Шарлота бюлер считала что фазы жизненного пути личности определяются
Психологическая концепция жизненного пути личности Ш. Бюлер
Первая и наиболее крупная по своему теоретическому потенциалу постановка проблемы жизненного пути была отмечена у
Ш. Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое время жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:
– биолого-биографический – исследование объективных условий, основных событий жизни и поведения в этих условиях;
– историко-психологический – изучение истории становления и изменения ценностей, переживаний, эволюции внутреннего мира человека;
– психолого-социальный – исследование истории творчества человека, продуктов и результатов его деятельности.
Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности – самоопределение.
Первая фаза (от рождения до 16–20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.
Вторая фаза (от 16–20 до 25–30 лег) – период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т.е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.
Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) – период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.
Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) – фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.
Пятая фаза (65–70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец.
Рассматривая жизненный путь как специфическую форму человеческой жизни, Ш. Бюлер видела основное предназначение жизни в проявлении стремления к самоактуализации. Самоактуализация, по ее мнению, служит итогом самореализации человека в различных сферах деятельности, главным образом в профессии и семейной жизни. Жизненный путь в этом случае складывается из внешних и внутренних событий, являющихся его основными единицами.
Итак, для понимания проблемы жизненного пути личности, с точки зрения Ш. Бюлер, становятся важными следующие положения:
а) жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;
б) главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к всесторонней реализации самого себя;
в) реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;
г) самоосуществление – итог жизненного пути.
Как отмечал С.Л. Рубинштейн, основной недостаток концепции Ш. Бюлер заключается в том, что весь жизненный путь человека рассматривается как детерминированный исключительно внутренними биопсихологическими закономерностями. Развитие взрослого человека в этом случае выглядит как реализация эскиза жизненного пути, сделанного в детстве и отрочестве.
Дата добавления: 2015-02-19 ; просмотров: 2795 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Концепция жизненного пути Шарлотты Бюлер.
Несколько особняком в ряду концепций жизненного пути стоит теория немецкого психолога Шарлотты Бюлер, которая впервые ввела в широкий научный обиход термин «жизненный путь личности».
Ш. Бюлер установила закономерности («регулярности) в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций (мотиваций), в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.
Движущей силой развития, по Ш. Бюлер является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда ценности и цели, к которым стремится человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию.
Самоосуществление достигается целеустремленностью, благодаря творчеству, созиданию. Понятие самоосуществления близко по смыслу понятию самореализации или самоактуализации у экзистенциалистов. Но самореализация является только моментом самоосуществления.
Самоосуществление понимается как результат и как процесс, которое в каждом возрасте имеет свои особенности: 1) хорошее самочувствие (0-1,5 года) 2) переживание завершения детства (12-18 лет) 3) самореализация (25(30) – 45(50) лет) 4) самозавершенность (65(70) – 80(85) лет).
Полнота, степень исполненности себя зависит от способности индивида ставить такие цели, которые адекватны его внутренней сути, себе самому. Такая способность называется самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление.
Но, по Шарлотте Бюлер, эта способность к самоопределению не всегда проявляется в жизни конкретного человека четко, ясно, что, соответственно, не приводит к полному самоосуществлению; или, точнее, реализация человека происходит в отношении тех целей, которые не предназначены ему «Богом», некой «природной данностью». Одним словом, самоопределение – это некие интенции (намерения), человеком не осознаваемые и важно эти интенции уловить и следовать по жизни согласно им.
Становление целевых структур (зависящих от имманентно присущих человеку интенций) является определяющим в индивидуальном развитии и его можно понять, изучая основные закономерности и динамику целей жизни личности.
Владение жизненными целями – условие сохранения психического здоровья личности. Причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы (как это понимал Фрейд) или чувство неполноценности (по Адлеру), сколько недостаток направленности, самоопределения. Обретение целей жизни приводит к интеграции личности.
Для обоснования своей концепции самоосуществления через самоопределение Ш. Бюлер использует теорию систем Л. Берталанфи. И особенно его идею о свойственной живым системам тенденции к подъему напряжения, необходимого для активного преодоления среды. Ведь биологические процессы, направленные на повышение напряжения в открытой системе «личность», дают энергию для достижения самоосуществления. Концепция спонтанной активности психофизиологического организма противоречит фрейдистскому пониманию движущих сил поведения человека как стремления к снятию напряжения.
Изучая сотни биографий разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Ш. Бюлер выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека.
Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на его прерывность. Изучению в биографиях подвергались три аспекта:
1. внешний, объективный ход событий жизни
2. история творческой деятельности человека
3. возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.
Концепция рассматривает жизненный путь человека как процесс, состоящий из пяти фаз. Смысл жизненного цикла человека заключается в следующем. Фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения.
Всего ею было выделено и описано пять фаз жизни.
Первая фаза (возраст до 16-20 лет) – период, предшествующий самоопределению. В этом возрасте у индивида, как правило, нет собственной семьи и профессиональной деятельности. Этот период характеризуется также неявностью целей, нерасчлененностью будущего. В это время человек живет настоящим, развивая физические и умственные способности, набирает силы для реальных дел. Поэтому данная фаза выносится Ш. Бюлер за пределы жизненного пути.
Вторая фаза (с 16-20 до 25-3о) – период проб. Человек пробует себя в разных видах деятельности, заводит знакомства с представителями противоположного пола, ищет спутника жизни. Множество проб и ошибок указывают на функционирование мотивации самоопределения, которая сначала носит предварительный, диффузный характер. Поэтому особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – прогнозы возможных путей в дальнейшей жизни. Выбор жизненных целей и путей в юношеском возрасте нередко приводит к растерянности, неуверенности и в то же время к жажде значительных дел.
Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет). Это пора зрелости. Она наступает в тот период, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, когда у него возникает собственная семья. Периоду зрелости человека свойственны:
1. реальные ожидания от жизни
2. трезвая оценка возможностей
3. субъективное переживание этого возраста как апогея жизни.
В период зрелости происходит спецификация самоопределения – человек ставит конкретные жизненные цели и имеет некоторые реальные результаты, стойкое продвижение к своему желанному самоопределению. В 40 лет устанавливается самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого, жизни, как процесса решения задачи, т. е. подводятся первые итоги жизни и своих достижений.
Четвертая фаза (от 45-50 до 65-70 лет) – фаза стареющего человека. В этой фазе он завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Для человека наступает «трудный» возраст душевного кризиса вследствие биологического увядания, потери трудоспособности, сокращения времени жизни. У стареющих людей усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. В конце этого периода завершается путь к самоосуществлению, исчезает и самоопределение, постановка перспективных целей жизни.
Пятая фаза (от 65-70 лет до смерти) – старость. В это время большинство людей оставляет совершенно профессиональную деятельность и заменяет ее хобби. Ослабевают и сходят на нет все социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому, в нем преобладают тревога, предчувствие близкого конца и желание покоя. Человек в этом возрасте влачит бесцельное существование. Поэтому пятая фаза не причисляется к жизненному пути.
Следует заметить, что понимание пятой фазы жизни как пассивного ожидания смерти противоречит фактам активной и творческой старости.
Объясняя фазы жизни, Ш. Бюлер использует понятие типа развития.
«Витальный» тип развития определяется доминированием биологического фактора. В этом случае пик творческих достижений совпадает с биологическим оптимумом.
«Ментальный» тип развития или психологический характеризуется тем, что творческая активность человека достигает апогея и стабилизируется на высоком уровне в конце биологического оптимума или в период увядания организма.
Итак, по Ш. Бюлер детерминанта, определяющая сила, жизненного пути человека сосредоточена во внутренней духовной сущности человека. Саморазвитие его духовной сущности ведет к развертыванию фаз жизни, к самоосуществлению изначально присущих, вложенных в человека возможностей.
Следовательно, концепция исходит из врожденных свойств человека к самоопределению и стремлению к самоосуществлению, которые составляют основные движущие силы развития личности. А жизненный путь в значительной степени представляется результатом саморазвития духа. Но при этом в нем (в жизненном пути) можно выделить: 1) объективную логику жизни – последовательность внешних событий; 2) смену переживаний как эволюцию внутреннего мира человека; 3) результаты его деятельности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА. ДОНАЛЬД СЬЮПЕР И ШАРЛОТТА БЮЛЕР. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИХ РАБОТ
Шарлотта Бюлер родилась в 1893 году в Берлине. Она является доктором философии, психологом создателем известной теории о жизненном пути. Так же она является основателем гуманистической психологии. Самым главным ее трудом является ряд исследований, написанный в ее книге “Жизненный путь как психологическая проблема”.
