Шхеры онежского озера что это
Кижские (Онежские) шхеры
Кижские шхеры объединяют порядка пяти сотен островов, образующих живописный лабиринт из протоков и заливов. В этом практически нетронутом уголке северного края сохранилось большое многообразие растительного мира. А также множество уникальных природных и рукотворных достопримечательностей.
Так, один из островов архипелага — знаменитый музей-заповедник деревянного зодчества Кижи.
Появление островов
Архипелаг находится в Медвежьегорском районе Карелии, на севере Онежского озера. Он состоит из компактно расположенных надводных и подводных скал. Самые крупные острова Онежских шхер — Кижи, Большой Ледиковский, Большой Клименецкий, Южный Олений. Само слово шхеры произошло от скандинавского «skar», что означает скала или утес. В то время как слово Кижи имеет целых два источника. Это слова из местного говора: «kižat» — игрища и «kiidzin» — озерный мох для мшения построек и лодок.
Природный объект отличается уникальной геологией. Возраст горных пород архипелага насчитывает 3–10 млрд. лет. Одним из подтверждений солидного возраста стали окаменелые остатки древних организмов, населявших прибрежные воды мирового океана 2 млрд. лет назад. Однако окончательно шхеры сформировались лишь 11 тыс. лет назад после окончания ледникового периода.
На месте таяния льда образовались пресноводные реки, которые несли валуны, песок и гравий. В местах впадения рек в озера выросли конусовидные «заторы» из наносов. Таким образом, в районах прохождения ледника образовалось множество изрезанных заливами кусочков суши. Изначально нагромождение каменных обломков было неустойчивым, а под ними скрывались огромные ледяные глыбы. С их таяниям образовались пещеры и термокарстовые провалы. Современный рельеф шхер — вытянутые на юго-восток холмистые гряды островов с усеянными валунами песчаными берегами.
Значительное влияние на рельеф местности оказали землетрясения в V, III и I тыс. до н. э. В результате колебаний магнитудой более 8 баллов по 12-ти бальной шкале произошли обвалы породы, возникли провалы, прошли оползни. Одно из свидетельств этого периода — образовавшиеся отвесные скалы Уницкой губы.
Изначально благодаря таянию ледников вся площадь Кижских шхер оказалась покрыта водой. Постепенно ее уровень падал и примерно 7000 лет назад показался Большой Клименецкий и Кижи. А еще спустя 3000 лет обнажились Мальковец и Волкостров.
История освоения архипелага
Старейшие археологические находки, свидетельствующие о проживании здесь древних племен, датированы VII тыс. до н. э. Значительно позже — в X в. н. э. — на ‘этих островах Карелии поселились финны, карелы и другие северные народности. Еще позже сюда пришли первые славяне-новгородцы.
В письменах 1496 года описываются островные деревни и объединявший их Спасско-Кижский погост. За пару сотен лет появилось порядка 20 небольших поселений. Однако смутные годы 1598−1613 гг. для некоторых закончились полным забвением.
В XVIII веке началась интенсивная вырубка лесов, а освободившиеся площади отошли под пашню. В результате даже для возведения местных церквей приходилось использовать привозную древесину. Однако благодаря введенным в 1799 году ограничениям на вырубку началось восстановление посадок.
Онежские шхеры богаты полезными ископаемыми — медью, железом, известняком, доломитом и болотной рудой. Также здесь имеется месторождение шунгита, а на Волкострове — аметиста. Из-за активной миграции в города на рубеже XIX-XX вв. население архипелага ощутимо сократилось. Вторая мировая война также вынудила часть местных жителей покинуть свои родные места. Многие из них так и остались в других регионах страны.
Достопримечательности природного объекта
На Кижских шхерах расположено множество достопримечательностей — от стоянок VII тыс. до н. э. до селений XIX века. Здесь можно увидеть старые постройки XVI−XIX вв. А в некоторых деревнях при возведении новых домов продолжают следовать старым традициям.
Одна из главных достопримечательностей местности — остров Кижи. На нем расположился огромный музей под открытым небом, где собраны памятки деревянного зодчества края. В Кижи приезжают, чтобы полюбоваться Церковью Преображения Господня, Покровским храмом, Шатровой колокольней и другими объектами.
