Сетевой культурный проект что это такое
Сетевые проекты как инновационная форма продвижения книги и чтения в школьной библиотеке
«Чтение есть создание собственных мыслей
при помощи мыслей других людей»
Н.Рубакин
Падение престижа чтения сегодня — общемировая тенденция и характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. «Снижение читательской активности современных подростков принято считать влиянием Интернета. Использование информационно-коммуникационных технологий практически заменило время общения с книгой. Поэтому условием успешной деятельности библиотек в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве» [4]. Соответственно, сегодня перед школьными библиотеками стоит проблема поиска новых технологий и инструментов, создающих условия для активного включения детей в процессы интенсивного, творческого чтения, критического осмысления прочитанного, его анализа и оценки, использования полученных сведений для решения различных учебных и внеурочных проблем. На решение названных задач нацеливают и документы, принятые в РФ, в том числе Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007-2020 гг., утвержденная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом [1].
«При этом миссия библиотеки – привлечение к чтению – не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал. Новейшие информационные технологии способны развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему, делают библиотеку более привлекательной для так называемого «цифрового поколения», и позволяют библиотекарям организовать увлекательную современную читательскую деятельность, активно вторгаясь в интернет-пространство, помогая детям ориентироваться в литературном потоке, оставляя при этом чтение на первом месте [4].
Наиболее перспективных направлений работы со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий, таких как вики, блоги, форумы для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов. Использование сервисов Веб 2.0-блог позволит продвигать чтение, формировать навыки групповой работы и сотрудничества, формировать навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников [2].
Одним из эффективных инструментов, использующиеся в последнее время для продвижения чтения — социальные сети. Положительное в социальных сетях то, что в них присутствует живое общение, возможность иметь постоянный контакт со своими посетителями, моментальный обмен новостями, сообщениями и мнениями. Поэтому сегодня в библиотечной среде для привлечения к чтению проводятся сетевые проекты.
Сетевые проекты — это пока еще нетрадиционная и во многом инновационная форма работы библиотек [3]. Надо отметить, что сетевые проекты, являясь одним из важных инструментов активизации читателей, помогают привлечь детей к чтению, развить их читательские навыки, освоить новые информационные технологии и совместить это с традиционным чтением.
Площадкой для подобных проектов являются библиотечные сайты, блоги, социальные сети. Они позволяют не только дать доступ к той или иной информации, но и вызвать у детей побуждение к чтению, а библиотекарю возможность организовать увлекательную современную читательскую деятельность. В итоге дети и подростки приобретают умения: анализировать информацию; использовать оптимальные методы свёртывания информации; обобщать информацию; умение представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание проблемы через создание интерактивных плакатов, облаков слов, электронных читательских дневников, буктрейлеров. Один из сервисов Googlе –Googlе-карты–также позволяет существенно обогатить работу с отраслевой и художественной литературой, организовать виртуальные экскурсии и путешествия по маршрутам писателей, поэтов и литературных героев.
Что же такое «Сетевой проект»? Под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [7].
Мы под сетевым проектом понимаем такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.
В сетевом проекте все учатся: и координаторы, и дети. Поэтому – здесь каждый становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе.
Этим проектом предусмотрены разные подходы к чтению – чтение печатного и электронного текста, работа с текстами разных жанров и стилей, самостоятельная творческая деятельность. Так, первый этап основывался на работе с текстами сказок, на основе которых требовалось создать презентацию «Волшебные сказки». Перед участниками не ставилась специальная задача прочитать тексты, но на их основе нужно было создать словарик волшебных слов, написать волшебное письмо, что без прочтения текстовых материалов сделать было невозможно. Стоит отметить, что учащимся были наиболее интересны такие формы работы как: путешествие «По дорогам волшебных сказок», выставка чудес, создание книги волшебных сказок, составление синквейна, подготовка и проведение презентации.
Разнообразие конкурсных этапов требовало новых форм работы. С помощью викторины в интернете активизировалось чтение художественной литературы у детей. Ребята читали сказки, разгадывали викторины, освоили графический редактор, в котором рисовали рисунки к произведениям. Дети, которые не участвовали в проекте ранее, изучили сайт и активно приняли участие в очередном проекте. И нужны были новые подходы для организации игры.
