Шапель это что такое
Шапель
15 сентября 2018 года для посетителей открылась после реставрации Шапель – самый романтический павильон Александровского парка. Более семидесяти лет здание находилось в аварийном состоянии.
Построенный в XIX веке в виде разрушенной временем готической капеллы, павильон «Шапель» получил многочисленные повреждения в годы Великой Отечественной войны. Особенно пострадала кровля башни. В первые послевоенные годы из-за полного отсутствия материалов и возможности провести ремонт повреждения усугубились. К концу 1940-х годов, как зафиксировано в исторической справке, «основная часть железа была сорвана, остатки его свисали и их продолжал срывать ветер. Из-за длительных протечек стропильная система частично прогнила, снарядами частично повреждена кирпичная кладка руинной части и каменная лестница. Оконные и дверные переплёты целиком выломаны… скульптура с частичными повреждениями; лепные фигуры ангелов – тоже». Пострадал и интерьер капеллы, и флюгер-петушок.
В 2011 году было выполнено комплексное обследование здания и разработана проектно-сметная документация по реставрации и приспособлению павильона под музейное использование. В 2014 году проведена историко-культурная экспертиза проекта.
В 2015-2016 годах в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» были выполнены первоочередные ремонтно-реставрационные работы. В апреле 2017 года для последующей реставрации здания проведена конкурсная процедура и определен подрядчик – компания «Лапин Энтерпрайз».
Специалисты выполнили большой объем работ: ремонт и усиление конструктивных элементов здания; ремонтно-реставрационные работы по шатру башни; ремонт кровли; реставрация столярных заполнений; оснащение здания системами инженерно-технического обеспечения; восстановление интерьера капеллы. В интерьере произведена реставрация лепного готического свода и консервация подлинного живописного декора.
Крышу павильона изначально украшал флюгер в форме петушка, выполненный из меди, – символ отречения апостола Петра. На флюгере были следы от пуль времен Великой Отечественной войны, а хвост полностью утрачен. На кровле установили копию петушка, в основание которого, перед установкой на крышу, в июле 2018 года сотрудники музея заложили капсулу с посланием потомкам.
Интерьер часовни украшает роспись, имитирующая «готические» окна и ткань со светло-голубым бордюром. Реставраторы провели консервацию сохранившихся фрагментов живописи, места полных утрат затонировали.
Потолок основного помещения капеллы имеет веерный свод, характерный для английских позднеготических построек. При его расчистке реставраторы обнаружили исторический колер. После чего было принято решение места значительных утрат затонировать в исторический цвет.
Взамен статуи Спасителя, находящейся теперь в собрании Эрмитажа, в Шапели установлена скульптура великой княгини Александры Николаевны (Адини), дочери императора Николая I, работы Ивана Витали. Скульптура происходит из утраченной Малой Шапели, которая находилась на берегу Ламского пруда; последние десятилетия она хранилась в фондах музея.
Павильон «Шапель» (от франц. chapelle – капелла) сооружен на окраине Александровского парка в 1825–1828 годах в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.
Как и другие «готические» сооружения Александровского парка, Шапель была построена по проекту Адама Менеласа. Она представляет собой две квадратные в плане башни, одна из которых полностью «обвалилась», и соединяющую их широкую арку. Для усиления «готического» образа в окно установили цветные стекла, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры выполнены Василием Демут-Малиновским. Статую Христа, находившуюся в Шапели (ныне — в собрании Государственного Эрмитажа), приобрела у известного немецого скульптора Иоганна Генриха фон Даннекера вдовствующая императрица Мария Федоровна и подарила своему сыну императору Александру I.
После революции Шапель открыли для посещения как музейный объект, но в начале 1930-х закрыли в связи с низкой посещаемостью.
С 1931 года до Великой Отечественной войны в Шапели располагались жилые квартиры. Осмотр 1933 года зафиксировал довольно плачевное состояние павильона, при котором «отваливаются кирпичи со стен, выбиты почти все стекла (малого размера), у статуи работы Даникера отбиты пальцы».
В начале Великой Отечественной войны павильон использовали для установки в нем зенитных орудий, которые расположили в бывшей «комнате часов» в чердачном помещении. Над зенитками была раскрыта часть кровли. В период фашистской оккупации это был наблюдательный пункт.
