Шестопсалмие что это такое

Молитва шестопсалмие

При приглушенном свете, с середины храма звучит Шестопсалмие, слова которого молящиеся буквально впитывают в свои души. Подборка псалмов, текст которых читается всего несколько минут, имеет великое значение в духовном мире, поэтому их слушают стоя, с раскрытым сердцем, в покаянии души.

Порядок чтения шестопсалмия

Погашенные свечи — символ ночи в Вифлееме, когда родился Спаситель, и вот ангельский хор поет: «Слава в вышних Богу» и начинается чтение шести песен.

Шестопсалмие — символ Страшного суда, чтение молитв направлено на осознание человеком греховности и великой милости Спасителя, распятого за грехи мира и воскресшего, как обетование вечной жизни для верных Его последователей.

Интересно утверждение, что время Страшного суда будет равно времени чтение Шестопсалмия.

Читайте о богослужениях в храме:

Выбор последовательности молитв не случаен. Вписавшись в утреннее богослужение, чтение шести песен из Псалтыря наполняет молитвенным настроем, основанным на взаимосвязанности, стилистической однородности и внутренней динамичности псалмов, передавая плавное перетекание Вечерней в Утреню.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людей Твоих благословение Твое.
Аз уснух и спах;востах, яко Господь заступит мя.

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с нисходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь. Яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе; предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты; воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Едва мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Всякую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея, вознес же ся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его; очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сяновом израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпив и многомислостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет и не познвет ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.
На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвые века. И уны во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

На вопрос, почему выбраны именно эти песни, может быть один ответ — так повел Дух Святой, указав автору богодухновенное творение, готовящее христиан к встрече со Спасителем. В псалмопевце Давида мы видим прообраз Христа, в последовательности песен указан путь к Спасителю.

Строение Шестопсалмия имеет законы, по которым человечество приходит к Спасителю, в образе души мы можем видеть прообраз Православной Церкви. Прочитав первые псалмы 3,37,87,142, иерей, одетый в епитрахиль, выйдя перед царскими вратами, начинает чтение «Утренних молитв», вознося Творцу благодарственные воззвания за начало нового дня и дарование благ псалмами 62 и 102.

Закрытые царские врата и иерей, читающий перед ними Псалтирь, символизируют Спасителя, который ходатайствует за каждого, призвавшего имя Его. Песни Давида созвучны с современным временем, во все дни есть праведники, преследуемые врагами и уповающие только на Господа в решении проблем.

М. Скабалланович в «Толковом типиконе» акцентирует внимание на том, что чтение определенных песен Давида с раскаянным и чистым сердцем является искренним излиянием чувств христианином.

Священник Н. Вишняков воспринимает уникальную подборку песен Давида, как молитвы, которые наполняют силой духовность человека.

В церковном Шестопсалмии чередуются радостные и грустные стихи, соответственно, как день и ночь сменяют друг друга. Пиком радостной песни является псалом 102, глубина скорби и отчаяния слышится в песне 87.

Читайте о псалмах Давида:

Жизнь человеческая скоротечна. В ней немало подъемов и падений, но на каждом отрезке жизненного пути с нами Господь, Бог милостивый и справедливый, наказывающий и хранящий от беды.

Интересно, что единство композиции звучит в созвучии первого и последнего песнопения.

Шестопсалмие и жизнь мужа по сердцу Бога Давида

Автором пяти песен, исключение составляет 87-ой, является царь Давид. Господь призрел на прекрасного белокурого мальчика, который пас овец, и благословил его на царствование над Израилем. Нелегким был путь юноши, когда был жив еще прежний царь Саул, гонения, опасности, скорби и лишения пришлось перенести Давиду до восшествия на трон, но и там еще ожидали искушения и предательство родного сына.

В самые трудные моменты жизни, когда жизнь его висела на волоске, Давид ни на минуты не сомневался в Господней поддержке и милости. Во все свои дни царь находил, за что благодарить и восхвалять Творца.

У исследователей нет единого мнения насчет 62-ой песни псалмопевца. Одни относят время ее написания ко времени гонения Саулом, другие видят в этом псалме стенания от преследования Авессаломом. Во всех своих песнях царь Давид раскаивается в прелюбодеянии с Вирсавией и убийстве ее мужа, он покорно принимает все гонения и испытание, как наказание от Господа, при этом со смирением просит о милости.

В Шестопсалмии псалмопевцев прослеживается несколько тем:

Духовный смысл шести уникальных псалмов

В письмах святителя Григория Нисского говорится о том, что для святых отцов неважно авторство посланий, время их написания, самое главное, что при чтении Шестопсалмия действует Дух Святой, цель Которого не познакомить нас с историческими событиями и переживаниями авторов, а преобразовать души христиан.

Святые отцы выделяли основные аспекты, которые связаны между собой и способствуют спасению человека.

Духовно-нравственная тема и аспект мессианства звучит в Шестопсалмии. Пророк Давид описывал не только приход Миссии, но и делал ударение на Страшном суде.

Пророческое описание мира, нравственное воспитание праведника, мессианская тема стала причиной того, что Псалтырь вошел в богослужения Церкви, открывая нам Христа — Спасителя, в сиянии Которого раскрывается тайный смысл существования человека и святых посланий.

Толкование псалмов шестопсалмия

Псалом 3

Читая эту песнь под образом праведника, которого гонит враг, мы видим душу христианина, атакуемую бесами и страстями. Бесовские нападки стараются:

Задача врага — обложить праведника в западне, оторвать его от защиты Спасителя, но христианин взывает к Господу и получает помощь по божьей благодати.

Псалом 37

Дьявол под маской мужа неправедного нападает на христиан, но читая псалом, мы произносим, что не убоимся демонических нападок даже в том случае, если придут испытания в виде нравственных скорбей и телесных болезней.

Несмотря на усиление нападок врагов, сплетен, клеветы, праведник не самооправдывается, он признает грехи, приходит в покаянии перед Спасителем в молитве и воззвании к Богу. Покаянная молитва — жертва, угодная Господу.

Псалом 62

В этой песне упоминается иудейская пустыня, символизирующая опустошение и крайнюю нужду. 40 дней был в пустыне Моисей, 40 дней пребывал в пустынных местах Иисус, а затем пришло искушение от дьявола. Пустыня и испытания под покровом Бога укрепляют веру и дают силу пройти через все трудности.

Пустыня — покаянное место, где приходит очищение через осознание греховности, приближающее нас к Спасителю.

Душа человеческая без Господа — пустыня, пустая, холодная земля, днем опаленная солнцем, без воды и пищи. Только пройдя путь полной опустошенности, человеческая душа открывается для принятия Божиих слов, у нее появляется жажда по Божьей жизни, жажда Бога и Его милости. Псалмопевец утверждает, что милость Господня выше человеческой жизни.

Псалом 87

Это самая печальная песнь из всего Шестопсалмия, написанная во время осознания псалмопевцем своей отверженности и бедственного положения. Наступило такое время, что пришло отчаяние от осознания покинутости не только людьми, но и Всевышним без руки которого человек чувствует себя умершим.

Угрожающая опасность рисует картины смерти и погребения, вот в это время молитва превращается в крик о помощи, когда приходит одно желание — смириться под руку Господню, чтобы Он не отвратил лика Своего от грешника.

Псалом 102

Песнь радости и утверждения милости Господней звучит в псалме 102. Страдание очистило душу. Творец принял воззвание грешника и наполнил его душу песней хвалы. Очищенная от грехов, испытаний, страданий душа взлетает в Небеса подобно молодому орлу, парящему в воздухе. С Богом внутреннее «я» освобождается от власти нечистых сил. Душа выходит подобно еврейскому народу из вавилонского плена, и благодарственный гимн буквально вырывается из освобожденного сердца.

Этот псалом подчеркивает, что любовь Творца долготерпелива, милость Его превозносится над судом. В словах псалмопевца звучит призыв славить Господа не только к людям, но и ко всякой твари на земле.

Псалом 142

Только что псалмопевец жил в хвале и радости, но вот снова нападение. Предательство и испытания. Христианская душа не может пребывать в расслабленном состоянии. Как только она успокаивается в беспечности, демоны и страсти тут, как тут. В этом послании мы видим не новобранца, а закаленного боями воина, который в состоянии оценить силу врага и состояние опасности. Помня о днях испытаний, проблем и горести, псалмопевец и в этот раз бежит в объятья Господа и молит Его об указании правильного пути выхода из проблемы.

Опытный христианин с первой минуты возникшей проблемы не надеется на свои силы, помощь со стороны. В первое же мгновение опасности он встает в молитвенном поклонении, все отдает под покров Божий.

Это великий дар — уметь отдавать себя в Божье ведение и с первой минуты быть уверенным в позитивном исходе.

Давид утверждает, что Благой Дух Святой направляет нас на правильную тропу. Признание себя рабом Творца, отдача всех ситуаций под его контроль — единственный выход, ведущий к победе.

Шесть псалмов — шесть ступеней лестницы, ведущей к духовной победе. Восхождение к Творцу не может быть легким. Для этого нужна сильная вера и воля, мужественная душа, и тогда настанет момент истинной свободы во Христе.

Правила поведения во время чтения

Тишина, приглушенный свет, и только звучание Шестопсалмия наполняет храмовое пространство.

По заповедям, оставленным Оптинскими старцами, при чтении этого послания христиане не крестятся и не садятся, как бы присутствуя на суде.

Крест, наносимый на чело — символ Христа, распятого за человечество. Минуты чтения Шестопсалмия — символ Страшного суда, на котором присутствует не распятый Иисус, а Бог Судья.

Шестопсалмие можно читать и слушать дома, но только как дополнение к молитвенному правилу.

Источник

Шестопсалмие в новом переводе

Содержание

Новый перевод псалмов Г.П. Федотова

Георгий Петрович Федотов давно думал о переводе православного богослужения на русский язык. Этой теме посвящена его статья в № 57 «Пути», под заглавием «Славянский или русский язык в богослужении», в которой, после тщательного взвешивания pro и contra он решительно высказался в пользу русского. Г. П. не раз пытался переводить литургические песнопения, в частности он работал над переводом; «Херувимской».

Новый русский перевод Псалмов представлялся ему особенно насущным; в двадцатые годы, в России, когда к церковному чтению были привлечены миряне, синодальный перевод поражал привыкший к славянским звукам слух своей неблагозвучностью, а часто и искажением смысла.

Но для осуществления этого трудного и ответственного дела, долго у него не хватало досуга. И то, и другое было, наконец, дано ему во время длительного пребывания на острове Олероне в трагическое лето 1940 г.

Вернувшись в Париж в начале октября с готовым переводом, Г. П. успел до окончательного своего отъезда прочесть его в кругу сотрудников Православного Дела и воспользоваться кое какими критическими замечаниями К.В. Мочульского.

Перевод сделан со славянского языка, с некоторыми исправлениями по греческому и еврейскому текстам. Он не имеет претензии на научность и рассматривался автором как попытка заменить синодальный текст в частной и литургической молитве.

Извлекаем из полного перевода Псалмов Г.П. Федотова, долженствующего в скором времени выйти отдельной книгой, шесть Псалмов, читаемых на утрени и составляющих так называемое Шестопсалмие.

Шестопсалмие

Псалом 3

Господи, почему так умножились враги мои! Многие восстают на меня. Многие скажут душе моей: «Нет спасения ему в Боге его». Но Ты, Господи – защитник, мой; слава моя. Ты возносишь главу мою. Я к Господу воззвал, и Он услышал меня, со святой горы Своей. Я заснул и спал и встал, ибо Он хранит меня. Не убоюсь, тьмы людей, отовсюду нападающих на меня. Господь, восстань, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех врагов моих, раздробил зубы: грешников. От Господа спасение моё, и на людях Твоих благословение Твоё.

Псалом 37

Господи, не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоём: наказывай меня. Стрелы Твои вонзились в меня и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места на теле моём от гнева Твоего, нет покоя костям моим от грехов моих. Беззакония мои свыше головы моей, как бремя тяжкое отяготели на мне. Смердят, гноятся раны мои по вине безумия моего. Я согнулся и поник до земли, весь день хожу сокрушаясь. Ибо чресла мои – сплошная язва, и нет здравого места на теле моём. Я изнемог и сокрушён в конец, кричу от боли сердца моего. Господи, пред Тобой все желания мои, и вздох мой не утаится от Тебя. Сердце моё трепещет, оставила меня сила моя, свет очей моих, – и того уже нет. Друзья мои и соседи отвернулись от язв моих, и ближние мои стоят вдали. Ищущие смерти моей ставят мне сети, а замышляющие мне зло говорят о погибели, целый день строят козни. А я, как глухой, не слышу, как немой не открываю рта. Я стал как человек, который не слышит и стоит безответный. Но на Тебя, Господи, уповаю, Ты услышишь, Господи Боже мой. Сказал я: пусть не восторжествуют враги мои; когда поскользнётся нога моя, они величаются надо мной. Я близок к падению, скорбь моя всегда со мною. Беззаконие моё я знаю и сокрушаюсь о грехе моём. Враги же мои живут и крепнут, и умножились ненавидящие меня безвинно. Воздающие мне зло за добро оклеветали меня, за то, что я ищу правды. Не оставь меня. Господи, Боже мой, не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господь спасения моего!

Псалом 62

Боже, Боже мой, с ранней зари ищу тебя. Тебя жаждет душа моя, по тебе томится плоть моя, в земле пустынной, непроходимой и безводной. Так я видел Тебя во святилище, видел силу Твою и славу Твою. Ибо милость Твоя слаще жизни, уста мои прославят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё воздену руки мои. Словно туком и маслом наполнится душа моя, и радостными устами восхвалю имя Твоё. Я вспоминал Тебя на постели моей, и на утренней страже буду размышлять о Тебе. Ибо Ты был помощником моим и под кровом крыл Твоих возрадуюсь. К тебе прильнула душа моя, десница Твоя поддержала меня. Те же, кто тщетно искали души моей, сойдут в преисподнюю земли. Будут преданы мечу, станут добычей лисиц. Царь же возвеселится о Боге, прославится всякий клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.

Псалом 87

Господи Боже, спасение моё, днём и ночью взываю к Тебе. Да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, приклони ухо Твоё к молению моему. Ибо душа моя насытилась, горем: и жизнь моя приблизилась к аду. Я сравнялся со сходящими в гроб, как человек беспомощный, покинутый. Среди погибших от меча и брошенных в могилу, о ком Ты уже не вспоминаешь, ибо они отвержены от руки Твоей. Меня положили, во рву преисподней, во мраке и сени смертной. На меня обрушился гнев Твой и все волны Твои нахлынули на меня. Ты удалил от меня близких моих; сделал меня мерзостью для них. Я заточён и нет мне исхода. Очи мои исчахли от горя. Я взывал к Тебе, Господи, весь день, простирал к Тебе руки мои. Разве для мёртвых Ты творишь чудеса? Или тени воскреснут, чтобы славить Тебя? Разве кто поведает во гробе милость Твою и истину Твою в погибели? Разве познает кто во тьме чудеса Твои, и правду Твою в стране забвения. Но я к Тебе, Господи, воззвал, и утром молитва моя – навстречу Тебе. Зачем же, Господи, Ты отвергаешь душу мою? Скрываешь лицо Твоё от меня? Жалок я и чахну от юности моей; терплю, смиряюсь и изнемогаю. Надо мною бушует ярость Твоя, ужас Твой убивает меня. Окружают меня как вода всякий день, обступают со всех Сторон. Ты удалил от меня близких моих, друга и ближнего от страны мрака.

Псалом 102

Благослови, душа моя, Господа и всё существо моё имя святое Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай благодеяний Его. Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои. Избавляющего от тления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами. Насыщающего желания твои. Обновится, как орёл, юность твоя. Творит правду Господь и суд всем обиженным. Открыл, пути Свои Моисею, сынам Израилевым дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается, не вечно негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Как высоко небо над землёю, так велика милость Его к боящимся Его, Как далёк Восток от Запада, так удалил Он от нас беззаконие наше. Как отец жалеет сыновей, так жалеет Господь боящихся Его. Ибо он знает природу нашу, помнит, что мы прах. Человек – как трава дни его; как цветок полевой, отцветает. Подует на него ветер, и нет его. И места его не узнать. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его. И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его, и соблюдающих заповеди Его. Господь на небесах поставил престол Свой и Царству Его всё подвластно. Благословите Господа все ангелы Его, сильные крепостью, творящие волю Его, внимая гласу слова Его. Благословите Господа все воинства Его, служители Его, творящие волю Его. Благословите Господа все создания Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа.

Псалом 142

Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей, услышь меня во правде Твоей. И не судись с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой никто из живых. Враг преследует душу мою; в землю: втоптал жизнь мою; заставил меня жить во мраке как мертвеца. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспоминаю дни древние, рассуждаю о всех делах Твоих, помышляю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя как жаждущая земля перед Тобой. Скоро услышь меня, Господи, дух мой изнемогает. Не отвращай лица Твоего от меня, да не уподоблюсь сходящим в гроб. Дай мне услышать на рассвете милость Твою, ибо на Тебя уповаю. Укажи мне, Господи, путь, каким идти, ибо к Тебе стремится душа моя. Избавь меня от врагов моих, Господи, к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты Бог мой; дух Твой благий да введёт меня в землю правды. Имени Твоего ради, Господи, оживи меня правдой Твоею. Изведи от печали душу мою. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех угнетающих душу мою. Ибо я Твой раб.

Источник: Вестник РСХД 1952 №6

Источник

Шестопсалмие

Шестопсалмие что это такое. Смотреть фото Шестопсалмие что это такое. Смотреть картинку Шестопсалмие что это такое. Картинка про Шестопсалмие что это такое. Фото Шестопсалмие что это такое

Чтобы вни­ма­ние слу­ша­ю­щих ничем не раз­вле­ка­лось при чтении шесто­псал­мия и они могли углуб­ляться в смысл чита­е­мого, устав Церкви пред нача­лом чтения пола­гает пога­шать почти все осо­бенно яркие све­тиль­ники и остав­лять моля­щихся в полу­мраке. Особое вни­ма­ние тре­бу­ется при чтении и слу­ша­нии шесто­псал­мия по его содер­жа­нию. «Пока­я­ния псалмы сии испол­нены суть и уте­ше­ния», – гово­рится в Уставе.

О покло­нах при чтении Шесто­псал­мия

1. В Часо­слове (после­до­ва­ние Утрени) в сере­дине Шесто­псал­мия ука­зано: «Слава, и ныне; Алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без покло­нов», т.е. можно кре­ститься, но без покло­нов.

2. В Опти­ной суще­ствует тра­ди­ция не накла­ды­вать на себя крест­ное зна­ме­ние в сере­дине Шесто­псал­мия. Пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский писал по этому поводу: «Что вам согласно с истин­ными пре­да­ни­ями святых отцов запо­ве­дала М. во время шесто­псал­мия не кре­ститься, — сие сове­тую вам хра­нить, и потому более сей завет должно наблю­дать, что все­цело согла­сен с сове­том боже­ствен­ных бого­дух­но­вен­ных отцов наших; пусть кто как хочет, так и мудр­ствует, о сем и вас зази­рает, тако­вый зазор, по неве­де­нию их, не важен, а запо­ведь — душе­спа­си­тельна. Если же кто вас спро­сит, почему вы не под­ра­жа­ете им, то бла­го­склонно можете ответ­ство­вать, что сего истина тре­бует: пусть посмот­рит в Триоди Пост­ной и в Уставе о сем, а более того запо­ве­дала всем ста­рица».

Такую же прак­тику реко­мен­до­вал прп. Паисий Свя­то­го­рец:
— Геронда, а почему мы не садимся на шесто­псал­мии?
— Потому что оно сим­во­ли­зи­рует Страш­ный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шесто­псал­мия ум идет на час Страш­ного Суда. Шесто­псал­мие зани­мает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не кре­стимся, потому что Хри­стос придет сейчас не для того, чтобы рас­пяться, но явится миру как Судия.

Шесто­псал­мие. Его содер­жа­ние, осо­бен­но­сти и духов­ный смысл

^ Место Шесто­псал­мия в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии

После гре­хо­па­де­ния чело­ве­че­ство ока­за­лось ото­рван­ным от бла­го­дат­ного обще­ния с Богом, погру­зи­лось во мрак неве­де­ния и гре­хов­ных стра­стей; эта ночь бытия чело­ве­че­ского пред­став­лена в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии Вечер­ней. Из тем­ноты этой ночи страж­ду­щая душа вет­хо­за­вет­ного народа в напря­жен­ном ожи­да­нии молится сло­вами псал­мо­певца Давида о при­ходе Мессии: Гос­поди, воз­звах к Тебе, услыши мя… ( Пс.140:1 ), изведи из тем­ницы душу мою… ( Пс.141:8 ), из глу­бины воз­звах к Тебе, Гос­поди, Гос­поди, услыши глас мой… ( Пс.129:1 ). Вет­хо­за­вет­ные про­роки гото­вят народ к при­ходу Спа­си­теля: бла­го­словлю Гос­пода на всякое время, выну хвала Его во устех моих… ( Пс.33:2 ), чув­ствуя, что только боя­щи­еся Его, святые Его, крот­кие и сми­рен­ные духом узнают Его, примут Слово Его и обря­щут спа­се­ние.

Но вот Вечерня окон­чена – кон­чи­лось вет­хо­за­вет­ное время, насту­пило новое время, родился Спа­си­тель. Об этом трое­кратно (в честь Святой Троицы) воз­ве­щают Ангелы: слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние ( Лк.2:17 ). Начи­на­ется Утреня – ново­за­вет­ная служба. Что озна­чают слова Ангель­ской песни? В них гово­рится, что славу Богу вос­пе­вают прежде всего небо­жи­тели (слава в вышних), раду­ю­щи­еся об искуп­ле­нии чело­ве­че­ства; что Спа­си­тель принес мир на землю, то есть при­ми­рил греш­ное чело­ве­че­ство с Богом (и на земли мир), Кото­рый тем явил Свою любовь к людям (в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние). После Ангель­ской песни уже чело­век хочет воз­дать хвалу Богу и просит Боже­ствен­ного содей­ствия этому сло­вами 50-го псалма: Гос­поди, устне мои отвер­зеши, и уста моя воз­ве­стят хвалу Твою ( Пс.50:17 ). Эти слова повто­ря­ются дважды – как отра­же­ние древ­него анти­фон­ного (то есть на два хора) пения. Затем гаснет свет, и чтец начи­нает читать Шесто­псал­мие.

Это уже ново­за­вет­ное время. Спа­си­тель родился глу­бо­кой ночью, пришел в мир не как земной царь, а в образе раба. Он еще не вышел на Свое обще­ствен­ное слу­же­ние (храм погру­жен в полу­мрак), но Он уже молится Своему Небес­ному Отцу о всем роде чело­ве­че­ском ( 1Ин.2:1-2 ). В бого­слу­же­нии Утрени этому соот­вет­ствует сере­дина Шесто­псал­мия, когда, после про­чте­ния первых трех псал­мов и малого сла­во­сло­вия из алтаря выхо­дит свя­щен­ник, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий собой Христа, ста­но­вится лицом к алтарю и при закры­тых Цар­ских вратах читает 12 утрен­них молитв, освя­щая каждый час дня. Ска­зан­ное делает понят­ным уста­нов­ле­ние стро­гих правил пове­де­ния в храме при чтении Шесто­псал­мия: в это время пола­га­ется стоять прямо и бла­го­го­вейно, пред­стоя как бы Самому Христу, не отвле­каться, не ходить по храму. В цер­ков­ном Уставе об этом напи­сано сле­ду­ю­щее: “Тако гла­го­лем Шесто­псал­мие вни­ма­нием и стра­хом Божиим, яко Самому собе­се­ду­юще Христу Богу нашему неви­димо, и моля­щеся о гресех наших”. Читать Шесто­псал­мие, согласно Уставу, сле­дует “не бор­зяся”, то есть ровно, внятно, чув­ствуя ответ­ствен­ность момента. Неко­то­рые избран­ные стихи ( Пс.3:6, 37:23, 62:7-9, 87:2-3, 102:22, 142:2, 10 ) повто­ря­ются в конце псалма, дабы оста­но­вить на них наше вни­ма­ние. В древ­но­сти эти стихи пелись хорами и всем наро­дом.

Шесто­псал­мие в его насто­я­щем виде вошло в цер­ков­ное бого­слу­же­ние не ранее VII-го века. О нем гово­рится в уста­вах раз­лич­ных мона­сты­рей (напри­мер, Сту­дий­ском), упо­ми­на­ется Иоан­ном Мосхом (авто­ром “Луга духов­ного”) и Софро­нием, пат­ри­ар­хом Иеру­са­лим­ским в опи­са­нии утрени VII века на Синае и в Пале­стине. Как ука­зы­вают неко­то­рые тол­ко­ва­тели, “Шесто­псал­мие как бы заме­няет всю Псал­тирь, кото­рая про­чи­ты­ва­лась в древ­но­сти на бдении”. Кем было уста­нов­лено Шесто­псал­мие, оста­ется неиз­вест­ным. Загадку пред­став­ляет также вопрос, почему из 150 псал­мов выбраны именно ука­зан­ные. Однако, следуя пра­во­слав­ной тра­ди­ции, можно утвер­ждать, что выбор этот не слу­чаен, он осу­ществ­лен Самим Духом Святым и несет в себе глу­бо­кий духов­ный смысл. Поста­ра­емся найти этот смысл, опи­ра­ясь на тол­ко­ва­ния святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви.

^ Общее рас­смот­ре­ние Шесто­псал­мия

Исход­ной точкой нашего рас­смот­ре­ния явля­ется поло­же­ние, что Шесто­псал­мие есть не просто после­до­ва­тель­ность шести псал­мов, а спе­ци­аль­ный бого­слу­жеб­ный текст, пред­став­ля­ю­щий собой единое целое, со своей соб­ствен­ной струк­ту­рой, “мело­дией” и харак­тер­ными осо­бен­но­стями. По какому прин­ципу выбраны псалмы? Этот вопрос более труд­ный, чем кажется на первый взгляд. Начнем с тех осо­бен­но­стей Шесто­псал­мия, кото­рые лежат на поверх­но­сти 1:

Все пере­чис­лен­ные осо­бен­но­сти Шесто­псал­мия, кроме п.4, взяты нами из “Тол­ко­вого типи­кона” М. Ска­бал­ла­но­вича (По мнению Ска­бал­ла­но­вича, “Шесто­псал­мие – это не столько молитва, сколько изли­я­ние чувств веру­ю­щего”. Другие тол­ко­ва­тели, напри­мер, свящ. Н. Виш­ня­ков, прямо назы­вают ука­зан­ные псалмы молит­вами. На это ука­зы­вают и слова самих псал­мов (см. напр. Пс.87:3, 142:1 ). – Прим. авт.). Их можно рас­смат­ри­вать как внеш­ние при­знаки мно­го­пла­но­вого и име­ю­щего свои зако­но­мер­но­сти духов­ного содер­жа­ния Шесто­псал­мия. Поэтому сами по себе они не могут слу­жить ключом к его пони­ма­нию. Но их нельзя и игно­ри­ро­вать, как нельзя отбро­сить форму, без кото­рой невоз­можно содер­жа­ние. Оста­но­вимся несколько подроб­нее на этом вопросе.

^ Жизнь царя Давида по Шесто­псал­мию

Как сле­дует из над­пи­са­ний, авто­ром всех псал­мов Шесто­псал­мия, кроме 87 псалма, явля­ется Давид – древ­не­ев­рей­ский царь, пророк и псал­мо­пе­вец, живший за тысячу лет до Рож­де­ства Хри­стова. Этот заме­ча­тель­ный муж, воз­люб­лен­ный (Имя Давид по-еврей­ски значит “воз­люб­лен­ный”. – Прим. ред.) и избран­ный на слу­же­ние Самим Богом ( Деян.13:22 ), всю свою жизнь от самой юности под­вер­гался мно­го­чис­лен­ным гоне­ниям и опас­но­стям, испы­ты­вал силь­ные скорби и иску­ше­ния ( Пс.87:16 ). Но нико­гда, даже в самых труд­ных обсто­я­тель­ствах, нахо­дясь на воло­сок от смерти, он не терял своего твер­дого упо­ва­ния на Бога, к Нему обра­щался в скорби, Его бла­го­да­рил и вос­хва­лял в радо­сти. Этот высо­кий настрой души псал­мо­певца задает тон всем его псал­мам. В них нахо­дят отра­же­ние и кон­крет­ные собы­тия жизни царя Давида. Рас­смот­рим эти собы­тия на мате­ри­але Шесто­псал­мия, при­дер­жи­ва­ясь хро­но­ло­ги­че­ского порядка.

Псалом 62 отно­сится к тому вре­мени, когда псал­мо­пе­вец Давид искал спа­се­ния в пустыни Иудей­ской от пре­сле­до­ва­ний гроз­ного врага, по мнению боль­шин­ства тол­ко­ва­те­лей, зави­до­вав­шего ему и опа­сав­ше­гося за свой трон царя Саула (см. 1Цар.23:19, 26:2, 24:1-2 ). Другие иссле­до­ва­тели не без осно­ва­ния отно­сят этот псалом ко вре­ме­нам более позд­ним, когда Давид был уже царем (см. Пс.62:12 ), и против него, стре­мясь захва­тить власть, поднял вос­ста­ние его соб­ствен­ный сын Авес­са­лом. Эти собы­тия, опи­сан­ные во Второй книге Царств, в 15–18 главах, отра­жены и в других псал­мах, кроме 102-го, и состав­ляют доми­ни­ру­ю­щую тему Шесто­псал­мия. При­чи­ной вос­ста­ния, по тол­ко­ва­нию святых отцов, был тяжкий грех пре­лю­бо­де­я­ния и убий­ства, совер­шен­ный Дави­дом ( 2Цар.11 ). Вот что пишет об этом свт. Иоанн Зла­то­уст: “Давид бежал от сына своего, потому что уда­лился от чистоты; бежал от сына, потому что нару­шил цело­муд­рен­ное супру­же­ство; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, кото­рый гово­рит: не убий, не пре­любы сотвори ( Исх.20:13-14 ). Он ввел в свой дом чужую агницу, убив ее пас­тыря, и агнец из соб­ствен­ного дома его стал бодать своего пас­тыря; он внес войну в чужой дом, и из соб­ствен­ного дома его вос­стала против него война”. Иоанн Зла­то­уст под­чер­ки­вает, что это не его соб­ствен­ное умство­ва­ние, а непре­лож­ный закон Божий: “откуда источ­ник греха, оттуда и бич нака­за­ния” 8 (“Беседа” на Пс.3 ).

Псалом 102, как счи­тают тол­ков­ники 7, напи­сан Дави­дом зна­чи­тельно позже, уже на склоне лет. По словам бла­жен­ного Фео­до­рита, “это бла­го­дар­ствен­ная песнь Богу об избав­ле­нии от раб­ства Вави­лон­ского”.

^ Срав­ни­тель­ный анализ содер­жа­ния псал­мов

Как уже было ска­зано ранее, Шесто­псал­мие чита­ется при потух­ших свечах. Но в нем уже брез­жит утрен­няя заря. Это состо­я­ние пере­хода от вет­хо­за­вет­ного мрака к Еван­гель­скому свету и отра­жает содер­жа­ние Шесто­псал­мия. Тема ночи и утра отчет­ливо звучит в псал­мах 3:62, 87 и 142 и несколько заву­а­ли­ро­ванно – в псал­мах 37 и 102 (Об утрен­нем вре­мени гово­рится и в других псал­мах, напри­мер, в псал­мах пер­вого часа (5:4, 89:6, 100:8), а также вПс.1:2, 29:6, 48:15, 58:17, 72:14, 118:148, 126:2, 129:57. – Прим. ред.). Однако, если выпи­сать подряд отме­чен­ные Ска­бал­ла­но­ви­чем стихи, то нетрудно уви­деть про­хо­дя­щую через все Шесто­псал­мие “волну” – чере­до­ва­ние тьмы и света, идущее по нарас­та­ю­щей и закан­чи­ва­ю­ще­еся свет­лой надеж­дой на милость Божию. Первый псалом Шесто­псал­мия откры­вает эту тему: аз уснух и спах (ночь), востах, яко Гос­подь засту­пит мя – про­буж­де­ние ( Пс.3:6 ). Затем насту­пает полоса как бы непре­рыв­ного мрака: весь день (т.е. всегда, непре­станно) сетуя хождах ( Пс.37:7 ), лъстив­ным весь день поуча­хуся ( Пс.37:13 ), кото­рая сме­ня­ется радост­ной, утрен­ней устрем­лен­но­стью к Богу: Боже, Боже мой, к Тебе, утре­нюю ( Пс.62:2 ). Тема ночной и утрен­ней (т.е. посто­ян­ной) обра­щен­но­сти к Богу укреп­ля­ется, дважды повто­ря­ясь в псал­мах 62 и 87: аще поми­нах Тя на постели моей (ночь), на утрен­них поучахся в Тя ( Пс.62:7 ), во дни воз­звах (утро) и в нощи пред Тобою, и утро молитва моя пред­ва­рит Тя ( Пс.87:2, 13 ). И, нако­нец, с особой силой тема ночи и утра, мрака и надежды звучит в псал­мах 102 и 142: после скорб­ных раз­мыш­ле­ний о крат­ко­вре­мен­но­сти чело­ве­че­ской жизни, кото­рая отцве­тает, подобно поле­вому цветку ( Пс.102:15 ), псал­мо­пе­вец с новым молит­вен­ным подъ­емом взы­вает ко Гос­поду: слы­шану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах ( Пс.142:8 ).

Обра­тимся теперь и к другим стихам Шесто­псал­мия. По наблю­де­нию Ска­бал­ла­но­вича, данные псалмы одно­родны по содер­жа­нию и тону. Эта одно­род­ность про­сту­пает осо­бенно явственно, если рас­смат­ри­вать содер­жа­ние Шесто­псал­мия не после­до­ва­тельно – по псал­мам, а парал­лельно – по темам, подобно тому, как мы про­сле­дили за дви­же­нием мрака и света (ночи и утра).

Псал­мо­пе­вец воз­но­сит молитвы – Гос­подь слышит

Эта тема звучит в четы­рех псал­мах: гласом моим ко Гос­поду воз­звах, и услыша мя от горы святыя Своея ( Пс.3:5 ); яко на Тя, Гос­поди, уповах, Ты услы­шиши, Гос­поди Боже мой ( Пс.37:16 ); да внидет пред Тя молитва моя: при­к­лони ухо Твое к моле­нию моему ( Пс.87:3 ); Гос­поди, услыши молитву мою, внуши (Внуши – прими в уши, то есть услыши. – Прим. авт.) моле­ние мое во истине Твоей ( Пс.142:1 ). Это мно­го­кратно повто­ря­е­мое на про­тя­же­нии всего Шесто­псал­мия “услыши” создает ощу­ще­ние непре­рыв­но­сти молитвы и уве­рен­но­сти в том, что она при­нята (услы­шана) Богом (ср. Мф.7:7 ).

Напа­де­ние врагов

Тема гони­мого пра­вед­ника состав­ляет содер­жа­ние многих псал­мов. Сотни тысяч (тьмы) вос­став­ших пре­сле­дуют псал­мо­певца ( Пс.3:2, 7 ); они уси­ли­ва­ются и число их все уве­ли­чи­ва­ется ( Пс.37:13, 20 ). Они “ищут душу его” (то есть стре­мятся его убить) – это выра­же­ние неод­но­кратно встре­ча­ется в Шесто­псал­мии ( Пс.37:13, 62:10, 142:3 ). Среди гони­те­лей немало людей прежде близ­ких к псал­мо­певцу, обла­го­де­тель­ство­ван­ных им ( Пс.37:21 ). Поло­же­ние его настолько опасно, что его жизнь бук­вально висит на волоске: живот мой аду при­бли­жися ( Пс.87:4 ) поса­дил мя есть в темных, яко мерт­выя века ( Пс.142:3 ). Эта тема звучит во всех псал­мах Шесто­псал­мия; даже в наи­бо­лее радост­ном 102‑м псалме упо­ми­на­ется о “всех оби­ди­мых” (ст. 6), о пре­сле­ду­е­мом вой­ском фара­она еврей­ском народе, выво­ди­мом из раб­ства Мои­сеем (ст. 7).

Псал­мо­пе­вец видит в своем поло­же­нии пра­вед­ный гнев Божий

О “ярости” и “гневе” Божием гово­рится в двух наи­бо­лее груст­ных псал­мах: 37 и 87. Так пони­мает псал­мо­пе­вец обру­шив­ши­еся на него несча­стья. И если в первом из этих псал­мов он молится, чтобы Гос­подь не нака­зы­вал его Своим гневом ( Пс.37:2 ), то во втором сми­ренно при­ни­мает “гнев и ярость Божий” как выра­же­ние Его святой воли (ср. Мф.26:39 ).

Твер­дое упо­ва­ние псал­мо­певца на Бога

При­ве­ден­ный здесь крат­кий обзор отнюдь не исчер­пы­вает всего содер­жа­ния псал­мов, он лишь иллю­стри­рует тема­ти­че­ское един­ство Шесто­псал­мия.

^ Ком­по­зи­ци­он­ные осо­бен­но­сти Шесто­псал­мия

Ком­по­зи­ция Шесто­псал­мия, по мнению тол­ко­ва­те­лей, харак­те­ри­зу­ется сле­ду­ю­щим:

— шесто­псал­мие состоит из двух частей, соеди­нен­ных малым сла­во­сло­вием;

Автор работы “Смысл и ком­по­зи­ция Шесто­псал­мия” заме­чает, что пик радост­ного настро­е­ния при­хо­дится на конец “мажор­ной нечет­ной триады” ( Пс.102 ), а пик скорби – на сере­дину четной триады ( Пс.87 ). Бла­го­даря такой несим­мет­рич­ной струк­туре Шесто­псал­мие в целом, несмотря на скорб­ные сте­на­ния псал­мо­певца, вос­при­ни­ма­ется опти­ми­стично, с чув­ством надежды на милость Божию ( Пс.142:12 ). Инте­ресно и то, что первый и послед­ний псалмы во многом схожи – это создает ком­по­зи­ци­он­ное един­ство Шесто­псал­мия.

^ Духов­ный смысл Шесто­псал­мия

Обо­зрев по воз­мож­но­сти подробно исто­ри­че­скую сто­рону, содер­жа­ние и ком­по­зи­цию Шесто­псал­мия, мы оста­лись, тем не менее, на поверх­но­сти его пони­ма­ния. Это и не уди­ви­тельно, ибо сущ­ность любого явле­ния откры­ва­ется только на духов­ном уровне. Как пишет свт. Гри­го­рий Нис­ский, “Учи­те­лем нашим должно име­но­вать Духа Свя­того, как гово­рит Гос­подь: Той вы научит всему ( Ин.14:26 ); а у Него глав­ное попе­че­ние – быть руко­во­ди­те­лем и настав­ни­ком душ ко спа­се­нию, а все осталь­ное при­зна­ется делом вто­ро­сте­пен­ным” 10. Именно так, как к вопро­сам вто­ро­сте­пен­ным, отно­си­лись св. отцы к автор­ству, вре­мени напи­са­ния, к после­до­ва­тель­но­сти исто­ри­че­ских собы­тий, отра­жен­ных в псал­мах. Сквозь кажу­щу­юся исто­ри­че­скую раз­бро­сан­ность они видят в рас­по­ло­же­нии псал­мов строй­ную систему, обра­зо­ван­ную Духом Святым, Кото­рому “жела­тельно научить нас не про­стой исто­рии, но души наши обра­зо­вать доб­ро­де­те­лию по Богу” 2. Псалом, в их пони­ма­нии, – это “орудие духов­ное” воз­дей­ству­ю­щее на душу, а книга Псал­тирь в целом есть неко­то­рая полная сокро­вищ­ница спа­се­ния чело­ве­че­ского” 4 (свт. Амвро­сий Медио­лан­ский).

В своих тол­ко­ва­ниях Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого Завета и, в част­но­сти, Псал­тири св. отцы выде­ляли как наи­бо­лее важные два пласта духов­ного рас­смот­ре­ния:

Обе эти темы, будучи вза­и­мо­свя­заны, имеют самое непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к делу нашего спа­се­ния ( Ин.5:39 ). Именно по этим двум направ­ле­ниям мы и поста­ра­емся про­сле­дить ход мысли псал­мо­певца, отра­жен­ной в Шесто­псал­мии. Однако, прежде чем браться за столь ответ­ствен­ное дело, выяс­ним, как свя­заны между собою две ука­зан­ные темы.

Итак, мы видим, что обе темы ведут нас ко Христу. Только в свете Хри­сто­вой Истины откры­ва­ется сокро­вен­ный смысл всех сторон чело­ве­че­ского бытия, а тем паче – свя­щен­ных тек­стов.

^ Состо­я­ние души псал­мо­певца по Шесто­псал­мию

Псалом 3

Пра­вед­ник, гони­мый вра­гами – это не только Давид, убе­га­ю­щий от Авес­са­лома. Это душа чело­века, обра­тив­ше­гося к Христу и тер­пя­щего напа­де­ния от бесов, доса­жда­ю­щих ему со всех сторон. “Окрест”, по тол­ко­ва­нию св. отцов, выра­жает сле­ду­ю­щие бесов­ские козни: бесы напа­дают спе­реди, когда ста­ра­ются посе­лить в нас надежду на счаст­ли­вый исход наших начи­на­ний и вызы­вают бес­печ­ность, сзади, когда напо­ми­нают о преж­них наших пре­гре­ше­ниях и тем осквер­няют и вносят уныние, справа, когда, содей­ствуя как бы в благих наших делах, вызы­вают у нас тще­сла­вие, и слева, когда явно скло­няют ко греху 5. Вра­же­ские силы пыта­ются ото­рвать хри­сти­а­нина от Бога внушая, что ему нет спа­се­ния в Бозе его (ст. 3). Но душа-хри­сти­анка муже­ственно отра­жает бесов­ские напа­де­ния молит­вой к Богу: Ты же, Гос­поди, заступ­ник мой ecu, слава моя и воз­но­сяй главу мою (ст. 4). Пра­вед­ник взы­вает ко Христу и тотчас полу­чает ответ. Так обычно чув­ствует себя ново­на­чаль­ный, еще не умуд­рен­ный духов­ным опытом, но под­дер­жи­ва­е­мый бла­го­да­тию Божией.

Псалом 37

На смелый вызов бесам – не убоюся от тем людей (Здесь под словом “людей” св. отцы пони­мают пол­чища демо­нов (ср. Пс.139:1 ); “мужем непра­вед­ным” блаж. Фео­до­рит назы­вает диа­вола 9. – Прим. ред.), окрест напа­да­ю­щих на мя ( Пс.3:7 ), враг отве­чает уси­лен­ным напа­де­нием: псал­мо­пе­вец, всеми остав­лен­ный (ст. 12:13) и осме­ян­ный, терпит тяг­чай­шие нрав­ствен­ные скорби и физи­че­ские болезни (ст. 6–8:11), враги его уси­ли­ва­ются (ст. 20:21), кле­ве­щут на него и стре­мятся погу­бить его.

Как же ведет себя гони­мый пра­вед­ник в такой ситу­а­ции? Он прежде всего обра­щает взор свой на свои соб­ствен­ные грехи (ст. 5:6) и кается в них пред Богом (ст. 19). Он не всту­пает в пре­ре­ка­ния с вра­гами, не оправ­ды­ва­ется (ст. 14:15), а уси­ли­вает молитву к Богу (ст. 10:16, 22:23). Этот псалом отно­сится к пока­ян­ным (К пока­ян­ным отно­сятся сле­ду­ю­щие псалмы: 6:31, 37:50, 101:129, 142. – Прим. авт.) и неда­ром имеет над­пи­са­ние: в вос­по­ми­на­ние о суб­боте – в суб­боту древ­не­ев­рей­ский народ при­но­сил Богу двой­ную жертву ( Чис.28:9-10 ), так и псал­мо­пе­вец при­но­сит сугу­бое пока­я­ние, как истин­ную жертву, угод­ную Богу ( Пс.50:19 ).

Псалом 62

В под­пи­са­нии этого псалма неслу­чайно упо­ми­на­ется пустыня Иудей­ская: чтобы воз­же­лать Бога не только умом и серд­цем но и всею сущ­но­стью своею воз­жада душа моя, коль мно­жи­цею плоть моя (ст. 2), хри­сти­а­нину нужно пройти чрез пустыню иску­ше­ний. 40 лет вел Моисей евреев по пустыне в землю обе­то­ван­ную; в пустыне много дней провел Давид, про­об­ра­зо­вав­ший собой Христа; в пустыне жил Иоанн Кре­сти­тель; 40 дней постился в пустыне Спа­си­тель после кре­ще­ния Своего и перед выхо­дом на про­по­ведь. Пустыня – это место духов­ного укреп­ле­ния 12, именно в пустыне стя­жали бла­го­дать Божию мно­го­чис­лен­ные подвиж­ники хри­сти­ан­ства.

Но святые отцы дают и другое пони­ма­ние слову “пустыня”: земля пуста, непро­ходна и без­водна (ст. 2) – это душа чело­ве­че­ская без Бога. По словам св. Мак­сима Испо­вед­ника, “пустыня есть есте­ство чело­ве­ков, мир сей и душа каж­дого чело­века, став­шая бес­плод­ной вслед­ствие изна­чаль­ного пре­ступ­ле­ния запо­веди” 13. Только почув­ство­вав свою опу­сто­шен­ность, что воз­можно лишь отре­шив­шись от суеты и уйдя “в пустыню”, душа ста­но­вится гото­вой к при­ня­тию слова Божия. Псал­мо­пе­вец жаждет Бога и взы­вает к Нему: лучше милость Твоя паче живот (ст. 4), для него духов­ная пища важнее самой жизни. Псалом звучит опти­ми­стично бла­го­даря своей духов­ной направ­лен­но­сти: при­льпе душа моя по Тебе, мене же прият дес­ница Твоя (ст. 9), внеш­ние скорби (ст. 10:11) отсту­пают как бы на второй план.

Псалом 87

Это самый печаль­ный из всех псал­мов Шесто­псал­мия: чем больше молится псал­мо­пе­вец, тем бед­ствен­нее ста­но­вится его поло­же­ние (ст. 2–10:15–19); более того, он чув­ствует на себе Божий гнев: на мне утвер­дися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел ecu на мя (ст. 8). Он видит себя поки­ну­тым всеми, а глав­ное – Самим Богом: бых яко чело­век без помощи, подобно мерт­вым, кото­рые от руки Твоея отри­но­вени быша (ст. 5:6). Так во всяком случае видится этот псалом с внеш­ней сто­роны. Пра­вед­нику угро­жает смер­тель­ная опас­ность: поло­жиша мя в рове пре­ис­под­нем, в темных и сени смерт­ней (ст. 7); он уже пред­став­ляет себя во гробе, но не пере­стает при­зы­вать Бога (ст. 11–15). Св. отцы учат, что стра­да­ния и скорби Гос­подь посы­лает нам не зря: они очи­щают душу и сми­ряют чело­века. Так и псал­мо­пе­вец уже не просит ни об избав­ле­нии от врагов, ни о духов­ных радо­стях, он просит Бога лишь не отвра­щать лица Своего от него (ст. 15) и сми­ря­ется пред волей Божией (ст. 16).

Псалом 102

И вот тут-то при­хо­дит помощь Божия: Гос­подь при­ни­мает молитву пра­вед­ника и посы­лает бла­го­дать Свою, очи­щает его, исце­ляет недуги, избав­ляет от истле­ния (от раб­ства греху), вен­чает мило­стию и щед­ро­тами (ст. 4). Душа, очи­щен­ная стра­да­нием и умуд­рен­ная духов­ным опытом, полу­чает второе дыха­ние: – обно­вится яко орля юность твоя (ст. 5). И первое дви­же­ние души, осво­бож­ден­ной от раб­ства демо­нам, выве­ден­ной из вави­лон­ского раб­ства стра­стей, по блаж. Фео­до­риту, “бла­го­да­ре­ние Бога и вос­хва­ле­ние Его”9 (ст. 1:2, 20–22).

Псалом 142

Лику­ю­щий тон преды­ду­щего псалма сме­ня­ется горест­ным: на псал­мо­певца опять напа­дают враги (ст. 3) и сму­щают его душев­ное состо­я­ние (ст. 4). Так и должно быть, потому что, пока душа чело­века нахо­дится в теле, враг не оста­вит ее в покое. Но перед нами уже не нови­чок, а зака­лен­ный в духов­ной брани боец. Он видит, сколь опасен и кова­рен враг, и имеет уже опыт борьбы с ним. Он изу­чает исто­рию и извле­кает из неё пользу для себя: помя­нух дни древ­ния, поучахся во всех делах Твоих (ст. 6), молит­венно просит Бога ука­зать ему путь жизни, научить его тво­рить волю Гос­подню (ст. 8:10).

По заме­ча­нию свт. Иоанна Зла­то­уста, псал­мо­пе­вец “не желает здесь ничего чув­ствен­ного, но ищет пути, веду­щего к Богу, и сам от себя пола­гает к тому начало: яко к Тебе взях душу мою, то есть к Тебе стрем­люсь, к Тебе обра­щаю взоры (ст. 8); таким людям осо­бенно Бог ука­зы­вает путь” 8. Умение всего себя пре­да­вать в волю Божию все­ляет в чело­века уве­рен­ность в счаст­ли­вом исходе: Дух Твой Благий наста­вит мя на землю праву (ст. 10). Конец псалма звучит бодро: псал­мо­пе­вец испо­ве­дует себя рабом Божиим и не сомне­ва­ется, что Бог изве­дет от печали душу его, осво­бо­дит ее от напа­да­ю­щих врагов.

Итак, шесть рас­смот­рен­ных псал­мов в их рели­ги­озно-нрав­ствен­ном осве­ще­нии пред­стают перед нами как шесть после­до­ва­тель­ных сту­пе­ней духов­ной лествицы хри­сти­а­нина. Состо­я­ние души псал­мо­певца – это не просто “смена настро­е­ний”, кото­рая “гово­рит о неустой­чи­во­сти чело­ве­че­ского созна­ния, склон­ного к над­ло­мам, соблаз­нам и паде­ниям” 3. Это путь силь­ной своею верою и муже­ствен­ной души-хри­сти­анки в ее вос­хож­де­нии к Богу. Шесто­псал­мие пока­зы­вает нам, как искренне веру­ю­щая и обра­щен­ная ко Христу душа про­хо­дит тяжкий путь иску­ше­ний, духовно воз­рас­тает, укреп­ля­ется, пре­одо­ле­вает, с помо­щью Божией, бесов­ские напа­де­ния и дости­гает бла­го­дат­ного состо­я­ния истин­ной сво­боды – сво­боды жить по воле Божией.

^ Мес­си­ан­ская тема в Шесто­псал­мии

Хотя рас­смат­ри­ва­е­мые нами псалмы не входят в число тра­ди­ци­онно при­знан­ных “мес­си­ан­скими”, каждый из них содер­жит про­ро­че­ства о Мессии. Эти 1 отдель­ные про­ро­че­ские стихи, вкрап­лен­ные в ткань Шесто­псал­мия, обра­зуют его мес­си­ан­скую тему, рас­крыть кото­рую можно только свя­то­оте­че­ским ключом.

Псалом 3

А вот что пишет преп. Максим Грек, толкуя в мес­си­ан­ском смысле 4, 7–9 стихи псалма. Не убоюся от тем людей, окрест напа­да­ю­щих на мя (ст. 7) – “это я (то есть псал­мо­пе­вец) сказал от лица вопло­тив­ше­гося Бога Слова, Гос­пода моего, на Кото­рого вос­стали не один и не два царя, как на меня Саул и Авес­са­лом, но все по всей все­лен­ной цари, князи и вель­можи всех наро­дов и взбе­сив­шийся против Него народ иудей­ский” 14.

И далее: “и опять, молясь Отцу и Богу Своему, гово­рит: вос­кресни, Гос­поди, спаси Мя, Боже Мой (ст. 8). И хорошо назвал зубами греш­ни­ков неисто­вых гони­те­лей бла­го­че­стия, слу­жи­те­лей сквер­ным бесам… Но Бог и Отец сокру­шил эти пагуб­ные их зубы, а веру­ю­щих во Христа Бога бла­го­че­сти­вых людей воз­вы­сил и про­сла­вил; поэтому и гово­рится: Ты же, Гос­поди, заступ­ник Мой ecu, слава Моя и воз­но­сяй главу мою; Гос­подне есть спа­се­ние и на людях Твоих бла­го­сло­ве­ние Твое (ст. 4, 9)” 14. Из этих слов ясно, что пре­по­доб­ный видел в вос­ста­нии Авес­са­лома про­об­раз гоне­ний на Христа Спа­си­теля и Цер­ковь Его.

В таком же духе тол­куют этот псалом и другие св. отцы, пони­мая, однако, стихи 8 и 9 как вопль вет­хо­за­вет­ного пра­вед­ника ко Христу, Кото­рого про­ро­че­скими очами видел псал­мо­пе­вец. В заклю­чи­тель­ных стихах псалма (ст. 9) многие св. отцы видят прямое ука­за­ние на Крест Гос­по­день, кото­рый несет спа­се­ние миру и бла­го­сло­ве­ние хри­сти­а­нам

Псалом 37

Стра­да­ния псал­мо­певца Давида, опи­сан­ные в этом псалме, изоб­ра­жают стра­да­ния Самого Гос­пода нашего Иисуса Христа, Кото­рый принял на Себя грехи и немощи всего чело­ве­че­ства ( Ис.53:4-5 ). Подобно тому, как царь Давид знал о гото­вя­щемся против него заго­воре, стра­дал физи­че­ски и нрав­ственно, так и Спа­си­тель, зная и о пре­да­тель­стве Иуды, и об отступ­ле­нии уче­ни­ков, и о пред­сто­я­щих Ему крест­ных муках, испы­ты­вал тяг­чай­шие стра­да­ния. Слова о “грехах”, о “без­за­ко­ниях”, о “безу­мии” страж­ду­щего надо пони­мать, по тол­ко­ва­нию св. отцов, как взятые Им на Себя грехи и без­за­ко­ния всего мира (ст. 4–6, 19). Гос­поди, пред Тобою все жела­ние Мое и воз­ды­ха­ние Мое от Тебя не утаися (ст. 10) – эти слова свт. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский соот­но­сит со сло­вами Спа­си­теля, ска­зан­ными Им на Тайной Вечери уче­ни­кам: “Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего стра­да­ния” ( Лк.22:15 ) 6. Стих 11 – сердце мое смя­теся, остави Мя сила Моя и свет очию Моею и той несть со Мною – св. отцы тол­куют как про­ро­че­ское слово Христа об Его уче­ни­ках, кото­рые, хотя и были ему вер­ными, как свет очей Его, однако же бежали во время Его крест­ных стра­да­ний ( Мф.26:56 ) 5. Во время суда синед­ри­она и у Понтия Пилата Он молчал и не оправ­ды­вался (ср. Мф.26:27, 14 и Пс.37:15 ). Он доб­ро­вольно пошел на крест­ные муки (ст. 18), во время кото­рых молился Отцу Своему: не остави Мене, Гос­поди Боже Мой, не отступи от Мене, вонми в помощь Мою, Гос­поди спа­се­ния Моего! – так похожи эти слова на про­из­не­сен­ные Им в пред­смерт­ный час извест­ные слова 21-го псалма.

Псалом 62

Псалом 87

В этом псалме гово­рится и о скорби Спа­си­теля о Своем народе, не при­няв­шем Его (ст. 10:19), и об уче­ни­ках, оста­вив­ших Его во время муче­ний (ст. 9:19). Весь псалом, пони­ма­е­мый в мес­си­ан­ском смысле, – это молитва Христа к Своему Отцу.

Псалом 102

Св. отцы видят в этом псалме и ука­за­ние на буду­щее вос­кре­се­ние мерт­вых и даро­ва­ние чело­веку нового нетлен­ного тела (ст. 3–5). В срав­не­нии души чело­века с паря­щим орлом, кото­рый “открыто может смот­реть на свет солнца”, свт. Евсе­вий видит ука­за­ние на “буду­щую жизнь в ее край­нем свете”5. И далее он же пишет: “А этот орел есть Хри­стос, Кото­рый после Своего воз­не­се­ния воссел на Небеси на Пре­стол одес­ную Отца, и Цар­ство Его всеми обла­дает” (ст. 19). Мес­си­ан­ская тема псалма вводит нас в Новый Завет. Посему этот псалом поется в празд­нич­ные дни на Литур­гии (входит в состав изоб­ра­зи­тель­ных анти­фо­нов).

Псалом 142

По тол­ко­ва­нию свт. Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ского, этот псалом откры­ва­ется молит­вой про­рока, кото­рый “от лица всего чело­ве­че­ства, гони­мого и при­тес­ня­е­мого пре­об­ла­да­ю­щим сата­ной, умо­ляет Бога Отца осво­бо­дить его при­ше­ствием Еди­но­род­ного” 6. Пророк напо­ми­нает древ­ние обе­то­ва­ние о Мессии (ст. 5), “молится, чтобы насту­пило утрен­нее Вос­кре­се­ние Хри­стово, Кото­рым мы поми­ло­ваны” (ст. 8). Утро – время Вос­кре­се­ния Спа­си­теля, ука­зав­шего нам путь, по кото­рому должен идти каждый хри­сти­а­нин (ст. 8). Этот “путь”, по словам свт. Афа­на­сия, – Еван­гель­ское учение, но этим словом также име­ну­ется и Сам Хри­стос ( Ин.14:6 ).

Псалом обрам­ля­ется темой правды и истины Божией (ст. 1:11). Помимо своего пря­мого зна­че­ния, это – имена Сына Божия; а милость Божия, в мес­си­ан­ском пони­ма­нии, – это “пре­чи­стые стра­сти Хри­стовы” 15. В 142‑м псалме содер­жится и учение о Святом Духе. Свт. Васи­лий Вели­кий, объ­яс­няя 10 стих псалма, под­чер­ки­вает, что бла­го­дать Духа Свя­того – “не при­об­ре­тен­ная, а нахо­дя­ща­яся в самой при­роде Его” 5. А “земля правая” (ст. 10), в кото­рую входит пра­вед­ник по бла­го­дати Духа Свя­того, есть Цар­ствие Небес­ное 15. Таким обра­зом, этот псалом в при­кро­вен­ной форме гово­рит о Святой Троице.

^ Заклю­че­ние

Вер­немся к вопросу, постав­лен­ному в начале нашей работы: чем опре­де­ля­ется набор псал­мов, вхо­дя­щих в Шесто­псал­мие? Если искать фор­мально-логи­че­ское объ­яс­не­ние, то ответ может быть таким: это именно та после­до­ва­тель­ность псал­мов, кото­рая, обла­дая при­зна­ками, ука­зан­ными в “Тол­ко­вом типи­коне”, наи­луч­шим обра­зом впи­сы­ва­ется в состав Утрени. Молит­вен­ный настрой, содер­жа­ние псал­мов, их вза­и­мо­свя­зан­ность, сти­ли­сти­че­ская одно­род­ность и внут­рен­няя дина­мич­ность – все это заме­ча­тельно пере­дает состо­я­ние пере­хода от Вечерни к Утрени, от вре­мени вет­хо­за­вет­ного к ново­за­вет­ному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь выше­при­ве­ден­ным тре­бо­ва­ниям удо­вле­тво­ряют многие псалмы, так что, пере­би­рая по Псал­тири вари­анты “шесто­псал­мий”, мы полу­чили бы не одно, а мно­же­ство реше­ний. Ответ может быть только один: автор Шесто­псал­мия был ведом Духом Святым. Будучи бого­дух­но­вен­ным тво­ре­нием, Шесто­псал­мие вклю­чает в себя много больше, чем то, что может охва­тить чело­ве­че­ский ум. Оно гото­вит нас к встрече со Хри­стом. Эта клю­че­вая мысль Шесто­псал­мия про­ни­зы­вает все его содер­жа­ние, вклю­чая и сим­во­лику бого­слу­же­ния. В Шесто­псал­мии все не слу­чайно. Псал­мо­пе­вец Давид и исто­ри­че­ские собы­тия, отра­жен­ные в псал­мах, про­об­ра­зуют Христа Спа­си­теля и собы­тия Его земной жизни. Мес­си­ан­ская тема, зву­ча­щая в Шесто­псал­мии, – это сжатое опи­са­ние крест­ных стра­да­ний Спа­си­теля, Его смерти и вос­кре­се­ния. Шесто­псал­мие гово­рит о Церкви Хри­сто­вой, о спа­си­тель­ных таин­ствах, уста­нов­лен­ных Хри­стом. В своем духовно-нрав­ствен­ном пони­ма­нии Шесто­псал­мие пред­став­ляет собой крат­кое изло­же­ние основ хри­сти­ан­ской аске­тики: оно пока­зы­вает путь ко Христу. Зако­но­мер­но­сти, про­яв­ля­ю­щи­еся в ком­по­зи­ции Шесто­псал­мия, суть духов­ные законы, кото­рым сле­дует в своем дви­же­нии ко Христу душа хри­сти­ан­ская, оли­це­тво­ря­ю­щая собою всю Цер­ковь Хри­стову. Во время чтения Шесто­псал­мия душа каж­дого моля­ще­гося про­хо­дит этот путь и в радост­ном ожи­да­нии спа­се­ния рас­кры­ва­ется навстречу Гря­ду­щему Спа­си­телю, о Кото­ром тор­же­ственно воз­ве­щает Цер­ковь: “Бог Гос­подь и явися нам, бла­го­сло­вен Грядый во имя Гос­подне!”

Лите­ра­тура

1. Ска­бал­ла­но­вич М. Тол­ко­вый типи­кон. Киев, 1913.
2. Тол­ко­ва­ние на Шестол­сал­мие. М., 1996.
3. П. В‑ский. Смысл и ком­по­зи­ция Шесто­псал­мия / ЖМП, №10:1968.
4. Виш­ня­ков Н., свящ. О про­ис­хож­де­нии Псал­тири. СПб., 1875.
5. Евфи­мий Зига­бен. Тол­ко­вая Псал­тирь. Киев, 1882.
6. Афа­на­сий Вели­кий, свт. Тво­ре­ния, т. IV, М., 1902.
7. Тол­ко­вая Библия. Сток­гольм, 1987.
8. Иоанн Зла­то­уст, свт. Беседы на псалмы. М., 1860.
9. Фео­до­рит, еп. Кир­ский. Тво­ре­ния. М., 1856.
10. Гри­го­рий Нис­ский, свт. О над­пи­са­нии псал­мов. Тво­ре­ния. М., 1861.
11. Авгу­стин, еп. Инно­кий­ский. О граде Божием. Киев, 1907.
12. Иоанн Мосх. Луг духов­ный. Сер­гиев Посад, 1896.
13. Максим Испо­вед­ник. Тво­ре­ния, кн. II, М., 1994.
14. Максим Грек. Сочи­не­ния, ч. III. Сер­гиев Посад, 1911.
15. Псал­тирь с крат­ким тол­ко­ва­нием. Киев, 1726. (Репр. изд. М., 1994.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *