Шепот сердца о чем мультфильм
Шепот сердца о чем мультфильм
1. В прокате фильм Whisper of the Heart демонстрировался в паре с музыкальной короткометражкой Миядзаки On Your Mark.
3. К сожалению, Кондо Ёсифуми трагически погиб (в возрасте 47 лет) 21 января 1998 года.
В фильме были использованы картины художника Наохисы Иноэ с изображением придуманного им мира Иблард (Iblard). Хаяо Миядзаки являлся большим поклонником этого мастера кисти.
Информация о серии |
|
Великолепный фильм. И сравнивать его с «Здесь слышен океан», увы, что небо с землей.
Умилительные аналоги «хрущовок», хотя, казалось бы, что в них может быть интересного?
Задворки и помойки сияют романтическим ореолом, попробуйте себе это представить!
И все это благодаря чудесной Сизуку, светом своей она души заставляет цвести все вокруг.
Чего особенного, казалось бы, тощая зубрила-школьница, не спортсменка, не красавица, но, Боже мой, как она движется! Как она бегает за котом, как сигает через заборы, ее порхающее фуэте на проезжей части не повторить и записной балерине.
И песня, это чудо! Срывающийся голосок не в такт, но сколько чувства!
+46 | Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него. |
Период взросления — пожалуй, самый волнительный и сложный во всей жизни человека. Может, потому так часто и снимают аниме с героями «переходного возраста»: интересно, как они будут справляться с новыми и всё более сложными задачами, которые перед ними ставят жизнь и окружающие. Как быть, что делать, когда ты уже не ребёнок, ещё не взрослый?
Пока что юная Сидзуку Цукисима беззаботно резвится, не сковывая энергию своей юности чинными рамками благопристойности, не колеблясь, готова заговорить со всеми, кто ей встретится по пути, будь это даже флегматичный, неизменно хранящий молчание котище. И, не испытывая даже секундного сомнения, оставив все прочие дела, ринется за котом по любым улочкам-переулкам. Ведь, если погнаться за белым и пушистым созданием, как Алиса за Белым Кроликом, не окажешься ли нежданно-негаданно в самой что ни на есть взаправдвшней Стране Чудес? Пусть место это окажется всего-навсего антикварной лавочкой, запертой большую часть времени. Но уж зато сколько там подстерегает всего.
Это тот период, когда и волшебство детства ещё не покинуло человека, и в то же время уже начинают одолевать непростые раздумья о будущем. Для совсем маленького ребёнка его будущее, даже завтрашний день — это нечто не менее мифическое и недостижимое, чем то, что будет через пару сотен лет. Другое дело подросток. Вокруг него ( или неё ) сверстники, среди которых могут быть особо близкие и дорогие люди, уже определяются с выбором жизненного пути. И сразу, откуда не возьмись, берётся множество вопросов: а я-то чем дальше буду заниматься? И получится ли у меня, или вовсе ни на что не гожусь? И ответ на это тем более необходим, что за этим на самом деле скрывается самый главный, а может, и единственный вопрос: подхожу ли я тому, кто мне понравился, смогу ли с ним на равных идти по жизни?
И тогда так к месту любое вовремя сказанное, ободряющее слово, понимание и чуткость родных. Увы, в жизни этого часто не хватает. Невероятное везение, если в семье есть хотя бы один человек, который поддержит тебя в твоих начинаниях, понимая, что есть вещи несоизмеримо более важные, чем корпеть над учебниками и трястись при мысли о экзаменах. И у Сэйдзи, и у Сидзуку в этом смысле похожая ситуация. Амасаве Сейдзи постоянно приходится отстаивать перед родителями собственную точку зрения на своё призвание в жизни, его поддерживает сказочно мудрый и добрый дед. Отец Сидзуку урезонивает её старшую сестру, которой нечего Сидзуку сказать, кроме как требовать успеваемости и выполнения домашних обязанностей.