В 1950-1951 годы произведены консервационные работы, в том числе капитальный ремонт кровли. В 1953-м создан проект реставрации, который не был реализован.
В 1963 году принято очередное решение о реставрации павильона с последующим использованием под кафе-мороженое. Сведений о проведении этих работ нет. По некоторым данным, к 1966-му нижний этаж всё еще использовался под жильё.
В 1987 году вновь был поставлен вопрос о реставрации и капитальном ремонте павильона, но и тогда проект не удалось реализовать.
Сиреневую аллею высадили одновременно со строительством павильона «Шапель». Она протянулась от Крестового канала до Розовой караулки. Над ее созданием трудились садовые мастера Илья Кононов и Фёдор Лямин. Идея воссоздания утратившей свой первоначальный облик аллеи возникла в связи с реставрацией павильона «Шапель» и проведением работ по мелиорации, восстановлению дорожно-тропиночной сети в этом районе Александровского парка.
шапель
Смотреть что такое «шапель» в других словарях:
Шапель — (фр. Chapelle) французская фамилия. Известные носители: Шапель, Жорж де ла (1868 1923) французский теннисист. Шапель, Поль Эме (1802 1890) французский драматург. См. также Капеллина … Википедия
Шапельє — прізвище … Орфографічний словник української мови
ШАПЕЛЬ — шлем с круглым верхом и плоскими длинными боками, имеющий форму колокола … Энциклопедия вооружений
Шапель — шлем с круглым верхом и плоскими длинными боками, имеет форму колокола … Военно-исторический словарь
Шапель — Смотри также (1626 1686). Псевдоним фр. поэта Клода Эммануэля ( К моему Арист. 1815) … Словарь литературных типов
Шапель-лез-Эрлемон — Chapelle lez Herlaimont … Википедия
Шапель-Бланш — (фр. Chapelle Blanche) название нескольких коммун во Франции: Ля Шапель Бланш (Кот д’Армор) в департаменте Кот д’Армор. Ля Шапель Бланш (Савойя) в департаменте Савойя. Ля Шапель Бланш Сен Мартен в департаменте Эндр и… … Википедия
шапель ардант — * chapelle ardente. Комната, помещение в котором стоит гроб перед похоронами. Задрапированы сени и внутренний двор, освещенные большими светильниками и превращенные в chapelle ardente. Дело 1883 1 2 106. Белый атласный гроб был вынесен из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Шапель (Царское Село) — Павильон Шапель … Википедия
Шапель, кабассет, морион
Шапель – шамый лучший шлем
Безымянный алебардист из второго ряда
Шапель (фр. ‘chapel’, ‘chapel-de-fer’), она же «капеллина» – это достаточно старая форма средневекового защитного наголовья. Его узнаваемая форма – в виде неглубокого купола с широкими полями, оставляющими открытыми лицо – упоминается еще в описаниях XII века. С французского языка его название переводится как «железная шапка». В английском языке параллельно существуют два названия для этой формы шлема – ‘kettle hat’ («котелок») или ‘war-hat’ («военная шапка»). Немецкие источники дают название ‘eisenhut’ – «железная шляпа».
Hortus Deliciarum, 1185, Hohenburg Abbey, France
Жан де Жуанвиль упоминает о шапели короля Людовика IX Святого (годы правления – 1226—1270) в «Книге святых слов и славных подвигов нашего короля Луи» [1] : «И я отправился к королю. Едва только я явился к нему, как прибыл мессир Жан Валери и просил его, от имени сира Шатильона, дать ему арьергард. Король согласился на это весьма охотно. После того король отправился в свою палатку, снял с головы свой шлем и взял у меня мою железную каску, как более легкую, чтобы освежиться». Король меняет золоченый шлем на легкую шапель, чтобы подышать в удушающей Палестинской жаре. Книга описывает события Седьмого крестового похода 1248-1254 гг., но написана была на полвека позже – между 1305 и 1309 годами уже очень пожилым хронистом.
Приступ безумия Карла VI в лесу Ле Мана. Иллюстрированные «Хроники».
Фландрия, Брюгге, 1470-1475.
Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Français 2646, 153v
gallica.bnf.fr
BL Harley 4751 Bestiary, 1225-1250, Salisbury, England, British Library
Легко понять причину такого исторического процесса. Открытые шлемы были бесполезны в копейной сшибке, особенно в эпоху преобладания латного рыцарского доспеха. Соскальзывая с пластины нагрудника, копье могло попасть в лицо, тем самым преждевременно прервав доблестный жизненный путь тяжеловооруженного всадника. Напротив, в строю алебардистов большая часть ударов обрушится сверху на закругленный купол. Поля защитят лицо и плечи владельца – конечно, если не последует укол биллем или пикой противника. Кроме того, ничем не ограниченное поле зрения позволяло легко целиться, что сделало шлемы с открытым лицом главным выбором стрелков из арбалета, а позднее аркебузиров, рейтар и стрельцов (впрочем, не обязательно таким наголовьем была шапель). Особенно эффективно было использование широкополой шапели в сочетании с бевором начиная с XV века. В вооруженном столкновении воин мог сдвинуть шлем до линии глаз и наклонить голову. Попасть в зазор между кромкой шлема и защитной лицевой пластиной становилось практически невыполнимой задачей.
Конструкция шлема раннего периода (до середины-третьей четверти XIV века) не вполне ясна. Вероятно, купол мог быть как монолитным (из одной пластины), так и склепанным из нескольких деталей. К примеру, скандинавские артефакты середины XIV века демонстрируют сегментную конструкцию, скрепленную полосами металла.
Historiska Museet-Stockholm. Goll, M. Iron Documents.
Поддерживают такую конструкцию и изобразительные источники. К примеру, итальянская картина из коллекции Лувра показывает стражников, которые носят сегментные шапели.
Bartolomeo Bulgarini Resurrection of Christ 1350 (Goll, M. Iron Documents).
Коллекция музеев Московского Кремля. Шлем, XIII-XIV в.
Источник: kreml.ru
Уже с середины XIV века купол и поля становятся преимущественно монолитными, зачастую цельнотянутыми. Не самая ранняя, но одна из интереснейших находок из коллекции Британского Музея представляет собой шлем последней четверти XIV века. Несмотря на некоторые конструкционные особенности, характерные для шлемов с поздней датировкой, металлографический анализ и косвенные данные о месте находки стали причиной вывода – наголовье принадлежит к последним декадам XIV века.
Микроскопическое исследование поверхности дало ученым основания предположить, что изначально шлем выглядел так:
Краска была нанесена на всю внешнюю поверхность, доходила до края полей и продолжалась с внутренней стороны. Купол внутри окрашен не был. В соответствии с современными шлему иллюстрациями, на визуальной реконструкции шлем сдвинут на затылок, чтобы продемонстрировать декор нижней части полей.
Grandes Chroniques de France 1375-1380.
Bibliothèque nationale de France.
Département des Manuscrits. Français 2813 409v.
На визуальной реконструкции можно увидеть удлиненный «пик» на полях шлема сзади, защищающий шею. В своей докторской диссертации «Железные документы» Маттиас Голл описывает форму шапелей XIV века с подобным выступом спереди для защиты носа.
Metropolitan Museum of Art-New York (Goll, M. Iron Documents).
К примеру, между 1430-1480 годами в Бельгии, Германии и соседних областях Западной и Центральной Европы распространилась особая форма луковичнообразной тульи с заостренной макушечной частью и иногда ребрами на куполе.
Bayerische Armeemuseum-Ingolstad (Goll, M. Iron Documents).
Одной из наиболее известных и распространенных была Бургундская вариация формы шлема. Ее отличала более покатая форма купола и опускающиеся на уши поля.
Бургундская шапель из коллекции музея Метрополитен, 1475.
Deutsches Historisches Museum-Berlin, 1440-1460. Goll, M. Iron Documents.
Несмотря на региональное название, шлемы такого типа видны на изображениях и из других регионов. К примеру, испанские пехотинцы носят похожие наголовья на картине «Воскрешение Христа» середины 15 века. В Испании этот шлем носил название «кабассет».
Коллекция музея Метрополитен
Коллекция Британского музея, Кабассет, 1471-1499.
Британский музей. Кабассет. 1470.
Известно несколько шлемов аналогичной формы, как украшенных полосой цветного металла посередине, так и простых, без декора.
Кабасеты 15 века видоизменились и превратились в известный и узнаваемый элемент экипировки испанских конкистадоров – шлем морион. Оснащенный высоким гребнем и загибающимися кверху полями спереди и сзади, он уже не был рассчитан на сражение в строю против алебард противника.
