Шумилов что такое огонь
Что такое огонь?
Вы сидите около костра, чувствуете его тепло, ощущаете запах древесного дыма, слышите лёгкое потрескивание. Кажется, на это пламя можно смотреть вечно. На то, как мерцают его угли и взлетают в небо яркие искры. Но задумываетесь ли вы, на что вы смотрите, что вас греет?
Что такое огонь, для детей объяснение
Огонь — это не твёрдое вещество. Это понятно даже ребёнку. Но он и не жидкий. Он стремится вверх и кажется, что больше похож на газ — разве что его можно увидеть. Но с точки зрения науки он отличается от газа, потому что тот может пребывать в своём состоянии бесконечно, а огонь рано или поздно тухнет.
Существует заблуждение, что это плазма — четвёртое состояние вещества, в котором атомы лишаются своих электронов. Она тоже, как и огонь, не имеет стабильного состояния на нашей планете. Плазма образуется только тогда, когда газ подвергается воздействию электрического поля или нагревается до температуры в тысячи и десятки тысяч градусов. Но такое топливо, как дерево и бумага, горят при температуре всего в несколько сот градусов — гораздо ниже этого порога.
Что есть огонь на самом деле?
Итак, огонь — это не твёрдое вещество, не жидкость, не газ и не плазма. Что нам вообще остаётся? Наверное, вовсе не считать огонь материей. Это наше чувственное восприятие химической реакции, которая называется горением. В каком-то смысле огонь похож на листья, меняющие цвет по осени, на запах созревающих фруктов, на мерцающий огонёк светлячка. Всё это сенсорные ощущения, говорящие нам о том, что происходит какая-то химическая реакция. Огонь отличается только тем, что задействует одновременно множество наших чувств, создавая такую гамму ощущений, которую мы ожидаем увидеть только от чего-то живого и материального.
Определение «что такое огонь» Википедия дает такое:
В физике (да и в химии тоже) горение (огонь) создаёт эту иллюзию с помощью топлива, тепла и кислорода. Когда дерево внутри костра разогревается то температуры возгорания, стенки составляющих его клеток распадаются, выпуская в воздух сахара и другие молекулы. Они, в свою очередь, вступают в реакцию с находящимся в воздухе кислородом, создавая воду и углекислый газ. В то же время, та вода, что находится в дереве, испаряясь, расширяется — она разрывает органику вокруг себя, создавая тот характерный треск в костре, камине или печи, который мы так любим.
Когда огонь набирает жар, водяные пары и углекислый газ, генерирующиеся в процессе горения, рассеиваются. Теряя плотность, они столбом поднимаются вверх. И расширение, и рассеивание, и воспарение газов — всё это вызывается силой тяжести, которая, вдобавок ко всему, придаёт огню характерную коническую форму. Без гравитации молекулы не разделяются по плотности, и огонь имеет совершенно другую форму.
Какой цвет огня самый горячий
Видим мы всё это благодаря тому, что в процессе горения генерируется световое излучение. Молекулы испускают его, когда нагреваются, и цвет его зависит от температуры элементарных частиц. Самый горячий огонь — белый или голубой. Тип молекул внутри костра также может влиять на цвет. Например, все не вступившие в реакцию атомы углерода образуют небольшие частички сажи, которые, взлетая вверх, испускают жёлто-оранжевый свет. Тот самый, что ассоциируется с костром в первую очередь. Такие вещества, как медь, хлорид кальция и хлорид калия тоже могут добавить свои характерные оттенки в гамму. Костёр — это не только свет, но и тепло. Оно поддерживает огонь, разогревая топливо до или выше температуры возгорания.
В конечном итоге, однако, любой костёр, даже самый большой и жаркий, затухает. Огонь, испустив прощальный дымок, прячется и исчезает. Как будто его и не было никогда. Что ж, такова судьба у всего, что есть в этой Вселенной…
Шумилов что такое огонь
20 февраля в городе Барнауле в Алтайской краевой детской библиотеке им. Н.К. Крупской в рамках фестиваля книги «Издано на Алтае» Павловская модельная библиотека им. И.Л. Шумилова представила книгу Ивана Шумилова «Что такое огонь», изданную в 2019 году к 100-летию со дня рождения писателя, в рамках серии «Издания для детей».
С приветственным словом к присутствующим, а на встречу пришли студенты-первокурсники педагогического университета, обратилась директор АКДБ, редактор-составитель книги Людмила Санкина. Она обратила внимание аудитории на содержание книги, на её внешний вид. Ведущий встречи Валерий Тихонов предложил всем вместе пролистать книгу – на экране был продемонстрирован вариант видеообраза книги.
«Что такое огонь» – великолепно изданная книга. По художественному оформлению, по цветным иллюстрациям к рассказам и повести, по качеству печати – настоящий подарочный формат. Художник книги Ксения Паршина рассказывала о своих впечатлениях от прозы Ивана Шумилова и продемонстрировала несколько оригиналов своих работ к книге, вручила рисунки не вошедшие в книгу, краевой детской библиотеке и сыну писателя.
Своими впечатлениями о произведениях писателя-фронтовика поделилась и О.И. Плешкова – автор предисловия к книге, кандидат филологических наук, доцент. Ольга Игоревна рассказала о том, как она, познакомившись с творчеством Шумилова, открыла для себя замечательного писателя, и о том, что произведения Шумилова теперь включены в программу подготовки студентов.
Во второй части презентации развёрнутое повествование о жизни и творчестве писателя-фронтовика Ивана Леонтьевича Шумилова представили павловчане – повествование вела директор Павловской библиотеки имени И.Л. Шумилова Надежда Торопова. Надежда Васильевна также рассказала об увековечении памяти писателя-земляка: с 2002 года в Павловском районе проходят ежегодные Шумиловские чтения, с 2007 года вручается писателям литературная краевая премия имени Шумилова, а в 2008 году Павловской библиотеке присвоено имя писателя.
В ходе презентации павловский поэт Ирина Сливцова прочитала фрагмент своей поэмы «Дороги Ивана», пятиклассник Кирилл Колотов наизусть прочитал фрагмент рассказа «Что такое огонь», а фрагмент из повести «Стефка» читала Елена Кобзева. Также был продемонстрирован буктрейлер «Писатели-фронтовики Алтайского края» и видеоряд к песне «Пока в России есть Иваны» (стихи Ирины Сливцовой, музыка Надежды Бабиной).
Сын писателя Владимир Иванович Шумилов поделился воспоминаниями об отце, исполнил под гитару одну из любимых песен Ивана Леонтьевича.
В завершении мероприятия Надежда Торопова передала в дар библиотеке книги Шумилова, переизданные в последние годы. Принимая подарки, Валерий Тихонов отметил, что издание новых книг, проведение памятных мероприятий – это еще одна жизнь писателя «…вот так победно и душевно продолжается вторая жизнь воина и труженика Ивана Леонтьевича Шумилова».
Шумилов что такое огонь
В рамках фестиваля книги «Издано на Алтае» Павловская модельная библиотека им. И.Л. Шумилова представила книгу Ивана Шумилова «Что такое огонь», изданную в 2019 году к 100-летию со дня рождения писателя в серии «Издания для детей». На презентации присутствовали учащиеся 6 и 7 классов Павловской СОШ.
«Что такое огонь» – великолепно изданная книга. Ведущая рассказала о том, что книга в 2020 году стала победителем конкурса «Лучшая книга года – 2019» в номинации «Лучшая книга для детей».
О жизни и творчестве писателя-фронтовика Ивана Леонтьевича Шумилова поведала заведующая Павловской библиотекой им. И.Л. Шумилова Надежда Торопова. Надежда Васильевна также рассказала об увековечении памяти писателя-земляка: с 2002 года в Павловском районе проходят ежегодные Шумиловские чтения, с 2007 года вручается писателям литературная краевая премия имени Шумилова, а в 2008 году Павловской библиотеке присвоено имя писателя.
В ходе презентации звучали отрывки из повестей «В тылу врага» и «Стефка», которые прочла Елена Кобзева. Также был продемонстрирован буктрейлер «Писатели-фронтовики Алтайского края» и видеоряд к песне «Пока в России есть Иваны» (стихи Ирины Сливцовой, музыка Надежды Бабиной).
В завершении мероприятия все вместе еще раз перелистали страницы сборника прозы для детей среднего и старшего школьного возраста «Что такое огонь» – на экране был продемонстрирован вариант видеообраза книги.
Шумилов что такое огонь
Ну вот, называется – объяснила. А если мне ждать невтерпеж, что тогда делать? И почему это взрослые боятся, что мы, ребятишки, не поймем их?
А все-таки что же такое свет?
И еще я часто думаю про огонь. Что это такое? Прямо загадка! Чиркнешь спичку – и вдруг пламя вспыхивает. Ну, что там есть, в этом пламени?
Про огонь я тоже спросил Клавдию Петровну, но она опять свое: «Будешь изучать химию – узнаешь». А когда-то я доберусь до этих физик и химий.
Я поговорил об этом с папкой. Он мне кое-что рассказал, а потом говорит:
— Давай сами испытаем, как добывается огонь.
— Знаю! – ответил я. – Нам рассказывали по истории. Древние люди натирали палку о палку…
— Этого мы делать не будем. У нас есть спички. А вот наготовить палок на всю зиму надо.
— Каких палок? – спросил я. – Ты, папка меня разыгрываешь!
— Мое имя сегодня будет Вра-Су-Чур. Отгадай, что это означает?
Папка вытянулся, сделал руки по швам, как делает наш физрук Гелий Никитич, когда показывает команду «смирно», и зашептал, будто заговорщик:
— Я, мудрый Вра-Су-Чур, отныне нарекаю тебя, отрок, именем: Великий Дру-Топ.
Я расхохотался. Чудное какое имя! Папка, видно, и его вычитал в детской книжке.
— Мудрейший Вра-Су-Чур повелевает Великому Дру-Топу молчать и следовать за ним…
— Но я не понимаю! – сказал я.
— Не разговаривать! – гаркнул Вра-Су-Чур, состроил страшные глаза и задвигал бровями. Я так и застыл на месте. – Слушаться старших – достоинство человека. Так говорю я, мудрейший Вра-Су-Чур.
— Папка у нас вообще выдумщик и чудила. В прошлом году я спросил его, сколько ему лет, а он мне сразу задачку задал: «В первый год Отечественной войны мне было столько, сколько тебе будет в двадцать пятый год после ее окончания. Ну-ка, смекни!».
А потом мы играли в такую игру. Папка говорит: «Ну, сегодня, Саня, ты будешь Пугачевым. Расскажи, как вы восставали против царя и дворян, как громили их».
И мне приходилось рассказывать все, что я знаю из учебника. А папка еще кое-что добавлял. Я побывал и Иваном Грозным, и Петром Первым, и у Кутузова рассыльным солдатом, и декабристом на Сенатской площади… Здорово получалось! По истории я стал одни пятерки отхватывать.
Сейчас папка, то есть Вра-Су-Чур, опять что-то выдумал. Я иду за ним в дальний угол двора.
— А хочешь, чтобы бицепсы твои окрепли?
Вра-Су-Чур подвел меня к горке чурок, которые напилены мехпилой, и говорит:
— Вот и начнем. Бери топор и коли чурки.
— Это и есть добыча огня?
Я взял топор и с одного удара развалил первую тонкую чурку. У меня прямо дух захватило от радости, когда в разные стороны полетели половинки.
Но со второй чуркой у меня так не вышло. Бил я по ней раз десять, а топор отскакивал от нее, как от железной.
— Эта не колется,- опустил я топор.
— Потому, что с сучками,- сказал папка.
Он взял у меня топор, совсем не высоко поднял его и легко разбил чурку…
— Ну-ка дай, папка, топор! – не усидел я.
Я поставил сучковатую сосновую чурку, поплевал на руки, расставил по шире ноги и – р-раз! Топорищем меня так стукнуло по ладоням, что руки отсохли. Забросив топор, я начал болтать руками, втягивая сквозь зубы воздух.
— Нет, нет, дай топор, все равно расколю.
Уж как только я не бил ее, проклятую! И с этой, и с той стороны, и с боков пробовал… Завязил топор, кое-как вытянул. Бил колотушкой по обуху, еще раз отсушил руки… А чурка – вроде заколдованная, все равно как склеенная.
Пот лез мне в глаза, рубашка прилипала к телу. На чурке живого места не осталось, всю я ее излиновал топором. Даже кора с нее слетела.
Папка же посматривал да ухмылялся. Наконец, он встал, взялся за топор.
Он размахнулся и стукнул по той железной чурке. Она крякнула и развалилась на две половины. Вот чудо!
— Дай, дай, папка! Теперь я сам! – закричал я, вырывая топор.
Поставил сучковатую чурку, осмотрел ее, наметил, куда буду бить, и показал папке. Он махнул головой «Правильно».
Первый и второй удары у меня не пришлись по намеченной линии, зато третий оказался точным. Ура! Я разбил половинки еще на половинки, подталкивая другую чурку, разговорился с ней: «Хорошо, что ты с сучками. Сейчас стукну и сделаю из тебя полешки. ».
— Ну-ка, р-раз! Есть такое дело! Разлетелась чурка, А ну-ка, эту половинку осмотрим. Ага, хорошо. Р-раз! Есть два полена! Теперь вторую половинку…
Как легко колоть дрова! Что это я раньше их не колол! Все папка да папка. А ведь уже большой. И сила есть, конечно, есть – вот как отскакивают поленья.
— Нет, нет! – и я снова колю. Хорошо! Замечательно. Хоть бы мамка вышла, посмотрела и похвалила. Вот какой я колун!
Да, колун. Слова я тоже, как и папка, бывает, придумываю. Как-то на язык нечаянно навертываются они. Однажды я затопил камелек и сказал: «Я знаменитый камелекозатоплятель». И папка долго смеялся над этим словом. Скажу-ка я сейчас и про «колуна».
— Папка, я знаменитый колун.
— Колун? – расхохотался он. – Точное определение, если учесть, что не сразу освоил это дело.
Папка продолжал смеяться, и смех его был каким-то хитрым. Что это он? И тут я вспомнил, что колуном-то называют тупого человека, тупицу.
— Обследуй свои руки.
Я посмотрел на ладошки: на правой бурело круглое пятнышко. Кровяной мозоль!
Лоб у меня чесался. Я шоркал его рукавом рубашки, но его все равно щипало… Папка пощупал мой лоб.
— Горячий. Прямо огонь! Твоя энергия перешла в дрова. Жаркие будут. Понял теперь, что такое огонь?
— Это движение. В пламени сильно двигаются какие-то частицы. Они и являются огнем. Движение. Понимаешь?
Мы еще кололи дрова. Потом, когда папка сам устал, то сказал мне:
— А теперь я тебе открою тайну имен.
Тьфу, я с этими чурками забыл про всякие имена. Совсем из головы вылетели!
— Враг Сучковатых Чурок и Друг Топора – вот что значат эти имена.
— Ну и выдумщик ты, папка!
Я присел на горку поленьев. Чую, как по рукам моим, там, за кожей, бегает кровь. Мне захотелось прилечь на поленья и уснуть. Законно уснуть, как добытчику огня.
Что в жизни зло, что в жизни мило —
Сумел он мудро нам сказать.
Жив на Руси Иван Шумилов,
Писатель — Божья благодать!
Век мужества и правды Ивана Шумилова: столетний юбилей писателя-земляка
Столетний юбилей писателя-земляка это важный рубеж в истории и культуре Павловского района, значимое событие для литературы Алтайского края.
К юбилею писателя в Павловской модельной библиотеке им. И. Л. Шумилова развернута фотодокументальная выставка «И вся земля была ему наследством…» и экспозиция художественных работ павловских художников Сергея Астраханцева, Владимира Штерклоф, Валентины Чуликовой, которые написаны по мотивам произведений Шумилова, портрет писателя и виды малой родины – Ильинки и Павловска.
Модельной библиотекой им. И. Л. Шумилова был объявлен межрайонный литературно-художественный конкурс «Читаем книги Ивана Шумилова», в котором приняли участие 95 человек из Павловского, Ребрихинского, Шелаболихинского,Тюменцевского, Первомайского районов Алтайского края, две работы присланы на конкурс из республики Белорусь.
Открытие литературного праздника Шумиловские чтения состоялось 3 октября в ГМИЛИКА. Директор музея Игорь Коротков, открывая праздник, отметил, что имя Шумилова занимает достойное место на литературной карте Алтая и столетний юбилей писателя проходит в атмосфере повышенного читательского интереса к его литературному творчеству.
Надежда Торопова, директор Павловской модельной библиотеки им. И.Л. Шумилова, рассказала о проекте «Век мужества и правды Ивана Шумилова», который получил грант Губернатора Алтайского края в сфере культуры, представила библиографический указатель «Иван Леонтьевич Шумилов», подготовленный библиотекой в рамках проекта.
К юбилею писателя в издательской серии «Издания для детей» по заказу Правительства Алтайского края издана новая книга Шумилова «Что такое огонь». Директор Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской Людмила Санкина как редактор-составитель представила книгу и вручила книги детям и внукам писателя.
Павловский район представил большую тематическую программу. Ведущая Ирина Сливцова рассказала об основных этапах жизни писателя. Много говорилось о преемственности традиций семьи Шумиловых, о том, что род Шумиловых продолжается: у Ивана Леонтьевича уже 7 внуков и 7 правнуков. Душевными и трогательными были выступления детей писателя: Людмила Ивановна прочла рассказ «Родился сын», опубликованный в 1955 году в сборнике «Эстрада», Ольга Ивановна рассказала о письмах Ивана Леонтьевича из Ялты, Владимир Иванович спел любимую песню отца. Правнучка Ивана Леонтьевича Света Сиротина исполнила на рояле Сонату Иосифа Гайдна, а внук Илья Сиротин исполнил на гитаре романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду».
4 октября чтения продолжились в Павловском районе. Большой писательский десант прибыл в школы района: встречи алтайских писателей со школьниками в формате «Урок ведет писатель» прошли в Прутской, Шаховской и Павловской СОШ. Школьники внимательно слушали и с живым интересом общались с Анатолием Кирилиным, Юлией Нифонтовой, Галиной Колесниковой, Ириной Гонюковой, Татьяной Кузнецовой, Владимиром Коржовым, Константином Сомовым, Анатолием Муравлевым и Александром Карповым.
В Павловске писатели вместе с семьей Шумилова возложили цветы на могилу Ивана Леонтьевича. Побывали в картинной галерее и посетили выставку художников города Барнаула по итогам «Боруновского пленэра».
Главной площадкой XVIII краевых литературных чтений стала сцена Павловской детской школы искусств, где прошла большая тематическая программа «Век мужества и правды Ивана Шумилова».
С приветственным словом выступил заместитель главы Павловского района Владимир Краснов.
Программа праздника была интересной и насыщенной: отрывок из рассказа Ивана Шумилова «Что такое огонь» прочитал ученик Павлозаводской СОШ Кирилл Колотов, детский образцовый коллектив Алтая хореографический ансамбль «Улыбка» (руководитель Т. Лель) перенес всех в военные годы, исполнив танец «Синий платочек», стихи Семена Ботвиника о войне читал студент Павловского аграрного техникума Денис Левандовский, в исполнении народного коллектива Алтая детской вокальной студии «Планета детства» (руководители Н. Углова и Ю. Баршева) прозвучала песня «Помни», песни павловских авторов Ирины Сливцовой и Валентины Чуликовой звучали в исполнении Надежды Бабиной и Елены Синеокой, до слез тронула песня «Эхо любви» в исполнении Валерия Самарского и Натальи Угловой.
И, конечно же, никого не оставили равнодушными выступления детей писателя и воспоминания его коллег и друзей, которые звучали в ходе праздника.
Надежда Торопова, директор модельной библиотеки им. И. Л. Шумилова, подвела итоги межрайонного литературно-художественного конкурса «Читаем книги Ивана Шумилова» и вручила подарки и дипломы победителям, представила библиографический указатель «Иван Леонтьевич Шумилов» и книгу «Что такое огонь».
Юлия Нифонтова представляла писателей, их выступления были яркими и душевными.
Анатолий Кирилин в своем выступлении, говоря о важности творчества И. Л. Шумилова для воспитания подрастающего поколения, о масштабности его личности, подчеркнул: «Шумилов для нас только начинается. Начинается и продолжается в той исследовательской работе, которую ведет Павловская библиотека, в пропаганде его творческого наследия, в сохранении и преумножении тех качеств, без которых невозможно называться настоящим Человеком».
С подарками и поздравлениями выходили на сцену делегации Шелаболихинского и Ребрихинского районов.
Завершится празднование столетнего юбилея Ивана Леонтьевича Шумилова в селе Ильинке Шелаболихинского района на родине писателя 15 октября.
В юбилейный год Павловская модельная библиотека им. И. Л. Шумилова выступила инициатором проведения краевой акции – единого библиотечного Дня «Дети Алтая читают Шумилова», которую прошла при поддержке Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской во многих городах и районах края.