Сетевой маркетинг млм что это
Что такое МЛМ. Объясняем простыми словами
МЛМ (MLM, расшифровывается как multilevel marketing — многоуровневый или сетевой маркетинг) — система прямых продаж, при которой компания не ждёт, пока клиент заинтересуется товаром и совершит покупку, а привлекает независимых продавцов (дистрибьюторов), как правило, из числа собственных клиентов, которые связываются с покупателем напрямую, помогая получать новых клиентов и дистрибьюторов.
Проще говоря, сетевой маркетинг — это схема распространения товаров или услуг. Она основана на привлечении людей, которые становятся дистрибьюторами и сами в дальнейшем могут привлекать новых покупателей и партнёров. Чем больше людей они вовлекут в многоуровневую структуру «под ними», тем выше их заработок.
Участники дистрибьюторской сети получают доход в виде процентов за реализацию продукции и различных бонусов, которые зависят от объёма продаж набранной ими партнёрской команды.
В МЛМ-бизнесе дистрибьюторы ищут клиентов в основном самостоятельно: обзванивают знакомых, организовывают мастер-классы или создают группы в социальных сетях. Это называется прямыми продажами.
Внешней рекламе, как правило, отводится второстепенная роль. Это позволяет снизить рекламные расходы на привлечение покупателей и направить эти деньги на выплаты дистрибьюторам.
Пример употребления на «Секрете»
«Компания Desheli «изобрела» не только «интеллигентные» кристаллы. Владельцы придумали для своего бизнеса специальный термин — «торгово-уровневый маркетинг» (TLM). Это нечто среднее между сетевым маркетингом (MLM), традиционным бизнесом и франчайзингом».
(Из материала 2014 года о бизнесе продавцов косметики.)
Нюансы
Продавцы из МЛМ-сегмента не трудоустраиваются в компанию, а работают в качестве независимых предпринимателей. При необходимости они могут открыть офис, создать сайт или группу в соцсетях для продажи товаров и даже подключить онлайн-кассу. У таких работников нет стабильной фиксированной зарплаты, больничных и отпускных. В свою очередь, компания предоставляет дистрибьютору продукцию, рекламные материалы, обучение и тренинги, которые помогают грамотно предлагать товары клиентам.
В МЛМ вместо рекламы — рекомендации простых людей, вместо магазинов — каталоги и сайты, вместо начальства — наставники. Выплачивая вознаграждение за продажи и формируя сеть партнёров, сетевые компании экономят на логистике и рекламе.
Часто МЛМ-бизнес совмещают с основной работой — это удобный вариант для пенсионеров и женщин в декрете. Обязательства перед фирмой и клиентами существуют, но система наказаний отсутствует. Агенту не могут объявить выговор за прогул, поскольку формальный рабочий график у дистрибьюторов обычно отсутствует. Если сетевик будет плохо работать, он просто ничего не заработает.
У сетевых компаний есть кодексы, в которых прописаны внутренние правила ведения бизнеса. В большинстве случаев распространителям строго запрещается работать в точках оптово-розничной торговли, например в киосках и на рынках. За такое нарушение с дистрибьютором могут прекратить сотрудничество. Некоторые фирмы запрещают взаимодействовать с конкурентами. Агент может быть представителем только одной МЛМ-компании, или его исключат из бизнеса.
Практика
Многоуровневый маркетинг применяют в различных направлениях бизнеса. Его используют компании, которые специализируются на продаже косметики (Oriflame, Avon, Mary Kay, Faberlic), бытовой техники и посуды (Kirby, Tupperware), нелекарственных средств (Vitamax, Infinitus) и т. д.
Свыше половины общего оборота МЛМ-бизнеса приходится на рынки Азии. Страны-лидеры — Китай и США, оборот двух этих стран выше российского в 14 раз. Самый популярный сегмент в МЛМ — красота и здоровье (около двух третей всех мировых продаж сетевых компаний). Для 55 млн человек сетевой бизнес — основной или дополнительный источник дохода. Три из четырёх дистрибьюторов — женщины.
Критика
У многих россиян ещё с 1990-х годов сложилось негативное отношение к сетевому маркетингу: представители МЛМ-бизнеса до сих пор зачастую ассоциируются в сознании граждан с финансовыми пирамидами.
Финансовые пирамиды, за создание которых в России предусмотрена уголовная ответственность, тоже часто работают по системе сетевого маркетинга. Но если основная идея в МЛМ — продать реальный товар, то в пирамидах — постоянно набирать новых участников, за счёт вложений которых идут выплаты тем, кто пришел в пирамиду раньше.
Кроме того, многих раздражает, когда знакомые сетевики активно продвигают им свою продукцию, поскольку возникает впечатление, что они навязываются.
Сетевикам приходится приобретать много продукции, в то время как рынок МЛМ быстро насыщается. Компании требуют от сетевика закупать минимальное количество товаров, поэтому, если продажи идут слабо, могут появляться излишки, которые будут копиться и портиться. В компаниях, где дают вознаграждение в виде скидок, агент вынужден закупать товары, чтобы использовать эти скидки.
На рынок прямых продаж также негативно влияет маркировка, которая с 1 декабря 2019 года стала обязательной для ряда товаров, включая парфюмерию. Это влечёт дополнительные затраты, а также сложности с реализацией — например, в части изготовления пробников парфюмерии.
Сетевой маркетинг
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Объявления о поиске мифических «помощников руководителя», Instagram-аккаунты мам в декрете, заработавших на мерседес «не выходя из дома», фитнес-модели, продающие биодобавки. Чуть раньше — чудо-пылесосы, гербалайф, каталоги с косметикой.
Сетевой бизнес пришел в Россию в 90-е годы и получил распространение в 2000-е. Многие слышали, но до сих пор имеют смутное представление о том, что такое сетевой маркетинг на самом деле. Расскажем простыми словами о принципах работы сетевиков, отметим сильные и слабые стороны сетевого бизнеса, сделаем выводы о том, можно ли заработать на млм.
Что такое сетевой маркетинг
Сетевой маркетинг (multilevel marketing, MLM, млм) — это модель продвижения товаров от производителя к потребителю без привычных посредников в виде розничных магазинов. Сбытом продукции сетевых компаний занимаются агенты – дистрибьюторы. Они закупают товар по специальным ценам и продают его своим знакомым.
Дистрибьюторы сами разрабатывают план продвижения: они могут рекламировать и продавать продукцию где и как угодно. Наиболее активно сетевой маркетинг развивается в интернете, а млм-продажи стали одним из самых популярных способов удаленного заработка.
Помимо получения дохода от личных продаж, дистрибьюторы могут привлекать партнеров. Когда дистрибьютор набирает новых сотрудников, он становится их наставником: знакомит новичков с продукцией, делится рабочими техниками продаж в млм, курирует работу всей команды. Основной мотивацией для привлечения и обучения новых агентов служит процент прибыли от совершенных ими продаж, который получает дистрибьютор.
Каждый новый сотрудник тоже формирует свою команду. Тот, кто пришел в бизнес раньше, получает процент с объема продаж всех привлеченных им самим или его партнерами агентов. Постепенно получается многоуровневая «сетка» из продавцов-дистрибьюторов.
Сетевой бизнес использует разные схемы вознаграждения и продвижения сотрудников по карьерной лестнице. Чаще всего переход агента на более высокий уровень дохода происходит при достижении определенного объема продаж самим дистрибьютором и его командой за контрольный период.
Общим принципом для всех компаний с многоуровневым маркетингом является стимулирование прямых продаж и расширение рынка сбыта за счет вовлечения в бизнес как можно большего числа людей.
Рассмотрим плюсы и минусы сетевого маркетинга как бизнес-модели и как способа заработка для отдельных людей.
Сильные и слабые стороны сетевых компаний
Сетевой бизнес не случайно набирает обороты. С развитием социальных сетей и интернет-торговли постепенно расцветает сетевой маркетинг. Люди реже ходят за покупками в розничные магазины и доверяют рекомендациям знакомых больше, чем рекламе по телевизору. Прямые млм-продажи в интернете, основанные на доверии дистрибьютору, отвечают этим тенденциям.
Сетевые компании делегируют задачи по привлечению покупателей непосредственно продавцам, избегая затрат на рекламу и торговые площади. Это позволяет продавать качественную продукцию по относительно низким ценам.
Главное для владельцев бизнеса с многоуровневым маркетингом – правильно разработать систему мотивации дистрибьюторов, доходы которых будут расти вместе с объемом личных и командных продаж. Для партнеров расписывается так называемый «маркетинг-план», который наглядно демонстрирует выгоду продавать больше.
Млм-бизнесу проще сформировать пул лояльных клиентов, чем компаниям с привычными маркетинговыми схемами. Основной принцип сетевого маркетинга – сбыт товаров знакомым — сам по себе подразумевает доверие покупателей и имеет большой потенциал повторных продаж.
В условиях экономического кризиса сетевой маркетинг часто становится для людей дополнительным источником заработка, способом подстраховаться на случай снижения доходов или потери работы. Поэтому сетевые компании проще переживают кризисные времена.
Есть у сетевых компаний и слабые стороны. В первую очередь это имиджевая составляющая. Общество неоднозначно относится к млм-бизнесу. Многоуровневый маркетинг сравнивают с пресловутыми финансовыми пирамидами, кого-то настораживает «сектантский энтузиазм» агентов по продажам, а многие просто несерьезно относятся к «бизнесу для домохозяек».
Проблемы нередко возникают в области правового регулирования деятельности сетевых компаний. Это в первую очередь касается нюансов налогообложения и лицензирования млм-деятельности, обмена и возврата товаров, реализованных посредством прямых продаж, правового статуса агентов.
Плюсы и минусы сетевого маркетинга для дистрибьюторов
Согласно исследованиям Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (World Federation of Direct Selling Associates — WFDSA), в мире около 120 миллионов человек работают в сетевом бизнесе. Для 55 миллионов из них млм-продажи служат основным источником дохода. Но сетевой маркетинг подходит далеко не всем.
Большинство рассматривают сетевой бизнес как способ подработки. Чаще всего агентами становятся люди, не имеющие возможности работать полный день – студенты, мамы с грудными детьми, начинающие специалисты с частичной занятостью. Это объясняется возможностью самостоятельно выбирать график работы, партнеров, темпы развития в сетевом маркетинге. По данным WFDSA, 90% агентов тратят на эту работу меньше 30 часов в неделю.
Чтобы стать сетевиком, не требуется крупных финансовых вложений. Обычно млм-компании устанавливают для начинающих агентов несложные требования: купить товары на определенную сумму, посетить несколько обучающих тренингов (часто бесплатных), выполнить минимальный план продаж.
На начальных этапах можно не бояться остаться один на один с проблемами. Агенты, которые не имеют опыта в сфере продаж, проходят обучение и всегда могут рассчитывать на помощь коллег. Ведь от успеха одного человека во многом зависит результат всей команды.
Дистрибьюторы, которые нацелены на более серьезный заработок в сетевом бизнесе, рассматривают млм-продажи как форму частного предпринимательства и имеют возможность неограниченного финансового роста. Если получится сформировать успешную команду, то в будущем можно получать растущий в геометрической прогрессии пассивный доход.
Все это кажется привлекательным, но минусов у работы в сетевом маркетинге не меньше. За громкими словами об открытии бизнеса без вложений и картинками красивой жизни стоит серьезный труд.
Не у всех хватает смелости и терпения продать даже стартовый объем продукции. На фоне обещаний легких денег люди часто не осознают, что придется учиться продавать, часто слышать отказы, вести клиентскую базу, оттачивать навыки ведения переговоров, заключать сделки с новыми дистрибьюторами, заниматься продвижением товаров. Как в любой другой сфере, в эту работу нужно вкладывать время и силы.
Если начать зарабатывать все-таки удастся, то доход станет стабильным не сразу. Первые месяцы, а может даже годы, сетевой бизнес можно рассматривать только в качестве дополнительного финансового источника. У начинающих агентов заработок зависит прежде всего от объема их личных продаж. Сегодня заказы есть, а завтра их может не быть.
У дистрибьюторов нет никаких социальных гарантий, которые дает обычное трудоустройство. Агенты сетевых компаний официально не являются их сотрудниками. Отношения регулируются не трудовым кодексом, а гражданским. То есть дистрибьюторы не получают денежных компенсаций по больничным листам и у них нет ежегодных оплачиваемых отпусков.
Многие компании используют специфические методы мотивации сотрудников. Наставники заинтересованы получить процент с продаж и могут оказывать психологическое давление на новичков. В рабочих чатах, на тренингах, деловых встречах нередко публично обсуждаются успехи и провалы коллег. Агентам могут быть поставлены труднодостижимые цели «ради общего успеха». Не все могут выдержать такую психологическую нагрузку.
Можно ли заработать на млм в России
Если отнестись к сетевому маркетингу как к личному бизнесу, разработать тактику продвижения товаров и стратегию продаж, сформировать сильную команду партнеров, то можно даже разбогатеть. По данным Success Magazine, 20% миллионеров США заработали состояние именно благодаря сетевому маркетингу. Вот только в США в прямых продажах работает каждый двадцатый, а сама индустрия имеет большую историю.
