Швейные войска что это
Швейные войска
«Швейные войска»/»швейно-галантерейные войска» — субкультурное молодежное армейское поветрие в советской, ныне в российской армии, своеобразная солдатская мода выраженной сутью которой является наличие гипертрофированных как размером так и числом элементов украшения солдатской парадной и даже повседневной военной формы. Помимо России явление в той или иной степени распространено в бывших республиках Советского Союза, например на Украине и в Казахстане.
Содержание
Суть [ править | править код ]
Основные элементы украшения:
В целом солдатская форма часто оформляется по собственному усмотрению в стиле «кто во что горазд», и украшается богатой вышивкой белым, красным, синим или золотым шнуром. Кокарды, пряжки и пуговицы полируются до зеркального блеска. Нередко изготовляются высокие «стоячие» воротники с толстой, до 1 см подшивой прошитой по-дембельски крупными стежками черной нити. Дополнительно украшаются вышивкой места для значков, сержантские лычки. Нередко украшаются сапоги, которые часто обрезаются, подковываются стальными шариками или обрезанными дюбель-гвоздями.
Оценки армейской солдатской моды как явления [ править | править код ]
Подобная солдатская мода в основном рассчитана «на выход», то есть на демобилизацию/увольнение в запас. Носят ее буквально несколько дней в самой воинской части перед самым увольнением близ казармы или в расположении. На развод не надевают, так как эта дембельская форма является частью неуставного поведения. Также в этой форме не едут домой, так как военный патруль имеет право задержать/арестовать солдата в таком виде. Форму эту обычно складывают в чистый пакет и везут в сумке. По приезду домой эту форму часто надевают для встречи с друзьями, девушками и родными, и веселятся на встрече, в том числе на пьянках «за встречу из армии». Фактическое предназначение такой формы, это фотографирование на память в армии и в первые дни «на гражданке». Основными недостатками такой моды являются отсутствие вкуса и чувства меры при изготовлении некоторых элементов данной одежды, так как часто вместо аккуратного торжественного стиля получается нелепость, и форма такая идет ее владельцу «как корове седло». Не меньшей нелепостью и позором также является участие владельца формы в «полном облачении» в любого рода драках, в том числе и пьяных, а также попадание в подобном непотребном виде в вытрезвитель, полицию, или банальное валяние под забором в пьяном угаре, при полной амуниции и с «подливой в штанах».
Причины появления солдатской швейной моды [ править | править код ]
Причины судя по всему имеют в своей основе чисто психологическую подоплеку. Солдаты это винтики армейской машины, солдаты бесправны, солдаты тяжело работают, казарменная атмосфера не есть комфорт. Плюс сюда и разница между родами войск в которых срочники проходят службу, и среди родов войск есть более или менее престижные. Отсюда комплекс неполноценности и желание компенсировать его. Например рядовые инженерных войск, а попросту «стройбат» или «землекопы» чаще изготавливают подобную парадную дембельскую форму чем например рядовые и сержанты срочной службы Воздушно-космических сил.
Специальные замечания [ править | править код ]
Существование подобного явления в армейской солдатской культуре означает и существование потребности простых солдат в том чтобы их заметили, чтобы на них обратили внимание, чтобы у них была красивая парадная форма. В настоящее время такой парадной формы нет, а есть суррогатные варианты не отвечающие требованиям военной эстетики. Отсюда важно создать такую форму чтобы солдаты по окончании срока службы ее получали и их потребности выглядеть красиво были удовлетворены. Солдаты в армии не отдыхают, а часто тяжело и непродуктивно физически работают, отдавая свой труд стране. Страна обязана благодарить своих солдат за службу, в том числе и отличной, красивой, эстетически стильной и долговечной парадной формой, и задача создать такую форму актуальна.
Возвращались в родные края дембеля!
Посвящается всем дембелям, которые несли тяжелую службу на благо Отечества.
Дембель — это не просто статус, это состояние души того, кто заканчивает свою срочную службу в армии или на флоте. Это вольная птица, летящая домой. Как «усталая подлодка из глубины». Но он не может просто взять и уехать домой по уставу, иначе это не будет праздником души. Из части солдат увольняется в нормальной форме, а в родном городе или селе надевает такой дембельский «прикид», который, как и платье для Золушки, годится на один «бал». И этот день ему запомнится на всю жизнь. Чувство свободы, радость родителей и друзей, крепкие объятия и поцелуи любимой девушки. По традиции одетый с иголочки в новую дембельскую форму солдат идёт по родной улице, встречает друзей и знакомых, все рады его видеть, все им восхищаются и пожимают ему руки. Праздничная встреча, организованная родными и друзьями в честь возвращения солдата из армии, — это своего рода вливание в жизнь «на гражданке».
Дембель бывает лишь один раз в жизни, да и то не у всех.
Готовясь к своему дембелю, многие не справляются с желанием украсить свою военную форму. Домой надо же вернуться красиво, даже с шиком. И долгими ночами в каптерке или комнате отдыха плетутся шелковые аксельбанты, нашиваются самодельные золотые погоны, бархатные подворотнички, вытачиваются надфилями из монет эмблемы родов войск. Носят такую форму всего несколько дней в самой части перед увольнением, близ казармы или в расположении. На развод её надевать нельзя, так как подобная форма относится к неуставному поведению. Домой в ней ехать тоже нельзя, так как военный патруль имеет право задержать военнослужащего в таком виде. Остаётся сложить всю красоту в чистый пакет и везти в сумке. Реальное предназначение такой формы — это фото на память в армии и в первые дни «на гражданке».
В Советской Армии над парадной военной формой тоже изощрялись со страшной силой, делали из неё некое подобие формы генералов царской армии. Расшивали китель и брюки, кропотливо «присобачивали» матрас-подшиву на воротник с непременными стрелками по сроку службы. А ещё в ход шли погоны с эполетами, шнуры, шевроны, значки и прочие безделушки. Сапоги обзаводились шнурками и кисточками, расписывался ремень, ворс шинели начесывался на 2-3 сантиметра. Изготавливались лычки из амальгамированной меди, вырезанные из оргстекла и латуни эмблемы на петлицы, шевроны, лампасы на брюки. Отглаженные ботинки получали покрытие «лунное мерцание».
В общем, мысль солдата при окончании службы границ не знает.
Рассматривая старые фотографии, понимаешь, что советские дембеля — это просто образчик уставного отношения к форме. Элегантный «дипломат» в руках, с сувенирами родным и дембельским альбомом. Немного китель расстегнут и фура на затылке — так это же дембель! И, заметьте, ни у кого руки в карманы не засунуты. Учили же когда-то, и уважение к форме было. Да, вставки делались разным способом. Подшива — целлофан, во много слоёв, и утюгом приглаживали. Из фуражки доставали пружину, резали её и два куска в края погона вшивали для придания формы. Можно ещё в погоны вставить куски от распиленных корпусов стрелянных «шмелей». А кто и по-простому чуть погоны на парадке скруглил да лычки через красную ниточку, сапоги прогладил ваксой для формы и каблук подработал маленько.
К предстоящему дембелю, который был неизбежен, как восход солнца, боец начинал готовиться чуть ли не за полгода до демобилизации, и сопровождалось это целым рядом ритуалов. Кроме подготовки дембельской формы, немаловажную роль играл и дембельский фотоальбом. Раньше его обтягивали бархатом или просто шинелью и украшали выпиленными медными буквами. А если на фото в кадр «случайно» попало что-то, не положенное для фотографирования, то это вызывало особую гордость владельца альбома.
В советские времена с дембельским поветрием украсить форму в частях ревностно боролись офицеры по воспитательной работе. Сейчас практика украшательства сошла на нет благодаря патрулям, карающим за нарушение формы одежды, и командирам в частях, запрещающим военнослужащим издеваться над формой.
Психологи считают, что желание так «разукрасить» форму, судя по всему, имеет свои причины. Осознавая себя винтиками в механизме армейской машины, солдаты чувствуют свою бесправность, особенно в казарменной атмосфере, после ежедневных тяжелых работ. А разница среди родов войск, в которых срочники проходят службу, где есть более или менее престижные, накладывает свой психологический отпечаток. Отсюда и «комплекс неполноценности», и желание его чем-то компенсировать. Бытует мнение, что украшательством формы занимаются те, кто «оружие только на присяге держал».
В Минобороны утверждают, что большинство уволенных в запас срочников возвращается домой в форме. Десантники, разведчики, морпехи, моряки, пограничники — обязательно. Грех не покрасоваться хотя бы день перед подругами, друзьями, родственниками и соседями в голубом или черном берете, зеленой фуражке или бескозырке. А как не показать народу свои награды и знаки отличия? Пусть видят, что служил не зря. Многие бережно хранят атрибуты своей службы десятилетиями. Ни один день десантника, пограничника или военно-морского флота не обходится без массового появления бывших служивых всех возрастов и социальных положений в боевых головных уборах.
Для дембелей это постоянные размышления на тему «как сделать дембельскую форму». А спрос, как известно, рождает предложение. В последнее время появилась масса предложений по продаже готовой дембельской формы, сделанной на заказ для любого рода войск частными ателье. Модельеры встречают дембелей с размахом, демонстрируя свои дизайнерские работы на условиях конфиденциальности.
Фото формы на заказ
Но дембельская мода порой впадает в крайности и способна превратить военную форму в помесь гусарского и маскарадного костюма. Кроме как «бессмысленной и беспощадной», такую моду никак не назовешь. Подобные явления означают существование потребности простых солдат в том, чтобы у них была красивая парадная форма, чтобы на них обратили внимание окружающие. В настоящее время такой парадной формы нет, но есть её самодельные «вариации», не отвечающие требованиям военной эстетики. Это течение солдатской моды в народе прозвали «швейные войска». Суть её в наличии на солдатской парадной и даже повседневной военной форме гипертрофированных элементов украшения. Форма украшается богатой вышивкой белым, синим, красным или золотым шнуром. Кокарды, пряжки и пуговицы полируются до зеркального блеска. Изготовляются высокие «стоячие» воротники с толстой подшивой до 1 см, прошитой крупными стежками черной ниткой. Украшаются вышивкой сержантские лычки и места для значков. Сапоги обрезаются, подковываются стальными шариками или обрезанными дюбель-гвоздями. В результате перед нами предстают весьма яркие примеры такого владения иголкой и ниткой, что понимаешь: в школе на уроках труда мальчикам нужно выделять меньше часов на изучение вышивания. Некоторым идея украшательства приходится настолько по вкусу, что от этого страдает не только военная форма, но и эстетическое восприятие окружающих. Кроме России, это явление получило распространение в бывших республиках, на Украине и в Казахстане.
Швейные войска
Этот неписанный уставами солдатский обычай — задолго и тщательно готовиться к увольнению в запас — соблюдается уже многие десятилетия. Альбом с фотографиями, обтянутый шинельным сукном, украшенный карикатурами с армейской тематикой, а главное — солдатская форма, приукрашенная в меру личной фантазии, — просто обязательны.
Такая одежда не предназначена ни для армейских будней, ни для военных праздников. Она соответствует только душевному состоянию одного человека — ее хозяина. Ее миссия достаточно скоротечна: продемонстрировать родным, близким, знакомым и, естественно, девушке, что солдат, честно и по-мужски отслужив, наконец-то дома. Эксклюзивная дембельская форма дает большой простор авторской фантазии. Здесь гораздо проще переборщить, выразив вместо оригинальности дурной вкус.
Что можно о ней сказать? Такую форму прячут от начальства. Подобный полет творческой фантазии командир гарантированно не поймет.
Какая она? Во-первых, автоматически включает в себя доработки: обшитые бархатом погоны, клапаны карманов, рукава, замененные пуговицы, нетипичные для рода войск шевроны, края формы обшиты белым кантиком, переделанные под эполеты погоны, объемные подкладки под погоны, обилие значков, аксельбанты.
Ее создание — это свое-образный китч, попытка стилизовать обычную солдатскую форму для придания ей экстравагантности и крикливости.
Традиция вернуться домой в дембельской форме берет свое начало с советских времен. Причина ясна: солдаты ждут дня увольнения в запас, мечтают о нем, как о празднике… Он знаменует собой изменение их ритма жизни с регламентированного службой на личный. Люди, возмужавшие в армии, грезят о будущем обустройстве своей жизни: работе, благосостоянии, женитьбе, но прежде… должен состояться дембель.
Тот, кто служил срочную службу, знает: не столь тяжело подготовить такую военную одежду, как сберечь ее.
Воинский устав дает право начальникам следить за соблюдением подчиненными формы одежды. Командиры должны периодически проверять личные вещи солдат и сержантов, изымая предметы, не предусмотренные уставом. Теоретически в группу риска попадает и дембельская форма. Обычно ее хранят в ротной кладовой (каптерке) в тайнике. Командиры частенько изымают и уничтожают такую одежду. Хотя, наверное, разумный начальник постарается не заметить этой мелочи, посмотрит на нее сквозь пальцы, тепло поблагодарит солдата за службу, подскажет обалдевшему от счастья дембелю, как без проблем добраться домой.
С другой стороны, изъятие дембельской формы начальником оправданно, если та предполагает явный стеб.
Любопытно, что поддержание традиции эксклюзивной дембельской формы — плюс для армии! Скажем, в лихие девяностые многие отслужившие ехали домой в гражданской одежде. А если дембеля едут домой в форме, то это свидетельствует о престиже военной службы. Иными словами, солдат, соблюдающий эту традицию, фактически демонстрирует свою лояльность к армии, выражая в доступной ему форме гордость самим фактом своей службы.
