Сети fmcg что это такое
Что такое FMCG: типы товаров, особенности рынка и тенденции
Сколько раз в неделю вы ходите в магазин? Кто-то скажет, что один раз, а другой, что посещает магазины ежедневно. А все зачем? Чтобы купить товары категории FMCG.
Я расскажу, что такое FMCG в торговле, что вообще относится к этой категории, а также то, как работает подобный рынок.
FMCG – что это значит?
Аббревиатура FMCG расшифровывается как Fast-Moving Consumer Goods, что в переводе с английского означает «товары повседневного спроса». Некоторые еще называют это «ширпотребом» или «товарами народного потребления», в сокращении ТНП. Так называют всю ту продукцию, которую среднестатистический человек приобретает на постоянной основе: фрукты и овощи, напитки, выпечку, бумажные салфетки, моющие средства и т.п.
Все, что относится к категории FMCG, имеет несколько отличительных свойств, среди которых стоит выделить следующие:
Ширпотреб имеет определенное функциональное назначение – удовлетворяет потребность, но при этом не придает уникальности покупателю. При этом он реализуется в больших количествах, потому и приносит производителю довольно большую прибыль.
Типы потребительских товаров
На рынке FMCG насчитываются десятки тысяч товарных позиций, однако все их можно разделить на несколько простых категорий:
Весь этот перечень также можно поделить на несколько отдельных групп (в зависимости от частоты совершаемых человеком покупок или от срока действия продукции). Например:
Есть также сезонная продукция, спрос на которую резко повышается с наступлением определенного времени года или при приближении праздников. Например, бутилированная вода и мороженое продаются лучше летом, канцелярия быстрее раскупается перед началом учебного года, а в канун нового года расходятся некоторые виды продуктов (типа майонеза и горошка) и все то, что может выступить в качестве хорошего подарка.
Особенности рынка FMCG
Для FMCG рынка характерен высокий уровень конкуренции, что связано с постоянным появлением новых видов товаров и производителей. Соответственно, ассортимент в этом сегменте огромный – вспомните, как в супермаркете порой приходится выбирать из нескольких десятков позиций.
Большую часть того, что представлено на современном рынке, производят принадлежащие крупным компаниям бренды. Они охватывают сразу несколько категорий и производят товары, удовлетворяющие практически все возможные нужды человека. К таковым, кстати, можно отнести Colgate, Johnson&Johnson, PepsiCo, Procter&Gamble, Coca-Cola, Oreo, Unilever и многие другие.
При производстве такой продукции важную роль играет упаковка. А все потому, что системы логистики и распределения часто требуют вторичной и третичной упаковки для повышения эффективности процессов (транспортировка, перевозка). Первичная упаковка же важна для защиты продукта и стимуляции продаж, потому она имеет зачастую яркое исполнение, дабы с легкостью привлечь внимание покупателя. Если говорить об интернет-магазинах и службах доставки продуктов, то не менее важную роль будет играть оформление карточки товара и отзывы покупателей.
Если же говорить об инвестициях в акции FMCG, то стоит помнить, что доходность у них низкая. Но преимущества их состоят в безопасности ставок, предсказуемости маржи, а также стабильности и регулярности дивидендов.
Структура рынка
Как мы помним, в связи с практически безграничным ассортиментом и высокой конкурентностью, рынок товаров повседневного потребления огромен. Путь товара состоит из четырех уровней:
Существуют отдельные производители, которые поставляют свою продукцию на рынок не вышеуказанным способом, а осуществляют прямые продажи. Типичный пример – AVON, Faberlic или Oriflame.
Экспресс-доставка и искусственный интеллект
Из-за пандемии спрос на доставку товаров повседневного спроса вырос многократно, сейчас почти все супермаркеты и крупные интернет-магазины привозят продукты на дом. В числе самых ярких игроков рынка – Перекресток, Метро, Сбермаркет, Лента, Окей, Пятерочка, Магнит, Озон Экспресс. Службы моментальной доставки продуктов типа Яндекс.Лавки и Самоката не только продают товары напрямую от производителей, но и реализовывают продукцию под собственным брендом (получается полный цикл – от завода до покупателя).
Месяц назад Амазон анонсировал производство умного холодильника, который будет следить за сроком годности продуктов и их запасами. Кроме того, он будет использовать ИИ, чтобы предсказывать, чего хотят пользователи, и заказывать продукты до того, как они закончатся.
Удачный опыт умного холодильника может задать тенденцию на то, что регулярное посещение супермаркета лишится смысла для многих людей. Но что будет потом? ИИ, который сканирует весь дом и знает о состоянии каждой вещи? Заменят ли службы доставки и ИИ обычные супермаркеты полностью?
Однозначно ответить пока сложно, время покажет. Кто знает, может быть, в будущем ИИ и товары будет выбирать за нас, освободив человечество от столь хлопотной рутины.
Брендиговый ликбез. FMCG и другие: как это по-русски?
Продолжаем серию ликбезов для новичков индустрии и всех любознательных.
В брендинге, как и в любой другой отрасли, масса сложных терминов, а еще целое поле аббревиатур. FMCG (да, вот так сразу!) — одна из таких. Если вы работаете на рынке FMCG, то в 90% случаев обратитесь к фрилансеру или в агентство за дизайном упаковки. И здесь есть свои подводные аббревиатурные камни.
В этой статье рассказываем, чем SKU отличается от RGB, как не перепутать CMYK с ЦГК и что такое RTB. Такой ликбез поможет вам лучше разбираться в теме и общаться с креативной командой на одном языке.
FMCG, от английского Fast Moving Consumer Goods (быстро оборачиваемые потребительские товары), — рынок товаров, которыми потребители пользуются очень часто, практически ежедневно. Продукты питания и напитки, бытовая химия и косметика, обувь и одежда, детские товары и прочее — все это категории FMCG.
Один из первых вопросов, который вы можете услышать от аккаунт-менеджера: «А сколько SKU у вас планируется?» Не торопитесь бросать трубку, убегать со встречи или обижаться на столь личный вопрос. Все гораздо проще.
SKU (Stock Keeping Unit) — один тип товара. При переводе понятия на русский язык получается «единица складского учета». Звучит по-канцелярски и как-то сурово, поэтому принято использовать английскую аббревиатуру SKU.
Если вы продаете три кофейных сиропа с разными вкусами, то, соответственно, и три SKU. Например, черничный мох — SKU номер раз, клубника с томатом — SKU номер два, персик с коньяком — SKU номер три.
После того, как количество SKU определено, можно переходить на следующий уровень вопросов — стратегический. И тут бренд-стратег спрашивает вас: «Какие RTB продукта вы можете назвать?»
RTB (Reason To Believe, или «причины для доверия») входят в число рациональных и эмоциональных преимуществ продукта или услуги. Отметим, что в другую сторону это работает не так однозначно: декларируемые преимущества далеко не всегда становятся поводом для доверия.
Обычно RTB появляются на упаковках в виде специальных штампов, стилизованных пиктограмм, показателей исследований. Не менее часто RTB предстают в виде рекламных текстов, слоганов. Например: «Нуга, арахис, карамель» — такой состав подтверждает, что шоколад Snickers быстро утоляет чувство голода; «Упаковка Tetra Pak» — подтверждает, что продукт не содержит консервантов и будет долго храниться. Такие сообщения призваны доказать, что продукт заслуживает доверия потребителей.
Плавно переходим на следующий этап — креативный — и приступаем к дизайну. Проджект-менеджер просит вас выбрать и согласовать ЦГК. Что делать и куда бежать?
ЦГК (цвето-графическая концепция) — один из этапов работы дизайнеров над айдентикой, фирменным стилем, оформлением упаковки, ключевыми образами рекламных сообщений и тому подобным. Понимать этот термин нужно прямо так, как он звучит: какие в концепции предлагаются цвета и графика (фотографика).
В рамках этапа работ по ЦГК создаются схемы дизайн-макетов с применением различных стилистических решений. ЦГК становится проработкой общей дизайн-концепции, которую выбрали на предыдущем этапе.
Вот вы уже на финишной прямой — макет отдан в печать. Но вот незадача: почему макет на мониторе отличается по цветопередаче от напечатанного?
Все дело в двух важных аббревиатурах: RGB и CMYK. Поверьте, этой битве уже много лет. Рассказываем, who is who.
RGB — цветовая схема, по которой строятся цвета на экранах. Расшифровывается так: RGB — red, green, blue (красный, зеленый, синий). Любое изображение, которое вы видите на мониторе, складывается только из этих трех цветов.
CMYK — цветовая схема, которая создает изображение на печати. Расшифровывается как: CMYK — cyan, magenta, yellow, key color (голубой, пурпурный, желтый, черный). Любое изображение, которое вы видите не на мониторе, а в реальности, в том числе напечатанное, окрашивается сочетанием этих четырех цветов.
Поэтому, если вы вот-вот запускаете в печать, скажем, этикетку или упаковку, обязательно проверьте на предпечатной подготовке, в каком цветовом формате сохранен макет.
Видите, все оказалось не так страшно. Кроме того, практически все расшифрованные нами аббревиатурные термины встречаются не только на рынке FMCG, поэтому наш ликбез вам точно пригодится. Сохраняйте, пользуйтесь, блистайте!
FMCG: структура рынка, персонал, маркетинг
Посмотрите на последний чек из супермаркета. Продукты, стиральный порошок, гель для душа – все эти товары обозначаются краткой аббревиатурой FMCG. Расшифровка этих четырех английских букв говорит сама за себя – в переводе на русский Fast Moving Consumer Goods звучит как «товары повседневного спроса» или ТНП.
Отличительные черты таких товаров:
Давайте разберемся, что же это за товары, и как их продавать.
Категории FMCG продаж
На рынке FMCG представлены десятки тысяч товарных позиций. К товарам широкого спроса относятся:
Выделяют 3 категории товаров в секторе FMCG продаж:
В отдельную категорию выделяют сезонную продукцию. Например, прохладительные напитки, мороженое и питьевую воду, спрос на которые резко поднимается с наступлением теплого времени года. Или тетради и ручки, в большом объеме продаваемые перед 1 сентября.
Структура рынка FMCG
Рынок FMCG – высококонкурентная многоуровневая среда.
Уровень 1
На этом уровне работают те, кто придумывает и воплощает в жизнь новые идеи в области производства товаров широкого спроса. Они же отвечают за разработку общей рекламной стратегии для фирменного продукта, поэтому их маржа максимальна.
На вопрос, что такое fmcg компании, лучше всего ответят их названия:
Кроме производителей (они же чаще всего владельцы торговых марок), на первом уровне рынка находятся импортеры.
Уровень 2
Крупные партии товаров от производителей расходятся по оптовым покупателям, которые и составляют второй уровень рынка FMCG. Однако есть производители, которые продают напрямую конечным покупателям. Яркий пример – Avon.
В качестве оптовика выступает дистрибьютор или обычная оптовая компания-склад. Последняя, в отличие от дистрибьютора, не развивает клиентскую базу, не разрабатывает и не организует маркетинговых мероприятий, не сотрудничает с производителем в рамках продвижения продукта.
Стандартная наценка оптовой компании составляет 15-20%, реже до 40%.
Уровень 3
Розничные магазины – сетевые или единичные – тесно взаимодействуют непосредственно с конечным потребителем.
К третьему уровню в структуре рынка FMCG относятся также предприятия HoReCa: отели, рестораны, кейтеринговые агентства. Наценка на товары достигает 500%.
Уровень 4
Вот мы и добрались до конечной цели любого производителя – конечного покупателя. В сегменте FMCG продаж им является физическое лицо, приобретающее продукцию для собственного потребления. Именно на него ориентируются при разработке стратегий продвижения, создании новых товаров, улучшении их качества.
Особенности FMCG сегмента продаж
Одна краткая зарисовка поможет вам понять, что такое FMCG продажи. Представьте, вы идете по улице, и вас мучает жажда. Вы не будете исследовать предложения разных магазинов, а зайдете в первый попавшийся и купите бутылочку питьевой воды со знакомым названием на упаковке, оставив без внимания десяток других. Все, акт продажи/покупки совершился, задача производителя выполнена.
В примере четко видны особенности продаж FMCG сегмента:
Все это в комплексе способствует динамичному развитию рынка и активной конкурентной борьбе. Для успеха в FMCG продажах необходимо тщательно продумать маркетинг, регулярно проводить рекламные кампании и организовать грамотный мерчандайзинг.
На FMCG рынке не выжить без помощи профессионалов, которые проделают огромный объем работы:
Подбор персонала в FMCG компанию
Основная задача FMCG бизнеса – не просто удержать уже лояльных клиентов, но и постоянно привлекать новых для непрерывного увеличения дохода, что невозможно без участия компетентного и ответственного персонала.
Требования к сотрудникам FMCG компаний:
Подбор персонала в FMCG компанию – многоэтапный сложный процесс, причем на собеседовании HR-специалист обращает внимание не на образование, а на личные качества кандидата. Для их выявления используется тестирование, по итогам которого определяется соответствие кандидата запросам конкретного FMCG бизнеса.
В результате теста работодатель получает объективную оценку потенциального сотрудника по:
Маркетинговые инструменты FMCG продаж
Маркетолог FMCG компании работает сразу по нескольким направлениям:
Какие маркетинговые инструменты он использует?
Вести работу по всем направлениям FMCG маркетинга одновременно очень сложно. Зато легко упустить что-то важное, что-то, из-за чего продуманная стратегия летит ко всем чертям. Вот почему многие компании привлекают консультантов со стороны – специалист со свежим, незамыленным взглядом быстро находит слабые места и предлагает неординарные решения по выводу товара на лидирующие позиции.
Тенденции FMCG рынка
Ротация марок товаров, расширение ассортимента, революционные маркетинговые решения – вот что означает сфера FMCG продаж в ближайшие два года. Рынок нацелен на сокращение срока использования продукции, что приводит к увеличению товарооборота.
Эксперты утверждают, что к 2018 году:
FMCG продажи что это такое: товары народного потребления
Аббревиатура FMCG расшифровывается, как Fast Moving Consumer Goods, что на русский язык можно перевести: товары повседневного спроса. В отечественном варианте аббревиатура будет ТНП. Всем товарам данной группы присущи следующие отличительные черты:
Содержание:
FMCG что это за зверь
К товарам повседневного спроса можно отнести множество различных линеек торговых наименований:
В итоге товары могут отличаться друг от друга достаточно сильно. Да и приобретаются они не всегда непосредственно ежедневно. В зависимости от регулярности приобретения, их подразделяют на:
Структура рынка FMCG
Товары народного потребления выпускаются не только крупными корпорациями с мировым именем. Местные производители успешно занимают свою нишу данного сегмента рынка и активно конкурируют с продуктами, рассчитанными на широкий круг потребителей. Местное производство зачастую пользуется куда более высоким спросом среди населения. Товары повседневного спроса обладают своим жизненным циклом, который можно выразить многоуровневой схемой:
Первый уровень
Начальный этап жизни товара — маркетинговый отдел. Маркетологи разрабатывают продукт и продумывают для него рекламную стратегию, которая позволит ему занять свою долю рынка и снискать успех среди потребителей. Креативные люди, способные разработать и воплотить в жизнь коммерчески успешный товар, буквально нарасхват у крупных корпораций.
Второй уровень
После этапа разработки и производства, товар попадает на склады дистрибьюторов и оптовых покупателей, которые занимаются дальнейшей розничной реализацией. Дистрибьютор, как правило, самостоятельно занимаются маркетингом приобретаемой продукции. Ведь высокие продажи — это непосредственная цель их бизнеса. Тут же возникает и первая рыночная наценка, которая, как правило, находится на уровне 10-15%. В редких случаях она доходит до 40%, но это зависит от конкретного рыночного сектора.
Третий уровень
Сетевые магазины розничной торговли или единичные точки. Именно они работают непосредственно с конечным потребителем.
Сетевики, в большинстве своём, имеют куда более широкий диапазон инструментов для успешной реализации товара. В связи с этим граница наценки в них может варьироваться в широких пределах: от 5% до 100%.
Единичные самостоятельные магазины не имеют возможности работать с крупными поставками, поэтому закупочные цены для них ощутимо выше. Они пытаются привлекать покупателей стабильными ценами. Рыночная наценка индивидуальных предпринимателей находится на уровне 30%.
Четвёртый уровень
Заключительная фаза жизненного цикла товара. Это конечный потребитель, на удовлетворение нужд которого и нацелены маркетинговые отделы первого уровня. Люди приобретают товары для непосредственного применения, и именно поэтому продукты FMCG должны максимально соответствовать их представлениям об идеальном решении насущных проблем.
Инструменты FMCG маркетинга
Существует ряд наиболее простых и понятных инструментов, которые помогают продвигать новые товары в широкие массы:
Эффективные рекламные кампании могут обеспечить успешную жизнь даже странным и, казалось бы, ненужным вещам. Опытные маркетологи способны не только продавать снег зимой, но и проворачивать куда более впечатляющие вещи.
Крупнейшие торговые сети FMCG в России
Сетевые магазины, безусловно, диктуют свои условия в отрасли FMCG. Это, разумеется, не означает бесперспективности развития частного местного производства. Именно с индивидуального предпринимателя, реализующего свои товары в домашнем регионе, начинается большинство успешных интернациональных корпораций.
Среди наиболее известных торговых сетей РФ можно выделить:
Заключение
Глубокое знание маркетинга, принципов его работы и воздействия на потребителей, способно помочь вам построить успешный бизнес. Причём это касается не только физических торговых точек, но и онлайн-проектов. Работа с витринами в Глобальной сети в чём-то похожа на работу обычных магазинов. Знание своей аудитории — самый главный критерий для построения успешных проектов в манимейкинге и арбитраже трафика. Если вы точно понимаете, на кого нужно таргетировать рекламу и где найти эту самую аудиторию, то вы — король мира FMCG продаж.
Что такое FMCG: понятие, примеры товаров в сфере FMCG
Что такое потребительские товары — FMCG
Fast-Moving Consumer Goods или потребительские товары — это такие товары, которые продаются быстро по относительно низкой цене.
У FMCG короткий срок годности из-за высокого потребительского спроса — например, безалкогольные напитки и кондитерские изделия, или из-за того, что они являются скоропортящимися — например, мясо, молочные продукты и выпечка.
Рынок FMCG динамичен. Эти товары часто покупают, их быстро потребляют, они имеют низкую цену и продаются в больших количествах.
В чём суть потребительских товаров
Товары народного потребления — это товары, приобретаемые средним потребителем.
Рынок FMCG делится на три категории:
Срок годности товаров долговременного пользования составляет три года или более, в то время как срок годности товаров кратковременного пользования составляет менее одного года.
FMCG-товары являются крупнейшим сегментом потребительских товаров. Они попадают в кратковременную категорию, так как потребляются сразу и имеют короткий срок годности.
Почти каждый человек в мире ежедневно использует товары повседневного спроса. Это мелкие потребительские покупки, которые мы совершаем в продуктовых магазинах. Например, жевательная резинка, фрукты и овощи, напитки, препараты без рецепта, такие как аспирин.
На рынок FMCG приходится более половины всех потребительских расходов, но это, как правило, покупки с низким уровнем вовлечённости. Потребители, скорее всего, будут демонстрировать товары длительного пользования, такие как новый автомобиль или смартфон, чем новый энергетик, который они купили за 100 рублей.
Типы потребительских товаров
Как упомянуто выше, потребительские товары — это товары кратковременного пользования или с коротким сроком годности, которые потребляются быстро.
FMCG можно разделить на несколько различных категорий, включая:
Индустрия потребительских товаров — FMCG продажи
Поскольку потребительские товары имеют высокий уровень оборота, рынок не только очень большой, но и очень конкурентный. Крупнейшие мировые компании борются за долю рынка в этой отрасли, включая Coca-Cola, Unilever, Procter & Gamble, Nestlé, Kellogg’s.
Упаковка является важным фактором в процессе производства. Системы логистики и распределения часто требуют вторичной и третичной упаковки для максимизации эффективности. Первичная упаковка имеет решающее значение для защиты продукта, а также стимулирует продажи.
FCMG продажи происходят в больших количествах, поэтому они считаются надёжным источником дохода. Этот высокий объём также компенсирует низкую рентабельность отдельных продаж.
В качестве инвестиций акции FMCG обычно дают низкую доходность, но это безопасные ставки с предсказуемой маржой, стабильными регулярными дивидендами.
Выводы
Покупатели по всему миру всё чаще покупают вещи, в которых они нуждаются, в интернете, потому что он предполагает определённые удобства — от доставки заказов прямо к двери до широкого выбора и низких цен, чего обычные магазины не могут.
Неудивительно, что наиболее популярными категориями электронной коммерции являются товары длительного пользования.
Рынок FMCG онлайн для покупки продуктов питания и других расходных материалов растёт, так как компании улучшают эффективность логистики, что сокращает сроки доставки.