Шеринг в бизнесе что это

Передай другому: что такое экономика шеринга

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

В чем суть владения в самом широком смысле слова, говорим ли мы о физическом предмете (например, об автомобиле) либо о праве на получение или предоставление услуги? Это дает нам право пользования, закрепленное буквой и духом всевозможных законов. Если опустить имиджевые аспекты владения, необходимо оно нам исключительно по этой причине — право и возможность чем-то воспользоваться. В этом заключается цель, тогда как обладание — лишь инструмент ее достижения. Но единственный ли?

В последние годы набирает обороты экономическая модель совместного потребления — коллективное пользование товарами или услугами без обязательного владения. Это и есть «экономика шеринга» (от англ. share — делиться). Не лишая преимуществ обладания, такая модель сглаживает недостатки классического владения.

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

Легковой автомобиль используется по назначению — то есть едет — лишь 5% своего жизненного срока.

Но оплачивать страховку и налог надо ежегодно. Другой пример: краткосрочная — по надобности — аренда рабочего пространства вместо долгосрочной аренды или даже покупки офиса, который по выходным и праздникам простаивает. Даже кастрюля щей, которые есть уже не можешь, а выбросить пока рано, да и жалко, можно продать голодному соседу по этажу.

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

Чего же тут нового?

Институт аренды и совместного, поочередного владения существует не одно тысячелетие. Смокинги, затем первые автомобили, затем радиолы и пластинки к ним, наконец, трактора для колхозов — все могло сдаваться в краткосрочную аренду. Чем же отличается нынешний всплеск популярности такой экономической модели?

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

По мнению директора Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александра Чулока, современная шеринг-экономика основана на принципиально иной поведенческой модели потребителя. Ключевых факторов тут два:

В былые времена арендовали в основном то, что было не так просто приобрести (из-за нехватки средств, дефицита и так далее). Сейчас пользователи шеринг-сервисов просто этого не хотят, предпочитая не загружать жизненное пространство, тратить ресурсы на что-то иное, быть экологически и этически более «дружелюбными».

Брать что-то напрокат и завершать аренду стало гораздо быстрее и проще благодаря развитию технологий и ИТ-платформ.

Мы уходим от традиционного обмена «товар — деньги — товар». Поэтому шеринг-экономику стоит рассматривать как вектор, вокруг которого формируются и который сам формирует целый набор глобальных трендов. Это и «умный город» с развитием интеллектуальной транспортной и жилищной системы, и рациональное использование ресурсов, и ответственное потребление, и создание новых бизнес-моделей.

Важно и то, что шеринг-экономика касается каждого из нас здесь и сейчас. С одними тенденциями и явлениями работает лишь узкая группа специалистов, другие направлены в далекое будущее, тогда как принцип совместного потребления доступен людям всех профессий, возрастов и социальных статусов.

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

В свою очередь, профессор РЭШ Сергей Измалков выделяет три подхода к пониманию того, чем же является современная шеринговая экономика.

Обывательский. Шеринг — просто набор новых бизнесов, новых услуг, которые по сути дублируют старые, но за счет развития технологий являются более гибкими и удобными.

Социологический. Совместное потребление как процесс приносит большее удовлетворение, нежели обладание чем-то. Можно посмотреть видеострим, чтобы затем обсудить его с другими зрителями, или же внести вклад в защиту окружающей среды, решив какое-то время не пользоваться личным автомобилем.

Экономический. Более эффективное использование ресурсов, будь то одежда, транспорт или рабочее пространство.

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

Что подходит для совместного пользования?

«Зашерить» сейчас можно практически что угодно: косметику, медикаменты, газонокосилки, даже домашний скот. О чем бы вы сейчас ни подумали, наверняка где-то в мире уже есть стартап, пытающийся встроить этот предмет в логику совместного потребления. Причем шеринг-экономика касается обмена не только между людьми, но и компаниями, институциями (совместное пользование сервисами хранения данных, набором экспертов и так далее).

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

Очевидным образом, товары и услуги, которые просто невозможно поделить, под такую модель не подойдут. Также важно, чтобы товары в совместном использовании не теряли из-за этого в качестве.

