Шпалеры в эрмитаже что это
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В двух слабо освещенных залах экспозиции модерна представлено двадцать произведений европейского шпалерного ткачества. Некоторые настенные ковры принадлежали императорскому дому и украшали Зимний дворец, другие поступили в музей из частных коллекций. Объявление при входе сообщает посетителям, что полумрак в помещениях необходим для сохранности ценных экспонатов.
Эрмитаж обладает хорошей коллекцией шпалер. В ней есть вещи из Зимнего дворца, из музейного фонда, закупки музея. В числе последних обретений единственная в собрании музея шпалера Жана Люрса «Блеск огня».
За каждым экспонатом интересная история. Единственная в нашей стране шпалера «Поклонение волхвов» выткана в Англии фирмой Уильяма Мориса, которая провозгласила возврат к эстетике средневекового ремесла. Акварельный эскиз к «Поклонению волхвов» создал Берн Джонсон. Шпалеру купил Сергей Щукин, до революции она висела в его доме в Москве в зале Гогена.
Серию из 15 ковров «Пасторальные сцены» по мотивам картин Ф. Буше и Ж. Фрагонара заказал в 1899 году во Франции фирме братьев Бракенье Николай II. Шпалеры предназначались для украшения Салтыковской лестницы Зимнего дворца. Лестница использовалась для личных нужд императорской семьи, связывала апартаменты родителей с детскими комнатами первого этажа. Шпалеры были вмонтированы в ниши. Сдержанные по краскам, в охристой, словно выгоревшей, гамме, они вытканы из тонких чистого шелка нитей. По документам, сохранившимся во Франции, заказ российского императора был выполнен за год. Невероятно быстро. Один мастер способен выткать квадратный аршин в год (меньше метра). Видимо, было задействовано много станков, работавших в несколько смен.
Выставка ограничена размерами помещения. Как говорят организаторы, в коллекции шпалер Эрмитажа есть еще великолепные вещи. Со временем их тоже покажут.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (6533) от 26.09.2019 под заголовком «Шпалера боится света».
Эрмитаж впервые выставляет коллекцию шпалер XIX–XX веков
Эрмитаж впервые выставил коллекцию шпалер из собственного собрания. 20 экземпляров сотканы в Европе на рубеже XIX–XX веков. Из редких — «Поклонение волхвов» из мастерской Уильяма Морриса. Она создана по рисунку живописца и иллюстратора Эдварда Берн-Джонса 1887 года. Шпалера была приобретена коллекционером Сергеем Щукиным, до 1917 года она находилась в зале Гогена в его доме в Москве.
Некоторые из экспонатов поступили в музей из собрания императорского дома и украшали Зимний дворец, другие — из российских частных коллекций. На выставке показывают серию шелковых шпалер французской фирмы Braquenié, заказанную Николаем II для Зимнего дворца; ковер Фернана Леже и абстрактную композицию «Блеск огня» Жана Люрса, недавно приобретенную музеем.
«Поклонение волхвов». Фрагмент. William Morris & Co. Автор эсикза: Эдуард Коли Берн-Джонс, 1833-1898.
Время создания: 1890. Школа/Центр производства: Серрей, Мертоновское аббатство. Шерсть. 255х379 см
В XIX веке ведущие производители были вынуждены пересмотреть свой многовековой опыт. Мануфактура Гобеленов, возрожденная в период правления Наполеона, выпускала виртуозные, тончайшие копии живописных картин. Французские шпалерные мануфактуры в Бове и Обюссоне ткали, главным образом, декоративные панно для стен и ширм, обивки для мебели. Петербургская шпалерная мануфактура, перешла к выпуску напольных ковров.
«Блеск огня». Франция, Обюссон. Мастерская Дассонваля; Мануфактура Обюссона
Автор эскиза: Жан Люрса. Хлопок, шерсть. 158 х253 см
В XX веке для Обюссона работали Пикассо, Матисс, Ле Карбюзье, Жорж Брак, Сальвадор Дали, Марк Шагал. Благодаря им шпалера вернулась от копирования живописи к монументальности и декоративности.
В 1860-х годах движение «Искусство и ремесла» Уильяма Морриса провозгласило своей миссией возврат к ценностям и эстетике средневекового ремесла и сознательный отказ от промышленной механистичности. Моррис освоил ремесло средневекового ткачества и в 1881 году открыл собственную шпалерную мастерскую.
«Поклонение волхвов». William Morris & Co. Автор эсикза: Эдуард Коли Берн-Джонс, 1833-1898.
Время создания: 1890. Школа/Центр производства: Серрей, Мертоновское аббатство. Шерсть. 255х379 см
Одновременно с английской фирмой Морриса в Бельгии и Франции работала фирма братьев Бракенье (Braquenié), которая творчески перерабатывала традиции европейского ткачества XVII и XVIII веков. Здесь ткали ковры в несколько приглушенной, как будто выгоревшей охристой гамме. В 1899 году по заказу царя Николая II компанией было исполнено 15 ковров в стиле Буше и Фрагонара. Эти шпалеры в виде арки должны были украсить ниши на трех этажах Салтыковской лестницы Зимнего дворца.
На выставке представлена и серия «Времена года», созданная на мануфактуре Гобеленов. Эскизы выполнил Жюль Шере. Четыре времени года представлены в виде прекрасных женщин. Гобелены были подарены императрице Александре Федоровне президентом Франции Раймоном Пуанкаре во время его визита в Петербург 20–23 июля 1914 года.
• «Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа». Эрмитаж. Главный штаб. До 12 января 2020.
Шпалеры в эрмитаже что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Шпалеры и гобелены в коллекции Эрмитажа. Цикл лекций «Прикладное искусство Западной Европы».
Цикл включает в себя лекции о собрании мебели, гобеленов и шпалер (это разные понятия!), серебра, керамики (в том числе майолики), фарфора и стекла (начиная с египетского, римского и, наконец, венецианского).
Первые европейские шпалеры ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.
Самыми ранними являются фрагменты немецких стенных ковров XV- начала XVI века, а также французские шпалеры того же времени. Украшением собрания по праву может считаться серия шпалер «История девы Марии», вытканная в начале XVI века.
Шпалера «Успение. Погребение. Коронование Марии» (Серия «История Девы Марии»).
К концу XV века Фландрия, где производство шпалер поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами, стала главным центром художественного ткачества и удерживала первенство в течение трёх веков.
Ведущим центром шпалерного ткачества в XVI веке во Фландрии был Брюссель. В Брюсселе было положено начало выполнению ковров по картинам знаменитых художников. Отличительные черты брюссельских шпалер: сложные многофигурные композиции, где действующие лица заполняют всё поле ковра; определённый стиль в изображении лиц и одежды персонажей, облачённых исключительно в костюмы, соответствующие моде того времени; обязательные травы и цветы на переднем плане. Очень популярны были аллегорические сюжеты, античные и библейские темы, но даже библейские и исторические персонажи одеты в костюмы фламандской знати.
В XV веке производство французских шпалер из-за Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь во второй половине столетия появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (фр. mille fleur, что означает «тысяча цветов»). На тёмном зелёном, синем или красном фоне, по декоративной кайме, обрамляющей шпалеру, рассыпано множество мелких цветочков, букетиков, ягод, часто изображённых с ботанической точностью. Нередко к растениям добавляются мелкие животные. Сюжеты для этих шпалер выбирались самые разнообразные: античные мифы, библейские истории, аллегории, сцены из жизни, литературные мотивы. Существует предположение, что мильфлёры появились под влиянием давнего обычая, бытовавшего во Франции: маршрут процессии в день Праздника Тела Христова украшался тканями со множеством прикреплённых к ним живых цветов.
Шпалера ‘Сентябрь. Шамбор. Кортеж короля’
Серия »Месяцы, или Королевские замки»
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 340×494 см
Мануфактура Гобеленов, мастерская Монмерке
Франция. Париж. Около 1730-1735
Источник поступления в музей: Музей училища Штиглица. 1923 г.
Слово «гобелен» возникло во Франции только в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», произведения которой, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, она продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны.
. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника». Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити.
Работа идёт медленно, на маленьком пространстве, причём мастеру приходится то и дело поворачиваться назад, чтобы справляться с помещённым позади него оригиналом, или вставать со своего места, чтобы взглянуть на результат работы, получившийся с лицевой стороны основы. Опытный гобеленщик может исполнить, в среднем, не более 28 кв. см. в день, или 4 /5 кв. метра в год (если считать в году 300 рабочих дней).
Шпалера ‘Охота на оленя’
Шерсть, шелк, золоченая нить; шпалерное ткачество.
Германия. Эльзас. Конец 15 в.
Источник поступления в музей: Музей училища Штиглица. 1923
Шпалера ‘Поклонение волхвов’
Шерсть; шпалерное ткачество. 255х379 см
Вильям Моррис и Ко
Великобритания. Серрей, Мертоновское аббатство. 1890
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) в Москве (до 1918 г. собрание С.И. Щукина). 1949
Шпалера ‘Медея, приносящая дары Креонту’
Серия » История Язона»
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 333х342 см
Фландрия. Начало 16 в.
Шпалера ‘Пир Клеопатры’
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 400×370 см
Мастерская Гулама ван Леефдаля
Фландрия. Брюссель. Вторая половина 17 в.
Источник поступления в музей: Первый филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица). 1933
Одежда персонажей соответствует моде 17 века во Фландрии!
Шпалера ‘Весна’
Серия »Дети-садовники»
Шерсть, шелк, золоченая нить; шпалерное ткачество. 368×303 см
Мануфактура Гобеленов
Франция. Париж. 1684-1694 гг.
Источник поступления в музей: Зимний дворец (?). 1920-е гг.
Шпалера ‘Битва сабинян с римлянами’
Серия »Похищение сабинянок»
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 313×408 см
Мастерские галереи Лувра (?)
Франция. Париж. Первая четверть 17 в.
Источник поступления в музей: Музей училища Штиглица. 1923 г.
Серия «Похищение сабинянок», к которой относится эрмитажная шпалера «Битва сабинян с римлянами», очевидно, была скопирована с одноименной серии брюссельской работы, выполненной по рисункам Джулио Романо, лучшего ученика Рафаэля. На шпалере представлен эпизод, когда сабинянки, смешавшись с толпой воинов, пытаются остановить битву, примирив римлян и сабинян.
Шпалера ‘Крещение Константина’
Серия » История императора Константина»
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 370х315 см
Мануфактура Рафаэля де ла Планша
Франция. Париж. 1633-1668
Источник поступления в музей: Собрание А.А. Половцова в Ленинграде. 1926
Шпалера ‘Бракосочетание Местры’
Серия » История Местры»
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 345х395 см
Фландрия. Брюссель. Первая четверть 16 в.
Источник поступления в музей: Музей училища Штиглица. 1923
Шпалера ‘Разорители гнезд’
Серия «Пасторальные сцены»
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 240х204 см
Филиал мануфактуры Бракенье (Бельгия)
Франция. Обюссон. 1880-1900
Источник поступления в музей: Зимний дворец. После 1917
Это стиль сохранился и в современных знаменитых обюссоновских коврах!
Фрагмент шпалеры «История рыцаря Лебедя».
Беатриса из серии «История рыцаря Лебедя». Фландрия, Брюссель. Начало XVI в. Шерсть, шелк, золотые и серебряные нити. Плотность 6–8 нитей на 1 см.
Шпалера «Осада крепости» из серии «Роман о розе» (деталь)
Начало XVI в. Фландрия, Брюссель 425 x 407 см.
Шпалера ‘Язон, срезающий золотое руно’
Серия «История Язона»
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество.
Франция. Париж. 1784
Как смотреть шпалеры
Какую тайну скрывает «Дама с единорогом»? Как связан Чарльз Диккенс с гобеленом из Байё? И почему в конце XIX века прерафаэлит Уильям Моррис решил изучать традиции средневекового ткачества? Рассказываем о том, что такое шпалеры и как их понимать
Ковер, шпалера, гобелен — чем отличаются эти понятия? Ковер — любое тканое изделие, которое вешают на стену или стелют на пол или на стол. Шпалера — безворсовый ковер, который висит на стене. Гобелен — шпалера, произведенная на так называемой мануфактуре Гобеленов, основанной в 1443 году Жаном и Филибером Гобеленами. Таким образом, любой гобелен — ковер, но не всякий ковер — гобелен. Шелковые или шерстяные настенные ковры, очень дорогие и сложные в производстве, начиная с древних времен подчеркивали богатство и высокий статус своего владельца — будь то церковная или государственная власть, вельможа или купец. Кроме того, настенные панно украшали стены соборов, дворцов, замков, ратушей и просто домов, радуя глаз и делая помещение теплее. Рассказываем о пяти выдающихся шпалерах разных эпох и советуем отправиться на выставку «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде In Artibus.
1 Ковер Гестии
Ручное ткачество было известно уже в VII тысячелетии до нашей эры. Самым древним из известных нам ворсовых ковров считается найденный на Алтае Пазырыкский ковер: он датируется V веком до нашей эры. По сравнению с ним ковер Гестии, созданный в VI веке в Египте, кажется довольно новым.
В это время в Египте жили греки, а также евреи, сирийцы, копты и другие народы, находившиеся под влиянием греческой культуры и знавшие греческий: неслучайно все надписи на шерстяном панно выполнены на этом языке. В центре изображена богиня домашнего очага: под изображением видна подпись «Гестия, подательница благословений». В руках у богини гранат — символ этих благословений. Ее головной убор и серьги тоже в форме граната. Рядом с Гестией — две служанки и шесть ангелов, которые держат в руках диски со словами «радость», «много вкусной еды и питья», «процветание», «богатство», «благословение», «добродетель».
К моменту создания ковра христианство уже давно было официальной религией Византийской империи, однако старых богов никто не забыл. Видимо, ковер Гестии был подарком, который первые владельцы повесили на стену в своем доме наподобие иконы. Такие тканые иконы были и у христиан — например, ковры Богоматери и двенадцати апостолов, созданные в том же VI веке в Египте.
2 Байенский гобелен
На самом деле эта вышивка на льняном полотне, которую иногда называют Байенским гобеленом, не является ни ковром, ни шпалерой, ни тем более гобеленом. Тем не менее традиционно она называется именно так и используется в качестве настенного украшения. Вышивка эта необычайно длинная — почти 70 метров в длину (а в ширину чуть больше 50 см). На протяженном тканом фризе разворачивается рассказ о завоевании норманнами Англии в годах. Всего на панно изображено 70 сцен, в которых участвуют 623 человека, причем если в центральной части полотна происходят серьезные военные события, то наверху и внизу гобелен из Байё украшен фигурками животных, птиц и забавных человечков.
Очевидно, что такое монументальное произведение могло быть создано только по заказу богатого и владетельного патрона, однако его имя до сих пор неизвестно исследователям. По одной версии, это королева Матильда (ок. 1031 — 1083) — жена Вильгельма I Завоевателя, по другой — епископ Байё Одо (ок. 1036 — 1097), сподвижник Вильгельма. Неясно и то, где было выполнено панно — в Англии или во Франции — и для какого помещения оно предназначалось.
В 1729 году бенедиктинский ученый Бернар де Монфокон опубликовал в своем многотомном труде «Памятники французской монархии, составляющие историю Франции» первое научное описание вышивки, ежегодно выставлявшейся в местном соборе.
3 «Дама с единорогом»
В эпоху позднего Средневековья шпалерное искусство расцвело. В конце XV — XVI веке центром производства стала Фландрия. Именно там по картонам Картон — эскиз будущего ковра в натуральную величину. французских художников был создан этот цикл из шести шпалер с однотонным фоном, усеянным цветами. Такой вид ковров с изображением множества цветов и фигурок людей, зверей и птиц на синем или темно-розовом фоне называется мильфлеры — от французского mille-fleurs («тысяча цветов»).
Пять шпалер цикла посвящены пяти чувствам: зрению, слуху, осязанию, вкусу и запаху. На шестой — загадочная надпись «À mon seul désir», то есть «По моему единственному желанию». На каждой шпалере присутствует дама, по обе стороны от нее — лев и единорог. Благодаря гербам, изображенным на шпалере, удалось установить, что заказчиком цикла был Антуан II Ле Вист, вельможа, служивший трем французским королям — Карлу VIII, Людовику XII и Франциску I. Что происходило со шпалерами между XVI и XIX веком, мы не знаем, но известно, что в 1841 году главный инспектор исторических памятников Франции и по совместительству известный писатель Проспер Мериме обнаружил их в замке Буссак в довольно плачевном состоянии. Однако ни ему, ни Жорж Санд, описавшей эти шпалеры в романе «Жанна», не удалось ничего сделать для спасения таписсерии, которая продолжала покрываться плесенью на влажных стенах старого замка. Только в 1863 году удалось перевезти цикл в Париж и начать реставрацию.
4 «Жизнь Людовика XIV»
В XVII веке центр производства шпалер переместился из Фландрии во Францию. В 1662 году была основана мануфактура гобеленов в Париже: одним из основных заказчиков был сам король Людовик XIV. Особенно популярные были ковры, изображающие мифологические, аллегорические и исторические сцены, пышные и яркие. Они отвечали как общему направлению искусства барокко, так и настроениям, царившим при французском дворе того времени.
В момент министр финансов Кольбер, среди прочего известный благодаря роману Александра Дюма «Виконт де Бражелон», и художник Шарль Лебрён, также бывший директором мануфактуры Гобеленов, решили запечатлеть на шпалерах события из жизни не Константина или Карла Великого, а ныне здравствующего монарха. Так появился цикл из 14 шпалер, известный под общим названием «История короля». Цикл начинается «Коронацией Людовика XIV», а заканчивается осадой города Доль. Впрочем, на панно изображены на только военные и дипломатические события: одна из шпалер запечатлела посещение Людовиком мануфактуры Гобеленов в Париже 15 октября 1667 года.
Дата визита выбрана не случайно: именно в 1667 году мануфактура братьев Гобелен была преобразована Кольбером в Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели. Там производились не только шпалеры, но и самые разные предметы роскоши, которые поставлялись ко двору и были недоступны рядовым французам. Включив в цикл сюжет с посещением королем мануфактуры, авторы сделали производство шпалер частью истории Франции.
На шпалерах этого цикла главные сцены помещены в пышные цветочные бордюры, похожие на рамы у картин. В эпоху классицизма среди живописных жанров и видов искусства выстраивается определенная иерархия: историческая живопись выше натюрморта, а архитектура важнее, чем декоративно-прикладное искусство. Поэтому шпалеры все больше напоминают картины — более ценные, чем образцы декоративно-прикладного искусства.
5 Уильям Моррис. «Поклонение волхвов»
Мальчик из богатой эссекской семьи (его отец занимался финансами), в 1852 году он отправился учиться в Оксфорд. Там он познакомился с Эдвардом Бёрном-Джонсом, Джоном Рёскином и другими энтузиастами средневековой истории и искусства. Вскоре, вместо того чтобы делать академическую карьеру, он стал изучать секреты ручного ткачества, мешать краски для пряжи, рисовать орнаменты и картоны для шпалер основанной им фирмы Morris, Marshall, Faulkner & Co.
В 1886 году Джон Лайтфут, ректор Эксетер-колледжа в Оксфорде, предложил своим бывшим студентам Уильяму Моррису и Эдварду Бёрну-Джонсу создать эскизы для шпалеры, которая украсит капеллу колледжа. Те с радостью согласились, и в 1887 году Бёрн-Джонс написал акварельный эскиз под названием «Вифлеемская звезда». По эскизу был сделан картон в натуральную величину. Моррис и Джон Дирл изменили некоторые цветовые сочетания и пририсовали цветы и детали фона, после чего к работе приступили три ткача. В 1890 году шпалера была окончена, но Лайтфут к тому моменту уже умер.
Моррис восхищался средневековыми шпалерами, и его «Поклонение волхвов» стало декларацией возрождения средневекового ремесла, утраченного в процессе технической революции. После первого заказа для Эксетер-колледжа в мастерской Морриса было выткано девять повторений шпалеры. Среди заказчиков были английский поэт Уилфрид Блант, Университет Манчестера, Итон-колледж, Музей искусства и ремесла Гамбурга. Шпалера, которую сегодня можно увидеть на выставке в Эрмитаже, была заказана в 1902 году коллекционером Сергеем Щукиным и до 1917 года находилась в его московском особняке. В годах, после закрытия Музея нового западного искусства, она поступила в Эрмитаж.
Сюжет поклонения волхвов часто встречается в позднеготическом шпалерном ткачестве. Как и шпалеры, созданные в период позднего Средневековья, работа Морриса и Бёрна-Джонса полна символов. Мы видим Иосифа, который встречает волхвов. У его ног лежит топор — символ его профессии, профессии плотника. Рядом Дева Мария с младенцем и архангел Гавриил в одежде, вытканной золотыми и серебряными нитями. Эта ткань очень похожа на европейские ткани XIV века, изображающие крылатых сфинксов в сиянии распростертых крыльев.
Вот волхвы. Каспар в просторных одеждах, намекающих на его восточное происхождение. Рыцарь Мельхиор — европеец среднего возраста, чей образ напоминает о Крестовых походах. Африканец Бальтазар в капюшоне, край которого украшен вышивкой с изображением срубленной ветви, пустившей ростки (символ успения и воскрешения). Вокруг фигур — множество других символических изображений. Розовый куст за спиной Иосифа и щеглы на ветвях символизируют Деву Марию. Под ногами у героев ковер из цветов: анемоны означают страдание, красные капельки на них — кровь Христа и мучеников, пострадавших за веру. Календула — афродизиак, тюльпаны — бренность земной красоты, голубой нарцисс — чистота и величие Девы Марии, фиалка и ирис — также символы Богоматери, красная гвоздика — кровь Христа и символ отваги. В центре у ног архангела мы видим корону в окружении цветов: это предсказание и намек на то, что в будущем Мария вознесется на небо и будет коронована.
Arzamas благодарит Татьяну Лехович за помощь в подготовке материала.