Дональд Сьюпер родился в 1910 году в Америке. Он является выдающимся психологом, специалистом по проблемам психологии развития. В основу его трудов легла теория профессионального развития. Эта теория была построена на учении не менее известного психолога, Шарлотты Бюллер о жизненном пути. На основе этого, Дональд Сьюпер показал, что профессиональное развитие проходит ряд стадий.
Проблемы жизненного пути человека.
Что такое жизнь? Каковы нормы жизненного пути? Человечество уникально, а уникально тем, что каждый человек индивидуален. Над вопросом “что является нормой в жизненном пути” очень много людей ломают голову. Кто-то мечтает выйти замуж пораньше, а кто-то мечтает получить высшее образование. Но так же существует очень много стереотипов. Например, для большинства людей не является нормой, когда человек в свои 40 лет становится студентом в каком-либо учебном заведении. Такие отклонения от нормы являются индивидуальным жизненным сценарием. Не обязательно соответствовать установленным обществом нормам. На развитие жизненного пути играют роль личные желания и различные факторы.
Стадии развития профессиональной личности по Шарлотте Бюлер.
Шарлоттой Бюлер была создана модель стержневого свойства личности, которая определяет фазы жизни.
1 фаза (с 16 до 20 лет). Человек, обладает недостаточным самосознанием. У него отсутствует самоопределения, т.к. Человек еще молодой и не набрался опыта.
2 фаза ( с 16 до 30 лет). В этой фазе у человека появляется первый опыт в разных видах трудовой деятельности. Появляется полная свобода действий и в этой фазе происходит поиск спутника жизни.
3 фаза. В ней не указан точный промежуток жизни, так как в этой фазе человек уже определился, нашел свое призвание.
4 фаза (. – 65 лет). Человек уже начинает стареть. По статистике, очень много людей в этом возрасте начинают уходить с работы. У многих завершается путь к самоосуществлению.
5 фаза (65-70 лет). Человек уже достаточно стар для трудовой деятельности. Старик начинает жить прошлым. Анализирует свою прошедшую жизнь.
Именно Дональд Сьюпер, опираясь на труд Шарлотты Бюлер, создал более обширную модель профессионального развития личности на основе этой модели. Даже можно свободно сказать, что он продолжил её труд.
Я – концепция.
В этом произведении Дональд Сьюпер лишил конкретики все определения, дабы дать свободу для дальнейшего изучения данного термина своим преемникам. Таких, как С.Т. Джанерьян.
“Если подробно исследовать личностные характеристики, то их количество может увеличится до бесконечности” – писал об этом известный психолог, Роберт Бетс в 1994 году.
Стадии развития профессиональной Я – концепции по Дональду Сьюпер.
1 стадия: Стадия пробуждения или детство – благодаря наставлениям семьи и окружению в этой стадии у человека развиваются основные профессионально – подходящие способности. Интерес к той или иной профессии/специальности.
3 стадия: Стадия установления и консолидации – она состоит из двух фаз. Это проба и стабильность. Стадия начинается сразу, после начала трудовой деятельности. В ней заключается профессиональный рост и развитие, либо профессиональный кризис, в ходе которого можно вернутся в самое начало первой стадии/повторению цикла.
4 стадия: Стадия сохранения – это защита своего профессионального статуса. Плюсом этой стадии является занятие руководящих должностных постов.
5 стадия: Стадия убывания – в этой стадии человек уходит из профессиональной жизни, т.е. выходит на пенсию. На пенсии человек анализирует свою прошедшую профессиональную жизнь.
Заключение
Исследуя эти обе работы двух замечательных психологов, одна из которых основатель гуманистической психологии, а другой специалист по проблемам психологии развития можно сделать вывод. Эти два человека подарили миру очень полезные работы, по которым изучаются многие студенты по всему земному шару. Очень полезно знать эти стадии развития, опираясь на них, можно построить собственную индивидуальную модель жизненного пути.
Дональд Сьюпер, можно сказать, продолжил работу Шарлотты Бюлер. Если сравнить эти две модели, то невооруженным глазом видно, что они практически одинаковы. Отличиями является, что детство у Шарлотты Бюлер не расписано, а в модели Дональда Сьюпера детство – это как таковой “фундамент”. Благодаря семье происходит самоопределение в жизни. Некоторые родители обучают детей своей профессии, а некоторые – направляют детей в нужное русло выбора профессии. Ибо каждый человек хочет, чтобы его ребенок вырос лучше своих родителей, достиг большего, получил хорошо оплачиваемую профессию.
Список литературы
Super, D. E. (1949). Appraising vocational fitness by means of psychological tests. New York, NY: Harper.
Super, D. E. (1951). Vocational adjustment: Implementing a self-concept. Occupations, 30, 88–92.
Super, D. E. (1954). Career patterns as a basis for vocational counseling. Journal of Counseling Psychology, 1, 12–20.
Super, D. E. (1955). Transition: From vocational guidance to counseling psychology.
Bühler Ch. Basic theoretical concepts of humanistic psychology. — Amer. Psychol., 1971, v. 26, No. 4.
Bühler Ch: Genetic aspects of the self. — In: Fundamentals of psychology of the self.— Annals of the New York Academy of Sciences, v. 96, art. 3. N. Y., 1962.
Bühler Ch. Meaningful living in the mature years. — In: Aging and leisure. (Ed. by R. W. Kleemeir). N. Y., 1961.
Шарлотта Бюлер — основатель психологии жизненного пути
Шарлотта Бюлер (девичья фамилия Малаховски) родилась в 1893 году в Берлине. В юные годы она училась в Берлинском и Мюнхенском университетах. В Мюнхене она училась у Карла Бюлера и вскоре стала его женой. Под влиянием К.Бюлера она сначала занималась психологией мышления, потом детской и юношеской психологией. В этой области она провела серьезные исследования и недаром считается крупным специалистом по детскому развитию. Под ее руководством разработаны методы точного наблюдения за ходом раннего развития, тесты для дошкольников (совместно с Г.Гетцер). Много раз издавалась ее книга «Душевная жизнь юноши».
Суть исследований Ш.Бюлер отражена в названии ее книги, изданной Шарлоттой Бюлер в 1933 году в Лейпциге. Книга, «Жизненный путь человека как психологическая проблема» (7) написана на основе массы биографического материала, собранного психологами Венского психологического института на рубеже 20-30-х годов под руководством Ш.Бюлер. Венские психологи, среди них Э.Френкель, Э.Брунсвик, П.Гофштэттер, Л.Шенк-Данцигер, собирали и обрабатывали дневники, письма, проводили биографические интервью, анализировали множество опубликованных биографий и постепенно обнаружили целый ряд закономерностей жизненного пути.
Аналогично фазам органического развития, онтогенеза, в исследованиях под руководством Ш.Бюлер наметились пять фаз жизненного пути. В основу периодизации жизни Бюлер кладет особую структуру самосознания, которую называет самоопределением (Selbstbestimmung). Наличие строго определенных фаз жизни одна из найденных в Венском институте психологии закономерностей. Эту и другие закономерности Ш.Бюлер трактовала с позиций собственной теориижизненного пути. Сама же теория складывалась в процессе эмпирических биографических исследований и потому была не умозрительной, а хорошо обоснованной.
Жизнь человека рассматривается Ш.Бюлер в свете ее итогов, как реализация внутренней сути личности, ее интенционального ядра («самость»). Это духовное образование, имманентное человеку. Главной силой психического развития является врожденное стремление человека осуществить себя. Правда, плохое воспитание может извратить или подавить его, тогда мы имеем дело с неврозами. Как пишет Ш.Бюлер, «самость представляет собой интенциональность или целенаправленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на исполненность (Erfullung) лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека» (8, 99).
Бюлер доказывает, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность есть самоопределение (Selbstbestimmung). Основное русло, в котором происходит самоопределение, есть «тема бытия» (Daseinthema). Самоопределение связано с интеллектуальной развитостью личности, поскольку интеллект дает глубину понимания человеком собственных потенциалов и устремлений. Чем яснее человеку его призвание, чем отчетливее самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Хотя оно, конечно, во многом зависит от социальной среды, способствующей или, что чаще бывает, препятствующей самореализации личности.
В1940 году, как многие европейские ученые, Ш.Бюлер вынуждена эмигрировать в США, чтобы спастись от войны. Поэтому она уже не могла продолжить биографические исследования, начатые в Вене. Во время второй мировой войны погибли архивы Венского психологического института, его сотрудники покинули Австрию илипогибли. Однако, став американкой, Ш.Бюлер не прекращала работу над теорией жизненного пути и много почерпнула для нее из психотерапевтической практики. Она пришла к выводу о существовании базальных тенденций (потребностей) личности: ими являются потребность в физическом ипсихическом благополучии, потребность в адаптации, в творчестве, во внутреннем порядке. Эти тенденции проявляют себя в разных формах в зависимости от возраста. У каждого человека доминируют те илииные тенденции, но лучше, когда все из них удовлетворяются в процессе жизнедеятельности.
Как считала Ш.Бюлер, невротическая личность страдает от того, что не может понять себя, не умеет ставить адекватные «самости»цели и достигать их.Оздоровление личности идет через осмысление ею своей жизни и определения целей. В этом человеку помогает гуманистически ориентированная психология.
Шарлотта Бюлер явилась одним из основателей гуманистической психологии. В 1970 году ее избрали президентом Ассоциации гуманистических психологов. Умерла в Калифорнии в 1974 году.
Дата добавления: 2021-12-14 ; просмотров: 2 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Бюлер Шарлотта, психолог, доктор философии, специалист по детской психологии — Шарлотта Бюлер — основоположник психологии жизненного пути
Имя Шарлотты Бюлер сегодня не часто упоминается в научной литературе. Иногда ее исследования в области психического развития в детстве лаконично цитируются специалистами в области детской психологии. В связи с возрастающим интересом к проблемам гуманистической психологии она иногда упоминается в ряду с именами признанных авторитетов этого направления Карла Роджерса и Авраама Маслоу, причем последнему, как правило, явно отдают предпочтение, хотя именно Бюлер возглавлял Ассоциацию гуманистической психологии, которую они совместно основали. В истории психологии эта женщина оставила светлый след, который привел от дилетантских экспериментов с простыми методами диагностики к глубоким философским обобщениям о человеческом пути. Ее разнообразные научные интересы, объединенные общим гуманистическим направлением исследований, воплотились в замечательных работах, ставших классикой психологии.
Шарлотта Берта Булер родилась в Берлине 20 декабря 1893 года. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховских. Ее отец был успешным архитектором, который, помимо прочего, спроектировал первый в Германии универмаг. Приехав из бедной еврейской семьи, он хорошо зарабатывал на жизнь своей работой. Мать Шарлотты, красивая и талантливая женщина, была противоречивым персонажем. Она не могла не почувствовать радость принадлежности к респектабельному классу, но очень волновалась. Этот социальный статус сделал невозможной ее жажданную карьеру певицы. Близость с родителями была тем, чего Шарлотта никогда не чувствовала. Гораздо ближе к ней был ее младший брат, с которым она проводила долгие часы в детстве, играя и занимаясь музыкой вместе.
От родителей она унаследовала глубокий интерес к вопросам культуры; позже, как профессиональный психолог, она опубликовала несколько работ по литературе и эстетике. Психологически влияние родителей отразилось в крайних противоречиях ее природы: ее любовь к человечеству могла сочетаться с высокомерием по отношению к человеку; в общении она могла проявлять как удивительную теплоту души, так и отвратительный холод.
В 17 лет Шарлотта Малаховски увлеклась психологией в основном из-за неудовлетворенных религиозных вопросов. Она была крещена в протестантскую веру, что было очень распространено среди богатых немецких евреев, которые таким образом стремились защитить себя от антисемитизма. Не найдя ответа на свои опасения в религиозной догме, она обратилась к метафизике и философии религии. В конце концов, больше всего ее интересовали вопросы души. Прочитав работу Х. Эббингхауса, который считал, что мыслительные процессы подчиняются законам объединения, Шарлотта не склонна была согласиться с этой точкой зрения и начала проводить собственные эксперименты.
После окончания частной школы Шарлотта поступила во Фрайбургский университет в 1913 году, где изучала медицину, философию и психологию. Весной следующего года она переехала в Киль и начала там учиться в университете. Здесь она влюбилась в студента-географа, с которым, впрочем, ей не суждено было соединиться: Её любовник ушёл на войну и умер. Она закончила учебу в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии Карла Штумпфа. Обладая врожденной независимостью, Шарлотта отвергла предложение Штумпфа поступить в аспирантуру, что было необычной честью для женщины того времени. В то время как Шарлотта отдавала предпочтение изучению эмоциональных процессов, Шарлотта больше интересовалась проблемами мысли. По рекомендации Штумпфа она поступила в одну из самых известных психологических лабораторий в Европе, работающую при Мюнхенском университете. Лабораторию возглавлял ведущий специалист по психологии мысли Освальд Кюхльп.
В декабре 1915 года, через несколько месяцев после переезда Шарлотты в Мюнхен, умер О. Кюльпе, которого заменил его ближайший соратник Карл Бюлер, вернувшийся с войны. Хотя она его еще не знала, Шарлотта узнала, что он проводит экспериментальные исследования мыслительных процессов, похожих на те, которые она сама ранее пыталась провести. Между двумя коллегами была взаимная притягательность, и в апреле 1916 года они поженились. В 1917 году у них родилась дочь Ингеборг, а в 1919 году — сын Рольф (о них в основном заботились гувернантки).
Шарлотта Бюлер — основоположник психологии жизненного пути
Шарлотта Бюлер, австрийский и американский психолог, исследователь и психотерапевт, один из основоположников гуманистической психологии, занимает особое место в истории биографического метода. Она создала целостную теорию жизненного пути, вместе со своими соавторами и студентами открыла в ней ряд эмпирических закономерностей, существенно обогатила операционный аппарат биографического метода. История и результаты биографических исследований С.Бюлера заслуживают особого внимания, так как они уникальны по своим масштабам и влиянию на генетическую персоналистику или биографию.
Шарлотта Бюлер (девичья фамилия Малаховски) родилась в 1893 году в Берлине. В юном возрасте она училась в Берлинском и Мюнхенском университетах. В Мюнхене она училась у Карла Бюлера и вскоре стала его женой. Под влиянием К. Бюлера она сначала изучала психологию мысли, затем детскую и подростковую психологию. В этой области она провела серьезные исследования и недаром считается прекрасным специалистом по развитию детей. Под ее руководством были разработаны методы тщательного наблюдения за ходом раннего развития и тестирования для детей дошкольного возраста (совместно с Г. Гетцером). Ее книга «Душевная жизнь молодых людей» выходила несколько раз.
Но главный интерес Ш. Бюлер проявлял к духовности человека — в этом она видела его уникальное качество. Будучи молодой романтичной девушкой, она думала о вопросах бытия и идеальной сущности человека. Тайна человеческого образа жизни взволновала ее и в конце концов привела ее к грандиозному плану — эмпирически исследовать законы образа жизни и роль человеческой ментальной структуры в построении своей судьбы. Основным инструментом в осуществлении исследовательского проекта был биографический метод.
Суть исследований Бюлера отражена в названии ее книги. Опубликовано в Лейпциге в 1933 году Шарлоттой Бюлер. Книга «Курс человеческой жизни как психологическая проблема» была написана на основе массы биографических материалов, собранных психологами Венского психологического института на рубеже 20-30 годов под руководством Ш. Бюлера. Венские психологи, в том числе Э. Франкель, Э. Брансвик, П. Хофштеттер, Л. Шенк-Данцигер, собирали и обрабатывали дневники, письма, проводили биографические интервью, анализировали многие опубликованные биографии и постепенно открывали для себя ряд закономерностей жизненного пути.
Анализ жизни проводился по трем параметрам: объективные жизненные события, творческие достижения (продуктивность), состояния внутреннего мира — переживания, характерные для определенного возраста. Все это коррелировало с обобщенным биологическим статусом организма на разных стадиях развития, с так называемой кривой жизни.
По аналогии с этапами органического развития, онтогенеза, в исследованиях под руководством С. Бюлера были выделены пять фаз жизненного цикла. Периодическая периодизация жизни Бюлера основана на особой структуре самоощущения, которую он называет самоопределением. Существование строго определенных этапов жизни является одним из законов, обнаруженных в Венском институте психологии. Булер интерпретировал этот и другие законы с точки зрения его собственной теории жизненного пути. Сама теория сформировалась в процессе эмпирических биографических исследований и поэтому была не спекулятивной, а обоснованной.
Человеческая жизнь рассматривается Булером в свете его открытий, как осознание внутренней сущности личности, ее внутреннего ядра. Это духовное формирование, имманентное в человеке. Главной силой духовного развития является врожденное стремление человека к самореализации. Плохое образование, однако, может извратить или подавить его, и в этом случае мы имеем дело с неврозами. По мнению Бюлера, «Я» — это преднамеренность или целеустремленность всего человека. Эта целеустремлённость направлена на реализацию лучших способностей человека, на осуществление его существования».
Биографический метод как средство научного познания личности
Возможно, больше, чем любая другая наука, психология испытывает трудности с определением своего предмета и метода. Споры о том, что изучает психология, и даже о том, является ли она вообще нормальной наукой, не прекращаются. Например, какое отношение имеет изучение времени реакции в психофизике к психологическим механизмам принятия моральных решений? Некоторые считают, что нет общего основания, и поэтому нет единой психологии, а есть, по крайней мере, две психологии. Один из них находится в закономерностях естествознания, нормальной науки, так сказать, с научным детерминистическим подходом и экспериментальным методом, который позволяет математические процедуры для измерения психических явлений.
Другая психология исследует внутренний мир и сложное поведение личности методами, близкими к герменевтике, в основном предполагающими понимание по аналогии с другой личностью, диалог с ней, сопереживание ее состоянию. Кроме того, изучаемый человек рассматривается как эксперт по собственному внутреннему опыту и жизненному пути. Вильгельм Дилтей, один из основателей герменевтики, в своей книге «Введение в науки разума» рассматривает биографический метод как высшую и самую фундаментальную форму гуманитарных исследований.
Двойственность психологии давно признана. Попытки отличить психологию от других наук, представить ее настолько уникальной, что общие критерии и нормы научности якобы неприменимы к ней, воспроизводятся даже в наше время. Странно слышать в конце 20-го века призывы фактически вернуться к средневековым представлениям о душе и экстрасенсе (см. некоторые выступления в дискуссии «Психология и новые идеалы науки» (4)). Многовековой путь превращения психологии в «нормальную» науку, основанную на наблюдениях, экспериментах, математических измерениях и строгих доказательствах, похоже, был утерян.
Вновь обостряется вопрос о возможностях научного изучения личности в ее целостности, как носителя внутреннего мира, как субъекта общественной жизнедеятельности и индивидуальности. В этих вопросах особенно очевидна конкуренция между психологией и искусством, причем художественное познание выглядит более успешным. Является ли личность субъектом науки или искусства? — Вопрос был задан великим американским психологом и персонологом Г. Олпортом. Он сам защищал науку и отстаивал незаменимость научных методов художественными (5). Аллопорт многое сделал для разработки научных методов персонологии, в том числе биографического метода, который используется в ряде гуманитарных наук, а также в психологии личности.
Предварительная характеристика биографического метода.
Помимо исторической, литературной, научной биографии, существует и психологическая, а в арсенале психологии давно существует биографический метод (точнее, методы), направленный на изучение уникальной целостной «личности как субъекта жизни, образно говоря, странника по жизненному пути». Именно в этом методе аналитическая строгость науки сочетается с синтетическим и метафорическим художественным описанием сложных психологических явлений. В современной психологии она еще не до конца укоренилась и не всегда учитывается в системе методов, но интерес к ней растет, и метод интенсивно развивается.
Привлекательность биографического метода в современной психологии обусловлена отсутствием экспериментальных и испытательных методов, предназначенных для получения точной информации о личности в искусственных, контролируемых условиях, изолированных от естественного процесса человеческой жизни с ее событиями и обстоятельствами в контексте и на фоне той исторической эпохи, в которой живет человек. Продолжительность жизни этих методов далеко не всегда убедительна. Биографический метод по определению жизненно важен, он изучает личность в ходе природно-исторического процесса ее существования. Психологическое исследование с использованием биографического метода — это изучение сущности человека. Она направлена на психологические механизмы и законы социального поведения человека и его жизненного творчества.
Исследования в области детской психологии
Исследования, проведенные ею в венский период научной деятельности, характеризовались яркой оригинальностью и глубиной. В истории науки принято говорить о венской школе возрастной психологии, которая объединила многих исследователей (Г. Гетцер, К. Райнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разработала проблемы возрастной периодизации и развития детей в разные периоды, формирования социального поведения и др. Она первой предприняла попытку периодизации в подростковом возрасте и исходила из того, что созревание половой функции является основным процессом, в свете которого необходимо учитывать все другие аспекты развития. Согласно их теории, половая функция представлена в сознании как «потребность в завершении»; пробуждение этой потребности происходит именно в период полового созревания.
Венская школа широко известна своими диагностическими исследованиями состояния психического развития ребенка. Ш. Булер совместно с Х. Гетцером разработал оригинальные тесты для детей дошкольного возраста, которые до сих пор используются в психодиагностической практике. В качестве показателя уровня развития она ввела «коэффициент развития» вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Оно определялось как отношение «возраста развития», определяемого по результатам тестов, к возрасту ребенка. На основе тестовых баллов был также создан «профиль развития», который показал, как развиваются различные аспекты поведения.
Важнейшим результатом исследований, проводившихся в это время также по биографическому методу, является периодизация жизненного пути личности. Материалом для исследования послужили, главным образом, дневники подростков, которые Бюлер считала очень ценным и информативным источником благодаря своему личному опыту. Она рассматривала индивидуальное духовное развитие в свете результатов жизни, с точки зрения реализации внутреннего бытия человека. Человеческая жизнь представлена как процесс формирования целевых структур личности. Внутреннее ядро личности — это «Я». Это умственная формация, которая изначально дана и в основном неизменна, меняется только форма ее проявления. Булер рассматривал потребность человека в самореализации как основную движущую силу развития. Понятие самореализации близко к понятию самореализации, но Булер различает их. Она видит самореализацию как результат жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым человек сознательно или бессознательно стремился, были адекватно реализованы». В то же время, можно рассматривать самореализацию как процесс, который в разном возрасте может проявить себя как состояние благополучия (до полутора лет), как переживание конца детства (12-18 лет), как самореализацию (во взрослой жизни) или как самореализацию (в старости).
Ш. Булер отметил, что полнота самореализации зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее соответствуют его внутренней сущности. Эта способность называется ее самоопределением. Самоопределение связано с интеллектуальным уровнем человека, поскольку от интеллекта зависит глубина понимания им собственного потенциала.
Мои годы в Вене были продуктивными с академической точки зрения и во всех отношениях приносящими удовлетворение. Каждый день начинался с работы за столом, регулярно появлялись публикации. Шарлотта и Карл были окружены преданными своему делу студентами и коллегами.
В 1938 году, находясь за границей, Шарлотта Бюлер узнала, что ее муж подвергается преследованиям нацистов из-за ее еврейского наследия. Оба мужчины были уволены с занимаемых должностей, а их имущество конфисковано. Семья Бюлеров разделяла судьбу многих изгнанников, преследуемых угрозой геноцида.
Шарлотта Бюлер разработала теорию развития человека, утверждая, что природа человека основана на «намерении» (преднамеренности). Эта преднамеренность проявляется в выборе, который делается на протяжении всей жизни для достижения целей, о которых человек может не знать. По словам Бюлера, часто только один раз в жизни, в самом конце, человек способен распознать глубинную природу своих предыдущих ожиданий и оценить, насколько они выполнены.
Булер рассматривает пять основных фаз жизненного цикла в контексте формирования и достижения целей.
Фаза I длится до 15 лет. Она характеризуется отсутствием точных целей. Ребенок живет в настоящем и имеет очень смутное представление о будущем. В этот период в основном происходит развитие физических и умственных способностей.
Фаза II, которая длится от 15 до 20 лет, соответствует юности и молодости. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он хранит большие планы, связанные с выбором профессии, партнера и, в общем, смысл его жизни. Во время этого периода первичных экспериментов вы можете оценить, насколько вы овладели определенными навыками и можете быстро достичь своих целей.
Фаза III длится с 25 по 40-45 год и соответствует зрелости в расцвете сил. Это самый богатый период жизни. Она характеризуется постановкой четких и ясных целей для достижения стабильности в профессиональной и личной жизни, принятием решений, связанных с созданием и укреплением семьи и рождением детей.
IV фаза длится с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и достижений. Заглядывая в будущее, человек сейчас вынужден пересмотреть свои цели с точки зрения своего профессионального статуса, физического состояния и семейного положения.
Фаза V начинается в преклонном возрасте 65-70 лет. В течение этого времени многие люди перестают преследовать цели, которые они ставили в молодости. Оставшуюся энергию они тратят на различные формы отдыха, путешествия или просто приятно проводят время и спокойно живут в последние годы жизни. Это время, когда люди пытаются разобраться в своем существовании и посмотреть на него как на единое целое. Некоторые люди, проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют, что они выполнили свои задачи. Для других, однако, такое рассмотрение может вызвать разочарование, поскольку поставленные цели не были достигнуты.
Концепция роли личности возникла в американской социальной психологии в 1930-е годы. (Дж. Мид) и широко использовался в различных социологических течениях, особенно в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию множества социальных ролей, присущих каждому индивидууму в данном обществе.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института