Шиллеровщина что это такое

Шиллер

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

Полезное

Смотреть что такое «Шиллер» в других словарях:

Шиллер — Шиллер, Фридрих В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шиллер (фамилия). Фридрих Шиллер Friedrich Schiller … Википедия

ШИЛЛЕР — (Schiller) Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, 9.5.1805, Веймар), нем. поэт, философ и историк. Характер мысли Ш. определён прежде всего традициями просветит. морализма англ. моральной философии 18 в., а также нем. «популярной… … Философская энциклопедия

ШИЛЛЕР — (Schiller) Фридрих (1759 1805), немецкий поэт, драматург и философ. Друг И.В. Гете. Мятежные порывы к равенству и свободе в драмах периода Бури и натиска Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784). Столкновение просветительских идеалов с… … Современная энциклопедия

ШИЛЛЕР — (Schiller) Фридрих (1759 1805) немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь» и др. были… … Новейший философский словарь

ШИЛЛЕР — (Schiller) Фридрих (1759 1805) немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. ‘Разбойники’, ‘Заговор Фиеско в Генуе’, ‘Коварство и любовь’ и др. были… … История Философии: Энциклопедия

Шиллер — (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (1759, Марбах на Некаре – 1805, Веймар), немецкий писатель. Попав в детстве против своей воли в только что организованную герцогом Вюртембергским школу для детей разных сословий, Шиллер провёл в ней восемь лет.… … Литературная энциклопедия

ШИЛЛЕР — (Schiller), Иоганн Кристоф Фридрих (10.XI.1759 9.V.1805) нем. поэт и драматург, историк; выдающийся представитель нем. Просвещения. Род. в Марбахе (герцогство Вюртемберг) в семье фельдшера, офицера на службе герцога Вюртемберг ского. Драмы III. в … Советская историческая энциклопедия

Шиллер Ю. — Созвездие Святого Иосифа из атласа Шиллера Созвездие Ориона Юлиус Шиллер (нем. Julius Schiller) (1580 1627) немецкий юрист из Аугсбурга, Германия, как и его соотечественник Иоганн Байер, интересовался небесной картографией. В последний год… … Википедия

ШИЛЛЕР — (Иоганн Кристоф Фридрих Ш. (1759 1805) нем. поэт, драматург, теоретик искусства) Служить свободе наш девиз, И кончить, как герои. Мы тенью Шиллера клялись. Мы молоды. Нас трое. Цв910 (I,137.2) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Источник

Шиллеровщина что это такое

Открытый научный семинар: «Феномен человека в его эволюции и динамике»

15.02.06 Ульянов О.Г. «Окно в ноуменальное пространство»: обратная перспектива в иконописи и в эстетике О. ПАвла Флоренского»

Генисаретский О.И.: Уважаемые коллеги, мы продолжаем регулярную работу нашего семинара. Олег Германович Ульянов прочтет свой доклад. Задача семинара — расширение предметного поля, и в данном случае доклад Олега Германовича — искусствоведческий, иконологический, если можно его так обозначить?

Ульянов О.Г.: Я постараюсь все-таки держаться рамок семинара и его замечательных традиций, которые широко себя зарекомендовали, а потому буду опираться на уже прозвучавшие здесь темы, которые лежат в рамках феноменологии человека. В частности, здесь говорилось о человеке в японской традиции, и мы сегодня тоже отчасти коснемся восточной перспективы.

Прежде всего, позвольте мне приветствовать уважаемую аудиторию, собравшуюся в праздник Сретения. Получается в некотором роде знаменательно, потому что праздник этот посвящен встрече двух заветов, а в рамках нашей тематики это будет обозначать встречу двух реальностей в иконе, встречу ноуменального мира и нашего земного, феноменального мира. Доклад в основном будет построен на примере работ отца Павла Флоренского, который впервые в отечественной философии подошел к исследованию этой темы и сделал акцент на перспективе с точки зрения разработки антропологической тематики и с точки зрения полемики с новоевропейским изобразительным искусством. Напомню, что статья Флоренского представляет часть большого цикла его работ конца 10-20-х годов XX века. Наиболее фундаментальные — это «Иконостас», «Обратная перспектива», «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях». Последнее было подвергнуто тщательной экзегетике нашим сегодняшним председателем Олегом Игоревичем [Генисаретским].

Возвращение отца Павла к отечественному читателю произошло с работы «Обратная перспектива», которая впервые в усеченном виде увидела свет в 1967 г. в трудах семинара по знаковым системам тартуского университета. Отрадно, что на лотмановском семинаре продолжает активно обсуждаться творчество отца Павла, и сейчас как раз проходит международная конференция, посвященная этой теме.

Статья «Обратная перспектива» была написана Флоренским в 1919 г., но только через год она была обсуждена на византийской секции Института историко-художественных изысканий и музееведения. В этом докладе отец Павел пытается полемизировать с традициями новоевропейского изобразительного искусства. И до сих пор его новаторский подход вызывает критику со стороны ряда авторов, которые даже относят отца Павла к деятелям современного абстракционизма.

Напомню, что понятие обратной перспективы ввел в 1907 г. немецкий искусствовед Оскар Вульф, которого заинтересовало часто встречающееся в живописи несоответствие относительных размеров изображаемых тел требованиям перспективной проекции. Самое замечательное, что материалом для этого анализа Вульфа послужила живопись зрелого Ренессанса. Причем очень скоро сам термин Вульф применил к искусству Востока, которое не знало прямой перспективы. И уже в 20-е годы проблема перспективы в изобразительном искусстве начала интерпретироваться такими значительными фигурами европейской культурологии, как Ортега-и-Гассет, Э. Пановский и др.

Главная задача, которую ставил перед собой отец Павел — это выявление онтологических и мировоззренческих оснований художественного явления. Естественно, это не мешало ему проводить и искусствоведческие исследования. Метафизика Флоренского обретала себя в конкретном материале искусства и культуры. Мы знаем интерес отца Павла к различного рода памятникам культуры, античным классикам, православной иконе, европейской живописи. Последняя, построенная на линейной перспективе, характеризуется отцом Павлом как иллюзионистская, ибо прямая перспектива призвана дать иллюзию глубокого пространства. Она становится возможной, …«когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения, и священная метафизика общего народного сознания разъедается индивидуальным усмотрением отдельного лица с его отдельной точкою зрения, и притом с отдельною точкою зрения в этот именно данный момент, — тогда появляется и характерная для отъединенного сознания перспективность». (Цитата из работы «Обратная перспектива».) Т. е. здесь отец Павел мыслит уже такими категориями как пространство, время и их соединенность в определенной точке, в движении этой точки.

Здесь необходимо указать на парафраз введенных отцом Павлом понятий в сопоставлении с философией Лейбница, работы которого, как мы знаем, послужили одним из источников для философской системы Флоренского. Ко времени отца Павла Лейбниц уже был введен в научный обиход, тогда же появились и первые русские переводы его текстов. «Теодицея» Лейбница во многом предопределила содержание труда Флоренского «Столп и утверждение истины». Мы знаем, что эта работа отца Павла имеет даже подзаголовок «Опыт православной теодицеи».

Про параллели в антропологической области между системой Лейбница и тем, что мы находим у Флоренского, сказано было уже достаточно много. Но до сих пор в исследованиях не затрагивалось представление отца Павла о множественности точек зрения, которое, как мне представляется, появилось у него, именно благодаря изучению системы Лейбница. Дело в том, что именно Лейбниц вводит понятие «множества точек», пытаясь развить и кардинальным образом изменить ту рациональность, которая появилась в его время, т. е. к середине XVII в. Лейбниц отказывается принять дискретность и вводит принцип непрерывности, касающийся пространственного континуума. Но это понятие он описывает не просто как идеальное, а как существующее лишь в восприятии индивидуальной монады. Универсум как актуальная бесконечная множественность в своей дискретности отражается в потенциале в бесконечном представлении монады. Противоречие в этой концепции выражается в том, что признание наличия пространства (в онтологическом смысле), вмещающего множество объектов и отличающегося дискретностью, совмещается с допущением существования феноменального пространства, локализованного в представлении монад и континуального по своей природе. Это противоречие разрешает сам Лейбниц, который вводит понятие множества точек зрения. Эти точки и есть собственно монады. Здесь, как мы видим, возникает прямой парафраз, т. е. в работах Флоренского мы видим заимствование и дальнейшую разработку именно идеи множественности точек зрения, взятую отцом Павлом из монадологии Лейбница.

Есть в этом заимствовании и некий парадокс, который я попытался вынести в название своего доклада. Для Лейбница, монады — это живые подвижные точки, субстанции. Они не имеют «окон», через которые может что-либо войти или выйти. Каким же образом можно говорить о понятии «окна» в ноуменальное пространство, которое стало разрабатываться отцом Павлом Флоренским? Конечно, тут следует учесть очень тщательное знакомство отца Павла с изобразительной перспективой и с историей изобразительного искусства. Я могу сослаться здесь на самого Флоренского. В докладе «Храмовое действие как синтез искусств», заслушанном 24 октября 1918 г. на заседании комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры, он говорит, что мысль, оторванная от жизненного фона, из которого она возникла, не понимается правильно. Поэтому надо учитывать, что конкретной причиной обращения Флоренского к теме «окна» и отличия иконописи от европейского изобразительного искусства был возникший в то время «…непроникновенный и эстетически недочувствованный замысел большевиков передать Лавру из рук монахов в руки приходских общин». Будучи сам приходским священником церкви святой равноапостольной Марии Магдалины в Сергиевом Посаде, Флоренский охарактеризовал это покушение властей на Лавру как «великое бесстилие». Именно в данном докладе 1918 г. впервые прозвучала мысль отца Павла, что «тончайшая голубая завеса фимиама вносит в созерцание икон углубление воздушной перспективы…». Здесь мы видим новый термин, предлагаемый отцом Павлом. Помимо известной в искусствоведении прямой, линейной и обратной перспективы отец Павел использует понятие воздушной перспективы, «…благодаря чему лики икон превращаются в живые явления иного мира, первоявления». Разумеется, это определение отца Павла впоследствии вошло и в его известнейшую характеристику рублевской Троицы. «Нас поражает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крылья, а сдернутая перед нами завеса ноуменального мира». Т. о. отец Павел рассматривает икону как некую завесу, приподняв которую, можно войти в ноуменальный мир. Сразу замечу здесь, что отец Павел настаивал на непосредственном существовании образа и подобия в иконописи. Он отрицательно относился к идее о том, что икона может интерпретироваться как некий символ. Для него икона именно образ, и здесь его философия вполне восходит к святоотеческой традиции.

Источник

20 занимательных фактов о Фридрихе Шиллере

Гениальный поэт-романтик XVIII века Фридрих Шиллер был властителем дум русских лириков, его человеколюбивые идеи вдохновляли философов. Его творчество по-разному оценивали критики: одни провозглашали Шиллера поэтом свободы, другие считали оплотом буржуазной нравственности. 10 ноября, в 255-ю годовщину со дня рождения поэта, предлагаю ознакомиться с 20 занимательными фактами о нем.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

1. Предками поэта и с материнской и с отцовской стороны были простые сельские булочники. Его отец Иоганн Каспар Шиллер выбился в люди благодаря настойчивости, пытливому уму и честолюбию. Уже в 10-летнем возрасте тот знал грамоту и латынь, упросил отдать мать к цирюльнику и хирургу в ученики, а впоследствии врачевание стало его профессией. Фридрих Шиллер был его единственным сыном, прославившим фамилию. Он родился 10 ноября 1759 года. Внешне будущий поэт был похож на мать Элизабет Доротею Кодвайс, которая была набожной женщиной, увлекалась литературой, предпочитая лирику и жизнеописания великих людей.
2. В детстве Фридрих много болел, только к подростковому возрасту он окреп. Грамоте обучался с 6 лет. Первым учителем его был пастор Мозер (впоследствии его имя было использовано Шиллером для обозначения духовника в драме «Разбойники»).

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

4. В старших классах Фридрих подавал большие надежды. В 14 лет его отдали в военную академию, где начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. На духовный путь его наставляли и родители, однако отец, будучи человеком военным и подневольным, всецело зависел от герцога Вюртембергского, и ему ничего не оставалось делать, как подчиниться и забыть про свои мечты. В отличие от первого учебного заведения здесь отсутствовал дух свободы, а жить по команде и действовать под барабанный бой Фридрих не привык. Единственной отдушиной были книги, в кои и погрузился подросток всей душой. Да и в нем вдруг проснулся поэтический дар.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

5. Юриспруденция совершенно не нравилась Шиллеру. В конце 1774 он был одним из последних, а в конце следующего учебного года – самым последним из восемнадцати учеников своего отделения. В 1776-м Фридрих перевелся на медицинское отделение. Он захотел во что бы то ни стало овладеть профессией, но и поэтическое творчество не бросал. Диссертацию «Философия физиологии» не приняло руководство академии, посчитав этот труд слишком запутанным. 20-летний Шиллер просто заявил в нем о человеке как о духовном существе, а это не понравилось «биологам». Его оставили еще на один год. Он предпринял еще одну попытку оправдать душу человека, представив на суд ученых «Опыт о связи животной стороны человеческой природы сего духовной стороны». Эта работа была не только одобрена, но и даже опубликована. В стенах академии созрел сюжет и первой драмы поэта «Разбойники». Выпустившись из этого учебного заведения в 1780-м, Шиллер был направлен лекарем в гарнизонный полк с месячным жалованьем 18 гульденов.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

6. Жизнь полкового врача порождала множество слухов о Фридрихе, приписывая ему «подвиги», которых он никогда не совершал. В 1872-м он опубликовал сборник «Антология на 1782 год», куда вошел цикл лирических стихотворений, посвященных некой Лауре, которая оказалась просто заимствованным классическим образом из поэзии Возрождения (Франческа Петрарка писал в честь своей возлюбленной Лауры). Кстати, чтобы книга была напечатана, Шиллер прибегнул к мистификации, подписав местом ее издания русский сибирский город Тобольск. В этом же году Шиллер завершил драму «Разбойники», и она с успехом была поставлена в театре. В годы Великой французской буржуазной революции за это произведение поэт удостоился почетного звания гражданина Французской Республики. Шиллер лично присутствовал на премьере «Разбойников», самовольно покинув гарнизон. За этот дерзкий поступок военного врача Фридриха посадили на двухнедельную гауптвахту и запретили писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Такое заключение привело к бегству, которое и предпринял вольнолюбивый молодой человек. Так в 1782-м он оказался в Мангейме.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

7. Жизнь, однако, не баловала его. Шиллер вынужден был скрываться под фамилией «доктор Риттер», живя в поместье своей старой знакомой Генриетты фон Вальцоген в Бауэрбахе. Здесь он написал «Коварство и любовь», историческую драму «Дон Карлос» и окончил «Заговор Фиеско в Генуе». В 1783-м Шиллер влюбился в дочку хозяйки усадьбы Шарлотту вон Вальцоген, но мать не дала согласие на брак, поскольку Шиллер был бессребреник. Девушка вышла впоследствии замуж за некоего Лилиенштерна и умерла еще молодой в 1794 году. Может показаться странным, – однако это так: любовь к Шарлотте не вызвала у Шиллера ни единого стихотворения. Когда поставленная в 1784-м «Коварство и любовь» произвела фурор на общественность, критика поставила Шиллера вряд выдающихся драматургов Германии.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

В личной жизни по-прежнему ему не везло. Он влюбился в 17-летнюю Маргариту Шван, дочь книготорговца, которая, кокетничая с ним, не проявляла сильных чувств, а ее отец не хотел видеть своим зятем нищего поэта. Девушка, не имевшая недостатка в поклонниках, вышла впоследствии замуж за некоего Геца и умерла рано, всего 36-ти лет. Она виделась еще раз с Шиллером, когда тот, уже женатый, приезжал на родину в Штутгарт. По словам жены Шиллера, оба – и Маргарита, и муж ее – были сильно взволнованны во время этого свидания.
8. Получив официальный отказ от возлюбленной в 1785, Шиллер пишет «Оду к радости», которая в 1823-м была положена великим немецким композитором Бетховеном на музыку и стала частью его симфонии № 9. В 1972-м Совет министров Европы официально объявил это произведение гимном Совета Европы, а с 1985-го эта мелодия была главной песней Европейских Сообществ, с 1993 – ЕС.

В 2011-м один иностранный коллекционер приобрел манускрипт оды «К радости» за 500 тыс. франков.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

9. Следующей его любовью стала талантливая драматическая актриса Катарина Бауман. Она принимала ухаживания поэта, радуясь им, как ребенок, но не отвечала на его чувство.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

Более продолжительные отношения связывали Шиллера с Шарлоттой фон Кальб, замужней женщиной, обладающей незаурядным умом и поэтическим дарованием. Это была экзальтированная любовь, полная страданий и мук. Шарлотта ввела Фридриха в круг веймарских литераторов, и он постепенно приобрел известность в обществе. Вращаясь в среде известных писателей, Шиллер понял, как ему недостает знаний истории и культуры. И он почти на 10 лет отстранился от творчества, занявшись самообразованием.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

10. Зимой 1787-го сердце Шиллера вспыхнуло новой страстью к юной Генриетте фон Арним, черноволосой красавице с блестящими, полными ума синими глазами. Юная Генриетта сразу очаровала поэта, смертельно влюбившегося в нее. Мать девушки, вдова офицера с незначительными средствами, была по характеру большая интриганка. Она позволяла Шиллеру бывать у нее в доме, ухаживать за ее дочерью, чтобы этим увеличить цену последней в глазах других, более выгодных поклонников-аристократов. А дочь, хотя и тронутая пламенным обожанием поэта и чувствовавшая к нему влечение, была настолько нравственно убога, что не отказалась от двойной игры, которую мать заставляла ее играть. Когда ослепленный любовью Шиллер благодаря стараниям друзей узнал об обмане, он нашел в себе силы побороть страсть и расстался с Генриеттой без громких сцен. Это помогло им сохранить хорошие отношения, поэт состоял с ней в переписке, а красавица, выйдя замуж за графа Кунхейма, по-своему оставалась верна поэту, так как в спальне над ее постелью, до самой ее смерти в 1847 году, всегда висел портрет Шиллера.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

11. В 1788-м Шиллер стал экстраординарным профессором истории и философии Йенского университета. Сегодня это учебное заведение носит имя поэта. Когда он приступил к чтению лекций, университет насчитывал около 800 студентов. На вступительной лекции «Что такое всемирная история и для какой цели ее изучают» слушатели устроили Шиллеру овацию. В 1790-м он женился на Шарлотте фон Ленгефельд, она родила ему четверо детей: Карла Людвига Фридриха Шиллера, Эрнста Фридриха Вильгельма Шиллера, Каролину Луизу Фридерику Шиллер, Эмилию Генриетту Луизу Шиллер. Ее старшая сестра Каролина была писательницей, оставив миру автобиографию Фридриха Шиллера. Сама же Шарлотта также была одаренной, прекрасно рисовала, писала стихи.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

Когда Фридрих женился, отношения его к Шарлотте фон Кальб стали даже несколько враждебными, но вскоре они помирились. Г-жа фон Кальб была крестной матерью второго сына поэта, и он оставался с нею в дружеской переписке до самой своей смерти. «Страсть улетучивается, любовь остается», – любил повторять Фридрих. Женитьба положила конец романтическим мечтаниям Шиллера. В своей жене он нашел семейное счастье, а благородные порывы души дарил лишь музе, своей единственной и вечной возлюбленной.
12. Денег по-прежнему катастрофически не хватало. Чтобы расплатиться с долгами, он стал усиленно работать, проводя за письменным столом по 14 часов в сутки. Такой образ жизни надорвал его здоровье. Он сильно заболел, да так, что с лекций его забирали буквально на носилках. Воспаление легких протекало в тяжелой форме и осталось хроническим заболеванием на всю жизнь. Оно не позволяло ему выступать с кафедры, и в университете он остался номинально профессором. В 1791-м даже прокатился слух, что Шиллер умер. Особо эта весть поразила датских почитателей творчества драматурга. Три дня в Дании длились траурные церемонии в память о Шиллере. А тем временем сам Фридрих вместе с женой приехал на лечение в Карлсбад, где он и узнал о собственной «кончине». Масштабные траурные мероприятия, организованные в его честь, подействовали на Шиллера лучше любых лекарств.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

В качестве моральной компенсации он получил трехлетнюю пенсию, которая более чем вдвое превышала денежную помощь, которая ему выплачивала родная Германия. Признательный Шиллер «расплатился» с датским принцем Фридрихом адресованными ему письмами по вопросам эстетического воспитания человека, которые вошли в сокровищницу мировой культуры человечества.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

13. В 1794-м Шиллер тесно сошелся с другим известным немецким классиком Иоганном Гёте. «Особенно для меня, – заключает автор «Фауста» свой рассказ о встрече с Шиллером, – наш союз был наступлением обновленной весны, когда все во мне радостно распустилось и зацвело». Но если Шиллер повлиял на Гёте, ободрив его к новой поэтической деятельности, то и для него эта дружба имела громадное значение: он был возвращен ею от философии к поэзии.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

Союз их оказался для обоих друзей плодотворным периодом. В 1795-м, после 10-летнего перерыва в творчестве, Шиллер написал цикл стихотворений на философские темы, близкие по смыслу его статьям по эстетике: «Поэзия жизни», «Танец», «Разделение земли», «Гений», «Надежда» и др. В сотрудничестве с Гете Шиллер издавал литературные журналы, писал эпиграммы и другие сатирические произведения. А 1797-й Шиллер назвал годом баллад. Из-под его пера вышли одна за другой «Водолаз», «Перчатка», «Кольцо Поликрата», «Рыцарь Тоггенбург», «Ивиковы журавли», «Фридолин», «Сражение с драконом» и «Порука». Не прекращает он и работу в драматургии, написав трилогию «Валленштейн» и трагедию «Мария Стюарт», с успехом воспринятую публикой.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

В 1801-м Шиллер сочинил «Орлеанскую деву», которую Гёте считал лучшей из всех его драм, подчеркнув: «Так хорошо, мужественно и прекрасно, что я ничего не могу сравнить с этим».
14. Только в начале 1800-х материальные дела поэта стали стабильными, он избавился от долгов, получал уже за свои сочинения неплохие гонорары – по 1400 талеров в год, а профессорская пенсия его была увеличена с 200 до 400 талеров. Веймарский герцог даровал Шиллеру как почетному гражданину Французской Республики дворянский титул. В 1803 и 1804 он успел написать еще две сильные драмы: «Мессианская невеста» и «Вильгельм Телль». Последнее произведение сделало Шиллера не только немецким, но и швейцарским классиком.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

По сей день жители этой страны считают его своим национальным драматургом. В драме «Вильгельм Телль» Шиллер прославил одну из самых героичных и важнейших страниц швейцарской истории, когда страна обрела независимость. А с 1860 года знаменитую скалу Митенштейн на берегу Фирвальдштетского озера признательные швейцарцы украсили надписью: «Певцу Телля, Фридриху Шиллеру — старинные кантоны».

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

17. 45-летний Шиллер умер в Веймаре от туберкулеза 9 мая 1805 года. В его бумагах нашлась еще масса новых поэтических произведений и более 25 сюжетов трагедий и драм. Известие о смерти Шиллера произвело ошеломляющее впечатление, – не только в Германии, но и во всей Европе.
Его погребли в общей могиле на старом городском кладбище. Через 21 год бургомистр Веймара получил разрешение перезахоронить останки поэта в усыпальнице герцогов Саксен-Веймар-Эйзенахских.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

26 марта 1832 года присоединился к ним и прах только что умершего Гёте. Эти два темных дубовых гроба стоят рядом, с надписью металлическими буквами: на одном – «Шиллер», на другом – «Гёте».

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

Однако, как показывают последние исследования, в могиле Шиллера покоится вовсе не гениальный драматург. Еще во время перезахоронения на старом кладбище на поверхность было поднято 23 черепа. Самый крупный из них было решено считать черепом Шиллера. Один из медиков, участвовавших в «опознании» останков, усомнился в их принадлежности великому поэту и заявил, что погребли не тот череп. Но к его сообщению тогда, в 1826-м, не прислушались. Известно также, что череп Шиллера некоторое время находился в доме Гете, который тот якобы похоронил в собственному саду. Как бы то ни было, самый большой череп из 23 найденных на старом кладбище оказался в герцогской усыпальнице. К нему, разумеется, прилагались и кости: самый крупный и массивный скелет из найденных на кладбище. Предполагаемую голову поэта показывали художникам, и впоследствии было создано несколько скульптурных изображений Шиллера, выполненных на основе прижизненных портретов, его посмертной маски и зарисовок черепа. В 1883-м выдающийся немецкий медик Герман Велькер, прославившийся, помимо изобретения способа измерять артериальное давление, исследованиями внешности знаменитых деятелей прошлого, в частности, Данте Алигьери, заявлял о том, что предполагаемый череп Шиллера имеет разительные несходства с посмертной маской. На этом история с опознанием внешности поэта не закончилась. В 1911 году другой медик Август фон Врорип, профессор Тюбингенского университета, предъявил общественности еще один «подлинный» череп Шиллера, который озадаченные веймарцы, хоть и не признавшие останки настоящими, на всякий случай поместили предполагаемую реликвию в усыпальницу, положив ее в отдельный гроб. В 2008-м проблема всплыла вновь. Современные медики из Йены и Инсбрука в рамках программы «Код Фридриха Шиллера» применяли несколько методик для исследования обоих черепов. Помимо анализа костной ткани, показавший, что ни один из черепов не принадлежал Шиллеру, а скелет вообще представляет собой набор костей разных людей, использовалось и компьютерное моделирование. «Череп Врорипа» был идентифицирован… в умершую в 1807 году Луизу фон Гоххаузен, горбатую фрейлину герцогини Анны Амалии.

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

Вопрос о том, куда делись подлинные останки поэта, рождает три версии: 1) в 1826-м эксгумировали не кости; 2) их мог отыскать и увезти изобретатель краниоскопии, или френологии, Франц Йозеф Галль, полагавший, что характер человека определен формой его черепа. Галль бывал в Веймаре вскоре после смерти Шиллера, но до официального перезахоронения останков, и вполне мог получить доступ к общей могиле. 3) между 1826 и 1911 годами неведомые охотники за реликвиями могли украсть настоящий череп и заменить его добротной подделкой. Такие сенсационные открытия только подогрели интерес туристов к таинственной могиле классика, хотя фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.
18. Имя Шиллера увековечено не только в названии Йенского университета. Одна из провинциальных российских школ – орловская гуманитарная гимназия № 39 носит его имя.
19. О жизни поэта в 2005 году режиссером Мартином Вейхартом снят фильм «Шиллер».

Шиллеровщина что это такое. Смотреть фото Шиллеровщина что это такое. Смотреть картинку Шиллеровщина что это такое. Картинка про Шиллеровщина что это такое. Фото Шиллеровщина что это такое

20. Памятники Шиллеру установлены у здания веймарского театра, в Берлине, у Йенского университета, в Кёнигсберге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *