Шаббат что это за праздник
Шабат – что это? Еврейский шабат
У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.
Шаббат – седьмой день творения
Согласно Пятикнижию, Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2:2-3)»
Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.
Шаббат – союз еврейского народа с Богом
Согласно Пятикнижию, шаббат – это знамение между Богом и Израилем:
«Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:17)».
Суббота – знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю – народу Твоему, который Ты избрал».
Как соблюдение законов Шаббата помогло сохраниться еврейскому народу?
Известный каббалист Йегуда Алеви (автор «Кузари») говорил о том, что, благодаря законам субботы, еврейский народ смог сохраниться на протяжении многих веков изгнаний и преследований. Он объяснил, что когда человек пропитывается светом субботы, то даже в самых тяжелых обстоятельствах его не покидает вера в Бога. Суббота напоминает каждому еврею о его особенности, потому что соблюдение ее обрядов выделяет этот народ среди других.
Суббота – это семейный праздник. Она укрепляет отношения между супругами, детьми и старшим поколением. В этот день вся семья собирается за праздничным столом, поют песни, ходят в синагогу. Возникает пространство, когда человек может отдохнуть от суеты будней и задуматься о своем предназначении.
Шабат в еврейском доме
Богобоязненный еврей никуда не ездит в субботу, не готовит еду, не пользуется электрическими приборами, не тратит денег, не курит и не пишет. В этот день он равнодушен к достижениям техники. Молчит радио, погас экран телевизора.
Спортивные игры, цирк, театральные представления, автострада – не для него.
Накануне праздника
В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция – печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо.
Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.
Начало церемонии
Встреча субботы (кабалат шабат ) происходит по еврейской традиции накануне вечером в йом шиши (в пятницу) в эрев Шабат. Церемония начинается благословением света и вина. Свет и вино – ключи к этому дню. Свечи зажигает хозяйка дома не позже, чем за 18 минут до захода солнца, и произносит традиционное благословение:
Барух Ата Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ашер кидшану бэмицвотав вецивану леѓадлик нер шель Шабат! – «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать субботние свечи!»
Обычно читают псалмы 92, 94-98, 28, поют субботние песни: «Леха доди», «Шалом алейхем» и другие. Затем родители благословляют детей – Биркат ѓабаним (Берешит.48:20, Бемидбар.6:24-26). Отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение: для мальчиков – «йесимха Элоѓим кеЭфраим ве кеМенаше» – «Да сделает тебя Бог подобным Эфраиму и Менаше»; идля девочек – «йесимех Элоѓим кеСара, Ривка, Рахель веЛея» – «Да сделает тебя Бог подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее».
После этого муж поет жене гимн восхваления достойной женщины Эшет хаиль – из книги Шломо Теѓилим (глава 31, стихи 10-31), в которой мужчина отдает должное хозяйке дома.
Субботняя трапеза
Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала – заход солнца в пятницу.
Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы – это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне.
В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна – это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.
Завершение Шаббата
При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва – хавдала. Слово «хавдала» в дословном переводе с иврита означает «отделение» или «разделение». Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.
По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, вспоминают слова, записанные в книге Техилим – Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.
После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал – это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:
«Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху – Исаия 12).
По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.
Поднимается бокал и произносится молитва разделения.Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.
После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории, которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.
Евреи верят, что Шаббат – это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное – субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».
Запрещённые работы
Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:
Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.
Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.
В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.
Шалом!
Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» – это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании.
Несложно догадаться, почему у субботы такой название – «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».
Видео
Еврейский Шаббат и с чем его едят
Штирлиц вошел в комнату и услышал голос Мюллера: «Штирлиц, не включайте свет». — «Шаббат», — подумал Штирлиц.
Что же это за Шаббат такой?? Почему евреи так строго к нему относятся, что даже для включения света в доме им приходится нанимать арабов, лифты в многоэтажках не имеют кнопок и останавливаются на каждом этаже, а воры могут без проблем войти в незапертый еврейский дом?
Раннее субботнее утро — самое тихое время в Израиле: людей нет, машин нет и кажется, что даже воздух замирает…
Пятница в этой стране отличается от всех остальных пятниц в мире тем, что за ней неминуемо следует шаббат. Вдруг в одночасье город затихает и пустеет, переворачивая страницу ушедшей недели, и теперь все начинается с чистого листа…
Шаббат для еврея — одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, которые необходимо выполнять. Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает отдыха. «Передохнул» или «остановился» — так переводится слово «шаббат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день — день остановки, передышки — это суббота.
Еврейский шаббат существовал даже в Древнем Египте, утверждают некоторые историки. Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу благодаря Моисею. Он вырос в семье фараона и на протяжении многих лет наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. Фараон согласился. Поэтому шаббат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства.
Шаббат начинается с появлением трех звезд на небе (специально вычисляется и печатается в календарях, газетах, его время напоминается во всех теленовостях) в вечер пятницы до того же момента в субботний вечер. Причем, если разобрать неделю по дням, то для евреев она выглядит так: среда, четверг, пятница, Шаббат, воскресенье, понедельник, вторник.
Шаббат встречают шаббатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает кидуш — благословение — на Шаббат, разливается шаббатнее вино (похожее на кагор) или виноградный сок, преломляется хала — специальный шаббатний хлеб. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шаббат — общаются, кушают, поют песни.
В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шаббату. В пятницу утром она начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шаббатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.
Свечи, а их обычно две, должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место.
За стол домочадцы и гости должны садиться в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Трапеза должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол обязательно подается две халы в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Считается, что во время шаббата в доме должна царить атмосфера радости и покоя.
О запретах. Не все виды деятельности, которые запрещены в шаббат, у нас принято считать работой. Например, писать (хотя, читать можно, но только религиозную литературу) или развешивать белье, включать/выключать свет или завязывать шнурки. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого что-то создается или изменяется.
Для религиозных евреев шаббат — священный праздник, который посвящают Богу, семье и друзьям.
Но даже те, кто не соблюдает всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю.
В шаббат нельзя заниматься приготовлением еды, даже подогревать еду запрещается. Но субботний праздничный стол — важная часть традиции! Вот и приходится еврейским хозяйкам крутиться заранее, в четверг и пятницу. Вот и бегут они по магазинам и рынкам в поисках провизии на ближайшие дни — с сумками, рюкзаками, чемоданами, тележками… Об этом читайте в следующей части рассказа о субботнем Израиле.
Пожилая дама в шляпке, сложном платье и на каблуках говорит своей подруге: «Я их очень всех люблю, прямо вот обожаю, и Ленечку, и Моню, и Аню, и Мишеньку с семьей, и Борю, они такие прекрасные, но каждый шаббат накрывать стол на двадцать человек! Мне хочется лечь и умереть под этим столом!»
В Торе описаны 39 видов деятельности, которые запрещены иудеям в субботу, но сейчас этот список сложно назвать актуальным. Современные правила сводятся к пяти идеям: запрещено работать; включать и выключать электрические приборы; путешествовать в чем-либо (автобусы, автомобили, самолеты и т.п.); готовить еду любым способом (есть еду можно); нельзя заводить мотор машины, но если кто-то другой заведет ее, то можно ехать; нельзя зажигать свет, но можно вместо себя нанимать для этого арабов. Может тут и кроется секрет того, что рядом с евреями практически всегда можно найти арабов, и не только в Израиле. И между прочим, нельзя курить! Вообще тема запретных и разрешенных действий очень обширная, есть масса нюансов, на еврейских форумах раввины подробно разбирают и растолковывают каждую возникающую ситуацию. В сети также можно найти лайфхаки от евреев, соблюдающих шаббат, но живущих в светских государствах. Например, ждать возле двери подъезда по кто-то не наберет код замка или включить дурочка, когда нужно расписаться на документе.
— Пойдем на море?
— Никто не ходит на море в шаббат, — отвечают тебе и крутят пальцем у виска.
— Почему? — спрашиваешь ты.
— Потому что в шаббат на море не протолкнуться.
К вечеру субботы город оживает — в кафе все столики заняты, по набережной гуляют отдохнувшие горожане.
Шаббат не только встречают, но и провожают. Церемония называется «Авдала» от слова “отделить” — нужно отделить святой день от рабочей недели, которая предстоит. Все говорят священной субботе «До свидания» и возвращаются к будничным заботам.
Как только в пятницу зашло солнце, в Израиле меняется приветствие. С этого момента и до ночи субботы принято при встрече говорить “Шаббат Шалом”. Как только шаббат заканчивается, используется уже другое приветствие “Шавуа тов”, что переводится как “Хорошей недели”.
— Шаббат ушел, но… он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» — это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».
Путешественники и шаббат.
Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта придется добираться на такси, т.к. общественный транспорт не работает. Кроме того, в шаббат действуют повышенные тарифы на поездки на такси +25%.
В некоторых отелях есть специальные лифты, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом.
В шаббат не работает общественный транспорт, ж/д движение полностью останавливается, автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений.
Есть улицы, на которых в субботу полностью запрещено движение. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала шаббата.
Магазины: в местах развлечений и туристических местах они закрываются только в пятницу с 16–00, в субботу с утра обычно все открыто.
Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в шаббат открыта и площадь около нее переполнена.
Все экстренные службы (полиция, пожарная, и т.д) и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью — ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.
25 фактов о Шабате, которые должен знать каждый еврей
от Источник