Шукшин забуксовал чему учит

Анализ рассказа Шукшина Забуксовал

Шукшину удавалось с удивительной простотой выразить довольно глубокие стороны человеческого существования. В его рассказах довольно часто героем выступает простой человек и через простые мысли этого простого человека читатели начинают осознавать весьма непростые экзистенциальные смыслы, весьма непростую тревогу. Забуксовал – короткий рассказ, который рассказывает о Романе Звягине, простом рабочем, которому нравилось слушать, как его сын учит уроки.

Название указывает на просторечие, которое используется для того чтобы описать, то положение ума, когда останавливаешься на какой-то мысли и мысль эта снова и снова въедается в сознание и продолжает повторяться. С главным героем происходит именно такая ситуация, когда он слушает строки из поэмы Гоголя и начинает размышлять о том кого везет Русь-тройка. Довольно очевидный факт проявляется перед сознанием взрослого человека: Русь-тройка мчится, а в ней сидит мошенник-Чичиков.

Метафора, которую использовал Гоголь, становится для героя настоящим инсайтом, он буквально схватывает глобальную суть, понимает как глубоко мыслил автор, но для того чтобы убедиться в своих рассуждениях, отправляется к пожилому школьному педагогу, который ему когда-то преподавал, а теперь преподает литературу и у сына. Встретившись с Николаем Степановичем, Роман рассказывает об этом, но тот отвечает по заученной школьной программе, мол этот образ представляет собой неукротимое движение и далее по как, вероятно, учили и самого преподавателя.

В итоге оба этих, по сути, просто взрослых мужика расходятся, каждый по своим делам. Роман снова озаряется мыслями о Чичикове, который едет в этой карете и ему все уступают дорогу, и какая тут печальная метафора Руси, но теперь, когда получил мнение эксперта, старается отвергать эти мысли. Более того, в диалоге с преподавателем Роман говорит о сыне, и преподаватель спрашивает, не рассказал ли тот мысль о Чичикове сыну. Рабочий не рассказал и оба соглашаются – так будет лучше.

Конечно, так будет лучше только для иллюзии спокойствия. Русь-тройка продолжает ехать с Чичиковым, который, к слову, помимо остального указывался Гоголем как Антихрист или просто представитель инфернального мира, пусть и в комичной немного трактовке. Антихрист, как известно, хочет сделать так, чтобы люди забыли о нем.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Забуксовал

Популярные сегодня темы

В образе одного из второстепенных и явно комических персонажей, Бориса Борисовича Симеонова – Пищика, таким знаком является его неукротимая и вынужденная страсть к деньгам

По жанровой направленности произведение является художественным очерком, тематикой которого представляются рассуждения писателя о человеческом счастье.

В нынешнем мире сложно представить себя без компьютера. Практически в каждой семьи он есть. Сейчас компьютер не достаточно продвинутый, в нём мало возможностей, он большой и не удобный, но в будущем всё будет не так.

Любые способности человека, которые приобретаются со временем, не могут остаться незамеченными в будущем. Но чтобы они преумножались, необходимо к этому стремиться постоянно

Источник

«Работа души» читателя над рассказом «Забуксовал»

Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть фото Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть картинку Шукшин забуксовал чему учит. Картинка про Шукшин забуксовал чему учит. Фото Шукшин забуксовал чему учит

«Работа души» читателя над рассказом «Забуксовал».

Есть опасная вещь — лень души.

Загляни себе в душу, нет ли в ней Зёрнышка этой беды.

Если есть — выбрось её, не дай прорасти дурманом.

Лень души — это равнодушие к человеку.

Учись видеть и чувствовать человека.

Помни, что самое главное в окружающем тебя мире — человек.

Шукшинские рассказы вошли в тогда ещё советскую литературу свежей волной идей, чередой странных героев, которых литературоведы впоследствии окрестили «чудиками»[8]. Не чудаками, а именно чудиками. Сам автор подарил этот термин через название одного из рассказов.

Герои Шукшина отличаются от других персонажей писателей-деревенщиков. Его простые, даже обычные люди обычны лишь видом и образом жизни, то есть внешне, но внутренняя жизнь «чудиков» течёт по особым законам – законам нравственности, абсолютного согласия с самим собой, со своей совестью. Очень часто внутренние критерии этих героев идут вразрез с общепринятой моралью, что как бы отчёркивает их от других. Особенность шукшинских «праведников» состоит не только в индивидуальном восприятии мира, но и в невозможности, недопустимости подстраивания под остальной, общепринятый уклад. На наш взгляд, в этом их главная трагедия.

Рассказ «Забуксовал» уже в названии отражает позицию автора. По замыслу Шукшина, главный герой – Роман Звягин – словно застревает в своих умозаключениях, «пробуксовывает» на фоне общего течения жизни. Он не просто не успевает, он постоянно анализирует проходящую (увы!) мимо него жизнь.

Роман человек необычный, «яркоокрашенный». Он склонен к самокопанию, способен к остранению. Так, слушая, как его сын-девятиклассник «зубрит» «Русь-тройку» из «Мёртвых душ» Гоголя, он пускается размышления о самом себе, о своей судьбе, о напрасно (как он думает) растраченной юности. Это человек, склонный к рефлексии, он способен осознать свою некоторую отсталость, недоученность, ему искренне жаль столь позднего своего прозрения. Вот и донимает он сына Валерку – требует учить все уроки вслух. Никто не усомнится в действенности данного методического подхода, но ведь и сын вправе определять свои жизненные приоритеты. Подросток искренне не понимает, что это отец к нему постоянно придирается. Как и многие родители, роман убеждён в своей правоте, он хочет, чтобы сын не повторил ошибок отца. Хотя думается, что подобным давлением, менторским тоном, навязыванием своей модели мира Звягин может не только отдалить сына от себя, но и навсегда отбить охоту ко всякого рода учению. Роман никак не может понять, что, сам пострадав от навязанной ему когда-то модели учения, он может принести вред отпрыску.

Что касается основного конфликта рассказа, то он, безусловно, очень интересен и, как всегда в рассказах Шукшина, необычен. Роман Звягин впервые задумался над содержанием классического, обязательного для школьной программы отрывка. « Вдруг – с досады, что ли, со злости ли – Роман подумал: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова?» Роман даже привстал в изумлении… Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!… вот так троечка!» Потрясение героя настолько велико, что он, 45-летний совхозный механик, практически бежит к учителю Николаю Степановичу («Роману прямо невтерпеж сделалось…») со своим странным вопросом: «А кто в тройке-то?». По замыслу автора, в этот момент и происходит главное столкновение мировоззрения Звягина с общепринятыми взглядами. И странность конфликта состоит, главным образом, в том, что и та сторона, и эта думают в целом одинаково, «белое» и «чёрное» у них одно и то же. Но Звягин, как и полагается «чудику», не может остаться равнодушным к вновь познанному, ко вдруг открывшейся истине: величие Руси и низость Чичикова – несовместимые понятия. Как могут «все народы и государства» постораниваться, давать дорогу «этому хмырю, который мертвые души скупал, ездил по краю».

Неожиданно для читателя и исследователя «из-за спины героя» появляется автор. Ему не просто жаль Звягина, ему неприятно осознание того, что такой интересный человек «забуксовал», что такое живое, думающее сознание никак не может вырваться из ловушки собственной недоученности.

Никак не может Роман понять, услышать сельского учителя, который пытается ему объяснить, что реалистический герой, пройдоха Чичиков, и романтический, философский образ-символ Руси-тройки – понятия из разных плоскостей, почти из параллельных реальностей.

Очень интересно раскрывает эту ситуацию Шукшин через лексический строй рассказа. Так автор обыгрывает слово «оставил». Учитель говорит, что «Чичикова он [Гоголь] уже оставил – до второго тома…», подразумевая переход мысли великого сатирика с объектов приземлённых к высоким размышлениям о судьбах России. Звягин же опять не понимает «высоты» высказывания и твердит своё: «В тройке оставил-то, вот что меня…это…и заскребло-то».

«Чудик» является любимым персонажем Василия Макаровича Шукшина, для которого важно показать в герое «чудинку», раскрыть непонятную многим, но, безусловно, привлекательную часть его характера. Появление героя Шукшина в начале шестидесятых годов было несколько неожиданным. Автор сам понимал, что персонаж его выглядит не по принятой форме, но он с горячностью доказывал, что ничего странного в его герое нет. «Он человек живой, умеющий страдать и совершать поступки, и если душа его больна, если поступки его, с общепринятой точки зрения, несуразны, то вы попытайтесь, попытайтесь разобраться, почему это произошло, спросите себя, не завидуете ли вы ему»[13].

Завершая разговор об образе Звягина, хочется отметить его неравнодушие. Именно постоянная работа души выделяет его из серой массы односельчан, а вовсе не необычные, странные вопросы. Потребность и смелость быть не такими как все поражала Шукшина и поражает современных читателей. Образы шукшинских «чудиков» заставляют и самих читателей задумываться над своей жизнью, побуждают к рефлексии и творческому восприятию действительности.

Источник

Анализ рассказа Шукшина Забуксовал

Шукшину удавалось с удивительной простотой выразить довольно глубокие стороны человеческого существования. В его рассказах довольно часто героем выступает простой человек и через простые мысли этого простого человека читатели начинают осознавать весьма непростые экзистенциальные смыслы, весьма непростую тревогу. Забуксовал – короткий рассказ, который рассказывает о Романе Звягине, простом рабочем, которому нравилось слушать, как его сын учит уроки.

Название указывает на просторечие, которое используется для того чтобы описать, то положение ума, когда останавливаешься на какой-то мысли и мысль эта снова и снова въедается в сознание и продолжает повторяться. С главным героем происходит именно такая ситуация, когда он слушает строки из поэмы Гоголя и начинает размышлять о том кого везет Русь-тройка. Довольно очевидный факт проявляется перед сознанием взрослого человека: Русь-тройка мчится, а в ней сидит мошенник-Чичиков.

Метафора, которую использовал Гоголь, становится для героя настоящим инсайтом, он буквально схватывает глобальную суть, понимает как глубоко мыслил автор, но для того чтобы убедиться в своих рассуждениях, отправляется к пожилому школьному педагогу, который ему когда-то преподавал, а теперь преподает литературу и у сына. Встретившись с Николаем Степановичем, Роман рассказывает об этом, но тот отвечает по заученной школьной программе, мол этот образ представляет собой неукротимое движение и далее по как, вероятно, учили и самого преподавателя.

В итоге оба этих, по сути, просто взрослых мужика расходятся, каждый по своим делам. Роман снова озаряется мыслями о Чичикове, который едет в этой карете и ему все уступают дорогу, и какая тут печальная метафора Руси, но теперь, когда получил мнение эксперта, старается отвергать эти мысли. Более того, в диалоге с преподавателем Роман говорит о сыне, и преподаватель спрашивает, не рассказал ли тот мысль о Чичикове сыну. Рабочий не рассказал и оба соглашаются – так будет лучше.

Конечно, так будет лучше только для иллюзии спокойствия. Русь-тройка продолжает ехать с Чичиковым, который, к слову, помимо остального указывался Гоголем как Антихрист или просто представитель инфернального мира, пусть и в комичной немного трактовке. Антихрист, как известно, хочет сделать так, чтобы люди забыли о нем.

Источник

Рецензия на рассказ В.М. Шукшина «Забуксовал»

Рассказ «Забуксовал» был написан Василием Шукшиным в 1971 году во время правления Леонида Брежнева. Это благополучное время развитого социализма. Уже позади тяжелые годы становления советской промышленности, война, послевоенное восстановление.

Рецензия на рассказ В.М. Шукшина «Забуксовал»

Рассказ «Забуксовал» Был написан Василием Шукшиным в 1971 году во время правления Леонида Брежнева. Это благополучное время развитого социализма. Уже позади тяжелые годы становления советской промышленности, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление. Уже решены многие социально-экономические проблемы, повысился уровень жизни советских людей.

Но рост экономического благополучия не всегда означает внутренний нравственный рост людей. Люди часто уже не могут мыслить самостоятельно. Они способны только повторять много раз сказанные фразы, лозунги и идеи.

В этом рассказе четко представлены два конфликта. Оба они одинаково важны.

Один заложен уже в «Мертвых душах». Это великая Русь-тройка, несущая мошенника Чичикова. Этот конфликт был замечен Шукшиным, так как развитие экономики к 70-ым годам привело к экономическим махинациям, в том числе и в органах высшей государственной власти. И таких больших и малых мошенников, взяточников, да и просто воров питал весь могучий Советский Союз, миллионы советских тружеников.

На мой взгляд, этот рассказ чрезвычайно актуален сегодня. Сегодня Россия питает и несет вперед олигархов, сросшихся с властью. Они, завладев путем обмана и махинаций ресурсами России, выжимают из уже и так бедной страны ее последние богатства, то есть теперь они подобно Чичикову едут в Руси-тройке. Но как без террора, революций и жертв высадить их из нее?

Также актуален и вопрос о возможности наличия у каждого человека его собственной точки зрения при оценке каких-либо явлений. Мы не должны тупо повторять слова средств массовой информации, как тупо зубрил Валерка «Русь-тройку», так как не может быть ни от кого независимых СМИ, поскольку журналист, выражающий свою личную позицию (то есть на самом деле независимый), а не позицию владельца канала, газеты, радиостанции, будет неугоден своему начальству, а значит он потеряет работу.

Подобные документы

Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца.

сочинение [4,9 K], добавлен 21.12.2002

Рассказ «холодная осень» был написан И.А. Буниным в 1944 году. Это тяжелое время для всего мира в целом. Идет вторая мировая война. В этом рассказе слышится протест против войны, как орудия массового убийства людей и как самого страшного явления жизни.

сочинение [4,5 K], добавлен 19.12.2002

сочинение [4,9 K], добавлен 26.01.2003

Первый литературный опыт Куприна в стихах, его рассказ «Последний дебют». Серия рассказов о жизни русской армии: «Ночлег», «Ночная смена», «Поход». Очерк «Юзовский завод», рассказ «Лесная глушь». Творчество Куприна в годы между двумя революциями.

презентация [3,7 M], добавлен 12.03.2013

Краткая биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), обзор его творчества. Тема деревенского человека как одна из главных в рассказах Шукшина. Анализ рассказов «Чудики», «Микроскоп» и «Срезал», а также особенности отражения в них проблем их времени.

реферат [19,7 K], добавлен 12.11.2010

Время написания рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой», художественный мир произведения, главные действующие лица и сюжет. Внутренние переживания героев. Цветовая палитра рассказа. Использование Чеховым жестикуляции и кажущихся случайными деталей.

сочинение [7,3 K], добавлен 06.07.2011

Становление творческой индивидуальности Л. Андреева. Богоборческая тематика в рассказах «Иуда Искариот» и «Жизнь Василия Фивейского». Проблемы психологии и смысла жизни в рассказах «Большой шлем», «Жили-были», «Мысль», «Рассказ о Сергее Петровиче».

курсовая работа [33,8 K], добавлен 17.06.2009

Краткая история появления эстрадного рассказа. Художественная специфика слова в разговорном жанре. Игровые механизмы и речевая характерность разговорной эстрады. Рассказ от первого лица. Основные комические единицы. Ираклий Лаурсабович Андронников.

курсовая работа [40,8 K], добавлен 06.01.2016

Краткая биография В.М. Шукшина. Определение понятия «чудик». Характеристика главных героев из рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Даешь Сердце», их общие черты (простота, доверчивость, доброта, мечтательность) и отличия (цели и жизненные ценности).

презентация [6,4 M], добавлен 22.12.2012

Характеристика своеобразия речевого стиля В.М. Шукшина, особенности композиционной структуры рассказа «Волки». Функции разговорных и просторечных лексем в произведении. Анализ синтаксических конструкций и морфологических средств выражения экспрессии.

контрольная работа [35,9 K], добавлен 29.03.2011

Источник

Проблематика рассказа «Забуксовал» Шукшина, что написать?

Какова проблематика рассказа Шукшина «Забуксовал».

Василий Шукшин. Забуксовал. Проблематика рассказа.

Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть фото Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть картинку Шукшин забуксовал чему учит. Картинка про Шукшин забуксовал чему учит. Фото Шукшин забуксовал чему учит

Ведь и учитель литературы сознается: никогда я сам не задумывался, никогда меня никто об этом не спрашивал.

А все дело в вопросе главного героя: как так выходит, что в тройке, символизирующей Русь, едет всего лишь какой-то пройдоха Чичиков?! Эта мысль не дает покоя Роману.

И проблематика, как мне кажется, здесь неоднозначна. Кто-то может увидеть ее в повторении исторического момента: ведь рассказ написан в 70-е, когда ситуация в стране стала вполне стабильной, люди в бытовом плане жили хорошо, вот только «сверху» сидело много чиновников, мошенников, подобных Чичикову, бюрократов, служащих различных органов, которых вез на себе народ.

И учитель не может ответить толком на этот вопрос, а повторяет то, что написано в педагогических пособиях, казалось бы, бездумно повторяет. Ведь это неправильно, когда простой деревенский житель без образования сам додумывается до того, что не может опровергнуть или объяснить ученый человек.

И проблема уже в том, что Роман не слышит объяснений, не может понять учителя.

Он стойко придерживается своей позиции: не прав Гоголь, и все тут!

И ведь нередко встречаются такие «упертые» в своем непонимании и даже невежестве герои у Шукшина,

один рассказ «Срезал» чего стоит. Недаром он и по названию перекликается с рассказом «Забуксовал».

Одно жаль: нет в живых уже Василия Макаровича, и как бы мы ни толковали сейчас, что хотел сказать автор, один автор смог бы точно ответить нам.

Спасибо Вам за интересный вопрос!

Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть фото Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть картинку Шукшин забуксовал чему учит. Картинка про Шукшин забуксовал чему учит. Фото Шукшин забуксовал чему учит

Старик, солнце и девушка.

Это было на сибирской реке Катуни. По вечерам, когда спадала дневная жара, к реке спускался древний дедушка. Он всегда садился на одно и то же место и смотрел на заходящее солнце.

В один из таких вечеров, к нему подошла девушка и спросила разрешения, его рисовать. Дедушка согласился и они начали встречаться девушка рисовала и они беседовали о разных вещах.

Так девушка узнала, что он всю жизнь работал плотником, а сейчас этим делом занимаются два его сына. Один живёт с ним, а другой в городе. Ещё четверых сыновей он потерял во время войны. Старик также рассказал, что у него много внуков, которые живут в городе и ему без них скучно. Дедушка показал свой дом и пригласил заходить.

Потом девушка спросила как называется красивый камушек с золотым отливом и дедушка, пощупав его, сказал что раньше его использовали как огниво.

Затем дедушка отсутствовал несколько дней и девушка решила сходить к нему домой и узнала, что дедушка умер и, что он уже несколько лет был слепой.

После этого случая, девушка плакала и почувствовала себя более взрослой. Такие истории подвигают молодых людей к размышлениям о жизни и делают их взрослее и ответственнее.

Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть фото Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть картинку Шукшин забуксовал чему учит. Картинка про Шукшин забуксовал чему учит. Фото Шукшин забуксовал чему учит

Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть фото Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть картинку Шукшин забуксовал чему учит. Картинка про Шукшин забуксовал чему учит. Фото Шукшин забуксовал чему учит

Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть фото Шукшин забуксовал чему учит. Смотреть картинку Шукшин забуксовал чему учит. Картинка про Шукшин забуксовал чему учит. Фото Шукшин забуксовал чему учит

Основная проблема, поднимаемая Василием Макаровичем Шукшиным, это взаимоотношения между городом и деревней, между образом жизни городских и деревенских жителей и влиянием прогресса на эти связи.

Сюжет рассказа умещается в один день. Бабка Маланья получает письмо от живущего в Москве сына, с приглашением погостить. Наслушавшись о возможных опасностях, она откладывает путешествие на лето и мечтает о нём вместе с внуком Шуркой.

Вот только инерция обыденной сельской жизни, не позволяет бабке вырваться из привычной среды.

Для бабки, это путешествие представляется трудным и малопонятным делом, хотя характер у неё любознательный, жилистая и энергичная.

Шукшин даёт понять, что сын унаследовал многие свои качества именно от неё.

Бабка боится самолётов, высказывает свои опасения односельчанам и спрашивает у них совета. Для неё мнение односельчан неоспоримо.

Бабка и внук похожи внешне: сухощавые, скуластые, с маленькими умными глазами.

Шурка любознательный, стеснительный и обидчивый. Он много знает и бабка с ним советуется.

Шурка знает от учителя Николая Васильевича, что в Кремль нынче всех пускают.

Сосед бабки Маланьи, школьный завхоз и знаток по путешествиям Егор Лизунов, пахнущий сбруей, говорит, что летать не страшно.

Название рассказа иронично и наполнено горечью от понимания, того, что жизнь заполнена повседневными заботами, не дающими оторваться от них, а Шурке, например, увидеть Москву.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *