Шифтер или манетка что лучше
Как выбрать манетки для велосипеда
Каждый владелец велосипеда, даже менее опытный, знает, что в механизме переключателя скоростей важным элементом являются манетки. Казалось бы, такая простая конструкция, благодаря которой происходит быстрое и лёгкое перескакивание цепи с одной звезды на другую (требуемую). При выборе манеток нужно понимать, что этот элемент позволяет устанавливать необходимую передачу в зависимости от требований райдера. Но их разновидностей не так чтобы мало, отчего и становится актуальным вопрос о том, как для велосипеда выбрать манетки.
Что такое манетки (шифтеры)
На велосипеде манетки или как иначе их называют шифтеры, размещаются внутри переключателя на рулевой трубе, рядом с тормозными ручками или совмещённые с ними. За счёт ослабления или натяжения тросика происходит изменение положения переключателя, который отвечает за выбор передач, то есть перебрасывает цепь с одной звезды на другую.
Каждый из шифтеров, по левую руку райдера и по правую, отвечает за передний и задний переключатели передач. Левый механизм шифтера отвечает за переднее переключение, а правый за заднее.
Переключатель начинает работу с нажатия ручки, которая приводит в движение рычаг. Последний в свою очередь, прокручивает блок, внутри которого накручивается или отпускается тросик, влияющий на машинку переброски цепи. Фиксатор в виде пружины, закрепляет трос.
Разновидности шифтеров
В зависимости от велосипеда и действия внутреннего механизма, различают несколько разновидностей манеток:
Моноблок
Моноблок, цельная конструкция, включающая ручку для тормозов и шифтеры. Из-за меньшего веса, по сравнению с остальными, устанавливают на шоссейные велосипеды. Изменить значение переключателя, то есть переключение, возможно, смещением ручки параллельно рулевой трубе, а чтобы затормозить необходимо нажать её.
Также чуть иной конструкции ставятся на горные велосипеды бюджетного сегмента.
Существенными недостатками является:
Пистолеты
Пистолеты, схожи внешне с первым видом. Управление торможением и повышением передачи осуществляется при помощи одной ручки. Для повышения передачи ручку дергают в левую сторону, если это правая рука и наоборот, а торможение осуществляется нажатием ручки на себя. Для понижения используют второй, меньший рычаг.
Использовать такой вид переключателя для шоссейного велосипеда удобно, но стоимость данной конструкции немалая.
Триггеры
Триггерные шифтеры. Наиболее распространенные и использующиеся в большинстве велодисциплин. Расположены они в наиболее привычном месте на руле, почти горизонтально, параллельно рулю. Внутренний механизм этих манеток основан на выступающих рычажках, под большими пальцами руки. Один рычажок отвечает за повышение передачи, другой за понижение.
Положительными сторонами данного переключателя являются простота работы механизма, удобство использования в моунтинбайк дисциплинах и удобство в техническом обслуживании.
Грипшифты
Манетки-грипшифты. Схож с ручкой газа мототехники. Механизм работы основан на прокручивании детали, имеющей вид барабана. Он перемещается вокруг оси рулевой трубы. По центру ручки имеется указатель, по которому ориентируются при смене передач. Некоторые модели оснащены «экраном» внутри, под стеклом которого видна выбранная в данный момент передача.
К достоинствам такого переключателя можно отнести дешевизну, простоту конструкции, лёгкость использования и быстроту ответной реакции.
К недостаткам относят случайные переключения, частые поломки прокручивающегося механизма. Ручка переключения занимает большой отрезок рулевой трубы.
Как самостоятельно заменить манетки
Как и всем составляющим велосипеда, механизму манеток необходимо проводить техническое обслуживание по мере их загрязнения, однако чаще всего шифтеры не нуждаются в регулярном сервисе. При появлении трескота, заедании или других проблем, можно провести переборку и чистку с дальнейшей смазкой. Но эти манипуляции стоит предоставить мастеру, потому как механизм чувствительный и предполагает аккуратных действий знающего свое дело человека.
Самостоятельная отладка механизма манеток
Рассмотрим этапы разборки манетки:
Итоги
Манетки — неотъемлемая часть любого велосипеда, имеющего более одной передачи на борту. Шифтера может быть два, отвечающих за передний и задний переключатели, может быть и один, в случае с современными трансмиссиями 1х10, 1х11, 1х12. В зависимости от стиля езды, выбирается подходящий тип манеток. Шоссейная дисциплина — пистолеты или моноблоки, горные дисциплины — триггеры, реже грипшифты.
Как и любой детали велосипеда, манеткам может потребоваться техническое обслуживание, которое при желании и опыте можно провести самому. Но в ином случае лучше довериться веломастеру.
Как определиться между триггерами и грипшифтами
Велосипед является излюбленным транспортным средством у большого количества человек. Объясняется это совмещением спорта и удовольствия. Многие предпочтут вечернюю поездку на велосипеде бегу или походам в тренажерный зал.
Не так давно появились велосипеды с несколькими скоростями, для их переключения используется 2 разновидности манеток, альтернативное название шифтеры.
Что такое манетки
Манетками, или шифтерами, на двухколесном транспортном средстве называется переключатель скоростей, фиксирующийся на руле. Во время движения на велосипеде манетка позволяет перекидывать цепь на другую звезду кассеты, тем самым изменяя скорость байка.
При наличии переднего и заднего переключателя, на руль фиксируются манетки слева и справа.
Многие с негативом относятся к грипшифтерам, так как они в большинстве случаев идут в комплекте с бюджетными моделями велосипедов. Однако данная характеристика подходит только к Шимано, SRAM применяет данную разновидность монеток и на топовых велосипедах.
Когда райдер не может определиться с выбором типа шифтов, следует рассмотреть и взвесить положительные стороны каждого типа.
Сильные стороны триггеров
Профессиональные райдеры выделяют следующие преимущества, в сравнении с грипшифтами.
Очень серьезное преимущество для быстрой езды на велосипеде, большой палец контролирует скорости, указательный отвечает за торможение, три остальных контролируют положение руля.
Однако, несмотря на все недостатки, у грипшифтов есть свои преимущества.
Сильные стороны грипшифтов
По какой же причине некоторые профессиональные райдеры пользуются данной разновидностью манеток.
В заключение
Большинство предпочитает использовать триггеры, для них использование грипшифтов всегда будет сопровождаться дискомфортом.
Однако некоторая часть профессиональных райдеров предпочитает именно второй тип манеток. Они утверждают, что при формировании привычки грипшифты куда удобнее, случайного переключения скоростей нет.
Манетки (шифтеры). Виды и выбор
Применение нескольких передач на многоскоростных байках позволяет передвижение с минимальными усилиями в оптимальном соотношении скорости и педалирования. Передаточный механизм контролируется манетками.
Манетка или шифтер (Shifters) – механическая система переключателя скоростей, располагающаяся на рулевой трубе или раме велосипеда.
Передаточное усилие осуществляется трансляцией движения с манетки на дерэйлер через тросиковый привод, с периодическим изменением расположения цепи на звёздочках.
Многоскоростной велосипед чаще всего оборудуется двумя манетками:
Новаторская система А GE фирмы Acros устанавливается на велосипеды с гидравлическим механизмом, такая конструкция регулирует передний и задний рычаг управления.
Разновидности шифтеров
В самом начале манетки были только фрикционные, при этом вытянутый трос обеспечивал перебрасывание цепи только с помощью фиксации гайками. Серьезные изменения в работе произошли со встраиванием храпового механизма. С каждым годом в продажу поступают новые шифтеры на велосипед с усложненным механизмом работы и функциональными особенностями.
Основные виды манеток:
Фрикционная система
Фрикционный шифтер до 80-ых г., оснащал все гоночные велосипеды, в 90-ых устанавливался на дешевые модели велосипедов. В современном велоспорте такие модели остались только на старой или самодельной конструкции. Модель фрикционной системы – рычажок натягивающий или ослабляющий трос. Сама рукоятка не прикрепляется к рулю и удерживается от самостоятельного переключения только трением или кустарным приспособлением.
Шифтер прикрепляется на раму и рулевую трубу велосипеда:
Индексный однорычажный
Индексные конструкции устанавливались на недорогие горные байки 90-ых годов. В данный момент могут встречаться на шоссейниках. В отличие от фиксационного шифтера рычаг индексного крепится специальной гайкой в разных позициях. Устанавливаются на раме и рулевой трубе велосипеда.
Несмотря на свои преимущества и четкость передачи, модель не является удобной в управлении транспортом.
Основной производитель индексной манетки – «Shimano».
Триггерный двухрычажный шифтер
Rapidfire + – это триггерная манетка – самая популярная модификация механизма управления скоростной системой. Устанавливается на горные байки, гибриды и другие велосипеды, не устанавливается на шоссейники.
Триггерный шифтер располагается на рулевой части велосипеда, работает на основе зубчатого устройства передаточного движения, состоит из двух рычагов или рычага и кнопки управления. Наиболее популярная фирма по производству триггерного шифтера – «Shimano Nexave».
Принцип механизма заключается в передвижение цепи на одну сторону нажатием первого рычага, и в противоположную – нажатием второго переключателя или кнопки.
После всех переключений рычаг возвращается в исходное положение. Благодаря легкости в управлении можно переключать скорости не прилагая физических усилий и не отвлекаясь от дороги.
Производители триггерных манеток:
Шифтеры Грип-шифт
Манетки грип-шифт фирмы SRAM представляют собой крутящиеся ручки и похожи на мотоциклетные рычаги газа. Механизм работы заключается в проворачивание рычага на определенное количество оборотов. При повороте можно переключить сразу на разные передачи и в противоположные стороны.
Минус системы – точность работы ниже триггерного шифтера.
Главным производителем вращающихся манеток является компания SRAM фирма Shimano, которая производит грип-шифты только в линии Tourney. Шифтеры SRAM выполняются с удлиненными рычагами, подходящими шириной под руку и укороченными – на один-два пальца.
Шифтеры с тормозным переключателем
Campagnolo Ergo-Power и Shimano Dual-Control – манетки на велосипед, совмещённые с тормозным рычагом, идеально размещаются на бараньих рогах шоссейника и рулевой трубе гоночного велосипеда.
Отличается тремя системами управления: торможение; увеличение и понижение скорости.
До изобретения совмещенных манеток шоссейники оснащались однорычажным механизмом на нижних трубах велорамы. В данный период компании устанавливают универсальные тормозные шифтеры со сложной системой и продуманной конструкцией.
Совмещенные шифтеры работают по принципу горных велосипедов. Внешне они похожи на моноблоки горных байков, но с одной ручкой для управления.
SRAM Dual Drive
Шифтеры для управлений внутренними скоростными переключениями для планетарных втулок располагается на правой стороне руля и является комбинацией крутящихся рычагов и триггерного аппарата переключения скоростей.
Заключение
Манетки – неотъемлемая составляющая системы байка с одной или более скоростями, в частности они необходимы для шоссейных и горных велосипедов, где оптимально устанавливать сочетанные системы с тормозным механизмом.
Тема: Выбор между: «шифтер или манетка?»
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
пожалуй, основное преимущество шифтеров- они легче и дешевле. Однако почти вымерли. Видать, не зря. Неудобны и ненадежны. Коленями ломаются часто. (Ну эт сморя как ездить) После этого впрочем продолжают работать как ни в чем ни бывало)).
Трудно переключаться и держать велосипед на расколбасе. А так же топовые шифтеры Х.0 хуже выглядят чем топовые триггеры Х.0.
Абсалону шифтеры не помешали чемпионом стать
+1 К тому что бы никого не слушать, а пробовать по возможности самому.
Лично сам я за грипшифты.
У меня есть и то и другое.
На мой взгляд небольшие недостатки грипшифтов: сложно включить пониженную при торможении на спуске и на сильной колбасе иногда можно случайно переключится. Зато офигенная скорость переключения, особенно проявляется при заезде в торчки. Если вам не гонять, то недостатки вас, наверное, не коснуться.
У меня иногда при грипшифте происходит непроизвольное переключение. По этой причине не люблю его.
Вопросик: Подойдут ли шифтеры х.0 к задней шимане ХТ 9 скоростей. или у них шаг разный?
Тема: Выбор между: «шифтер или манетка?»
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
пожалуй, основное преимущество шифтеров- они легче и дешевле. Однако почти вымерли. Видать, не зря. Неудобны и ненадежны. Коленями ломаются часто. (Ну эт сморя как ездить) После этого впрочем продолжают работать как ни в чем ни бывало)).
Трудно переключаться и держать велосипед на расколбасе. А так же топовые шифтеры Х.0 хуже выглядят чем топовые триггеры Х.0.
Абсалону шифтеры не помешали чемпионом стать
+1 К тому что бы никого не слушать, а пробовать по возможности самому.
Лично сам я за грипшифты.
У меня есть и то и другое.
На мой взгляд небольшие недостатки грипшифтов: сложно включить пониженную при торможении на спуске и на сильной колбасе иногда можно случайно переключится. Зато офигенная скорость переключения, особенно проявляется при заезде в торчки. Если вам не гонять, то недостатки вас, наверное, не коснуться.
У меня иногда при грипшифте происходит непроизвольное переключение. По этой причине не люблю его.
Вопросик: Подойдут ли шифтеры х.0 к задней шимане ХТ 9 скоростей. или у них шаг разный?