Российский млм-рынок начал формироваться только в 90-е годы прошлого века, и сейчас его годовой оборот меньше американского в 14 раз (данные WFDSA). Финансовый аналитик ИК «Фридом Финанс» Александр Осин считает, что нынешний показатель оборота российских сетевых компаний может быть гораздо выше, потенциал отечественного сетевого бизнеса реализован меньше чем наполовину.
Относительно низкие темпы роста российского млм-рынка объясняются негативным отношением россиян, которые помнят об агрессивных и не всегда честных методах продвижения сетевых компаний. Однако сейчас на смену прошлому поколению в сетевой маркетинг постепенно приходят миллениалы, которые относятся к нетрадиционным способам ведения бизнеса гораздо лояльнее. Они готовы вкладываться не только ради заработка, но и ради личностного роста, возможности не зависеть от работодателей, учиться новому.
Новый виток развитию сетевого бизнеса в России дал законопроект о специальном налоговом режиме для самозанятых граждан. Он дает дистрибьюторам возможность сделать свой доход официальным, вести безналичные расчеты и бухгалтерию.
По данным специализированного издания Besuccess, сейчас в России функционирует 130 млм-проектов. Одна российская компания входит в сотню крупнейших сетевых компаний мира – Faberlic (25 место, DSN Global-100). Среди быстроразвивающихся российских млм-проектов, помимо Faberlic, можно отметить компании NL international, Сибирское здоровье, Greenway, Тенториум. Руководство этих компаний делает ставку на онлайн-продвижение товаров – активную работу дистрибьюторов по продвижению в социальных сетях, привлечение в бизнес блогеров, таргетинг, лидогенерацию.
Пост одного из дистрибьюторов компании NL International в социальных сетях
В России сейчас масса возможностей «поймать волну» и стать успешным сетевиком. Млм-бизнес, как любая сфера деятельности, подходит не для всех. Прежде чем принять решение стать агентом, нужно трезво оценить свои возможности, выбрать проверенную компанию с хорошей репутацией и быть готовым работать на результат.
Как стать сетевиком
Шаг 1. Составить список подходящих компаний. Отталкивайтесь от личных предпочтений. Если вам проще продвигать косметику в своем инстаграм-блоге, чем ходить по квартирам и демонстрировать возможности бытовой техники, выбирайте только косметические фирмы.
Наиболее существенные факторы, которые влияют на успех, это репутация компании на рынке и прозрачность условий работы с дистрибьюторами. Выбирать лучше известные бренды, которые четко разъясняют агентам, сколько продукции и на каких условиях нужно продать, чтобы начать зарабатывать. Если млм-проект появился недавно, о нем мало информации в интернете и много сомнительных отзывов, а дистрибьюторам обещают легкие деньги в головокружительно короткие сроки, то лучше этот вариант отмести. Опираться можно на международные рейтинги сетевых компаний и на российские источники, где есть информация о действующих в России млм-проектах с отзывами реальных людей о партнерстве.
Шаг 2. Узнать, какие условия нужно выполнить, чтобы стать дистрибьютором. Часто список требований к агентам и информацию о первых шагах в бизнесе можно найти на сайте компании. Например, чтобы стать дистрибьютором Oriflame, нужно обратиться к знакомому представителю бренда или в службу поддержки, зарегистрироваться или воспользоваться функцией «Найти партнёра бренда» на сайте. Все эти условия, а также подробная презентация о компании, размещены в разделе «Присоединяйся».
Шаг 3. Встретиться с наставником, чтобы узнать о дальнейших действиях и получить ответы на вопросы. Лучше сходить на несколько таких собеседований, ознакомиться с продукцией разных компаний. На встрече можно попросить пробники, купить что-то для личного пользования. Это поможет проверить, комфортно ли вам будет рекомендовать данные товары. О том, сколько времени нужно потратить на предварительное обучение и сколько денег вложить в первую партию товара, тоже лучше спросить заранее.
Шаг 4. Выбрать компанию и приступить к работе. Если компания вызывает доверие, ее условия сотрудничества с дистрибьюторами полностью для вас приемлемы, а продукцию искренне хочется рекомендовать другим людям, то есть все шансы на успех. Сетевой бизнес является законной формой коммерческой деятельности, к работе в этой сфере можно и нужно относиться серьезно.