Конечно, прибирать квартиру, вовремя обедать — всё это дела очень важные, но только ли материальным жив человек, только ли в этом проявляет себя? Духовный комфорт в семье намного больше значит. И бывает время, когда на первый план выходит осуществление заветной мечты. Ведь без стремления хоть к чему-то жизнь так и не станет осмысленной, у каждого есть способности, и чувствуешь: есть нечто в мире, что можешь сделать только ты. Простым зазубриванием школьного материала этого не заменить.
Ибо, хотя самоопределение, проблема «отцов и детей», преемственность жизненного опыта — темы донельзя животрепещущие, роль «первой скрипки» и в сказке, и в жизни принадлежит любви. Первая любовь, романтика. Когда ещё доведётся увидеть такую романтику, как здесь. Без миллиграмма пошлости. Без интриг коварных соперников\соперниц и чрезмерной драматизации. Всё так, как было или могло и правда быть в обычном японском классе обычной японской школы. Просто и сложно одновременно.
Нет в «Шёпоте сердца» ни одного фантастического события, но тем не менее происходящее не опускается до серой будничности. Ведь хоть Миядзаки здесь не режиссёр, а миядзакиевская сказочность исподволь подпитывает сюжет, так же естественно и ненавязчиво, как вода поит деревья и травы. Ничто ведь не мешает изобразить сны, красочные образы, созданные воображением Сидзуку. И дедушка Сейдзи, такой улыбчивый, душевный — не сам ли Миядзаки смотрит на нас с экрана?
Но прислушайтесь, кто это там шепчет? Не Ваше ли сердце?
+31 | Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него. |
Пока смотрел «Шепот сердца», в голове крутилась одна и та же мысль – ну почему же я не посмотрел раньше? Давно же лежит. Почему не смотрел?
Пока что это единственный фильм, который я пересматривал с промежутком в день. И, наверное, пересмотрю еще раз – потому как давно мне не встречались такие теплые и приятные вещи.
Хотя и вышло со студии Миядзаки, великого мастера и любителя сказок – ничего фантастического тут нет. Ну разве что пара деталей, но… в целом, это обычная жизнь. Обычные люди… да нет, не совсем обычные.
Вторая мысль, которая крутилась в голове все время, что наблюдал за главной героиней – ну как это возможно? Как почти пятнадцать лет назад японец снял про своих соотечественников… и настолько мне по сердцу и близко? Потому что я смотрел и вспоминал себя примерно в таком же возрасте… и как же Сизуку по характеру похожа. Засматриваться на низколетящие самолеты (пусть и не дирижабли)? Множество раз. Читать запоем, забирая из районной и школьной библиотеки по десятку книг? В точности мое. Отвлекаться от домашнего задания, раскрывая интересную книгу? Еще бы. По дороге куда бы то ни было здороваться с собаками и кошками (а за последними еще и наблюдать)? Было, и не раз. Изумляться случайно найденным волшебным местам и приходить туда снова и снова? Несомненно. Фантазировать, включая в фантазию все, что попадалось на глаза? Да до сих пор. Даже основной талант Сизуку – сочинительство – и это мое.
Собственно, посмотрев, понял, что все-таки я романтиком был и остался. Причем в немалой степени.
Все-таки изумительно теплая вещь. О людях. О юности. О любви. О фантазии. О выборе в жизни. И пусть даже рациональная часть разума настаивает, что может в будущем случиться что-то нехорошее, что почти детская любовь может оказаться непрочной… нет, этому я верить просто не хочу.
А лучше еще раз пересмотрю «Шепот сердца».
Рецензия на аниме-фильм «Шепот сердца»
Душевнейшая и красивейшая школьная аниме-драма о первой любви и первых взрослых решениях в жизни подростков
Трейлер
Штудируя библиотечные книги во время летних каникул, 14-летняя школьница Сидзуку замечает, что в формулярах некоторых из них перед ее именем стоит имя «Сейдзи Амасава». Заинтригованная девочка пытается выяснить, у кого точно такой же литературный вкус, и хотя ее первое знакомство с Сейдзи, учеником из параллельного класса, проходит не так романтично, как она рассчитывала, ребята быстро становятся друзьями. Вскоре парень признается Сидзуку, что учится делать скрипки и что вместо поступления в старшие классы готовится к отъезду в Италию, в школу скрипичного дела в Кремоне. Привязанность Сейдзи к его ремеслу вдохновляет девочку, и она решает попробовать себя в сочинении фантастических историй. Невзирая на приближающиеся переводные экзамены, она полностью погружается в сочинение повести об изящной фигурке кота-аристократа, которая принадлежит дедушке Сейдзи, мастеру-антиквару.
Кадр из аниме-фильма «Шепот сердца»
Студия Ghibli была создана как «карманная» компания двух выдающихся аниматоров, Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты. Ghibli была в такой степени заточена под обслуживание этих творцов, что другой замечательный японский аниматор, Мамору Осии, режиссер «Призрака в доспехах», как-то сравнил в интервью студию Миядзаки и Такахаты с Кремлем, а ее основателей – с советскими тоталитарными вождями. Это, конечно, была шутка, но бьющая не в бровь, а в глаз. Художники, не планировавшие вечно быть мальчиками на побегушках у создателей студии, в Ghibli не задерживались, и когда в 1990-х Миядзаки задумался о том, на кого они с Такахатой оставят студию, если уйдут на пенсию, то оказалось, что во всей компании лишь один подходящий человек – аниматор Ёсифуми Кондо, работавший с основателями Ghibli с конца 1960-х.
Кадр из аниме-фильма «Шепот сердца»
Чтобы проверить Кондо в «большом деле», Миядзаки придумал для него режиссерский проект – появившуюся в прокате в 1995 году экранизацию опубликованного в 1989-м однотомного комикса Аой Хиираги «Шепот сердца». Правда, это был в равной степени проект Кондо и Миядзаки, поскольку начальник режиссера-дебютанта собственноручно написал заметно отличающийся от произведения Хиираги сценарий, нарисовал часть раскадровок и даже сочинил для фильма шуточную песенку о Токио «Бетонные дороги» на мотив также звучащего в картине американского фолк-хита Джона Денвера Take Me Home, Country Roads («Ведите меня домой, проселочные дороги»). Поэтому, восхищаясь «Шепотом сердца» или критикуя его, нужно делить восхищение и критику между двумя творцами, а не валить все пряники и шишки на голову Кондо. К сожалению, узнать, чего художник стоил без опеки Миядзаки, поклонникам аниме было не суждено. Ёсифуми Кондо скоропостижно скончался в 1998 году, через полгода после завершения работы над фильмом Миядзаки «Принцесса Мононоке». Ему было всего 47 лет – «детский» возраст для японцев его долгоживущего поколения.
Кадр из аниме-фильма «Шепот сердца»
В отличие от ностальгического комикса для взрослых женщин, положенного в основу фильма Такахаты «Только вчера», «Шепот сердца» Аой Хиираги – типичная школьная любовная история для девочек-подростков вроде шедшего в 1994-1995 годах по японскому ТВ аниме-сериала «Мальчик-мармелад». Несколько влюбленных парочек, любовный многоугольник, незадачливая, но добросердечная главная героиня, благородный мальчик-мечта с романтичным хобби (в комиксе это было рисование картин, а не создание скрипок), сложные отношения с родителями, страстные, но целомудренные сюжетные перипетии… «Мыльная опера», да и только!
Кадр из аниме-фильма «Шепот сердца»
Миядзаки и Кондо, однако, рисовать такое кино было не слишком интересно. Поэтому они сократили и приглушили романтические линии оригинала и превратили «мыльную оперу» в умную и трогательную картину о взрослении – точнее, о принятии первых взрослых решений в жизни главных героев. Будь то урегулирование романтических переживаний, выбор будущей профессии или старательность в подготовке к переводным экзаменам из средней школы в старшую (из-за особенностей японской системы образования эти экзамены так же важны, как экзамены при поступлении в вуз, и провал на них может перекроить всю дальнейшую жизнь). Как и в большинстве выпущенных к 1995 году фильмов Ghibli, в «Шепоте сердца» нет противостоящих героям злодеев (если не считать таковой по-семейному шпыняющую Сидзуку старшую сестру), но внутренние дилеммы персонажей от этого не перестают быть менее волнующими и острыми. И, конечно, такой сюжет делает ленту куда более правдоподобной и близкой зрителям, чем волшебная сказка Миядзаки «Ведьмина служба доставки» со всеми ее высосанными из пальца законами и странностями мира ведьм.
Кадр из аниме-фильма «Шепот сердца»
Чтобы подчеркнуть реалистичность повествования и насытить его социальными нюансами, команда Ghibli тщательно воссоздала на экране западный пригород Токио – тот самый, вокруг застройки которого вращался сюжет фильма Такахаты «Помпоко: Война тануки». Правда, художники не перерисовывали фотографии, и на экране не точная копия Западного Токио, а его артистическая интерпретация. Но для художественного произведения чувство места важнее, чем точное расположение того или другого приметного дома, а ощущение центральной Японии «Шепот сердца» передает безупречно. Многоэтажки и частные дома, новая и старая застройка, холмы и низины, поезда и велосипеды, магистрали и узкие улочки, школы, парки и библиотеки… А в целом – уютный и безопасный, но требовательный мир, который многое детям дает и многое с них спрашивает. В этом мире выбор жизненного пути может наделить человека большим собственным домом (вроде того, где живет Юко, лучшая подруга Сидзуку) или крошечной, «советской» квартиркой вроде той, где ютится семья главной героини. Картина не единым словом не привлекает внимания к социальным различиям между Юко и Сидзуку, но визуальная скрупулезность в воспроизведении их быта говорит сама за себя.
Кадр из аниме-фильма «Шепот сердца»
При этом, в отличие от «Только вчера» и «Помпоко», «Шепот сердца» не требует образования япониста или подробных комментариев. Проблемы японских подростков не универсальны, но они понятны без культурного перевода. Не назвать картину и сугубо приземленным, «соцреалистичным» произведением. Когда Сидзуку начинает писать, фантазия ненадолго переносит ее в волшебный мир, похожий на альтернативную Землю из «Небесного замка Лапута». Не принадлежит к «обычной Японии» и дедушка Сейдзи, как будто сошедший с иллюстрации к «Буратино» старый мастер с восхитительной антикварной лавкой.
Кадр из аниме-фильма «Шепот сердца»
Да, «Шепот сердца» – не самое драйвовое и напряженное полотно в фильмографии Ghibli, но его сюжет ни в одной сцене не стоит на месте, а душевность и обаяние картины и ее персонажей (тщательно прописанных и прорисованных независимо от их сюжетного значения) вполне искупают недостаток драматизма. Да и как соскучишься у экрана, если каждый кадр хочется рассматривать на паузе, чтобы в полной мере оценить вложенное в него мастерство художников? А какой в фильме потрясающий бродячий кот, благодаря которому Сидзуку знакомится с дедушкой Сейдзи! Несущественный, по сути своей, персонаж, но сколько любви в него вложено!
Одним словом, «Шепот сердца» – безукоризненный шедевр Ghibli, который не только впечатляет, но и вдохновляет и заставляет по-новому взглянуть на свою жизнь даже взрослых людей. Для подростков же это, пожалуй, обязательное зрелище. Особенно для девочек, которым фильм в первую очередь адресован.
Movies
Сюжет фильма «Шепот сердца» студии Гибли (Ghibli), с картинками, видеороликами, небольшими отступлениями, комментариями и ссылками по теме.
Вообще описывать фильмы Хаяо Миядзаки и студии Гибли (Ghibli) дело неблагодарное. Что ни напиши, получиться пустой скелет повествования о развитии сюжета, лишенный и тела и души произведения. Чего то неуловимого, что и делает фильмы студии Гибли неповторимыми.
Но Шизуки еще подросток. Стесненные жилищные условия и небольшой, по-видимому, достаток родителей не та тема, которая владеет мыслями девочки. Жизнь ее проходит параллельно житейским проблемам взрослых. И утром для нее наступает радостный и сулящий интересные события день. Тем более, что утро действительно солнечное и день теплый, летний. И родители уже ушли на работу и сестра в отъезде в деревне.
Но эти, возведенные в короткие сроки «Новые города», в полном объеме не выполнили своего предназначения, на которое рассчитывали власти Японии. Люди не ринулись в них в тех количествах, на которые они были рассчитаны. Компании не переехали из мегаполисов в окрестности этих городков, так что жителям «Новых городов» пришлось добираться до места работы на электричках.
В сентябре 2011 компания-застройщик «Tokyo Tatemono» начала снос домов в квартале Ni-chome района Suwa города Тама (Tama), наиболее известном из всех так называемых «новых городов», построенных в семидесятых годах прошлого века рядом с крупными мегаполисами, такими как Токио. Suwa danchi (danchi – квартал жилых домов) был составной частью проекта «Нового города Тама», реализованного в 1971 году.
Это как раз дома той серии в котором по сюжету проживала главная героиня аниме «Шепот сердца» – Сидзуку.
Возможно, скоро многие дома «Нового города» исчезнут, как исчезают в Москве старые «хрущевки». Возможно, исчезнут гораздо быстрее, чем в Москве. Ведь это Япония.
С этого светлого и теплого летнего утра и начинается фильм «Шепот сердца».
А тут еще выясняется, по возращению домой, что из деревни вернулась старшая сестра. И конечно, на правах старшей, принялась «грузить» Сидзуку домашними работами. И на следующий день, с утра, то же.
Видео из аниме «Шепот сердца». Сестра «грузит» Сидзуку уборкой квартиры.
И снова ясное теплое утро и новый солнечный летний день, сулящий радость и приключения.
В библиотеку быстрее всего можно доехать на пригородной электричке до следующей станции «Seiseki-Sakuragaoka». И в электричке, в вагоне, Сидзуку встречает кота. Упитанного такого, гордого. Кот едет вместе с ней в вагоне и, о чудо, выбегает на перрон на ее станции. Очень любопытно, куда он направляется?
Пытаясь проследить, куда направляется такая самостоятельная «живность», путешествующая поездом, Сидзуку попадает в уютный, тихий район частных жилых домов на вершине холмов. Кот юркает в открытую дверь антикварного магазинчика расположенного тут же. Девочка следует за ним.
Видео из аниме «Шепот сердца». В электричке Сидзуку встречает кота.
Возле городской библиотеки ее догоняет мальчик на велосипеде и отдает забытый в магазине обед. И все было бы прекрасно, но это тот самый самоуверенный и наглый юноша, что был вчера. И ведет себя он не вежливее вчерашнего. А на заднем сидении велосипеда восседает тот самый упитанный кот.
Нужно отметить, что у японцев, видимо, свой порог снобизма, наглости и самоуверенности. По нашим меркам и небыло ничего такого особенного. Обычный мальчик.
Кстати.
У студии Гибли есть еще одно произведение, в котором районы городов изображены с очень большой точностью, вплоть до расположения этих мест в реальном городе. Это города Коти и Токио в аниме «Здесь слышен океан».
В статье по ссылке можно узнать про эту особенность «Здесь слышен океан» с кадрами из аниме и фотографиями реальных районов Коти и Токио.
А дальше. Дальше летние каникулы заканчиваются. Солнечные летние дни сменились серыми и дождливыми. Утром родители идут на работу, а Сидзуку в школу. А в школе уроки, зачеты, контрольные.
После дождей снова вернулись солнечные дни. Теплые солнечные дни ранней осени.
Череда событий, и грустных и веселых происходит в эти осенние дни. «Разруливание» запутанного узла отношений подруги с одноклассником, шок от понимания, что в нее тоже влюблен одноклассник, который для нее просто друг.
Но почему то Сидзуку все чаще тянет на ту вершину холмов, к антикварному магазину, куда привел ее упитанный кот-путешественник. Она приходила пару раз, но магазин был закрыт. В третий раз, под вечер, она встретила там того самого заносчивого мальчишку. Амасаве Сейдзи так его зовут. Мальчик оказался не таким уж плохим, как показалось при первых встречах. И очень целеустремленным.
Поздно вечером к дому Сидзуку они возвращались уже вдвоем. Так начинает зарождаться чувство, тихий шепот сердца, эволюция чувств девочки от недовольства самоуверенным и наглым мальчишкой до глубокой и неподдельной привязанности к нему.
А дальше. Дальше не хочется городить скелет без плоти и души. Простой пересказ событий не передаст красоту повествования фильма «Шепот сердца».
Нет в этом произведении сюжета в привычном смысле этого слова. Это просто рассказ про небольшой период жизни школьницы из пригорода Токио и про всех, кто ее окружает. Кусочек ее жизни со всеми важными и маловажными событиями.
И среди этих событий нет лишних. Все они значимы и сплетаются в одну ткань жизни наполненную яркими, сочными красками юности.
Кстати.
В аниме «Шепот сердца» для задних планов взяты не только пейзажи реальных районов города Тама, но и вымышленные, фантастические пейзажи.
Это когда Сидзуку рисует в своем воображении сюжеты своего будущего произведения. Сюрреалистические места, странные дома, которых не встретишь в реальном мире. Летающие острова и маленькие планеты, странные башни. Все это взято из картин японского художника Наохиса Иноуэ (Naohisa Inoue, 井上 直久). Смотрите эти картины в статье «Аниме «Шепот сердца» и фантастические миры Наохиса Иноуэ».
Но это скелет фильма. Пересказ без души, без нюансов, небольших но прекрасных моментов, которые и делают это простое житейское повествование одним из шедевров студии Гибли.
А потом было утро. Раннее морозное утро поздней осени. Сидзуку от чего-то внезапно проснулась, подошла к окну. Светало. Внизу, под окнами ее дома стоял Сэйдзи. Он только что вернулся из поездки и сразу к ней.
А потом. Потом была прекрасная сцена на вершине холмов Тама, над утренним городом, на фоне восходящего солнца. Восход солнца и первое признание в любви.
Изумительно теплый фильм про юность, про первую любовь, про людей, про мечты, про выбор в жизни. И пусть рациональный разум говорит, что возможно в будущем все измениться, что детская любовь может оказаться непрочной. Пусть говорит. Не будем этому верить.
Про фильм «Унесенные призраками». Почему Тихиро стала Сэн, кто такая Юбаба, кем был раньше Хаку и что хотел от девочки Безликий. Почему в японской версии девушек в купальнях называют «юна» и кто такие «юна».
А что ты сделал ради Тоторо. А слабо показать свою любовь к студии Ghibli так, как это делают эти люди. Посмотри и прочувствуй истинную любовь к аниме Хаяо Миядзаки.
Шутки режиссера в аниме «Шепот сердца». В аниме «Шепот сердца» режиссер незаметно вставил упоминания о других произведениях студии Ghibli. Об этом, читайте и смотрите в этой статье.
«Ведьмина служба доставки» Кики. Надежды и сердца современных девочек в фильме «Ведьмина служба доставки», или смысл аниме, рассказаный самим Хаяо Миядзаки.