Южный Олений представлен уникальным комплексом геологии и археологии. На острове можно ознакомиться с древним могильником и стойбищем периода позднего мезолита. А также увидеть типовой разрез породы, возраст которого составляет 2,3 млрд. лет.
Онежские шхеры — острова с богатой природой, плодородными грунтами и уникальным микроклиматом. Благодаря достаточно мягким условиям на архипелаге встречается порядка 700 видов растений. Что создает неповторимую атмосферу прекрасных ландшафтов. И в сочетании с ценными объектами исторического и культурного наследия привлекает туристов со всего мира.
Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии
Кижские (Онежские) шхеры
Кижские, или Онежские, шхеры − архипелаг в северной части Онежского озера. Острова располагаются в Заонежье, в Великой губе и на юго-восточном побережье Заонежского полуострова. В состав шхер входят как крупные территории: острова Кижи, Большой Ледиковский, Большой Клименецкий, Южный и Северный Оленьи, так и десятки мелких
История формирования островов Редактировать
Возраст горных пород, составляющих Кижские шхеры, на разных участках составляет от 3 млрд. до 10 тыс. лет. Здесь обнаружены окаменелые останки самых древних на Земле организмов, которые 2 млрд. лет назад обитали в мировом океане. Рельеф архипелага сформировался около 11 тыс. лет назад, когда растаял ледник. Характерные особенности островов:
· протянувшиеся с северо-запада на юго-восток островные цепочки с отвесными скалами округлой формы – так называемыми «бараньими лбами»;
· берега, на которых встречается множество валунов;
· побережья, покрытые песком.
Талая ледниковая вода образовывала настоящие реки. По их руслу, называемому каменистой, или озовой грядой, потоки несли валуны, гравий, песок. Там, где реки впадали в приледниковые озера, течение замедлялось. В устьях вырастали холмы из скопившихся гравия, гальки и песка − конусы выноса. Подобным способом образован о. Кижи, он представляет собой озовую гряду с четырьмя конусами выноса.
Внушительные пласты каменных обломков в устьях рек покрывали остатки льдов, которые постепенно таяли. Неустойчивые своды таких подземных пещер обрушались, образовывая провалы − термокарстовые воронки. Несколько из них можно увидеть на о. Кижи близ деревни Ямка.
Формирование рельефа Заонежья и Кижских шхер продолжили сильнейшие землетрясения, предположительно, магнитудой свыше 8 баллов. Они произошли в V, III и I тыс. до н. э., вызвав множественные провалы грунта, обвалы пород, оползни. В итоге образовались отвесные скалы Уницкой губы, глубокие ущелья.
Образовавшееся в результате таяния ледника озеро полностью покрыло территорию современных шхер. Когда уровень воды стал снижаться, 7150−6500 лет назад на поверхность вышла группа островов − Кижи, Большой Клименецкий и другие, затем 4200−3150 лет назад − островные цепочки, Волкостров и Мальковец.
2,5−2,1 тыс. лет назад Онежское озеро лежало гораздо ниже, чем сейчас. Некоторые островные территории имели сухопутное соединение в виде перешейков. По ним перемещались первые люди, заселявшие шхеры в постледниковый период.
Природные богатства Редактировать
Фото:vrorgo.ru 1
Полезные ископаемые используются на территории Кижских шхер на протяжении 5 тысяч лет. Медь применяли уже в III тыс. до н. э. Позднее нашли железо. В этих местах болотную руду добывали до XIX века.
В средние века в Заонежье были открыты месторождения шунгита. На о. Южный Олений в течение нескольких веков обжигали известняк, добывая таким образом известь.
В XVIII веке на Волкострове были найдены залежи аметистов.
Залежи шунгита, известняка и доломитов сделали почвы на Онежских островах плодородными, пригодными для сельского хозяйства. Холмистый рельеф, естественные водные преграды, леса создали комфортный микроклимат, более теплый, чем на окружающем побережье озера. Здесь дольше длится безморозный период, поэтому на островах могут расти теплолюбивые виды растений и культуры. На островах насчитывается около 700 видов растений, в том числе занесенные в республиканскую Красную книгу.
История освоения островов Редактировать
Найденные археологами стоянки свидетельствуют о том, что древние племена заселяли территорию в VII тыс. до н. э.
Финны, прибалты и карелы начали селиться здесь в X в. н. э. Затем на острова пришли славяне-новгородцы.
1496 годом датируется письменный документ, впервые рассказывающий о деревнях на островных территориях и о центре Спасского Кижского погоста, объединявшего эти поселения. За двести лет на архипелаге возникло около 20 деревень. Часть из них оказалась заброшена в смутные времена 1598−1613 гг.
В XVII в. Кижский архипелаг оказался на торговом перекрестке: здесь проходил путь к северным заонежским погостам и на Шуньгскую ярмарку.
В XVIII веке на островах территории активно освобождались под пашню. Леса были почти вырублены. При возведении церквей стала использоваться завозная древесина. В 1799 году вырубка и разработка леса в Заонежье были ограничены, что позволило восстановить боры.
На рубеже XIX-XX вв. часть населения Заонежья мигрировала в города. За 18 лет численность жителей Кижской общины сократилась вдвое. После 1917 г. люди стали возвращаться, но ВОВ и оккупация вынудили местных жителей эвакуироваться. Многие больше не вернулись в Карелию.
Достопримечательности Редактировать
На Южном Оленьем острове расположен геолого-археологический комплекс. Любой может своими глазами увидеть разрез, наглядно демонстрирующий пласты онежского горизонта верхнего ятулия, возраст которого составляет 2,3 млрд. лет.
Комплекс включает могильник и стойбища племен среднего каменного века.
В шхерах располагается множество археологических памятников различных эпох: начиная со стоянок VII тыс. до н. э., заканчивая поселениями XIX века.
На многих островах существуют исторические деревни XVI−XIX вв., где сохраняются старые постройки. В некоторых селах строители современных домов придерживаются сложившихся традиций.
Музей «Кижи» − это собрание прекрасных памятников деревянного зодчества, включая изображаемую на всех открытках Церковь Преображения Господня, Покровскую церковь, Шатровую колокольню и многие другие.
В этом уголке Карелии удивительным образом сочетаются уникальная древняя природа, археологические объекты, памятники культурного наследия. А особый климат создает прекрасные условия для жизни редких растений и животных.
Онежское озеро
Общая информация о Онежском озере
История Онежского озера
Острова
К наиболее ценным природным объектам Кижских шхер относятся:
Внутренние озера и болота на острове Климецкий являются местом остановки и отдыха лебедей и гусей, а также гнездовья журавля. Здесь можно увидеть редкие виды насекомоядных растений.
Остров Леликово давно зарос травой по пояс, немногочисленные домишки с крохотными окошками. А в самом начале 19 века здесь насчитывалось жителей свыше 280 человек и 90 дворов. Основную часть населения составляли новгородцы, сбежавшие от гнета своих бояр. Их основным видом занятия было хлебопашество. Поэтому здесь нет лесов, так как деревья подчистую были вырублены для создания пашен.
Церковь во имя Святого Предтечи построил местный купец Клееров. Весь объект пришел в запустение, иконостас был полностью разворован. И пусть церковь не шедевр,но является наследием от наших предков. Здесь по сей день сохранился столетний двухэтажный каменный дом, в котором проживал основатель святыни.
Термокарстовые воронки в центральной части острова Кижи (100 метров к западу от деревни Ямка) иллюстрируют полную картину того, как формировался ландшафт. При таянии ледника в его толще образовывались реки с талой водой. Песок и гравий поглотил глыбы льда, который впоследствии таял и формировал пещеры, своды которых были настолько зыбкими, что обрушаясь, образовывал воронки.
Олений остров
В 12 км к востоку от острова Кижи площадью чуть более 1 кв.км., представляет собой археологический памятник республики, поскольку тут сохранились известняковые залежи, образованные остатками губок, мхов, кораллов и сине-зеленых водорослей давностью более 2 млрд. лет. В 17 веке на острове велась добыча известняка, при которой и были обнаружен могильник с костями древнего человека, предположительно, считавшегося предком, стоящим у истоков формирования народности саамов, а также многочисленные орудия охоты и рыболовства, украшения.
Деревня Суйсарь, Прионежский район (50 км от Петрозаводска), основанная в 16 веке, сохранила изначальную историческую планировку и остатки реликтовой еловой рощи. А вот местная старинная кузница перевезена на остров Кижи и сейчас представлена в виде его экспоната. Ныне Суйсарь является неотъемлемой стоянкой яхтенной регаты, которая ежегодно проводится в Онежском озере
«Осударева дорога»
Точное месторасположение пути оказалось не зафиксированным в исторических источниках. Он тянулся по заболоченным лесам, от села Нюхча в Белом море до Повенца в Онежском озере, с целью тайного выхода войск Петра I к шведской крепости Нотебург, чтобы начале 18 века отвоевать и вернуть России берега Невы и выход к Балтийскому побережью. Дорога протяженностью в 260 км. была выложена за 14 дней и преодолена пешим ходом батальонами за 8 дней, что в истории значится полным парадоксом.
Остров Климецкий самый крупный на пути к острову Кижи (в 7 км от заповедника) протяженностью 30 км. Эти места прославились местными сказителями в различных легендах и былинах. Кроме этого особую известность Климецкий приобрёл, пожалуй, как самый загадочный, окутанный множеством необъяснимых историй: вибрация земли под ногами, давящее жужжание, вызывающее страшные головные боли, исчезновения людей на одном месте и появление совсем в другом, провалы в памяти и многое другое.
На этом же острове можно увидеть развалины и кое-где сохранившиеся фрески Климецкого монастыря (16 в.). Согласно легенде, новгородского купца Клима застала буря во время очередного торгового пути, и взмолившись о спасении, он пообещал всевышнему поставить на этом месте монастырь. Вскоре на острове и появилась пустынь. После этого случая Клим оставшуюся часть жизни провел в уединении в святой обители. Несмотря на полуразрушенность объекта, атмосфера здесь умиротворяющая.
Мыс Бесов нос самый богатый на петроглифы. Из этого обилия наиболее известен рисунок в форме беса более 2 метров в длину. На мысу высится уже не действующий маяк. В 200 метрах к востоку от мыса распростерся скальный остров «Бесиха», составляющий пару мысу. Стоит заметить, что Бесов нос значится ориентиром в Онежской регате.
В километре севернее от Бесова мыса расположен мыс Пери Нос. Из всех петроглифов, находящихся в Онежском комплексе, половина находится на этом мысе. Некоторая часть петроглифов находится на дне озера. Края мыса сильно изрезаны различными по размерам семью мысиками с наскальными изображениями у воды, между которыми концентрируются заливы и бухты.
Где остановиться
Рыбалка
Рыбацкий причал, поселок Кварцитный (70 км. от Петрозаводска). Услуги: катера, эхолоты, мангал, коптильня. Аренда катера для 4-5 человек на 8 часов обойдется около 10 тысяч рублей, включая стоимость горючего и рыболовных снастей.
Откройте для себя свой уголок в Онежском озере! Насладитесь тишиной Карельской природы и красотой местных пейзажей, получите незабываемые впечатления от великолепного отдыха!
Путешествие вокруг Онежского озера
Летний отпуск пришелся на самые жаркие дни. В отсутствие возможности посещения забугров и из-за нелюбви к тюленингу на жарком морском пляже посреди стад людских туш и тушек, мы с женой в очередной раз предпринимаем путешествие немного севернее Ленобласти. В этот раз — вокруг Онежского озера, а с Ладожским мы уже достаточно неплохо знакомы. Маршрут запланирован на неделю, с остановками в гостиницах и гостевых домах и дневными вылазками к местным достопримечательностям. Маршрутные точки на карте следующие: Питер — Петрозаводск — Кондопога — Медвежьегорск — Повенец — Вытегра — Питер через Лодейное поле.
Из Питера выехали утром в субботу 10го июля. Жара за 30, термометр всю дорогу до Петрозаводска не опускался ниже 30, после простоя на солнышке цифра +38 стала привычной. Слава Кондею! Ехали вальяжно и неспеша. Традиционное место остановки на перекус: поворот с трассы Кола на Алеховщину перед рекой Оять в п. Доможирово, там еще заправка Лукойл. Трапезное заведение «Фермер» известно многим путешествующим. Главная цель посещения — вкуснейшие пирожки. Пожалуй, местные пирожки одни из самых вкусных, что мне доводилось пробовать. Народ скупает десятками. Рекомендую.
В Петрозаводск приехали к обеду, заселились в гостиницу Фрегат, что прямо на берегу. Изначально от Петрозаводска я ничего не ждал. Бывал там зимой и не впечатлился. Но летом он хорош. Почти Ялта! Прекрасный зеленый городок с красивой набережной. Есть музейчики, кафешки, словом, все что нужно для культурного отдыха. Рекомендую к посещению краеведческий музей, галерею промышленной истории — там есть занятный символ Карелии, сделанный из трактора ТДТ-40.
На следующий день на Комете из Петрозаводска отправились в Кижи. Если не бывали там, то это пункт из серии маст хэв. Кораблик в одну сторону идет примерно 1 час 20 минут. Кстати, по карельской традиции, ударение в топонимах на первый слог: КИжи, а не КижИ — местные делают на этом акцент. На острове действительно есть что посмотреть. Можно с экскурсией, можно своим ходом. Одного дня оказалось маловато. С удовольствием вернусь сюда еще раз.
На следующий день из Петрозаводска отправились в деревеньку Кончезеро, где у нас был на 3 ночи гостевой дом. Ехать недалеко. От Петрозаводска минут 40-50 на север. По дороге посетили местную достопримечательность — Долину зайцев. Расположение — съезд с Колы на Кончезеро и Марциальные воды. Это дело рук местного художника, который заморочился и на скале нарезал огромное количество изображений зайцев различных форм и размеров. Не онежские петроглифы, конечно, но тоже занятное место.
Следующим днем совершили локальный выезд по местным красотам. Во-первых, распиаренный водопад Кивач. Живописно и красиво. Посетить стоит, но я ожидал большего. Водопад Белые мосты на севере Ладоги произвел большее впечатление.
Далее в тот же день поехали в деревеньку Гирвас. По дороге интересная локация Поор порог. После изменения русла реки Суна тут остались скалистые участки и старицы прежнего русла. Есть оставы старой водяной мельницы или еще каких-то сооружений. Интересное и живописное местечко.
В самом Гирвасе есть небольшая ГЭС на р. Суна и местная достопримечательность — древний палеовулкан, который обнаружили, когда меняли русло Суны для строительства ГЭС. Вулкан этот, впрочем, вовсе не похож на классические вулканы, возникающие в памяти. Скорее это некое локальное скалистое образование в новом русле реки, свидетельствующее о древнейших геологических процессах. В обычное время, когда ГЭС работает в штатном режиме и вода реки изливается через стоки плотины, приводя турбины, палеовулкан открыт для посещения. По нему можно полазить, пофоткаться и поизучать древнюю геологию. Но нам повезло. ГЭС была на обслуживании и весь сток Суны был пущен в обход как раз через этот палеовулкан, на котором образовался эпичный каскадный водопад. Зрелище неожиданное и захватывающее. Мы были в восторге, хотя и сам вулкан посмотреть не удалось.
Внизу за водопадом Суна разливается в живописном русле между песчаных берегов. Кстати, в Гирвасе снимали «А зори здесь тихие» и его ремейк. Ну и еще несколько фильмов.
Неподалеку от Гирваса также расположена закрытая плотина, которая и послужила причиной изменения русла Суны в 60х годах. Сейчас там живописная запруда.
Также в районе Гирваса/Кончезеро можно посетить гору Сампо (не гора, а небольшой каменистый холм с неплохим видом), Марциальные воды (курорт с железистой минеральной водой, заложенный еще Петром I). Съездили в Кондопогу, но там ничего особо интересного не нашли.
Далее перемещаемся еще на 2 ночи севернее, немного не доезжая Медвежьегорска, деревня Уница. До Уницы от Колы через Кяппесельгу идет пыльная грунтовка протяженностью 30км. Дорога нормальная, идти можно 60-80. Уница стоит прямо на берегу большой шхеры Онежского озера. Типичная живописная карельская деревня. Много новостроя, но много и домов полуразвалившихся и покинутых. Строятся гостевые дома, а старые прозябают и гниют. Причальчики, много катеров и лодок. Вода теплая, местные купаются, загорают, промышляют рыбалкой. Тут я душевно отловился на микроджиг по прибрежному окуню и мелкой щучке.
Далее посетили Медвежьегрогск на самом севере Онеги. Городок маленький, но уютный. Деревянный Ж/Д вокзальчик пережил 2 войны и дожил до наших дней в практически первоначальном виде, разве что выкрашен ржд-шниками в зеленый цвет. Рядом — музей истории железной дороги Медвежьей горы, состоящий из аутентичного грузового паровоза польского производства и вагончика, переоборудованного под музейчик. Обожаю крохотные местячковые музейчики. Они обычно пропитаны любовью, уютом и душевным теплом. И держатся на энтузиазме местных. Посещение бесплатное, но в коробочку для пожетвований мы не поскупились. Экскурсовод, он же смотритель, милейший дядечка, рассказал нам всю историю перегона Медвежьей горы. Оказывается, раньше эта станция имела ключевое значение. Даже сейчас станция активно функционирует — поезда и электрички проходят часто. Нас впустили в кабину паровоза. Он не выведен из эксплуатации и стоит на балансе РЖД. По словам экскурсовода, за пару дней его можно запустить.
Из Медвежьегорска вдоль восточного берега Онеги движемся в сторону Вытегры. По пути заезжаем в Сандермох — мемориальное кладбище и братская могила жертв политических репрессий. История этого места гуглится, рассказывать смысла нет. Место тяжелое, там я фотографировать не стал. Беломорский канал, который мы пересекали в городке Повенец — тоже знаковое место.
По пути в Вытегру много живописных речек и ручьев. Из-за жары они серьезно обмелели.
В Вытегре стоит обязательно посетить музей подводной лодки Б-440 641 проекта 60х годов постройки. Из подлодки вырезали большую часть агрегатов и аппаратуры, превратив в музей с удобными проходами, из-за чего она потеряла часть своей аутентичности. Тем не менее, музей интересен. Лодка дизель-электрическая, большая, гораздо больше тех, что стоят в Питере возле Красина и в Гавани.
Есть там и краеведческий музейчик. Внешне выглядит откровенно убого, но внутри достаточно мил.
В Вытегре в канале я также бодро половил на микроджиг. Собрал зоопарк из окуня, щуки, уклейки и подлещика (или густеры?)
Дороги почти на всем пути вокруг Онеги были хорошими. От отлично до неплохо. Наиболее интересная и сложная часть пути пришлась на возвращение из Вытегры в сторону Лодейного поля. Дорога Вытегра — Ошта широко известна в узких кругах. Местами хороший асфальт, местами асфальт после бомбежки, а местами лихая грунтовка с песком, пылью и камнями. Слухи о ремонте дороги год от года витают в тематических группах вк, но воз и ныне там. На трассе в сезон распутицы то и дело застревают автобусы и большегрузы. Мы на Дастере по сухой дороге проскакали со свистом, низкопузики тоже проезжают нормально, но медленней. Альтернатив у этой дороги для тех, кто объезжает Онегу, практически нет. Либо крюк через Череповец и Тихвин, либо обратно через Петрозаводск. Куда ни кинь, всюду +500км, если не больше.
После Ошты в сторону Подпорожья дорога уже чуть лучше. После въезда в Ленобласть грунтовка уже не вызывает опасений и проходима для любых машин в любое время года, а после и вовсе переходит в асфальт. В районе Подпорожья асфальт так себе, но на Дастере мы уверенно скакали 70-80. Ближе к Лодейному полю к дороге претензий уже не имелось.
Возвращались в Питер в понедельник, рассчитывали не попасть в воскресные пробки на въезде. Увы, в районе Назии пришлось постоять из-за затянувшегося капремонта Колы. Когда ж его уже доделают…
На этом, пожалуй, все. Общая протяженность поездки по БК составила более 1700км. Средний расход дизеля 6.6л с кондеем. По жаре машина себя ведет на удивление неплохо. Маршрут понравился. Не исключено, что когда-нибудь повторим. Много чего еще не посмотрели у Ладоги и Онеги, но в следующий раз хочется уже дальше, к Белому морю. В заключение пару фоток с дороги.
Renault Duster 2019, двигатель дизельный 1.5 л., 109 л. с., полный привод, механическая коробка передач — путешествие
Машины в продаже
Комментарии 16
Хорошее путешествие и рассказ! А расход, прямо моей один в один летом на дачу! Тоже 6.5-6.6 л в среднем
Но у меня резина АТ большего размера и защит понавешено, а они тяжелые. Где-то читал, что чел по чекам получал на трассе 4.9 расход. При скорости около 100. Вот чет совсем не верится.
Да, мне тоже не верится. Вот если это Меган с таким же мотором, по трассе может быть.)
Очень увлекательно и легко написано! Зачиталась!
Ну, и, конечно же — прекрасные фото! Снимки как живые — дышат и веют свежим ветерком!
Знакомый маршрут. Весь вдоль и поперек изколесенный:)))
«Осударева дорога» — видели памятный камень с такой надписью справа у моста, пересекающего Беломорканал в Повенце?
А в Вытегре: м-да… Поржавела подлодка-то! Я в ней года четыре назад побывала…
А вот дорогу Вытегра — Петрозаводск, осилила лет 8 назад. В сентябрьскую распутицу. Возвращались на ШкодаЙети из отпуска, поехали из Питера на Вологду, а из Вытегры, глянув на карту, решили-таки заехать к давнему другу в Петрозаводск. Та пути-то фик-да-ниФига. Кто б знал… Я, поначалу, думала что идет ремонт дороги и из Вытегры асфальт просто срезали… Потом, попав на лесовозно-каменно-карьерные буераки и увидев в навигаторе пояснение «Езда по тропа» впала в панику. Затем, как в сказке:»… Непроходимая чаща раздвинулась и…» попали на асфальт взлетно-бетонной полосы, с разметкой, бордюрами и… похоронной процессией посреди дороги:)) я вздохнула с облегчением и мыслью «Ну наконец-то! » Аха, наивная… В конце села/деревни (?) вся красота закончилась и пошел следующий треш… Пока не вьехали в очередную деревеньку перед сьездом на Лодейное, куда я уже решила податься, устав калечить машину. Выскочила из-за руля и кинулась к дедАм, на скамейке. Спрашиваю далеко до Лодейного, сил уже нет! А зачем вам туда? Да тут отродясь дороги-то небыло. Да вам немного до Петрика и осталось-то! Так вы еще и на паром успеете… ПарОм?! Тут еще и на пароме надо?!
Короче доехали мы до Вознесенья (никогда не забуду название этого населённого пункта), посмотрели чудный бюст Ленина в местном заросшем парке (огромная голова без плеч воодружена на стопку книг энциклопедического формата:))), смею предположить что это единственный экземпляр на всем протяжении) и постояли в очереди на паром через Свирь, если не ошибаюсь. С одной стороны Ладога, с другой Онега. Пока стояли на солнце в ожидании парома, глина, облепившая машину, превратилась в кокон, т. е машина получилась в глиняном горшке, смывали и сколупывали который пару часов в мойке Петрозаводска… Вот так…
Ну а на мой вопрос мужниному всезнающему другу — местному аборигену — почему посреди всего этого приключения оказался кусок асфальтированной цивилизации, он ответил: Советское — значит плановое. План был, план выполнялся. Был план построить дорогу, сроки четко расставлялись по километрам. Вот и совпали километры этого поселения, с планом подвоза материалов. Дальше — всё, больше ничего не совпадало, поэтому спасибо, что грунтовку когда-то привели в порядок. Когда-то. Сейчас — все что от того порядка осталось…
Я представляюваши впечатления от этой дороги)) мы-то подготовленные были, начитались инфы заранее!
Судя по вашим фото, эту дорогу вновь причесывали, после меня:)))
Ее там периодически причесывают. Дорога сейчас не ужасна. Видели и грейдер, и кучи с песком на обочинах, и ремонт мостов в Оште. Как говорится, не так страшен Бонч, как его Бруевич. Ее ж недавно только перевели в федеральные трассы. Есть надежда, что скоро ее таки доведут до ума.
Мне уже не надо! Я там все посмотрела и нахлебалась впечатлений на всю жизнь! :))