Шумовые полосы по оси дороги для чего
Что такое шумовая полоса и зачем она нужна на дорогах
Буквально в каждом населённом пункте есть дорожные участки, которые отличаются повышенным уровнем опасности. Задача местных властей заключается в том, чтобы привлечь к ним внимание со стороны водителей автотранспортных средств.
Наиболее распространённым способом решения проблемы считается установка так называемого лежачего полицейского. Но всё чаще на отечественных дорогах появляются шумовые полосы.
Это специальный вид разметки, выполненной по особой технологии путём использования специальных материалов. Обычно они выступают над уровнем дорожного покрытия, располагается около переходов, возле опасных поворотов и в зонах повышенного риска для водителей и пешеходов.
Главная задача шумовой полосы заключается в том, чтобы снизить уровень аварийности и уменьшить число жертв в результате дорожно-транспортных происшествий.
Что нужно знать о шумовых полосах
Поскольку подобные решения появились сравнительно недавно, о шумовых полосах на автомобильных дорогах знают ещё не все автомобилисты и те, кто только собирается сесть за руль.
Спорить с тем фактом, что уровень безопасности на российских дорогах довольно низкий, бессмысленно. Основная масса дорог находятся в плохом состоянии, а водители активно нарушают действующие правила. Всё это ведёт к одному. А именно к авариям, ДТП, столкновениям, наездам на пешеходов и пр.
Чтобы бороться с такими проблемами, на российских автодорогах начала применяться шумовая разметка, которая наносится на дороги загородного и городского значения. Впервые о внедрении новых систем предупреждения водителей стало известно в 2012 году, когда и было принято решение установки шумовых полос. Фактически это альтернатива уже привычным лежачим полицейским, которые во многом себя не оправдывают, а их реализация стоит достаточно дорого.
Согласно опубликованным статистическим данным, на организацию одного лежачего полицейского требовалось затрачивать около 200 тысяч рублей. Это солидная сумма даже с учётом бюджета крупного города. Поскольку дорог много, и на множестве участков требуется положить полицейского, затраты на организацию внутригородских дорог были внушительными. Для сравнения шумовые полосы стоят в 2 раза меньше.
Поскольку специальную разметку рассматривают как альтернативу лежачему полицейскому, не сложно догадаться, для чего нужна подобная шумовая полоса. Речь идёт о специальном средстве организации движения, выполненном в виде искусственных неровностей. Обычно это выемки или небольшие возвышенности. Шумовая разметка представляет собой чередующиеся полосы, способствующие возникновению вибраций подвески авто и повышению уровня шума при проезде по ней. Водитель в салоне ощущает эти вибрации, получая тем самым предупреждение о том, что он приближается к потенциально опасному участку автодороги.
Зачем нужны шумовые полосы и где они используются
Учитывая постепенное внедрение такого решения, автомобилисты не до конца понимают, зачем подобные шумовые полосы нужны на внутригородских дорогах и особенно на трассах.
Разметка, способствующая возникновению шумового эффекта при проезде по ней, считается действенным решением, направленным на повышение уровня безопасности движения. Подобную практику широко используют во многих странах мира.
Важной отличительной особенностью шумовой разметки в сравнении с лежачим полицейским является тот факт, что последний способен существенно навредить подвеске транспортного средства. Особенно подвеска машины страдает, когда водитель случайно или преднамеренно не сбросил скорость, и проехал через препятствие. А полосы лишь создают небольшие вибрации, что на состоянии самого транспортного средства никак не сказывается.
Принято считать, что шумовые полосы применяются исключительно перед пешеходным переходом. Но это лишь одна из областей их применения. Их широко используют на всех участках, которые считаются опасными и характеризуются повышенной интенсивностью движения. Ещё шумовые разметки применяются на отрезках дороги, когда требуется срочно поменять направление своего движения или же сбросить скорость.
В пределах города полосы с шумовым эффектом встречаются не так часто. Это обусловлено тем, что звук и вибрации на скорости менее 60 километров в час ощущаются плохо. Действительно высокая эффективность достигается при скорости более 80 километров в час.
В зависимости от конкретного типа шумовой разметки, она используется на различных участках автомобильных дорог.
Применение поперечных полос распространяется на следующие зоны:
Также выделяют продольные полосы. Их можно встретить в 2 ситуациях:
Отдельно рассматриваются участки, где устанавливать подобные полосы запрещено.
Согласно российским правилам и нормативам, шумовые полосы нельзя располагать на:
Объективно актуальность установки шумовой разметки или шумовых полос возрастает на тех участках, где наблюдается повышенное скопление людей. Потому их можно часто встретить около детсадов, школ и образовательных учреждений.
Специалисты отмечают высокий уровень эффективности специальной разметки с шумовым эффектом при обустройстве загородных трасс. Причём это касается дневного и ночного времени суток. Из-за вибраций повышается концентрация водителя. Если человек вдруг уснул за рулём или начал погружаться в сон, наезд на полосу разбудит его.
Правильно установленные ограничители практически не создают никакого вреда для транспортного средства. Но случаются и исключения, когда возвышенности оказываются слишком высокими, а выемки глубокими. Регулярный проезд по ним всё же может навредить подвеску автомобиля. Но ущерб будет меньше, нежели в случае с лежачими полицейскими.
Разновидности и классификация полос
Шумовые полосы классифицируют в зависимости от их расположения на дорожном полотне. В итоге выделяют 4 основных типа разметки.
Есть и другая классификация, в которой отталкиваются от материалов изготовления специальных шумовых полос и технологии их организации.
В России применяется 4 варианта материалов и технологий.
Следует обратить внимание на один нюанс. Если метод фрезерования позволяет создать продольные и поперечные шумовые полосы, то холодный пластик, термопластик и материал противоскольжения пригодны исключительно для поперечных шумовых элементов на дорогах.
Когда дорожные выступы имеют большую высоту, шумовая полоса заменяется на структурную дорожную разметку. При этом её функции и задачи остаются аналогичными. Структурную разметку делают на основе термопластика или холодных полимеров. Нанесение осуществляется не сплошным слоем, а отдельными фрагментами. Внешне это напоминает крупные застывшие капли.
Предъявляемые требования
На автомобильных дорогах федерального значения активно наносится специальная шумовая разметка. При этом применяются различные материалы, включая:
Чтобы организовать подобную разметку, требуется использовать специальную технику и современные технологии. Одними из таких считается спреевое нанесение термопластика, а также экструдерная безвоздушная обработка краской.
Все требования, касающиеся шумовых полос или шумовой разметки, изложены в ГОСТе под номером Р526052006.
При этом эксперты выделяют несколько ключевых условий. Они говорят о необходимости создания долговечной и эффективной разметки, которая будет хорошо видна в любое время суток, а также гарантировать высокий уровень безопасности.
Ещё предъявляются повышенные требования к взаимодействию покрытия и автомобильного колеса. Не допускается применение материалов, которые могут способствовать увеличению скольжения при наезде на полосу и при торможении на ней.
Мировой опыт наглядно доказал, что применение шумовой разметки является сравнительно недорогим, но достаточно эффективным способом реально снизить аварийность на дорогах. Тут важно соблюдать технологию нанесения и применять действительно высококачественные материалы.
Шумовые полосы по оси дороги для чего
Дороги автомобильные общего пользования
Automobile roads of general use. Rumble strips. Technical requirements
Дата введения 2015-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью» Центр инженерно-технических исследований «Дорконтроль» (ООО ЦИТИ «Дорконтроль»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации 418 МТК «Дорожное хозяйство»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 октября 2014 г. N 71-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 184-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33025-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на шумовые полосы, применяемые в качестве элементов обустройства на автомобильных дорогах общего пользования по ГОСТ 32846-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», и устанавливает технические условия к вновь устраиваемым шумовым полосам.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.3.005 Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.011 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.103 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 30412 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 56925-2016.
ГОСТ 32753 Дороги автомобильные общего пользования. Цветные покрытия противоскольжения. Технические требования
ГОСТ 32754 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия цветные противоскольжения. Методы контроля
ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
ГОСТ 32830 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования
ГОСТ 32846 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ 32945 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования
ГОСТ 32952 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Методы контроля
ГОСТ 32953 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 33151 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
3 Термины и определения, обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 шумовая полоса; ШП: Элемент обустройства на поверхности покрытия дороги либо непосредственно в слое покрытий конструктивных элементов дороги, вызывающий вибрацию элементов подвески автомобиля и повышенный шум, вынуждающий водителей снижать скорость движения и повышать внимание.
3.2 геометрические размеры ШП: Ширина и высота (глубина) ШП, интервал между элементами ШП.
3.3 функциональная долговечность ШП: Период, в течение которого ШП отвечает требованиям настоящего межгосударственного стандарта.
3.4 блок ШП: Поперечная ШП, состоящая из отдельных элементов ШП с промежутками между ними.
3.5 элементы ШП: Отдельные поперечные полосы, входящие в блок ШП или отдельные углубления продольной ШП.
3.6 комплекс ШП: Сочетание поперечных ШП (блоков ШП) в продольном направлении относительно оси автомобильной дороги на определенном расстоянии друг от друга.
3.7 опасный участок: Участок автомобильной дороги, на котором для обеспечения безопасности дорожного движения возможно устройство ШП.
4 Классификация
4.1 По расположению на автомобильной дороге ШП делится на:
— поперечную, применяемую в поперечном направлении проезжей части автомобильной дороги;
— продольную, применяемую вдоль краевой или разделительной полосы проезжей части.
4.2 По виду применяемого материала и технологии устройства ШП делится на:
— выполненную из термопластиков и холодных пластиков для горизонтальной дорожной разметки по ГОСТ 32830 со световозвращающей поверхностью;
— выполненную из цветных покрытий противоскольжения по ГОСТ 32753;
— выполненную методом фрезерования дорожного покрытия.
4.3 Допускается применять другие материалы и технологии для изготовления ШП, обеспечивающие выполнение требований настоящего стандарта.
5 Технические требования
5.1 Основные показатели
5.1.1 ШП следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего межгосударственного стандарта.
5.1.2 Отклонение от проектного положения ШП должно быть не более:
5.1.3 Ширина поперечной ШП, выполненной из цветных покрытий противоскольжения, должна составлять (1,00±0,05) м. ШП, выполненная из материалов для горизонтальной дорожной разметки, должна состоять из блока, включающего в себя четыре элемента шириной (0,15±0,01) м или пять элементов шириной (0,10±0,01) м с равными промежутками между ними (см. рисунок 1).
5.1.4 Высота поперечной ШП над уровнем проезжей части должна составлять от 5 до 10 мм включительно. При этом край поперечной ШП (включая элементы блока ШП) должен иметь скос (уклон) со стороны направления движения транспортных средств (см. рисунок 2). Отношение высоты поперечной ШП (f) и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие (e) должно составлять от 0,5 до 1,0.
Предупреждение с подвохом: что собой представляет шумовая разметка
Шумовую разметку используют на дорогах уже полвека. Продольная помогает будить задремавших на трассе, когда машина уходит на обочину, поперечная позволяет встряхнуть водителя перед опасным участком.
На многих российских дорогах шумовые полосы стали аналогом лежачих полицейских, хотя ГОСТом это не предусмотрено. Жалея подвеску, водители их объезжают по обочине и даже по встречной.
Майк Миханзон, водитель: «Положили нечто, не похожее ни на лежачие полицейские, ни на шумовые полосы. В поперечнике они выглядят как прямоугольники достаточно высокие, которые очень бьют по подвеске».
В соседней Белоруссии шумовую разметку часто наносят перед въездом в населенные пункты. В России их щедро укладывают и в городах, вызывая возмущение жителей окрестных домов.
Городская улица, 3 блока шумовых полос. Первый за 67 метров до перехода, второй через 30 метров, следующий еще через 20. От него до зебры 17 метров. После первого предупреждения никто не сбрасывает скорость подумаешь, тряхануло. После второго водитель уже начинает искать опасность, видит впереди переход.
Шумовые полосы сделаны из термопластика, сами по себе скользкие. Первую и вторую можно проехать, они сработали как предупреждение, а после тормоз в пол. На шумовых полосах тормозной путь стал длиннее на 3 метра, у бюджетной малолитражки всего на 10 сантиметров, а машина без АБС укатилась на 2 метра дальше. И это на скорости 60 километров в час, а в городе все давно летают под 80.
На неровностях подпрыгнувшее колесо блокируется раньше, чем при торможении на ровной дороге. Блок управления АБС подает команду ослабить усилие на колодках. Когда колесо приземляется, сцепление с дорогой восстанавливается, но сила торможения уже не так эффективна.
Денис Загарин, руководитель Центра испытаний ФГУП НАМИ: «Современный автомобиль, современные алгоритмы АБС, безусловно, учитывают такие нюансы. Но, тем не менее, мы в своей практике точно так же наблюдали удлинение тормозного пути за счет того, что колесо начинает подскакивать над поверхностью асфальта, соответственно, АБС начинает работать совершенно по другим алгоритмам. В нашей практике удлинение составляет от 15 до 25% для любого автомобиля».
На мокром асфальте тормозной путь всегда больше. Коэффициент сцепления шин с покрытием ниже почти в два раза. Тормозной путь автомобилей на ровном мокром асфальте вырос разброс от 1 до 4,5 метра. У машины без АБС увеличился на треть 21 метр.
На мокрой разметке поведение автомобилей обескуражило. остановился быстрее, чем на сухом покрытии, а современная бюджетная машина и вовсе показал тормозной путь меньше, чем на ровном сухом асфальте. И лишь старая малолитражка сюрприза не преподнесла у нее самый длинный тормозной путь, он завершился на зебре.
Денис Загарин: Расстояние от таких полос до пешеходного перехода строго регламентировано, и это делается не зря. Оно рассчитано под городские скорости движения. Или в загородном режиме они несколько другие, расстояние удлиняется, чтобы торможение происходило не на разметке и асфальте, а исключительно на однородной поверхности, в данном случае это асфальтобетон.
Эксперимент показал, что шумовые полосы, уложенные прямо перед зеброй, опасны, прозевавшему внезапного пешехода водителю остановить машину на них еще труднее, особенно на мокрой дороге, а тем более при гололеде. Даже при наличии умной электроники результат торможения может быть печален.
Если шумовые полосы это предупреждение, то хотелось бы получать его раньше, а чтобы эта разметка была безопасна, от нее до зебры должно быть хотя бы метров 20 ровного асфальта для экстренного торможения, но в любом случае смотреть нужно в оба.
Шумовая разметка: что это и зачем она нужна?
Шумовая разметка: что это и зачем она нужна?
Эта наземная конструкция хорошо себя зарекомендовала. С ее помощью существенно снижается риск аварий. С 2012 стали применять ИДН в связке с шумовыми разметками.
Шумовая разметка: сфера применения и ключевые задачи
Название преграды связано с особенностями покрытия – в процессе монтажа используются специальные составы. Когда автомобиль заезжает на поверхность, появляется характерный звук и вибрация. Машины буквально пружинят на гравии – появляется характерный вибрационный звук из-под колес, а сам кузов мелко трясет. Изменения безопасны для средства передвижения, но в тоже время хорошо ощутимы водителем. Такие спецэффекты – сигнал к тому, что необходимо снизить скорость передвижения в этом участке пути.
Дислокация шумовой разметки: оптимальные зоны размещения
Расположение разметки соответствует тому, где принято использовать лежачих полицейских:
Изначально предупреждающая разметка размещалась исключительно перпендикулярно дорожному полотну. Но со временем монтаж стал появляться и на других участках: вдоль дороги в зоне обгона, по кромке рядом с обочиной.
Эффективность инструмента полностью себя оправдывает. Однако есть один нюанс – вибрационные и шумовые свойства заметны исключительно на скорости от 80 км/час. То есть, шумовая разметка рассчитана на транспортные средства, движущиеся на высокой скорости. Если скорость низкая, то эффект практически не заметен. Поэтому монтаж производится, преимущественно, за городом, на объездных трассах, автомагистралях и автобанах. В черте города они встречаются довольно редко.Здесь чаще всего встретишь стандартные «лежачие полицейские». Они эффективно справляются с поставленными перед ними задачи при любой скорости движения ТС.
Обратите внимание! Специфика покрытия обеспечивает звуковой и вибрационный эффект, чтобы предотвратить негативные последствия, закон запрещает монтаж шумовой разметки в следующих зонах:
Виды и особенности шумовой разметки
Существует несколько видов разметки. Классификация покрытия базируется на дислокации:
Помимо целевого назначения, шумовые разметки отличаются материалом изготовления. Здесь также присутствует 4 типа покрытия:
Обратите внимание! Только фрезерованные полосы можно монтировать продольно и поперечно. Все остальные методы укладки подразумевают только поперечный монтаж.
Технология нанесения шумовой разметки всегда базируется на определенных техниках. Монтажом занимаются дорожные службы, оснащенные необходимым оборудованием. При проведении дорожно-строительных работ не предусмотрен ручной труд. Что же касательно технологии нанесения, то тут лидирует спреевое нанесение. Метод подразумевает, что материал наносится безвоздушным способом. Фактически, это экструдерный метод окрашивания, адаптированный под исходный материал.
ГОСТ стандарты для шумовой разметки
Проектирование и монтаж аналогового решения регламентируется государственным законом Р526052006. В соответствии с нормативно-правовым актом, разметка должна соответствовать следующим правилам:
Шумовая разметка – это эффективная и безопасная альтернатива стандартным лежачим полицейским, но увы не замена. Установка ШР на объездных и региональных трассах позволяет обезопасить участников движения, а также снижает расход государственного бюджета на установку полицейских. Но все это справедливо только в той ситуации, когда в качестве основы используются хорошие материалы, пигменты, а монтаж проводится квалифицированными специалистами дорожной службы
Чем опасны для жизни шумовые полосы на дороге
В нашей стране искусственные неровности начали использовать для обозначения подъезда к опасному участку шесть лет назад. Это рассматривалось в качестве альтернативы «лежачим полицейским», которых так ненавидят водители, потому что они нещадно уродуют подвеску автомобилей.
Шумовые полосы представляют собой ряд поперечных неровностей на проезжей части высотой от полутора до трех сантиметров. Чаще всего они изготавливаются их щебня или пластичных материалов. Встречаются полосы и в виде канавок в бетонных покрытиях.
В отличие от «лежачих полицейских», такие мелкие неровности наносят гораздо меньше вреда подвеске, зато при пересечении их на высокой скорости водитель получит сигнал о необходимости снизить скорость. Тут, правда, напрашивается логичный вопрос: а все ли, получив такой сигнал, нажмут на педаль тормоза? Ответ очевиден — далеко не все.
Следовательно, о функции принудительного снижения скорости у шумовых полос говорить не приходится, так как надеяться остается лишь на совесть, темперамент и адекватность водителя. Конечно, для особо продвинутых «летчиков» и «лежачий полицейский» не указ, но, согласитесь, он напугает гораздо больше, чем безобидная вибрация на руле от мелких канавок на дороге.
Мало того, согласно ГОСТу Р 52766−2007, минимальное расстояние между опасным участком и ближайшей к нему шумовой полосой должно составлять всего лишь три метра. Даже если на этом участке разрешенная скорость 30 км в час, трех метров маловато будет, чтобы успеть во время притормозить. А ведь чаще всего шумовые полосы устанавливают перед нерегулируемыми пешеходными переходами рядом со школами и детскими садами, где речь идет о жизни и здоровье детей.
Конечно, в таких местах ограничена максимальная скорость, и о наличии шумовых полос всегда предупреждают дорожные знаки «искусственная неровность». Однако ни для кого не секрет, как в реальности у нас соблюдается скоростной режим. В общем ситуация до боли знакома: хотели как лучше, а получилось, как всегда…