Дембель вернулся из армии в родной город. Раннее утро. Идет он по еще пустой главной и в принципе единственной улице, радостно-вдохновленный такой…
Весна, знаете ли! Подходит к цветочной палатке:
— Здравствуйте, тетя Маня!
— Ой, Ванюша, никак из армии вернулся! А возмужал-то как!
— А дайте мне, теть Мань, самую большую и красивую розу…
— Ээээ… Ты для Катьки что ли?
— Ну, как бы тебе сказать… замужем она, Вань…
Армия. Уходит дембель.
— Ну, присядем на дорожку… Духи — 20, а черпаки 10 раз!
Дембель Гриша, вернувшийся домой, еще по надписям в лифте понял, что Ира его не дождалась!
Призывавшийся в армию Гриша очень быстро понял, что кино «ДМБ» не комедия, а документальный фильм.
Дембель выходит из поезда и кричит:
— Ура! Гражданка! Гражданка! Гражданка!
— Что, солдатик, по гражданкам соскучился?
Приходит дембель домой в родное село, а его и спрашивают:
На утро в четыре часа звонит колокол. Все село сбежалось в ужасе. Дембель вышел и кричит:
— Мы с батей за дровами, остальные — разойдись!
Идет по улице демобилизованный солдат. Тут две бабки к нему:
— Сынок, мы на вокзал правильно идем?
— Нет, бабульки, неправильно: носок не тяните, строй не держите!
В. Хан
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Швейные войска что это
Вот, все эти дни хожу на работу. Ибо так всё сложилось, что есть возможность работать, хоть и в несколько осложнённых обстоятельствах.
Вот такое вот одеяло с машинной вышивкой в стиле пэчворк и декоративные наволочки для подушек,
Различные прихватки, домашние приспособы, термогрелки для заварочных чайников
Ну, и конечно, маски для моих сотрудников и приятелей в подарок.
Просто в подарок. Принципиально не на продажу.
Да и много ещё чего. Ибо дома полный комплект всего для швейной мастерской для одного-двух человек. Вот и всё, пожалуй.
Швейные войска
Стоял солнечный апрельский денечек, мы тоже, типа, стояли, всем штрафбатом, на плацу, в честь проводов очередной партии выпускников нашей распиздяйской академии, как по-доброму именовал наше заведение начальник нашего регионального центра, кстати, по приказу которого и устроена была эта церемония вместо пары церемониальных поджопников выпускникам на КПП.
Выпускники были что надо, в полном параде с чемоданами наготове стояли перед строем, как говорится, во всей красе.
Но у нас не проходила граница Индии и Пакистана и оценить мастерство дизайнеров армейской моды было некому. Эти дизайнеры своими выходками запарили не только офицерский состав батальона, но и прославились своими успехами даже перед комбригом, за что неоднократно поощрялись им гауптическими вахтами, прямо с которых и были доставлены отдельные экспонаты.
При входе нашего главнокомандующего на плац громогласно прозвучала команда «Смирно», все вытянулись, офицеры приложили руки к головным уборам, специально отбежавший за трибуну Папа строевым шагом направился к Боссу, заиграл оркестр, все было красиво, но над всей этой красотой неизмеримо выше возвышались поистине феерические головные уборы дембелей, демонстративно стоявших в непринужденных позах, не обращая внимания на возмущенное шиканье замполита и начальника штаба.
Приняв доклад, Босс по своей устоявшейся традиции обошел строевым шагом с приложенной к головному убору руке весь строй бригады, за спиной строя дембелей, после чего также под оркестр вернулся к трибуне и дал знак вынести стол перед строем отслуживших.
Принесли стол, сопровождавший Босса офицер принес из УАЗика два чемоданчика системы «дипломат», наш замполит принес микрофон, и вот Третьяков обратился к дембелям.
Дембеля подбоченились, как-то даже постройнели, в отличии от их явно охреневших начальников.
К тому времени, когда Босс заканчивал эту фразу, бригада уже стояла согнувшись и ошпарив колени. В голос ржал даже Папа, и это была самая мощная награда за все вытерпленные им муки и унижения от этих пиздюков.
Подошел штабной автобус, открылись двери, печальные дембеля с наградами в руках направились мимо Шефа и Папы на посадку. Но тут в ситуацию вмешался отсмеявшийся начальник штаба. Со словами «А вот нихуя» он дал знак водителю автобуса ехать обратно в парк, махнул рукой и к трибуне подъехала традиционная мусоровозка. Принесли лестницу и красавцы начали грузиться в трешваген на глазах уже очумевшей от ржаки бригады.
Надо сказать, воспитательный эффект от его награждения был такой, что мода уродовать форму как-то прошла и больше не возвращалась. Да и церемоний я таких потом больше не встречал.