Как уже упоминалось, идея дополнить шлем с открытым лицом защитным бевором была весьма разумна, а потому популярна по всей Европе. Однако, сегодня это сочетание ассоциируется в первую очередь с испанским доспехом.
Музей Армии в Париже, Испанский доспех, последняя четверть XV в.
basedescollections.musee-armee.fr
Лицевая пластина могла доходить только до носа, оставляя глаза открытыми, либо подниматься до глаз – в таком случае, в беворе были сделаны вырезы. Интересно, что прорези для глаз могли быть и в самой тулье на стыке с полями. Именно так выглядели глубокие немецкие айзенхуды XV века.
Goll, M. Iron Documents.
Может создаться впечатление, что шапели были исключительно шлемом низкого качества для пехотинцев. История, впрочем, хранит не только иллюстрации всадников в «железных шляпах», но и экземпляры королевских шапелей. Весьма известный, в том числе историей своего обнаружения, шлем такого типа – парадная шапель Карла VI, уже упомянутого короля Франции (годы правления 1380—1422). Как мы знаем из истории Столетней войны, Карл Безумный был нездоров и, видимо, выкинул позолоченный медный шлем с позолоченной же короной в колодец Лувра, где его благополучно обнаружили во время раскопок в 1980-е.
Коллекция Лувра, Париж, Франция.
В шапели изображен и Филипп I Красивый на портрете из собрания Бельгийского музея изобразительных искусств 1506 года. Родившийся в 1478 году наследник рода Габсбургов, сын Максимиллиана I, правил герцогством Бургундия в 1482-1506 году под именем Филиппа VI. В 1504 году его супруга Хуана стала королевой Кастилии, а герцог заявил свои права на трон и был коронован под именем Филиппа I. Его жизнь оборвала трагическая случайность – после игры в мяч Филипп выпил холодной воды, простудился и умер 25 сентября 1506 года.
Интересно, что изображенная рядом с королем супруга – Хуана I – была прозвана Безумной, отчасти потому что не смогла смириться с кончиной мужа (хотя приступы у нее случались и раньше). Мы ни в чем не обвиняем украшенные позолоченными коронами шапели, но задуматься стоит!
К тому же, на протяжении короткого времени был популярен вариант шлема, выполненный в форме обычной фетровой шляпы.
Helmet in the Shape of a Cavalier’s Hat ca. 1630–50 probably British
metmuseum.org
Клод Блэр подводит последнюю черту под веком шапелей на отметке 1620 года. На смену им приходят формы шлемов, известные как «шлем пикинера», «шлем кирасира» и «осадный шлем». Хотя форма круглой тульи с цельноковаными или приклепанными полями существовала и позднее, превратившись в шлемы от солнца для Британских солдат времен Первой Мировой войны.
[1] История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. СПб. 1887 Стр. 678.
[2] Planche, J. (2003). An Illustrated Dictionary of Historic Costume. Dover Publications. P. 89-90.
[3] Laking, F. G. (1920-22) A record of European armour and arms through seven centuries. London : Bell. P. 57-58.
[4] Claude Blair (1958) European Armour Circa 1066 to Circa 1700. Batsford. P. 32.
[5] Hood, J., Dyer, J., Lang, J., & Ambers, J., ‘Defence and Decoration: New findings on a fourteenth century kettle-hat helmet found in London’, in The British Museum Technical Research Bulletin, Volume 5, ed. Saunders, D., Archetype Publications, (2011), pp.73-80.
[7] Blair, C. (1958) European Armour Circa 1066 to Circa 1700. P. 153-154.
Павильон «Шапель»
Павильон «Шапель»
Буклет
Автор текста Н.Н. Лансере
Издательство «Медный всадник», СПб
Год издания: 2019
Тираж 3000 экз.
На окраине Александровского парка возвышается павильон «Шапель» (Chapelle; фр. – капелла, или часовня). Задуманный как полуразрушенное, окруженное густым лесом строение, он является одним из неоготических творений архитектора Адама Менеласа (1749/1754–1831).
Шапель, строение из красного кирпича, в плане представляет собой две башни. Одна из них полностью сохранилась, вторая – «руинирована». Между собой башни связывает просторная терраса. С западной стороны Шапели видны остатки «развалин» колоннады и руины со стрельчатыми арками.
Здание достигает 40 м в высоту и завершается высокой шатровой кровлей с декоративными башенками-пинаклями, украшенными по углам шпилями. Фасады первого этажа часовни прорезаны стрельчатыми входами с выкрашенными под дуб дверями. Все фасады верхнего этажа украшали фальш-окна, расположенные в три ряда. Лишь одно из них пропускало свет, проникавший в капеллу, падавший на стоявшую слева у стены статую Христа скульптора И.-Г. Даннекера, выполненную из каррарского мрамора. Помимо статуи, в капелле находился египетский саркофаг, подаренный Александру I одним из графов Толстых.
На крыше здания с четырех сторон размещены часы с механизмом, находившимся под самой кровлей. Часовой механизм приводил в движение все четыре циферблата и верхний флюгер-петух (знак отвержения апостола Петра), который медленно вращался вокруг своей оси, «наблюдая» за происходящим.
Придания гласят, что Шапель привлекала к себе масонов и прочих мистиков, которые проводили здесь в молитвах долгие часы.
В годы фашистской оккупации Шапель служила наблюдательным пунктом; на первом этаже находилась конюшня. Здание сильно пострадало в годы войны. Статуя Христа чудом уцелела, но лишилась кистей рук и больших пальцев ног (в 1960-х гг. была передана в Государственный Эрмитаж).
В 2018 г. после завершения длительных реставрационных работ жемчужина Александровского парка – Шапель – была открыта для посетителей. Место статуи Христа заняла статуя великой княгини Александры Николаевны работы И. П. Витали (1794–1855).
Предлагаемый читателю буклет расскажет об истории создания и бытования Шапели – самого живописного, романтичного и загадочного памятника в Александровском парке.
swann74
Про путешествия, ориентирование и про всё
В сентябре у нас в Пушкине после долгой реставрации открылся павильон Шапель. В 1950-е годы его “законсервировали” после больших повреждений, что он получил во время войны, и с тех пор он так и стоял. Поскольку Шапель изначально была построена как павильон-руина, то в принципе в советские годы её концепция дошла до совершенства. Это была уже совершенно “руиническая” руина, с выбитыми стеклами, заколоченными и разбитыми дверями и ржавой крышей. Единственное, что задумывался павильон как руина романтическая, а стоял во времена моего детства, как руина загаженная.
Теперь ей вернули былой романтический вид.
В отличии от Арсенала в Шапели не открыли музей. Нижний этаж закрыт.
Зато можно подняться по лесенке наверх,
там смотровая площадка, с которой открываются хорошие виды на аллеи Александровского парка.
С этой площадки вход во второй этаж,
где на русском и английском языке можно почитать об истории Шапели. Если поднять глаза наверх, то на потолке расписанный под дерево исторический плафон.
Здесь стоит также скульптура Мадонны с младенцем, посвященная дочери Николая I Александре, которая умерла при родах в 19 лет.
Народу в солнечный воскресный день пришло посмотреть на вновь открытую Шапель очень много. Все фотографируют и, я думаю, немедленно выкладывают фотографии в инстаграмм. Я тоже выложу, но чуть позже 🙂
Обычно этот довольно пустынный угол Александровского парка был в это воскресенье необычно многолюден.
Если соберетесь приехать погулять в Пушкин в период “золотой осени”, не забудьте зайти сюда и посмотреть, как теперь выглядит Шапель. На самом деле она хороша, реставрация не испортила ее, это по-прежнему красивая руина.
На вершине шпиля петух-флюгель. Старый оригинальный петух тоже уцелел, он снят и экспонируется тут же. На нем видны следы пуль. Скорее всего немецких:
Одну из полузаросших парковых аллей, лучами расходящихся от павильона Арсенал, тоже облагородили, расширили, засыпали гравием, углубили вокруг канавы и засеяли окрестности травой. Вот тут обычно точно никого не бывает, даже по выходным дням. А в эти выходные народ фланировал от Шапели к Арсеналу и обратно как по Невскому проспекту.
Еще пара фотографий:
Самый крутой вид на Шапель раньше был со стороны Александровского шоссе поздней осенью. Ее мрачный вид хорошо дополнял безрадостную погоду: