее обработки и оформления соответствующим образом для передачи в СПД.
Для доставки этой информации от контроллеров к серверу сигналов разработаны два варианта систем передачи данных, предназначенных для работы с каналообразующей аппаратурой различных типов.
Организация СПД на негрупповых каналах. Этот вариант реализуется на любой аппаратуре связи, обеспечивающей негрупповые каналы тональной частоты ТЧ (П-309, П-330, ВЗ-З и пр.) и имеет древовидную структуру (рис. 1.5, а).
Процесс обмена информацией происходит по следующему алгоритму. Каждый из концентраторов периодически посылает кадр типа ЗАПРОС по всем имеющимся у него низовым каналам (кроме канала «0») и ожидает ответа на него. Нижестоящий концентратор или контроллер, получив запрос и проверив его на соответствие формату, отвечает на него либо кадром ПУСТОЙ ОТВЕТ (при отсутствии информации для передачи), либо ИНФОРМАЦИОННЫМ КАДРОМ (при наличии информации). Если запрос принят с ошибками (или обнаружено несоответствие формату), нижестоящее устройство на такой запрос не отвечает вообще.
Концентратор, получив ответ и также проверив его соответствие формату и совпадение контрольной суммы, посылает либо следующий запрос (при нормальном приеме), либо запрос на ПОВТОР КАДРА (при ошибках в приеме). Следует обратить внимание на то, что запрос на ПОВТОР КАДРА концентратор посылает, выдержав паузу около 1,5 с, а запрос следующего кадра—сразу же, без паузы.
При неполучении ответа на очередной запрос более двух раз подряд по какому-либо из низовых каналов, концентратор формирует и передает вышестоящему устройству сообщение об отказе данного канала. Отказ канала индицируется на экране сервера сигналов. После восстановления канала также передается соответствующее сообщение, получив которое, сервер сигналов гасит индикацию отказа данного канала.
По каналу «0» концентратор запросов не посылает, ожидая запрос от вышестоящего устройства и отвечая на него, как описано выше. При отсутствии связи с вышестоящим устройством концентратор сохраняет принятую информацию в своей памяти. Когда она будет полностью заполнена, концентратор перестанет посылать запросы по низовым каналам до тех пор, пока вся хранящаяся информация не будет передана или уничтожена (переключением питания концентратора или посылкой команды СБРОС). ПЭВМ (сервер сигналов) посылает концентратору, подключенному к СОМ-порту, запросы такого же формата и ожидает ответа от него. Кроме того, ПЭВМ может передавать любые сообщения или команды любому устройству СПД. Они имеют структуру информационного кадра и рассылаются концентраторами всем устройствам СПД, но исполняются лишь тем, кому они адресованы, а остальными игнорируются.
Организация СПД на групповых каналах. Второй вариант СПД реализуется с использованием групповых каналов ТЧ (К-24 «АСТРА», К-ЗТ). В этом случае СПД имеет линейную структуру и не требует применения концентраторов, за исключением одного, являющегося согласующим устройством между каналами связи и ПЭВМ, называемого КООРДИНАТОРОМ.
Все контроллеры подключаются к четырехпроводным окончаниям группового канала (рис. 1.5, б).
Принцип работы СПД на групповых каналах основан на последовательном опросе контроллеров, подключенных к этому каналу. Инициатором опроса является сервер сигналов, который через координатор посылает кадр ЗАПРОС поочередно каждому контроллеру. Этот запрос принимают все контроллеры, подключенные к данному каналу, но отвечает на него только тот, адрес которого совпадает с адресом, указанным в запросе. Контроллер, получив «свой» запрос и проверив его на соответствие формату, отвечает кадром ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТВЕТ, если имеет информацию для передачи, и кадром ПУСТОЙ ОТВЕТ, если не имеет такой информации. Информационный ответ принимается координатором, проверяется на правильность формата и совпадение контрольной суммы и при отсутствии ошибок передается в сервер сигналов. При наличии ошибок кадр игнорируется, о чем сообщается серверу сигналов, и в следующем запросе данному контроллеру будет передана команда повторить предыдущий кадр. При неполучении ответа от контроллера координатор также передает в ПЭВМ сообщение об отказе устройства, что индицируется на экране сервера сигналов.
Как показывает практика, не всегда является возможным организовать чисто линейную структуру, так как не на всех станциях имеется возможность подключения к групповому каналу, и, кроме того, при наличии нескольких контроллеров на одной станции их невозможно подключить непосредственно к одному канальному окончанию. Поэтому возникает необходимость в «гибридном» варианте СПД, объединяющем оба описанных выше варианта (рис. 1.5, в). Структура СПД в таком случае получается достаточно сложной. Увеличивается количество различных вариантов программ, устанавливаемых в контроллерах и концентраторах, что несколько усложняет наладку и эксплуатацию системы.
Для передачи информации в СПД всех вариантов используются модемы с частотной модуляцией 1300/2100 Гц, обеспечивающие скорость передачи 1200 бод. Уровни передаваемых сигналов регулируются и должны устанавливаться в соответствии с нормативами для передачи информации по каналам ТЧ и физическим линиям связи.
Контроллеры и концентраторы с модулями МЦП-2 (рис. 1.6) имеют два информационных выхода благодаря наличию дополнительного коммуникационного порта типа RS-232 с выходом на разъем К8. Основной выход (К7 в контроллерах и КО в концентраторах) и дополнительный (К8) полностью независимы друг от друга и равноправны. Контроллеры и концентраторы могут выдавать информацию по обоим этим выходам или по любому из них. Информация с дополнительного выхода К8 выдается всегда в протоколе К-2.
Контроллер СЦБ (К) устройств ЭЦ с модулями дискретного ввода МДВ служит для съема информации с ламп табло и ламп стрелочного коммутатора, имеющего нейтральное положение рукоятки, при котором контрольные лампы не горят. Примеры подключения схем к модулю МДВ приведены на рис. 1.7. Во время работы контроллер считывает информацию со всех входов всех модулей и побитно сравнивает ее с информацией, считанной в двух предыдущих циклах чтения.
Изменение сигнала считается действительным, если оно подтверждается в двух циклах подряд, иначе игнорируется. При обнаружении действительного изменения хотя бы одного сигнала формируется информационный блок. В этот блок включается информация только с тех модулей, в которых было обнаружено действительное изменение хотя бы одного бита информации, а также указывается порядковый номер этих модулей. Если состояние входов каких-либо модулей не изменялось, то информация с них в этот блок не включается.
Каждые 2 мин независимо от наличия изменений в информации формируется и передается полный блок, в который включается информация от всех установленных в контроллере модулей.
Подключение модулей МДВ к объектам контроля производится при помощи штатных жгутов через разъемы типа РП14-30, причем вилка располагается на жгуте, а к розетке подключаются монтажные провода, идущие от контролируемых объектов через резисторы. Резисторы Зк, через которые объекты контроля подключаются к модулям МДВ, размещаются на специальных панелях.
В контроллере ДИСК (Д) предусмотрены два специальных модуля МДВ-ДИСК для считывания информации со станционной стойки в параллельном двоично-десятичном коде, поступающим по 40 линиям. Считанная информация обрабатывается и оформляется в блоки типа «вагон» и «поезд», которые передаются на центральный пост через СПД.
Контроллер ПОНАБ (П) отличается лишь тем, что вместо модулей МДВ-ДИСК в нем устанавливаются модули МПВ, которые считывают информацию с приемной стойки ПОНАБ в последовательном 5-битовом коде. Эта информация также обрабатывается, оформляется в блоки и передается на центральный пост.
Блоки питания, модули центрального процессора, модемы, а также корпуса контроллеров ДИСК и ПОНАБ унифицированы и взаимозаменяемы между собой и с соответствующими модулями концентраторов и контроллеров дискретного ввода с оптронной обвязкой (ДВО).
Для отображения поездной ситуации на станции или части станции, включаемой в систему телесигнализации, в общем случае информация снимается со следующих контрольных ламп табло ЭЦ (типовых проектных решений альбомов МРЦ-9, МРЦ-13, ЭЦ-9):
— плюсового и минусового положения стрелок, входящих в контролируемые АРМ-ДНЦ маршруты;
-занятия приемо-отправочных путей, путевых бесстрелочных участков, стрелочных секций, входящих в контролируемые маршруты (общая контрольная лампа путевого участка);
— замыкания маршрутов (белые лампы);
— открытия выходных и маневровых светофоров, входящих в контролируемые или пересекающие маршруты АРМ-ДНЦ;
— закрытого и открытого состояния входных светофоров;
— включения пригласительных сигналов;
-состояния блок-участков на перегонах;
— срабатывания устройств КГУ и УКСПС;
— контроля установленного направления движения на перегоне;
— отмены поездного и маневрового маршрута с занятого пути (групповая контрольная лампа);
— искусственного размыкания маршрута (групповая — режима и индивидуальные контрольные лампы путевых участков).
Для отображения отказов технического состояния устройств СЦБ, включаемых в систему телесигнализации, информация снимается со следующих контрольных ламп табло ДСП:
— выключения фидеров питания;
— неисправностей входного светофора;
— перегорания ламп выходных и маневровых светофоров (мигание белой лампы);
— контроля работы преобразователей, мигающих сигналов, батареи, перегорания предохранителей;
— срабатывания сигнализатора заземления;
— неисправностей перегонных сигнальных установок;
— закрытия и неисправности переездов.
В зависимости от типа устройств ЭЦ на станции перечень объектов контроля является индивидуальным для каждой станции, но при этом должны быть соблюдены основные принципы построения телесигнализации с применением устройств СПД-ЛП: для отображения поездной ситуации снимается минимально достаточное количество информации в соответствии с требованиями приложения к «Заданию на проектирование»; для отображения технического состояния устройств СЦБ снимается максимальное количество информации с контрольных ламп табло ЭЦ.
На основании списка объектов контроля составляется рабочая таблица объектов контроля, являющаяся исходным материалом для составления схем подключения контроллеров СЦБ. На основании рабочей таблицы составляются электрические схемы подключения контроллеров СЦБ и панелей резисторов, в соответствии с которыми выполняется монтаж аппаратуры.
Контроллеры устанавливаются в помещении ДСП (порядок их установки определяется при выполнении монтажных работ). Для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током при нарушении изоляции предусмотрено зануление корпусов приборов с помощью нулевых проводников питающей сети.
Эпоха новых скоростей
Компания модернизирует сети передачи данных
Мы на других платформах:
Другие новости по теме:
Первые лица
Генеральный директор АО «Федеральная пассажирская компания» Владимир Пястолов
Начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств Роман Цуканов
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов
Начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай
Начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев
Заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением Рашид Сайбаталов
Директор по энергетическому комплексу ОАО «РЖД» – начальник «Трансэнерго» Валентин Санько
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов
Начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов
Начальник Северной железной дороги Валерий Танаев
Сети передачи данных
Просмотры
Развитие сетей передачи данных на ж.-д. транспорте прежде всего обусловлено разработкой автоматизированной системы оперативного управления грузовыми перевозками (АСОУП) и автоматизированной системы продажи билетов и учета мест в поездах, а также общего управления пассажирскими перевозками («Экспресс»).
Различие в требованиях к этим системам, этапности их разработки, методах проектирования и внедрения привели к необходимости создания на ж.-д. транспорте двух относительно независимых сетей передачи данных (СПД): СПД в системе управления грузовыми перевозками и СПД системы «Экспресс». Одно из основных отличий в требованиях к этим сетям заключается в том, что СПД системы «Экспресс» должна обеспечивать диалоговое взаимодействие абонента (терминала кассира) с системой обработки в жестко регламентированные сроки (время реакции 3-5 с). СПД грузовыми перевозками главным образом обеспечивает обмен сообщениями между абонентами и системой обработки в менее жестком по времени режиме (десятки секунд и минут) и передачу сообщений и файлов при межмашинном обмене.
Вместе с тем автономия рассматриваемых сетей не является абсолютной, так как обе сети, например, при обмене информацией на межрегиональном уровне (ГВЦ МПС – ИВЦ, ИВЦ – ИВЦ соседних дорог) могут использовать каналы первичной сети связи, организованные в одних и тех же аналоговых или цифровых форматах передачи.
Исходя из структуры управления ж.-д. транспортом СПД грузовыми перевозками имеет трехуровневую структуру: уровень линейных предприятий, дорожный (региональный) уровень, сетевой (межрегиональный). Существующая СПД системы «Экспресс-2» имеет двухуровневую структуру: региональная терминальная сеть; межрегиональная магистральная сеть коммутации сообщений.
Содержание
СПД линейных предприятий
СПД линейных предприятий (СПД-ЛП) предназначена для автоматизированного съема, централизованного сбора, обработки, передачи и распределения по потребителям оперативной, в том числе диагностической, информации в реальном масштабе времени. По сети передаются данные о состоянии линейных технологических объектов, технических средств и систем автоматики, связи, энергетики; устройств контроля состояния подвижного состава на ходу поезда (ПОНАБ, ДИСК). Пользователями этой единой для всех служб сети являются работники службы движения (дежурные по станции, поездные диспетчеры, дежурные по отделению и т.д.), работники хозяйств энергоснабжения, сигнализации и связи и др.
СПД-ЛП строится на базе концентраторов информации (КИ) и линейных контроллеров (ЛК), подключаемых к концентраторам. В свою очередь к ЛК подключаются оконечные устройства контролируемых объектов. По своим техническим характеристикам СПД-ЛП относится к классу распределенных сетей с коммутацией пакетов и использованием для передачи информации выделенных телефонных каналов связи и линий оптической и радиосвязи.
Централизованный сбор, накопление и хранение первичной информации производится на общем сервере СПД-ЛП, включенном в локальную вычислительную сеть (ЛВС) центра сбора информации. В эту же ЛВС включаются АРМ пользователей СПД-ЛП (диспетчеры, дежурные и другие работники служб), которые получают необходимую им информацию из сервера СПД-ЛП.
СПД дорожного уровня
СПД дорожного уровня обеспечивают в пределах железной дороги (региона) обмен информацией между абонентами и системами обработки данных, решающими прикладные задачи управления перевозками и другими видами деятельности на ж.-д. транспорте. Основной системой, требующей непрерывного обмена информацией и создающей интенсивные информационные потоки, которые должна передавать СПД дороги, является АСУ перевозками (АСУП). Для обеспечения функционирования АСУП необходимо связать большие системы обработки данных (мейн-фреймы) в ИВЦ дороги с многочисленными АРМ, поставляющими оперативные данные о движении, дислокации и изменении состояния поездов, вагонов и грузов. СПД дорожного уровня может производить обмен информацией с СПД-ЛП, а также с локальными вычислительными сетями Управления дороги, отделений дороги, ЦФТО и т. д.
рывного обмена информацией и создающей интенсивные информационные потоки, которые должна передавать СПД дороги, является АСУ перевозками (АСУП). Для обеспечения функционирования АСУП необходимо связать большие системы обработки данных (мейн-фреймы) в ИВЦ дороги с многочисленными АРМ, поставляющими оперативные данные о движении, дислокации и изменении состояния поездов, вагонов и грузов. СПД дорожного уровня может производить обмен информацией с СПД-ЛП, а также с локальными вычислительными сетями Управления дороги, отделений дороги, ЦФТО и т. д.
АСУ сортировочной станции (АСУСС) и АСУ грузовой станции (АСУГС) также обмениваются информацией с ИВЦ дороги по выделенным телефонным каналам.
Отдельную группу абонентов СПД дорожного уровня представляют комплексные системы АРМ (КСАРМ) на станциях. В КСАРМ объединяются группы абонентов, использующих в своей работе общий сервер, функционально ориентированный на решение определенного круга задач управления перевозками. Обычно сервер КСАРМ выполняет также функции КИ, что позволяет абонентам КСАРМ производить обмен информацией с ИВЦ дороги (системой АСОУП и другими системами).
Скорость передачи данных в СПД дорожного уровня зависит от качества выделяемых телефонных каналов связи и типов используемых модемов и составляет от 1200 бит/с (модем V.23) до 28,8 кбит/с (модем V.34). Телефонные каналы для передачи данных организуются из первичной сети с аналоговыми или цифровыми системами передачи. Более высокую скорость передачи обеспечивают волоконно-оптические линии связи.
СПД сетевого уровня
СПД сетевого уровня осуществляет межрегиональный обмен информацией между ГВЦ МПС и ИВЦ железных дорог, а также между ИВЦ соседних дорог. Сеть построена на базе выделенных телефонных каналов связи.
Обмен информацией между ГВЦ и ИВЦ дорог осуществляется по каналам связи 2 типов: каналы с протоколами BSC (BSC-каналы) и с протоколом IP (IP-каналы). BSC-каналы организованы между ГВЦ и ИВЦ дорог, по ним передается информация, необходимая для функционирования всех прикладных задач и систем АСУЖТ. IP-каналы организованы между маршрутизаторами ГВЦ МПС и ИВЦ дорог и предназначены для обмена информацией между локальными сетями автоматизированной комплексной системы фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО), реализации электронной почты и общего обмена между серверами различных приложений дорожно-сетевого уровня. Скорость передачи данных в IP-каналах аналоговых систем передачи в зависимости от качества каналов и используемых модемов составляет от 9,6 до 28,8 кбит/с. В спутниковых IP-каналах связи скорость передачи составляет 64 кбит/с. В IP-каналах цифровых систем передачи, работающих по волоконно-оптическим линиям связи скорость передачи достигает 2,048 Мбит/с.
В СПД сетевого (межрегионального) уровня реализуется межмашинный обмен информацией между ИВЦ соседних дорог. По выделенным телефонным каналам передаются данные о составе поездов (телеграмма-натурные листы поездов), переходящих с одной дороги на другую, а также другие сообщения, обеспечивающие ведение поездных и вагонных моделей на уровне дороги.
СПД системы “Экспресс-2″
СПД системы “Экспресс-2″ [1] состоит из региональных терминальных сетей и межрегиональной магистральной сети коммутации сообщений. В каждом регионе, где установлена система «Экспресс-2» (практически все ИВЦ дорог РФ), создается терминальная сеть передачи данных, обеспечивающая обмен информацией между терминалами пунктов продажи билетов и вычислительным комплексом
системы «Экспресс-2» в режиме «запрос-ответ». Все терминалы подключены к коммутатору каналов, который через модем и выделенный телефонный канал или физическую линию организует канал передачи данных между терминалом и вычислительным комплексом (ВК) системы «Экспресс-2». ВК через коммутатор проводит циклический опрос терминалов и при готовности какого-либо из них к передаче осуществляет выборку информации из этого терминала. После обработки выбранной информации в ВК ответ передается на данный терминал. При этом канал передачи данных между терминалами и ВК устанавливается на все время передачи запроса от терминала в ВК и выдачи ответа в обратном направлении. Межрегиональная СПД с коммутацией сообщений «Экспресс-2» основана на соединении региональных ВК между собой телефонными каналами. Топология сети предусматривает связь не менее, чем с двумя другими региональными системами, чтобы обеспечить возможность передачи сообщений по обходным путям при отказе основных каналов связи. «Экспресс-2» обеспечивает:
Функционирование СПД межрегионального уровня обеспечивается набором программ «NETWORK», реализующим в региональных ВК функции узлов коммутации сообщений с использованием адаптивных методов маршрутизации для выбора наиболее оптимальных путей передачи сообщений по сети с учетом состояния (исправности, загрузки и т.д.) ее узлов и каналов связи.