МЛМ-бизнес — что это такое и как работает сетевой бизнес
МЛМ-бизнес (еще называют «многоуровневый маркетинг» от англ. multi-level marketing) — это форма прямых продаж, при которой независимые представители (дистрибьюторы) продают продукты или услуги компании конечному потребителю.
Как работает МЛМ-бизнес
Эта модель распространения продукции отличается от традиционного бизнеса и основным каналом продаж является дистрибьюторская сеть.
Вместо того, чтобы напрямую предлагать свою продукцию потребителям в обычных магазинах и торговых точках, сетевые компании (например, Oriflame, Avon, NSP, Herbalife и другие) используют дистрибьюторов, которые обычно работают из дома и покупают продукцию онлайн.
Они не считаются официальными сотрудниками компании.
Чтобы легализовать этот вид деятельности нужно открывать юридическое лицо и платить налоги, так как это уже предпринимательство. Каждый дистрибьютор по сути владеет своим бизнесом.
Развитие партнерской сети
Масштабирование заключается в том, что каждый представитель приглашает к себе в структуру других дистрибьюторов и обучает их стартовать в этом бизнесе. По мере того как новички занимаются продажами и нанимают себе людей в команду, каждый человек, стоящий над ними, получает комиссию.
Доход, полученный в МЛМ, складывается из комиссионных, полученных от личных продаж, и процента от продаж, полученных другими нанятыми вами людьми.
Как попасть в МЛМ-компанию
Давний друг, с которым вы потеряли связь 10 лет назад, звонит вам и просит встретиться в кафе. После коротких разговоров о жизни он представляет вам продукт, набрасывает маркетинговый план, используя кружочки на листе бумаги и объясняет, как вы можете разбогатеть, продавая его.
Добавьте к этому фразы «пассивный доход» и «жизнь твоей мечты», и вы внезапно поймете, что увлечены этой темой под названием МЛМ.
По такому сценарию приходят 95% людей в этот бизнес. В МЛМ вас обычно приглашает тот, кто уже работает в этом бизнесе и может показать его возможности.
Может быть такой вариант, что случайно вы посетили день клиента в компании и попробовали бесплатно продукцию и это было вашим первым касанием. Затем вам предложили посетить семинар, чтобы рассказать больше о самом бизнесе и в нем можно заработать. На таких мероприятиях обычно выступают топовые лидеры компании и рассказывают историю своего успеха, чтобы мотивировать новичков действовать и добиваться своей цели.
Также проводятся награждения и поздравления тех, кто закрыл ранг согласно маркетинговому плану компании.
Вам предложат подписать контракт и купить базовый пакет, например, если это компания, занимающаяся парфюмерией — это папка с пробниками для того, чтобы клиент мог выбрать понравившийся аромат. Как только эти шаги будут выполнены, можно начинать зарабатывать в этом бизнесе.
Ключевые понятия в МЛМ
Чтобы понять, как работают MLM, полезно также ознакомиться с популярными понятиями в этом направлении:
Согласно опросу участников МЛМ, проведенному AARP (Американская ассоциация пенсионеров), 47% заявили, что потеряли деньги, 27% сообщили, что вышли на уровень безубыточности, а 25% сообщили о получении прибыли.
Стоит ли идти в МЛМ?
Все зависит от таких факторов, как наличие у вас денег для инвестирования (в любой бизнес нужно вкладывать либо время, либо деньги, даже в МЛМ), ваша страсть к продаваемым продуктам и легальная деятельность компании, которую вы рассматриваете.
Данный вид бизнеса также идеально подойдет вам, если:
МЛМ — это не финансовая пирамида
Возможно, вы слышали, что МЛМ называют финансовой пирамидой, которые запрещены во многих странах и являются незаконными. Чтобы МЛМ был легальным, необходимы три вещи:
Компании без продукта и с упором на получение дохода (причем обычно это большие комиссионные) за каждого привлеченного человека обычно подпадают под признаки финансовой пирамиды.
МЛМ на самом деле похож на любой другой традиционный бизнес. Например, продажа детской одежды. Покупая ребенку детскую шапочку, вы платите за реальный физический товар, который можете пощупать и использовать.
В МЛМ тоже самое: вы покупаете товар, например БАДы, и платите за это деньги. Понятно, каким образом вам платятся комиссионные вознаграждения. Вы сделали товарооборот и продали реальный продукт и получили за это деньги, как менеджер по продажам, который работает на сделках и получает свой %.
Как выбрать МЛМ-компанию?
Найдите компанию, которая состоит в Ассоциации прямых продаж, члены которой должны соблюдать этический кодекс.
Изучите историю компании и маркетинговый план. Узнайте, как в ней зарабатываются деньги.
Выбирайте компанию, исходя из продукта:
Ключевые выводы
Относитесь к своему MLM-бизнесу как к бизнесу, а не как к хобби. Это не схема быстрого обогащения. Как и любой другой бизнес, он требует, чтобы вы сформировали свою базу клиентов и зарабатывали на продажах.
Любой бизнес — это сделка. Есть продажи — есть деньги. Нет продаж — нет денег.
Начать работу с МЛМ относительно просто. Вы подписываете контракт, покупаете пакет, а затем начинаете продавать. Успешным ли будет ваш бизнес, зависит от ваших финансов, энтузиазма и репутации компании.
Что такое сетевой маркетинг: как он работает, сколько можно заработать и как отличить от финансовой пирамиды
Приветствую всех новых и постоянных читателей блога iklife.ru!
Сегодня я простыми словами постараюсь объяснить вам, что такое сетевой маркетинг и как на нем заработать. В России у этого вида бизнеса довольно скверная репутация. Люди ждут подвоха, уверены, что это лохотрон, и крайне агрессивно реагируют на предложения о сотрудничестве от МЛМ-компаний.
А между тем сетевой маркетинг объединяет примерно 120 млн сотрудников из более 85 % стран мира. А общий годовой доход составляет около 200 млрд долларов. Внушительные цифры, но тогда почему люди не хотят ввязываться в этот бизнес и всячески его сторонятся?
Об этом и не только я расскажу в статье. Приступим!
Суть и особенности сетевого маркетинга
Главный герой публикации – multilevel marketing, сокращенно MLM. Это сетевой маркетинг, его еще называют многоуровневым. Уровни составляют продавцы, торговые агенты, дистрибьюторы, которые реализуют продукцию, связываясь напрямую с покупателем.
Но зарабатывать дистрибьюторы могут не только благодаря сбыту продукции. Работники имеют право приглашать новых людей в сеть и получать комиссионные от заработка привлеченных продавцов.
В результате получается такая многоуровневая структура, в которой множество веток и участников. На вершине стоит торговый агент, у него есть продавцы, которых он привел в компанию и с помощью которых получает дополнительные проценты. Далее каждый новенький может позвать еще людей в организацию, создавая уже собственные структуры партнеров с собой на вершине, где у каждого сотрудника будут аналогичные права. Так и работает сетевой маркетинг.
При подсчете прибыли продавца, кроме комиссионных за личный и групповой товарооборот, могут учитываться еще и бонусы за продуктивность.
По традиционной схеме бизнеса реализация новой продукции проходит следующим образом:
Пройдя несколько кругов от одного продавца к другому, товар значительно меняет свою стоимость. А ведь посредников может быть еще больше.
А вот если убрать их из системы, тогда мы получим прямые продажи, которые и лежат в основе многоуровневого маркетинга. Они намного выгоднее для производителей, так как компании могут напрямую продавать продукцию по более низкой цене, чем у розничных продавцов, и увеличивать свой товарооборот.
Но на этом организации не останавливаются. Чтобы извлечь еще большую выгоду, компании делегируют обязанности по рекрутингу, подготовке, обучению и организации работы сотрудников самим дистрибьюторам, поощряя дополнительными комиссионными создание ими собственной структуры.
Именно благодаря этому моменту прямые продажи могут считаться сетевым маркетингом, так как не всякая реализация товаров без посредников является МЛМ-бизнесом.
Многоуровневый маркетинг обязательно должен включать в себя 3 этапа:
Последний пункт играет важнейшую роль. Этот элемент сетевого маркетинга применяют и другие компании, не относящиеся к МЛМ. Например, сейчас нередко можно услышать про акцию какой-либо организации, по условиям которой дают скидку за каждого приведенного друга. Таким образом можно расширить клиентскую базу и увеличить товарооборот в любой сфере деятельности.
Это же касается и самого сетевого маркетинга. С помощью подобной системы можно продавать различную продукцию. Но все же чаще этот способ используется крупными организациями, производящими товары массового потребления, например: косметику, пищевые добавки, кухонную технику или бытовую химию. Или же МЛМ-компаниями являются производители элитной продукции.
Внушительные суммы и известность, а также возможность получать доход, ограниченный только способностями дистрибьютора к продажам, всегда привлекали людей. Поэтому МЛМ-компании собрали вокруг себя миллионы людей по всему миру. Эксперты считают, что приверженцев сетевого маркетинга появится все больше, а сама экономическая система с каждым годом будет становиться все более прибыльной, перспективной и быстроразвивающейся.
