Штайнмайер фамилия что означает
Штайнмайер объяснил, как военные преступления сформировали вину и стыд в немецком народе
Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер выступил в воскресенье, 14 ноября, с традиционной речью в Бундестаге по случаю Всенародного дня скорби. В ней глава государства вспомнил о нападении фашистских войск на СССР и почтил память жертв войн и тирании.
«Этот день — день траура. Мы скорбим о жертвах насилия и войн», — приводит его слова пресс-служба.
Штайнмайер указал, что современным немцам неизвестны названия многих населенных пунктов в Польше и странах бывшего СССР, где совершались военные преступления.
В этом президент Германии видит парадокс, поскольку с географическими названиями на западе Европы такой проблемы нет, отметил он.
По его оценкам, общественная память «боится, когда нужно вспомнить о войне и преступлениях, совершенных на востоке и юго-востоке Европы».
«Я убежден, что когда мы поймем, какой отпечаток наше прошлое накладывает на наше настоящее, то мы будем проявлять больший интерес к этой главе нашей истории», — считает Штайнмайер. Он добавил, что немцы должны брать на себя ответственность за историю.
«Вина и стыд немецкого народа»
Говоря о том, что люди забыли «бесчисленное множество» мест немецких преступлений, президент ФРГ упомянул в том числе Катынь (село в Смоленской области, получившее известность в связи с массовым убийством польских пленных офицеров и советских граждан органами НКВД – «Газета.Ru») и Мизоч (поселок городского типа в Ровенской области Украины – «Газета.Ru»).
Вспоминая о 80-й годовщине нападения вермахта (22 июня 1941 года немецко-фашистская армия напала на Советский Союз – «Газета.Ru»), глава государства констатировал: многие жители страны признали, что места, где проходили бои, для них ничего не значат.
Как полагает Штайнмайер, во многом так сложилось из-за опыта двух мировых войн, которые «сформировали вину и стыд в немецком народе». Отдельно это повлияло на взаимоотношения людей и армии, отметил он.
«Большинство из нас тоже не знает этих мест. Мы не связываем с ними никакие события, и тем более мы не связываем их с нашей собственной, немецкой историей. Наши воспоминания стесняются предоставить сведения о войне и преступлениях в Восточной и Юго-Восточной Европе.
Они не справляются с преступлениями, совершенными против мирных жителей, насильственно перемещенных лиц и советских военнопленных, сотни тысяч которых погибли в первые месяцы после нападения: умерли от голода, убиты, расстреляны», — сказал президент ФРГ.
Штайнмайер добавил, что «принятие ответственности за нашу историю не должно означать уклонение от конфронтации с конфликтами настоящего и с теми, кто несет здесь самую тяжелую и самую трудную ответственность».
«Это еще одна причина того, почему этот день, Всенародный день скорби, является важным днем. Мы должны преодолеть безмолвие, в том числе безмолвие многих слоев общества по отношению к нашей армии. Это сегодняшняя миссия», — заключил он.
Мнение эксперта
Проблема, о которой говорил глава государства, действительно имеет место в современной Германии – об этом «Газете.Ru» рассказал преподаватель политологии из Ольденбурга, уроженец западного Берлина (ФРГ) Аксель Гёрлиц.
«Особенно эта тенденция заметна среди молодежи, которая, к сожалению, мало что знает. На территории бывшей ГДР поднимаются сейчас правые настроения – различные движения и группировки неонацистов», — отметил собеседник издания.
Он добавил, что в целом немцы помнят и скорбят о жертвах гитлеровского режима, особенно — о евреях, жертвах Холокоста.
Всенародный день скорби. История
Всенародный день скорби, День народного траура (нем. Volkstrauertag) — день памяти жертв войн и государственного насилия, который отмечается в Германии в предпоследнее воскресенье перед первым днем Адвента (название предрождественского периода, с 13 по 19 ноября – «Газета.Ru»).
В 1919 году Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями предложил отмечать день памяти павших в Первой мировой войне. Впервые его отметили в Рейхстаге в 1922 году, а с 1926-го его стали отмечать по всей стране во второе воскресенье Великого поста.
После прихода нацистов к власти в 1934 году этот день был переименован в День памяти героев (Heldengedenktag), с 1939-го его стали отмечать 16 марта (последний раз его отметили в 1945 году).
С 1948 года в Западной Германии снова стали отмечать Всенародный День скорби, теперь уже по жертвам как Первой, так и Второй мировой войн, а с 1952-го его стали отмечать в предпоследнее воскресенье перед первым днем Адвента, когда по традиции полагается думать о смерти, времени и вечности. Теперь он был посвящен не только жертвам войн, но и жертвам государственного насилия.
Франк-Вальтер Штайнмайер
Немецкий политик, действующий Федеральный президент ФРГ
Франк-Вальтер Штайнмайер (нем. Frank-Walter Steinmeier) — немецкий государственный деятель, политик, действующий Федеральный президент ФРГ с 19 марта 2017 года. Несколько лет Штанмайер занимал должность министра иностранных дел Германии (2005−2009 и 2013−2017). В 1975 году стал членом Социал-демократической партии Германии. Также Штайнмайер был вице-канцлером Германии (2007−2009).
Ранние годы и образование Франка-Вальтера Штайнмайера
Франк-Вальтер родился 5 января 1956 года в Детмольде. Семья Штайнмайера была рабочей.
В 1974 году по окончании гимназии Франк-Вальтер был призван на военную службу в бундесвер. Высшее образование он получил в Гиссенском университете имени Юстуса Либиха, который окончил в 1982 году, говорится в биографии Штайнмайера в Википедии. В университете Штайнмайер изучал юридические, а затем политические науки.
В 1986 году Франк-Вальтер Штайнмайер защитил докторскую диссертацию на тему «Правовое положение бездомных».
Трудовая биография Франка-Вальтера Штайнмайера
С 1986 по 1991 год Штайнмайер работал научным сотрудником на факультете общественного права и политологии в Гиссенском университете. В 1991 году Франк-Вальтер устроился юрисконсультом по информационному праву и политике в отношении средств массовой информации в госканцелярию Нижней Саксонии.
Некоторое время он руководил личным бюро премьер-министра Нижней Саксонии Герхарда Шрёдера (1993−1994). С 1994 по 1996 год Штайнмайер возглавлял отдел политических директив, межведомственной координации и планирования, а с 1996 по 1998 год занимал должность статс-секретаря госканцелярии Нижней Саксонии.
Постепенно Франк-Вальтер поднимался по карьерной лестнице. С ноября 1998 года по июль 1999 года Штайнмайер занимал должность статс-секретаря федерального правительства, уполномоченного по координации деятельности спецслужб, а с июля 1999 года до ноября 2005 года — руководителя ведомства федерального канцлера.
Политическая карьера Франка-Вальтера Штайнмайера
В 2005 году Штайнмайеру удалось получить должность министра иностранных дел Германии в коалиционном правительстве ХДС/ХСС-СДПГ, а в 2007 году — вице-канцлера Германии, заменив на этом посту Франца Мюнтеферинга.
Штайнмайер — Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2006).
В первой половине 2007 года Штайнмайер был председателем Совета Евросоюза. С октября 2007 года также занимал пост заместителя председателя СДПГ.
С 1 января 2016 года по 1 января 2017 года Штайнмайер был председателем ОБСЕ.
14 ноября 2016 года Франк-Вальтер Штайнмайер был выдвинут партией «Христианско-демократический союз Германии» (ХДС) в качестве кандидата на пост президента Германии на выборах 12 февраля 2017 года. В связи с этим он был освобождён от должности министра иностранных дел 27 января 2017 года.
12 февраля 2017 года Штайнмайер выиграл президентские выборы и стал избранным федеральным президентом ФРГ. Вступление в должность федерального президента состоялось 19 марта 2017 года.
Участие Штайнмайера в урегулировании международных конфликтов
В 2008 году Штайнмайером был предложен трёхэтапный план урегулирования грузино-абхазского конфликта, который предполагал возвращение беженцев, восстановление Абхазии на деньги Грузии и в будущем — определение политического статуса Абхазии, однако обе стороны этот документ отвергли.
В августе 2008 года конфликт Грузии с Абхазией и Южной Осетией перерос в полномасштабные боевые действия. Штайнмайер участвовал в мирном урегулировании конфликта, вёл переговоры между Грузией и Россией и призывал к немедленному прекращению огня и началу диалога. Штайнмайер поддержал французскую инициативу мирного плана и заявил о том, что до прекращения огня искать виновника конфликта бессмысленно. Затем он неоднократно заявлял, что Россия якобы не выполняет договорённостей о выводе войск с грузинской территории.
21 февраля 2014 года Штайнмайер выступил одним из гарантов при подписании Соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине между президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, которое не было выполнено и фактически стало европейским сопровождением государственного переворота.
Формула Штайнмайера
В последние годы в новостях о ситуации вокруг Донбасса часто упоминается «формула Штайнмайера». Она определяет механизм введения в действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на временной основе в день выборов и на постоянной основе — после опубликования отчета ОБСЕ об итогах выборов.
Долгое время Украина не хотела подписывать «формулу Штайнмаера» по предоставлению особого статуса Донбассу в составе Украины. В частности, в середине сентября 2019 года украинская сторона на встрече контактной группы в Минске отказалась подписывать документ, в результате встреча «нормандской четверки» оказалась под угрозой срыва.
Контактная группа по Донбассу 1 октября 2019 года на встрече в белорусской столице согласовала «формулу Штайнмайера». Подписи под документом помимо представляющего Украину экс-президента Леонида Кучмы поставили представители республик Донбасса, а также России и ОБСЕ.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что будет разработан новый закон об особом статусе Донбасса,
«Все стороны подписали письма в адрес ОБСЕ с уведомлением, что каждая сторона поддерживает формулу и ее выполнение», — прокомментировал источник подписание «формулы Штайнмайера». Также, по его словам, контактная группа согласовала условия разведения сил на двух пилотных участках в Донбассе.
«Подписание состоялось только вчера, поэтому сейчас, конечно, все заинтересованные стороны и представители будут работать над перспективами проведения такого саммита. Мы надеемся, что уже в ближайшее время какая-то ясность здесь наступит», — прокомментировал представитель Кремля Дмитрий Песков, добавив, что в Москве надеются, что стороны и дальше будут двигаться по пути реализации минских договоренностей.
В новостях писали, что после подписания украинской стороной «формулы Штайнмайера» начнется работа по организации встречи в «нормандском» формате с участием президентов Владимира Путина, Владимира Зеленского, Эммануэля Макрона и канцлера Германии Ангелы Меркель.
Бывший президент Украины Пётр Порошенко, ныне возглавляющий партию «Европейская солидарность», заявил, что не допустит реализации «формулы Штайнмайера», которую он называет «формулой Путина».
По мнению Порошенко, подписание украинской стороной этого документа означает ослабление или даже снятие санкций против России, а также «легитимизации оккупированного РФ Донбасса, легитимизации незаконного референдума в Крыму и незаконной аннексии Крыма».
«Мы не допустим такого сценария развития событий. Мы солидаризируемся с теми акциями и призывами, которые сегодня звучат среди ветеранов. Мы не дадим разрушить Украинское государство!», — написал Порошенко в соцсетях.
Бывший посол США в России Майкл Макфол в соцсетях назвал очень рискованной подписанную Украиной «формулу Штайнмайера».
По его словам, было бы лучше, если бы Россия сперва передала Киеву контроль над границей, и лишь потом в Донбассе были проведены выборы. При этом Макфол отметил, что президент Украины Владимир Зеленский имеет слишком маленький опыт во внешней политике по сравнению с Владимиром Путиным, сообщали в новостях.
По мнению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, «формулу Штайнмайера» можно расценивать как уступку. Политик уточнил, что изначальный текст предполагал сперва закон об особом статусе и фиксации его в конституции, а уже после проведение выборов. Однако на тот момент президент Украины Петр Порошенко отказался предоставлять особый статус Донбассу.
«Это уже абсолютно конфронтационный, контрпродуктивный, а главное антиправовой подход. Будучи тогда министром иностранных дел Германии, Франк-Вальтер Штайнмайер предложил эту компромиссную формулу. Это уже компромисс и уступка», — цитировали в новостях Лаврова. Также министр добавил, что никакого «плана Б» по Минским договоренностям быть не может.
Личная жизнь Франка-Вальтера Штайнмайера
Франк-Вальтер Штайнмайер женат, его супруга — судья по административным делам Эльке Бюденбендер. У пары есть дочь, родившаяся в 1994 году.
Штайнмайер вместе с семьей проживает в одном из самых престижных районов Берлина — Целендорфе. Несколько раз в году он навещает родителей и брата Дирка, живущих в Детмольде.
В 2010 году Эльке Бюденбендер пережила операцию по пересадке почки, донором которой стал ее муж. В связи с этим Штайнмайер был вынужден временно уйти с политической арены. В октябре 2010 года он вернулся к активной политической деятельности.
2. Транслитерация
Часть немецких букв передается на русский язык однозначно:
b | → б | n | → н | t | → т |
d | → д | p | → п | w | → в |
f | → ф | q | → к | x | → кс |
g | → г | r | → р | y | → и |
m | → м | ß | → с | z | → ц |
Сочетания j + гласная передаются таким образом:
4. Гласные и их сочетания
5. S, C, H
«Транскриптор» не умеет делить немецкие слова на слоги и составные слова на части.
6. Согласные
Удвоенное ll передается по-разному, в зависимости от положения в слове:
Между гласными ll → лл : Ellerbach → Эллербах ;
В конце слова и между согласными ll → лль : Tellkoppe → Теллькоппе ;
7. Удвоенные буквы
В чем преимущества данного сайта?
Как показывает практика, именно данный сервис позволяет добиться максимального качества переведенного материала. В одной программе объединяются плюсы Promt, Google и Microsoft. Главное преимущество – возможность сравнить несколько результатов и выбрать оптимальный. Это особенно привлекательно для людей, которые только начинают знакомство с иностранной лексикой. Подобных ресурсов в рунете больше нет.
Бесплатный переводчик с немецкого на русский от Google
Эта система пользуется большой популярностью среди изучающих иностранную лексику. Сервис использует собственные технологии статистического машинного перевода. Очевидный плюс: при желании программа позволяет работать с целыми Интернет-страницами в режиме реального времени. Для достижения желаемого результата лучше всего вводить текст небольшими отрывками. В целом, смысл материала сразу же становится понятным: остается лишь самостоятельно откорректировать некоторые детали.
Как пользоваться Google Translator?
Бесплатный переводчик с немецкого на русский от «Яндекс. Перевод»
Принцип использования программы аналогичен системе Гугл, однако здесь есть свои особенности. Помимо другого интерфейса пользователя ждет уникальная система осуществления машинного перевода. Функция прослушивания текста также присутствует.
Мы хотим чтобы немецко-русский словарь был самый лучший онлайн словарь бесплатно! Немецкий словарь делает перевод с немецкого на русский очень удобным и всегда бесплатно. Наш немецко-русский словарь и перевод в частности нуждается в вашей помощи. Пользователи, добавляя слова и голосуя за верные и неверные варианты делают перевод лучше. Немецкий онлайн перевод на русский может сильно варьироваться в зависимости от области науки. Немецко-русский словарь может иметь несколько значений, делая перевод с немецкого на русский более обширным. Наша задача сделать немецко-русский онлайн словарь лучше, чтобы сделать немецко-русский перевод наиболее эффективным
Зарегистрируйтесь и присоединяйтесь к сообществу bab.la сегодня. Например, каждый раз когда вы добавляете новое слово в немецкий словарь bab.la, Вы получаете очки и участвуете в мировом рэнкинге. Бросьте вызов своим друзьям, близким и другим пользователям bab.la, соревнуясь за первое место в рэнкинге и сделайте немецко-русский онлайн словарь самым лучшим. Если Вы не уверены в правильности и хотите перевести с немецкого на русский по-другому, используйте немецко-русский форум? На форуме Вы встретитесь с другими пользователями bab.la, чтобы обсудить немецкий перевод, немецкий онлайн словарь, и немецко-русский существующий словарный запас, и другие темы, для добавления в немецкий онлайн словарь. Вы также можете обсудить немецкий язык и попробовать перевести с немецкого слова интересующие других пользователей.
Auch: deutsch Deutscher Deutsche deutscher deutsche deutsches … Deutsch Wörterbuch
«Формула Штайнмайера» ― стратегический просчет или тонкий ход российской дипломатии?
В октябре 2015 года на саммите «нормандской четверки» в Париже была принята так называемая формула Штайнмайера (по имени тогдашнего главы МИД, ныне президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера). Документ якобы «уточнял» пару пунктов Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (Минск-2). Истекшие пять лет показали, что именно «формула» стала «трояном», внедренным в Минские соглашения и мешающим их выполнению.
Из текста Минска-2 однозначно следует, что после выполнения пунктов 1−3 (прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, обеспечение мониторинга со стороны ОБСЕ) стороны приступают к пункту 4: «В первый день после отвода (!) начать диалог о модальностях проведения местных выборов…». Причем в пункте 12 так же ясно говорится, что «вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями ОРДЛО».
А в примечании из восьми абзацев оговариваются жесткие требования к предварительно принимаемому закону Украины, на основе которого Киев и ОРДЛО будут обсуждать и согласовывать модальность (способ в данном конкретном случае) выборов ― к закону «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Эти требования к временному закону: амнистия, языковое самоопределение, независимость прокуратуры и судов ОРДЛО, создание народной милиции и др. «Временный порядок» в названии закона потому, что до конца 2015 года должна была вступить в силу новая конституция, согласованная с Донецком и Луганском, в которой был бы закреплен особый статус ОРДЛО (пункт 11). Или уже не ОРДЛО, а именно ДНР и ЛНР, а конституция не Украины, а, например, Малороссии и Новороссии. В общем, будут те названия, на которые согласятся стороны. Это дух и буква соглашений.
Всё, что оставалось представителям ОРДЛО (ДНР и ЛНР) и России, как посреднику, ― уже с конца 2015 года начинать переговоры с двух простых вопросов в адрес украинской делегации: готовы ли представители правительства Украины обсуждать организацию местных выборов с представителями ОРДЛО Украины и готовы ли представители правительства Украины обсуждать и согласовывать с представителями ОРДЛО Украины реформу конституции, поправки в которую заменят закон «О временном порядке самоуправления в ОРДЛО Украины»? В случае отказа следовал бы ответ представителей ЛДНР и РФ:
«Ввиду отказа украинской делегации обсуждать в предусмотренном порядке вопросы, предусмотренные соглашениями, считаем заседание закрытым».
Ну можно было бы в связи с очередными учениями на Яворовском полигоне под Львовом или заходом натовских кораблей в Одессу заявить очередной протест украинской стороне по факту нарушения пункта 10 Минска-2:
«Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины (!) под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп».
Не с территории ОРДЛО, а «с территории Украины». Так в тексте. Что подписали, то подписали. Стороны конфликта, согласно Минску-2, «правительство Украины» и «ОРДЛО Украины», а законные вооруженные формирования на линии соприкосновения― «украинские войска» и «вооруженные формирования ОРДЛО Украины». Украинцы с обеих сторон ― гражданская война. И ее стороны равны по определению. Это, кстати, означает, что исполнение требования Приложения об амнистии ― это не «уступка» со стороны Киева в отношении «сепаратистов», но и требование к судам Донецка и Луганска амнистировать военнослужащих ВСУ, убивавших украинцев. Болтовня киевских политиков о том, кто из «сепаратистов» заслуживает амнистии, а кто нет, будет иметь зеркальный ответ.
А еще придется при случае напоминать, что, согласно Минску-2, контроль границы получит не та субстанция, которую сейчас называют «правительством Украины», а то правительство, которое будет сформировано после конституционной реформы, согласованной с ОРДЛО. Трудно сказать, что Донецк и Луганск с Киевом согласуют, а в чем откажут, но вполне возможно, что контроль границы правительством Украины будет выражаться в единственном флаге Украины на погранпереходе. В маленьком настольном флажке в кабинете начальника пункта пропуска. Желательно, в сейфе. Ради сохранности этого имущества. Судя по тому, что украинская сторона с маниакальной настойчивостью требует: «Сначала контроль границы, а потом безопасные выборы» (и тут же, не стесняясь: «Российские войска выходят, мы заходим и зачищаем»), напоминать придется часто.
И повторять эти вопросы, протесты и напоминание раз за разом, не принимая в расчет провокации на линии соприкосновения, поскольку главное условие начала переговоров по выборам ― «отвод тяжелых вооружений» (п. 4) было выполнено, а конституционная реформа должна была осуществиться как раз к концу 2015 года. В случае отказа Киева следовало поставить третий вопрос, точнее поставить перед альтернативой уже другого посредника ― ОБСЕ (а также Берлин и Париж):
«Либо напряженность на линии соприкосновения носит технический характер, не должна мешать исполнению следующих пунктов и стороны должны перейти в подготовке выборов в ОРДЛО и конституционной реформе, либо с 1 января 2016 года Минск-2 признаётся сорванным».
Повторять постоянно и в самых простых выражениях:
Так, чтобы эта позиция (как видите, буквально в три строчки) стала фоном происходящего, доступным любому европейцу, который вообще знает о том, что на востоке Украины что-то происходит. Это невероятно сложная задача, но одного-двух лет (2016−2017) хватило бы. Не переломить цинизм западных партнеров, так максимально ослабить их аргументы и затруднить санкционную политику. При непременном условии: ни малейшего отступления от своей позиции. (Примечание: геноцида в Сребренице не было, см. «„Мягкая сила“ геноцидов», но таков уж западный нарратив на сегодня.)
Вместо этого 2 октября, через восемь месяцев после заключения Второго минского соглашения от 12 февраля 2015 года и за три месяца до его истечения в том виде, в каком оно было подписано, Россия согласилась на «формулу Штайнмайера». Которая, в общем-то, ничего не добавила. О контроле выборов со стороны ОБСЕ (подразумевающем и их оценку) и так говорилось в Минске-2. А «временное» вступление в силу в день выборов «временного» закона (на постоянной основе до принятия новой конституции ― после итогового доклада БДИПЧ ОБСЕ) ― вовсе тавтология.
Почему согласие на «формулу Штайнмайера» стало ошибкой? Своими метаниями, в частности согласием на «формулу», мы… подыграли западным партнерам, подтвердили их якобы усилия по урегулированию конфликта и в какой-то мере оправдали санкции! Они стараются, но мира нет. Значит, виноват кто-то другой: то ли Украина, то ли Россия, то ли истина «посередине», а тут «нюансы, в которых черт ногу сломит, но вы же знаете этих русских». Ни одна инициатива Запада не должна была пройти. Точка.
Во-первых, отложив в сторону дипломатический этикет, можно сказать, что наши западные партнеры плевали на дух и букву Минских соглашений, со всеми их пунктами, последовательностями, примечаниями и запятыми. За шесть лет не последовало ни одной официальной реакции на заявления официальных (!) лиц Украины о том, что соглашения нужны только для того, «чтобы укрепить ВСУ», «сохранять санкции против России», «подготовить хорватский сценарий» (молниеносного захвата ЛДНР) и т. п. Позицию коллективного Запада в интервью одному из украинских телеканалов в марте прекрасно изложил Джон Хербст, посол США в Киеве в 2003—2006 годах, ныне директор Евразийского центра при «Атлантическом совете» (Atlantic Council of the United States; в июле 2019 года Минюст РФ внес организацию в реестр нежелательных на территории РФ).
Ни в малейшей степени не смущаясь, дипломат заявил:
« » Нормандский формат» ничего пока не достиг и, наверное, мало чего вообще достигнет. Но этот формат ― база, на которой Евросоюз проводит политику санкций против России. Это самое главное. И не нужен этот формат, чтобы урегулировать эту войну. Нужно просто решение Кремля прекратить свою агрессию. И чтобы этого достигнуть, мы имеем некоторые инструменты: санкции ― это одно, военная помощь Украине ― это второй инструмент».
Что ж, остается отметить первую фразу цитаты Хербста: такой «нормандский формат» партнерам ничего не принес.
Вот и всё. Что бы ни было записано в Минских соглашениях (Хербст явно объединяет «минский формат» с «вышестоящим» «нормандским»), эти переговоры всего лишь ширма, обозначающая дипломатические усилия. Плевать на выборы, плевать на новую конституцию, плевать на то, что никакие обязательства России в Минских соглашениях не прописаны:
«Мы будем изображать переговоры и наказывать вас санкциями за неуступчивость».
Свою роль могли сыграть те три строчки после их повторения в сотый или тысячный раз. Но мы отказались от этого тарана (или капли, которая камень точит) и увлеклись игрой в дипломатию. По их правилам.
Во-вторых, любые «уточнения» пунктов уже подписанных соглашений — это изменение (!) соглашений, даже если 100 экспертов из 100 подтвердят, что никаких «принципиальных» изменений соглашения не претерпели. Открывается ящик Пандоры, и теперь можно требовать новых и новых «уточнений». Что в конце концов вылилось в предложение Берлином и Парижем в октябре 2020 года неких «ключевых кластеров по выполнению Минских соглашений», еще больше размывающих обязательства Украины. Без жесткого указания сроков и результатов, по словам представителя России в контактной группе Дмитрия Козака:
«Последние франко-германские предложения — это набор чрезмерно обтекаемых и неконкретных общих рекомендаций и фраз ни о чем».
О «небратьях», непревзойденных в хуторских хитростях, и говорить нечего: предложения, требования, ультиматумы и рисунки «красными линиями» посыпались как из рога изобилия. До высот Владимира Зеленского («Ну возьмем мы сначала под контроль границу, а потом проведем выборы, что такого случится?») мало кто смог подняться, но пытались.
Потребовалось протащить европейских партнеров носом по паркету, прежде чем они сменили риторику. В частности, стал явью ночной кошмар Киева — «переговоры об Украине без Украины». В офисе Зеленского пытаются успокоить общественность тем, что урегулирование в Донбассе было лишь одним из пунктов переговоров наряду с пандемией, Сирией и т. п., но это слабое утешение: в таких случаях при обсуждении отдельных вопросов к видеоконференциям подключают заинтересованную сторону. Башара Асада пока не готовы подключить Ангела Меркель и Эммануэль Макрон (интересно, сколько минут, а главное, о чем Владимир Путин мог говорить с этими людьми о своих сирийских делах?). Кто же отказался разговаривать с Зеленским? Позиция Кремля однозначна: никаких новых переговоров с Киевом до тех пор, пока Киев не выполнит обязательства, взятые на себя в декабре 2019-го в Париже. И западные партнеры впервые (!) с таким подходом официально согласились: заявили не только «дежурно» о безальтернативности Минских соглашений, но и о том, что ожидают исполнения решений, принятых в Париже. Надо думать, Леонид Кравчук уже месяц назад понял, к чему дело идет, а потому и устроил форменную истерику в СМИ (см. «Какая Украина, такая и война»).
Да, принятию Россией «формулы Штайнмайера» и всей последующей стратегии можно найти с десяток объяснений. Например, такое: «Путин знал, что и эту „формулу“ Киев будет саботировать, а валом новых предложений будет дискредитировать себя». Или такое: «Россия оказалась главным бенефициаром затягивания Киевом переговоров, ей требовалось время для нивелирования эффекта санкций, вот она и бросила партнерам эту кость ― продемонстрировала „уступчивость“ своей переговорной позиции». Можно даже договориться до того, что в 2015 году Кремль гениально спрогнозировал будущий и теперь уже обретающий реальные черты военно-политический союз с Китаем. Да чего уж там — президентство Дональда Трампа и пандемию тоже спрогнозировали.
Или вот еще одна версия ― «подаренной и отнятой надежды». Ничто так не деморализует, как этот подлый приём. «Подлый» ― это из комментария японского читателя статьи, посвященной заявлению Сергея Лаврова по Южным Курилам. Японского патриота возмутило то, что Россия 30 лет давала Японии надежды на возвращение «северных территорий», а теперь японцы не могут надеяться на возвращение даже Шикотана и Хабомаи, согласно Декларации-1956, поскольку русские требуют сначала признать итоги войны, «а потом посмотрим». Ну да, всё верно, читайте декларацию. Теперь Япония объявляет острова «оккупированными» («страна-агрессор»?), но число участников и масштаб протестных акций в день «северных территорий» резко упали, а уже большинство японцев уклоняются от категоричных ответов при опросах об островах.
Но есть одно крайне важное но. Такая стратегия подразумевает, что эффект должен быть немедленно закреплен действием. Действием опрокидывающим, уничтожающим. Для деморализации японских реваншистов хватило закона, вводящего уголовную ответственность за попытку отчуждения территорий России, а также размещения на Южных Курилах новейших РЛС и истребителей Су-35С. В случае с Украиной этого недостаточно.
Как и любой функциональный идиот, Данилов способен лишь реагировать на раздражители. Долго искать раздражитель не пришлось. Буквально за три дня до заявления секретаря СНБО на Украине случилась незамеченная сенсация (а Данилов, впрочем, ее заметил). Известный политолог Михаил Погребинский в эфире онлайн-конференции высказал удивительное мнение:
«В Украине половина населения — русскоязычные, и не менее трети вообще не считают, что украинская независимость — это ценность».
Учитывая то, что русскоязычные составляют не половину, а как минимум две трети населения Украины, можно предположить, что обычно внимательный к цифрам политолог чуть приукрасил картину и тех, для кого украинская независимость не ценность, тоже несколько больше. А в переводе слов осторожного Погребинского с русского на русский: треть населения Украины желает воссоединения с Россией. А то и больше.
Можно было бы от расчетов Погребинского и отмахнуться, но не позволил глава МВД Арсен Аваков. От шуток-прибауток про слобожанский говор украинского языка (Аваков: «Я так называю русский язык»), серый кардинал перешел к программным заявлениям.
«Почему мы, украинцы, должны отказываться от языка Гоголя, Квитки-Основьяненко, Шевченко, Носова, Зощенко, Булгакова, Виктора Некрасова и сотен других прекрасных украинских русскоязычных писателей? Я, русскоязычный украинский националист, уверен, что мы должны приветствовать развитие нашего русского языка, на котором говорят миллионы украинцев, и давать ему возможность свободно развиваться. Несомненно, государственным может быть только украинский язык — как язык субъектной, суверенной страны. Однако русский, крымскотатарский, румынский, венгерский, болгарский и прочие языки, которые живут в Украине, — языки общения и культуры, семейного наследия, часть богатой украинской культурной ауры. Эти языки также принадлежат украинцам!» — заявил Аваков в беседе с Дмитрием Гордоном.
Нам же следует усвоить одно. Никакой паузы, продыха, кредита доверия, который Москва давала и Петру Порошенко, и Владимиру Зеленскому, больше быть не должно. Либо мы правы, и «формула Штайнмайера» — стратегический просчет. Либо неправы, а она — тонкий ход российской дипломатии. Но в этом случае избранная стратегия подразумевает, что эффект должен быть немедленно закреплен действием. Действием опрокидывающим, уничтожающим. Иначе впереди еще несколько лет танцев с бубнами.