Штраф за то что не забрал военный билет
Штраф за то что не забрал военный билет
Есть ли штраф за то, что много лет не забирал в военкомате военный билет?
Хотим написать заявление в военкомат, чтобы выслали военник на дом.
Ответы на вопрос:
Есть но вам он уже не грозит.
Похожие вопросы
Я ограничено годный к военной службе, в апреле 2007 года пройдя мед комиссию мне сказали забрать военный билет в мае 2007 года, чего я не сделал, и вот решил забрать его сейчас, пришел в военкомат, написал заявление, мне написали протокол на административное наказание согласно статье КоАП 25.5, штраф 100 рублей, разъяснив статью так: «Несвоевременная постановка на воинский учет и получение военного билета», я совсем согласился и расписался, день назад звонят и говорят что я могу приходить и забирать военный билет. Я прихожу его забирать, а мне говорят что не выдадут мне военный билет, пока я не заплачу штраф. Штраф не платил, и платить его в установленном законом порядке не отказываюсь. Так вот, вопрос такой, имеет ли право военный комиссар не выдавать мне военный билет, пока я не заплачу штраф?
Утерял военный билет, пришел в военкомат, получил полный список документов для восстановления, среди которых числилась справка из правоохранительных органов о том, что утерянный военный билет не числится в списке найденных. В военкомате мне объяснили, что для получения справки мне нужно в отделении полиции по месту жительства написать заявление об утере военного билета, получить талон-уведомление о принятии заявления, отнести его обратно в военкомат и ждать примерно две недели, пока военкомат сам не получит ответ от отделения полиции, так как на руки справки выдавать им запретили. Написал заявление 20 марта 2014 года, до сих пор ответа нет. В полиции мне говорят, что нет ответа потому что не было запроса из военкомата, в военкомате говорят что они никаких запросов не делают и полиция сама должна сделать исходящее сообщение по заявлению в сторону военкомата. Борюсь уже 4 месяца и все безрезультатно. Подскажите, пожалуйста, что мне делать?
Потерял военник, написал заявление в военкомате на восстановление, дали реквизиты для оплаты штрафа. Штраф оплатил. Но потом военный билет нашел, сообщил в военкомат о находке, там заявление на восстановление аннулировали. Вопрос, как вернуть штраф? Писать в Минфин заявление о возврате или на военкомат?
Осенью 2016 в военкомате признали негодным к военной службе (категория В). В январе 2017 написал заявление на получение военного билета, но военкомат до сих пор не выдает военный билет. Говорят, типа все дела в прокуратуре, на проверке. Как ускорить выдачу военного билета?
Что делать с военным билетом после 27 лет?
Мне 26 лет, я живу в Москве, хотя зарегистрирован в Магнитогорске. Там же состою на воинском учете. Скоро мне исполнится 27 лет и я не буду подлежать призыву. Хочу уточнить, как получить справку или военный билет.
На протяжении всех призывов, начиная с 17 лет, повесток я не получал. Последние четыре года вообще не живу по месту регистрации, но приписное свидетельство у меня на руках. В 2011—2012 годах проходил медицинское обследование и с результатами ходил в военкомат. Хотел, чтобы меня признали негодным по медицинским показаниям, но забросил это дело: диагноз оказался несерьезным.
Расскажите, пожалуйста, что мне грозит с юридической точки зрения: административная или уголовная ответственность? Как себя вести при обращении в военкомат после 27 лет, через что придется пройти и как к этому подготовиться?
Военную службу не признаю, считаю бесполезным государственным институтом, но от призыва целенаправленно не уклоняюсь.
Максим, могу сказать, что в большинстве случаев, если призывнику исполнилось 27 лет, он может смело приходить в военкомат. Как правило, максимум, что требует военный комиссар, — это написать объяснительную.
Но каждый случай индивидуален, в том числе и ваш. Я расскажу, какие моменты нужно будет учесть.
Что такое военная служба по призыву
Любого гражданина России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет могут призвать на военную службу на один год.
Есть категории граждан, которые призыву не подлежат или имеют отсрочку от него. Это студенты очной формы обучения, аспиранты, лица, признанные медицинской комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе, депутаты и те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы или находится под следствием. Но, судя по вашему письму, вы ни под одну из этих категорий не попадаете.
За уклонение от призыва предусмотрена уголовная ответственность. Если у человека нет оснований для отсрочки и он скрывается от сотрудников военкомата, его могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей или лишить свободы на срок до двух лет.
Если человек не сообщает в военкомат об изменении места жительства, семейного положения, о переезде или выезде за границу на срок более шести месяцев, за это предусмотрена только административная ответственность и штраф от 100 до 500 рублей.
Когда к уголовной ответственности не привлекают
В 2008 году Пленум Верховного суда России разъяснил, как рассматривать уголовные дела тех, кто уклоняется от военной службы. По его мнению, призывник не обязан по собственной инициативе и без повестки являться в военкомат.
Логика такая: инициатива по призыву гражданина должна исходить от военного комиссариата. Если гражданин знал о призыве и целенаправленно скрывался от него, его можно привлечь к уголовной ответственности. Но если гражданин не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, он не несет ответственности в связи с неявкой.
Повестку вручают под расписку и только сотрудники военного комиссариата. Ее нельзя передать через знакомых или вручить соседу с просьбой передать призывнику. Это считается ненадлежащим уведомлением: если так сделать, то привлечь человека к ответственности за неявку в призывной пункт не получится.
Что делать в вашем случае
Вы в 17 лет получили приписное свидетельство и пытались пройти медкомиссию. В ваших действиях признаков умышленного уклонения от призыва нет. Единственное слабое место — смена места жительства. Четыре года назад вы переехали из Магнитогорска в Москву и не уведомили об этом военкомат. Когда вы явитесь в военкомат по месту постоянной регистрации, вас попросят обосновать причины переезда и неявки в объяснительной записке на имя военного комиссара. Многие считают это простой формальностью, но именно по объяснительной судят о мотивах неявки в военный комиссариат.
Возможные последствия могу пояснить на примере. Допустим, человек не являлся в военкомат до 27 лет. А потом написал в объяснительной: я пацифист, служить не хотел, поэтому спрятался в соседнем городе. Сейчас меня призвать уже нельзя, поскольку возраст не позволяет. Такого человека точно не призовут, но вот уголовное дело возбудить могут: судя по объяснительной, человек уклонялся умышленно.
Сотрудники военкомата могут попросить у вас копию трудовой книжки. Дело в том, что работодатели обязаны ставить в известность военкомат о работающих у них мужчинах призывного возраста. Если работодатель этих сведений не предоставил — это тоже не ваша вина.
Что писать вам, зависит от вашей конкретной ситуации. Но я рекомендую отнестись к написанию объяснительной очень серьезно.
Военный билет вам все равно не выдадут
С 2014 года тем, кто не служил в армии, вместо военного билета выдают справку установленного образца. Она не накладывает никаких ограничений на владельца. Если справки нет, это не может служить основанием, например, для отказа в продвижении по службе или в приеме на работу.
Есть только одно ограничение: не отслужившие в армии лица без законных на то оснований не могут состоять на государственной гражданской службе в течение десяти лет.
Но это ограничение распространяется на тех, кто поступил на госслужбу после 1 января 2014 года. Если вы устроились на государственную службу до этой даты, вас нельзя за это уволить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Учусь за границей, что делать с военным билетом?
Сейчас мне 21 год. С 2015 года я учусь в Великобритании на бакалавриате. В этом году заканчиваю обучение и не знаю, что делать дальше с армией. Планирую вернуться домой и работать в России, но без военного билета официально устроиться на престижную работу будет довольно сложно.
Я отнес в военкомат справку из университета о том, что учусь в другой стране до июня 2019 года. Справку перевел и нотариально заверил. Приписное свидетельство в военкомате забрали и сказали, что, когда вернусь в Россию, нужно будет прийти в военкомат и забрать приписное свидетельство обратно.
Как лучше поступить по приезде? Прийти в военкомат и попросить свое приписное свидетельство обратно или же не приходить совсем?
Денис, когда вернетесь в Россию, вам надо будет снова встать на воинский учет и получить приписное свидетельство. Если не сделаете это вовремя, вас могут оштрафовать.
Отсрочка для уезжающих
У тех, кто очно обучается в образовательных организациях с государственной аккредитацией, есть право на отсрочку от призыва на военную службу. Но нельзя получить отсрочку, поступив в зарубежный вуз: у него нет аккредитации в России.
В вашем случае сработал другой способ избежать призыва: можно сняться с воинского учета, если вы выезжаете из РФ на срок более 6 месяцев. Логика тут простая: призывников за рубежом искать сложно, лучше предоставить им законные основания для выезда. Чтобы воспользоваться этим способом, нужно заранее уведомить военкомат о выезде и его причинах и приложить документы, обосновывающие выезд. Это, например, нотариально заверенный перевод справки из учебного заведения.
Конкретных сроков не установлено — можно сообщить о выезде и за неделю, и за день. Вы все сделали по закону: выезд обосновали, подтверждающие документы представили, приписное свидетельство сдали.
Как снова встать на учет
В двухнедельный срок после возвращения в Россию вы обязаны снова встать на воинский учет. Для этого надо обратиться в тот же военный комиссариат, куда вы сдавали приписное свидетельство.
Если не встанете на учет за 14 дней, вас могут привлечь к административной ответственности по статье 21.5 КоАП РФ. Санкция по этой статье — предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей.
Теоретически военкомат может и не узнать о том, что вы вернулись в Россию. Но людей призывного возраста, выезжающих более чем на полгода за рубеж, не так много. Никто не мешает военному комиссару раз в год отправлять запросы в миграционную службу, чтобы узнать, вернулись ли такие призывники в Россию.
Избежать призыва и не нарушить закон
Как я понял, после возвращения в Россию вы хотите работать, а не идти в армию. Учтите: если вы отказываетесь получать повестку или не являетесь по повестке в военкомат, вам грозит ответственность по статье 328 УК РФ.
Есть законные способы избежать призыва. Один из вариантов — поступить в магистратуру и аспирантуру. Вряд ли у выпускника британского вуза будут проблемы с этим.
В статье 24 закона о воинской обязанности и военной службе перечислены и другие способы получить отсрочку от службы. Еще может оказаться, что вы не подлежите призыву по статье 23 этого же закона.
Подробнее о том, как получить отсрочку, читайте в наших статьях:
Если же вы решите пройти срочную службу, прочитайте статью «Сколько денег нужно срочнику в армии».
Запомнить
Обучение в зарубежном вузе не дает права на отсрочку от армии, но отсрочку можно получить, если уехать за границу более чем на 6 месяцев.
По возвращении в Россию у вас есть две недели, чтобы снова встать на воинский учет. Если этого не сделать, вам грозит штраф в сумме до 500 рублей.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Наша страна всё делает ради того, чтобы молодые люди отсюда уезжали. Зачем возвращаться, если тут молодому специалисту с дипломом Великобритании могут предложить казарму и 2к рублей в месяц? Да даже зачем молодому специалисту закончившему университет здесь оставаться ради этой самой казармы? Некоторые мои знакомые уехали через некоторое время после университета отчасти из-за подобных проблем.
Кирилл, речь о том, что ближайший год по возвращению работать ему не дадут. То есть ты отучился, со свежими знаниями желаешь приносить пользу обществу, а тебя отправляют круглое носить, квадратное катать.
Sergey, если у него хватает денег учиться в Великобритании, то и с работой в РФ тоже всё будет нормально, не за 2₽ точно
Ну, радует, что не у всех, кто смог свалить, хватает ума не возвращаться
В 24 года, когда я заканчивал университет, перед весенним призывом, нас парней вызывали в деканат, где декан настойчиво просил расписаться в повестке и не создавать проблем. Повестка была на медосмотр. Тогда я ещё не знал чем мне это грозит. Но вскоре выяснил, что после медосмотра призывникам вручается финальная повестка «с вещами». А дальше чемодан, вокзал, казарма.
Немного сёрфинга по интернету и чтение законов помогли мне понять что повестки эти были не совсем законны. Военкомат имеет право вручать повести только после окончания ВУЗа, но никак не до. О чем я их и уведомил заказным письмом ссылаясь на законопроект.
Шло время, я защитил диплом и сдал все экзамены. Сразу после защиты я уехал в трип по Европе до осени. Военкомату вручать повестку уже было не кому. Вернулся, переехал от родителей в другую квартиру и нашёл работу. Официальную. На ней я проработал до 28 лет. За это время лишь дважды кто-то стучался в дверь родителей и что-то пытались вручить. Таким образом, мне удалось создать прецедент при котором я вышел сухим из воды, ничего не нарушая, и не покупая военный билет за сотни тысяч как это сделали мои сверстники. Его кстат у меня так и не появилось. На мою карьеру и работу это никак не повлияло.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.