Также многоуровневый маркетинг привлекает возможностью приобретения товаров высшего качества по приемлемой цене и напрямую от производителя, что снижает риск покупки подделки. Особенно это касается косметики и товаров для здоровья.
Сами организации тоже всячески стараются удержать своих партнеров, предлагая им особые бонусы:
Это только примеры, ведь каждая компания предлагает свои приятные и выгодные бонусы.
И последний фактор, почему МЛМ-бизнес является выгодным, – это отсутствие ограничений. Стать партнером компании можно в любом возрасте, без опыта работа, независимо от пола и расы, наличия или отсутствия образования.
А вот обладать определенными личными качествами дистрибьютору желательно. В этой сфере деятельности поможет преуспеть:
Конечно, не каждый дистрибьютор обладает полным набором, но нужно стараться приглашать в компанию людей, обладающих вышеперечисленными качествами. Чем больше они будут подходить на роль идеального продажника, тем лучше. Ведь доход торгового агента зависит не от количества привлеченных продавцов, а от эффективности их работы и суммы проданных товаров.
К счастью, сейчас достаточно много способов и площадок для приглашения новых партнеров и для сбыта продукции, а также немало инструментов и механизмов, помогающих в этом.
Можно использовать социальные сети, YouTube, воронки продаж, таргетинг, чат-боты и мессенджеры, сервисы кросспостинга и системы для автоматизации работы со структурой.
Также никто не отменял сарафанное радио. Ничто так не вызывает доверие к продукции, как рекомендации и положительные отзывы знакомых. На этом и работает сетевой маркетинг. Личный опыт торговых агентов эффективнее обезличенной рекламы.
После того как дистрибьютор создал свою объемную структуру, ему уже можно не продавать товары самому, а зарабатывать на комиссионных от деятельности своей команды. Так работают самые успешные торговые агенты.
Но прежде надо стать официальным дистрибьютором компании. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте в качестве представителя, купить продукцию на определенную сумму, стать самозанятым, при необходимости зарегистрировать ИП или юридическое лицо.
Но есть у этого бизнеса и определенные риски. Дистрибьюторы – это сотрудники не штатные, поэтому рассчитывать на стабильную и фиксированную оплату не нужно. Также компании не выдают больничных и отпускных. Организации предоставляют только продукцию, обучающие материалы и тренинги, рекламные инструменты.
Не верьте людям, которые утверждают, что с помощью сетевого маркетинга легко, быстро и просто разбогатеть. Это такая же работа, как и другие, поэтому придется немало поработать, чтобы получать приличный стабильный доход.
Более того, никто вам не даст гарантий, что у вас и вовсе получится что-то продать. Надо постоянно расширять клиентскую базу, поддерживать интерес потребителей и периодически предлагать новинки.
Также изучите компанию, прежде чем с ней сотрудничать. Убедитесь, что это не финансовая пирамида. Подробнее об этом поговорим чуть позже.
Учитывайте риски перед тем, как начать работать в МЛМ-бизнесе.
Предлагаю вам посмотреть короткое видео о МЛМ. Его автор доступным языком объясняет суть и преимущества сетевого бизнеса.
Основные принципы
Рассмотрим основные принципы сетевого маркетинга:
Совокупность приведенных выше принципов можно назвать маркетинговым планом.
Виды МЛМ-структур
МЛМ-компании во многом схожи, ведь они часто имеют одинаковую политику и стратегию продвижения, используют одинаковые принципы и многое другое. Различаться организации могут в зависимости от классификации их структур:
Сетевой маркетинг в интернете
Благодаря интернету и его инструментам многоуровневый маркетинг смог выйти на новый этап развития. Сейчас дистрибьюторы уже не ходят по улицам с кипами каталогов. Теперь можно рассказать потенциальным потребителям о компании и товарах через социальные сети или другие интернет-площадки.
Фрилансеры прямо из дома могут создать собственную структуру, используя следующие сервисы:
В чем плюсы использования интернета в МЛМ-бизнесе:
Но при этом есть и недостатки:
Различия между МЛМ и финансовой пирамидой
Финансовая пирамида – это организация, в которой доход старых участников формируется из вкладов новых партнеров. Она запрещена во многих странах, поэтому владельцы компании часто маскируют ее под сетевой маркетинг.
Они действительно похожи своей многоуровневостью, но цель у них разная.
Если в двух словах, цель МЛМ-бизнеса – это продать как можно больше товаров. Продукция играет важную роль. Она обязательно должна быть качественной. Компании создают наиболее привлекательный товар, который соответствует потребностям клиентов. Новые участники для сетевого маркетинга тоже играют большую роль, но на первое место всегда ставится продукт.
Цель финансовой пирамиды – привлечь как можно больше участников и собрать с них взносы. Как только желающих вступить в пирамиду не станет, она рухнет. Работники могут получить доход, только если приведут новых клиентов. Товаров у таких организаций нет совсем или они не являются важными.
Внимательно изучите 3 главных отличительных признака финансовой пирамиды, чтобы ненароком в нее не попасть.
Если организация маскируется под сетевой маркетинг и все же продает какой-либо товар, то это будет дешевая продукция по завышенным ценам. Чтобы стать партнером компании, надо обязательно купить товар, после чего уже можно приглашать новых участников и получать за это вознаграждение.
Например, компания продает абонементы на посещение спа-салонов за 100 000 руб., тогда как розничная цена услуг этого салона не превышает 20 000 руб. Когда никто больше не захочет покупать такие дорогие абонементы, пирамида рухнет. Люди останутся с абонементами на руках. По ним можно воспользоваться услугами, но вернуть потраченные впустую деньги не получится.
В МЛМ-компаниях продают товары по рыночным и адекватным ценам.
В финансовых пирамидах часто предлагают купить продукцию сейчас, а получить товар позже.
Например, людям предлагали приобрести кухонную мебель, а привезти и установить ее обещали позже. А пока новые участники должны были приглашать в компанию новых продавцов. Естественно, никакую мебель так и не привозили, поэтому вскоре пирамида рухнула.
В сетевом маркетинге продукцию доставляют как можно скорее. Дистрибьютор должен сначала попробовать товар на себе, купить еще, а потом уже его продавать. И чем быстрее эти этапы пройдут, тем больше компания сможет продать. Отложенные продажи крайне невыгодны МЛМ-организациям.
Как я уже говорила, продукт для финансовой пирамиды особо не нужен. Поэтому и компании не могут точно сказать, что их товар вам принесет полезного. Новым участникам пускают пыль в глаза, говоря, что это продукт будущего, скоро все будут его покупать, поэтому поторопитесь и заполучите его первым.
Например, компания предлагает купить онлайн-курс. А про что конкретно он будет, вам не говорят. Как утверждают продавцы, информация будет совершенно уникальной, практически секретной и полезной в будущем.
В сетевом маркетинге все понятно о товаре и его предназначении. Он должен приносить пользу людям, купившем его, и эту продукцию точно можно использовать.
Сколько можно заработать
Что входит в прибыль торгового агента:
Нельзя сказать, что у всех все получается. По статистике, более 70 % новичков уходят из сетевого маркетинга ни с чем. Средняя заработная плата у начинающего продажника в ведущей МЛМ-компании находится на уровне 10–20 тыс. руб.
Но заработок вовсе не гарантирован. Кто-то действительно зарабатывает от 100 000 руб. и выше, но большинство людей остаются простыми покупателями, которые берут товары по скидке и получают небольшой кешбэк за то, что порекомендовали компанию своим знакомым.
Как начать с нуля
Рассмотрим небольшой алгоритм, как надо действовать новичку:
После этого останется только начать работать.
Для того чтобы больше знать о МЛМ-индустрии, предлагаю вам обратиться к полезной литературе по теме. В ней вы найдете советы, продающие техники, инструменты для привлечения клиентов и многое другое.
Предлагаю следующие пособия:
Плюсы и минусы
Рассмотрим плюсы и минусы МЛМ-бизнеса, ведь у сетевого маркетинга две стороны медали, как и у любой другой деятельности.
Начнем с достоинств:
А теперь недостатки:
Заключение
Сегодня мы познакомились с сетевым маркетингом – неоднозначным для многих людей бизнесом, который имеет достаточно много плюсов и минусов.
Одно могу сказать точно: МЛМ – это не обман и не мошенничество. Это обычная работа, которая, как и любая другая, может кому-то подходить, а кому-то нет. Важно не перепутать безобидный сетевой маркетинг, с финансовой пирамидой.
Пробуйте зарабатывать вышеизложенным методом, если имеете широкую аудиторию в социальных сетях, являетесь владельцем блога, умеете продавать и убеждать, а также обладаете харизмой и даром оратора.