Каждое из заданий требовало критического осмысления содержания художественного текста и обращения к дополнительной литературе: справочникам, словарям. Данные задания были призваны развить у детей основы смыслового чтения и критического мышления. (5). Например, проект «Удивительный живой мир сказок – несказок В. Бианки» полностью основан на работе с текстом сказок и был ориентирован на развитие навыков смыслового чтения. В данном проекте привлечение к чтению достигалась посредством заданий, которые строились так: предлагалось сочинить сказку по композиции, составить фоторобот главного героя, узнать, кем он является в окружающем мире, составить синквейн, кроссворд. Ребята сочиняли собственные сказки, из которых потом создали сборник-презентацию «Путешествие в сказку». На последнем этапе проекта участники размещали свои сказки и всю информацию на сайте, читали сочинения других команд и писали на специальном форуме отзывы о них. В ходе проекта было создано много сказок, и, как результат: прочитаны все сказки, а создание на основе текстов коллективного продукта потребовало от участников умения не только находить информацию, но и анализировать, синтезировать полученный материал.
При разработке заданий проекта использовались проблемные вопросы, метод трансформации содержания текста из одной знаковой системы в другую, игровую методику. Конечно, все эти методы реализовались в логике проекта. Например, проект «Хранители жизни», цель которого научить слышать, чувствовать и понимать красоту природы не только через личные наблюдения, но и посредством литературы, проведён в форме путешествия. Форма путешествия была выбрана не только в качестве игрового элемента, но и в качестве средства мотивации к получению ответов через тексты книг. Почему «Лес – врачеватель» и «Красная книга — сигнал тревоги»? Учитывая, что найденную в тексте информацию необходимо было всё время преобразовывать то в ментальную карту, то в маршрут литературного героя, то в интерактивное задание, формировало у участников потребность в овладении процедурами смыслового чтения.
Метод сетевых проектов даёт возможность детям активно проявить себя в системе общественных отношений и реализуется в проекте через создание коллективных продуктов, общение на форумах, взаимодействие внутри команд и на внешних площадках. Каждый участник может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание развития каждого участника.
Учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя).
Таким образом, в деятельностной среде проекта происходит ненасильственное привлечение к чтению. Организаторы проекта создают ситуацию, в которой у детей появляется личная потребность прочитать книгу, обсудить ее. В сетевых библиотечных проектах обращение к литературе происходит в игровой форме, что позволяет непринужденно активизировать читательскую деятельность, естественным образом наращивать уровень читательских компетенций, потому что чтение рассматривается учеником как необходимое условие решения познавательных и занимательных задач, что и подтверждает слова Э.А.Орловой: «Большая часть соответствующих знаний и навыков приобретается через чтение» [6].
Кроме того, сетевой проект позволяет совместить ценностные предпочтения разных поколений: старшего (чтение, книга) и молодого (интернет-серфинг). Проекты могут стать инструментом сохранения культуры чтения, читательского опыта разных поколений. Использование сетевых проектов в библиотечной практике затруднено многими факторами: неподготовленностью библиотекарей к данной форме работы, нерешенностью многих теоретико-методических проблем восприятия электронного текста, недостаточной продуманностью заданий, отсутствием четких индикаторов результативности сетевой проектной деятельности и т.д. Однако все это преодолимо. Дальнейшая теоретическая проработка технологии сетевого проектирования и экспериментальная работа школьной библиотеки позволит превратить сетевые проекты в наиболее результативный и любимый школьниками инструмент активизации чтения и приобретения новых читательских компетенций [3].
Сетевые проекты становятся приметой нашего времени. Происходит это в связи с активным освоением библиотекарями интернет-пространства. Это пока еще нетрадиционная и во многом инновационная форма работы. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Метод сетевых проектов даёт возможность детям активно проявить себя в системе общественных отношений и реализуется в проекте через создание коллективных продуктов, общение на форумах, взаимодействие внутри команд и на внешних площадках. Каждый участник может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание развития каждого участника учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя)
Список литературы
1. «Национальная программа поддержки и развития. » library.ru1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s
2. Гусевская Е.В. Блог школьного библиотекаря в информационном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 151–156. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56606.htm.
3. Е.В.Качева, 2016, No 3, с. 46–5151.
4. Колесникова О.Г. Продвижение книги и чтения в электронной среде [Электронный ресурс]//–Режим доступа: http://unatlib.ru/librarians/methodical-materials/informational-and-analytical-materials/briefs/2545-prodvizhenie-knigi-i-chteniya-v-elektronnoj-srede
5. Мухамадеева Л.И. Сетевые образовательные проекты как механизм продвижения чтения детей и подростков / Л.И.Мухамадеева // Школьная библиотека. – 2018. –No 3. – С. 54.