Прозрачность бизнес-модели — это, пожалуй, ключевой критерий успеха шерингового сервиса. Сейчас экономика совместного потребления во многом формируется по принципу саморегулирующейся организации, которая сама себя оценивает, ставит рейтинги, наказывает нарушителей. Но если окажется, что рейтинги, баллы в каком-то из сообществ можно просто купить либо же саму систему легко взломать, то принцип прозрачности дискредитируется, доверие начнет падать, и шеринг-бизнес вскоре рассыплется.

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

В каком-то смысле, компанию, предоставляющую шеринг-услуги, можно сравнить с «ночным сторожем» из классической либеральной концепции государства: она лишь устанавливает правила и следит за тем, чтобы они не нарушались. Иногда, например, в случае с краткосрочной арендой жилья, нельзя быть застрахованным от неправомерных действий контрагента. Но есть множество способов их выявить и пресечь в рамках закона и правил сервиса.

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

Есть ли у этого будущее?

Главное преимущество и главная же проблема шеринг-сервисов в том, что выходят они не на пустой рынок, но бросают вызов традиционной экономической модели.

Яндекс и Uber, AirBnb и WeWork, «Авито» и YouDo успешно конкурируют с гостиницами, таксопарками и газетным разделом объявлений. Задача это непростая, учитывая сопротивление компаний и целых секторов, которых теснят и выдавливают новые сервисы. Одним из инструментов завоевания места на рынке может стать создание новых бизнес-моделей. Так, Чулок из НИУ ВШЭ предвосхищает дальнейшее развитие гибридных форм ведения бизнеса — например, когда традиционный игрок запускает инновационный дочерний бизнес в рамках экономики шеринга. Яркий пример — сервис подписки на автомобили Hyundai Mobility, фактически, собственный каршеринг корейского автогиганта. В свою очередь, Антон Губницын, курирующий в РАЭК сектор шеринга, видит залог успеха в создании целых экосистем — то есть, цепочки сервисов совместного потребления.

Как предприниматели шеринг-экономики будут справляться с убытками — постепенным поднятием тарифов для пользователей, объединением с другими сервисами в экосистемы или еще как-то, вопрос пока открытый.

Источник

Арендуй и властвуй: что такое шеринговая экономика и как она работает

Содержание:

Развитие интернет-профессий и фриланса позволяет людям работать там, где они захотят. Они больше не привязаны к одному месту и могут свободно путешествовать и жить в разных странах.

В таких условиях не нужен свой дом, автомобиль или бытовая техника. Всё это можно взять в аренду благодаря шеринговой экономике.

Чтобы разобраться в этой модели, мы рассказали про базовые принципы и понятия шеринга, а потом привели примеры шеринг-компаний, услугами которых уже пользуются многие.

Что такое шеринговая экономика

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

Шеринг-экономика или экономика совместного потребления (sharing economy) – это бизнес-модель по обмену товарами, транспортом, недвижимостью или знаниями на онлайн-площадках.

Английский глагол to share значит «делиться», а сама модель основана на том, что товары и услуги используются коллективно, на условиях бартера или аренды. Обмениваться можно не только с людьми, но и с крупными компаниями.

Откуда и почему появилась эта концепция

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

Концепцию совместного потребления в 2000-х гг. предложили Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс. В 2010 году идея была признана революционной. Она поменяла социально-экономическую модель общества.

Конечно, этот принцип был и до XXI века. Например, как коллективные хозяйства, где люди работали на общем участке земли. Но тогда это не было частью бизнеса.

На появление шеринговой экономики повлияло несколько факторов:

Трансформация базовых ценностей. Самое платёжеспособное население планеты – миллениалы и подрастающие зуммеры. Такие люди живут по принципу «здесь и сейчас», а сам факт владения им не важен. Они готовы платить за эмоции, но не за вещи.

Технологии. Интернет связывает потребителей со всего мира и помогает совершать онлайн-сделки, обмениваться фотографиями товаров и отзывами об услугах.

Мировые проблемы. Многие шеринговые проекты появились после экономического кризиса 2008 года, когда людям пришлось тщательнее следить за своими расходами.

Доступность. Люди обмениваются или арендуют не только ради экономии, но и для комфорта или широкого выбора. Шеринг делает жизнь доступнее и проще.

Мобильность. В движении шеринга много активных молодых людей, которые воспринимают частную собственность как громоздкую. Поэтому они пользуются среднесрочной арендой квартир. Это помогает им жить в разных странах и устраивать зимовки в условном Таиланде.

Этапы развития экономики совместного использования

Шеринговая экономика в России и в мире, по исследованию Школы бизнеса ВШЭ, прошла несколько стадий развития:

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2019 году объём шеринг-экономики в России достиг 770 млрд рублей, а в 2020 году составил уже 1,07 трлн рублей. Лидирует торговля товарами между пользователями – «из рук в руки». Второе и третье места занимают рынок фрилансеров и каршеринг.

Самый динамичный рост за 2020 год показал сектор аренды вещей: бытовой техники, одежды, товаров для спорта, игровых приставок и видеокарт. Сильнейшее падение из-за пандемии продемонстрировали сервисы по поиску попутчиков, коворкинги и коливинги.

Примеры экономики совместного потребления

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

Недвижимость

Проживание за общение или небольшие услуги. На Couchsurfing путешественники с 2000 года ищут единомышленников, которые приютят у себя в обмен на вкусный обед или весёлые истории. Ещё один вариант – хаусситинг – уход за домом и проживание, когда в нём нет хозяев. Сервисы хоусситинга: Mindmyhouse.com, TrustedHousesitters.com, Housecarers.com.

Транспорт

Каршеринг. В одной Москве больше десятка сервисов поминутной аренды авто. Самые популярные: Яндекс.Драйв, Делимобиль и YouDrive.

Карпулинг или райдшеринг. В отличие от каршеринга тут вы не берёте напрокат авто, а ищите водителей, которым с вами по пути. Лидирует сервис BlaBlaCar. В мире сайтом пользуется 50 млн пассажиров, и большая их часть – россияне. Для поиска попутчиков на небольшие расстояния по стране или даже городу есть аналогичный проект «Довезу!».

Велошеринг и кикшеринг. Аренда электросамокатов и велосипедов быстро набрала популярность в России. Пользоваться ими очень удобно: вы заходите в приложение, оплачиваете нужное время и потом оставляете свой транспорт на ближайшей станции. Популярные сервисы: Велобайк, Samocat Sharing, YouDrivelite, Lucky Bike и Woosh.

Офисы

Здесь главную позицию удерживают коворкинги – рабочие пространства для фрилансеров. За денежный депозит посетители получают доступ к wi-fi, рабочее место, офисное оборудование, кофе и т.д. А ещё посетители могут общаться друг с другом и заводить полезные знакомства.

Работа

Помимо разных сервисов фриланса по типу FL.ru или Kwork, где ищут проектные и постоянные вакансии, появились шеринговые сайты в сфере повседневных услуг. Примеры: YouDo, Profi.ru, Яндекс.Услуги. Там можно найти официанта на праздник, сантехника, репетитора или фитнес-тренера.

Образование

Теперь образовательные курсы можно проходить онлайн бесплатно или за небольшую плату: вам показывают лекции в записи, вы выполняете задания, сдаёте экзамен и получаете сертификат. Среди популярных сервисов: Coursera, Универсариум, Лекториум, TED, Openedu.ru.

Одежда

Секонд-хенды уже считают прошлым веком. Популярность набирают благотворительные магазины, где вы можете не только купить чью-то одежду, но и сдать или обменять свою (как на продажу, так и на переработку).

Ещё стали проводиться тусовки, где можно обменять свою одежду на вещи другого человека – дресс-кроссинг. Расписание таких мероприятий чаще всего публикуют тематические группы в соцсетях.

Товары

Любые товары б/у можно покупать, а иногда и арендовать на известных Авито или Юле. Для отдельных товаров в разных странах существуют специальные сервисы. В Китае есть Sharing E Umbrella с прокатом зонтиков, а в Германии компания Conjoule, которая помогает продать излишки электроэнергии, если у вас на участке есть солнечные батареи или ветряки.

Финансы

Частное кредитование. Кредиты благодаря шерингу превратились в P2P-займы между частными лицами. В России такие сервисы ещё не популярны, но в Европе и США есть Zopa.com и Kiva.org, где кредиторы и заёмщики работают по условиям выгоднее банковских.

Краудфандинг. Это поиск частных инвесторов и сбор средств для реализации идей : бизнеса, творческих или благотворительных проектов.

Источник

Экономика совместного потребления сегодня: как шеринг экономика стала новой бизнес-моделью

1 min

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

Шеринг в бизнесе что это. Смотреть фото Шеринг в бизнесе что это. Смотреть картинку Шеринг в бизнесе что это. Картинка про Шеринг в бизнесе что это. Фото Шеринг в бизнесе что это

Термин «sharing economy» – экономика совместного потребления появился в разгар финансового кризиса 2008-2009. В самом общем смысле, шеринг-экономика – это совместное использование товаров и услуг, аренда и бартер вместо личного владения и частной собственности. Однако сама идея шеринг-экономики стара, как мир, и лежит в основе таких радикально противоположных идеологий, как христианство и коммунизм.

Томас Мор, описывая в 16-м веке социально-экономическое устройство идеального общества, вряд ли мог предположить, что название его книги станет ироничным определением для мечты, не имеющей ничего общего с реальностью – утопии.

Христианство быстро избавилось от идеи коммунального счастья, социализм тоже протянул недолго. Но в то же время капитализм в ходе постепенной эволюции пришел к неожиданной, утопической шеринг-экономике. Оказалось, что утопия не только экономична, экологична и этична – но и вполне конкурентна.

Натуральный обмен возник на самой ранней ступени развития общества. Но совместное потребление начало расти впечатляющими темпами лишь 10 лет назад. Связано это с технологической базой. Только с развитием скоростного интернета и маркетплейсов, с появлением смартфонов и соответствующих приложений, можно организовать слаженную, эффективную, оперативную систему обмена.

Шеринг бизнес в нашей стране

Концепция совместного потребления быстро прижилась в России. Россияне оценили французский БлаБлаКар, с энтузиазмом подключились к аренде жилья Airbnb, такси Uber и сервису обмена вещами Rentmania. Появились и собственные проекты – «Делимобиль», BelkaCar, Яндекс.Драйв, «Народный каршеринг». В августе 2020 был вынесен и первый приговор за преступление в области шеринга – оштрафовали мужчину, продававшего поддельные аккаунты для приложения «Делимобиль».

В России представлены все основные направления шеринга. Помимо каршеринга и карпулинга, огромной популярностью пользуются сервисы по обмену вещами, биржи фриланса (в том числе биржи услуг) и краткосрочная аренда жилья – хотя размещение хостелов в жилых домах с 2019 запрещено.

Популярные направления шеринга в нашей стране:
• каршеринг, карпулинг – БлаБлаКар, Делимобиль, BelkaCar, Яндекс.Драйв;
• велошеринг — Lucky Bike;
• продажа и обмен вещей – Авито, Юла;
• аренда вещей – Rentmania;
• биржи фриланса и услуг – YouDo, Kwork, Profi, Workzilla;
• краудфандинг – Boomstarter.

Статистика показывает, что объем рынка совместного потребления за 2019 составил 770 млрд рублей. Типичный участник шеринговой экономики моложе 30 лет, живет в городе-миллионике – чаще всего в Москве. 72% оборота в российском шеринге приходится на перепродажу вещей на досках объявлений.

Идеи шеринг-бизнеса для стартапов

После личного опыта, статистика – лучший источник идей для шеринг-бизнеса. Наибольшим спросом на платформах для аренды пользуются дорогие вещи (стоимостью от 100 тысяч), которые используются эпизодически. К ним относятся – тренажеры, инструменты для ремонта и строительства, снаряжение для отдыха и туризма, игровые приставки, квадрокоптеры, модные гаджеты (лидируют Айфоны).

Устойчивым спросом пользуются товары для детей – кроватки, коляски, манежи, автокресла. Популярна техника, которую одалживают для «тест-драйва» – от дорогих пылесосов до камер и фотоаппаратов. Всегда пользовалась спросом услуга по прокату свадебных нарядов. Сейчас набирает популярность прокат карнавальных костюмов для взрослых и детей.

На российском рынке пока что нет удобных приложений для поиска рум- и флетмейтов – соседей для совместной аренды жилья.

В подобном приложении также очень пригодилась бы опция аренды недорогой мебели и бытовой техники: поиск предметов обихода по отдельности занимает слишком много времени.

Найти же соседа по квартире или комнате и того сложнее – приходиться просматривать массу объявлений, в которых зачастую не указываются критические параметры – возраст, привычки, образ жизни.

Также нет приложения, в котором компании предлагали бы отходы своего производства – которые вполне могут быть отличным сырьем для другого бизнеса. К примеру, весовой лоскут, отход швейной фабрики, пользуется отличным спросом в среде хендмейда: одежда для кукол, мягкие игрушки, домашнее рукоделие.

Отходы от производства соевого молока (окара) – ценный ингредиент для индустрии полуфабрикатов и хлебопечения.

Россияне очень любят читать, но стоимость бумажных книг пугает. При этом большинство книголюбов предпочитает именно бумажные, не электронные издания. Библиотека популярной художественной или специальной литературы – неплохая идея для стартапа.

Пандемия снизила темпы развития шеринга в России, но не уничтожила саму идею. Напротив, некоторые ниши даже показали внушительный рост – выросли продажи на сайтах объявлений, каршеринг Яндекс переключился на доставку заказов, сети вроде «Магнит» взяли на работу людей, потерявших места в других сетях ритейла. Растет рынок фриланса и аренды. В любом из этих направлений есть место для нового стартапа.

Преимущества шеринг-экономики

Профессиональным экономистам давно известно, что аренда выгоднее приобретения. Несколько лет назад это стало очевидно и среднему потребителю. Вместе с феноменальным успехом сервисов Airbnb и Uber заговорили о всеобщей «уберизации» потребления. На смену неумеренному консьюмеризму приходит осознанное потребление, и новая экономическая модель вписывается в систему ценностей как нельзя лучше.

Шеринг демонстрирует ряд очевидных преимуществ:
• гибкость;
• независимость;
• экономическую выгоду;
• бережное отношение к ресурсам;
• развитие взаимного доверия.

В рамках шеринга становится нормальным жить в общежитии, брать тренажер или велосипед напрокат, при поездке за границу – бронировать комнату у собственника, а не в отеле. Ненужные вещи – новые или использованные – легко продать в интернете.

Тратиться на аренду отдельного офиса необязательно – можно арендовать рабочее место в общем офисном пространстве. Вечерние платья или драгоценности, которые нужны лишь от случая к случаю, проще брать на время, чем покупать.

Стартапы все чаще финансируют свои проекты через краудфандинговые платформы – целевая аудитория продукта и частные инвесторы проявляют больше энтузиазма, чем обычный банк. Рынок фриланса и услуг по запросу неуклонно растет – оплата по проектам выгоднее, чем содержание штата сотрудников.

Входит в норму совместное пользование автомобилями и стоянками – снижаются затраты на транспорт, улучшается городская экология.

Отходы одного производства могут быть прекрасным сырьем для другого. Такая кооперация выгодна всем – снижаются издержки и стоимость продукции, свалки не переполняются отходами.

Многие виды шеринга имеют этическую направленность: бесплатная раздача одежды, предметов домашнего обихода, лишних продуктов питания. Собственники избавляются от ненужных вещей, малообеспеченные (или просто экономные) люди получают то, что им действительно нужно.

Хотя шеринг ассоциируется прежде всего с экономией, существует несколько сервисов по аренде и обмену предметами класса люкс: от частных самолетов (JetSmarter, XoJet) и яхт (Boatbound) до дизайнерской одежды и аксессуаров – Rent the Runway, Villageluxe.

Недостатки экономики совместного потребления

Минусов у шеринга немало – по крайней мере, на текущем этапе развития:
• противоречия и пробелы в законодательной базе;
• проблема безопасности и отсутствия гарантий;
• неопределенное будущее;
• отсутствие стабильности и страховки.

Совместное использование одних вещей поощряется обществом, но обеспечение свободного доступа к другим считается преступлением. К примеру, обладатели прав на книгу, как правило, не судятся с участниками движения по обмену книгами (буккроссинг, букшеринг). В то же время правообладатели сериалов, фильмов, программ и музыки часто доходят до судебного преследования.

Совместное чтение книг в импровизированной библиотеке – это хорошо, но скачивание сериалов – пиратство.

Многие университеты открывают бесплатные или недорогие онлайн-курсы – инициатива, достойная похвалы. При этом абсолютное большинство мастеров, продающих мастер-классы, категорически не одобряют коллективную оплату.

Отдать свой ноутбук напрокат платно или бесплатно – это шеринг. Но если на ноутбуке установлено дорогое коммерческое ПО, разработчики которого скрупулезно отслеживают все проекты, созданные с помощью их программ – то это уже не шеринг, а преступление.

Раздавать Wi-Fi соседям бесплатно и без пароля – казалось бы, отличная благотворительная идея. Но если соседи любят скачивать торренты или что-нибудь похуже – отвечать придется владельцу роутера.

Закон и шеринг экономика

С законодательными проблемами сталкиваются и участники движения за спасение еды – фудшеринг. В большинстве европейских стран и США уже начали работать над поправками в законодательстве – в том числе в области легального статуса сделок в приложениях, налоговых выплат и льгот. В России многие направления шеринга пока что вне закона.

Отсутствие сертификации и гарантий – другая серьезная проблема. Сетевые отели подлежат сертификации, но «частники» не предоставляют никаких гарантий.

Сдать в аренду или обменяться своей собственностью (квартирой, машиной, оборудованием) легко, но в случае поломки или кражи пенять будет не на кого: страховые компании пока не берутся за подобные сделки.

Одно дело – на время отпуска оставить своего домашнего любимца в сертифицированном отеле для животных, а дом сдать под охрану. Другое дело – пустить в дом на время участника шеринговой программы по присмотру за жильем и животными.

Привлечение фрилансеров вместо содержания штата сотрудников – отличный способ сэкономить, но если безответственный фрилансер сорвет сроки выполнения проекта, экономия выльется в значительный ущерб.

Для самих фрилансеров работа по проектам также означает отсутствие стабильности, страховки, отпуска и пенсионных отчислений – по крайней мере, пока программа для самозанятых не станет стандартом.

Забастовки против Uber и Cabify уже однажды вылились в беспорядки в Испании. При дальнейшем противостоянии традиционной и шеринговой моделей конфликты могут повторяться.

Росту шеринга будут препятствовать не только рыночные системы, но и собственное несовершенство модели. В отличие от рыночной экономики, шеринговая меньше заинтересована в совершенствовании конкурентных преимуществ.

Утопия или реальность: совместное потребление после пандемии

Коварный вирус навредил шерингу гораздо больше, чем какой-либо другой отрасли экономики. Социальное дистанцирование никак не способствует совместному потреблению. Больше всего пострадали гиганты ниши, те самые Airbnb и Uber.

Даже после того, как проблема инфекции будет решена, отрасли понадобится несколько дополнительных лет для достижения такого уровня. И уж тем более невозможен переход на общественную собственность к 2030, как утверждала ранее Ида Аукен.

История с вирусом всегда может повториться, и при совместном использовании всех вещей – от одежды до кухонной утвари и жилья – последствия будут фатальными.

Новая модель аренды

Боязнь заразиться еще долго будет препятствовать росту совместного использования отдельных сервисов. Упал спрос на каршеринг, общественные зарядные устройства, бывшие в употреблении вещи. Социальное дистанцирование сместило предпочтения пользователей с аренды на приобретение, но при этом спровоцировало новую модель потребления – подписку.

Подписка ранее использовалась в основном для приобретения нематериальных благ – обучающих курсов, программного обеспечения, музыки, фильмов и сериалов. Стриминговые и образовательные платформы нарастили продажи на фоне всеобщего кризиса.

Поэтому бизнес-модель взяли на вооружение компании, продающие по подписке вполне материальные вещи – гаджеты, бытовую технику, автомобили.

В мае 2020 компания Whirlpool вместе с Forward Leasing запустили в России продажи по подписке. Размер ежемесячного платежа зависит от типа устройства и стоимости, и начинается с 455 рублей в месяц. В стоимость входит бесплатная доставка по России, и в случае необходимости – установка. Пользователь либо постепенно выкупает модель, либо заменяет ее на новую.

Новшество подхватила компания Genesis: российский сервис Genesis Mobility предлагает получить по подписке автомобиль, причем техобслуживание и прочие нудные заботы Genesis берет на себя.
Подписка на материальные вещи – не что иное, как аренда, которая лежит в основе шеринг-экономики. Разница лишь в том, что потребитель получает совершенно новую вещь, и при желании может оставить ее себе – это роднит подписку с лизингом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *