Школа искусств что такое
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ – ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью деятельности детской школы искусств является развитие творческих способностей и выявление одаренных детей через формирование общей культуры, а также приобщения их к миру и национальной культуре наследия.
Основные задачи детской школы искусств это:
— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
— выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
— профессиональная ориентация детей;
— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
— адаптация детей к жизни в обществе;
— организация содержательного досуга детей;
— удовлетворение потребностей детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии.
Самые востребованные отделения в школе искусств – это музыкальные отделения. К ним относятся: фортепиано, народные инструменты (аккордеон, баян, гитара, домра, балалайка), духовые и ударные инструменты.
Одна из основных задач преподавателя детской школы искусств – это сохранение индивидуальности ученика и развитие его творческих способностей. Для достижения этой задачи нужны специальные условия. Совместное музицирование учащихся, несомненно, должно способствовать выявлению и росту творческих задатков детей. Школьные концерты знакомят детей с результатами их классной работы с преподавателем, а также объединяет детей разных классов, помогая им обмениваться своими достижениями. При этом ярче выявляются их личные вкусы и склонности, различные способы работать, стремление каждого выразить в музыке то или иное содержание по-своему. Выступая в одном концерте: пианисты, духовики, народники объединяются в совместной работе. Совместное музицирование быстро и широко развивает музыкальную культуру детей, его всестороннее знакомство с особенностями разных инструментов и их значением в музыке.
Учебно-воспитательная работа преподавателей детской школы искусств направлена на развитие тех способностей учащихся, которые нужны для успешного продвижения к цели, на воспитание воли, характера, трудолюбия, сознательного отношения к делу.
Организация и основное содержание образовательного процесса в детской школы искусств определяется с учетом:
— обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);
— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в детской школе искусств реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств.
Как утверждает Е.И. Николаева, проявление творческих способностей зависит от индивидуальных качеств учащихся, а также своеобразия деятельности, в которой можно проявить творческие способности [4].
Лев Толстой говорил: «Надо воспитывать ребенка так, чтоб в нем возможно раньше началась внутренняя борьба со своими дурными привычками» 5, с. 6.
В детской школы искусств создаются условия для мотиваций, побуждающих учащихся прилагать все усилия для активного участия в конкурсной деятельности. Участие в конкурсах, фестивалях, выставках, смотрах способствует самореализации и развитию самостоятельного творчества учащихся.
Чем разнообразнее круг занятий, тем шире возможности выявления одаренности 3, с. 77. Поэтому в детской школы искусств учащиеся музыкальных отделений занимаются в творческих коллективах (оркестре духовых инструментов, оркестре русских народных инструментов, ансамбле народных инструментов, фольклорных коллективах, хоровых коллективах и др.), участвуют в международных, региональных, областных, открытых, районных конкурсах, фестивалях, смотрах.
Учащиеся и преподаватели детской школы искусств активно участвуют в культурно-просветительской деятельности, выступают на концертных площадках, что стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества учащихся, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат. А также найти своего слушателя, а, следовательно, способствует оживлению образовательного процесса, росту интереса к обучению, расширению рамок репертуара юных музыкантов.
Таким образом, можно сделать вывод, что детская школа искусств — неотъемлемая составляющая общего образования. Она обладает особыми, присущими только ей педагогическими возможностями для становления растущего человека, для решения им личностно-значимых для него проблем.
Ценностные приоритеты, среди которых важнейшими являются: развитие детского творчества, воспитание культуры здорового образа жизни, саморазвитие личности, открытость системы детской школы искусств, создание дополнительных образовательных программ находят практическое воплощение, и способствует дополнительному образованию детей и развитию культуры в целом.
Литература
Роль детских школ искусств в художественном и эстетическом воспитании детей
Роль детских школ искусств в художественном
и эстетическом воспитании детей
В наше время проблема эстетического воспитания и развития личности ребенка, формирования ее эстетической культуры является одной из важнейших задач, стоящих перед Российской школой. Обучение в детских школах искусств, получение дополнительного образования в сфере культуры и дает возможность каждому ребенку ощутить радость творчества, формирует умение чувствовать красоту окружающего мира.
Одними из важных составляющих эстетического воспитания детей являются художественное и музыкальное воспитание.
Художественное воспитание – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность, по возможности, творить в искусстве.
Музыкальное воспитание – это развитие способностей к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, осознание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством, как его самым мощным средством. Используя для своих целей художественное и музыкальное воспитание, эстетическое воспитание развивает человека в большей мере не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек – образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства
Особое значение имеет эстетическое воспитание детей, получение ими дополнительного образования в сфере культуры для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся. Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется, – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Художественное и музыкальное образование вносит серьезный вклад в формирование мировоззрения молодого подрастающего поколения, воспитывает универсальные творческие навыки (компетенции), которые могут помочь ему при решении встающих перед ним задач. Кроме того, художественное и музыкальное воспитание детей направленно на создание «ситуации успеха» (по выражению отечественного психолога Льва Семеновича Выготского), что помогает самоутверждению ребенка в обществе сверстников. Раскрыв свои потенциальные возможности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, подросток более подготовлен к реальной жизни в обществе, он научен добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
Знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский писал: «Третья способность души после ума и воли – творчество».
Обучение в детских школах искусств, в художественных школах, получение художественного и эстетического воспитания и дает возможность ребенку ощутить радость творчества. Зародившись в дореволюционной России, эстетическое воспитание получило своё развитие в советское время, когда почти в каждом городе были открыты детские музыкальные и художественные школы. Со временем детские музыкальные школы расширялись, учитывая потребности населения, в них открылись новые отделения: изобразительного и прикладного искусства, хореографии. Такие школы получили название детских школ искусств, что точнее отразило их предназначение.
В настоящее время на территории муниципального образования «Город Архангельск» предоставляют услуги дополнительного образования в сфере культуры 8 детских школ искусств и 1 детская художественная школа. У каждой из них своя история создания и развития, свои сложившиеся традиции, свое «лицо»… Самая старшая ДШИ № 2 им. отметила в 2010 году свой 75-летний юбилей!
Детские школы искусств г. Архангельска реализуют дополнительные образовательные программы по 22 специализациям: на отделениях инструментального исполнительства, сольного и хорового пения, общего эстетического развития, изобразительного искусства, фольклорном, хореографическом, декоративно-прикладном.
Сегодня по основным программам и на подготовительных отделениях муниципальных детских школ искусств и детской художественной школы обучаются более 3200 детей в возрасте от 4 до 17 лет. В детских школах искусств функционируют более 50 концертных творческих коллективов, среди которых хоры и оркестры, вокальные и инструментальные ансамбли, ведущие активную концертную деятельность на различных концертных площадках города и области. (Так, за 2012 год творческими коллективами городских школ искусств было проведено около 400 концертов в городе и области, кроме того коллективы и солисты из числа обучающихся и преподавателей школ приняли участие в 160 концертных мероприятиях городского уровня.)
Необходимо отметить, что, согласно статистическим данным, в школах искусств г. Архангельска работают 239 преподавателей, 200 из которых – женщины.
За высокие достижения в учебной, конкурсной и концертно-выставочной деятельности обучающиеся детских школ искусств и художественной школы становятся обладателями премий (стипендий) Министерства культуры Российской Федерации, Губернатора Архангельской области, мэра города Архангельска, бизнес-структур города.
По итогам 2012 года обучающимся муниципальных детских школ искусств, показавшим наиболее высокие результаты, были вручены 10 премий мэра города и 13 премий бизнес-структур города. Обучающиеся ДШИ № 31 Данилов Сергей и ДШИ № 5 «Рапсодия» Пирогов Илья стали обладателями премий Губернатора Архангельской области.
Кроме осуществления учебной и концертно-выставочной деятельности, детские школы искусств и детская художественная школа успешно реализуют следующие творческие проекты областного и городского уровней:
Детская художественная школа
· Конкурс детского художественного творчества «Кисточка»
· Конкурс учебных работ «Юный художник»
· Фестиваль детского и педагогического творчества Северо-Западного региона России «Созвучия Севера»
· Конкурс юных пианистов им.
· Фестиваль-конкурс исполнителей на народных инструментах «Лады народной музыки»
· Фестиваль русской духовной и классической хоровой музыки «Свет души поющей»
· Фестиваль детского музыкального и художественного творчества «Архангельское Рождество»
· Конкурс по сольфеджио «Вот это ушки»
· Фестиваль популярной музыки «Музыкальный калейдоскоп»
· Музыкально-теоретический проект «Каденция»
· Фестиваль-конкурс программной музыки «Звучащий мир»
Несколько подробнее остановлюсь на работе Детской школы искусств № 31, директором которой являюсь.
Детская школа искусств № 31 была открыта в 1971 году по решению Архангельского горисполкома (в то время она носила название музыкальной школы) и находится в округе Варавино-Фактория. Первым директором школы была Нина Федоровна Волкова, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. В память о ней на здании школы установлена мемориальная доска.
В прошлом году в здании школы завершился капитальный ремонт и реконструкция помещений, финансируемые мэрией Архангельска, что позволило нам увеличить контингент обучающихся, полнее удовлетворяя потребность населения. В настоящее время Детская школа искусств № 31 является самой крупной муниципальной школой Архангельска, чем мы гордимся!
У нас обучаются дети по трем направлениям искусства: музыкальному, художественному, хореографическому.
В настоящее время в школе функционируют шесть отделений, на которых обучается более 400 человек:
• инструментального исполнительства (по классам фортепиано, скрипки, флейты, баяна аккордеона, гармони, домры, балалайки, гитары),
• общего эстетического развития,
• подготовительное (для детей 4-6 лет).
Надо отметить, что с сентября 2011 года обучение во всех детских школах искусств и художественной школе бесплатное.
Деятельность Детской школы искусств № 31 неразрывно связана с эстетическим и художественным воспитанием детей, а именно школа способствует:
• созданию необходимых условий для личностного развития и художественного творчества детей,
• формированию общей культуры обучающихся,
• адаптации обучающихся в социуме.
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту музыки, танца, живописи.
Свою деятельность по реализации поставленных целей наша школа осуществляет, помимо ведения учебного процесса, через работу четырех важных направлений:
«Детская филармония», «Детские университеты», школа молодых родителей «Лира», концертно-просветительская деятельность.
Участниками «Детской филармонии» являются учащиеся и преподаватели школы. Основными задачами «Детской филармонии» являются:
— пропаганда музыки как вида искусства среди детей и подростков (воспитанников дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, воспитанников Детских домов),
— помощь преподавателям музыки общеобразовательных школ и музыкальным руководителям дошкольных учреждений в расширении культурно-нравственного кругозора их воспитанников.
Направление «Детские университеты» возникло от необходимости проведения факультативных занятий с обучающимися начальных классов общеобразовательной школы, программа «Детских университетов» является эффективным дополнением к программам общеобразовательных школ. Во время занятий «Детских университетов» дети знакомятся с музыкальными инструментами, жанрами музыки, с творчеством композиторов-классиков. Педагог МБОУ СОШ № 27 так отзывается о занятиях её воспитанников по программе «Детских университетов»:
«Для разностороннего развития детей, обучающихся во 2-м классе МБОУ СОШ № 27 было принято решение посещать музыкальные занятия «Детских университетов» в школе искусств. Дети с полной отдачей учатся искусству и с удовольствием выполняют творческие домашние задания. Родители моего класса благодарны школе искусств за такое творческое сотрудничество, так как их дети очень много интересного узнали и увидели, просветили своих мам и пап, рассказали и удивили».
Школа молодого родителя «Лира» появилась в Детской школе искусств № 31 не случайно. Семья имеет огромное значение в формировании эстетических ценностей ребёнка, что особенно важно в настоящее время, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появляется множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Концертно-просветительская деятельность Детской школы искусств № 31 проводится в целях реализации творческих способностей учащихся и преподавателей, приобщения детей (в том числе с ограниченными возможностями) и взрослых к миру искусства, воспитания их музыкального и художественного вкуса, обмена творческим опытом, установления профессиональных контактов.
Мы используем такие формы концертно-просветительской работы:
• общешкольные концерты и выставки,
• отделенческие и классные мероприятия,
• выездные концертно-выставочные мероприятия,
• посещения других учреждений и т. д…
Наша школа активно сотрудничает с государственными и муниципальными учреждениями, органами власти, учреждениями культуры округа и города, предприятиями, организациями, образовательными учреждениями, жителями округа.
Договора о сотрудничестве заключены с десятью (10) детскими садами, пятью (5) общеобразовательными школами и Детским домом №1.
Только в прошлом учебном году учащиеся и преподаватели школы приняли участие более чем в двухстах (200) различных концертных мероприятиях и выставках.
Современная школа искусств работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Школа искусств, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, становится более востребованной учащимися и их родителями. В условиях конкуренции на рынке дополнительного образования родители и дети отдают предпочтение тем школам искусств, художественным школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это значит, что каждая конкретная школа может сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей.
В 2013 году детские школы искусств ожидают серьезные преобразования. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, в детских школах искусств предусматривается реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств на основе федеральных государственных требований. Данные программы, прежде всего, призваны обеспечить преемственность по отношению к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств.
Серьезные изменения происходят уже сегодня в системе оплаты труда преподавателей детских школ искусств. В 2013 году средняя заработная плата преподавателя составит 75 % от средней заработной платы по региону. Безусловно, это решение должно сказаться на повышении престижа профессии преподавателя детской школы искусств и в дальнейшем обеспечить приток в систему молодых кадров. Повышение оплаты труда является не только долгожданной социальной поддержкой педагогических работников, но и подтверждением значимости роли детских школ искусств в художественном и эстетическом воспитании детей, воспитании гармонично развитой, высоконравственной личности.
С помощью всех возможных форм творческого образования детские школы искусств призваны сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.
Алиса Бирюкова: «Детские школы искусств — это не кружки или клубы»
В федеральный закон «Об образовании» недавно внесены изменения. Они касаются детских школ искусств. Что ждать от этих новаций? Как будут учиться талантливые дети, и в каких условиях будут работать ДШИ в новом учебном году? Об этом «Призыв» в проекте «Разговор на двоих» побеседовал с Алисой Бирюковой, директором департамента культуры администрации Владимирской области.
Это не кружок и не клуб
— Заканчивается учебный год. В том числе и в детских школах искусств. А новый год будет проходить в новых реалиях. Потому что приняты поправки в федеральный закон об образовании, и касаются они работы ДШИ. Чем была продиктована необходимость принятия изменений, и какие новации они несут?
— Это давно ожидаемые и очень желаемые для всех школ искусств изменения. Потому что на протяжении достаточно долгого времени мы вынуждены были объяснять многим нашим коллегам, в том числе из образования, что детские школы искусств не являются в обычном понимании допобразованием, то есть это не кружки или клубы.
Это нечто совершенно особенное по своему укладу, по сложившейся системе обучения. Совершенно особенная институция. Замечательно, что в России есть такое традиционное образование — традиционная система художественного образования.
— Уникальная. Наверное, единственная в мире.
— Действительно уникальная. Она показывает результаты уже на протяжении долгого времени. Трехступенчатая система: школа, колледж, вуз. Где очень важна преемственность от одной ступени к другой. Конечно, базис всей этой системы — школа искусств, и отношение к школам искусств, как к некой особой институции, очень важно.
Нельзя приравнивать её ни к одному из кружков, потому что ни в одном из кружков нет, например, такой многолетней программы обучения. Нет такого количества занятий, как в школах искусств. И мы с вами прекрасно понимаем, что без них невозможно, собственно, владеть этим мастерством. И подготовка музыканта — это, наверное, сравнимо с подготовкой врача.
— Профессиональная подготовка.
— Да, причём с детства. И многие из детей, закончивших музыкальную школу, приходят к профессиональной деятельности. Но совсем необязательно, что все.
Те, кто не продолжает профессионально эту деятельность, всё равно получают для себя тоже необходимые и незаменимые знания, умения. И становятся замечательными образованными слушателями концертных залов, театров и т.д. Просто людьми, всесторонне развитыми.
Занятие на фортепьяно
Когда мы отстаивали тему сохранности школы искусств в том виде, в каком они существуют сегодня, мы не видели никакого противоречия между широкими массами обучающихся в детских школах искусств и теми детьми, которые изберут для себя в итоге музыку или художественное направление в виде профессии. Просто каждый останавливается на том уровне, на котором считает важным или необходимым для себя остановиться.
Финансирование душ
— Эти вроде бы очевидные вещи, то, о чём вы говорите, вызвали, тем не менее, острые дискуссии. Они были связаны с угрозой применения подушевого финансирования в школах искусств. И были яркие выступления против этого, например, Екатерины Мечетиной, которую вы отлично знаете.
— Вы понимаете, сама по себе система по ФДО, наверное, хорошая. Она помогает родителям, наверное, она создает прозрачность в отчёте детей, занимающихся в тех или иных кружках и студиях. Но она не применима к нам, опять же в связи с тем, что у школ искусств много своих особенностей.
— Специфика своя.
— Своя специфика. И стоимость сертификата, например, никоим образом не могла покрыть стоимость обучения ребёнка в музыкальной школе, потому что она большую сумму составляет просто от обилия индивидуальных занятий. Кроме того, сложно говорить о применение такого сертификата в системе, когда ребёнок занимается по многолетней программе обучения. Было очень много нестыковок, которые буквально парализовали бы работу школ в случае, если бы эта система, в конце концов, получила распространение на работу школ искусств.
Екатерина Мечетина. Фото: culture.ru
— Это была бы глупость. Даже в основе. Вот определённое количество часов ребенок занимается, а если он очень талантливый и хочет ещё, то пусть платит? То есть вместо того, чтобы поддержать талант, помочь ему развиться, сказать: «Занимайся ради Бога!», мы говорим: стоп, хватит, довольно, теперь плати!
— Конечно, это абсолютно несовместимая система. И мы об этом говорили, и слава богу, что были услышаны в результате. Конечно, все было непросто. Но я не скрою, что все друг друга поздравляли, когда Екатерина Васильевна в итоге на Совете по культуре и искусству при президенте выступила с этой темой и президент её поддержал.
Вообще, на самом деле это должно было случиться раньше, но в связи с пандемическими событиями этот процесс замедлился. И получилась так, что решение вопроса несколько подзатянулось. Но в итоге внесённые в закон об образовании изменения от темы ФДО нас спасли. Сейчас, наконец, говорят о том, что школа искусств — это совершенно особый вид образовательного учебного заведения.
Разделение уровней
— Итак, до последнего времени детские школы искусств были муниципальными и конкурировали за финансирование с другими муниципальными учреждениями: допобразования, спортшколами. А как теперь будет?
— Сейчас большие права регулирования школ искусств сосредоточены на региональном уровне. В ведении Министерства культуры всё нормативное регулирование, с федерального уровня оно спускается на уровень регионов. Это не говорит о передаче непосредственно полномочий по управлению детскими школами искусств в ведение субъекта РФ. Это говорит о большем участии регионов в работе школ искусств.
Я вхожу в федеральную рабочую группу Министерства культуры, занимающуюся как раз вопросами развития детских школ искусств. В этом году нами уже обсуждался документ, на самом деле долгожданный, — порядок работы, типовой порядок ДШИ, который регулирует все основные вопросы деятельности школы от форм обучения до программ. Разработка такого единого порядка очень важна. Дальше какие-то вещи будут уточняться уже на уровне регионов, но внесение изменений в закон об образовании так, как нам трактует Министерство культуры, на сегодняшний момент не повлечет за собой прямую передачу полномочий.
На самом деле и нецелесообразно переводить школы из муниципалитетов в регион.
Понятно, что детская школа искусств всегда очень связана с местным сообществом — эта такая тесная работа, и иногда рвать эти связи — ненужный и болезненный процесс. Поэтому нужен какой-то очень взвешенный подход, золотая середина.
Мы же о чем говорили? О том, что детским школам искусств необходимо дополнительное внимание, дополнительная помощь, в том числе с позиций финансирования. Но, по сути, сейчас эти вопросы решены, потому что появилось направление в нацпроекте по ремонтам детских школ искусств.
Детский хор ДШИ № 2 города Владимира
И вот у нас в области уникальный случай. В этом году сразу 9 больших зданий 8 наших детских школ искусств мы ремонтируем при федеральной поддержке в рамках национального проекта. Причем это серьёзные ремонтные работы, которые, в общем-то, поменяют облик школы.
— А можете сказать, где ремонтируют ДШИ?
— Могу сейчас перечислить, да. Это Гусь-Хрустальный (буквально вчера я туда выезжала, смотрела начало ремонтных работ). Это музыкальная школа Собинки, это музыкальная школа в Вязниках, это музыкальные школы в Костерёво и в Вольгинском Петушинского района и т.д. Восемь школ всего, которые подготовили соответствующую документацию, прошли отбор Министерства культуры и получили достаточно значительную поддержку финансовую на проведение ремонтных работ.
И в прошлом году мы вели такие ремонтные работы ещё в 4 школах искусств. В частности, в знаменитой Ставровской школе искусств, которая в настоящий момент просто образцовая, на мой взгляд. И с точки зрения вида помещений, и с точки зрения учебного содержания…
— …и с точки зрения социальной функции — там же занимаются ребята со всех окрестных сёл и деревень, которых достаточно много.
Воспитанник Ставровской музыкальной школы. Фото с сайта ДШИ
— Конечно. У нас две точки, которые блестяще воспитывают нам духовиков, – это Ставрово и Бавлены. Вот Ставровская школа в прошлом году совершенно преобразилась, туда просто приятно, радостно зайти. И там родители комфортно могут ребёнка подождать, классы все очень симпатичные и хорошо оформлены, что, конечно, важно. Потому что ребенок, когда приходит в учебное заведение, какое бы там строгое обучение в нём ни было, должен попадать в комфортные, красивые и достойные условия.
Большое обновление
— Насколько я знаю, не только ремонты ведутся, но и материальная база ДШИ серьёзно обновляется.
— Да, сделан очень важный шаг: с 2019 года, опять же в рамках нацпроекта, действует направление, в котором школы очень нуждались по всей стране. Оно заключается в поддержке по приобретению новых музыкальных инструментов, оборудования, учебной литературы. Владимирская область как раз была первопроходцем в этом направлении. В 2019 году впервые получали такую помощь: десять школ искусств на тот момент.
В этом году ещё десять школ искусств оснащаются, причём достаточно серьёзно: современным оборудованием, интерактивными досками, новыми обучающими комплектами и, конечно, музыкальными инструментами.
Но, кроме того, была за последние несколько лет и помощь по другим направлениям, потому что были прямые поставки по поручению президента по линии Минпромторга. 76 пианино получила Владимирская область — это очень важный вклад. Потому что основные проблемы как раз с крупными серьёзными инструментами: рояль, пианино… Некоторые школы по два, по три инструмента получили в зависимости от количества обучающихся. И вот до сих пор, когда приезжаю в ту или иную музыкальную школу, все хвалят эти инструменты – «Николай Рубинштейн». Они действительно хорошо себя показали в работе.
Фортепьяно «Николай Рубинштейн». Фото: dshi-harp.yam.muzkult.ru
Кроме того, с 2016 года ведь мы сделали своё направление по линии приобретения музыкальных инструментов, ещё до появления национального проекта.
— Региональный проект?
— Региональный, за счёт областного бюджета. Поэтому мы уже к 2019 году немножечко выравняли ситуацию, хотя она была катастрофическая до 2016 года. Там порядка 70% был износ.
— Вы вот сказали 10 и 10, то есть 20 музыкальных школ на сегодняшний момент отремонтированы или ремонтируются.
— А всего сколько музыкальных школ во Владимирской области?
— Сорок семь. То есть почти половина обновлена.
— Учитывая, что по нацпроекту на заданный уровень нужно выйти к 2030 году, мы, в общем-то, надеемся, что все школы будут охвачены в своей очередности. Потому что есть рейтинг, который рассчитывается от количества обучающихся и других факторов.
Но я хочу сказать о том, что финансовые механизмы поддержки фактически уже заработали. И школы уже значительно укрепили свою материальную базу. Поэтому и снялся острый вопрос пребывания на уровне муниципальных образований. Потому что доля участия в них региона и федерации просто стала очень велика.
Алиса Бирюкова в ДШИ в Гусь-Хрустальном. Фото: gusadmin.ru
Я уж не говорю о том, что, естественно, мы выделяем субсидии на повышение заработной платы, и это тоже происходит с уровня регионального бюджета. Поэтому можно сказать, что по всем направлениям так или иначе музыкальные школы поддерживаются.
Вырывать их из муниципалитета, перевести их в подчинение департамента культуры — это не цель. Цель — чтобы в школах были достойные условия и чтобы всё у них складывалось корректно, грамотно, хорошо по образовательному процессу. Собственно, задача такая, она сейчас, на мой взгляд, очень деликатно, осторожно решается.
Место для дискуссий и творчества
— Я наблюдал не прямые включения с Совета по культуре — там были такие острые дискуссии, очень интересные. В рабочей группе министерства также?
— Там обсуждаются вопросы достаточно остро. И очень хорошо, что прислушиваются к регионам и школам искусств. Мы сейчас имеем возможность у себя это обсуждать непосредственно с руководителями школы искусств, с педагогами, потом эту позицию выносить на уровень Министерства культуры. На мой взгляд, очень правильно построен процесс.
— И это чувствуется. Знаете, когда наблюдал видеотрансляции, поймал себя на мысли: там, где обсуждают вопросы культуры, смотреть действительно интересно, потому что люди говорят искренне, о наболевшем. А другие какие-то совещания, более технические, связанные, я не знаю, с дорогами, например, казённо смотрятся. Все сдержанны, глядят в бумажки.
— У нас нет заранее разделения ролей. Все живо в этом процессе участвуют. Вы упомянули Екатерину Васильевну Мечетину — действительно велик её вклад в развитие темы детских школ искусств, музыкальных школ.
Важно ещё то, что наши образовательные учреждения как раз должны быть связаны со сферой уже профессиональных исполнительских искусств, с ведущими творческими коллективами, с исполнителями, с солистами. Очень важна система мастер-классов. Это возможность для ребёнка сделать скачок иногда даже за час-полтора занятия. Какие-то вещи просто заново осмысливаются.
— И не только со своими педагогами, музыкантами, но и со «звёздами» первой величины.
«Новые имена» позволяют детям учиться у звёзд музыкального Олимпа
— Да, конечно. И есть большой плюс в том, что много лет во Владимирской области работает проект «Новые имена», с которым мы очень дружим. Буквально на днях был отбор в регионе стипендиатов «Новых имён», и восемь наших ребят вошли в их число.
И заработавший в прошлом году образовательный центр Юрия Башмета с его педагогами. Там более двухсот детей у нас осенью прошли, поучаствовали.
— По-моему, «Белый пароход» в прошлом году тоже был.
— Это разные системы. Основной наш партнер, конечно, «Новые имена». Мы с ними работаем много-много лет и получаем уникальную возможность, когда в Суздаль приезжают все их педагоги, известные музыканты. Они проводят занятия в открытом режиме: туда можно ходить на все встречи. Это такая для нас совершенно особенная история, которая просто подарок для Владимирской области.
Элитарное образование
— Нет ли тут другой опасности? Мы говорим, что детские школы искусств — это больше образование, обучение, чем развлечение. Но, таким образом, мы предъявляем обучающимся определенные требования, какие-то минимальные профессиональные знания. Не превращает ли это детские школы искусств в элитарные заведения, скажем? Как у Райкина помните: «Ну, нет у него слуха! Что сделаешь? А учится он хочет!»
— Не думаю. Вы знаете, я вообще приверженец, наверное, такой реставрации немного советской системы. Вспомните советскую семью: все ходили в музыкальную школу, да? Так или иначе, большинство детей. Это был некий обязательный этап в образовании. И совсем не обязательно, что они все стали музыкантами.
— Конечно.
— Они просто получили качественное музыкальное образование. Сейчас, кстати, обсуждается в рамках новаций некое разделение уже внутри школ — на уровень профессиональный и уровень базовый. Как раз сейчас мы спорим и обсуждаем это в рамках рабочей группы.
Но в любом случае превращать школы в кружки, о чём были горячие споры, нельзя.
Я, например, очень жалею, что в своё время (тогда были по здоровью кое-какие обстоятельства) я недозанималась в музыкальной школе. Вот я об этом очень жалею.
— Предвосхитили вопрос. Хотел вас спросить, учились ли в ДШИ?
— Училась, навёрстывала вместе с педагогом. Потому что поняла: отсутствие этого образования — это потеря. И хорошо, что семья у меня музыкальная, мне все помогали. Ребёнок не всегда осознает сам, что ему это нужно, да? И помощь важна.
— Конечно. Особенно, в начале — и заставлять приходится.
— С другой стороны, и читать мы иногда не сразу хотим, да? Поэтому есть сферы, в которые бережно должны ввести и родители, и педагоги. А потом ребёнок будет за это признателен и благодарен.
Любое учение не сразу даёт плоды. Но потом ребёнок благодарен
На мой взгляд, вообще все должны учиться в музыкальной школе, но, возможно, до определенного уровня. Если не хотите дальше, то нет. Необязательно учиться на «5» и необязательно участвовать во всех конкурсах. Но получить для себя музыкальное образование, на мой взгляд, очень важно.
— То есть в школах должны учиться не только вундеркинды?
— Конечно, нет. На мой взгляд, музыкальным школам точно не грозит стать элитарным учебным заведением, каковым они и не были раньше и не являются сегодня.
Избыток конкурсов
— Всё равно в образовании есть определенные критерии помимо базовых. Есть баллы и бонусы, когда учащийся принимает участие в конкурсах. И педагогам за это тоже. В последнее время масса конкурсов проводится. Детей иногда с сырыми программами выставляют дело и не в дело. Детям практически всем выдают дипломы, если не лауреата, то хотя бы участника, и т.д. И ребенок получает красивую бумажку, может быть, недостаточно потрудившись. И педагог. Вот это тоже какой-то перегиб.
— Давайте разделим ваш вопрос на две разные проблемы. Потому что есть проблема огромного количества конкурсов, которые инициируют часто, к сожалению, все подряд. Причем иногда к серьезной профессиональной составляющей они не имеют никакого отношения — это чисто коммерческие конкурсы.
— Вот-вот.
— Поэтому, например, когда проходит аттестация наших педагогов, то мы учитываем те конкурсы, которые организуются по линии департамента культуры нашими школами искусств, нашим музыкальным колледжем, нашими специалистами, в которых мы уверены и об уровне этих конкурсов имеем представления.
Областной открытый конкурс «Солист оркестра» — проверенный конкурс. Фото: vk.com/soloistorchestra
Есть другая сторона этой истории. Это вообще психологическая готовность участвовать ребенка в конкурсе. И то, как его к этому готовят, и насколько аккуратно и бережно это происходит. Вообще говоря, конкурсы, конечно, для исполнительского мастерства очень важны. Это опыт личного выступления. Другое дело, насколько корректно, бережно и осторожно к этому относятся и педагоги, и, кстати, родители, потому что иногда пережимают сильно именно они.
— Бывает, что папы и мамы растят вундеркиндов, и не дай бог что-то не получится. На самом деле можно настолько травмировать ребенка, что он вообще будет бояться к инструменту близко подойти. Поэтому это, конечно, очень тонкий и очень индивидуальный в каждом случае вопрос. Конкурсы, как таковые, важны. Причём мы сейчас говорим с вами о конкурсах, наверное, больше индивидуальных, да?
— Да, конечно.
— То есть сольных. А ведь ещё много конкурсов ансамблевых — это для детей очень интересно, потому что они едут своим коллективом, своей командой. Там есть некий соревновательный аспект. Дети в это включаются, для них это важно. Мы намеренно включили позицию, что в аттестации педагогов учитываем участие детей в конкурсах, организуемых нашими специалистами.
Педагог должен выбирать те конкурсы, которые в профессиональном плане и в плане воспитания что-то дадут ребенку.
А проблема с общим количеством конкурсов, которые возникают на ровном месте и проводятся на коммерческой основе, она есть, она тоже обсуждается в Министерстве культуры. И разные предложения высказывались. Например, создать официально утверждённый реестр конкурсов. То есть эта тема тоже звучит.
— Надо предпринимать меры. Ведь сколько было моментов, когда плохо организован конкурс, уровень жюри тоже непонятно какой и т.д. Очень больной вот этот вопрос.
— Согласна. И очень много конкурсов, направленных скорее не для учеников школ искусств, а как раз для кружковых, клубных направлений. Когда, в общем-то, любительские коллективы или исполнители туда едут. Но и со школами искусств эта тема тоже есть, безусловно. Как с этим бороться? Это, конечно, больше федеральный вопрос.
Временное и постоянное
— Последний вопрос. Вы говорили про программы, которые будут приняты для школ искусств. Нет ли здесь опасности, что принятые многолетние программы отстанут от жизни? Они ведь рассчитано на долгие годы, а в это время подходы к музыкальному образованию, к образованию в сфере искусств изменятся.
— Во-первых, это как раз всё корректируемо относительно живого процесса. Во-вторых, мне кажется, что наши детские школы искусств как раз могут гордиться своей системой, базой, которая на самом деле вневременная.
Потому что, чтобы научится играть на фортепьяно, например, ты должен понимать, что такое аппликатура, должен иметь базовые знания об инструменте, базовые знания по сольфеджио — это вне времени. Сложно назвать это архаичностью.
А что касается каких-то форм, например, внутришкольной жизни, мероприятий, взаимодействия с учениками, с родителями — вот это как раз, на мой взгляд, меняется стремительно. Даже то обстоятельство жестокое, с которым мы столкнулись, — дистанционное обучение, оно, конечно, неприменимо для детских школ искусств вообще.
Юные скрипачи из Собинки. Фото с сайта ДШИ
Но мы оказались в ситуации, когда просто не могли заниматься в обычном режиме. Поэтому перешли в онлайн, хотя это было невероятно тяжело. И для учеников, и для их родителей — мы все это понимали. Но прошли этот период. И поняли, что «дистанционка» тоже может найти некоторое применение в школах искусств. Например, на теоретических занятиях. Это тоже веяние времени, с которым детские школы искусств, так или иначе, сработались. Вот только всё должно происходить в адекватных формах.
— В органичных.
— Нельзя сказать: «Мы вот это немедленно отменим, а будем вот только так заниматься». Конечно, так не должно происходить. Во всём должны быть разум, логика. Соответствие месту, времени и т.д. На мой взгляд, поэтому детские школы искусств как раз очень живо развиваются. И они как раз взаимодействуют с детьми, молодежью, не закрывают глаза на новые технологии.
Жизнь течёт, жизнь меняется, и ДШИ — такие же подвижные организмы, как и всё остальное. Но в детской школе искусств, безусловно, должна сохраняться база. То, благодаря чему, собственно, появляются на мировой сцене многие и многие наши знаменитые музыканты. Этой системой мы можем гордиться и должны её сохранять. Это как раз вне времени, вне обстоятельств.
Подготовили Николай Лившиц, Милена Майорова и Юлия Гуреева
Ваши новости отправляйте на номер +7 (980) 757-63-68 в Viber или WhatsApp