7. Е.С.Полат. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с. — ISBN 5-7695-0811-6.
Сетевой культурный проект что это такое
ШКОЛА ПРОЕКТОВ
Сетевые проекты
Я являюсь создателем, координатором команды учителей и учеников для реализации междисциплинарных сетевых проектов. На сегодняшний день с командой учителей разных дисциплин разработаны и реализованы междисциплинарные проекты:
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятель ности
Инструкция «Визитка в гугл+»
Макарова Ольга Викторовна учитель ИЗО и технологии МАОУ «Гимназия №56» г.Ижевск.
Требования, которыми должен обладать сетевой проект. В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)
Планирование сетевого проекта
Чтобы разработать сетевой проект, необходимо определить: общую тему, в рамках которой будет проводиться проект, актуальность проекта, т.е. зачем он нужен;название проекта как предмет ученического исследования или другой их деятельности; сроки реализации проекта; состав участников; цели проекта, основные задачи, направления, из которых складывается проект, этапы проекта с конкретными предполагаемыми результатами.
Затем необходимо описать ключевые элементы проекта; ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения; перечень основных образовательных продуктов, ожидаемых на отдельных этапах и в итоге проекта; критерии оценки результатов проекта по каждому его направлению и в целом.
Планируем сетевой проект.
Планирование сетевого проекта включает следующие шаги.
Шаг 1.Опре деление темы, в рамках которой собираетесь проводить сетевой проект.
Шаг 2. Определение примерной структуры проекта.
Шаг 3. Формулировка проектных заданий.
Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Подготовьте проектные задания, при выполнении которых возможно:
Шаг 4. Разработка критериев оценивания этапов проекта.
Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или иного вида деятельности:
При подготовке материалов использована литература:
Сетевая культура и шестая коммуникативная революция
Мы с вами, как биологический вид, стали свидетелями и участниками уже четырёх (по крайней мере, описанных в литературе) коммуникативных революций.
В процессе долгого “мычания”, использования мимики и жестов мы всё-таки выработали устную речь, договорились о привязке звуков к смыслам — объектам реального мира. Родилась устная культура.
Потом мы долго изобретали способ и формы фиксации устной речи, появилась писменность. Естественный язык стал основным средством общения и передачи информации. Родилась письменная культура. Это два.
Буквально не так давно один из лучших представителей нашего вида изобрёл печатный станок, и не единицы, но уже огромные человеческие массы совершили переход к писменной культуре.
А совсем недавно изобрели телефон, телеграф, телевидение, компьютер, сеть Интернет, что стало началом эпохи цифровой культуры. Четыре.
Удивительно, но факт, что последние две революции произошли благодаря совершенствованию технологии передачи сигнала от отправителя получателю.
Позволю себе продолжить список революций и скажу, что пятой стал переход от web 1.0 к web 2.0 и 3.0, ознаменовав собой рождение «сетевой культуры». При этом сам термин (статус?) этого перехода не столь важен, важнее те действительно глобальные изменения в обществе, которые обозначились и начали нарастать с удивительной скоростью.
Если коротко, то первые социальные сети, в привычном для нас понимании, появились в самом конце 90-х годов в Северной Америке. Это англоязычный ЖЖ и Classmates, который, кстати, ещё жив и посещаем. Аналогом последнего сервиса начавшейся эпохи web 2.0, перетёкшей в web 3.0, в рунете стала социальная сеть Одноклассники.
Сами термины web 2.0 и web 3.0 появились несколько позже, обозначая тенденцию развития Интернета — появление сообществ и большого числа сервисов, предлагающих объединяться в сообщества, группы по интересам, географическим принципам, общей биографии и так далее; создавать контент, а не быть пассивным его потребителем, создавать качественный контент. Настала эра user generated content.
Только за первые шесть нулевых лет появились такие сегодняшние гиганты как Facebook, LinkedIn, My Space, а также кириллический ЖЖ, Одноклассники и ВКонтакте в русском сегменте сети.
И разрослись «этисети» настолько быстро, что сейчас пойман и состоит каждый третий житель Земли (по крайней мере, является пользователем фейсбука). И будет правдой (или в скором времени ей станет), что каждый пользователь Интернета является пользователем какой-либо социальной сети как минимум. Чем не коммуникативная революция?
Но это только количественная сторона вопроса. Если смотреть на этот феномен с позиции качественных изменений, то можно сказать, что произошли очень серьезные сдвиги в общественном сознании, структуре массовых коммуникаций, особенностях межличностных и групповых коммуникации, психологии Интернет-человека. Обозначу коротко и лишь некоторые аспекты, обсуждение же их – тема для целой серии статей.
• Поменялось сознание, а именно восприятие человека.
Еще Макклюэн в прошлом веке заметил, что если печатные средства создают линейный принцип кодификации и восприятия мира, то электронные медиа обусловливают мозаичный принцип восприятия мира.
Для нас нынешних это очевидно. Разные медиа создают разный “образ” мира, приследуя интересы разных групп (государства, бизнеса, политических партий и тд). Но в отличие от наших мама и пап с их подписками на печатные издания, а также эры «телесмотрения», мы можем переключаться между вкладками браузера и видеть разницу формируемых “картинок”, можем получать объективную информацию о событиях, находя материалы незаинтересованных очевидцев. Да что там – сами можем стать источником новостного контента.
• Вертикальная система коммуникаций уходит в прошлое, уступая место горизонтальным связям
До 20 века революционеры пользовались одним единственным но верным средством – они разрушали сложившиеся в обществе вертикальные связи, заменяя их новыми. Сегодня даже на баррикады лезть не надо. Человечество уже фрагментировано до отдельно взятого человека, подключенного к сети Интернет, социальной сети, и теперь нужно только уметь наблюдать поведение этого фрагмента, собирать данные. «Умные машины» на основе наблюдений создадут вероятностные сценарии поведения, смогут смоделировать, запрограммировать поведение этого фрагмента, давая то, что ему нужно и направляя его внимание.
• Появился специальный язык сетевого общения.
Помните старые “преведы-медведы”, “афтор жжот”? И он постоянно развивается. Нынешние «стопицот», «хайпить», «шерить»,«азаза», «хейтер» понятны уже только активным пользователям Интернета, соц.сетей. В английском есть свои примеры, равно как и в других языках. С точки зрения лингвистики это сленг. И появление сленга свидетельствует о возникновении культурного феномена в обществе. В сетевом обществе.
Сенсорная недостаточночность сетевого общения приводит к ошибкам атрибуции: мы не всегда правильно можем интерпертировать текстовое сообщение, так как не хватает невербальной информации: мимики, тона голоса, взгляда, жестов. И уже взависимости от нашего собственного состояния наделяем контент автора смыслами и намерениями. И пресловутые “эмоджи” нас не выручают, ведь смайлик может означать иронию, сарказм, сочувственную или дружественную улыбку.
• Человек стал контентом
Одно дело, когда вы общаетесь в соцсетях со своими друзьями и встречаетесь с ними лицом к лицу в реальной жизни. А если бОльшая часть общения происходит онлайн? Если вы никогда не видели человека, но подписались на его новости? Тут возникает интересный феномен: любой текст (и этой статьи в том числе) оспорить лекго, ум хитёр и изворотлив, и доказать, равно как и опровергнуть, можно всё что угодно (вспомним Канта). С человеком-текстом, человеком-контентом общаться можно как угодно — сотрадание и сопереживание стремятся к нулю, отсюда – в том числе — явление подстрекательств подростков к самоубийствам через соц.сети, троллинг. Да и простая “виртуализация” живого человека. Он больше не из плоти и крови, он – герой рассказа, а значит – ненастоящий.
Теперь каждый с легкостью спецагента из голивудского фильма может обзавестись новой личностью. Создайте хоть 100 акаунтов с разными фотографиями, именами, данными и делайте, что хотите. Хорошо, когда это отражает многогранность интересов пользователя и его внутреннего мира. Или в терапевтических целях: вы взяли имя любимого с детства героя кино или романа. А если нет? Это очень показательно для дейтинг-сервисов. Процветает фейковая индустрия и в фейсбуке.
Полагаю, приведенных количественных и качественных показателей для обозначения перехода от web 1.0 к 2.0 и 3.0 «Пятой коммуникативной революцией” достаточно. Хотя вопрос, конечно, открыт для осмысления, наблюдения Интернет-практиками, социологами, психологами, лингвистами, философами.
Но дальше ещё интереснее.
Искуственный интеллект уже стал частью нашей жизни, пока не в планетарном масштабе, но всё к этому идет по аналогии с развитием социальных сетей. И разработки на базе ИИ для Интернет-среды создают совершенно новые виды и типы коммуникаций.
Сейчас помимо так назваемых “cutting edge technology” (big data, блокчейна, нейронных сетей, крипты, предикативной аналитики) активно развивается прикладное направление кибернетики – искуственный интеллект и машинное обучение, применяемое именно в Интернет-среде, в онлайн-сервисах.
Хотя часто между терминами ИИ и машинное обучение ставят знак равенства, но это не синонимы. Разработки ИИ могут обладать способностью к самообучению на основе обработки большого массива данных (машинное обучение), но могут быть созданы по четко заданным алгоритмам для выполнения узкой задачи и не иметь такой способности.
Яркий пример такого рода разработок — Watson от компании IBM. И текст, и речь, и голос и картинки распознает, и чатится, и учится, и обучает, только что утром кофе не варит.
Социальная сеть Фейсбук встроила технологию обработки естественного языка и выделение «объектов» в речи (чуть больше 20 языков уже, но русского пока нет) в свой мессенджер.
Также для сети Фейсбук создан специальный сервис, помогающий издательствам (а вскоре и компаниям) размещать свой контент с невиданной до нынешнего момента эффективностью. Разработка ИИ, обладающая способностью к самообучению, создает уникальный для конкретного издания портрет целевой аудитории и адаптируется к алгоритму Facebook в режиме реального времени. Ждём версии для компаний!
Совсем недавно в России появилась первая умная социальная сеть для бизнеса, использующая разработки ИИ. Сочетает в себе все возможности профессиональной социальной сети и инструмента для проектной работы. Очень своевременно, я бы сказала, блокировка LinkedIn в России не закрыла, но усложнила пользователям путь к международному профессиональному коммьюнити.
А вариаций на тему олдскульной собеседницы «Элизы» Джозефа Вейзенбаума уже уйма! В медицине, образовании, страховании, рекламе, HR. Японцы уже выпустили «виртуальную жену». Контекст «философского общения» изменили на контекст «рекомендаций» и заработало. Нынешний чат-бот — не просто программа, имитирующая разговор, а система, пытающаяся предсказать наилучший ответ для своего собеседника. Лучшие из них пытаются использовать “эмоциональный интеллект” и подбирать тон ответа клиенту, чтобы вызвать его расположение. В общем, чат-бот вам в слот.
В список проектов, прошедших акселератор ФРИИ в 2018, вошёл Elpis.Global. На основе алгоритмов машинного обучения и обезличенной базы данных медицинских анализов от лабораторий-партнеров помогает врачам быстрее и точнее ставить диагноз.
Теперь не только человек взаимодействует с человеком в Интернете, но и «машина» взаимодействует с человеком. Напрямую, как в случае с чат-ботами, и косвенно – как в случае с другими примерами, «искусственный интеллект» берет на себя функции человека, «невидимо» действуя и сильно расширяя возможности последнего. Зарождается культура абсолютно нового типа общения. Сетевая культура теперь содержит 2 типа коммуникативных горизонтальных связей: HI+HI и AI+HI. (HI — human intelligence)
И конкуренцию user generated content (ugc) теперь составляет «artificial intelligence generated content» (AIgc). Гугловская Magenta пишет музыку, японский AI написал новеллу и прошел первый отборочный тур в национальной литературной премии в 2016 году.
Шестая коммуникативная революция?
Да уже бог бы с ними, с названиями. Что дальше то? Человек-автор умер? Умрёт? Когда? Кто теперь общается с вами в skype/telegrame/viber? Как поменяется и уже меняется наше восприятие, чувства? Не станет ли AI-жена альтернативой полноценных отношений? К чему это приведёт? Существует ли, нужна ли специальная этика в отношении artificial intelligence? Этично ли послать чат-бота на ***? Будем ли одушевлять машину-собеседника, как одушевляем плюшевые игрушки в детском возрасте? А наши дети через 10-15 лет будут? Не будут ли наши внуки воспринимать нас “простейшими версиями чат-ботов”?
Какие современные профессии исчезнут по мере передачи функций «умной машине»? Бухгалтер, личный помощник, hr, преподаватель, консультант? Какие новые навыки нужны для освоения AI и внедрения в повседневную жизнь?…
Спасибо за время и внимание.
Это интересно. Будем думать.
Лана Минина
консультант по digital-коммуникациям
исследователь виртуальной реальности и массовых коммуникаций