Штоф для водки что это
Штоф для водки – аналог древнерусской «кружки»
Штоф (нем. Stof) – изначально мера объема для измерения алкогольных напитков, а затем и сосуд, в котором хранилось вино или водка. В буквальном переводе значит «большая кружка», и этим удивительно совпадает с аналогичной мерой, бытовавшей на Руси. Что любопытно, с ювелирной точностью совпадают даже объемы – 1.23 л.
Как мера
Штоф – равен 1/10 ведра, при этом в самом штофе содержится 10 чарок. Несложно подсчитать, что в ведре примерно 12.5 литра (преимущественно – водки), а чарка – классические «сто грамм» (с небольшой лихвой). Впрочем, была еще альтернативная система подсчета, при которой штоф равнялся 1/8 ведра и составлял
Как посуда
Со временем название меры объема перенеслось на наиболее распространенный сосуд для водки, и штофами стали называть четырехгранные бутылки зеленого стекла с коротким горлышком, закупоривавшимся пробкой. Визуально это изделие немного походило на резиновые советские грелки (хотя кто знает, вдруг совпадение не случайно?).
Из-за небольшой путаницы с мерами, существовали как десятериковые штофы, так и осьмериковые, также кроме штофов были еще полуштофы и штофики (чаще всего последняя бутылочка вмещала
300 мл водки, но это не фиксированный объем, который мог свободно «гулять» в любую сторону).
История водочных штофов
Как вообще русская «кружка» уступила место немецкому «штофу»? Во всем виноваты зарубежные мастера-стеклодувы, принесшие в Россию новое искусство, а с ним – и лексикон. Чтобы проиллюстрировать популярность этой меры (и тары), достаточно сказать только, что в начале XIX века в России выпускалось более 2.5 миллионов штофов – столько же, сколько всех остальных видов бутылок вместе взятых.
С развитием стеклянного производства стали появляться праздничные и подарочные штофы из хрусталя, керамики, фарфора. Изделия украшали росписью и гравировками, от простого «крестьянского» штофа «отпочковался» изысканный графин для хранения дорогих напитков. Впрочем, четырехугольная форма осталась неизменной, поменялись только материалы и отделка.
Классический штоф четырехугольный
Любопытный факт: полузабытые штофы оказали значительное влияние на конструкцию сегодняшних ящиков для водки. Наверняка вы замечали, что в погрузочной таре предусмотрено 20 «гнезд», и ящик получается асимметричным: 4х5 бутылок. Это ужасно неудобно: пустые емкости сложно складировать, они занимают больше места и менее эргономичны. Почему же тогда их делают именно такими? Все просто: раньше водка поставлялась не в «поллитрах», а в полуштофах, а стандартная партия составляла ведро (20 полуштофов). С тех пор и объемы, и сосуды изменились, а традиция осталась.
Еще одна интересная деталь: осьмериковый штоф был менее популярен, чем десятериковый, однако даже он не прошел в нашей истории по касательной. Осьмериковый полуштоф равняется 0.76 л – ровно столько, сколько содержится в современной бутылке игристого вина.
Штофы для водки сегодня
В наше время штоф уже не считается непременным атрибутом застолья – скорее, это любопытный сувенир с историческим флером, хороший и статусный подарок начальнику или другому уважаемому человеку. Разумеется, производители давно не следят ни за формой, ни за объемом: на рынке встречаются «штофы» в форме архитектурных сооружений, кораблей и даже копий всемирно известных произведений искусства. Оформление тоже может быть очень разным: начиная от художественной инкрустации и заканчивая изображениями национального флага или другой узнаваемой символикой.
Современный вариант из прозрачного стекла со стопками
Осталось лишь название, которое можно интерпретировать как красивая (оригинальная) бутылка для водки.
Графин для водки
Как и декантер для вина, штоф для водки является одним из элементов культуры правильного распития алкоголя. Он имеет как функциональное назначение, так и эстетическое. Для изготовления водочных графинов используются различные материалы, и их размеры может варьироваться, но неизменной остается специфичная прямоугольность, хотя декоративные варианты могут отходить и от нее. И чтобы в полной мере узнать, что такое штоф для водки, каких видов он бывает и как подобрать такое изделие для личных нужд, стоит ознакомиться с вопросом более детально.
Что это такое
Штоф – это специальная посуда, предназначенная для хранения и подачи алкогольных напитков. Классической формой такого графина под водку является прямоугольная емкость с коротким горлышком и сплющенной пробкой. В наши дни для большего удобства наливания чаще используют сосуды с более длинным горлышком, чем в оригинале. Кроме того, пробка, как и сама емкость, зачастую исполнена в декоративной форме и несет не только функциональное, но и эстетическое назначение.
Название этого типа сосудов заимствовано от одноименной меры объема жидкости. Так, 1 штоф равен 1,23 литра. Именно его до введения имперских стандартов использовали в России для измерения объема спиртных напитков, таких как водка или —вино—.
Изначально штофы изготовлялись из зеленого стекла и имели характерную не только прямоугольную, но и сплющенную форму. Современные графины для водки изготовляются в основном из стекла, хрусталя, керамики, изредка из фарфора и дерева, очень редко из благородных металлов. Они могут принимать разные формы вплоть до полной трансформации в различные фигуры зверей, людей или других объектов.
Какие есть виды
По объему
Вне зависимости от материала изготовления и формы все штофы под водку можно подразделить на три категории в зависимости от их объема, а именно:
По назначению
По этому критерию все изделия можно подразделить на два вида:
По материалу изготовления
В зависимости от того, из чего изготовлена посуда, варьируется как функционал, так и эстетика и стоимость изделия:
Как выбрать
Чтобы подобрать штоф, который в дальнейшем будет максимально полезен, стоит следовать такому списку первостепенности критериев:
Советы по уходу
Хрусталь обладает определенной спецификой, из-за которой пользоваться им нужно, соблюдая некоторые предписания:
Штоф для водки, как удобная обувь – без нее можно прожить, но зачем такие неудобства. Кроме того, сосуд улучшает эстетический вид стола как дополнительный элемент декора. Какой бы ни была бутылка водки, будь-то —«Белая березка»—, «Русская эскадра» или даже «Легенда Кремля», она не будет смотреться так гармонично на фоне посуды и столовых приборов, как специально подобранный водочный графин.
Кроме того, изделие подчеркивает статусность его владельца так же, как это делают хорошие часы и другие мелкие атрибуты, например сигарная гильотина. Также качественный стеклянный или керамический и, конечно же, хрустальный графин для водки является шикарным и достойным подарком по случаю любого праздника или юбилея – беспроигрышный вариант.
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Цитатник
Гриша Шесть-на-Девять Гриша Шесть-на-Девять Станислав Садальск.
ЧЕРНОШЕЙНЫЕ ЖУРАВЛИ НА ЗИМОВКЕ В ЗАПОВЕДНИКЕ ДАШАНЬБАО. Национальный природный заповедник черн.
История аргентинского танго “Танго – это природный пульс на запястье Буэнос-Айреса&rd.
Самые дорогие камни планеты В настоящее время открыто более шести тысяч минералов и ежегод.
Гелатский монастырь, живая история Грузии. Гелатский монастырь &mda.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Алкогольная азбука: штоф, полуштоф, штофик – что это такое и откуда взялось
Привычная нам метрическая система мер популярной стала лишь в XIX веке, а принадлежащая этой системе мера объема, литр – вообще в ХХ. К тому времени объем жидкости измеряли – ну, как могли: бочками, ведрами, чашками, рюмками и многими другими мерками. Рассказываем сегодня об одной из самых популярных мер – штофе.
Одним из способов измерения жидкости в период средних веков был штоф.
Stof – древненемецкое слово, которое можно перевести как чаша или большая кружка. Традиционно сложилось, что такими кружками – штофами измеряли алкогольные напитки.
Штоф как мера
Итак, штоф – сколько это? В Руси наиболее популярными способами измерения жидкости были, разумеется, ведра. Если же речь шла о напитках, в основном алкогольных – то рюмки.
Штоф как мера объема жидкости равен объему большой кружки.
Соотношение рюмки к ведру и легло в основу формирования системы измерения объема жидкости того времени:
А теперь внимание: кроме бочек, ведер и рюмок в системе измерения объема жидкости люди использовали кружки.
Средневековый набор мерил для напитков, Германия
Как появился штоф
Петр I прорубил «окно в Европу», и одним из последствий этого стало развитие стекольного производства.
Так в XVII веке и появилась зеленая четырехгранная бутылка с короткой шейкой и пробкой. Мастера привыкли к слову «штоф» и стали регулярно использовать его в производстве.
К началу XIX века бутылка-штоф приобрела такую популярность, что ежегодно в Российской империи отливали таких более 2,5 миллиона – не только зеленых, а уже и других цветов, а также прозрачных и матовых, простых и с инкрустациями и гравировкой.
Меры объема алкоголя до введения метрической системы
Меры объема алкоголя
После перехода на метрическую систему из употребления вышли оригинальные названия – такие как «гусь», «штоф», «полуштоф», «четушка» и многие другие. Их можно увидеть разве в книгах XVIII – XIX веков, а также и ХХ.
Современный человек, человек XXI века, часто не понимает значения этих терминов. Вот мы и объясним:
К слову, Петр был не только первым российским императором, но и первым, кто лично контролировал оборот алкоголя в стране. Он приказал питьевым заведениям иметь специальную тару для продажи водки:
Водочные штоф, полуштоф и штофик, XVIII век, Музей воды, Санкт-Петербург
Штоф, полуштоф, штофик: в чем разница
Для розлива и хранения алкогольных напитков было три разновидности бутылок:
Все бутыли имели одинаковую прямоугольную форму, были зеленого цвета и закупоривались пробкой.
Рубрики: | Интересные факты |
Метки: любопытно
Процитировано 7 раз
Понравилось: 44 пользователям
Штоф для водки — это мера объема или бутыль для спиртного
Количество жидкости в одном штофе
Для того чтобы разобраться что такое штоф, нужно понимать его отношение к ведру воды. Именно ведрами и чарками измеряли объемы жидкостей на Руси. Чарка – это посуда для питья алкогольных напитков. Она выполнялась из металла, чаще всего серебра. Ее обычно украшали различными чеканками, эмалью или просто чернением. Объем чарки составлял одну сотую от ведра, что равно 120 граммам в метрической системе.
Ведро или по-другому казенное ведро – это основная мера для жидкостей, которую использовали до появления метрической системы. Одно казенное ведро было равно 12,299 литрам. Таким образом, в одно ведро можно было вместить примерно 100 чарок. Само ведро составляло 1/40 бочки.
Кроме бочек, ведер и чарок в системе измерения объема жидкости, люди использовали кружки. В семнадцатом веке 10 или 12 кружек составляли объем одного ведра. Так как значение слова «штоф» можно перевести с немецкого языка, как «большой бокал» или «кружка», то и сам штоф будет равен объему кружки. Соответственно один штоф будет равен 1,23 литра жидкости.
штоф Iправить
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
Им. | што́ф | што́фы |
Р. | што́фа | што́фов |
Д. | што́фу | што́фам |
В. | што́ф | што́фы |
Тв. | што́фом | што́фами |
Пр. | што́фе | што́фах |
штоф
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
История появления штофа на Руси
Если кружка и штоф по объему составляют одинаковую мерку, как получилось, что русское понятие «кружка», поменяли на иностранное значение «штоф»? Что такое штоф для русского человека, и почему он получил популярность в нашем языке?
Появлению такой меры объема (а впоследствии словом «штоф» стали называть и емкость для алкогольных напитков) способствовало развитие стекольного производства в России. В семнадцатом веке для развития страны, Петр I предпочитал отправлять мастеров для получения ими нужного образования в Европу. Стеклодувы также не обошлись без заграничных учителей. В это время и появилась в России зеленая, четырехгранная бутылка с коротким горлышком и пробкой. Постепенно русские мастера привыкли к тому, что означает слово «штоф», и стали использовать его в производстве.
Навигация
Персональные инструменты
Пространства имён
Варианты
Просмотры
Поиск
Навигация
Сообщество
Печать/экспорт
Инструменты
На других языках
Развитие производства тары для напитков в России
Когда, по мнению Петра, стекольные мастерские стали самостоятельно развиваться, он издал указ о запрещении ввоза заграничного стекла. Таким образом, русские мастера стали удовлетворять потребностям страны в стеклянной таре. Постепенно производство стеклянных бутылок выросло до более двух миллионов в год.
Универсальная форма такой бутылки, как штоф, была очень удобной не только для производства, но и для хранения жидкости. Кроме этого, зеленые, компактные бутылки являлись украшением любого праздника. И в современном мире для красивого подарка, предназначенного мужчине, выбирают алкоголь, залитый в немецкий штоф. Ведь что такое штоф? Его название напоминает о крепости и качестве алкогольного напитка.
Штоф для водки – аналог древнерусской «кружки»
Штоф (нем. Stof) – изначально мера объема для измерения алкогольных напитков, а затем и сосуд, в котором хранилось вино или водка. В буквальном переводе значит «большая кружка», и этим удивительно совпадает с аналогичной мерой, бытовавшей на Руси. Что любопытно, с ювелирной точностью совпадают даже объемы – 1.23 л.
Как мера. Штоф – равен 1/10 ведра, при этом в самом штофе содержится 10 чарок. Несложно подсчитать, что в ведре примерно 12.5 литра (преимущественно – водки), а чарка – классические «сто грамм» (с небольшой лихвой). Впрочем, была еще альтернативная система подсчета, при которой штоф равнялся 1/8 ведра и составлял
Как посуда. Со временем название меры объема перенеслось на наиболее распространенный сосуд для водки, и штофами стали называть четырехгранные бутылки зеленого стекла с коротким горлышком, закупоривавшимся пробкой. Визуально это изделие немного походило на резиновые советские грелки (хотя кто знает, вдруг совпадение не случайно?).
Меры объема алкоголя до революции
После перехода на метрическую систему из обихода русского языка ушли такие оригинальные названия как «гусь», «штоф», «полуштоф», «чекушка» и другие. Теперь их можно встретить только в старой литературе, а современный человек зачастую не понимает их значения.
Старинная водочная тара:
Первым, кто контролировал оборот алкоголя в России, был Петр I. Именно он предписал питейным заведениям иметь специальную тару для продажи водки. Посуда должна была иметь градуировку, получить свидетельство и клеймо в Казенной палате мер. Таким образом, можно было осуществлять контроль над закупкой и продажей алкоголя.
Наиболее известной для современного человека остается понятие чарки. Такой объем водки был распространен в быту армии и флота. С Петровских времен чарка входит в солдатский паек. По уставу каждому солдату полагалось две чарки водки в день. При этом моряки получали на неделю только четыре чарки. В двадцатом веке чарка преобразовалась во фронтовые сто грамм.
Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси
Некоммерческое Партнерство «Рукописные памятники Древней Руси» создано при участии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и издательства «Языки славянских культур». Научное руководство деятельностью Партнерства осуществляет Научный совет, возглавляемый чл.-корр. РАН, директором Института русского языка РАН А. М. Молдованом. В Научный совет входят: А. А. Гиппиус, В. М. Живов (зам. председателя Научного совета), А. А. Зализняк, А. А. Пичхадзе, Н. Н. Покровский, А. А. Турилов, В. Л. Янин. Главная наша цель – собрать как можно более обширный электронный архив древнерусских материалов, хранящихся в отечественных и зарубежных музеях (архивах, библиотеках, хранилищах) и представить его в открытом доступе в интернете с соблюдением и защитой всех юридических прав музеев-хранителей рукописей. Важность этой задачи обусловлена тем, что к настоящему времени опубликована лишь незначительная часть (менее 0.1 процента) рукописных памятников, находящихся во многих хранилищах Москвы, Петербурга, Великого Новгорода, Костромы, Твери, Ярославля, Казани, Саратова, и других городов. Между тем собрание древне- и старорусских рукописей (XI–XVII веков), хранящихся в российских библиотеках и архивах, чрезвычайно велико и насчитывает более 100 000 единиц хранения. При отсутствии полноценных и качественных копий мы находимся под постоянной угрозой утраты этого наследия. Реализация поставленной цели будет осуществляться путем предоставления на нашем сайте персональной экспозиционной площадки музеям, архивам, издательствам, научно-исследовательским коллективам для размещения в открытом доступе электронных копий имеющихся у них рукописных материалов (вместе с необходимой сопутствующей информацией: права на ее публикацию, адреса и телефоны для научных и деловых контактов и пр. Мы также берем на себя техническое обслуживание этой экспозиции, включающее первичную обработку и последующее размещение отсканированной рукописи, обновление и дополнение экспозиционных материалов и др. При этом все права музея, архива (другого правообладателя) на предоставленные материалы полностью сохраняются, а рукописные материалы размещается в виде, не допускающем их несанкционированное издание. Примером может служить наше сотрудничество с Государственной Третьяковской Галереей. В настоящее время нашем сайте размещается электронная копия издания «Типографский Устав (устав с кондакарем)» а трех томах, осуществленного под научной редакцией Б. А. Успенского издательством «Языки славянских культур» при содействии Галереи. Это издание посвящено рукописному памятнику конца XI – начала XII вв. Первый том представляет факсимильное воспроизведение рукописи, второй — наборное воспроизведение и словоуказатель, третий содержит посвященные ей научные исследования. Пример сотрудничества с учеными – раздел, посвященный древнерусским берестяным грамотам, разработанный коллективом ученых во главе с академиками В. Л. Яниным и А. А Зализняком. Впервые в полном объеме представлены коллекции берестяных документов Государственного исторического музея и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Примером сотрудничества с издательствами является совместная работа с издательством «Языки славянских культур», которое предоставило нам свои издания первых томов Полного собрания русских летописей, п также рукописных книг «История иудейской войны Иосифа Флавия» (древнерусский перевод) и «Псалтырь 1683 г. в переводе Аврамия Фирсова». Наряду с главной задачей — собрать полный электронный архив древнерусских материалов, мы ставим перед собой еще две задачи. Вторая задача, непосредственно связанная с первой — создание специальных образовательных программ по изучению самых разных аспектов древнерусской истории, литературы и культуры, как светской, так и религиозной (включая богослужение, монастырское устройство, художественные стили и вкусы, культовые фигуры и проч.). Эти программы, ориентированные на разные образовательные уровни обучающихся (от младших школьников до студентов старших курсов и аспирантов университетов) могут стать незаменимым подспорьем в школьном и вузовском образовании на всей территории России, важным источником возрождения отечественного самосознания и духовных традиций. Наконец, третья наша задача — способствовать расширению исследований по истории, литературе, культуре, языку Древней Руси, путем облегчения доступа отечественным и зарубежным славистам к рукописным источникам и посвященным им научным работам. Это будет способствовать повышению интереса к русской истории и культуре, росту ее влияния и авторитета в мире.
Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций
В создании сайта участвуют и помогают:
Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО
Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.
Для разлива и хранения алкогольных напитков существовало три разновидности бутылок. Самая большая из них имела объем от 1,3 литра до 1 литра. Средняя бутыль была от 700 грамм до 500 грамм. Маленький штофик равнялся объему в 250 грамм. Все бутыли имели одинаковую прямоугольную форму, были зеленого цвета и закупоривались пробкой. Вот что такое штоф, полуштоф и штофик. Постепенно зеленые бутыли заменяли водочными графинами, которые остаются популярными и сегодня.
Одним из главных украшений на праздничном столе остается красивый хрустальный графин с притертой пробкой, в котором хозяйка подает гостям алкогольный напиток. Для правильного и умеренного употребления водки стоит помнить историю и знать, что современный графин пришел к людям из семнадцатого века под названием – «штоф».
Выбираем штоф
Для подарочных вариантов обязательным требованием является наличие надежно закрывающейся крышки. Желательно, чтобы изделие было с подставкой и достаточно устойчивым. Если планируется купить штоф только для домашнего использования, тогда можно выбрать сосуд с декоративной крышкой. Закрывается такая бутыль деревянной, силиконовой или пластиковой пробкой.
Смотреть галерею
Штоф – это сколько водки? Больше литра! Поэтому для нее чаще использовали полуштоф. Этот напиток очень любим россиянами издавна. Употребляли его чаще всего, поэтому и название ассоциируется в первую очередь с водкой. Красивый и практичный в старину предмет – штоф для водки — всегда обязательно присутствовал на столе. Сегодня его значение не утратилось, но он обрел иные функции.
Современные штофы подарочные – это функциональное украшение стола. Существует множество специализированных магазинов, которые могут предложить покупателям такие сосуды для водки, коньяка, виски. Сувенирные штофы часто предлагаются в комплекте с рюмками или стопками. Эти оригинальные композиции непременно займут достойное место в каждом доме.
История водочных штофов
Как вообще русская «кружка» уступила место немецкому «штофу»? Во всем виноваты зарубежные мастера-стеклодувы, принесшие в Россию новое искусство, а с ним – и лексикон. Чтобы проиллюстрировать популярность этой меры (и тары), достаточно сказать только, что в начале XIX века в России выпускалось более 2.5 миллионов штофов – столько же, сколько всех остальных видов бутылок вместе взятых.
С развитием стеклянного производства стали появляться праздничные и подарочные штофы из хрусталя, керамики, фарфора. Изделия украшали росписью и гравировками, от простого «крестьянского» штофа «отпочковался» изысканный графин для хранения дорогих напитков. Впрочем, четырехугольная форма осталась неизменной, поменялись только материалы и отделка.
Классический штоф — четырехугольный и зеленый
Любопытный факт: полузабытые штофы оказали значительное влияние на конструкцию сегодняшних ящиков для водки. Наверняка вы замечали, что в погрузочной таре предусмотрено 20 «гнезд», и ящик получается асимметричным: 4х5 бутылок. Это ужасно неудобно: пустые емкости сложно складировать, они занимают больше места и менее эргономичны. Почему же тогда их делают именно такими? Все просто: раньше водка поставлялась не в «поллитрах», а в полуштофах, а стандартная партия составляла ведро (20 полуштофов). С тех пор и объемы, и сосуды изменились, а традиция осталась.
Еще одна интересная деталь: осьмериковый штоф был менее популярен, чем десятериковый, однако даже он не прошел в нашей истории по касательной. Осьмериковый полуштоф равняется 0.76 л – ровно столько, сколько содержится в современной бутылке игристого вина.