Шежере что это такое
Шежире
Шежире
Содержание
Шежире
Шежире (каз. шежіре ) — генеалогическая таблица у казахов и кипчакских народов. Как правило представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии. Также распространен синонимический вариант шежире — Жети-Ата (букв. перевод с казахского — семь дедов). Считается, что знание шежире (или своих предков до седьмого колена) является обязательным для каждого казаха. Это позволяет избежать близкородственных браков.
Казахи и Шежире
Отношение казахов к шежире является сакральным. Многие современные казахи пытаются восстановить свои корни и очень серьёзно изучают свою родословную. Согласно древним традициям, род у казахов передается через мужскую линию. Но иногда в эти записи включают и наиболее выдающихся женщин. Кроме имён эти записи содержат биографии, историю и географию наиболее значимых событий, легенды.
Современные Шежире
Массовое увлечение казахами шежире выражается в издании многотомников с перечислением всех членов определенного рода. Например, такие большие роды как Найманы, Дулаты, Байулы или Алимулы могут насчитывать до одного миллиона человек. Книги с перечислением шежире могут составлять 3 и более томов. Большинство казахов осуждают чрезмерное увлечение и бахвальство своей родословной и родовой принадлежностью, так как нередко это приводит к трайбализму.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Шежире» в других словарях:
Казахское шежире — Шежире (каз. шежіре) генеалогическая таблица у казахов и кипчакских народов. Как правило представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии. Та … Википедия
Шомекей — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Шомекей казахский род (ру, тайпа, туккум), входит в состав Младшего жуза (Алшын). В некоторых источника … Википедия
Коныраты — Конырат (кунрат, кунград, конрат, конгырат) племя, ныне являющееся одним из шести племён Аргын, Кыпшак, Найман, Конырат, Керей и Уак, составляющих так называемую Среднюю Орду казахов (см. казахи, киргизы, узбеки, каракалпаки). Племя народ… … Википедия
Ходжа (род) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кожа (значения). Ходжа, Кожа (каз. қожа,узб. Xojalar), в Средней Азии человек, ведущий свое происхождение от арабских миссионеров ислама. Клич Алла! Содержание 1 Исх … Википедия
Конырат (племя) — Конырат племя, ныне являющееся одним из шести племён (конырат (хунгират), уаки, кирей, аргын, кипчак и найманы), составляющих так называемую Среднюю Орду казахов (см. казахи, киргизы, узбеки, каракалпаки). Содержание 1 Шежире 2 Места обитания … Википедия
Кожа (казахский род) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кожа (значения). Кожа (каз. қожа) человек, ведущий свое происхождение от арабских миссионеров ислама. Не относятся ни к одному из жузов и считаются духовной… … Википедия
Шежере — (шэжэрэ, шежире) название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, казахов и киргизов. Помимо самой родословной шежере включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни… … Википедия
Казахи — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Найманы — Современный ареал расселения и численность … Википедия
Алимулы — Алимулы одно из племён, составляющих казахский народ. Согласно шежире (генеалогическому древу) входит в состав Младшего Жуза. Тамга выглядит сдвоенной тамгой алшынов. Имеет шесть ветвей, поэтому в народе именуется и «Алты алим». Согласно… … Википедия
Шежере
Шежере́ (шэжэрэ, шежире) — название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, казахов и киргизов. Помимо самой родословной шежере включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни того или иного рода или племени, то есть является своеобразной летописью. Изначально шежере существовали в устной форме и их знание было обязательным. Со временем они стали появляться в письменной форме, в том числе и в стихотворном виде. Шежере служат источником исторической информации.
См. также
Ссылки
Это заготовка статьи о культуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Шежере» в других словарях:
шежере — шажере Словарь русских синонимов. шежере сущ., кол во синонимов: 1 • шажере (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Башкирское шежере — Шежере башкир из племени Кыпсак Шежере (также шэжэрэ; башк. шәжәрә, араб … Википедия
Майкы-бий — … Википедия
Сибирскотатарская литература — Сибирскотатарская литература литературные произведения сибирскотатарского этноса, уроженцев Сибири, тематически связанные с сибирскими татарами на сибирскотатарском, русском, татарском языках. Литературовед Ф. З. Яхин пишет:… … Википедия
Исторический Башкортостан — Исторический Башкортостан, Историческая Башкирия (башк. Тарихи Башҡортостан) историческая область,территория исторического расселения башкирского народа. Термин Исторический Башкортостан в настоящее время применяется для обозначения… … Википедия
Мечетлинский район Башкортостана — Мечетлинский район Мәсетле районы Герб Флаг ( … Википедия
Мечетлинский район — Мәсетле районы Герб … Википедия
Историческая Башкирея — Исторический Башкортостан, Историческая Башкирия (башк. Тарихи Башҡортостан) историческая область,территория исторического расселения башкирского народа. Термин Исторический Башкортостан в настоящее время применяется для обозначения территории… … Википедия
Историческая Башкирия — Исторический Башкортостан, Историческая Башкирия (башк. Тарихи Башҡортостан) историческая область,территория исторического расселения башкирского народа. Термин Исторический Башкортостан в настоящее время применяется для обозначения территории… … Википедия
Башкортостан (исторический) — У этого термина существуют и другие значения, см. Башкортостан (значения). Историческая область • Южный Урал Исторический Башкортостан башк. Тарихи Башҡортостан Период IX век настоящее время … Википедия
История всегда таит в себе загадки, потому как человеческая память не в состоянии сохранить все, что было в прошлом. А помнить свои корни мы просто обязаны. В одиночку человеческая память просто не способна охватить все аспекты истории рода, деревни, края. К счастью – на это способна коллективная память. Яркий пример тому прекрасные праздники «Шежере-байрамы».
Районный праздник родословной получился поистине интернациональным. В сквере Ленина с. Месягутово встретились 12 семей разных национальностей: башкирской (семья Мухаметовых с. Старохалилово), татарской (семья Нусратуллиных с. Улькунды), мордовской (семья Петровых с. Михаловка), русской (семьи Рязановых с. Озеро, Кожевец с. Рухтино, Гордеевых с. Ярославка, Устюговых с. Лемазы, Скорыниных с. Тастуба, Севастьяновых с. Сальевка, Горкуновых с. Вознесенка, Петуниных с. Сикияз), немецкой (семья Шлезингер с. Дуван).
Участники оказались на «Шежере байрамы» неслучайно – все они любят и ценят историю своего рода. Почетными гостями праздника стали глава Администрации района Олег Алексеевич Могильников и заместитель главы Администрации по социальным вопросам Альберт Рифович Кинзябулатов.
Участники и гости праздника посетили выставку родословных, где семьи-конкурсанты знакомили всех с шежере (родословной), угощали домашними блюдами, удивляли достижениями и традициями своего рода. Почти все участники праздника были в национальных костюмах, столы ломились от угощений, были выставлены работы декоративно-прикладного искусства.
Шежере (родословные) оценивались по следующим критериям: грамотность и красочность оформления шежере (родословной); наличие фотодокументов; сведений о составителе шежере (родословной); правильность использования терминов родства; достоверность шежере и соответствие их архивным данным; использование при составлении шежере (родословной) широкого круга архивных и документальных источников; наличие в составленных шежере (родословных) информационных данных; записей о дате рождения, смерти; наличие описания не менее десяти поколений семьи, рода.
В шежере башкирской семьи Алмаза и Разины Мухаметовых, представленной Старохалиловским сельским клубом, родственники до 11 колен. Их шежере соответствовало всем критериям оценки жюри, и комиссия присудила семье Мухаметовых заслуженное первое место.
Семья Горкуновых из с. Вознесенка в июне 2017 года ездила в Караидельский район на Республиканский праздник шежере байрам «Семья – моя крепость» и заслужила диплом. На районным празднике Горкуновы получили 3 место.
В течение всего праздника участники радовали зрителей прекрасными концертными номерами. Праздник прошел в атмосфере тепла, семейного радушия и гостеприимства.
Надеемся, что благодаря этим праздникам связь времен не прервется, и славная история нашей отчизны будет продолжена стараниями будущих поколений.
Родословная башкир — шежере
Дата публикации: 15.08.2016 2016-08-15
Статья просмотрена: 2983 раза
Библиографическое описание:
Хафизова, А. И. Родословная башкир — шежере / А. И. Хафизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33213/ (дата обращения: 18.12.2021).
Башкирский народ, как и другие народы нашей страны, имеет большую и чрезвычайно богатую событиями историю. Перед историками Башкортостана стоит ответственная задача — раскрыть перед современниками историю своего народа, от этапа к этапу проследить мужественную борьбу трудящихся за свободную и счастливую жизнь.
В поисках документальной базы жизни башкир были обнаружены интереснейшие факты. Оказалось, что в Башкирии существуют летописные памятники, которые содержат большое количество информации о башкирском народе. Эти документы — башкирские шежере.
Шежере — башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Самые ранние шежере датируются временами булгарского периода, то есть возраст некоторых из них составляет более тысячи лет. После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе — «родословие». Известный этнограф Р. Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись». То есть содержание шежере значительно шире простого родословия. В его работах содержатся глубокие наблюдения генеалогии башкирских родов, начиная с глубокой древности. Автор пришел к выводу, что шежере — это не просто родословие, а генеалогическая летопись [1, с. 67].
Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписывались, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы рода. В целях охранения памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов башкиры излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде, ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере считалось большим позором.
Шежере в некоторой степени носят характер исторического документа, своеобразного письменного памятника: в них наряду с историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально — этических нормах, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период в несколько веков и более. Из исследований шежере можно почерпнуть факты об устройстве общества того времени, информацию о межплеменных отношениях, некоторых давних событиях.
В настоящее время среди башкир наблюдается тенденция к увеличению интереса своими историческими корнями. В Башкортостане ежегодно отмечается праздник «Шежере — байрам». В ходе праздника старшее поколение повествует младшему о своей родословной, упоминая об известных личностях и примечательных событиях в истории рода. Помимо вышесказанного, существуют сайты, собирающие шежере в единую базу данных. Подобная структура может служить для поиска родственников или информации о своих предках.
Для изучения генеалогии башкирских родов большое значение имеет исследование семьи и брака у башкир. В данном отношении особый интерес представляют монографии А. З. Асфандиярова. Автор увлекательно описывает свадебные обычаи и обряды, детально анализирует формы семьи, брака и развода, имевшихся у башкир [3, с. 101].
В 2002 году был издан первый выпуск сборника документов «Башкирские родословные», составителями которого стали ученые Р. М. Булгаков и М. Х. Надергулов. Это сразу стало крупным событием и новой вехой в истории изучения башкирских родословных, так как данный труд имеет огромное фундаментальное значение в плане дальнейшего исследования этого вида источников. Здесь, наряду с публикацией множества шежере различных племен и родов, был представлен их анализ, транслитерация текстов и комментарии [4, с. 245]
Северо — запад нашей республики сыграл важную роль в этногенезе башкирского народа. И тому пример — история башкирского рода Гирей. До момента вхождения в состав башкирского народа этот род имел собственную государственность, история которой отражена в ряде средневековых источников.
Монгольское название кереит состоит из корня «Кере» и суффикса множественности «ит». Таким образов слово Кере+ит переводится «вороны». В башкирской родоплеменной номенклатуре используется единственное число данного этнонима — Гэрэ, или Гирей [5, с. 34].
Согласно одной из версий, Кереиты изначально жили в Монголии. Во время нашествия Бату-хана, гирейцы всегда находились в авангарде его войск, так как были самыми сильными и беспощадными. Таким образом, гирейцы оказываются здесь, на территории России. Именно поэтому род Кереит ныне есть в составе башкир, казахов, ногайцев и крымских татар.
Кереиты вошли в состав башкирского народа, вероятнее всего в XIII в., став его неотъемлемой частью. Переселившись в Башкирию Кереиты, или Гереи, воспринимают башкирский язык и новую для них религию — Ислам.
Первоначально Гирейцы, вероятнее всего, жили на юге Башкортостана. В Ишимбайском районе республики до сих пор проживает южная ветвь этого племени. Однако в XV веке их, как представителей других башкирских родовых структур призывают на службу правители вновь образованного Казанского ханства. Они получают тарханные ярлыки и земли вдоль Белой, Яика и Мензели. И составляют наряду с другими башкирами, табыно–ириктинцами, кыпчаками, тамьянцамии другими служилый слой ханства [5, с. 156].
В эпоху Казанского ханства башкиры активно вовлекались в военно — политическую жизнь Казанского ханства. Придя на новые места, они теснят более древних обитателей края. Башкирские роды юрми, еней, буляр, которые сегодня населяют восточную часть Татарстана. Башкиры рода Гирей ныне проживают во многих деревнях Краснокамского, Илишевского, Янаульского, Татышлинского районов. Как мы видим, Гирейцы населяют северо — западную часть Башкортостана.
Еще совсем недавно поиск собственных корней многим показался бы глупой и бессмысленной затеей. Сегодня же восстановление генеалогии подобно строительству моста через разрыв между поколениями, который образовался в результате социальных потрясений прошлого столетия. Печальным результатом этого разрыва стала утрата значительной частью северо — западных башкир собственной этнической идентичности. Однако все возвращается на круги своя. Гирейцы вспомнили о своем происхождении и перед ними открылась грандиозная перспектива славной истории башкирского народа.
Как узнать свою родословную?
Почему именно семь поколений? Сей факт базируется на основе учений персидских мудрецов.
● Первое поколение — это вы сами. Символизирует взаимодействие с энергией Солнца.
● Второе — ваши родители. Это энергия Луны, которая влияет на здоровье, эмоциональное состояние и ближний круг.
● Третье поколение — это бабушки и дедушки. Символизирует коммуникабельность, интеллектуальный потенциал и таланты.
● Четвертое — прабабушки и прадедушки. Отвечает за благосостояние и любовь.
● Пятое поколение — родители прадедов. Символизирует напористость и волю.
● Шестое — деды прадедов. Отвечает за положение в обществе.
● Седьмое поколение — прадеды прадедов. Определяет нашу судьбу.
Знакомимся с башкирским шежере
Родословная в башкирском языке называется шежере, что переводе с арабского означает «дерево». В шежере записываются имена всех родственников по мужской линии в хронологическом порядке. Это широкое понятие символизирует стремление к познанию древности и представляет особый культурный код башкирских народов. Во многом благодаря составлению шежере удалось сохранить богатое этнокультурное наследие предков.
В XIX-XX вв. в Башкирии накопилось множество материалов, полезных в изучении генеалогии. Однако с установлением советского режима в стране возникли запреты на исследование своей родословной. Причиной тому стало табу на развитие краеведения и вытекающее из этого убеждение, что подобные документы являются пережитками прошлого.
В последние десятилетия интерес к генеалогии обретает все большую популярность среди жителей Башкирии. В 2006 году в Республике Башкортостан был официально установлен праздник «Шежере байрам», который посвящен изучению своей родословной. Торжество проходит в каждом населенном пункте Башкирии: проводятся конкурсы среди составителей шежере, парад родов, этнокультурные выставки, концерты национальных исполнителей.
В целом шежере бывает двух видов и разделяются на номинальные и нарративные. В первом случае родословная выглядит как запись имен в виде генеалогического дерева. Нарративные шежере отличаются наличием литературной составляющей. Помимо списка имен там содержатся элементы фольклора: легенды, предания, пословицы, мифы. Текст в таком шежере может меняться от прозы к стихотворной форме. Также отражены сведения об обычаях, морально-этических нормах, нраве и быте конкретного племени. В совокупности все это придает родословной дополнительную ценность, что важно не только для исследователей генеалогии, но и для филологов, историков и др.
Эти уникальные памятники летописания башкирского народа отражают историю рода и жизненные ценности на протяжении столетий. Шежере — синтез прошлого, настоящего и будущего с общей идеей бессмертия и вечного продолжения жизни.
Возраст самых древних башкирских родословных составляет более 1000 лет. Сегодня в музеях Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга можно встретить около 150 подлинных шежере, которые сохранились до наших дней
Способы составления родословной
Изучение собственного генеалогического древа — не просто хобби, это процесс, который позволяет узнать свое происхождение и получить полезную информацию на основе опыта предыдущих поколений.
Благодаря погружению в историю своей семьи вы сможете лучше понять личные ценности и убеждения, а также проанализировать ваше окружение. Кроме того, эта информация поможет узнать, чем болели ваши прабабушки и прадедушки.
По способу составления родословные разделяются на два типа: восходящие и нисходящие. В первом случае исследование начинается с определенного лица, например, с вас. Далее собирается информация о бабушках, дедушках и более дальних родственниках. Таким образом, данные от вас восходят к более старшим поколениям, визуально образуя «крону» генеалогического древа. Важно помнить, что при составлении восходящей родословной не записываются братья и сестры. В этом заключается главный недостаток такого типа — древо не отражает всех родственников, а, следовательно, не дает полной картины.
Нисходящий тип представляет собой изучение родословной от наиболее дальнего из известных вам родственников прямиком к вашей личности. При этом в каждом поколении фиксируются все родственные связи, что дает обширное представление о вашем роде. В таком случае визуально во главе дерева будет располагаться именно тот, с кого вы начали исследование, замыкаясь на вас. Этот вид наглядно демонстрирует общие контуры жизни и быта племени, поскольку спускается с давних времен к нашим дням.
Приступаем к процессу
Чтобы сделать первый шаг на пути к составлению своей родословной, необходимо начать работу с наиболее важного и объемного этапа — сбора основных сведений. Главная задача здесь — сформировать «ствол» генеалогического древа.
На этой стадии вам предстоит провести опрос бабушек, дедушек и более возрастных представителей вашей семьи. От них вы сможете получить кладезь ценной информации, которая не содержится в архивных источниках. Например, время и место рождения, даты вступления в брак, образование и другие сведения. Узнавайте как можно больше: выясните, каким характером обладали ваши родные, чем увлекались. Чтобы не упустить важные детали, запишите ваш разговор на диктофон — так вы сможете в любой момент воспроизвести запись и зафиксировать сведения, которые способны заполнить пробелы при составлении вашей родословной.
Вместе с тем на этой стадии задействуйте семейные архивы: письма, старые фотографии и документы, которые имеют отношение к вашим родственникам. Среди них могут оказаться почетные грамоты, дипломы, удостоверения. Вам повезет, если вдруг удастся найти личный дневник одного из предков. Каждая деталь имеет значение при составлении родословной.
Выстраивание генеалогического древа ведется по мужской линии. Однако вы можете указывать и представительниц женской части вашего рода, чтобы получить более обширное представление. Для каждого родственника записывайте фамилию, имя, отчество и даты рождения.
Работа с архивными документами
Следующий этап — работа с архивными документами. К ним вы можете обратиться, когда уже собрали всю доступную информацию от родственников. Например, возникли трудности с установлением даты рождения дедушки или прадеда. Эти сведения можно попробовать найти в архивах районных ЗАГСов. Если же такие данные отсутствуют, то следует переходить на следующий уровень — республиканские и государственные архивы.
Первым делом важно установить принадлежность того или иного населенного пункта к уезду, волости или губернии. Если речь идет о советском периоде — то принадлежность к конкретному району или сельсовету. В этом помогут похозяйственные книги — в них фиксировались сведения о крестьянских хозяйствах, а также членах их семей, месте работы и др.
Затем следует обратиться к материалам сельскохозяйственной переписи 1917 года. На основе подворных карточек вы сможете выяснить дату рождения родственников из третьих и четвертых поколений. В Башкортостане сохранились данные переписи 1917 г., которые сегодня можно найти в сети в отсканированном виде. На основании этих сведений вы сможете продолжить дальнейший поиск в других архивах.
При поддержке Общества краеведов Республики Башкортостан создан историко-документальный проект «Башархив». Он предоставляет возможность всем, кто увлекается изучением своей родословной, ознакомиться с отсканированными карточками сельскохозяйственной переписи населения 1917 года и сведениями из ревизских сказок. Это поистине уникальная возможность, ведь документы переписи сохранились только в пяти регионах нашей страны.
Если в подворных карточках вы не нашли нужной информации, обратитесь к метрическим книгам. В них с XVIII в. и до 1918 г. собирались сведения о родившихся, умерших и бракосочетавшихся гражданах. Из раздела «О родившихся» вы сможете установить год рождения ваших прадедушек, а также отчество — это поможет продвинуться дальше в составлении родословной на одно-два поколения. Если же данные о годе рождения выяснить не получается, необходимо обратиться к разделу «О бракосочетавшихся». Важно принять к сведению, что за 100 лет в среднем меняется три поколения, а также учитывать репродуктивный возраст мужчин (17-45 лет) и женщин (18-55 лет). Путем математических вычислений вы сможете найти нужные сведения в метрических книгах за предыдущие годы.
Следующий уровень изучения документов — ревизские сказки. Всего с 1719 по 1859 год в Российской империи прошло 10 ревизий. При составлении генеалогического дерева пользуйтесь этими данными в комбинации с метрическими книгами. Из всего массива информации следует тщательно выбирать именно те сведения, которые относятся к вашим родственникам.
Сперва просматривайте сказки за 1859 год, а затем поочередно каждую в порядке убывания вплоть до самой первой ревизии. Выписывайте все данные в хронологическом порядке и заносите в вашу родословную. Так вы сможете установить «ствол» вашего генеалогического древа и выявить родоначальника. Это скрупулезная работа, которая требует максимальной концентрации, внимания и терпения.
Далее, установив родоначальника, переходите ко второму ключевому этапу. Если прежде вы двигались по восходящей, то теперь необходимо переключиться на нисходящий вектор. Для этого обратитесь к первой ревизской сказке по вашему населенному пункту и выпишите всех, кто относится к ближайшему кругу основателя вашего рода.
Указывайте сведения в том виде, в каком они обозначены в ревизских сказках: год ревизии, губерния, уезд, название деревни, номера фонда, описи, дела и листов. Сверив списки еще раз, переходите к данным следующей ревизии, параллельно прибегая к информации из разделов метрических книг. Удобство при работе с ревизскими сказками заключается в том, что они сгруппированы по годам, а также аккумулируют данные по дворам и семьям.
Оформление генеалогического древа
После того как вы завершили самую сложную часть работы по составлению родословной, можно уделить время ее оформлению. Особенно внушительно смотрится семейное древо с портретами родственников.
В интернете есть множество ресурсов, которые дают возможность самостоятельно оформить свой труд. Онлайн-программы позволяют делать генеалогические исследования в различных красочных стилях, рассчитывать статистику по поколениям, например, количество ныне живущих родственников, число мужчин/женщин, количество детей в семье или среднюю продолжительность жизни.