Шелл или газпромнефть что лучше
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Какое моторное масло лучше: Газпромнефть или Shell Helix
В связи с существенной разницей в ценах автовладельцы все чаще задумываются о том, какие отечественные моторные масла могли бы стать достойной заменой импортным. Как правило, альтернатива всегда находится. Рассмотрим, какое масло лучше: Газпромнефть или Шелл, чем они отличаются, кроме стоимости, и может ли российский продукт конкурировать с зарубежным.
Автомобильное масло, по мнению большинства водителей, должно быть приемлемой стоимости и хорошего качества. Сегодня смазочные материалы представлены в широком ассортименте, поэтому чтобы понять, что подходит для автомобиля, необходимо изучить характеристики.
О качестве и цене масла Shell Helix
Моторные масла от компании Шелл выпускаются с применением качественного сырья, с соблюдением передовых требований, что по итогу улучшает характеристики ТС:
Классификация Шелл Хеликс
Масла от компании Shell классифицируются следующим образом:
Помимо прочего, масла от Shell разделаются по эксплуатируемому типу: летние, зимние и всесезонные.
Плюсы и минусы масел Шелл
В первую очередь стоит отметить:
Но несмотря на все плюсы, не все водители решают приобретать моторное масло Shell Helix, и на это есть определенные причины. Во-первых, высокая популярность подталкивает недобросовестных производителей продавать фальсифицированный товар.
Во-вторых, к недостаткам можно отнести высокую стоимость. Также не всегда свойства отвечают параметрам, которые указываются на упаковке. На практике в холодное время года двигатель иногда не запускается.
Масло Газпромнефть
Сама фирма за короткий срок заняла первые строчки на отечественном рынке. Причина заключается в замещении импортных аналогов, которые стоят дороже. При этом качество моторных масел Газпромнефть не уступает таким маслам, как Шелл.
Еще одним преимуществом перед зарубежными продуктами считается то, что при производстве Газпромнефть учитывался специфический климат России.
Характеристики
Моторные масла Gazpromneft выпускается на новом заводе в Омске, оснащенном передовым оборудованием. Имеют невысокую стоимость, что нередко служит отпугивающим фактором для покупателей, привыкших, что качество и дешевизна – понятия противоположные.
Но за счет того, что производится оно на территории России и отсутствия больших затрат на логистику, оно отличается не только дешевизной, но и прекрасным качеством.
Помимо перечисленных моментов, масла нейтрализуют агрессивные кислоты. При их использовании, удается сократиться траты на ТО.
Для определенных категорий предназначена маркировка Longlife, что говорит о повышенном сроке службы.
Достоинства и недостатки масел Газпромнефть
Сначала о преимуществах:
К минусам можно отнести то, что ММ уходит на нагар, но здесь все зависит от конкретного двигателя. Иногда владельцы авто отмечают невозможность запуске даже при температуре 30 градусов ниже нуля.
Если сравнивать, какое масло лучше, Газпромнефть или Shell, стоит отметить, что они показывают прекрасные характеристики. Соответственно, при правильном подборе отечественное масло может стать полноценной заменой дорогостоящему импортному. Этот продукт идеально подходит не только для отечественных, но и зарубежных автомобилей.
Лукойл Экто 100: сравнение c G-Drive 100, BP Ultimate, Shell V-Power Racing, Экто 98
Основные характеристики топлива:
Октановое число (Исследовательский метод): 100,6
Октановое число (Моторный метод): 89,3
Плотность, кг/м3: 746,9
Массовая доля кислорода, %: 1,4
Объемная доля оксигинатов (МТБЭ), %: 7,8
Массовая доля серы, мг/кг: 4,1
Объемная доля бензола, %: 0,46
Присадка многофункциональная, % масс.: 0,01
Если говорить коротко, то, к сожалению, особых изменений в составе и качестве топлива с 2015 года не наблюдается. И сейчас я обьясню, почему этот 100-й бензин не сильно отличается от 98-го, образца января 2015 года, а по некоторым параметрам проигрывает Экто 98 производившимся в 2016-2017 гг.
Отличия нового Экто 100 (2017 год) от старого Экто 98 (2015 год):
На мощностные характеристики двигателей влияет ОЧ исследованное по моторному методу, так как с ростом нагрузки и оборотов фактическое ОЧ топлива приближается к этому значению (падает). По данному показателю рост гораздо скромнее чем по ОЧи, но тем немее он есть. (+-)
Плотность топлива незначительно снизилась, что негативно скажется на мощностных характеристиках в предельных режимах работы топливной системы. (-)
Доля оксигинатов и бензола незначительно снизилась, что повышает калорийность топлива и положительно влияет на мощность. (+)
Содержание многофункциональных присадок незначительно выросло, но есть предположения, что сама присадка заменена на более простую (+-).
По сравнению с Экто 98 2015 года прогресс неплохой.
Отличия Экто 100 (2017 год) от Экто 98 (2016-2017 гг):
Лукойл, в промежутке примерно с мая 2016 года по весну 2017 года производил АИ-98 без оксигенатов (МТБЭ) с очень заманчивыми характеристиками для современных турбо-моторов: высокая калорийность за счет отсутствия МТБЭ. Однако, судя по тому, что плотность у топлива отличалась от Экто 100 и старого Экто 98 — технология проивзводства такого топлива или сырье были иными и, наверняка, себестоимость была высокой. Неспроста еще несколько лет назад купить даже «чистый» АИ-95 было большой удачей, а «чистый» АИ-98 вообще отсутствовал в природе.
Но в итоге, предположительно, компания приняла решения вернуться к старой технологии/составу с добавлением стандартных 7-8% МТБЭ, но немного увеличить ОЧи и ОЧм (на 1 единицу).
Кстати многие автолюбители до сих пор считаю, что любой бензин производят из АИ-80 с помощью присадок 🙂 Экто 98 образца 2016 года опровергает такую точку зрения полностью.
Октановые числа и по исследовательскому и по моторному методу выросли всего на 1 единицу или даже меньше. Рост всего на 1%! (+-)
Плотность топлива выросла на 1,6% (+)
Доля оксигинатов значительно выросла, что снижает итоговую калорийность топлива на 30% от содержания МТБЭ (Калорийность МТБЭ на 30% ниже калорийности топлива) — т.е. на 1,5-3%(-)
По сравнению с Экто 98 2016-2017 года прогресс очень сомнительный. Я бы для турбо-моторов с стадиями тюнинга Stage 1 и Stage 2 для повседневной эксплуатации предпочел чистый, безоксигинатный Экто 98 из-за его высокой калорийности. В экстремальных режимах эксплуатации: Stage 2+ и выше, соревнования, высокие температуры — Экто 100 предпочтительнее, так как лучше сопротивляется детонации.
Отличия Газпромнефть G-Drive 100 (2018 год) от Газпромнефть G-Drive 98 (2017 год):
Газпромнефть пошла по стопам Лукойла и накачала свой 98-й ударными дозами МТБЭ и бензола. Правда на эту нехитрую операцию компании потребовался целый год! Но в результате ОЧ получилось очень внушительным: более 101 по исследовательскому методу и ровно 90 по моторному.
Оксигинаты и бензол — удовольствие не дешёвое, поэтому производитель в 2 раза сократил содержание моющей многофункциональной присадки в топливе. Учитывая, что и раньше концентрация была самой скромной на рынке, можно говорить о том, что в G-Drive 100 моющей присадки практически нет. 1,5 стакана на тонну топлива — это не серьезно.
Тем не менее, новый G-Drive 100 — лучший выбор для чипованных турбо-моторов, которые смогут агрессивнее откорректировать углы зажигания, что бы выжать дополнительные лошади из лишних октановых чисел. Но для стоковых силовых установок толку от высоких чисел в чеке за бензин будет мало.
Отличия Экто 100 (2017 год) от Газпромнефть G-Drive 100 (2018 год):
Не прошло и года, как Газпромнефть решила перейти на выпуск АИ-100 вместо АИ 98. Чуда не произошло второй раз. Перед нами, как и в случае с Лукойлом, все тот же АИ-98 «на стероидах».
Октановые числа по обоим методам выше у G-Drive 100 (-)
Плотность топлива выше у G-Drive 100 (-)
Доля оксигинатов и бензола ниже у Лукойл Экто 100, следовательно он лучше для автомобилей со стандартными программами управления двигателем (без тюнинга). (+)
Содержание многофункциональных присадок в Экто 100 гораздо выше (+).
Выбор между G-Drive 100 и Экто 100 — простой. Для автомобилей со стандартными двигателями и прошивками Экто 100 будет лучше, в связи с меньшим содержанием присадок и бОльшей калорийностью. Если же нужна максимальная защита двигателя от детонации — то G-Drive 100 вне конкуренции.
Отличия Экто 100 (2017 год) от BP Ultimate (2015-2017 гг.):
Октановое число и по моторному методу совпадают (+-)
Плотность Экто 100 выше, чем у BP Ultimate на 1,5% (+)
Содержание оксигинатов (МТБЭ), и следовательно калорийность примерно совпадают (+-)
Многофункциональная присадка в Экто 100 гораздо проще и ее меньше в 1,5 раза. (-)
Если выбирать сегодня между Экто 100 и BP Ultimate — то я бы наверное предпочел BP за счет более прогрессивной присадки с модификаторами трения.
Отличия Экто 100 (2017 год) от Shell V-Power Racing (2017 год):
Октановое число Лукойл Экто 100 на практике будет не таким высоким, как вы ожидаете, но повышение хоть и на 0,5%-1% лишним не бывает.
Калорийность по сравнению с безоксигинатным, «чистым» и настоящим АИ 98 упала, а кислород опять появился. Для мощных турбо-моторов это плохо, для заряженных атмо — хорошо. Про стоковые моторы я молчу. Как показывают исследования Авторевю, на современных двигателях без доработок (чип-тюнинга) разницы в расходе/мощности может не быть даже при сравнении АИ 92 с АИ 98 🙂
Позиционирование товара — верное. Это не новый продукт, а обновленная и (но не всегда улучшенная) версия хорошо знакомого ЭКТО АИ 98, причем — по старой цене. При таком подходе, «бесплатный» апргейд должен немного радовать, но чудес ожидать не стоит. Особенно на турбо-моторах с небольшой степенью тюнинга.
Экто 100 я рекомендую для турбо-моторов с непосредственным впрыском и стадиями тюнинга от Stage 2 и выше.
Для форсированных атмо-моторов рекомендую топливо с максимальным содержанием оксигинатов — G-Drive 100.
Для совервнований, трек-дней и при высоких уличных температурах лучшим выбором так же будет G-Drive 100, так как октановое число у него максимальное на рынке.
Для повседневной эксплуатации турбо-моторов в 2017 году лучше всего подойдет Shell V-Power Racing — высочайшая плотность (+ 1,5-3%) и минимум МТБЭ (- 5%) дают максимальную калорийность (до + 5 %) и вишенка на торте — обновленная присадка Nemo 6125 с лошадиной концентрацией в 2 раза выше, чем у Лукойл. Но нужно проверять каждый раз, не изменился ли у Shell состав бензина в новой партии.
Отвечая на вопрос в начале статьи — истина, как всегда, где-то по середине: хоть маркетинга в Экто 100 и больше, чем эволюции, небольшое улучшение характеристик — есть. При этом выдающихся параметров — нет. Борьба между брендами идет на доли процентов 🙂
Но главное — маркетинговая война между брендами вышла на новый уровень, а значит стоит ожидать ответов от конкурентов, от чего авто-энтузиасты только выиграют!
Немного о бензинах: Какой лучше использовать?
Добрый День, Друзья!
Как вы помните, я почистил двигатель( как только мог придумать) и увеличил мощность двигателя ( работами по выхлопу и перенастройкой ЭБУ) в WINDE www.drive2.ru/o/tuningwinde — www.drive2.ru/l/10277160/ /
После этого естественно встал вопрос — на каком бензине ездить?
Сразу обозначу свой вывод — я перешел на Shell АИ-95 V-Power и АИ-98 V-Power Racing (Евро-5).
По сути — это самое дорогое топливо на рынке.
И также отмечу : Выбирая дорогое топливо с высоким октановым числом, мы не покупаем гарантированную максимальную мощность, а покупаем защиту от детонации и пакет присадок, улучшающих состояние двигателя и его мощность в долгосрочном периоде.
Дальше будет очень много букв)))))
Я остановлюсь на наиболее распространенных брендах топлива на территории России — топливе от Роснефти, Лукойла, Газпромнефти, ТНК (та же Роснефть) и выкокобрендированных ВР и Shell.
1. Роснефть ( а также Нефтьмагистраль и Agip).
Производитель бензина на всех заправках данных марок в Москве один — ЗАО «Рязанская НПК» (Роснефть).
Бензин обладает хорошими параметрами и содержание МТБЭ одно из самых низких, что говорит о высоком качестве бензина и большой теплотворной способности. В обычном топливе моющие присадки отсутствуют. В улучшенном бензине АИ-95 и АИ-98 содержится самая простая моющая присадка без модификаторов трения. «Дешево и сердито.»
2. Лукойл.
Качество топлива в Москве и за ее пределами одинаково.
В Московском регионе поставки чаще всего из нижегородской области с завода в Кстово.
P.S. На Олимпийском проспекте в Москве находится офис Лукойл-Центрнефтепродукт с заправкой около офиса. Кто знает = всегда там заправляется. Там якобы всегда только самое лучшее)))
Содержание присадки для поднятия октанового числа МТБЭ может сильно колебаться от партии к партии. В некоторых случаях АИ 95 может быть вообще первоклассным газоконденсатным без добавления оксигинаторов, при этом АИ 98 содержит почти предельное количество МТБЭ. Однако в среднем АИ-95 имеет минимальное содержание оксигинаторов среди имеющихся примеров.
3. Газпромнефть.
Московский НПЗ/ нефтебаза Павельцево.
Содержание оксигинаторов выше, чем у Лукойла и соответствует бензину от Роснефти. Однако используется присадка с модификатором трения класса выше, чем у Лукойл Экто. Крепкий «середнячок».
4. ТНК/ ВР.
В качестве изготовителя топлива для московских заправок ТНК и BP выступает уже знакомая ЗАО «Рязанская НПК» (Роснефть). По содержанию МТБЭ бензин у ТНК-BP значительно хуже, чем на заправках Роснефти. Единичное это явление или постоянное — неизвестно. ТНК-BP максимальное содержание оксигинаторов во всех бензинах по сравнению по другими АЗС, что приводит к низкой теплотворной способности топлива.
В обычном топливе на заправках BP уже присутствует базовая моющая присадка, то есть обычный бензин BP соответсвует «улучшенному» на Роснефти, Нефтьмагистрали или Agip.
Pulsar и Ultimate содержат одинаковые, продвинутые пакеты присадок, но у BP содержание присадок на 25% выше в соответствии с маркетинговой стратегией компании.
Спорный вариант — с одной стороны хорошие присадки, с другой стороны, не самое лучшее базовое топливо. При использовании в обычных атмосферных двигателях скорее всего мощность упадет из-за низкой калорийности. В турбированных двигателях оксигинаторы имеют скорее положительное влияние. А если двигатель малолитражный и оборотистый то современные модификаторы трения повысят мощность. Если попадется партия с более низким содержанием МТБЭ, то бензин можно будет назвать хорошим.
А теперь немного про присадки в топливо.
Их можно разделить на увеличивающие октановое/цетановое число, моющие и модификаторы трения.
Отдельно отмечу свойства моющих присадок.
На «чистом» двигателе эти присадки мощность не увеличат. На «грязном» моторе после выработки 100 литров топлива с моющей присадкой мощность выросла на 7,5%, а расход уменьшился в среднем на 8,4%, за счет очищения нагара с впускных клапанов ( исследование журнала «За рулем»).
Используемые моющие присадки:
— BASF KEROPUR 3458N
Простая и популярная моющая присадка, так же обладает антикоррозионными свойствами и связывает воду. Модификаторы трения отсутствуют.
— Afton Hitek 6437L
Используется в топливе Лукойл Экто. Продвинутый аналог KEROPUR 3458N, с добавлением модификатора трения. Самая простая присадка с модификатором трения. Применяется, как минимум, с 2009 года.
— Afton Hitek 6473
Используется в топливе Газпромнефть G-Drive. Судя по названию является более совершенной по сравнению с Hitek 6437L (Лукойл Экто).
— BASF Keropur 3619T
Очередная моющая присадка с модификатором трения. Используется в бензине BP Ultimate и ТНК Pulsar. Относительно новая, не применялась до 2009 года, как и Hitek 6437L и 6473. Добавляется в бензин совместно с 3458N.
— BASF Nemo 6115
Вероятно, лучшая моющая присадка с модификатором трения. Используется в бензине Shell V-Power Racing. Самая новая из представленных, не применялась до 2011 года. Добавляется в бензин в самой большой концентрации (в 2-2,5 раза больше, чем другие присадки).
Без тестов невозможно определить какая из присадок эффективней, но Nemo 6115 имеет более высокий статус в линейке продуктов Basf, чем Keropur 3619T, более высокую рекомендуемую концетрацию, а так же она новее других составов.
Повторюсь: Cостав присадок в топливе не меняется в течении длительных промежутков времени, но состав и качество самого топлива может сильно отличаться от партии к партии. Даже на одной и той же заправке сначала может быть АИ 95 без МТБЭ, а следующая партия придет с содержанием МТБЭ 10%-15% => со сниженной калорийностью и соответственно при этом динамика машины может ухудшится.
Выбирая дорогое топливо с высоким октановым числом мы не покупаем гарантированную максимальную мощность, а по сути покупаем защиту от детонации и пакет присадок, улучшающих состояние двигателя и его мощность в долгосрочном периоде.
Вот поэтому мой выбор — это Shell.
Использую 90% времени АИ-95 V-Power и иногда — АИ-98 V-Power Racing.
Тест бензина АИ 95. АЗС Shell, Татнефть, ТНК, Газпромнефть, ЭКА
Дело Василия Алибабаевича живо.
Провели очередную серию тестов бензина АИ 95 на ведущих сетях АЗС в Москве.
Ранее мы уже проводил
тестирование бензина АИ 92, здесь,
и тест бензина АИ 95 находится здесь.
В этот раз объектом нашего контроля были АЗС SHELL, Татнефть, ЭКА, ТНК, Газпромнефть, при этом мы расширяем географию, и проверяли заправки на ул. Лобачевского, Аминьевском шоссе, и ул. Островитянова на пересечении с Ленинским проспектом.
К моему удивлению, качество топлива даже на брендированных заправках резко отличается. Очевидно продавая франшизу сети не контролируют качество бензина.
Многие просили проверить АЗС SHELL Татнефть, ЭКА, это мы и сделали.
Василий Алибабаевич продолжает уверенно вести бизнес на просторах России.
Многие писали ранее что прибор дескать врет, не может быть такого чтобы вместо 95 лили нам в бак 85 бензин. Вот вам доказательство от обратного, там где бензин качественный ОКТИС показывает результат как есть.
Метки: тест бензин, аи95, shell, татнефть, эка, тнк, газпромнефть
Комментарии 97
Топливо 92 и 95 проверили Далее 98?
Вопрос. У вас есть в планах проверить ДТ на данных АЗС.
Какие то мысли или на работки…
Очень хотелось бы посмотреть.
тест отличный, но почему не вставить данный прибор в бак, и с колонки напрямую проверить октановое число бензина?Данный прибор вроде это позволяет делать.И чистота эксперемента и доверия будет выше.
Интересно было бы увидеть тест 92.-го от той же Татнефти.
работая в обслуживающей компании Shell, Вы набрали топливо на франшизе…
даже не сомневаюсь в этом, ранее этой АЗС владели грузинские воры в законе. Но франшизер что не в курсе?
Азс Трасса по мос области знаю их бенз и только на них льемся чистый и бензин и дизелб)) По Москве либо Шелл либо НефтьМагистраль
так ничего не будет, ну и смысл этих тестов
Спасибо как всегда за информацию!
При возможности протестируйте пожалуйста Роснефть на Академика Челомея, и ТНК на углу ул. Ак. Волгина и Обручева, Газпромнефть на Обручева.
давайте вместе и проведем
С удовольстием! Какие мои действия?
в конце видео контакты- пишите
Надоел уже этот фейк, хватит старье заливать!
Компания SHELL, в России на 50% принадлежит Газпрому. Официально это Салым Петроллиум. Топливо на этих заправках — тоже Газпромовское, но его предварительная подготовка к реализации, ведётся на Шелловском оборудовании и под их же контролем.
Отличный проект!
Ну, а то, что планируют поднять акцизы это ведь не ново — наверху все думают, что поимеют нефтяников, а по факту все ложится на обычных обладателей авто!
Что в Госдуме, что в Министерствах — они ведь в космосе — авто служебное, бюджет и квоты расписаны им ведь нет разницы поднимется цена или опустится рапорт Минфина один — если поднимем — значит получим в плюсе 39-40 млрд., а вот с кого им глубоко до лампочки!
вас это удивляет? со времен ивана Грозного тягловый народ платит за все. Главное чтобы на улицы не выходил
протестируйте пожалуйста заправки на новорязанском шоссе
1, АЗС Shell Москва, Привольная улица, 70
2, АЗС Astra Московская область, городской округ Люберцы, Новорязанское шоссе, 24-й километр, вл1
3, Татнефть Московская область, городской округ Люберцы, посёлок городского типа Томилино, Новорязанское шоссе, 23-й километр
4, Трасса Московская область, городской округ Люберцы, посёлок городского типа Октябрьский, улица Ленина, 58
протестируйте пожалуйста заправки на новорязанском шоссе
1, АЗС Shell Москва, Привольная улица, 70
2, АЗС Astra Московская область, городской округ Люберцы, Новорязанское шоссе, 24-й километр, вл1
3, Татнефть Московская область, городской округ Люберцы, посёлок городского типа Томилино, Новорязанское шоссе, 23-й километр
4, Трасса Московская область, городской округ Люберцы, посёлок городского типа Октябрьский, улица Ленина, 58
Вот там на Трассе и заправляюсь в Люберах! Какое счастье что моя там живет И Вам советую)) А так по своему киевскому направленю только на Трассе заливаюсь))
Протестируйте пожалуйста АЗС Shell на боровском шоссе 6А, заправка рядом с домом, очень интересует качество бензина, 95 vpower
видео пока нет, но это топливо с таким количеством присадо что прибор с ума сходит и показывает то нули то 72 то 84
Присадки их фирменные с качеством бензина все на высоком уровне gt-r 645 бэха знакомых без ошибок! После лукойловской мо ч и 100-ой вся приборка в огнях была
видео пока нет, но это топливо с таким количеством присадо что прибор с ума сходит и показывает то нули то 72 то 84
Протестируйте пожалуйста АЗС Shell на боровском шоссе 6А, заправка рядом с домом, очень интересует качество бензина, 95 vpower
Качество shell супер )) И не только на боровке))
www.drive2.ru/b/1391423/
Уже было. Ничего нового. Моё любимое:
«Как мы уже рассмотрели, принцип действия большинства современных приборов основан на диэлькометрическом методе контроля, согласно которому октановое число определяется по диэлектрической проницаемости бензина ≈ 2…2,3 (в России с использование МТБЭ).
При этом даже сравнительно небольшое количество воды, имеющей высокую диэлектрическую проницаемость (проницаемость воды ≈ 81), может привести к ошибочным результатам при определении октанового числа. Экспериментально установлено, что добавление в бензин 1 % воды приводит к повышению его диэлектрической проницаемости до уровня ≈ 2,9 и, соответственно, к значительной погрешности измерения октанового числа бензина данным методом. Другими словами это уже не погрешность, а показания полный бред.»
пристрелил бы кто этого «тестера»… пол интернета засрал этим мусором рекламируя «чудоприбор»… он затирает тему, когда дельные комментарии появляются. Пробовали этот говноприбор в авиации… Толку от него 0… пальцем в небо точнее.
Без лоха жизнь плоха. Пипл хавает, норм.
www.drive2.ru/b/1391423/
Уже было. Ничего нового. Моё любимое:
«Как мы уже рассмотрели, принцип действия большинства современных приборов основан на диэлькометрическом методе контроля, согласно которому октановое число определяется по диэлектрической проницаемости бензина ≈ 2…2,3 (в России с использование МТБЭ).
При этом даже сравнительно небольшое количество воды, имеющей высокую диэлектрическую проницаемость (проницаемость воды ≈ 81), может привести к ошибочным результатам при определении октанового числа. Экспериментально установлено, что добавление в бензин 1 % воды приводит к повышению его диэлектрической проницаемости до уровня ≈ 2,9 и, соответственно, к значительной погрешности измерения октанового числа бензина данным методом. Другими словами это уже не погрешность, а показания полный бред.»
Прибор наверняка задумывался для этилированных бензинов. Некую зависимость октанового числа от большего количества этила свинца им наверное можно проследить. Только теперь его тыкают во что попало не смотря на принцип его действия.