Шпалера что это значит
Шпалера
Литература: Н. Бирюкова, Французские шпалеры конца XV-XX вв. в собрании Эрмитажа. (Каталог), Л., 1974; Т. Коршунова, И. Ясинская, Русские шпалеры, Л., 1975; Thomson W. G., A history of tapestry. 3 ed., L., 1973.
(нем. spalier, от итал. spalliera – ряд деревьев), стенной безворсовый ковёр с орнаментальным или сюжетным изображением, вытканный ручным способом в технике репсового уто́чного переплетения. Толстые нити неокрашенной основы (льняные или хлопчатобумажные) полностью закрываются цветными нитями утка (шерстяными, шёлковыми, золотыми или серебряными). Каждая уто́чная нить ведётся только в границах своего красочного пятна. Моделью для шпалеры служит картон – эскиз в размер ковра, выполненный художником-картоньером. Узор создаётся цветными нитями утка на тканой основе иглой или крючком.
Мастерская У. Морриса «Поклонение волхвов». Шпалера. 1890 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
В Средние века образцом для шпалер служили в основном книжные миниатюры, в более позднее время – станковая и монументальная живопись. Ткач подбирает оттенки шерсти. Плавное соединение цветовых пятен достигается в старых образцах способом «штриховки», когда нити контрастного цвета чередуются, подобно штрихам, и создают иллюзию промежуточного тона. Шерстяная и шёлковая пряжа вплоть до 19 в. окрашивалась натуральными красителями, позднее стали использовать и химические.
Шпалеры называют также гобеленами, по наименованию ковроткаческой мануфактуры «Гобелен» в Париже.
Как смотреть шпалеры
Какую тайну скрывает «Дама с единорогом»? Как связан Чарльз Диккенс с гобеленом из Байё? И почему в конце XIX века прерафаэлит Уильям Моррис решил изучать традиции средневекового ткачества? Рассказываем о том, что такое шпалеры и как их понимать
Ковер, шпалера, гобелен — чем отличаются эти понятия? Ковер — любое тканое изделие, которое вешают на стену или стелют на пол или на стол. Шпалера — безворсовый ковер, который висит на стене. Гобелен — шпалера, произведенная на так называемой мануфактуре Гобеленов, основанной в 1443 году Жаном и Филибером Гобеленами. Таким образом, любой гобелен — ковер, но не всякий ковер — гобелен. Шелковые или шерстяные настенные ковры, очень дорогие и сложные в производстве, начиная с древних времен подчеркивали богатство и высокий статус своего владельца — будь то церковная или государственная власть, вельможа или купец. Кроме того, настенные панно украшали стены соборов, дворцов, замков, ратушей и просто домов, радуя глаз и делая помещение теплее. Рассказываем о пяти выдающихся шпалерах разных эпох и советуем отправиться на выставку «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде In Artibus.
1 Ковер Гестии
Ручное ткачество было известно уже в VII тысячелетии до нашей эры. Самым древним из известных нам ворсовых ковров считается найденный на Алтае Пазырыкский ковер: он датируется V веком до нашей эры. По сравнению с ним ковер Гестии, созданный в VI веке в Египте, кажется довольно новым.
В это время в Египте жили греки, а также евреи, сирийцы, копты и другие народы, находившиеся под влиянием греческой культуры и знавшие греческий: неслучайно все надписи на шерстяном панно выполнены на этом языке. В центре изображена богиня домашнего очага: под изображением видна подпись «Гестия, подательница благословений». В руках у богини гранат — символ этих благословений. Ее головной убор и серьги тоже в форме граната. Рядом с Гестией — две служанки и шесть ангелов, которые держат в руках диски со словами «радость», «много вкусной еды и питья», «процветание», «богатство», «благословение», «добродетель».
К моменту создания ковра христианство уже давно было официальной религией Византийской империи, однако старых богов никто не забыл. Видимо, ковер Гестии был подарком, который первые владельцы повесили на стену в своем доме наподобие иконы. Такие тканые иконы были и у христиан — например, ковры Богоматери и двенадцати апостолов, созданные в том же VI веке в Египте.
2 Байенский гобелен
На самом деле эта вышивка на льняном полотне, которую иногда называют Байенским гобеленом, не является ни ковром, ни шпалерой, ни тем более гобеленом. Тем не менее традиционно она называется именно так и используется в качестве настенного украшения. Вышивка эта необычайно длинная — почти 70 метров в длину (а в ширину чуть больше 50 см). На протяженном тканом фризе разворачивается рассказ о завоевании норманнами Англии в годах. Всего на панно изображено 70 сцен, в которых участвуют 623 человека, причем если в центральной части полотна происходят серьезные военные события, то наверху и внизу гобелен из Байё украшен фигурками животных, птиц и забавных человечков.
Очевидно, что такое монументальное произведение могло быть создано только по заказу богатого и владетельного патрона, однако его имя до сих пор неизвестно исследователям. По одной версии, это королева Матильда (ок. 1031 — 1083) — жена Вильгельма I Завоевателя, по другой — епископ Байё Одо (ок. 1036 — 1097), сподвижник Вильгельма. Неясно и то, где было выполнено панно — в Англии или во Франции — и для какого помещения оно предназначалось.
В 1729 году бенедиктинский ученый Бернар де Монфокон опубликовал в своем многотомном труде «Памятники французской монархии, составляющие историю Франции» первое научное описание вышивки, ежегодно выставлявшейся в местном соборе.
3 «Дама с единорогом»
В эпоху позднего Средневековья шпалерное искусство расцвело. В конце XV — XVI веке центром производства стала Фландрия. Именно там по картонам Картон — эскиз будущего ковра в натуральную величину. французских художников был создан этот цикл из шести шпалер с однотонным фоном, усеянным цветами. Такой вид ковров с изображением множества цветов и фигурок людей, зверей и птиц на синем или темно-розовом фоне называется мильфлеры — от французского mille-fleurs («тысяча цветов»).
Пять шпалер цикла посвящены пяти чувствам: зрению, слуху, осязанию, вкусу и запаху. На шестой — загадочная надпись «À mon seul désir», то есть «По моему единственному желанию». На каждой шпалере присутствует дама, по обе стороны от нее — лев и единорог. Благодаря гербам, изображенным на шпалере, удалось установить, что заказчиком цикла был Антуан II Ле Вист, вельможа, служивший трем французским королям — Карлу VIII, Людовику XII и Франциску I. Что происходило со шпалерами между XVI и XIX веком, мы не знаем, но известно, что в 1841 году главный инспектор исторических памятников Франции и по совместительству известный писатель Проспер Мериме обнаружил их в замке Буссак в довольно плачевном состоянии. Однако ни ему, ни Жорж Санд, описавшей эти шпалеры в романе «Жанна», не удалось ничего сделать для спасения таписсерии, которая продолжала покрываться плесенью на влажных стенах старого замка. Только в 1863 году удалось перевезти цикл в Париж и начать реставрацию.
4 «Жизнь Людовика XIV»
В XVII веке центр производства шпалер переместился из Фландрии во Францию. В 1662 году была основана мануфактура гобеленов в Париже: одним из основных заказчиков был сам король Людовик XIV. Особенно популярные были ковры, изображающие мифологические, аллегорические и исторические сцены, пышные и яркие. Они отвечали как общему направлению искусства барокко, так и настроениям, царившим при французском дворе того времени.
В момент министр финансов Кольбер, среди прочего известный благодаря роману Александра Дюма «Виконт де Бражелон», и художник Шарль Лебрён, также бывший директором мануфактуры Гобеленов, решили запечатлеть на шпалерах события из жизни не Константина или Карла Великого, а ныне здравствующего монарха. Так появился цикл из 14 шпалер, известный под общим названием «История короля». Цикл начинается «Коронацией Людовика XIV», а заканчивается осадой города Доль. Впрочем, на панно изображены на только военные и дипломатические события: одна из шпалер запечатлела посещение Людовиком мануфактуры Гобеленов в Париже 15 октября 1667 года.
Дата визита выбрана не случайно: именно в 1667 году мануфактура братьев Гобелен была преобразована Кольбером в Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели. Там производились не только шпалеры, но и самые разные предметы роскоши, которые поставлялись ко двору и были недоступны рядовым французам. Включив в цикл сюжет с посещением королем мануфактуры, авторы сделали производство шпалер частью истории Франции.
На шпалерах этого цикла главные сцены помещены в пышные цветочные бордюры, похожие на рамы у картин. В эпоху классицизма среди живописных жанров и видов искусства выстраивается определенная иерархия: историческая живопись выше натюрморта, а архитектура важнее, чем декоративно-прикладное искусство. Поэтому шпалеры все больше напоминают картины — более ценные, чем образцы декоративно-прикладного искусства.
5 Уильям Моррис. «Поклонение волхвов»
Мальчик из богатой эссекской семьи (его отец занимался финансами), в 1852 году он отправился учиться в Оксфорд. Там он познакомился с Эдвардом Бёрном-Джонсом, Джоном Рёскином и другими энтузиастами средневековой истории и искусства. Вскоре, вместо того чтобы делать академическую карьеру, он стал изучать секреты ручного ткачества, мешать краски для пряжи, рисовать орнаменты и картоны для шпалер основанной им фирмы Morris, Marshall, Faulkner & Co.
В 1886 году Джон Лайтфут, ректор Эксетер-колледжа в Оксфорде, предложил своим бывшим студентам Уильяму Моррису и Эдварду Бёрну-Джонсу создать эскизы для шпалеры, которая украсит капеллу колледжа. Те с радостью согласились, и в 1887 году Бёрн-Джонс написал акварельный эскиз под названием «Вифлеемская звезда». По эскизу был сделан картон в натуральную величину. Моррис и Джон Дирл изменили некоторые цветовые сочетания и пририсовали цветы и детали фона, после чего к работе приступили три ткача. В 1890 году шпалера была окончена, но Лайтфут к тому моменту уже умер.
Моррис восхищался средневековыми шпалерами, и его «Поклонение волхвов» стало декларацией возрождения средневекового ремесла, утраченного в процессе технической революции. После первого заказа для Эксетер-колледжа в мастерской Морриса было выткано девять повторений шпалеры. Среди заказчиков были английский поэт Уилфрид Блант, Университет Манчестера, Итон-колледж, Музей искусства и ремесла Гамбурга. Шпалера, которую сегодня можно увидеть на выставке в Эрмитаже, была заказана в 1902 году коллекционером Сергеем Щукиным и до 1917 года находилась в его московском особняке. В годах, после закрытия Музея нового западного искусства, она поступила в Эрмитаж.
Сюжет поклонения волхвов часто встречается в позднеготическом шпалерном ткачестве. Как и шпалеры, созданные в период позднего Средневековья, работа Морриса и Бёрна-Джонса полна символов. Мы видим Иосифа, который встречает волхвов. У его ног лежит топор — символ его профессии, профессии плотника. Рядом Дева Мария с младенцем и архангел Гавриил в одежде, вытканной золотыми и серебряными нитями. Эта ткань очень похожа на европейские ткани XIV века, изображающие крылатых сфинксов в сиянии распростертых крыльев.
Вот волхвы. Каспар в просторных одеждах, намекающих на его восточное происхождение. Рыцарь Мельхиор — европеец среднего возраста, чей образ напоминает о Крестовых походах. Африканец Бальтазар в капюшоне, край которого украшен вышивкой с изображением срубленной ветви, пустившей ростки (символ успения и воскрешения). Вокруг фигур — множество других символических изображений. Розовый куст за спиной Иосифа и щеглы на ветвях символизируют Деву Марию. Под ногами у героев ковер из цветов: анемоны означают страдание, красные капельки на них — кровь Христа и мучеников, пострадавших за веру. Календула — афродизиак, тюльпаны — бренность земной красоты, голубой нарцисс — чистота и величие Девы Марии, фиалка и ирис — также символы Богоматери, красная гвоздика — кровь Христа и символ отваги. В центре у ног архангела мы видим корону в окружении цветов: это предсказание и намек на то, что в будущем Мария вознесется на небо и будет коронована.
Arzamas благодарит Татьяну Лехович за помощь в подготовке материала.
10 фактов о шпалерах
На ранних этапах были немного наивными:
Фрагмент шпалеры «Двенадцать месяцев» из Бальдисхольской церкви — «Апрель» и «Май». Ок. 1180. Музей прикладных искусств. Осло
Затем положение дел заметно улучшилось. (Хотя такие тоже прекрасны и, несомненно, повлияли на художников XIX и, особенно, XX вв)
«Предложение сердца». Аррас. Ок. 1410. Музей Клюни.
3. Красочные ковры не только преображали интерьеры средневековых замков, но, одновременно, закрывая собой холодный камень, заметно утепляли стены.
Возвращение с охоты. Из серии «Охота на единорога». 1525-1550 гг.
4. Нередко шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, а во время турниров — на трибунах для зрителей. В праздничные дни ковры вывешивали на балконах и подоконниках, тем самым украшая улицы.
5. Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. Для их изготовления художники делали эскизы, которые потом воспроизводили на листах картона в полный размер, и ткачи работали, сверяясь с этими картонами.
Дама с единорогом. «По моему единственному желанию». ок. 1500 г.
6. Сюжеты шпалер, как можно увидеть, были исключительно разнообразны: в их основу ложились библейские и мифологические истории, рассказы о праздниках, аллегории.
8. Что касается слова «гобелен», которое часто используют как синоним, то этот термин связан с кварталом Гобеленов, где в зданиях, принадлежавших прежде семье Гобелен, была открыта шпалерная мануфактура. Производившиеся здесь изделия называли гобеленами и это название более чем прижилось. В основном классицизм.
9. Рафаэль сделал картоны для шпалер Сикстинской капеллы. На их примере можно увидеть, как по-разному воплощались задумки в разных мастерских:
«Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». По картону Рафаэля. Брюссель, мастерская Питера ван Альста. 1519 г. Шерсть, шелк, серебряные и позолоченные нити. 490х441 см. Фландрия, Рим, Ватиканская пинакотека. «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10)
«Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». По картону Рафаэля. Брюссель, мастерская Яна ван Тигема. 1545-1547 гг. 495х610 см. Мантуя, Палаццо Дукале.
10. Шпалерами интересовались прерафаэлиты. Позже этот интерес перетёк в модерн:
Фирма «Моррис и Ко». Воззвание. Шпалера из серии «Святой Грааль»
Фирма «Моррис и Ко». Обретение Грааля. Шпалера из серии «Святой Грааль»
История быта и искусств
804 поста 5K подписчиков
Правила сообщества
— упоминания политики в актуальном контексте
— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
— спорная информация без указания авторитетных источников
Исследуем гобелен под микроскопом
Исследование позволяет определить качество и время изготовления ткани
Почему художники не всегда ставили подписи на своих картинах?
Смотрел средневековые картины и замучался от постоянных «неизвестных мастеров» и «мастер церквушки в Милане». И самое интересное, картины не подписаны или там стоит максимум М. (не Максим и не Михаил, а «мастер»). Почему так, задал себе я вопрос. И решил изучить вопрос.
Средневековые авторы действительно не ставили подписи, мол это тщеславие и гордыня, а Бог то все видит. Он все оценит. А людишки с этим их материальным миром… Не забывайте, в то время главным заказчиком для деятелей искусства была церковь, а живопись и скульптура были прикладным искусством, а не высоким.
Что характерно, древние греки и римляне вообще не гнушались ставить подписи. Купил ты горшок, а на нем обязательно инициалы/имя создателя. Реклама двигатель торговли, как говорил Аристотель.
Подпись гончара Никосфена на чернофигурной амфоре, ок. 530 — 520 гг до н.э., Лувр
Потом церковь отучила мастеров подписываться, но некоторые начали хитрить. Окей, подпись это для материального достатка, а вот свой автопортрет рядом с Христом же халявная благодать, не правда ли?
Левая створка «Триптиха Донна» Ханса Мемлинга, за колонной изображен предположительный автопортрет художника. Так сказать, зашел на огонек:
Следующий этап произошел в Италии, бурном котле культурных различий и традиций. Художники завистливо смотрели на подписи античных мастеров и решили – а чем мы хуже? А дальше уже подоспело Возрождение, художники приобрели совсем другой статус и ушли в светское искусство.
Часто художники изображали на холсте некий предмет, напрямую связанный с личностью художника. Например, Доссо Досси оставил намек на свою фамилию, поместив в углу картины кость в букве D – не случайно, ведь «оссо» по-итальянски это как раз кость:
Еще важным моментом стал прогресс общества в целом. Вот представьте себя в 11 веке. Кто про вас узнает вне вашего города? Будь ты хоть да Винчи, заказчиков вне своей зоны проживания найти очень сложно. Но с каждым следующим веком появлялось больше дорог, почта становилась надежнее, железная дорога и самолеты… Ну ладно, хотя бы просто путешествий и контактов стало больше, а значит надо завлекать чужестранцев. Своя подпись – чем не знак качества?
Разболтался, вот забавная история напоследок. Однажды Микеланджело гулял рядом со своей «Пьетой» и услышал, как прохожие восхищаются скульптурой, правда автором называют другого человека, миланца Гоббо. Ночью он пришел снова, захватив фонарь и резцы, и выбил: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».
«Пьета» Микеланджело и его подпись:
На самом деле, тема благодатная, в истории искусства спрятано много интересных подписей. На какие только выдумки не шли художники)
Но это совсем другая история.
Персоналии кухни Средних веков и Раннего нового времени-IV. Мартино да Комо
Точными датами и определенными событиями довольно трудно описать смены эпох, они гораздо лучше характеризуются биографиями и артефактами человеческой деятельности.
Переход от кулинарного Средневековья к кулинарному Ренессансу связан с именем Martino da Como, Мартино да Комо, и его книгой Libro de Arte Coquinaria, Искусство кулинарии.
Maestro Martino был первым поваром, как для своего времени, так и с перспективы современности. Первый известный повар-знаменитость, наподобие Гордона Рамзи или Поля Бокюза, чье имя было известно даже тем, кто никогда не пробовал его блюд. Первым получивший от современников эпитет «князь поваров», последствии ставший популярным прозвищем для влиятельных (во всех смыслах) кулинаров.
Он первый, из известных нам, отказался от злоупотребления специями даже в самых аристократических блюдах, и первый, кто начал систематически указывать альтернативы недоступным ингредиентам.
Его рукопись была первым сборником не только привычных для типичного средневекового автора рецептов, но и множества региональных блюд, по которым можно проследить географию его длинной карьеры.
Родившийся в 1430-х г. на севере Миланского герцогства, на территории современного кантона Тичино, мастер Мартино усвоил первые азы кулинарного искусства в одном из местных монастырей. Затем он служит поваренком у Бьянки Марии Висконти, жены миланского герцога Франческо Сфорца, а в первой половине 1460-х он работает на кухне патриарха Аквилеи Людовико III Скарампи Маццарота, богатейшего клирика своего времени, прозванного за пристрастие к пышным застольям «кардиналом Лукуллом». Кроме того, этот превосходный кулинарный опыт сопровождался крайне длительной поездкой в Неаполитанское королевство, находившееся в то время под контролем каталонской династии, где Мартино смог познакомиться как с гастрономией южной Италии, сочетавшей традиции латинской и арабской культур, так и с каталонской кухней, пожалуй, самой яркой в средневековой Европе. Там же он начинает делать свои записи.
Людовико Тревизан, он же Скарампи Маццарота
После смерти своего патрона мастер Мартино перебирается в Рим, непосредственно к папскому двору, где служит тайным поваром, cuoco segreto, последовательно у двух понтификов, Павла II и Сикста IV. То есть готовит пищу лично для пап, их родственников и особо важных гостей. По всей видимости, параллельно обучая поваров Ватикана своему искусству.
Джан Джакомо Тривульцио
Однако, значительная часть письменного наследия маестро Мартино остается в Риме в руках его друга, коллеги и ученика, но о нем будет в следующий раз.
Оригинальный текст Libro de arte coquinaria, написанный на вольгаре.
Чтобы сделать занзарелли:
Возьми восемь яиц, пол либры тертого сыра, тертых сухарей и смешай их. Затем возьми пиньяту (сосуд, имеющий форму шишки) мясного бульона, подкрашенного шафраном, и поставь ее на огонь; когда бульон начнет кипеть, переложи в него ложкой смесь, а когда он начнет густеть, сними с огня. Подавай суп, посыпав сверху специями.
200 г твердого сыра;
2 л мясного бульона;
80 г молотых сухарей;
1. Смешать яйца, сыр и сухари.
2. В горячий бульон положить шафран на 10 минут.
3. Поставить на огонь, когда он закипит влить в него смесь интенсивно помешивая.
4. Отдельно к супу подавать смесь специй.
Для нее взять по 1/2 ч. л. молотых мускатного ореха и кардамона, 1/8 ч. л. молотых черного перца и корицы.
А так в XV веке делался чизкейк.
Почему в античности умели рисовать, а в Средние века разучились
Очень много дискуссий вызывает вопрос: как получилось, что есть старинные, античные вещи невероятно высокого качества, отличного уровня исполнения.
А потом целых 1000 лет — ничего подобного не делалось? Как так получилось?
Фаюмский портрет двух эпох: наглядная иллюстрация ухудшения экономики в регионе
Далее альтернативно образованная общественность делает вывод: ЭТО ВСЕ ВРАНЬЕ
«Ведь такого, — считает альтернативно-образованное общество — быть не может, чтобы древние люди были умнее и мастеровитее нас современных и наших недавних предков. Это же очевидно, что люди 19-21 веков — самые умные за всю историю человечества, а те, кто были раньше — неумехи и идиоты. СЛЕДОВАТЕЛЬНО все старинные вещи в мировых музеях — подделки, сделанные талантливыми мастерами 19-20 веков».
Тогда вот для них линия развития искусства становится логичной — никакого искусства античного не было, средневековые люди все изобретали с нуля, поэтому так хреново и получалось. В эту же концепцию хорошо ложится теория академика Фоменко о спрессованном времени и наложившихся друг на друга в мировой памяти исторических пластах. Иногда еще появляются доводы об инопланетных технологиях, тоже шикарно вписывается и многое объясняет.
«Ну и далее, — считают такие мыслители (а их реально много, увы), — существует мировой заговор академических ученых, в данном случае историков, искусствоведов, археологов и т.п., с целью все это замолчать и не пустить передовых мыслителей с их передовыми идеями двигать науку вот подобными передовыми теориями. Профессиональное университетское образование — это вообще зло, оно надевает на глаза шоры и заставляет вступать в мировой заговор замалчивателей истины. Филологи, вон, тоже выпендриваются — ясно же, что «Слово о полку Игоревом» — подделка, а «Велесова книга» подлинник, а не наоборот. Это все филологическое образование виновато, не написали бы докторских диссертаций по лингвистике — сразу поняли бы, где правда».
Попробуем разобраться в данном вопросе.
Искусство не существует само по себе, чтобы сделать нам красиво и приятно. Искусство, в первую очередь, это продукт экономики, политики и идеологии. Хорошо в стране по этим трем параметрам — все хорошо в искусстве. Плохо в стране, бедно, безумно — с искусством все грустно.
Страна А — очень богатая, сильная и патриотичная. В стране А снимают очень качественно сделанное кино, потому что жители страны А любят покупать этот продукт и разбираются в его сортах и жанрах. Поэтому в страну А приезжают сливки кинематографии всех остальных стран, чтобы поработать с такими отличными ресурсами. Когда страна А ведет войну — появляется много фильмов про то, какие хорошие солдаты в этой стране, летчики, космонавты. Когда в стране А спокойно, сытно и появляется много умниц и бездельников, то можно снимать арт-хаус с надрывом. Когда в стране А случаются периоды реальной экономической депрессии — то на экранах появляется много добрых мюзиклов, на которых не надо думать и можно расслабиться.
Страна Б — бедная, но гордится своими успехами относительно события, произошедшего 70 лет назад. Кино в этой стране снимается не на деньги тех, кто ходит в кино, а на деньги государства, которое считает, что этот жанр должен пробуждать патриотизм. Материальных ресурсов при этом в данной стране не очень много, поэтому снимать фильмы в 3D она не может — нет денег на покупку камер. Операторов, которые могли бы снимать 3D, в стране тоже нет — кто мог, тот уехал работать в богатую страну А (или В), где такая техника водится. Если в страну Б завезут такую камеру, то работать с ней будет некому — придется выписывать иностранного специалиста.
Страна Д — пару лет назад была разбомблена страной А. Кинематографа в ней нет. Людей, которые умеют делать кино, в ней нет — они либо умерли, либо стали беженцами, либо им повезло получить работу в других странах. Единственное кино, которое может появиться в стране Д — это документальный фильм, снятый на мобильный телефон. Чтобы в стране Д появилось снова кинематографическое искусство, должен настать мир, настоящий мир. Должно стать спокойно. В стране должны появиться материальные ресурсы на производство излишков (а искусство — это всегда излишки). В стране должны появиться специалисты этого ремесла — вернутся беженцы, или вырастет новое поколение. Новому поколению придется учиться с нуля, и сначала у них будет получаться очень-очень плохо.
Жозеф-Ноэль Сильвестр. «Разграбление Рима варварами в 410 году» (1890 год)
Итак, чтобы какой-то жанр искусства снова возник и достиг высокого уровня, необходимо, чтобы имелось:
— Материальные ресурсы: чтобы человек имел лишние деньги на билет в кино, а не экономил, чтобы еду купить детям.
— Школа: несколько поколений ремесленников должны наработать опыт и снова изобрести велосипед, чтобы получилось качественно.
— Идеология: население страны должно хотеть смотреть именно кино (и скорей всего, сначала это будут примитивные мюзиклы, а никак не арт-хаус). И государство (религиозное течение) должны это все одобрять вдобавок. Сложные фильмы в этой стране появится, когда накопится ресурс: мастера будут хотеть и уметь делать сложно, а потребитель будет избалован и перекормлен, и захочет сложного и необычного.
Перейдем от кинематографа к античности.
Вот была Римская империя, на протяжении веков владевшая всем цивилизованным миром. Римский мир был огромен и унифицирован. На Британских островах были виллы римских аристократов, где был теплый пол (с помощью труб горячей воды); грамотность была крайне высока (полно надписей в борделях и сортирах Помпей найдено); умели делать кесарево сечение, трепанации и удалять аппендиксы. Умны эти люди были настолько, что философию, придуманную в античности, до сих пор только специально обученные люди уразуметь могут, и ничуть это не хуже всякого дзен-суннизма, почитайте про стоиков и киников.
А потом все кончилось.
Э.В. Люмине. «Падение Рима»
Рассказывать о причинах и подробностях этих событий я не буду, только о том, какие последствия это имело для искусства и ремесла.
А дальше начинается то, что теперь называют жанром постапокалиптики.
Цивилизация полностью уничтожена. Выжившие люди пытаются выживать дальше при минимальном количестве ресурсов.
Чтобы понять, почему людям Средневековья потребовалось больше тысячи лет, чтобы научиться делать так же, как художникам античности, представьте себе мир постапокалипсиса, мир после ядерной войны.
Вся цивилизация уничтожена.
Сначала надо выжить.
А потом все создавать с нуля, на основе каких-то обрывков и осколков.
Нам трудно представить весь тот ужас и бедность, в которых веками существовала Европа, прежде чем стать достаточно богатой и опытной, чтобы начать снова делать хорошее искусство. Это как фильм Германа «Трудно быть богом», только не полтора часа на экране, а вокруг тебя всю жизнь.
Искусство появлялось то, которое было нужно, и логика этого нам, современным людям, непонятна. Ну что проще — нарисовать портрет или построить готический собор? Конечно, нарисовать портрет. Однако готические соборы роскошные строили с 12 века, а нормальные портреты научились рисовать только в 15 веке, потому что до этого в них никакой необходимости не было.
Это все очень упрощенно, например, совершенно не разобрана роль христианской идеологии.
Еще учите, что есть психологический блок, почему для современного человека это сложно уразуметь. Сегодня у нас время течет очень быстро. Со 2-й половины 19 века восприятие течения времени очень убыстрилось, и оно продолжает убыстряться. Сейчас за десять лет научных изобретений делается колоссальное количество.
И понять, почему это возвращение к культуре заняло целую тысячу лет, сегодняшнему человеку нереально сложно.
Они бы это сделали за пятилетку, ага.
Ну возвращайтесь после Третей Мировой, тогда поговорим.